Синод подчеркнул важность празднования Дня славянской письменности и культуры во всех епархиях Русской Православной Церкви. Правящим архиереям поручено включать в годовые отчеты раздел о праздновании Дня славянской письменности и культуры в руководимых ими епархиях. Заслушав прошение Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Белоруссии, о почислении его на покой по достижении 75-летия, Священный Синод выразил Митрополиту Филарету благодарность за многолетние труды по окормлению православной паствы Белоруссии и просил его продолжить управление Минской епархией и руководство Белорусским экзархатом. Обсудив положение дел в Пензенской епархии, Синод постановил почислить на покой по состоянию здоровья архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета. Преосвященным Пензенским и Кузнецким назначен епископ Люберецкий Вениамин, викарий Московской епархии. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости иметь еще одного викарного епископа, Священный Синод избрал викарием Московской епархии с титулом Орехово-Зуевский протоиерея Аркадия Шатова, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Определением Священного Синода избраны викарные архиереи епархий Русской Православной Церкви: викарием Ярославской епархии с титулом Рыбинский избран архимандрит Вениамин (Лихоманов), благочинный Тутаевского округа Ярославской епархии; викарием Астанайской епархии с титулом Каскеленский — архимандрит Геннадий (Гоголев), настоятель Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты; викарием Корсунской епархии с титулом Кафский — игумен Нестор (Сиротенко), настоятель храма Трех святителей в Париже. Священный Синод утвердил уставы следующих синодальных учреждений: Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, Отдела по тюремному служению, Комитета по взаимодействию с казачеством. Было утверждено также Положение о Патриаршем совете по культуре. При Патриаршем совете по культуре решено образовать Комиссию по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

Но шли годы, и все менялось. В 1990 году настоятелем храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет). В 1991 году им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича, священника Свято-Николаевской церкви д. Огородня-Гомельская. Мощи угодника Божия были перенесены в д. Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви. Алтарницами храма в то время были монахиня Феодосия и монахиня Сергия, которые приняли постриг от иеромонаха Стефана в 1991 году. Это были первые ростки будущего монастыря. Монахиня Феодосия 1906 года рождения и поныне здравствующая, помнит, как в детстве видела отца Иоанна. В 1997 году по определению Синода Белорусской Православной Церкви честные останки протоиерея Иоанна Гашкевича были извлечены из-под спуда и поставлены в Свято-Покровском храме д. Корма. Поток народа устремился к новому угоднику Божию. По благословению Святейшего Патриарха Алексия Синод единодушно и с пастырским попечением определил: 1) Протоиерея Иоанна Гашкевича причислить к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви. 2) Честные останки протоиерея Иоанна, извлеченные из-под спуда 9 сентября 1997 года и поставленные в Свято-Покровском храме д.Корма Добрушского района Гомельской области именовать отныне святыми мощами. К этому времени возле храма в малом домике жили три послушницы: Лидия, Нина и Евфросиния. Понемногу собиралась община. Из разных городов приезжали будущие насельницы и поселялись под покровом Богородицы и праведника Божия Иоанна. С начала Великого поста 1999 года сестры начали читать монашеское правило в храме. Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 года решено: учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем. К приезду матушки настоятельницы на церковном дворе был выстроен корпус на 15 человек. На первом этаже устроены домовая церковь в честь Сретения Господня, трапезная, кухня, рухольная. На втором этаже - кельи для сестер. Но прежде, чем пришла игумения земная, новую обитель посетила Игумения Небесная: в храм чудным образом была принесена икона Богородицы Скоропослушница. Образ был написан в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1901 году, привезен в Россию и долгое время находился в Свято-Введенском храме д. Дубровка Добрушского района. Во время гонений на церковь икону изъяли из храма и поставили в подвал вместо засека для картошки. Неверующий человек, который это сделал, испугался, когда увидел проявившиеся на иконе масляные пятна, и отдал ее верующим людям, которые и сохранили ее.

