Защита города от врагов при участии божественных сил и битва с исполином – вот главные черты, подавшие повод к сближению. Сближения эти иногда так наивно предлагаются в духовных повествованиях, что невольно наводят на мысль о литературном подражании. В похвалах Меркурию Смоленскому воспевается следующее: «Как царь Давид Божиею помощью убил превеликого и силного Голиафа, такоже и сий святый мученик Меркурий повелением Пресвятыя Богородици уби силного исполина... Како посыла святая Богородица угодника своего древняго Меркурия, соблюдающи град Кесарийскый, и верныя люди в нем спасающи, да убьет злого мучителя законопреступного царя Ульяна; такоже и сего блаженного Меркурия посылала пресвятая Богородица, храня град и люди, царя Батыя ужасити и исполина убити, варвар победити, инех прогонити». Л. 411 об. – «Другого тя поем, имящего поборение по духу, Христов Меркурие, яко непобедимого воина. Внегда бо по велению, угодниче Божий и Богородицы, изшел еси на стретение поганых сил, и исполина с сыном крепкого победил еси пособием Богородицы, подобием якоже святый мученик Нестор ярость прекратив злосверепого мучителя Люя богоборца, победив Христовым именем и силою, или тезоименитому тя святому мученику Меркурию, яко во Александрии он победив, прободе сердце мучителя и законопреступника, ревнуя по благочестии». Л. 414 и об. Сверх того, принесение своей собственной головы могло напоминать общеизвестное сказание о Дионисии Ареопагите . После этого подробного разбора песнопений нам будет уже очевидно все сходное с ними в литературной редакции, которую предлагаю здесь по двум спискам: по одному в Макарьевской Четьи-Минеи, за ноябрь (по Синодальн. рукописи, 176, Л. 2273 и след.), и по другому, согласному с этой Минеею, в Синодальн. Сборнике XVII в. (под 850, Л. 820 и след.). Систематической литературной отделкой, некоторым искусственным порядком и очень заметной витиеватостью редакция эта явственно указывает на свой позднейший состав и существенно отличается от простой и малосложной редакции народной.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Antirrisis. S. 26 Синодальн. универсал — в Апокр. 16–17 в Архиве. 520–521 Ekmhesis. 5–6 Между этими двумя сказаниями, одно другое дополняющими, в описании первого дня Собора есть разногласия. Мы старались по возможности согласовать их, но держались преимущественно Синодального универсала как составленного прежде и лицами, присутствовавшими на самом Соборе. В Эктезисе сказано, что на два кола разделились православные с самого утра, еще прежде нежели отправили послов к митрополиту, что послы застали митрополита вместе со владыками, что митрополит отвечал послам: «Переговорим с арцыбискупом Димитрием Суликовским и бискупами Луцким и Холмским и потом, может быть, придем к вам» и что православные напрасно ожидали митрополита до самого вечера. Что дом пана Райского, где открылся Собор православных, был квартирою князя Острожского, можно догадываться из слов вестовой отписки неизвестного (А. З. P. 4. 106. П. 1 Синодал. универсал — в Апокрис. 17–19 в Архиве. 521–523 Скарги Sinod Brzeski — в Апокрис. 401–402 Ekthesis. S. 6–8 И при описании второго дня Собора между сказаниями есть разногласия. В Эктезисе, наприм., сказано, что в парагностике, посланном теперь православными к митрополиту и владыкам, говорилось только: «Мы вчера посылали к вам духовных особ для приглашения вас явиться на Собор, но как вы не пришли, хотя мы ждали вас до вечера, то мы снова приглашаем вас вторым нашим парагностиком чрез духовных особ и просим вас, чтоб вы пришли на Собор» — и что владыки отвечали послам Собора: «Напрасно нас ждете — мы не пойдем» (s. 7–8 Ekthesis. S. 8–22 Синодальн. универсал. — в Апокрис. 19 в Архив. 523–524 Ekthesis. 23–24 Вестов. отписк. неизвестных — в А. З. Р. 4. 