Николай Сергеевич Ермонский родился в Рязани в семье диакона. С переездом отца в Москву на место служения в Большом Успенском соборе сына отдали в 1-ю московскую гимназию, которую он окончил с медалью в 1908 году. Склонность к точным наукам определила его дальнейший путь: Ермонский поступает в Московский университет на физико-математический факультет и через пять лет, в 1913 году, оканчивает его. Свои знания и талант Ермонский отдал преподавательской работе. Любовь к пению проявилась у мальчика очень рано: с десяти лет он начал петь у отца, пел в гимназическом хоре, в университете, наконец, дома с отцом, братом и сестрой устраивал у рояля семейные вечера или просто музицировал (иногда в вечерах участвовал брат П. Г. Чеснокова, воспитанник Синодального училища Лев Чесноков – хороший виолончелист, товарищ Ермонского по Московскому университету). По просьбе отца в начале 1911 года Николаю Сергеевичу разрешили петь в басовой партии Синодального хора на правах любителя (без жалованья). Более того, тогда же, весной, он совершил с хором триумфальную поездку в Европу. В ноябре 1911 года Ермонский участвовал в юбилейных концертах Синодального училища, в феврале 1912-го – в службах памяти патриарха Гермогена. Пение в Синодальном хоре стало той нитью, которая связала его с Синодальным училищем. Когда в сентябре 1914 года открылась вакансия преподавателя и воспитателя (после ухода А. Н. Спасского), Ермонский занял это место и оставался в должности младшего воспитателя и преподавателя арифметики, алгебры, геометрии и физики до закрытия Синодального училища. Ему легко было находить общий язык с учениками, в воспитании которых он пытался применять прогрессивные методы. После реорганизации Синодального училища Николай Сергеевич еще некоторое время преподавал в Московской народной хоровой академии. Осенью 1923 года он прочел несколько лекций по музыкальной акустике в Московской консерватории. В дальнейшем, до выхода на пенсию, он преподавал математику в техникуме Северной железной дороги, в техникуме железнодорожного строительства, во Всесоюзном заочном институте железнодорожного транспорта. В 1962 году Ермонский опубликовал пособие для заочных техникумов «Элементы высшей математики». В последние годы жизни Николай Сергеевич посещал храм Ильи Обыденного на Остоженке, куда его влекла любовь к церковному пению; здесь в особые дни он читал за службами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возникновение Н. н. связано с московским Синодальным училищем церковного пения и деятельностью Смоленского (директор с 1889), В. С. Орлова (регент Синодального хора с 1886) и А. Д. Кастальского (педагог уч-ща с 1887 и помощник регента). В нач. 90-х гг. XIX в. здесь появилась потребность в певч. репертуаре, к-рый, с одной стороны, соответствовал бы облику и древним богослужебным традициям Успенского собора Московского Кремля, где пел на службах Синодальный хор, а с другой - давал бы возможность для исполнения художественного пения в духовных концертах. Первые же произведения Кастальского - гармонизации традиц. распевов ( знаменного , болгарского , киевского , греческого , сербского , московского Успенского собора и др.; 1896-1898) в новом стиле, по видимости не очень далеко ушедшем от опытов т. н. строгого стиля у предшественников, но тем не менее необычном и отчетливо «русском»,- вызвали интерес у прихожан Успенского собора и у консерваторских музыкантов. К муз. творчеству в русле Н. н. присоединились ученики старших классов уч-ща братья А. Г. Чесноков и П. Г. Чесноков , бывш. певчий и выпускник курсов для взрослых певчих Синодального хора при уч-ще А. В. Никольский и педагог теоретических дисциплин В. С. Калинников . Переехав по окончании С.-Петербургской консерватории в Москву, духовно-муз. произведения начал писать А. Т. Гречанинов . Дебютом С. В. Рахманинова в этой области стал духовный концерт (запричастный стих) «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893). По просьбам Смоленского, профессора Московской консерватории в 1889-1901 гг., духовную музыку начали сочинять как молодые авторы, так и уже состоявшиеся композиторы: М. М. Ипполитов-Иванов , А. А. Ильинский , А. Б. Гольденвейзер, А. Н. Корещенко , Д. В. Аллеманов (впосл. священник, протоиерей), свящ. (впосл. протоиерей) В. М. Металлов . В 1906 г. свящ. М. Лисицын дал яркую характеристику музыке Кастальского (эти слова можно отнести к произведениям и других московских авторов Н. н.), связав ее с традицией пения в кремлевском Успенском соборе, где можно было услышать «унисонное пение, украшенное подголосками и случайно, как искры брошенными аккордами… Творчество… А. Д. Кастальского развилось из этого зерна… но в этом есть своя красота, свое единство…» (см.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 876-877).

http://pravenc.ru/text/Новое ...