http://sobory.ru/article/?object=08217

Не исключено, что перевод данного чинопоследования был связан с сербскими или болгарскими монастырями Афона, где шла активная переводческая работа важнейших канонических текстов 10 . Весьма вероятно, что на Афоне был подготовлен перевод более расширенной, нежели в венецианском Требнике, версии чинопоследования. Две сербские рукописи XVI в., происходящие с Афона и доставленные в Москву Арсением (Сухановым) , включают чин присоединения католиков через миропомазание: ГИМ, Синодальное собр., 307 (Требник из монастыря Пантократор, далее — Синод. 307 ) 11 и ГИМ, Синодальное собр., 324 (Устав церковный со статьями Требника, далее — Синод. 324 ) 12 . Обе рукописи содержат почти идентичный текст чина присоединения католиков, единственным различием является приведение полного текста Символа веры в Синод. 307 , в то время как в Синод. 324 помещено лишь его начало. В XVI в. перевод греческого чинопоследования получил распространение в рукописной традиции западнорусской Киевской митрополии (юрисдикция Константинопольского Патриархата). Он представлен в рукописях 1й половины XVI в.: ГИМ, Синодальное собр., 310 (канонический сборник), и РГБ, собр. Гранкова (ф. 711), 29 (богослужебный сборник со статьями Служебника, Архиерейского Чиновника и Требника, 30–40:е гг. XVI в., далее — Гранков 29 13 ). Чин был опубликован в Требнике (Стрятин, 1606) под редакцией Памвы Берынды и Симеона Будзыны. Требник, как и другие издания стрятинской типографии, вышел по благословению Львовского епископа Гедеона (Балабана). Публикация в стрятинском Требнике оказалась наиболее полной. Памва Берында, знавший греческий язык, очевидно, сверил церковнославянский текст с греческим. Требник. Венеция, 1538–1540 гг. Сербский текст по Синод. 324 Западнорусский текст по Гранков 29 Требник. Стрятин, 1606 Сице приемлем приходящих от латинские веры к нашеи правеи вери. Сице подобает приемати приходещих от латинскые веры к нашеи правеи вере. Чин бываемый, како приимати приходящих от латынскыя веры к нашеи вере хр[ис]тьянстеи.

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

1978 год – Состоялось заседание Священного Синода. Для участия в праздновании 25-летия восстановления Патриаршества в Болгарской Церкви определен состав делегации Русской Православной Церкви. 1989 год – Состоялось заседание Священного Синода (10 – 11 апреля). Принято решение возродить Челябинскую епархию. Епископом Челябинским и Златоустовским определено быть архимандриту Георгию (Грязнову). Синод произвел другие назначения и перемещения: архиепископа Виленского и Литовского Викторина (Беляева) в связи с преклонным возрастом (87 лет) и по состоянию здоровья решено уволить на покой с назначением архиерейской пенсии; епископом Виленским и Литовским назначен архимандрит Антоний (Черемисов); архиепископ Лазарь (Швец) освобожден от управления Аргентинской епархией и от обязанностей патриаршего экзарха Центральной и Южной Америки и назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Епископом Аргентинским и Южноамериканским, патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки назначен епископ Тернопольский и Кременецкий Марк (Петровцы); епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии,  назначен наместник Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры архимандрит Ионафан (Елецких); епископом Азовским, викарием Ростовской епархии, определено быть архимандриту Сергию (Полёткину), клирику Ростовской епархии. Синод определил епархиальным архиереям Смоленской епархии впредь именоваться «Смоленский и Калининградский». Был заслушан доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева), председателя Отдела внешних церковных сношений, об Экзархате Центральной и Южной Америки. Согласно решению Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, приуроченного к 1000-летию Крещения Руси, в части,  касающейся канонизации святых, Синод постановил: образовать комиссию по вопросам канонизации святых в следующем составе: Синод утвердил состав Комиссии по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, репрессированных в советское время.

