Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК приказывает облисполкому: «Проверьте, есть ли необходимость в ремонте здания церкви. При подтверждении последней предоставьте верующим возможность произвести ремонт». Но 13 августа президиум Ивановского облисполкома разрешает снос зимней церкви и колокольни, признав ремонт нецелесообразным, несмотря на неоднократные просьбы верующих оставить им весь храм (к этому времени они уже отремонтировали летний храм и готовы были на собственные средства приступить к ремонту зимнего. 10 апреля 1935 г. Президиум ВЦИК его утверждает. Параллельно признают ремонт летнего храма неудовлетворительным, что изношенность фундамента - 80 %, стены и перекрытий - 70 % (это говорится про каменную 50-летнюю церковь с полутораметровыми стенами!). 11 сентября 1935 г. церковный совет с. Синжаны Меленковского района жалуется в облисполком, что райисполком не регистрирует священника Сергея Алексеевича Сидорова (до этого в селе служил Петр Никонорович Леонидов, причем после пожара обряды он проводил на дому у верующих). Видимо, сами верующие или облисполком сообщили о жалобе во ВЦИК, ибо 7 октября последний пишет в облисполком и Меленковский райисполком, что, т.к. ремонт сделан, нет законных оснований не открывать церковь и не регистрировать священника. Остается только сожалеть, что эти слова не были сказаны на 2-3 месяца раньше, до принятия постановления облисполкома об окончательном закрытии храма. Теперь же райисполком, ничуть не смущаясь, сообщил во ВЦИК, что священника не регистрируют, т.к. церковь должна быть снесена и уже есть постановление облисполкома от 28 сентября 1935 г. об этом. 20 июня 1936 г. Президиум ВЦИК, заслушав постановление президиума Ивановского облисполкома от 28 сентября 1935 г. о закрытии церкви, постановил его утвердить, а здание снести. Естественно, что только отремонтированное здание никто сносить не собирался: все советские годы в нем был склад. Кроме того, 13 августа 1934 г. президиум Ивановского облисполкома постановил: «Страховую премию за сгоревшее здание церкви, определенную Облстрахованием в сумме 23500 рублей 31 коп., разрешить райисполкому использовать на культурно-бытовое строительство: постройку школы, яслей и т.д.

http://sobory.ru/article/?object=14549

В церковном архиве сохранилась грамота, данная епископом Иеронимом в 1780 году на построение храма. Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. Приход=1)=состоит из села Синжан и деревень: Софронова и Данилова, в коих по клировым в ведомостям числится 2,015 душ мужского пола и 2,248 женского, в том числе молокан 140 душ муж. пола и 146 женского. =1)=Синжанский приход с конца прошлого столетия был вотчиной графа Головкина. В 1821 году, по прекращению рода Головкиных, крестьяне поступили в ведение Коммиссии по сооружению храма Христа Спасителя в Москве и 3 года отправляемы были туда на работы. С 1826 года они перешли в ведомство Государственных Имуществ. Молоканство появилось здесь с начала настоящего столетия, открылось с 1820 года, занесено из Тамбовской губернии. (По материалам книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.//Выпуск четвертый. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А.Паркова. 1897. (страницы 47-49)) 27 октября 1933 г. в церкви с. Синжаны Меленковского района случился пожар. Сгорели крыша, внутренние помещения зимнего придела и колокольни, колокола с колокольни упали на землю. 20 марта 1934 г. верующие с. Синжаны Меленковского района пишут жалобу в Ивановский облисполком, где просят разрешить добровольный сбор от верующих средств на ремонт церкви, т.к. сельсовет запрещает, и отменить взыскание каких-либо налогов, т.к. «доходов после пожара нет». 25 июня 1934 г. Меленковский райисполком просит у облисполкома разрешение на снос зимней церкви и о переплавке колоколов (часть из них - треснувшие). В марте же 1934 г. началась переписка ВЦИК с местными органами власти о целесообразности ремонта сгоревшей церкви в с. Синжаны Меленковского района (местные власти хотели храм снести, предварительно предложив общине явно непосильный ремонт, чтобы за его невыполнение изъять здание у верующих).