Сергей Александрович Шумский Заслуженный артист РСФСР С. А. Шумский принадлежал к славной плеяде советских дирижеров-хоровиков «старой школы», которую получил в стенах «высшего специального музыкально-хорового Синодального училища» – так не без гордости называл Шумский свою alma mater в анкетах. Сергей Александрович родился 25 сентября 1892 года в Москве. Его мать была крестьянкой, приехавшей в Москву из деревни Новоселок Калужской губернии. По рождении мальчик был помещен в Московский воспитательный дом, откуда его забрали и усыновили ревизор Московской контрольной палаты Александр Ильич Шумский и его жена Зиновия. Они стали мальчику заботливыми родителями, и после их смерти Сергей Александрович писал, что остался последним представителем дворянского рода Шумских. Десяти лет от роду Саша Шумский был отдан на обучение в Синодальное училище церковного пения, где он своим живым характером доставил немало хлопот учителям. За то, что у него «шалостей больше, чем у других», а голос «слабо пригоден» для хора, маленький Шумский навлек на себя гнев регента Орлова. (По воспоминаниям «синодалов», Саша даже однажды осмелился свистнуть во время репетиции хора, которую проводил Василий Сергеевич.) Был поставлен вопрос о его исключении из училища, и только благодаря ходатайству отца мальчик продолжил обучение, правда, теперь уже в числе «своекоштных» учеников. В 1911 году Сергей Александрович завершил полный курс Синодального училища, оставив по себе память не только как о большом озорнике, но и как об отличном музыканте – прекрасном скрипаче, организаторе и участнике ученического струнного квартета (ученики Н. Вьюгин, Д. Орлов и преподаватель В. Н. Якимов). По окончании училища молодой музыкант начал преподавать в московских гимназиях, а в 1912 году поступил помощником к известному дирижеру И. И. Юхову. В 1915 году Шумский был призван на военную службу и отбывал ее в Москве, исполняя обязанности капельмейстера 192-го запасного пехотного полка. В 1917 году он вновь вернулся к Юхову, хор которого в октябре 1918 года был национализирован и в 1919-м переименован в Первый государственный. Будучи заместителем управляющего (дирижера), Шумский участвовал в подготовке к исполнению Девятой симфонии Бетховена, Реквиема Моцарта и других сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

— Как случилось, что Вы выступаете теперь в роли композитора, да еще на таком уровне? — Вообще-то музыкой я занимался едва ли не с младенчества. Учился в школе имени Гнесиных — сначала по классу скрипки, потом по классу композиции. Как композитор поступил в Московскую консерваторию. А в двадцать лет решил посвятить себя служению Церкви и круто изменил всю свою жизнь. Любовь к музыке, конечно, осталась во мне. Но, приняв монашество и став священником, я был уверен, что отказался от прежней профессии навсегда. В течение долгого времени — почти двадцать лет — никакой музыки не сочинял. И вот минувшей весной на фестивале православной музыки исполнили одно мое произведение. Это стало каким-то толчком к тому, чтобы я вдруг, на сороковом году жизни, снова начал писать музыку. — Но начали-то Вы писать, видимо, еще до фестиваля, иначе откуда бы взялось сочинение, которое там исполнялось? — Оно написано двадцать лет назад. У меня и нот этих не было, я считал, что они давно утеряны. Оказалось, что их кто-то сохранил и извлек для исполнения. Для меня это было полной неожиданностью. Как и вспыхнувший во мне вслед за этим творческий порыв. Муза посетила меня, не спрашивая согласия и не сообразуясь с обстоятельствами. Ее посещение совпало с несколькими моими командировками, так что писать приходилось нередко в самолетах или в аэропортах. Мелодии приходили одна за другой, я едва успевал их записывать. Так и родилась Литургия. Написал ее очень быстро — дней за десять. — Почему именно Литургия? Это ведь главное церковное богослужение, а что оно значит для композитора? — Должен сказать, что служение Литургии составляет духовную основу моего бытия как священнослужителя. В то же время как музыкант, или бывший музыкант, я всегда во время служения обращал внимание на пение хора, и почти никогда оно меня не удовлетворяло. Еще с девятнадцатого века сложилась такая традиция, что музыкально Литургия воспринимается как серия отдельных номеров, как части в концерте. Сначала идет аллегро, потом адажио, опять аллегро и так далее. Это могут быть произведения композиторов разных эпох, разных стилей. Их подбирает регент хора, составляет из них службу. Эта традиция, унаследованная от синодальной эпохи, до сих пор сохраняется. А мне всегда хотелось, чтобы Литургия не только в богословском, текстуальном плане, но и в музыкальном — шла на одном дыхании, в едином стиле и едином ритме.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204109...