http://pravoslavie.ru/5413.html

1989 год — Состоялось заседание Священного Синода. Синод определил: епископа Никанора (Юхимюка), находившегося с 16 ноября 1979 г. в юрисдикции Православной Чешской Церкви и получившего 29 ноября 1987 г. от Блаженнейшего митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея отпускную грамоту, принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви и назначить епископом Сумским и Ахтырским. Синод принял решение о восстановлении Полоцкой, Могилевской и Пинской епархий. Архиепископом Могилевским и Мстиславским назначен архиепископ Тульский и Белевский Максим (Кроха); епископом Пинским и Брестским — епископ Пинский Константин (Хомич), викарий Минской епархии; епископом Полоцким и Витебским определено быть игумену Троице-Сергиевой лавры Димитрию (Дроздову); епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита определено быть протоиерею Александру Кудрящову, настоятелю Спасо-Преображенской церкви Риги. Наречение и хиротонию его в епископский сан совершить в Москве. Заслушав доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева), председателя Отдела внешних церковных сношений, о деятельности и жизни подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ), Синод постановил: 1. В связи с истечением срока заграничной командировки протоиерея Димитрия Нецветаева освободить его от обязанностей экзарха Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Блаженнейшем Папе и Патриархе Александрийском и всей Африки и настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ) и направить в распоряжение преосвященного Валентина (Мищука), архиепископа Владимирского и Суздальского. 2. Выразить благодарность протоиерею Димитрию за многолетнее ревностное служение и представительство Матери-Церкви. 3. Экзархом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Папе и Патриархе Александрийском и всей Африки и настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ) назначить архимандрита Феофана (Ашуркова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

http://pravoslavie.ru/5504.html

Общецерковные документы По итогам рапорта епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о взаимодействии синодальной комиссии с епархиальными комиссиями по канонизации святых Священный Синод постановил напомнить епархиальным Преосвященным о необходимости выполнения: ----   решения Освященного Архиерейского Собора, прошедшего в Москве 31 марта 4 апреля 1992 года: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии» (пункт 11 Деяния о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира, митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары); ----     постановления Священного Синода от 26 декабря 2002 года об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых: «Мощи канонизированных подвижников обретаются с благословения Святейшего Патриарха; о результатах обретения святых мощей правящий архиерей должен докладывать Святейшему Патриарху. Мощи неканонизированных подвижников не должны выставляться для почитания в храмах». Священный Синод утвердил предложенные Синодальной комиссией по канонизации святых Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в качестве обязательных к применению в епархиях Русской Православной Церкви и постановил в епархиях Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата и митрополичьих округов, а также в Виленской епархии и епархиях дальнего зарубежья применять Рекомендации с учетом местного государственного законодательства. Священный Синод принял документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви» с последующим утверждением Архиерейским Собором и постановил разослать указанный документ к исполнению в епархии Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/docs/zasedanie_svyas...

После такой реакции белорусских властей отставка о.Лепина стала неизбежной, поскольку он занимает ответственный пост в церковном управлении, и его публичные высказывания бросают тень на Священноначалие Белорусской Церкви. Примечательно, что 20 ноября Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил журналы Синода Белорусского экзархата от 29 сентября 2020 года. Журнал 22 содержит сообщение митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о состоявшихся в период с апреля по август 2020 года событиях церковно-общественной жизни с участием Александра Лукашенко. Члены белорусского Синода выразили «искреннюю признательность Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко за внимание к нуждам верующих людей и традиционно доброе отношение к Белорусской Православной Церкви». В то же время протоиерей Сергий Лепин с самого начала беспорядков, стартовавших в августе 2020 года после состоявшихся президентских выборов в Белоруссии, занял чёткую антигосударственную, антилукашенковскую позицию . А поскольку он занимал пост председателя Синодального информационного отдела Белорусского экзархата Московского Патриархата, то есть должностного лица, уполномоченного озвучивать позицию Экзархата, всё время возникал один и тот же вопрос: выступая публично, он своё личное мнение озвучивает или транслирует позицию Экзархата. Теперь о.Лепина, что называется, «попросили с вещичками, на выход». «Аллилуйя! Этот день и аз многогрешный приближал как мог. Дай Бог жизненного благополучия семье о.С.Лепина. Но русофобам в священноначалии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви - не место!» - написал на своей страничке в Фейсбуке заместитель главного редактора сайта «Царьград» Михаил Тюренков. К слову сказать, протоиерей о. Лепин был ярым противником русского особого пути. На отставку одиозного священника отреагировал известный белорусский публицист Дмитрий Куницкий : «Да, действительно, потрясающее это явление - произведение мучеников exnihilo. Такая картина духовного помрачения! Коллективные рыдания как над умершим. Хотя просто лишился должности, на которой много лет приносил страшное зло Церкви. А параллельно рыданиям торжествуют ангелы-хранители - Белой Руси и самого клирика Лепина. Последний ангел - ибо у его подопечного появляется возможность спуститься на землю и, возможно, даже что-то начать понимать. Если, конечно, не пойдет по пути Драбинок-Коваленок и прочих диссидентов».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/27/be...