http://sobory.ru/article/?object=14549

Синжаны. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты приходъ. Село Синжаны, при прудах, находится в 15-ти верстах от уездного города и в 110-ти от губернского. По писцовым книгам 1628—30 гг. село Синжаны значится за князем Иваном Борисовичем Черкасским, как „приданая " его вотчина, поступившая от боярина Василия Петровича Морозова; в селе церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи — строение мирское; при церкви священник и дьячок... Тому же вотчиннику принадлежали деревни Данилова и Софронова, которые и в настоящее время входят в состав Синжанского прихода... В окладных книгах 1676 года о Синжанском приходе имеются следующие сведения: „ селе Синжанах церковь Предтечи; у той церкви двор попа Максима, дьячков, в придходе: двор боярский, а в нем живет прикащик, 27 дв. крестьянских и 6 бобыльских... " . Вышеупомянутая Предтеченская церковь существовала в Синжанах до 1780 года; к этому времени она настолько обветшала, что служить в ней стало опасно. Поэтому, с благословения епископа Владимирского Иеронима, вместо неё была построена новая деревянная церковь. Немного ранее этого, именно в 1772 году, в Синжанах была построена теплая деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Вместо деревянных церквей в 1863 году начат постройкою каменный храм: трапеза была окончена и освящена в 1868 году, а главный храм только В 1881 году. По построении каменного храма деревянные церкви были разобраны. Престолов в новом храме три: главный во имя Живоначальныя Троицы, в трапезе: в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Иоанна Предтечи. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебвыми книгами церковь снабжена достаточно. От прежнего времени в церкви сохранилось только напрестольное Евангелие со следующей надписью: " лета 7165 августа 29-го приложил от себя сию святую книгу и душеспасительную и вводящую в царство небесное всех православных христиан и в жизнь вечную Евангелие напрестольное в Муромском уезде, село Синжаны, в церковь Усекновения Честныя главы Св. пророка и Предтечи Крестителя Госдодня Животворящаго Креста и собору Архистратига Михаила, уроженец, что был в мире диакон Иван Алексеев, а во иноцех а бархат на Еваигелии, Евангелисты серебряны позолоченные и с застежками и с жуками, и с аз многогрешый чернец радел и собирал и прихожан и всяких людей и Московских строилось Св. а приложил при священнике Измаиле Иванове и ему пожааловал на и на во св. своих молитвах незабвенно учинит, a по смерти душу мою поминать и родителей моих.... "

