А.И. Никольский Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода. Том I. Рукописи богослужебные Источник Содержание Предисловие Песнь Песнем Евангелия Апостолы Псалтыри Часословы Паремейники Октоихи Шестодневы Триоди Постные Триоди Цветные Синаксарь Минеи Общие Минеи Праздничные Минеи служебные месячные Празднея Тропари и кондаки Песнопения утрени Канонники Акафисты Молитвенники и молитвы Сборники богослужебные Служебники Службы Сборники избранных служб Сборник старообрядческих служб Ектении Отпусты Последования молебных пений Последования разные Правила келейные и от искушения Требника Извлечения из Кормчей Епитимейник Последования молебных пений (2) Скитское покаяние Исповедание по вся дни Исповедание иноком Уставы Церковные Извлечение из Церковного Устава Устав старообрядческий Устав о псалтыри Устав о христианском житии Чины Присяги Чины (2) Святцы Синодики Нотные книги Приложения Приложение I. Канон Кирилла философа Приложение II. Молитвы из чина освящения плодов лл.84–87 об.)     Предисловие Собрание рукописей в Архиве Святейшего Синода, заключающее в себе более 2000 номеров, составилось постепенно, имеет свою историю. В разное время и по разным обстоятельствам представлялись в Святейший Синод рукописи, которые, по рассмотрении, или отсылались авторами в те учреждения, откуда были присланы, или сдавались в Синодальный Архив. Нет возможности, да и необходимости говорить здесь о том, когда и при каких обстоятельствах та или другая рукопись поступила в Архив Святейшего Синода. Мы приведем лишь несколько примеров. В 1721-м году 25 августа присланы были из Тайной Канцелярии в Святейший Синод тетради бывшего архимандрита Владимирского Рождественского монастыря Гедеона, названного по снятии санов «расстригою Григорием», числом 166 номеров, из которых большая часть оказалась «казаниями» или проповедями самого архимандрита на разные праздники, на царские дни, на викторию над «свейским королем» и на другие случаи, говоренными им или в своем монастыре, или в других местах. Весьма немногие тетрадки, две или три, составляли что-то вроде записок для памяти; были также три письма. По своей малоценности в денежном отношении эта часть имущества доставлена была в Святейший Синод бесспорно и оставлена им непроданною. (Описание документов и дел, т. I 276 / 421 302–303). В 1749-м году в Святейшем Синоде возникло дело об исправлении чина Православия по доношению Московского Успенского Большого собора ключарей. Из дела видно, что по определению Святейшего Синода от 1-го февраля 1751-го года прислана была в Святейший Синод Киевским митрополитом Тимофеем, при доношении от 28-го марта того же 1751-го года, «верная копия о бываемом в Киево-Катедрально-Свято-Софейском соборе повсягодно в первую Святого Великого поста неделю Православия о поминовении содержащих православную веру и о анафематствовании отступников, еретиков и раскольников, хулящих Святую Православную веру и о прочем чинодействии, каковое в ту неделю чинимо бывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  разделы   рассылка  распечатать Коробьин Георгий, Каверин Николай О " Проекте Межсоборного присутствия о научном переиздании Триодей в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Правительствующем Синоде (1907–1917) " Источник:  Богослов.ру В целях развития объективной дискуссии по обсуждаемым проектам Межсоборного присутствия портал " Богослов.Ru " публикует статью авторов журнала " Благодатный Огонь " , отражающую мнение определённого числа священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви относительно вопроса о языке богослужения. 15 июня 2011 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходило очередное (третье) заседание президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В ходе заседания президиума был, в частности, рассмотрен " Проект научного переиздания Триодей в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Правительствующем Синоде " . Рассмотрев проект 15 июня 2011 года, президиум Межсоборного присутствия постановил разослать его в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. На портале Богослов.ru всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. Напомним краткую предысторию вопроса. В начале ХХ века в связи с бурной полемикой вокруг вопроса о языке богослужения и насущной необходимости как-то упростить его, в 1907 году Святейший Синод постановил образовать новую особую Комиссию под председательством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). До этой поры он был одним из немногих сторонников радикальной русификации богослужения. В свете этого нельзя считать его переход к обновленцам в 20-е годы случайным, но рассматривать этот факт, как вполне закономерное следствие его многолетней деятельности именно на поприще исправления богослужебных текстов, одним из проявлений которой была работа в Комиссии по исправлению богослужебных книг. При этом следует отметить, что Преосвященный Сергий русификацией богослужебных текстов в стиле позднейших обновленцев не занимался, но лишь упрощал церковнославянский язык.

