И если хочешь упокоиться, приобрети другом себе Господа, стань мертв для всякого человека. Сделайся рабом единого Владыки, тогда как сейчас ты в порабощении у многих. Кто пред Одним благоговеет, тот не убоится многих, лучше же сказать, многие убоятся одного. Для чего, чадо, уклоняешься с пути, который говорит: кто я? прах и пепел (Быт. 18, 27), и хочешь идти путем стропотным, полным скорбей и опасностей? Где оставил ты мои слова, хранимые для тебя день и ночь? Где ты был и где видишь себя преуспевающим? Где ты был и где я желаю быть тебе? Где ты теперь, потому что любишь начальствовать и неумолкающий язык свой не держишь на привязи? Где данные тебе мною заповеди? Не будут ли на тебя жаловаться? Плачь и проливай слезы, не предавайся любоначалию, ни в чем не равняй себя с другими; на иной путь обрати любовь свою; преселись из мира, войди наконец на крест, воспари от земли; отрясите прах от ног ваших (Мф. 10, 14), пренебреги срамотой, всякому человеку отдавай пред собою предпочтение; оплакивай своего мертвеца; вынь прежде бревно из твоего глаза (Лк. 6, 42). Созижди угрожающий падением дом твой. Возопи: Сыне Давидов! помилуй меня... чтобы мне прозреть (Мк. 10, 47, 51). Знай, что заграждаются всякие уста (Рим. 3, 19), и не ленись благодарить во всякое время; запри дверь твою для врага, пусть слова твои взвешиваются на весах (Сир. 21, 28), и двери твоей сделай запор (Сир. 28, 29); не засыпай в беспечности, чтобы не коснулось внезапно слуха твоего: вот, жених идет, выходите навстречу ему (Мф. 25, 6). И что тогда скажешь? Не время, я занят? Он упокоил тебя, а ты хочешь трудиться. Нет у тебя времени скорбеть, проливать слезы, плакать о грехах своих. Помни, что сказал Господь о дверях, что будут затворены (см.: Мф. 25, 10). Спеши, чтобы не остаться вне с юродивыми девами. Преселись помыслом из этой суетной жизни в другой век; отложи земное и взыщи небесного; оставь тленное и обретешь нетленное; беги мыслью от временного, а встретишь вечное; умертви плотские члены, чтобы жить совершенною жизнью. Знаешь, почему говорю, уразумей слова мои. Трудись над сим тщательнее и обретешь утаиваемые по Богу сокровища. Не посрами пред Богом седин человека, молящегося о тебе день и ночь. Не говори, брат: как все монахи, так и я.

http://pravoslavie.ru/2683.html

Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» ( Лк.10:41–42 ). Именно это одно есть только созерцание Бога, которое справедливо предпочитается всем заслугам праведности, всем упражнениям в добродетелях. Точно, все то, что было в апостоле Павле, как мы сказали, не только хорошо и полезно, но и велико и преславно. Но как олово, которое имеет некоторую долю пользы и блеска, в сравнении с серебром гораздо дешевле, а ценность серебра уменьшается в сравнении с золотом; также и само золото ставится гораздо ниже драгоценных камней, а блестящая белизна одной жемчужины превосходит множество и самых драгоценных камней – так и все заслуги святости, хотя не только для настоящей жизни хороши и полезны, но и вечное блаженство приобретают, однако если сравнить их с заслугами божественного созерцания, то окажутся маловажными и, так сказать, менее ценными. Это сравнение подтверждает и свидетельство Св. Писания, которое вообще о всем, сотворенном Богом, говорит: «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт.1:31 ). И еще: все, что Бог сотворил, хорошо в свое время ( Сир.39:41 ). Если бы мы захотели эту мысль подтвердить более