Никакие страхи, никакое уныние или отчаяние не должно овладевать нашим сознанием в эти дни. Господь наш Иисус Христос говорит апостолу Петру, а вместе с ним — и нам: «Не бойся, только веруй!» (Мк. 5:36). С верой в человеколюбие Божие, с молитвой на устах, спокойно и рассудительно нам надлежит совершать свой жизненный путь. Те, кто сейчас сознательно способствуют нагнетанию паники, распространяя сомнительную информацию о вирусе и извлекая из этого свою корыстную выгоду, совершают преступление перед людьми и Всевышним Богом. Православные христиане должны служить обществу примером здравого смысла и социальной ответственности. Именно поэтому Синод Белорусской Православной Церкви призывает пастырей и всех верных своих чад строго придерживаться санитарных норм, рекомендованных Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Людям, обнаружившим у себя или своих близких родственников признаки сезонных вирусных заболеваний (повышенную температуру тела, насморк, боль в горле, трудности с дыханием и т.д.) благословляется воздержаться от участия в общественных богослужениях, обратиться к врачам и строго следовать их указаниям. Мирянам, которые ради заботы о здоровье ближних переходят на режим самоизоляции и в связи с этим приостанавливают свое участие в общественных богослужениях на время эпидемии, такое поведение не вменяется во грех. Церковь напоминает, что в электронных СМИ организованы онлайн-трансляции богослужений. Каждый желающий может присоединиться к просмотру и, тем самым, принять участие в общецерковной молитве. Православная Церковь продолжает нести в белорусском обществе свою спасительную миссию. Храмы Божии не будут закрываться, особенно в пасхальные дни, но это положение возлагает еще большую ответственность на епископат, священнослужителей и всех церковных тружеников. Духовенству Белорусской Православной Церкви при совершении богослужений в храмах и обителях следует строго руководствоваться Инструкцией, утвержденной Священным Синодом Русской Православной Церкви от 17 марта 2020 года. В епархиях, где эпидемиологический уровень более сложный, Преосвященный архипастырь может применить более строгие санитарные нормы во время совершения богослужений и треб.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5619962...