http://religare.ru/2_86928.html

прот. Иоанн Чижевский Отделение первое. Управление Российскою Православною Церковью Глава I. О Святейшем Правительствующем Синоде 1 . Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть христианская православная, Кафолическая Восточного Исповедания (свод. зак. т. 1 Осн. Госуд. Зак. ст. 40), созданная на основании Апостол и Пророк, сущу краеуголъну Самому Иисусу Христу ( Еф.2:20 ). 2 . Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной и потому Он, яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния (т. I ст. 41 и 42). 3 . В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного (там же ст. 43). 4 . Святейший Правительствующий Синод, как духовное Соборное Правительство имеет власть всякие духовные дела во Всероссийской Церкви управлять, и все верноподданные русского государства, всякого чина, духовные и мирские, обязаны признавать его за важное и сильное правительство, и у него крайние дела духовных управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием. Действуя на основании духовного регламента. Святейший Правительствующий Синод пользуется правом дополнять этот регламент новыми правилами, каковых востребуют разные разных дел случаи, но делать оное должен с Высочайшего соизволения (II. С. З. 25 янв. 1721 г. 3718). 5 . В церковных делах Святейший Правительствующий Синод имеет право совершать и устанавливать то же, что и четыре апостольских Святейших патриарших престола (II. С. З 23 сент. 1723 г. 4310). В духовных делах (русского государства) Св. Синод имеет равную власть, как (в гражданских) Правительствующий Сенат, посему уважение (респект) и послушания надлежит отдавать ему равное и за преступление наказание (II. С. З. 12 апр. 1722 г. 3963, п. 24). А потому Св. Синод имеет равную честь и силу в духовном правительстве, как Правительствующий Сенат в светском (II. С. П и Р. по вед. прав. исп. 31 мая 1721 г. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Представлена коллекция материалов к 300-летию Святейшего Синода февраля 2021 Коллекция " Святейший Синод в истории российской государственности " , посвященная 300-летию этого органа церковного управления, представлена 15 февраля в Президентской библиотеке . Уникальные материалы рассказывают о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода истории России. Церковная реформа императора Петра I кардинально изменила структуру Русской Церкви и положила начало Синодальному периоду. Существовавший ранее институт патриаршества был отменен: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана новый Предстоятель не был избран. Взамен образован коллективный церковный орган управления, который вначале именовался Духовной коллегией, а вскоре был преобразован в Святейший Правительствующий Синод. Царский указ о создании Духовной коллегии вышел 25 января (5 февраля) 1721 года, а уже 14 (25) февраля прошло его первое заседание, ознаменовав невиданную ранее страницу в отношениях Церкви и государства. Основным руководящим документом Синода стал так называемый " Духовный регламент " . Текст его был написан одним из самых влиятельных церковных иерархов того времени - архиепископом Феофаном (Прокоповичем, 1681-1736), в чьем лице государь Петр I нашел искреннего помощника и соратника. " Духовный регламент " поддержали предстоятели других Православных Церквей, о чем свидетельствует сборник " Царская и патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода: с изложением православного исповедания Восточно-кафолической церкви " . Новая форма церковного управления в России была признана в православном мире. О том, как " Духовный регламент " постепенно входил в церковную жизнь России, рассказывает исследование Николая Кедрова " Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого " , а также двухтомное сочинение Павла Верховского " Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении Церкви и государства в России " . История Святейшего Синода и синодальных учреждений получила широкое отражение на страницах книг, изданных в России с середины XIX столетия. Церковный историк, специалист по каноническому праву профессор СПбДА Тимофей Барсов (1836-1904) разместил в сборнике " Святейший Синод в его прошлом " свои статьи, опубликованные в журнале " Христианское чтение " и посвященные вопросам синодальной истории, в том числе о возврате к традиционной форме церковного управления - патриаршеству.