ясными свидетельствами, то указали бы, что в Евангелии многое называется добрым: и дерево доброе, и сокровище доброе, добрый человек, добрый раб, ибо говорится: «не может дерево доброе приносить плоды худые» ( Мф.7:18 ); «добрый человек из доброго сокровища выносит доброе» ( Мф.12:35 ); «хорошо, добрый и верный раб!» ( Мф.25:21 ). Нет сомнения, что все они сами по себе добры. Но если рассматривать в отношении к благости Божией, то никто из них не будет признан добрым, как говорит Господь 24 : «никто не благ, как, только один Бог» ( Лк.18:19 ). В этом отношении и апостолы, которые по важности избрания во многих отношениях превосходили благость рода человеческого, называются злыми, как говорит им Господь: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк.11:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Сир.43:18 Голос грома Его приводит в трепет землю, и северная буря и вихрь. Сир.43:19 Он сыплет снег подобно летящим вниз крылатым, и ниспадение его – как опускающаяся саранча; Сир.43:20 красоте белизны его удивляется глаз, и ниспадению его изумляется сердце. Сир.43:21 И как соль, рассыпает Он по земле иней, который, замерзая, делается остроконечным. Сир.43:22 Подует северный холодный ветер, – и из воды делается лед: он расстилается на всяком вместилище вод, и вода облекается как бы в латы; Сир.43:23 поядает горы, и пожигает пустыню, и, как огонь, опаляет траву. 23 . Описывает действия жгучего солнца и жгучего южного ветра. Ср. 24 ст. Сир.43:24 Но скорым исцелением всему служит туман; появляющаяся роса прохлаждает от зноя. Сир.43:25 Повелением Своим Господь укрощает бездну и насаждает на ней острова. Сир.43:26 Плавающие по морю рассказывают об опасностях на нем, и мы дивимся тому, что слышим ушами нашими: Сир.43:27 ибо там необычайные и чудные дела, разнообразие всяких животных, роды чудовищ. Сир.43:28 Чрез Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его. Сир.43:29 Многое можем мы сказать, и, однако же, не постигнем Его, и конец слов: Он есть всё. 29 . Сколько бы мы ни изучали вещей и явлений видимого и духовного мира, – мы не в состоянии постичь всего могущества, премудрости и славы Господних. В конце концов мы постигнем лишь одно, что Он есть все – и Творец и неусыпающий Промыслитель мира. Сир.43:30 Где возьмем силу, чтобы прославить Его? ибо Он превыше всех дел Своих. Сир.43:31 Страшен Господь и весьма велик, и дивно могущество Его! Сир.43:32 Прославляя Господа, превозносите Его, сколько можете, но и затем Он будет превосходнее; Сир.43:33 и, величая Его, прибавьте силы: но не трудитесь, ибо не постигнете. Сир.43:34 Кто видел Его, и объяснит? и кто прославит Его, как Он есть? 34 . См. пр. к Сир.42:17 . Сир.43:35 Много сокрыто, что гораздо больше сего; ибо мы видим малую часть дел Его. Сир.43:36 Всё сотворил Господь, и благочестивым даровал мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17 . Необъятность творческого величия Господа такова, что даже и святым не предоставил Господь провозвестить о всех чудесах Его во вселенной. Сир.42:18 Он проникает бездну и сердце и видит все изгибы их; ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века, Сир.42:19 возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного; Сир.42:20 не минует Его никакое помышление и не утаится от Него ни одно слово. 18–20 . Говорится о вездеприсутствии и всеведении Господних. Сир.42:21 Он устроил великие дела Своей премудрости и пребывает прежде века и вовек; 21 . Говорится о премудрости и вечности Господних. Сир.42:22 Он не увеличился и не умалился и не требовал никакого советника. 