http://sobory.ru/article/?object=14549

Это место зачатия Предтечи в прологе Евангелия от Луки находит себе полную параллель в Евангелии от Иоанна, где, непосредственно после небесного пролога, — пролог земных событий открывается так: «Был человек, посланный от Бога, имя ему: Иоанн» (Ин. 1,16). В Евангелии от Иоанна не говорится ни о рождестве Христовом, ни о рождестве Предтечи, а только об явлении миру Господа с Его Предтечей. Поэтому послание выражает в обобщенном виде все повествование св. Луки, удерживая вместе с тем то место, которое занимает оно в общем плане повествования. Рассказ Ев. от Луки начинается хронологическим указанием: «во дни Ирода царя Иудейского» (1, 5). В Евангелии от Матфея, которое, в отличие от Луки, начинается прямо с рождества Христова, такое же указание отнесено к этому последнему: Иисусу, «родившемуся в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя» (2). Это хронологическое указание, конечно, увеличивает важность повествуемого. Евангелист указует имя отца (и матери) Предте–чевых: иерей Захария из чреды Авиани. Давидом было установлено 24 чреды, из которых восьмая была Авиева (1 Пар. 24, 10 ср. Неем. 12, 17), для очередного исполнения богослужения. Имя Захария означает: вспомянутый Богом. О Захарии в Евангелии вне главы первой Ев. от Луки более не сообщается ничего. Но церковное Предание сохраняет о нем еще другие сведения. Прежде всего, оно почитает его первосвященником, а не священником . Иереем в Писании иногда называется и архиерей (Исх. 35, 1, Деян. 5, 24). В службе св. Захарии он прямо называется архиереем: «Кидарь положися на главе твоей, о пророче в начертании имущ истинное божественное священие». «Радуется тварь рождеством твоим, архиерее: ты бо прозябл еси покаяния проповедника» (Канон, п. 5, тропарь 1,2). «Егда кадило служения приносил еси архиерей, тогда Предтечи приял еси провозвещение» (п. 3, тр. 1). Предание изображает его тем первосвященником, который встречал Деву Марию при введении в храм, так именует его св. Церковь в службе Введения во Храм. На всем протяжении службы предпразднества (20 ноября) и праздника Введения во Храм (21 ноября) говорится о Захарии, как о священнике, вводящем Деву Марию, причем он именуется «Захария великий архиерей» (на мал. веч. ст. на Гос. Воз.), «Захария старец, родитель Предте–чев» (на литии стих, слава и ныне).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Состояние удовлетворительное. Село Приклон, при реке Унже, находится в 2 верстах от уездного города. Предание относит основание села Приклона ко второй половине XVI в.: в 1463 г. жители разоренной Костромы, укрываясь от татар, поселились на реке Унже, назвав избранное ими место Приклоном. Первые же документальные сведения о селе Приклоне имеются в писцовых книгах 1628-30 гг. По этим книгам Приклон значится за помещиками Языковыми. В селе тогда была церковь Архангела Михаила с приделом св. муч. Параскевы, построенная отцом одного из помещиков. Священника при церкви тогда не было; в селе были два двора вотчинников, двор приказчика, 4 двора крестьянских и 1 двор задворного человека. Из этой выписи можно заключить, что церковь в Приклоне уже существовала в конце XVI в., но во второй половине XVII в. она почему-то запустела. В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. отмечено, что к церкви села Синжан приписан приход пустовой церкви Архангела Михаила, что на Приклоне. Приходских дворов здесь: двор помещиков и 3 двора крестьянских. Когда возобновлен здесь храм, с точностью неизвестно. Известно только, что до построения каменного храма в Приклоне был деревянный, построенный в 1788 г. Может, это и был первый после запустения храм. В 1845 г. на средства помещика Названова был устроен каменный храм, а в 1861 г. к нему пристроена теплая трапеза. Престолов в этом храме два: главный – во имя Архистратига Михаила, а в трапезе - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: жалования от казны 400 руб. и от служб и треб около 300 руб. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 3 дес., пахотной и сенокосной 33 дес., кроме того, 5 дес. луговой земли имеется среди лесов помещика Названова. Плана и межевой книги на землю нет. Приход состоит из села Приклона и деревень: Бол. Приклона, Мал. Приклона и Ивашина, в коих по клировым ведомостям числится 715 душ муж.

