Послание митрополиту Даниилу свидетельствует о широкой образованности К. В подтверждение своих взглядов публицист ссылается на сочинение Аристотеля «Этика к Никомаху»; возможно, К. знал также аристотелевскую «Политику». В. Ф. Ржига обнаружил в послании буквальный перевод двух стихов из «Метаморфоз» Овидия («Ныне живут от похищениа; несть гостиник от гостя без боязни. Несть тесть от зятя; и братская убо любовь редка есть», ср. «Метаморфозы», I, 144–145). Д. Фрейданк указал в том же послании еще на две цитаты из Овидия («Искусство любви», II, 277–278; «Фасты», I, 217–218). Следующее за последней цитатой рассуждение о том, что сам апостол Петр, если он явится с пустыми руками, «дверей затвореным, извержется вон», безусловно также является реминисценцией из Овидия («Искусство любви», II, 279–280); К. заменил только Гомера, в котором пишет Овидий, на апостола Петра. О классических склонностях К. свидетельствует и его краткое послание Филофею, где он пишет, что одобряет все, написанное «Омировым словом» и проникнутое «риторским разумом». О целом ряде утраченных сочинений К. можно почерпнуть сведения из произведений Максима Грека . Помимо указанных выше Максим адресовал К. четыре послания, в двух из которых разбирается богословский вопрос об исхождении святого Духа от Отца или от Отца и Сына (filioque), а два другие посвящены обличению астрологии. Послания Максима Грека свидетельствуют о широте интересов К.: астрология, философия, богословие привлекали его внимание; К. принимал участие в богословской полемике, которую вел Максим Грек с Николаем Булевым. Максим Грек называет писателя «премудрым» и «пречестнейшим»; «разумным мужем» назвал К. князь А. М. Курбский. Не все сочинения К. получили распространение в рукописной традиции. Послание Даниилу сохранилось в единственном списке – сборнике 60-х гг. XVI в. (возможно, при его составлении использован архив Даниила) ГПБ, Q.I.1439, по которому оно было опубликовано В. Г. Дружининым ; в двух списках известна переписка К. с Максимом Греком (по одному опубликована Н. К. Никольским , другой – ГИМ, Синод. собр., 791). Зато популярностью пользовались послание К. старцу Филофею (издано А. А. Зиминым) и в особенности послание Максиму Греку о третьей книге Ездры; последнее сочинение часто помещается в составе сборников сочинений Максима Грека вместе с ответом афонского старца (вместе они были опубликованы и в издании сочинений Максима). Послание о третьей книге Ездры оказало влияние и на другие памятники древнерусской письменности – заимствования из него обнаруживаются в Похвальном слове Василию III (см.: Розов Н. Н. Похвальное слово великому князю Василию III//АЕ за 1964 г. М., 1965, с. 281), на его основе построен эпистолярный образец в письмовнике XVII в. (Голубев И. Ф. Два прозаических послания из письмовника XVII в.//ТОДРЛ, М.; Л., 1965, т. 21, с. 186–187). Все послания К. опубликованы в ПЛДР.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Публ. библ. О. I, 209, л. 51). Из дальнейших слов этого свидетеля видно, что под «знамениями» разумелись как явления в мире небесных светил, так и разные физические бедствия (– 52, 53). Все такие явления были кратко перечислены еще в челобитной попа Лазаря царю Алексею Михайловичу 1668 года: «кровопролития и рати, морове велицы и межеусобныя брани, и пожары великия, и громы страшнии, и камение с небеси нисходящее» (IV, 241). Ср. введение прим. 215. 279 Доп. А. И. XII, 142. – Следственное дело о Косме Косом: Дружинин – Раскол на Дону в XVII веке. Спб. 1889, стр. 262–83. 280 Доп. А. И. XII, 143–4, 145, 158, 187. – Допрос распопу Самошке – у В. Г. Дружинина: Раскол на Дону в XVII веке. Спб. 1889, стр. 302–3. 