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Высшее управление Русской Церкви в синодальную эпоху Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Учреждение Святейшего Синода «Духовный регламент.» В 1700 году скончался Патриарх Адриан. Во главе Русской Церкви был поставлен митрополит Рязанский Стефан Яворский со званием «Экзарха, блюстителя и администратора Патриаршего Стола,» или Местоблюстителя Патриаршего Престола. В условиях затянувшегося на 20 лет Местоблюстительства Петр I обдумывал идею о коренной реформе высшего церковного управления. В 1718 году митрополит Стефан подал царю жалобу на чрезмерное обременение делами, которые поступали из вдовствующих епархий, и прошение отпустить его из Петербурга в Москву для более удобного управления Патриаршей областью и своей Рязанской епархией. Царь наложил прошение на резолюцию с рядом укоризненных замечаний, а в конце добавил: «А для лучшего впредь управления мнится быть Духовной Коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно.» Епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) Петр велел составить проект создания новой Коллегии. Проект этот под названием «Духовный регламент» был написан к февралю 1720 г. После утверждения его Сенатом и Освященным Собором, после сбора подписей под ним епископов и степенных монастырей «архимандритов и игуменов,» 14 февраля 1721 г. состоялось открытие новой Коллегии. В нее вошли митрополит Стефан в должности Президента, 2 вице-президента: архиепископы Феофан и Феодосий, 4 советника из архимандритов, 4 асессора из пресвитеров и 1 из «греческих черных священников.» Уже на первом заседании Духовной Коллеги встал вопрос о молитвенном возношении нового церковного правительства, «Святейшее Духовное коллегиум» звучало несообразно. Предлагались другие варианты названия: «собрание,» «собор.» В конце концов остановились на греческом слове «Синод» - Святейший Правительствующий Синод. От первоначального названия высшего церковного правительства отказались и по административным соображениям: оно ставило его в один ряд с прочими коллегиями, которые, соответствуя появившимся позже министерствам, были подчинены Сенату. Для высшей церковной власти православной страны такой статус был явно неприличен. А Святейший Правительственный Синод, уже в силу своего названия, ставился наравне с Правительствующим Сенатом.

http://sedmitza.ru/lib/text/432413/

Закрыть Апология образа Императора Николая Александровича К 150-летию со дня рождения Государя и 100-летию мученической кончины Царской Семьи. Часть 3 16.07.2018 896 Время на чтение 46 минут Часть 1 Часть 2 Не Царь отрекся от народа, народ отрекся от Царя, продолжавшего свое служение Богу и Отечеству. Март 1917 года. Царская Гефсимания «Кругом измена, трусость и обман» Из дневника Императора Николая II от 2 марта 1917 года «Болши сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13) С помощью блокады заговорщиками Царь фактически был отрешен от власти уже к 2 марта 1917 года. К этому времени Петроград и Москва были в руках восставших бунтовщиков, уже был сформирован незаконный Временный комитет Государственной думы во главе с предателем Михаилом Родзянко, узурпировавший функции правительства, под его контроль стали переходить министерства. 1 Марта на заседаниях Временного комитета Госдумы был согласован персональный состав Временного правительства во главе с князем Георгием Львовым, падшим наследником Рюриковичей. В тот же день, 1 Марта, Временный комитет Госдумы в качестве Временного правительства признали послы союзников - стран Антанты (Англии, Франция) и посол Северо-Американских Соединенных Штатов. На протяжении второй половины дня 2 Марта произошло окончательное отрешение Государя Императора Николая II от власти и в Петрограде было провозглашено Временное правительство. Железнодорожное сообщение перешло полностью под контроль этого неблаговерного, мятежного и масонского Временного правительства. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви, несмотря на предложение обер-прокурора Синода Николая Раева, отказался выступить против клятвопреступного бунта и попытаться вразумить народ, сохранив его верным Царю. Напротив, Синод вступил в контакт с Временным правительством и поддержал его. Верховные органы управления государством - Царское Правительство и Государственный совет - оказались лишенными полномочий, а их члены в большинстве своем были арестованы или скрывались в подполье. Правительственные газеты - единственные в то время официальные СМИ - перестали выходить. Святейший Правительственный Синод, большинство митрополитов, епископов отказались выступить в поддержку Православного Монарха.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/17/...