106. С. 145–146 Речь королевских послов у Скарги, вероятно, им же самим и сочиненная: Synod Brzeski (в Апокрис. 404–410 Ответ членов православного Собора королевским послам — в Синодал. универсале (Апокр. 20 Архив 524–525 А Скарга не устыдился представить этот умный ответ в следующем искаженном виде: «Соединение Церквей Греческой и Латинской — дело великое и глубокое, а у нас головы мелкие, потому ни во что входить не желаем. Пытались достигнуть этого великие короли и не могли довести до конца, и мы не в состоянии этого сделать» (Synod Brzeski, в Апокр. 411 Соборная грамота об оправдании Стефана Зизания и других — А. З. Р. 4. 105

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

55, это показано под летом 6797. Этот собор по Лет. Львова II. 59 и Никон. сп. III. 89, подписан, т.е. украшен стенописью 1292 (6800) года. В 1300 (6808) году Андрей с митрополитом Максимом и ростовским архиереем 29 июня посвятил в нижегородском Софийском соборе новогородского архиепископа Феоктиста, как об этом повествуется в Соф. Врем. I. 292, Новгор. Синодальн. Лет. 162, Новгор. Лет. попа Ивана стр. 568. По летописям: изданный 1775 г. II. 72, Никон. списк. III. 93, Андрей 1294 (6802) г. ноября 8 венчал в тверском соборе Спаса тверского князя Михаила Ярославича. 1293 года посланный великим князем Димитрием Александровичем в Торжок, примирил его с князем Андреем городецким, как об этом повествуется в Новогородской лет. попа Ивана, стр. 565. В житии св. Петра, митрополита Московского , помещенном в I степенной книге, описывается клеветническое восстание Андрея на святителя 48 . Там он назван легкий умом, а у Карамзина в Истор. Росс. Госуд. IV. стр. 118 – легкомысленным и гордым. В Лет. Львова II. 72, под летом 1315 (6823) сказано: «тое же весны Андрей, епископ тверской, остави епископию и поставлен бысть епископ Варсонофий». То же под тем же годом в Продолж. Нестор. стр. 61, Воскресенск. II. 272, Никон. списка III. 110. В последней прибавлено: «остави епископию, вниде в монастырь». Но летоп. Никон. списка III. 125, «Ануфрей, будучи на покое, 1321 года ходил в Переславль и там великого князя Георгия Даниловича помирил с Тверским государем». Летописи: Львова II. 81, Воскресенск. II. 297 и Карамзин в Истории Рос. Госуд. IV, прим. 247, 280, стр. 119, – это приписывают не Андрею, а Варсонофию. В лета 1323 (6831) преставился Андрей в своем монастыре на Шеши у св. Богородицы, на другой день Варсонофий отпел его в Спасском соборе и положил в местной церкви Введения, как повествует об этом Летоп. Никон. списка III. 127. Митрополит Евгений во 2-м издании Истор. Росс. Иер., стр. 274 говорит, что Шешинский Богородицкий Введенский монастырь основан сим архипастырем. Монастырь Богородицы на Шеше в XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Синодальн. библиотеки по Описанию Горского и Невостр. 400, л. 63, с. 380). Греческие патриархи, греческие митрополиты, архиепископы и епископы, греческие архимандриты, игумены и честные старцы предпринимали поездки в Троицкий монастырь отчасти для того, чтобы удовлетворить своему любопытству видеть знаменитейший и богатейший монастырь Московской Руси, отчасти для того, чтобы поклониться гробу знаменитейшего святого Московской Руси, главным же образом, как должно предполагать, для того, чтобы получить дар от монастыря (хотя против этого предположения и восстает Симон Азарьин в предисловии к «Книге о новых чудесах...»). Если бы сохранились до настоящего времени Книги келарской и казенной службы, в которых велись подробные записи всяким дарам и угощениям (по словам Симона Азарьина, ibid.), тогда мы имели бы обстоятельные сведения о дарах патриархам и всяким властям Греческим. Но помянутых книг не сохранилось до настоящего времени. Имеем мы отдельные сведения о дарах патриарху Иеремии в 1589 году и патриархам