284 Мат. для ист. раск. V, 204. «В Нижегородских пределах, где я родися живал» – так определяет Аввакум место самосожжения (VIII, 76). А родился Аввакум, по его указанию, «в Нижегородских пределах, за Кудмою рекою» (V, 9). От реки Кудмы, очевидно, и название стана «Закудемский». В Закудемском стану было первое самосожжение и по истории «Хронологическое ядро». 286 Евфросин, стр. 18–19. Это же число поминает и Синодик (Свод. старообр. синод., Спб. 1883, стр. 25). Согласно с этим показывает и тобольский митрополит Игнатий (посл. 3, стр. 112). Показание Сибирской летописи (Древ. Росс. Вивлиоф. VIII, 234, изд. 1788) и другие (Доп. А. И. VIII, 216), очевидно, не верны. 290 Евфросин упоминает о трех случаях самосожжения в Дорах (77–78, 81–82). Время первого из них он не указывает; но по свидетельству автора одного сочинения – «Брозды», написанном по поводу «горения» в Дорах, выходит, что «гарь» в Дорах, первая в Поморье, была в 191 (1682–1683) году (Ркп. Публ. библ. О. I. 209 л. 34 об.–35; сн. 159 об.). Важное само по себе, как свидетельство от самого года события, известие это подтверждается и чрез сопоставление с другими данными. Память о том, что самосожжение в Дорах было первым в Поморье, сказалась на записи о дорской гари, вошедшей в «Историю Выговской пустыни», где 13-я глава надписана так: «первая гарь» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

1150 Подлинная грамота находится в ризнице Ростовского Спасояковлевского монастыря, в рамке, под стеклом; заметим, что, по указанию М. И. Горчакова (Монастырский приказ, стр. 237 и 239), в Ростовской епархии взималось с причетников менее в два раза, чем в Вологодской, равным образом и сбор венечных пошлин был менее чем в патриаршей и вологодской областях. Для сравнения может, кроме того, служить роспись 1675 г., напечатанная в Актах Истор. т. IV, 259, где подробно исчислены все сборы при посвящении. Видимо, что святителя вообще занимал вопрос о церковных пошлинах. В его рук. 1708 года (Синод. 187, л. 145) под словом Sacerdotium читаем: Епископы в Киеве (videtur в Владимире московском) собранныи Игнатий Ростовский, Феодот Переяславский, Симеон Полоцкий на поставление Серапиона епископа Володимерскаго сие утвердиша, да новопоставляемый поп ничтоже дает епископу за поставление, токмо на крилошан гривен седмь NB. Baronius rok 1057, т. 3. Isaacius Comnenus uczynil prawo na biskupy aby od kaplanskiego swiecenia siedm tylko zlotych dawano... о пошлинах за хиротонию зри Theodorum Balsamon u khura кормчия лист [тф – 309]. На мзде же поставляемыи чужды священства л. спг спд снф об. и сч об. О наставлении на мзде трактуется и в Розыске изд. 1745 стр. 392. 1152 Лебедев, Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. Я. 1877 г. стр. 4–5. Миславский, Церкви города Ярославля в 1781 году. Я. 1874 стр. 61 и 83. 1158 Подлинная очень выцветшая грамота, найдена мною в рамке, под грамотой епископа Досифея, в ризнице Ростовского Яковлевского монастыря. 1163 Яр. Епарх. Вед. 1860 36 стр. 401 и Лебедев, Успенский кафедральный собор в Ярославле Я. 1879 стр. 43. 1164 Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древяныя церкве св. Николая Чудотворца, что на Пенье и пр. Я. 1873, стр. 36. 