С.В. Калашников От составителя Настоящий Сборник составляет свод статей из законов о порядке ведения метрических книг о браках, рождении и смерти раскольников и выдаче из оных выписей, а также о судопроизводстве по брачным делам раскольников (П.С.З. Собрание второе, Т. XLIX, Отд. перв., 1874 г., в ст. 53391, Апр. 19): 1) Т. IX, Зак. о сост., изд. 1899г.; 2) Т. X, ч. 1, Зак. Гр., изд. 1900г.; 3) Т. XVI, ч. 1, Уст. Гр. Суд., изд. 1892г.; 4) Т. II, Общ. Губ. Учр., изд. 1892 г., со включением относящихся к сему же предмету выписок из решений Кассационных Департаментов Правительствующего Сената и указов Святейшего Правительствующего Синода и помещением разъяснений, извлеченных из журнала «Церковные Ведомости», издаваемого при Св. Синоде. Предлагаемый Сборник, не претендуя на руководственное значение, имеет ввиду лишь сгруппировать в порядке, насколько это оказалось возможным, существующий по данному предмету материал и тем устранить, по возможности, затруднения в пользовании сими законоположениями для лиц, могущих иметь нужду в них. Составитель С.В. Калашников Отдел официальный I. Распоряжение высшего правительства 1. По ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению. О преобразовании управления народных училищ. По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Господина синодального обер-прокурора, от 27 минувшего июня за 2359, с приложением Высочайше утвержденного 25 мая/6 июня 1874 года мнения Государственного Совета по проекту нового Положения о начальных народных училищах и экземпляр сего Положения. Приказали: Святейшему Синоду предложено Высочайше утвержденное 25 мая/6 июня сего года положение о начальных народных училищах; при этом Господин синодальный обер-прокурор, согласно журналу общего собрания Государственного Совета, заявил, сколь желательно и необходимо для успеха дела, чтобы при новом, предпринимаемом ныне устройстве училищной части, духовенство с неослабным усердием продолжало нести и усугубляло труды по исполнению обязанностей учителей и наставников народа, распространяя в населениях, вместе с грамотностью, ясное разумение божественных истин учения Христова, с живым и деятельным чувством нравственного и гражданского долга.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sbornik-...

Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся Благодать вам и мир от Господа Иисуса Христа да умножится! Появившееся в последнее время и смутившее многих православных, монахов и мирян, учение схимонаха Илариона о сладчайшем Имени Господнем Иисус было предметом тщательного рассмотрения в Святейшем Синоде. Для достижения возможного беспристрастия Святейший Синод выслушал три доклада (при сем прилагаемые), составленные отдельно один от другого, и, по достаточном обсуждении, единогласно присоединился к окончательным выводам этих докладов, тем более что эти выводы вполне совпадают и с суждениями греческих богословов с острова Халки и с решением Святейшего Вселенского Патриарха и его синода. Не входя здесь в подробное изложение новоявленного учения и всех доказательств его неправославия (желающие могут прочитать эти подробности в прилагаемых докладах), Святейший Синод находит достаточным указать здесь лишь самое главное и существенное, с одной стороны, в учении о. Илариона, как оно изложено в книге " На горах Кавказа " , а с другой -- в мудрованиях его афонских последователей, как эти мудрования выражены в " Апологии " иеросхимонаха Антония (Булатовича) и в разных воззваниях и листках, рассылаемых с Афона (некоторые от имени Союза Архангела Михаила). Что касается, прежде всего, книги " На горах Кавказа " , то она нашла себе довольно широкое распространение среди монашествующих и встречена была сочувственно; и не удивительно: она имеет своим предметом самое драгоценное сокровище подвижников " умного делания " ; она утверждает необходимость этого делания, иногда пренебрегаемого современным монашеством; она дает ясное выражение многому, что переживалось самими подвижниками на опыте, но в виде неясных предощущений и догадок. Беспристрастно судить о такой желанной книге, тем более осудить ее, заметив ее недостатки, было нелегко; всякого должна была связывать боязнь, как бы, осуждая недостатки книги, не набросить какую-либо тень и на самые святые истины, в защиту которых она выступила. При всем том с первого же своего издания книга эта многим опытным в духовной жизни показалась сомнительной. Святейшему Синоду известна, например, одна из знаменитых наших северных обителей, где чтение книги " На горах Кавказа " было запрещено старцами. В чем же ошибка о. Илариона? В том, что, не довольствуясь описанием умного делания, его духовных плодов, его необходимости для спасения и проч., о. Иларион поддался искушению дать свое как бы философское объяснение, почему так спасительна молитва Иисусова, и, позабыв руководство святой Церкви, заблудился в своих измышлениях, выдумал, как он сам говорит, " догмат " , не встречавшийся раньше нигде и приводящий не к возвеличению сладчайшего Имени Иисус и не к вящему утверждению умного делания (каково было, думаем, намерение о. Илариона), а совершенно наоборот.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1346...