Паисию и Макарию в 1668 году. Троицким властям было приказано от государя поднести Иеремии «образ Спасов чеканен с пеленою, который чуднее из старых, образ Сергиево видение, обложен серебром, венцы с сканью, кубок серебрян гривенок в семь (31/2 фунта), чару или братину серебряну рублев в 20, сорок соболей в 30 рублев, 200 рублей денег, 2 полотенца Троицких, 5 братин Троицких, ставики Троицкие, ковш Троицкий» и пр. (см. у Карамзина, т. X, прим. 214). Паисию и Макарию было поднесено «по образу Видение чудотворца Сергия, по образу пречистыя Богородицы, оклады большие; да им же даров: по кубку болшему с кровлею, по бархату золотному, по бархату гладкому, по отласу золотному, по объярям, по отласу гладкому, по камке, по два сорока соболей, по 100 рублей денег» (Дворцовые разряды, т. III, с. 739). Патриарху Иеремии так понравилось угощение Троицкого монастыря (нужно думать, что как патриарху вселенскому и как учредителю Русского патриаршества – исключительно великолепное), что вместо одного дня, много двух предполагавшихся дней, он прожил в монастыре целых пять дней. А комические жалобы восточных гостей на то, что из уважения к ним в монастыре до такой степени продолжительно совершали службы церковные, что они от усталости приходили в совершенное оцепенение, и что их угощали великолепнейшими питьями, но в таком виде (до такой степени холодными), что они почти не могли их пробовать, и что вообще чрезвычайно пышная монастырская встреча в сущности представляла весьма немалую для них пытку, – об этом см. у известного Павла Алеппского в его известном описании путешествия в Россию Макария, патриарха Антиохийскаго, в котором он подробно рассказывает о поездке Макария к Троице в 1655 году. Любопытный указ царя Федора Ивановича о приеме больших Греческих властей в Пафнутьев Боровский монастырь от 16 февраля 1592 года см. в «Истории иерархии» (т. III, с. 434) (между прочим: «и старцов бы брали всех изо всех монастырей»).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

академии, и 6) в Археологический Институт – в СПб. 1521 Никольский, иером., помощник библиотекаря академии, † архим. 16 июня 1896 г. см. Тверск. Епарх. Вед. 1896 г. 17. 1522 За саркастические выходки против начальства и преосвященного Ионафана. Об этом слышал я от бывшего преподавателя Олонецкой семинарии Тимофеева. Примеч. автора хроники. 1532 Разумеется Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля-игумена Павла. Издание (третье вновь просмотренное и дополнен.) Братства св. Петра Митрополита. Ч. I и II. Москва. 1879 г. Это издание вскоре было повторено на средства Св. Синода Синодальн. типографией. 1534 Св. великий пророк, предтеча и креститель Господень Иоанн. Исторически-истолковательное изъяснение его жизни, служения и учения. М 1880. 1557 Статья под заглавием: „В защиту армянской церкви“, помещена в газете „Новое Время”, 1880 г, от 4-го января; об отношении армяно-григорианской церкви к православной см. статью Т. М. в Харьк. Вп. Вед. 1881 г. 20, стр. 437–441. 1565 С 1836 г. старш. учитель 1-й Моск. гимназии по латинскому языку † 7 июня 1868 г.; автор извести, руководства к изучению латинского языка. 1572 Вот что, между прочим, читаем в 115 газ. „Голос“ (от 26-го апр.): „Графу Толстому, ныне оставившему свой пост, пожелаем успокоения от понесённых им трудов. Успокоение нужно ему потому уже что он сходит с своего поприща, сопровождаемый далеко не благословениями общества. Но беспристрастная история скажет, что не на него должна лечь вся тяжесть посылаемых ему упрёков. Она раскроет до нага истинных виновных, сделавших графа Толстого своей жертвой. Они ответят пред Богом и потомством за эти бледные лица, за эти слезы, за всю бездну отчаяния и скорбь матерей – они, они“. Вероятно, разумеются Катков и Леонтьев внушавшие графу Толстому идеи об усилении классицизма в гимназиях. 