Решением Синода БПЦ от 12 января 2012 г. ( журнал 149 )  учреждено  Управление делами Белорусского экзархата. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2013 г. при  храме мц. Ирины в Покровском  в Москве  открылось  представительство Белорусского экзархата. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2013 г. ( журнал 125 ) Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Слуцкий Филарет  был почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Синод назначил Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях. Новым Патриаршим экзархом всея Беларуси был избран (журнал 126)  митрополит Рязанский и Михайловский Павел . Решением Синода БПЦ от 26 февраля 2014 г. ( журнал 16 ) образован Духовно-административный центр — Минская экзархия Белорусского экзархата, в состав которой вошли: Управление делами Минской экзархии; Административный секретариат Минской экзархии; Служба делопроизводства Минской экзархии; синодальные отделы Белорусского экзархата; Пресс-служба Патриаршего экзарха всея Беларуси; Секретариат Патриаршего экзарха всея Беларуси; Издательский совет Белорусского экзархата; Юридическая служба Минской экзархии; Финансово-хозяйственная служба (бухгалтерия); Духовно-образовательный центр. Также решением Синода БПЦ (журнал 7) в Минске, в здании бывшего архиерейского подворья, находящегося по адресу: г. Минск, проспект Независимости, 26, открыто Патриаршее представительство Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 октября 2014 г. ( журнал 93 ) из состава Минской епархии выделены Борисовская, Молодечненская и Слуцкая епархии. Епархиальному архиерею Синод постановил иметь титул «Минский и Заславский». Также Синод образовал в пределах г. Минска, Минского района и Минской области Минскую митрополию, включающую Минскую, Борисовскую, Молодечненскую и Слуцкую епархии. Главой Минской митрополии был назначен митрополит Минский и Заславский Павел.

http://patriarchia.ru/db/text/127770.htm...

Печатное слово до этого времени было очень равнодушно к Лужинскому. Кроме биографий и некрологов последнего, – надо заметить, достаточно кратких, – помещенных в 5 «Церковного Вестника», в 4 «Полоцких епархиальных ведомостей» за 1879 г., в 5 и 9 «Витебских губернских ведомостей» за 1866 г., в «Памятной книжке» Витебской губернии за 1866 г. (стр.175–196), маленькой заметки в такой же книжке за 1885 г., пяти надгробных речей (пр.Викторина, прот.Покровского и Волкова, свящ.Красавицкого и Ляшкевича в 4 Полоцких епархиальных ведомостей за 1879 г.), совершенно обычных при погребении в губернском городе члена Св.Синода, да отрывочных заметок в трудах, посвященных памяти других деятелей: мм.Иосифа, Исидора и др., – кроме этого, прямо и непосредственно ничего не было посвящено пр.Василию, если не считать его «Записок», изданных Казанской духовной академией в 1885 году. Что касается автобиографических записок пр.Саввы, архиеп.Тверского, в которых пр.Василию уделено немало внимания, то об них пока надо сказать одно, что они совсем не касаются деятельности Лужинского в захватываемую нашим исследованием пору. Словом, Лужинский, как деятель воссоединительной эпохи, не имел пока своего дееписателя. Между тем, в ряду деятелей, потрудившихся над приведением литовско-белорусских униатов на лоно православной церкви, Лужинскому принадлежит одно из первых мест. В истории же воссоединеиия белорусских униатов Лужинский, при всех своих недостатках и ошибках, является центральной фигурой, главным деятелем, на котором лежала обязанность подготовления белорусской почвы к воссоединению, на котором лежала и ответственность как за успех, так и за неуспех этого великого дела. Последнего белорусского воссоединения не только нельзя представить, не представив одновременно с этим Лужинского, но отчасти нельзя и понять, не поняв Лужинского: неровный, нервный ход событий 1833–1839 гг. в значительной степени зависел от порывистой, нервной натуры руководителя Белорусской епархии, В.Лужинского. С другой стороны, и Лужинского нельзя представить без «воссоединения». «Воссоединение» было центром почти всей его деятельности, по крайней мере, до 1866 года, года отозвания в Синод, а 1839 г., год торжественного присоединения униатов, – центральным годом его жизни. Почти все его деяния и труды до 1839 г. и после 1839 года представляются как предшествующее и последующее в одном великом деле, как радиусы круга, одни из которых направляются к центру, а другие исходят из центра. Пр.Василий мыслится, прежде всего, как «воссоединитель». В этом слове заключается все его значение и для Белорусской епархии, которой он управлял в течение 33 лет, с 1833–1866 г., и для истории. Указанные соображения, кажется, достаточны, чтобы оправдать меня в том, что я посвятил пр.Вас.Лужинскому особую, вторую главу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010