1167 Соч. I, 155–164. Невольно хочется сравнить место из Увещания Димитрия с Духовным Регламентом Феофана Прокоповича . Увещание говорит: аще бы кий властелин или суд гражданский повелел и нудма принуждал иереа, да скажет каковый грех духовный своего сына, и аще бы прещением и муками и смертию претил... иерей должен есть умрети паче и мученическим венцом венчатися, неже печать исповеди отрешити... (Соч. I, 158). Духовный регламент постан. о пресвитерах, 11–12, кроме государственных преступлений, обязывает доносить о совершившем или рассказывающем о мнимом чуде. Нечего распространяться о том, говорит профессор Знаменский (Прав. Соб. 1863, VIII, стр. 146), как это действовало на отношения священника к прихожанам, отношения и без того уже очень двусмысленные, сильно порасшатавшиеся в сравнении с прежним временем, временем земского значения духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1177). В журнале «Русский архив» за 1906 или 1908 г. помещена фотография архиепископа Никанора Бровковича в богатой бархатной рясе. В моем архиве есть фотография, сделанная во время торжественного юбилея Киевского митрополита Иоанникия Руднева в 1899 г., на ней представлены 24 иерарха большей частью в бархатных или шелковых рясах. 985 Согласно статье 115 Устава духовных консисторий (изд. 1883 г.), епархиальные архиереи имели право передавать по завещанию свое облачение и прочее имущество. При отсутствии завещания облачение поступало в ризницу кафедрального собора; судьбу других вещей решал суд. Если в продолжение определенного срока не объявлялись наследники, то имущество переходило в собственность архиерейского дома (изд. 1841 г. Ст. 121; ср. Устав в изд. Палибина С. 51). 986 Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 416. 987 Там же. С. 417 и след. 988 Там же. 989 Попов. С. 195 и след., 200 и след.; Русс. арх. 1863. С. 863; Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 9; Сборник. 10. С. 275; Чтения. 1862. 2. Смесь. С. 3; Рачинский А. Кирилл Флоринский, епископ Севский, в: Русс. ст. 1876. 3. С. 454–457; Шпачинский. С. 235; Русс. ст. 1878. 5. С. 187 и след.; 1871. 3. С. 583; 1908. 7. С. 40, 44, 54; Чтения. 1880. 1. Смесь. С. 7–10; РБС (Яблонский—Фомич). С. 470; (Ибак—Ключарев). С. 662 и след. 26 марта 1802 г. Святейший Синод в особом указе предостерегал епархиальных архиереев от жестокого обращения с подчиненным приходским духовенством (ПСЗ. 27. 20683). 990 Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 389, 400; ср. с. 381–406. 991 Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 1. С. 402–405. 992 ПСЗ. 17. 12618; 18. 12909; 19. 13609, 13908; 24. 17624; 26. 19885; 30. 23037. 993 Сборник. 113. 1. С. 143–145, 75, 151, 30–52 (о Филарете Дроздове). Одним из похвальных исключений был архиепископ Кирилл Богословский–Платонов, своим добросердечием снискавший большое уважение и любовь духовенства и верующих. Его замечательный дар проповедника и задушевность богослужений привлекали в церкви Каменца Подольского в пору служения там владыки Кирилла, в 1832–1841 гг., множество народу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

133       Первый в «Сказании о новоявленной ереси» и в 15-м и 16-м словах Просветителя; второй – в посланиях своих к Нифонту Суздальскому и Прохору Сарскому. 138       Грамоты великого князя и митрополита Героиня к Гениадию помещены в Актах истор., т. I, 285. 139       Из этих троих только Ересим поп не назван Иосифом в числе первых еретиков, последователей Алексея и Дениса. 140       «Биша новгородских попов кнутием, присла же их владыка Генадей из Новагорода великого, что поругалися иконам пианы и посла(ша) их к владыце опять». Воскр. лет., П. С. Р. Л., т. VIII, стр. 218. (см.первоисточник). 141       И Гридя, и поп Наум упомянуты в числе еретиков в «Сказании Иосифа о новоявленной ереси». 144       И Самсонко молвил: ходил есмя за всё к Федору к Курицыну диаку великого князя, а приходит де к нему Алексей протопоп, да Истома, да Сверчек, да Ивашко Чрьной – что книги пишет, да поучаются де на православных. Да приехал де с Федором Курицыным из Угорской земли угрянин – Мартынком зовут. (Посл. Геннадия к собору епископов). 