22 . Говорится о неизменяемости и премудрости Господних. Сир.42:23 Как вожделенны все дела Его, хотя мы можем видеть их как только искры! 23 . Ограниченный человеческий разум не в состоянии постичь всю полноту божественного величия; его наблюдению и усвоению доступны лишь отблески этого величия, – постольку, поскольку они озаряют пред ним постигаемое бытие мира физического и духовного. Ср. 17 ст. Сир.42:24 Все они живут и пребывают вовек для всяких потребностей, и все повинуются Ему. 24 . Все они, т.е. творения Господни (ср. 23 ст.), живут и пребывают во век для всяких потребностей, т.е. для удовлетворения разнообразных потребностей, во славу Творца, на пользу и утешение тварей. И все они повинуются Ему, своему Создателю. Сир.42:25 Все они – вдвойне, одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным: Сир.42:26 одно поддерживает благо другого, – и кто насытится зрением славы Его? 25–26 . При всем своем разнообразии, мир божественных творений представляет из себя нечто гармонически целое неделимое, в котором одни вещи и явления восполняются другими, одно поддерживает благо другого. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 862-950 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18 Слав. приб. «ему» , как Алекс. и нек. сир., афр., ефр., но Феод. Монс., Иерон. не имеют (в евр. нет, как и в халд.). 19 Слав.: «на сердцах ваших» . 20 Слав.: «то послю» . 21 В евр. множ. число. 22 В сир. оп.: «и оклену е» , имеющиеся в евр., и дальн. «и разорю… в вас» , в евр. не имеющиеся, как и в халд. 23 Слав.: «в сердца ваша» . 24 Слав.: «отлучу» . 25 Слав.: «требухи» (первый желудок жвачного животного). 26 Слав.: «яко» . 27 Слав. приб.: «Господь» . 28 Используемое выражение может указывать на то, что толкования свои св. Отец первоначально преподавал устно слушателям. 29 «О поклонении и служении в духе и истине». 30 Слав.: «безчестен будет» . 31 О назначенных для вас частях жертвенных животных, — исполняете закон, поскольку он служит к вашим интересам. 32 Т.е. по разрушении храма Иерусалимского потомки Левия уже не отправляли священнических служб при храме. 33 Т.е. должны разуметь не самих священников, как лиц, но обязанности священства, как должности. 34 Чтение, имеющееся только здесь у св. Кирилла, вместо: «закон истины бе» . 35 Слав.: «обрати» , как и сам св. Кирилл в толковании этого стиха. 36 Слав.: «яко» . 37 Расстановка слов в слав.: «но лиц обинустеся» . 38 Слав.: «малому и великому» . 39 Прибавленное у св. Кирилла «не» не читается ни в греч., ни в евр. 40 Слав.: «всем вам» . 41 У св. Кирилла «и яже» , но этого нет ни в греч., ни в евр. 42 Слав.: «чесо ради? яко…» . 43 Слав.: «и не добро ли сотвори» . 44 Слав. считает предложение вопросительным, согласно лучшему чтению, соответствующему еврейскому. 45 «И ресте» нет в евр. 46 Т.е. если цель Бога только умножение чадородия, то зачем же, скажете, Он засвидетельствовал и проч., т.е. повелел не оставлять жены юности. 47 Слав. согл. греч.: «и жены юности твоея да не оставиши» . Но из конца толкования этого места видно, что и св. Кирилл читал опущенные слова. По сир. и ефр.: «и никто на жену юности своея да не вероломствует». 48 Слав. приб. «ю» ., в евр. нет, как и в греч. 49 Слав. не чит. «на» ., как Иерон. 50

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3524...