1573 См. 43 и 44 этой газеты, где помещены отзывы и других газет по поводу увольнения гр. Толстого. 1596 Парфений (Небоза) грек, митр. Лаодикийский, потом Азовский; 2 дек. 1703 г. назнач. еп. Холмогорским, но по дороге туда в Ярославле † 23 дек. 1703 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—313— Но так как ваше высокопреосвященство изволили объяснить притом, что вы по образцу понравившегося вам иконостаса Синодальной церкви устроите в своей епархии, быть может, и не один иконостас, то я распорядился пригласить знакомого мне гравера и поручил ему сделать не один, а несколько литографированных снимков с означенного рисунка. Из числа таковых десять имею честь препроводить при сем к вашему высокопреосвященству, нижайше прося извинения в нескором исполнении вашего поручения. Замедление, впрочем, произошло не от меня, а от гравера. Испрашивая вашего святительского благословения, имею честь быть и пр.»… На это я получил от знаменитого архипастыря, от 11-го апреля, следующий ответ: «Достопочтеннейший о. архимандрит! возлюбленный собрат о Христе. Копии с рисунка иконостаса Московской Синодальн. церкви я имел удовольствие получить, и за исполнение моего желания – иметь рисунки оного иконостаса, и усердный ваш труд по сему случаю примите мою искреннюю благодарность. За сим, призывая на вас благословение Божие, с братскою о Господе к нам любовью остается и пребудет – вашего высокопреподобия усерднейший слуга Иннокентий архиепископ Херсонский». Письмо это я получил 27-го апреля, а чрез месяц нашего достославного витии не стало: 26-го мая он скончался… Таким образом, мои труды были напрасны. Почивший архипастырь, во время последнего своего пребывания в Москве, убеждал меня перейти в свою епархию на службу, для изучения и описания достопамятностей древнего Херсонеса. Не долго пришлось бы мне послужить у него, если бы я склонился на его убеждения. Но я отнюдь не думал, сам по себе, оставлять когда-либо Москву. – Не охотно отпустил бы меня тогда из Москвы и высокопреосвященный митрополит. Заключаю о сем на основании следующего факта. Раз, – это было в начале 1859 г. – призывает меня к себе владыка-митрополит и говорит мне: «Синод поручил мне спросить тебя, не по- —314— желаешь ли ты быть начальником новоустрояемого близ Новгорода, в селе Грузине (бывшем имении графа Аракчеева) «Апостольского Института» (так назвал его митрополит Новгородский Григорий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

хлеба, скота и проч. в синодальн. вотчинах); VII, 1727 г., 63 (прошение капитана Георгия Пашкова об отчислении обители от Троицкого Яблонова м-ря; в 1725 г. м-рь имел камен. церковь с трапезою, поварню и хлебодарню, дерев. кельи и ограду, 25 монахов, 11 служителей и был под управлением архимандритов). 335. Николо – Тихвинская , женская община, при селе Пятницком, Воронежской губ., Бирюченского у., в 50 вер. к юго-зап. от Бирюча, при р. Осколе. Учреждена в 1889 г. с приютом для девочек и богадельнею для престарелых лиц женского пола. “Церковн. ведом.”, 1889 г., 22, 220. 336. Никоновский , женский, общежительный, при селе Сушках, Рязанской губ., Спасского у., в 19 вер. к югу от Спасска, при р. Кирице. Учрежден в 1858 г. под именем женской общины, за которою тогда же была укреплена пожертвованная мещанкою Шапошниковою земля. В 1870 г. община возведена в сверхштатный общежительный монастырь без всякого пособия от казны. При м-ре существует школа. В сельской церкви находится икона св. Николая, по преданию, вынесенная из прежней сгоревшей церкви, которая была построена для монахов, живших здесь по оброчной статье архиерейских служителей. “Сенат. ведомости”, 1858 г., 19; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1870 г., 75, ст. 669; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1858 г., 10 (учр. общ.); 1870 г., 136 (возв. на степ. м-ря); 1877 г., 29 (приют на 15 сирот павш. воин.); “Рязан. губ. в.”, 1846 г., 49 (о древн. памятниках). 