145       А се аз святитель, да два боярина великого князя, да мой боярин, да опрочь того несколько детей боярских великого же князя да к тому игумен, да священники, ино тому не верят, да мимо тех всех да на мене со лжею... (Послание Геннадия к собору епископов). 150       Сохранилось во многих списках XVI в. (Синод, библот. 187, Рум. Музея CCVI и др.); в Источн., сборн. II, л. 245. 153       Связь распространения ереси с возвращением Курицына из Литвы и некоторые случаи бесчинства и кощунства еретиков. 154       Послание сохранилось в большом количестве списков. Оно находится между прочим в сборнике XII. (См. в Источниках) 155       «Егда речем твердо, егда же едина чертиица стретца, то несть разумети, твердо ли есть было или покой, такоже и егда покой верхняя ея черта стрется такоже неведети покой ли есть, или иже, да тем в три сотном числе 80 мнится и в осмьдесятном числе 8 мнится» 157       См. разбор этого слова в книге свящ. Булгакова: Преподобный Иосиф Волоколамский, стр. 120–126.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Никанор. 1. С. 109 и след.; Евлогий. С. 108; Савва. 7. С. 403, 418, 420; 8. С. 353. Распоряжение Александра III было сообщено Святейшему Синоду через обер-прокурора изустно, а затем опубликовано в виде указа Синода (Калашников. 1177). В журнале «Русский архив» за 1906 или 1908 г. помещена фотография архиепископа Никанора Бровковича в богатой бархатной рясе. В моем архиве есть фотография, сделанная во время торжественного юбилея Киевского митрополита Иоанникия Руднева в 1899 г., на ней представлены 24 иерарха большей частью в бархатных или шелковых рясах. Согласно статье 115 Устава духовных консисторий (изд. 1883 г.), епархиальные архиереи имели право передавать по завещанию свое облачение и прочее имущество. При отсутствии завещания облачение поступало в ризницу кафедрального собора; судьбу других вещей решал суд. Если в продолжение определенного срока не объявлялись наследники, то имущество переходило в собственность архиерейского дома (изд. 1841 г. Ст. 121; ср. Устав в изд. Палибина С. 51). Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 416. Там же. С. 417 и след. Там же. Попов. С. 195 и след., 200 и след.; Русс. арх. 1863. С. 863; Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 9; Сборник. 10. С. 275; Чтения. 1862. 2. Смесь. С. 3; Рачинский А. Кирилл Флоринский, епископ Севский, в: Русс. ст. 1876. 3. С. 454–457; Шпачинский. С. 235; Русс. ст. 1878. 5. С. 187 и след.; 1871. 3. С. 583; 1908. 7. С. 40, 44, 54; Чтения. 1880. 1. Смесь. С. 7–10; РБС (Яблонский—Фомич). С. 470; (Ибак—Ключарев). С. 662 и след. 26 марта 1802 г. Святейший Синод в особом указе предостерегал епархиальных архиереев от жестокого обращения с подчиненным приходским духовенством (ПСЗ. 27. 20683). Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 389, 400; ср. с. 381–406. Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 1. С. 402–405. ПСЗ. 17. 12618; 18. 12909; 19. 13609, 13908; 24. 17624; 26. 19885; 30. 23037. Сборник. 113. 1. С. 143–145, 75, 151, 30–52 (о Филарете Дроздове). Одним из похвальных исключений был архиепископ Кирилл Богословский-Платонов, своим добросердечием снискавший большое уважение и любовь духовенства и верующих. Его замечательный дар проповедника и задушевность богослужений привлекали в церкви Каменца Подольского в пору служения там владыки Кирилла, в 1832–1841 гг., множество народу. На его проповеди стекались не только православные, но и католики, униаты и даже евреи (Из подольской старины, в: Русс. ст. 1911. 146. С. 573; ср.: Сборник. 113. 1. С. 83 и след.; РБС. Ибак—Ключарев. С. 655–657).

