Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕРИНФ [греч. Κρινθος, реже Κρινθος; лат. Cerinthus], согласно христ. ересеологической традиции, один из древних еретиков (см. статьи Ересь , Еретик ); вероятнее всего, К. развивал свое учение в сер. I - нач. II в. Источники сведений о К. Сочинения К. и сообщения о нем его современников или последователей не сохранились; все имеющиеся сведения извлекаются из сочинений христ. авторов, живших позже его и критически настроенных по отношению к его взглядам. Прямые упоминания и изложения взглядов I. «Послание апостолов». Древнейшее из известных свидетельств о К. содержится в «Послании апостолов» - христ. памятнике, написанном в сер. II в. на греч. языке, но сохранившемся только в эфиоп., копт. и фрагментарном лат. переводах. Прямых указаний о месте написания «Послание...» не имеет. Исследователи предполагают, что оно было создано в М. Азии ( Schmidt. 1919. S. 361-402; Stewart-Sykes. 1997; Hill. 1999) или в Египте ( Bardy. Epistula Apostolorum. 1921; Lietzmann. 1921; ср. ст. Послания апостолов апокрифические ). В «Послании...» К. упоминается дважды, оба раза вместе с Симоном Волхвом . Они характеризуются как лжеапостолы и враги Иисуса Христа, хитростью отвращающие людей от Евангелия (Ep. apost. 1, 7). Прямого изложения учения К. в «Послании...» нет. II. Сщмч. Ириней Лионский. Древнейшее изложение взглядов К. содержится в соч. «Против ересей» сщмч. Иринея , еп. Лионского (II в.). В его классификации учение К. рассматривается среди источников учений Валентина и Птолемея ( Iren. Adv. haer. I 26. 1; здесь и далее нумерация разделов дается по SC. 1979. N 263-264). В этом ряду К. следует за Симоном Волхвом и Менандром ( Iren. Adv. haer. I 23), Сатурнином (Саторнилом), Василидом (Ibid. 24) и Карпократом (Ibid. 25; ср. ст. Гностицизм ). Сщмч. Ириней разбирал мнения К. в одной главе с учениями эбионитов ,- чьи взгляды «в отношении к Господу», по его словам, такие же, как у К. и Карпократа (Ibid. 26. 2),- и николаитов (Ibid. 26. 3). После К. следуют Кердон , Маркион (Ibid. 27), Татиан , энкратиты и др. (Ibid. 28-31). Посвященные учению К. фрагменты сочинения сщмч. Иринея сохранились в латинском переводе; греч. оригинал восстанавливается по цитатам в «Опровержении всех ересей» Ипполита Римского ( Hipp. Refut. VII 33. 1-2; X 21. 1-3; ср.: SC. 1979. N 263. P. 99).

http://pravenc.ru/text/1684233.html

Священномученик Климент, папа Римский Святитель Климент жил в Риме на рубеже I–II веков, при императорах Домициане, Нерве и Траяне. По преданию, он был очень знатного происхождения и в самом детстве разлучен с родителями и братьями. Еще подростком он усердно искал истину, посещал различные философские школы столицы, но их учения казались Клименту пустыми и не могли утолить его жажду Абсолютного. Узнав, что сын Божий явился в Иудее, он отправился туда. Климент встретился с апостолом Петром, который наставил его в вере и сделал своим помощником в проповеди. Они вместе ходили по городам сирийского побережья и вместе боролись с Симоном Волхвом. Прославленного проповедями Климента сделали епископом Рима (ок. 91) после святых Лина и Анаклета . Взойдя на церковную кафедру, святитель Климент стал свидетелем апостольской проповеди, в особенности деятельности святого Петра. «Имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими», – пишет о нем святой Ириней . Смиренный и кроткий, сведущий как в Священном Писании, так и в греческой премудрости, он умел обращать к вере иудеев и язычников, рассказывая им о бесконечном милосердии Бога и о Царстве Небесном, ожидающем тех, кто с верой и надеждой вступит на путь покаяния. Святой Климент – автор знаменитого Послания к Церкви Коринфа, включавшегося некоторыми в состав Священного Писания. В этом послании он призывает некоторых молодых членов Коринфской общины, восставших против старейшин, хранить единство членов Тела Христова, уважая иерархию, установленную апостолами. Ему приписывали и другие сочинения: Правила святых апостолов, Апостольские постановления, а также Второе послание к коринфянам, вероятно не принадлежащие ему, но очень значимые . Проповедью святой Климент обратил Феодору, жену префекта Сисиния, близкого друга императора Нервы, а также склонил принять святое крещение и самого Сисиния тем, что чудесно исцелил его от слепоты, вызванной идолопоклонством префекта. Комит Пуплий, узнав об этом и о росте числа христиан среди язычников, отправил Климента, по приказу императора Траяна, в изгнание в Херсонес Таврический – негостеприимную область на восточном краю империи. Там святой епископ встретил 2 тысячи христиан, сосланных на работы в каменоломни. Он утешил страждущих в невзгодах, напомнив о вечном блаженстве, и по его молитве для них в пустыне забил источник воды. Даже и в изгнании он обращал души язычников к истине. О Клименте сообщают, что за год благодаря ему было построено 75 церквей.