http://sobory.ru/article/?object=02047

15 . Старчество: Мысли св. отцов о необходимости и пользе старческого руководства в духовной жизни. М., 1910. 16 . Тажуризина 3., Никонов К. Что такое старчество?: История и современность//Наука и религия. 1981. 4. С. 38–41; 5. С. 24–27; 6. С. 34–37. 17 . Феодор, архиеп. Смысл христианского подвига: Из чтений по пастырскому богословию. М., 1991. 18 . Шустин В., свящ. Старец Нектарий Оптинский //Шустин В., свящ. Запись об о. Иоанне Кронштадском и об оптинских старцах: Из личных воспоминаний. М., 1991. С. 40–47. II. ОПТИНА ПУСТЫНЬ: ИСТОРИОГРАФИЯ И ПУБЛИЦИСТИКА 1 . Антониев С. Оптинская благодать//Сов. лит. 1991. 2. С. 174–178. 2 . Богданов Д. П. Оптина пустынь и паломничество в нее русских писателей//Исторический вестник. 1910. 10. С. 327–339. 3 . Борисов В. Оптина пустынь//Наше наследие. 1988. 4. С. 54–67. 4 . Булгаков А. Возрождение обители: Вчера, сегодня и завтра Оптиной пустыни//Турист. 1989. 10. С. 34–35. 5 . Вениамин (Федченков) , митр. Божии люди. М., 1991. 6 . Вербицкий В. Козельская (Введенская) Оптина пустынь и ее значение в истории русского монашества//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1893. 9. С. 155–208; ю. С. 328–362; 11. С. 399–410. 7 . Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше//ЧОИДР. М., 1876. Кн. 3. С. 1–72. 8 . Вытропский Е. К. История Козельской Введенской Оптиной пустыни: (Краткая)/Сост. Е. В. Козельск, 1906. 9 . Горелов А. Оптина пустынь: опыт восхождения: Церковная мораль и современное общество//Новое время. 1989. 47. С. 42–43. 10 . Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. 11 . Дмитриев A., Колымагин Б. Оптина Пустынь//Москва. 1990. 9. С. 161–163. 12 . Днепровский А. Возрождение, или прошлое и настоящее Оптиной пустыни//Архитектура и строительство России. 1991. 1. С. 26–29. 13 . Е. В. Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предте- чева скита. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. 14 . Евлогий, arx. «Отречение не от мира, не от людей//Наука и религия. 1990. 5. С. 20–23.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец Софроний преданно и жертвенно любил Россию, русский народ, Русскую Церковь, за которую он слезно и пламенно молился в своей афонской пещере в годы кровавых гонений и особенно во время Великой Отечественной войны, духом разделяя огненные испытания русских людей, но без фанатизма и шовинизма, ибо он жил и молился с тем сознанием, что «Христос не Византийский, и не Русский, и не Сербский, а Вселенский Спас всех людей». Практически он сделал несколько попыток вернуться в Россию, желая и жизнью разделить ее Голгофу, в лоно Русской Церкви, за которую он до конца жизни глубоко переживал, молитвенно и практически всегда старался помогать ей. Именно видение всечеловеческого Христа рождает молитву, подобно Гефсиманской, за всего Адама, с великим плачем «да познают Христа Духом Святым все народы земли, да все спасутся». Такой молитвой после явления ему Христа десятилетиями молился преподобный Силуан. Такой молитвой, исполненной Духа, молился и старец Софроний, который наказывал своим ученикам совершать свою молитвенную литургическую службу именно «в духе Геф-симанского плача Господа Иисуса Христа». Живым храмом такой молитвы стал основанный им в Англии Свято-Предте-ченский монастырь, где структура жизни, и внешней, и внутренней, определяется таким сознанием Христа вселенского, всекосмического, всем хотящего спастися, умершего за грехи всего мира, в котором «нет уже Иудея, ни язычника... нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3. 28), а есть новая тварь. Поэтому монастырь был многонациональным, там мирно соседствовали представители 15 стран, службы и общение тоже принципиально шли на разных языках, и старец строго следил, чтобы жизнь не уклонялась в сторону какой-либо эллинизации или русификации, которые он воспринимал уже как отпадение и искажение истинного духа православия. Двери обители и сердец были открыты для любого человека, верующего, неверующего или просто ищущего, ибо старец смотрел не на происхождение, возраст, образованность или социальное положение человека, а именно на его сердце или, точнее, на его боль, говоря: «Важно видеть, как глубоко страдает человек». Но стоит заметить, что все это происходило без малейшей тени экуменизма или синкретизма, старец знал и понимал границы допустимой свободы, но всегда так, чтобы человек не обижался и не оскорблялся.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2782

Исхождение с вечерней литией по храмам обители в том порядке, в каком оно излагается в приведенных выписках из памятников, представляло собой явление, твердо установившееся в богослужебной практике того или иного монастыря. Об этом свидетельствует сам факт уставного изложения в чине воскресной агрипнии, отправлявшейся в монастырях регулярно каждую субботу и потому служившей нормой бдения для других праздников. Отступление от установленного порядка литии, как видно по тем же памятникам, имело место в дни храмовых праздников и памятей святых обители. В этих случаях типиконы дают несколько иной порядок исхождения, сохраняя в то же время за ним значение молитвенного посещения местных монастырских святынь. Так, по рукописи Синайской библиотеки 1096, в лавре преп. Саввы, в день его памяти, 5 декабря, похождение с литией совершалось только на монастырский двор ко гробу преподобного без посещения Богозданной и Предте-чевой церквей. «И исходит лития, и поем самогласен гласа 2-го „Во благих помысл», „Слава, и ныне», Богородичен, и бывает ектения на гробе святаго по уставу» 327 , – говорит в данном случае Типикон. В другой монастырский праздник, 20 марта – день памяти преподобных отцов, избиенных в лавре персами и маврами, лития совершалась в Богозданную церковь и ко гробу преподобного, причем у последнего на ектении читался синодик с именами убиенных отцов: «Исходим с литиею, по обычаю, иерею предыдущу с кадильницей и лампадой; поются само-гласны гласа 8-го „Преподобнии отцы, поучася день», и отходим в Богозданную церковь , затем говорим: „Слава», того же гласа „Соангельское житие», „И ныне», Богородичен „Святая Дева Мария», и иерей творит ектению, и исходим на гроб святого, поюще самогласен святого по гласу, „Слава, и ныне», Богородичен; иерей же не отходит ко гробу святого, как положено это обычно, но к аналою. И по исполнении Богородич-на и совершении помазания раскрывает книгу усопших, держа свечу, и начинает ектению „Господу помолимся». Мы же: „Господи, помилуй» (трижды). Иерей: „Еще молимся о преподобных отцех наших», – и читает по порядку книгу от начала до конца, разумеется не говорит к каждому имени „Господу помолимся», но сколько возможно на одно дыхание соединяет имена и говорит „Еще молимся». Весь же народ, стоя, делает поклоны, и мы говорим „Господи, помилуй», разумеется не в стасидиях своих, но каждый на месте, где окажется и какое он выбрал во святом дворе, подвизаясь по силе и в коленопреклонениях. По окончании же книги иерей читает: „Спаси, Боже, люди Твоя», „Заступи», „Пресвятую», „Мир всем» и молитву „Владыко многомилостиве " " 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.). В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя   Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665 Густав Моро. Саломея Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861 Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869 Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608 Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530 Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва) Аудиоплеер