часто встречаются религ. З. б. (1 Енох 58. 2; 81. 4; 82. 4; 99. 10; 103. 5; 2 Енох 41. 1; 42. 6-14 (9 заповедей); 44. 4; 48. 9; 52. 1-14 (7 заповедей); 61. 3; 62. 1; 66. 7; Sib. Or. 3. 371-372; Ps. Solom. 4. 26; 5. 18; 6. 1; 10. 1; 17. 50; 18. 7; 4 Макк 18. 9). Во мн. случаях З. б. связаны с эсхатологическими ожиданиями. Так, если в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, блаженными называются те, кто видели прор. Илию (Сир 48. 11), то в Псалмах Соломона восхваляются те, кто родятся во дни Мессии и увидят успех Израиля и благодеяния Господа (Ps. Solom. 17. 50; 18. 7). Среди кумран. находок встречаются фрагменты некоего произведения, содержащего серию из неск. З. б.: 4Q525 (4QBeatitudes) (изд.: Puech É. Qumrân Grotte 4. XVIII: Textes hébreux (4Q521-4Q528, 4Q576-4Q579). Oxf., 1998. (DJD; 25)). Фрагменты свитков датируются ранним иродианским временем, но произведение могло быть составлено ок. 200 г. до Р. Х. ( Puech. 1993). В З. б. доминирует тема премудрости (ближайшие параллели - Сир 14. 21-27 и Притч 3. 13; 8. 32-34, а также Пс 15 и 1QH vi). В целом сочинение, вероятно, представляло собой обращение к праведнику, к-рый противостоит грешникам. Лексический анализ показал, что оно принадлежит к кругу сектантской лит-ры. Согласно реконструкции Э. Пюша, композиция кумран. З. б.- 8 кратких строф и одна длинная - в структурном отношении близка к З. б. в Евангелии от Матфея и может свидетельствовать об эволюции данной лит. формы в межзаветный период ( Puech. 1993). В раввинистической традиции З. б. встречаются редко и в основном копируют ветхозаветные оригиналы (но имеются и особые восхваления отдельных раввинов - Вавилонский Талмуд. Берахот. 61b). В Новом Завете находится 37 примеров З. б. (Мф 5. 3-11; 11. 6; 13. 16; 16. 17; 24. 46; Лк 1. 45; 6. 20-21 (дважды), 22; 7. 23; 10. 23; 11. 27-28; 12. 37, 43; 14. 15; 23. 29; Ин 20. 29; Рим 4. 7-8; 14. 22; Иак 1. 12; Откр 1. 3; 14. 13; 16. 15; 19. 9; 20. 6; 22. 7). Часть из них представляют собой параллельные места (Мф 5. 3=Лк 6. 20b; Мф 5. 4=Лк 6. 21b; Мф 5. 6=Лк 6. 21a; Мф 5. 11=Лк 6. 22; Мф 11. 6=Лк 7. 23; Мф 13. 16=Лк 10. 23; Мф 24. 46=Лк 12. 43), другие же являются ветхозаветными цитатами (Рим 4. 7-8=Пс 32. 1-2). Т. о., в НЗ содержится 28 новых З. б. Из них 17 речений принадлежит Иисусу Христу. За исключением Нагорной проповеди, новозаветные З. б. не образуют сложных композиций (только в Откровении Иоанна Богослова они обрамляют основное повествование - Откр 1. 3; 22. 7).

http://pravenc.ru/text/182595.html

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

В отличие от сочинений языческих авторов в ВЗ, несмотря на редкие упоминания того, что болезнью может поразить человека сатана (Иов 2. 7; сходная мысль встречается и в иудейской лит-ре эпохи Второго храма, напр.: 1QapGen 20. 12-29; Юб 10. 7-13; Ios. Flav. Antiq. 8. 2. 5. 44-46), твердо проводится мысль, что над болезнью всецело властен Сам Бог, Который может послать ее человеку или целому народу в наказание за грехи (непослушание, противление и т. п.; ср.: Исх 4. 11; 15. 26; Втор 28. 21-22, 35, 58-61; Ис 19. 22; 45. 7; Ам 3. 6; Сир 38. 15). Исцеление также исходит от Бога (Сир 38. 9; Тов 11. 14; Втор 32. 39; Пс 6. 1-3; 37. 