члены Патриаршего совета по культуре иерей Владислав Мишин, настоятель храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы, и.о. председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, и.о. древлехранителя Московской (городской) епархии; Н.П. Бурляев, народный артист РФ, актер театра и кино, кинорежиссер, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, президент Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой витязь»; А.Н. Варламов, доктор филологических наук, писатель, публицист, историк русской литературы, ректор Литературного института им. А.М. Горького, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству; О.Ю. Васильева, доктор исторических наук, профессор, религиовед, президент Российской академии образования; Р.И. Илькаев, действительный член Российской академии наук, заслуженный деятель науки РФ, физик, почетный научный руководитель Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики; С.П. Карпов, действительный член Российской академии наук, историк, президент исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор и заведующий кафедрой истории Средних веков; В.Р. Легойда , кандидат политических наук, профессор, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , главный редактор журнала «Фома»; В.И. Нестеренко, народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств; А.А. Пузаков, заслуженный артист РФ, художественный руководитель и главный дирижер Московского Синодального хора, заместитель председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, член правления Русского православного хорового общества; А.Л. Рыбников, народный артист РФ, композитор, сопредседатель Общероссийской общественной организации «Российский музыкальный союз», художественный руководитель Московской государственной творческой мастерской; Д.О. Швидковский, доктор искусствоведения, профессор, историк архитектуры, заслуженный деятель искусств РФ, президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), ректор Московского архитектурного института, вице-президент Российской академии художеств; С.Л. Шумаков, кандидат искусствоведения, медиаменеджер, продюсер кино и телевидения, кинокритик, режиссер, заместитель генерального директора Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании, директор и главный редактор телевизионного канала «Культура»; Е.А. Ямпольская, журналист, писатель, театральный критик, председатель Комитета по культуре Государственной Думы ФС РФ, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

http://patriarchia.ru/db/text/6073948.ht...

члены Патриаршего совета по культуре: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Псковский и Порховский Тихон , председатель Патриаршего совета по культуре; В.Р. Легойда , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , временно исполняющий обязанности руководителя  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; Н.П. Бурляев, народный артист России, президент Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой витязь»; А.Н. Варламов, ректор Литературного института им. А.М. Горького; Ю.П. Вяземский, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ; Е.Ю. Гагарина, искусствовед, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»; В.Г. Захарченко, художественный руководитель и директор Кубанского казачьего хора; Р.И. Илькаев, физик, почетный научный руководитель Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики; С.П. Карпов, заведующий кафедрой истории Средних веков, президент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Ю.М. Кублановский, поэт, публицист, сопредседатель Союза российских писателей; В.Н. Лупан, глава редакционного совета газеты «Русская мысль»; А.Б. Мазуров, президент Государственного социально-гуманитарного университета; Н.А. Нарочницкая, президент Фонда изучения исторической перспективы; В.И. Нестеренко, народный художник России, действительный член Российской академии художеств; А.А. Пузаков, заслуженный артист России, регент Московского синодального хора, член правления «Русского православного хорового общества»; Л.Т. Рахманина, руководитель Национальной школы балета города Хельсинки; А.С. Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; В.И. Хотиненко, народный артист России, профессор кафедры режиссуры Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова; С.А. Шаргунов, заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Союза писателей России; Д.О. Швидковский, заслуженный деятель искусств РФ, ректор Московского архитектурного института, вице-президент Российской академии художеств; С.Л. Шумаков, заместитель генерального директора информационного холдинга ВГТРК, директор и главный редактор телевизионного канала «Культура»; Е.А. Ямпольская, председатель Комитета по культуре Государственной Думы ФС РФ;