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Червонная Русь 210. Черногория 139. 140. 141. 142. 221. Черногорская Церковь 145. Черногорские храмы 146. Черногорский: иеромонах сингел 193; митрополит 139. 146; народ 145; санитарный отряд 142. Черногорское Общество Красного Креста 139; см. Всероссийское. Черногорцы 139. Черное море 5. 35. Черноморское побережье 34. Чехи 191. Чуриловский Николай Фавстовнч, справщик типографии 277. Шавельские лазареты 280. Шавельский Георгий Иванович, протопресвитер 183. 184. Шавельское православное петропавловское Приходское Братство 280. Швеция 181. 303. Шептицкий Андрей, митрополит 216. Мар-Шимон, патриарх 222. Штеттин, в Германии 187. Юго-западный краи 175. Южная армия 309. Южный райоп 157. Южные епархии 194. 202. 205. Юра святого собор во Львове 216. Ялта 123. Ямбургский: епископ 72;Уездный Комитет Бсероссийского Земского Союза 280. Яцкевич Виктор Ивановнч, и. о. товарища обер-прокурора Св. Синода 286. 4 См. газеты за эти дни и «Правит. Вестн.» 1914 г. Л» 159 с сообщением о манифестациях в провинции 23 Зачатки этого гражданского долга проявлялись и прежде. Высочайше утвержденными 9 июля 1877 года временными правилами разрешено было учреждение особых Попечительств для пособия нуждающимся семействам воинов. На основании примечания к § 8 означенных правил существующим уже в некоторых местностях Приходским Попечительствам о неимущих предоставлено было право, в порядке, указанном временными правилами, обращать свою деятельность и на предмет пособия нуждающимся семействам воинов. Главное Попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов обратило внимание, что участие в помощи семействам воинов 10.000 Приходских Попечительств, действовавших в то время, могло бы принести несомненную пользу, и, с соизволения Августейшей покровительницы Попечительств Государыни Императрицы, снеслось с православным духовным ведомством, о возможном привлечении Приходских Попечительств при церквях к делу помощи нуждающимся семействам воинов. По заслушании предложенного исполнявшим должность синодальнаго обер-прокурора отношения по сему предмету Главного Попечительства Святейший Синод 26 октября – 26 ноября 1877 г. за 1615 определил: «Об изъясненном предположении Главного Попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов, удостоенным Высочайшего одобрения Ея Императорского Величества Августейшей покровительницы Попечительств, дать знать всем епархиальным преосвященным для объявления чрез приходских священников Приходским Попечительствам при православных церквах, с приглашением их, согласно п. 5 § 5» положения о сих Попечительствах, к участию в деле помощи нуждающимся семействам воинов». И только.– «Церковн. Вести.» 1877 г. 60, ч. офф., стр. 213–214. – Эти временные правила действовали и в 1904–1905 годах. – «Церк. Вед». 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