1-3; Прем 16. 12). При противлении Богу врачи бесполезны (Иов 13. 4), а исцеление невозможно (Иер 46. 11; 51. 8-9). Корень всех болезней, согласно кн. Бытие, заключается в грехе прародителей (Быт 3. 16-17). В НЗ богословское осмысление болезни содержится в Ин 9. 1-3: «И, проходя, [Иисус] увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии». Хотя в др. случаях говорится о влиянии демонов на появление болезни (напр., в Лк 13. 16 говорится о том, что сатана связал некую женщину болезнью на 18 лет), в Послании ап. Иакова подлинными причинами болезней называются человеческие страсти (Иак 1. 13-14), поэтому описанное в этом Послании исцеление от болезней через Е. неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Проповедь Евангелия и исцеления Христос исцеляет слепорожденного. Икона-таблетка. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Христос исцеляет слепорожденного. Икона-таблетка. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Все чудеса, совершенные Господом Иисусом Христом во время Его земного служения, связаны с возвещением пришествия Мессии и наступлением Царства Божия. Чудесные исцеления больных были одним из мессианских знаков (ср.: Лк 7. 18-23; Мф 4. 23-24). Они указывали на то, что больной человек не проклят и не отлучен от общения с Богом. Через врачевание болезней Иисус Христос прикосновением восстанавливал принадлежность к народу Божию тех, кто считались ритуально нечистыми, т. е. больных и грешников (даже мертвых, оставаясь неуязвимым для фарисейской критики, поскольку мертвые воскресали). Тесная связь исцелений с верой и проповедью, о к-рой свидетельствуют Евангелия (о вере - Мф 8. 7-8; 17. 14-20; Мк 5. 23, 27-34; 10. 52; проповедь Царства в связи с исцелениями - Мф 4. 23 след.; 9. 35; Лк 6. 18; 7. 9; 9. 2, 11, 42-44 и др.), не имеет аналогов в Древнем мире. Как и проповедь Самого Спасителя, проповедь апостолов о приближении Царства Божия также сопровождалась совершением исцелений (Мф 10. 1, 8; Мк 6. 7-11; Лк 10. 3-9).

http://pravenc.ru/text/189773.html

14, 15. 240. т. I стр. 12. 13, 38. 169. 1, 3–4. 74. 3, 36. а. 264. 1-е послание 11, 26. 43. 17, 24. 120. 11, 41–42. 56 сир. 15, 1. 315. 14, 11. б. 220; проп. 6, 69. 99. т. 4. стр. 312. 1, 9. 105. 14, 20. 263. 1, 12. 137. 19, 42. 232. 15, 14–15. 367. 8, 37. 329. 17, 14–15. 82. 10, 14–15. 492. 8, 14. 245. 15, 1. 315. 8, 30. 310. XVIII. 9. т. 1 стр. 1. 8, 46. а. 363. XXII. 3. 8, 13. 243. 14, 30–31. 310. XXIII. 3. 3, 10. 228. 8, 26. б. 283. 15, 22. 389. 8, 50. 372. 16, 2. 403. 14, 11. б. 230. XXVI. 14. 8, 51. 375. 15, 22. 289. 6, 51. б. 39. Послание Иакова 17, 2. 35. I. 7–8. 9, 6–7. 421. 17, 20–21. 104. 14, 15. 240. III. 9. 8, 50. 372. 8, 31. 313. 11, 49–52. 63. 11, 26. 43. 16, 16. 10. 13–15. 7, 24. б. 156. 19, 30. а. 218. т. 1 стр. 1. 9, 6–7. 420. 3, 31. а. 247. 11, 41–42. 56 сир. 6, 64–65. 78. 15–16. 15, 21. 386. 6, 25. 452. 15, 5–6. 345. 17, 1. 32. 17, 2. 35. 6, 42. 24. 17, 20–21. 104. 8, 54–55. 386. 21, 15–17. 297. 14, 15. 241. 15, 7. 347. 2-е послание 17, 3. 41. 3, 5. 225. 14, 15. 241. 6, 35. б. 496. 15, 2. 330. 2, 24. б. 164. 8, 33. 319. 10, 14–15. 492. 14, 4. 179. 14, 28. б. 305. 14, 16–17. 247. 15, 1. 328. 15, 1. 315. 16, 7. 411. Послание 1, 1. в. 27. 