В. А. Федоров Глава 1. Система управления в Русской Православной Церкви (1700–1917) 1. Высшее управление Русской Православной Церкви Высшим административным и судебным органом по делам Русской Православной Церкви являлся учрежденный Петром I Св. Синод, первоначально именовавшийся Духовной коллегией. Духовная коллегия состояла из президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров. Президент и вице-президенты назначались из архиереев, остальные члены коллегии – из представителей монашествующего и белого духовенства (архимандритов, игуменов и протоиереев). В решении дел все они имели равные голоса. Высшие чины Коллегии собирались трижды в неделю, а асессоры ежедневно. К Духовной коллегии, как и ко всякой другой, был приставлен обер-прокурор, обязанности которого первоначально сводились к наблюдению «за порядком и тишиною» на ее заседаниях. Духовная коллегия была учреждена 1 января 1721 г. и торжественно открыта 14 февраля того же года. Президентом ее был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский , а вице-президентами – Феодосий Яновский и выдающийся сподвижник Петра I архиепископ Новгородский Феофан Прокопович . После смерти в 1722 г. Стефана Яворского новый президент не назначался. Его должность стал исполнять обер-прокурор – назначаемое императором светское лицо, наиболее ему доверенное и лично перед ним ответственное. Первым обер-прокурором Синода 16 июня 1722 г. был назначен И.В. Болтин. Духовная коллегия получила наименование Святейшего Всероссийского Правительствующего Синода. В 1723 г. Св. Синод был утвержден всеми восточными патриархами, которые признали за ним патриаршие права и именовали его в грамоте своим «во Христе братом». Положение Синода приравнивалось к статусу Сената. Назначенный в Синод обер-прокурор в указе именовался «оком государевым и стряпчим по делам государственным». Он был обязан наблюдать за ходом синодальных дел, замечать упущения, останавливать незаконные решения и доносить обо всем этом государю, сообщать государю о синодских решениях и быть как бы посредником между Синодом и государственной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.В. Нестеров Архимандрит Макарий (Глухарев) – апостол Алтая Служение миссионерское, как служение апостольское, есть, более всего, ряд скорбей, болезней и трудов. Трудно вообще пастырское служение, а миссионерское – по преимуществу. Свт. Макарий (Невский) , митр. Московский Основание и становление Алтайской духовной миссии Души ваши нужны... Христос скорбит и ищет душ ваших ради Царствия Своего небесного. Житие св. Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым 30–40-е годы XIX века – время выступления архимандрита Макария на проповедь Евангелия язычникам Алтая – были периодом ощутимого подъема миссионерской деятельности Российской Православной Церкви. В XVIII веке главной целью русских миссионеров была Сибирь. Огромные пространства ее были населены сотнями тысяч бродячих и оседлых инородцев, погруженных во тьму идолослужения или уже тронутых заблуждениями мусульманства. Хотя свет истинной веры стал проникать в этот край с самого начала покорения его, труды небольшого сравнительно числа проповедников христианства принесли плоды и незначительные, и непрочные. Сибирское миссионерство XVI-XVIII веков не отличалось ни планомерностью, ни последовательностью, и никто из делателей на этой ниве не мог быть уверен, что обращенные им не останутся сиротами после того, как он покинет их. Вся западная часть Сибири составляла тогда одну Тобольскую епархию, которую в начале XVIII века возглавлял замечательный миссионер митрополит Филофей (Лещинский). Всю свою жизнь посвятил он распространению и утверждению Православия, окрестив около 40 тысяч язычников. Святитель построил 37 церквей, и при этом, как доносил Святейшему Синоду его преемник митрополит Антоний (Стаховский), «все инородцы призваны им в Христианство не принуждением, не страхом, не иными какими-либо прещениями, но только Евангельской проповедью и своими трудами» С. 37]. Затем накал миссионерской деятельности в Сибири, как и в других районах России, стал ослабевать. Для исправления положения Святейший Синод в 1764 году учредил должности проповедников в епархиях с иноверческим населением: три в Казанской епархии, по две в Тобольской и Иркутской епархиях и по одной в Астраханской, Рязанской, Нижегородской и Вятской епархиях. Через некоторое время среди инородцев возникли волнения из-за распространившихся слухов, что их хотят крестить насильно, и в 1789 году деятельность проповедников была приостановлена. В 1799 году Святейший Синод обратился в Правительствующий Сенат с вопросом: «Посылать ли по-прежнему в иноверческие селения проповедников, по предварительному согласованию с гражданским правительством?» 2. С. 10]. Получив отрицательный ответ, Святейший Синод прекратил выдачу жалованья миссионерам, после чего дело проповеди Благой Вести среди иноверных народов России стало быстро угасать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010