337. Нила – Сорского – Сретенская , мужская пустынь, заштатная, Новгородской губернии, Кириловского уезда, в 15 вер. от Кирилова, при рч. Сорке. Основана в половине XV ст. преп. Нилом, иноком Кирилова монастыря, введшим впервые скитский, а не общежительный устав, почему и пустынь называлась Ниловым скитом. Преп. Нил скончался в 1508 г. 7 мая, в каковой день чтится его память; мощи преп. покоятся под спудом в Иоанно-Предтечевской церкви, в приделе во имя преп. Нила. В 1764 г. она была приписана к Кирилову Белозер. мон., в 1798 г. к Кирилову Новоезерскому, а с 1808 г. опять к Кирилову Белоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

рукоп. синодальн. библ. 279, со следующею надписью Ιωαννου του ευσεβεςατου βασιλεως και αυτοκρατορος Ρωμαιων, του καντακουζηνου τακτικον συν Θω αγιω. Как видно из этой записи, рукопись принадлежала византийскому императору Иоанну Кантакузену, отказавшемуся от престола и постригшемуся под именем Иоасафа. Содержание тактикона обнимает литургии, последование крещения, мропомазания, брака, елеосвящения, молитвы священника на вечерне и утрене, службу на вечерне пятидесятницы, обряд омовения ног в великий четверг, освящение воды в навечерие богоявления и разные молитвы. Особенно замечательно, что некоторые молитвы елеосвящения написаны от лица императора Иоанна и повторяют его имя. Так как елеосвящение совершалось в древности и над здоровыми, то вероятно по этому требнику справлялось оно и над Кантакузеном, причем было внесено в молитвы и его имя. У византийских императоров было в обычае запасаться такими книгами и они составляли необходимую принадлежность даже их походной библиотеки, не говоря о постоянной, дворцовой. В книге De cerimoniis aulae Byzant упоминается в числе книг походной библиотеки „ κολουα τς κκλησας“ (De cerim. 467, ed Bonn). Κοντκιον в значении церковной книги упоминается в Acta patr. T. II, p. 567, где описывается инвентарь великой церкви. Службы, молитвы и песнопения иногда писались на свитках пергамина, которые навертывались на круглую ручку и когда их нужно было читать, – развертывались. На таких больших листах писались литургии отдельно от прочих служб, а потому и слово κοντκιον сделалось синонимическим служебнику Вальсамон: το της του Ιακωβου λειτουργιας κοντακιον (Ad 32 can. Conc. Trull). У Монфокона в перечне книг одного настоятеля монастыря поименованы между прочим: „κοντακια δυο, το εν εχον τα προηγιασμενα και το ετερον ενα η βαπτισις“ (Palaeogr, p. 404). Такие свитки с записями литургии сохранились и доселе. Запись на целом свитке противополагается тетради (τετραδιον); это обычный формат рукописей. Подробн. у Дюканжа и Монфокона. 2 Время происхождения и употребления этого списка определяется замечанием о том, как поминать патриарха и царя на ектении после освящения даров: просщенномо великааго града трънова. и въсма болгар патрархо и о приносщемь сты дары гви бо нашемо…“ и „Хрстолюбивом црю нашемо шншмано и блгочьстиви црици его (300–301).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

основа -νομαν-, что видно из νομανω=νομαν-jω) им (основа: имен-) имя (основа: имен-) nâ-ma (нама) III. Словоупотребление «имени» в арийских языках До сих пор мы старались уяснить содержание и объем слова «имя», определяя его корень ; " имя« рассматривалось как одно из W ö rter (мертвые слова). Разберемся теперь в контекстуальном раскрытии этого содержания, посмотрим, какими гранями поворачивается «имя» в живой речи, как выглядит оно в ряду других Worte (живые слова). Это совершенно необходимо для ясности, чéм было «имя» в сознании употреблявших такое слово. Обнаруженный