20, 28. 281. 14, 11. б. 219. 8, 30. 310. 13, 28. б. 301. 8, 44–45. 352. 8, 44–45. 352. 13, 18. 131. 13, 18, 131. 17–19. 14, 11. б. 227. 16, 8–11. 415. 7, 15. 125. Римлянам 1, 14. б. 146. 1-е послание Иоанна 16, 24–25. 17. I. 1. 3. 17, 20–21. 103. 20, 20. б. 256. 6, 57. 61. 7, 38. 212. 14, 11. б. 228. 1, 50–51. 232. 17, 16–17, 86. 5, 37–38. 399. 14, 16–17. 245. 1, 21. 167. 16, 26–27. 20. 7, 48–49. 230. 17, 2. 35. 14, 11. б. 219. 17, 9–11. 61. 1, 3. а. 64. 14, 11. б. 229. 1, 5. 90. 15, 1. 316. 5, 23. 359. 1, 9. 110. 17, 3. 39. 1, 9. 110. 12, 48–50. 97. 22–23. 14, 11. б. 225. 14, 11. б. 208. 15, 1. 327. 7, 24. а. 142. 14, 11. б. 229. 8, 28. б. 288. 6, 45. б. 28. 28–29. 7, 24. б. 154. III. 1. 17, 11. 66. 15, 2. 333. 20, 17. б. 248. 1, 16–17. 158. 16, 25. 19. 6, 37. а. 499. 7, 39. 221. 20, 17. а. 245. 14, 11. б. 229. III. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Ответ. Сие говорится не потому, что будто бы небо, или Сион, или другое какое-нибудь место могло вмещать в себе невещественное и безтелесное Божество — Бог не занимает никакого места, а Сам для Себя есть место. Но поелику Он действует в сих местах особливым образом, и поелику действия и благодать Его являются там очевиднее и многократнее, то говорится, что Он живет в оных. Например: «На небесах», (как говорит Святой Дамаскин, Богосл. кн. 1, гл. 16), «потому что там Ангелы, творящие волю Его и присно славящие Его. На земле: ибо на ней во плоти обитал с человеками. В Святой Церкви: поелику в ней преимущественным образом дается благодать Его верным, и проповедуется слава Его. Подобным образом и всякое место, в котором каким-нибудь образом открывается благодать Божия, называется местом Его».     Вопрос 16. Если, по твоим словам, одному только Богу свойственно знать все, тайное и явное, то каким же образом знают то и люди — Пророки и Ангелы?    Ответ. Бог знает все тайны и глубины человеков и Ангелов Сам Собою, и не только тогда, когда они мыслят, но и прежде создания мира, как говорит Писание: «очи Господни тмами тем крат светлейший солнца суть, прозирающии вся пути человеческия и разсматряющии в тайных местех» (Сир. 23:27-28). И в другом месте: «разуме бо Господь всяко видение и призре на знамение века, возвещая мимошедшая и будущая и открывая следы тайных» (Сир. 42:18-19). И Иоанн в Апокалипсисе: «Аз есм испытаяй сердца и утробы: и дам вам комуждо по делом вашым» (Откр. 2:23). Но Ангелы и человеки, если они узнают иногда сокровенное будущее, узнают оное по Божественному откровению, как свидетельствует Писание: «Бог открывает глубокая и сокровенная» (Дан. 2:22). Так Бог открыл Елисею, что раб его Гиезий тайно взял на пути у Неемана (4 Цар. 5:26);и Петру, Апостолу, о Анании и Сапфире (Деян. 5:11). Таковое же видение имели и все Пророки.     Вопрос 17. Нет ли других свойств, единому Богу приличных?    Ответ. Свойства Божии безчисленны; но и те, о коих, как полезных к спасению, мы доселе говорили, достаточно уже показывают, какое понятие должно нам иметь о Боге. Итак, оставив другие свойства, веруй твердо и несомненно, что Бог есть един в трех Лицах, всемогущ, вездесущ и всеведущ, неизменяем по существу, и вечен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010