328 Синод. (ГИМ) 898, л. 218– 219. Списки XVII–XIX вв.: Ал.-Св. 92, л. 177 об.–178 об., Арханг. Д. 356, л. 153 об.–155 об., Арханг. Д. 472, л. 214–215, Арханг. С. 110, л. 34 об.–36 об., Белокр. 209, л. 20 об.–21 об., Белокр. 218, л. 1 об.–3, Вологод. 24, л. 177–178, Епифанов 23, л. 132–134 об., Калик. 4, л. 17–18, Колоб. 478,л. 22 об. 24 об., Мих. Q 10, л. 116 об.–117 об., Перетц 145, л. 31 об.–33, Погод. 313, л. 217 об.–218 об., Соф. 1095 , л. 21–22 об., СПбДА АII/128, л. 251 об. 253, СПбДА АIV/7, л. 121 об.–123, Усть-Цилем. (Печорское) 336, л. 98 об.–100, 1.2.23, л. 97– 98, 16.7.27, л. 134 об.–136, 33.3.19, л. 56–57 и др. 329 Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227. Списки XVII-XIX вв.: Ал.-Св. 92, л. 190 об.–196, Ал.-Св. 111, л. 130–131 об. и 136–144 об., Арханг. Д. 472, л. 204 об.–208 об., Арханг. С. 110, л. 57–67 об., Белокр. 142, л. 16 об.7–21 об., Белокр. 209, л. 35–41, Белокр. 218, л. 4–11, Беломор. 53, л. 156–166 об., Вологод. 24, л. 191 об.–197 об., Епифанов 23, л. 161 об.–173 об., Калик. 4, л. 32–38, Колоб. 478, л. 43–51 об., Мих. Q 10, л. 129–134, Перетц 145, л. 49 об.–57 об., Погод. 308, л. 285 об.–288, Погод. 313, л. 228–232 об., Соф. 1095 , л. 25 об.–32, СПбДА АIV/7, л. 135 об.–141 об., СПбДА АII/128, л. 269 об.–276 об., Усть-Цилем. (Печорское) 336, л. 122–131, 1.2.23, л. 111–118 , 16.7.27, л. 152 об.–156 об., 33.3.19, л. 72–78 . 330 Алмазов Т. 1. С. 526; Горский Л.. Невоструев К. Описание рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отл. 3. ч. 1. С. 226–236. 334 Перечень списков с печатных требников, в дополнение к названным в нашем исследовании. см. в книге: Алмазов. Т. 1. С. 560–576. 338 Арханг. Д. 126, л. 1–19, Арханг. С. 109, л. 4–27, Вологод. 24, л. 1–7, Колоб. 178, л. 26–76. Мих. Q 10. л. 3–31. 341 Колоб. 176. л. 1, Макарий 21, с. 1017–1018. Мих. Q 9, л. 248 об., Погод. 313, л. 448, F.I.100, л. 1. 352 Погод. 305, л. 160–187, Погод. 306, л 286–312 об., Погод. 310, л. 215–259. ТСЛ 272, л. 176–224 об. 357 Арханг. С. 235, л. 88–89, Погод. 308, л. 278–278 об., Хлуд. 120, л. 415 об.–418, 0.1.235, л. 12–12 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

III, стр. 14, 15, 26; т. IV, стр. 10, 12, 13, 19; т. V, стр. 161, 163, 164, 172; т. VII, стр. 66, 71, 72, 74, 76, 77, 79–84, 87, 97, 98, 102–109, 112, 113, 115–117, 119, 234, 285; т. IX, стр. 209, 215–6, 219, 233, 235, 237, 248; т. X, стр. 11, 23–30, 34–36, 50–53, 59, 60, 62, 69; т. XVI, стр. 47, 314; т. XVIII, стр. 28, 36–39, 42, 43, 45, 46, 48; т. XX, стр. 11, 12, 120, 121, 123, 124, 126, 136, 139, 140, 142, 143, 145, 146; т. XXI, стр. 47, 239, 249, 250, 277, 284; т. XXIII, стр. 26, 42–44, 46–48, 53, 56–63; Новгородск. летоп. по Синод. харатейн. списку, СПб. 1888, стр. 68, 150, 151, 179, 440; Русск. Истор. Библ., т. XXXI, СПб. 1914, стр. 31, 38. – В. Н, Татищев, «История Российская», кн. 3, М. 1774, стр. 187–193, 307–353, 363–369; – Н. М. Карамзин , «История Государства Российского», изд. 5-е, СПб. 1842, т. II, стр. 176, 186, 189, пр. 385, 386, 396, 397, 401, 401, 410, 415–417, 419, 420, 422–424; т. III, стр. 11, 13–16, 35, 36, 38, 40, 44, 46, 47, 50, 55–62, 65–67, 69, 71, 73, 75, 77, 89, 133, пр. 3, 8, 11, 12, 15, 16, 18, 33, 54, 58, 60, 67, 72–74, 77, 