корень позволит при этом обозреть целокупно все ветви его и тем уяснить связь между различными оттенками разбираемого слова. В церковнославянском и русском языках 21 слово им, «имя» получило несколько смыслов, объединенных, впрочем, общим значением корня. Перечислим главнейшие из них. «Имя» обозначает: 1. Нарицательное или собственное название человека и вообще всякого предмета, nomen, νομα вещи или лица. [ " Хртïаньское имя на нем не наречется (Церковный устав вел. кн. Ярослава по списку XV в. из Сборника Кирилло-Белозерского монастыря)». – «Имени же (Латины) не нарицают святого, и како прозовут родители, в то имя и крестят ( Феодосия Печерского к Изяславу о Латынех. Соч. Феод. Печ.)» – «Крестящимся не наречут имен святых, но зверина имена: лев, пардоус и прочих зверев (Поучение Митр. Никифора, † 1121)». – «Постави цьрковь в нïзоу на Хоутине Варлам цьрнець, а мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць, в им стаго Спаса Преображению (Новгородск. Летопись по Синодальн. списку) 6700 г. – Псал Максим, а мирьское им Станимир (Книга апостольск. чте- ний, Москва, Синод. библ. 46) 1312 г. – «Преставися раб Бжий Константин Вячесла(в)личь, а чернечьское им Анкюндин (Новг. 1 Лет.) 6755 г.» – И т.п., см. «Пословицы» Даля]. 2. Слава , известность , широко распространяющееся мнение о ком-нибудь. Так: «приобресть имя »=прославиться; нажить, создать себе доброе (худое) имя=обресть добрую (худую) славу, создать о себе хорошее (худое) мнение; «человек с именем »=человек, имеющий вес, значение, положение в обществе или в службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

544 Поклон на литургии определялся нынешним благовестом к «Достойно...». Особая привязанность русских к колокольному звону постоянно поражала иностранцев 545 , и уцелевший доселе обычай осенять себя крестом во время благовеста ясно доказывает, что вопрос этот был жизненным в известное время. Так называемые латинствующие совершали звон во время произнесения слов Спасителя и требовали, чтобы все, «кто где-либо в то время был бы, или в церкви, или в дому, или в пути, или в рукоделии, или на торжище, услышавше звон той, абие возставше покланялися богоподобными поклонами, мняще Телу Христову покланятися». 546 С другой стороны, обвинение в латинстве многих московских духовных лиц и целой малороссийской церкви привлекало на себя общее внимание, благодаря расколу, обвинявшему и православную церковь в латинстве и в латинском мнении о времени пресуществления. 547 Не следует упускать из виду и письменную пропаганду сторонников того или другого мнения среди народа. 548 Недаром и в присягу, приносимую епископами при посвящении, включено было православное исповедание о времени пресуществления св. даров. Вопрос о времени пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову был поднят еще на Флорентийском соборе папою Евгением IV. 549 Римскою церковью вопрос этот был решен в том смысле, что пресуществление совершается словами самого Иисуса Христа: «Приимите, ядите...», а не молитвой священнослужителя: последняя исключена из употребления на Западе еще в XI веке. 550 Окончательное утверждение этот догмат получил на Тридентском соборе. Православная же церковь верует, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову иерейским призыванием Св. Духа и благословением даров. 551 Г. Миркович (стр. 36) предполагал, что первыми русскими служебниками, в коих приведены латинские тенденции, являются служебник Гедеона Балабана, Стрятин 1604 г. и виленский 1617 г. Но Н. В. Покровский указал, что о преклонении головы иереем пред произнесением слов Спасителя в литургии верных, упоминается уже в XVI столетии и в великорусских, и греческих служебниках: таковы служебники греческие XV века (Синодальн.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010