http://patriarchia.ru/db/text/5594607.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 60-й годовщине смерти великого русского композитора С.В.Рахманинова (комментарий в аспекте культуры) Руки С.В.Рахманинова А.Кандинский. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков (К вопросу об интерпретации памятника) «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова впервые было исполнено в московском концерте Синодального хора, состоявшемся под управлением Н. М Данилина 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания (ныне — Колонный зал Дома Союзов). Несмотря на большой успех, концертная судьба сочинения оказалась трудной. В ближайшие несколько лет состоялись буквально считанные исполнения. Это объяснялось различными обстоятельствами: ужесточением специфических требований церковных властей к концертам духовной музыки (был выпущен даже специальный циркуляр «О порядке устройства духовных концертов»), событиями мировой войны и революции, общей идеологической направленностью всего процесса строительства советской музыкальной культуры. После исполнения «Всенощного бдения» в Большом зале Московской консерватории в 1926 году концертная жизнь произведения прервалась на шестьдесят лет. Лишь в 1982 году оно прозвучало в концертах Ленинградской академической хоровой капеллы имени М. И. Глинки под управлением ее художественного руководителя В. А. Чернушенко Начиная с конца шестидесятых годов, стали появляться грамзаписи, осуществленные Государственным академическим Русским хором (дир. А. В. Свешников), Ленинградской капеллой (дир. В. А. Чернушенко), Государственным Камерным хором Министерства культуры СССР (дир. В. К Полянский). Хоровые произведения a cappella, относящиеся к области культового искусства, не занимают видного места в творчестве русских композиторов-классиков. Под таким углом зрения до сравнительно недавнего времени рассматривалась и духовная музыка Рахманинова.

http://sedmitza.ru/text/396456.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 60-й годовщине смерти великого русского композитора С.В.Рахманинова (комментарий в русле истории) С.В.Рахманинов (1922г.) Я. А. Богатенко. Воскрешение древности. По поводу последнего концерта Синодального хора (Старообрядческая мысль, 1915, 5/6, с. 560—564) Можно заметить, что в жизни даже величайших художников иногда наступают такие моменты, когда уставшее творчество их бессильно останавливается пред непосильною задачей — создать своим новым произведением поворотную эпоху в данной отрасли искусства. Вполне естественно и неизбежно, что в таких случаях остро-напряженный взор художника невольно обращается назад, на вековой и безграничный путь древнего искусства, зародившегося в безвестные времена, в безличной массе народа, нации... И ищущий взор художника не обманывается: он находит в памятниках древнего искусства то неисчерпаемое богатство глубоких по замыслу творений, которое в состоянии оживить и его творческую деятельность, и, кроме того, направить самого художника по верному пути — пути сближения с нацией и народом. Чтобы доказать только что сказанное, стоит только обратить внимание на происходящее на наших же глазах явление, которое, на первый взгляд, могло бы показаться удивительным: за недолгий сравнительно промежуток времени представители всякого рода искусства — художники, писатели, архитекторы и композиторы — обратили свое пытливое внимание на древнее искусство, прежде как бы не замечаемое ими, и один перед другим тщательно и углубленно устремились к усердному изучению самых сокровенных тайн его. Так, художники деятельно принимаются за собирание и изучение произведений древней иконописи; архитекторы, бросив надоевшие всем искусственно придуманные формы модернизма, ищут поддержку своему творчеству в классических формах древних построек; писатели не менее усердно изучают слог и язык произведений литературы и, более или менее успешно, пользуются ими в собственном творчестве; и, наконец, музыканты и композиторы, наравне с прочими представителями искусства, напряженно изучают древние и старинные формы звукового мелодического творчества.