80, 89, 93–95, 99, 104, 107–110, 113, 114, 118, 121, 126, 133, 135, 153, 155, 341; т. IV, пр. 27, 192; – С, М, Соловьев, «История России», изд. 3-е («Обществ. Пользы»), кн. I, стб. 460, 464, 467, 469, 478, 475, 476, 478, 484–486, 502, 504–506, 511, 526, 530–533, 537, 538, 540–542, 544–552, 555, 562–564, 569, 583, 630, 631, 635, 637–639, – М. Грушевський, «Icmopuя т. II, Льв. 1905 г., стр. 193, 194, 198–207, 209–233, 235, 288, 297, 298, 309, 310, 342, 446, 449, 450, 521, 531, 560–562, 587; – Д. Зубрицкий, «История древнего Галичско-Русского княжества», ч. 2-я, Льв. 1852, стр. 131; ч. 3-я, Льв. 1855, стр. 5–7, 9, 21–26, 33, 35–37, 40, 61, 65; – П. Голубовский, «История Северской земли до половины XIV стол.», К. 1881, стр. 152, 158, 161, 164–170, 175; – Д. Багалей, «История Северской земли до полов. XIV стол.», К. 1882, стр. 253–261; – П. Голубовский, «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар», К. 1884, стр. 155–158, 168; – Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

intro ad (aliquam) – блждъ сътворити (SinEuch), блдити (U) (144.14) januarius – енарь (142.5) jejuno – алъкати (143.4; 143.11); поститис (143.10) laicus – блориьць (140.5; 143.21; 144.3 (только в SinEuch)); бльць (144.3 (только U)) libero – свободити (144.15) maledico – проклти (144.26) mathematicus – клтъ (146.1) merces «деньги, плата» – мьда (143.9) ministerium – манастырьскыи (142.17) monachus – чрьньць (SinEuch), чрьнориьць (U) (139.21) monasterium – манастырь (143.24); чрьница (145.20) morticinum – давленина (145.1) negligentia – лность (144.19) necessitas: рег-ет – иждьми (SinEuch), ижею (U) (139.9); бдо (142.1) occido – бити (138.2; 138.9) odi – гнватис (144.21) odium – гнвъ (144.22) (ср. furor) opprimo, -ere «задушить» – давити (141.12) paganus – поганъ (142.6) parentes – рождени (138.9) (ср. proximus) patria – отьчьство (138.5 (SinEuch); 138.12); отьчьстви (138.5 (U)) pauper – нищии (143.13; 143.23; 145.23) рессо, -are – съгршити (141.3) perdo – погбити (140.1; 140.23) perjuro – проклинатис (139.7); клтис (139.9); клтис лкаво [U, лют SinEuch] (143.22) placeo – вълюбити (144.26) poenitentia: -ат ago – покатис(138.6) poeniteo – покатис (138.3; 138.8; 138.14; 139.3; 139.6; 139.8; 13Q.10; 139.16; 140.2; 140.7; 140.14; 142.2; 145.25 (U); 145.27 (U); 145.31 (U)); поститис (141.11; 144.9; 144.23; 145.6; 145.9; 145.21; 145.25 (SinEuch); 145.27 (SinEuch); 145.31 (SinEuch); 145.33 (SinEuch)) pretium – цта (SinEuch, сребрьница U) (143.7) (ср. denarius) praesidium: meliorem – добро [ло драго] (глосса) (139.13) presbyter – попъ (143.2) (ср. sacerdos) proximus «ближний» – рождени (138.2) (ср. parentes) quadrupedia – скотъ (139.12) rapior – блждъ сътворити (142.12) res – имние (143.23) sacerdos – попъ (138.8; 144.1; 145.26) (ср. presbyter) sanctimonialis vel Deo dicata «церковная дева» – чрьница (140.16) sacrificium «причастие, Св.Дары» – брашьнице (SinEuch), комъкани (U) (145.7) (ср. eucharistia, id est communio) servio, -ire – покатис (143.24)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010