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

Так как новотюбингенская школа все-таки не могла несчитаться с теми свидетельствами о подлинности Евангелия от Иоанна, какие восходят к самым первым десятилетиям II века по Р.Х., то она попыталась объяснить происхождение таких свидетельств чем-то вроде самогипноза тех древних церковных писателей, у которых находятся означенные свидетельства. Просто писатель, как, например, святой Ириней, прочитал надпись: «Евангелие от Иоанна» – и сейчас же у него утвердилось в памяти, что это действительно Евангелие, принадлежащее возлюбленному ученику Христову... Но большая часть критиков стала защищать то положение, что под «Иоанном», автором 4-го Евангелия, вся древняя Церковь разумела «пресвитера Иоанна», о существовании которого упоминает Евсевий Кесарийский. Так думают, например, Буссе, Гарнак. Иные (Юлихер) считают автором 4-го Евангелия какого-то ученика Иоанна Богослова. Но так как довольно трудно допустить, чтобы в конце I века в Малой Азии находилось два Иоанна – апостол и пресвитер, – пользовавшиеся одинаково огромным авторитетом, то некоторые критики стали отрицать пребывание апостола Иоанна в Малой Азии (Лютценбергер, Кейм, Шварц, Шмидель). Не находя возможным найти заместителя апостолу Иоанну, современная критика, однако, согласно утверждает, что 4-е Евангелие не могло произойти от апостола Иоанна. Посмотрим же, насколько основательны те возражения, какие для опровержения общецерковного убеждения в подлинности 4-го Евангелия высказывает современная критика. При разборе возражений критиков против подлинности Евангелия Иоанна нам по необходимости придется говорить и о достоверности сообщаемых в 4-м Евангелии сведений, потому что в подтверждение своего взгляда на происхождение 4-го Евангелия не от Иоанна критика указывает на недостоверность различных приводимых в Евангелии Иоанна фактов и на общую невероятность того представления, какое на основании этого Евангелия создается о лице и деятельности Спасителя 4 . Кейм, а за ним и многие другие критики, указывает на то, что согласно Евангелию Иоанна Христос «не родился, не крестился, не испытывал ни внутренней борьбы, ни душевных страданий. Он от начала знал все, сиял чистой божественной славой. Такой Христос не соответствует условиям человеческой природы». Но все это неверно: Христос, согласно Иоанну, стал плотью ( Ин.1:14 ) и имел Матерь ( Ин.2:1 ), а на принятие Им крещения есть ясное указание в речи Иоанна Крестителя ( Ин.1:29–34 ). О том, что Христос испытывал внутреннюю борьбу, ясно сказано в Ин.12:27 , а о Его душевных страданиях свидетельствуют пролитые Им при гробе Лазаря слезы ( Ин.11:33–35 ). Что же касается предуведения, которое Христос обнаруживает в Евангелии Иоанна, то оно вполне согласно с нашей верой во Христа, как в Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010