http://sedmitza.ru/text/396453.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (16.12.1880, Москва - 25.05.1938, Одесса?), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. В 1899 г. окончил московское Синодальное училище церковного пения с занесением на «Золотую доску», в 1902 г.- С.-Петербургскую консерваторию, занимался в музыкально-драматическом уч-ще Филармонического об-ва. С 1901 г. преподавал теорию музыки в регентском классе в Придворной певческой капелле . «Указом от 5 февраля 1902 г. П. Н. Толстяков и А. Г. Чесноков были определены помощниками учителя пения в Капеллу» (РДМДМ. Т. 4. С. 553). До 1904 г. по приглашению С. В. Смоленского , в годы учебы видевшего в нем «умного, способного, отлично занимающегося ученика» (РНБ. Ф. 1141. Ед. хр. 465. Л. 1), работал учителем пения в капелле, затем в учебных заведениях Тамбова. С 1907 по 1917 г. вел сольфеджио и чтение хоровых партитур в Регентском уч-ще в С.-Петербурге, созданном Смоленским. С 1910 г. был хормейстером Мариинского оперного театра, с 1916 г.- главным хормейстером. В 1911 г. преподавал на летних регентско-учительских курсах в С.-Петербурге. В 1915 г. состоял в комиссии по присуждению премий за духовно-муз. сочинения при редакции ж. «Хоровое и регентское дело». С хором Мариинского театра Д. занимался подготовкой оперных сцен в спектаклях «Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Капитанская дочка» Ц. А. Кюи, «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера, «Электра» Р. Штрауса и др. Хор театра ежегодно давал концерт под его управлением, а также участвовал по приглашению в концертах А. И. Зилоти, напр., были исполнены: Литургия С. В. Рахманинова под упр. Е. С. Азеева (см.: Хроника//РМГ. 1911. 2. Стб. 62), под упр. Рахманинова (см.: Прокофьев Г. Хроника: Концерты в С.-Петербурге//Там же. 14. Стб. 366-367) , песнопения «Страстной седмицы» А. Т. Гречанинова (см. там же. 1913. 15/16. Стб. 414-416), симфоническая поэма «Колокола», кантата «Весна» Рахманинова (см.: Хроника: Колокола С. Рахманинова//Там же. 49. Стб. 1140-1142; Прокофьев Г. [А. Зилоти и др.]//Там же. 3. Стб. 89-91), «Magnificat», хорал из кантаты 140 и «Траурная ода» И. С. Баха (см.: Хроника: Концерты в С.-Петербурге//Там же. 3. Стб. 89-91; Т-в Б. Хроника: Оперы и концерты в С.-Петербурге//Там же. 51-52. Стб. 1198-1199) и др. Выступления этого хора пользовались успехом.

http://pravenc.ru/text/Драгомиров-Толстя...

Сортировать по Исключить новости Митрополит Иларион: Пасхальная ночь – самая прекрасная ночь на земле Я очень хорошо чувствую, какая проповедь сказана мною просто по долгу службы, а какая сказана вдохновенно – когда ты говоришь, и мысли приходят одна за другой. 16 апреля, 2014 Я очень хорошо чувствую, какая проповедь сказана мною просто по долгу службы, а какая сказана вдохновенно – когда ты говоришь, и мысли приходят одна за другой. В преддверии Пасхи, которая в этом году совпадает у православных верующих и у католиков, наш корреспондент встретился с Митрополитом Иларионом. На Страстной неделе Владыко посетит Барселону, где 15 апреля в исполнении Московского Синодального хора и Российского национального оркестра прозвучит его сочинение «Страсти по Матфею». Для участия в знаменательном проекте РНО были приглашены лучшие мировые исполнители, в числе которых болгарская оперная дива Веселина Казарова и швейцарский дирижер Миша Дамев. — Ваше Высокопреосвященство, католические храмы уже не раз «принимали» такие концерты. Почему это не практикуется у нас? – В виде исключения это возможно. Недавно, в Храме на Ордынке, в богослужении, где прозвучала «Всенощная» Рахманинова, которую исполнил Московский Синодальный хор под управлением А. Пузакова, принял участие Хор Винчестерского колледжа из Великобритании. Они исполнили «Богородица, дева радуйся», а после службы выступили для прихожан. Концерт в соборе Sagrada Familia, построенном великим архитектором Гауди, – этот проект имеет не литургическое, а исключительно культурное значение. — Почему для исполнения своего сочинения вы выбрали именно эти коллективы? – Это не я их выбрал, это они «выбрали» мою музыку. Выступление в Барселоне – проект Российского национального оркестра. Поскольку у меня давно был запланирован визит в Испанию для встречи с ведущими иерархами Римско-католической церкви, я участвовал только в подборе даты. Когда руководство оркестра, в лице его исполнительного директора Олега Полтевского, меня проинформировало о том, что планируется этот концерт, я предложил приурочить его к моему посещению Мадрида и Барселоны, с тем, чтобы я смог присутствовать на нем, а также пригласить своих испанских друзей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010