http://pravoslavie.ru/57976.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКРИВИЯ [греч. κρβεια - строгость, точность], способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христ. учения; применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства. А. противостоит икономия , т. е. снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящих догматического характера. Икономия предполагает известное отклонение от канонических правил в указанной выше сфере и частичную замену законности целесообразностью. Сочетание А. и икономии составляет метод правового регулирования в церковном праве . Такое понимание метода вытекает как из сущности регулируемых отношений, так и из самого духа евангельского благовестия. С одной стороны, наиболее ценные объекты правового регулирования и охраны (вероучение, основы христ. нравственности) нуждаются в эффективной правовой защите, причинение им ущерба рассматривается как явление недопустимое, не могущее в принципе повлечь снисхождения, а следов., подлежащее А. С др. стороны, Сам Христос пришел не судить, но спасти мир; Он проявил милосердие и снисхождение к человеческому роду и заповедал Своим последователям (а значит, и Церкви, ибо она их союз) делать то же по отношению друг к другу. Сочетание А. и икономии по существу является соотношением законности (понимаемой как четкое и неуклонное, букв. соблюдение нормативного предписания) и целесообразности (полезности, удобства). Метод А. имеет не только научное значение при толковании и использовании тех или иных канонических норм, но и практическое применение. История знает немало примеров применения метода А.: случай с Ананией и Сапфирой (Деян 5. 1-11); случай с Симоном Волхвом (Деян 8. 9-24); непримиримость ап. Павла к расколам (1 Кор 1. 10-17; 3. 3-9, 21-23); осуждение ап. Павлом нарушения Евхаристической Трапезы (1 Кор 11. 27-34); в III в. Римская, Александрийская и др. Церкви отстояли практику перекрещивания еретиков; в 405 г. на Соборе в Карфагене блж. Августин высказался за самое жесткое отношение к расколу донатистов (Деян. V Всел.); осуждение четвертого брака визант. имп. Льва VI , отлучение его от св. Причащения и мн. др. Примерами А. могут служить отношение РПЦ к укр. автокефальному расколу 1989 г., заявления Святейшего Синода (1989), Архиерейского Собора (янв. 1990) и Поместного Собора (июнь 1990) и последующие документы о непризнании хиротоний самочинной автокефалии; заявление Святейшего Синода РПЦ от 23 февр. 1996 г. о прекращении канонического и евхаристического общения с К-польским Патриархатом и Финляндской автономной Церковью по причине их вмешательства в дела Эстонской Апостольской Православной Церкви, находящейся в юрисдикции Московского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/63908.html

07.12.2018 Подпишитесь на наш Телеграм Ответ на статью священника Дениса Костомарова. Недавно на сайте «Предание.ру» вышла статья священника Дениса Костомарова, с которой я позволю себе категорически не согласиться. На мой взгляд, главное заблуждение о. Дениса заключается в том, что он отождествляет понятия «работа» и «служение», но это принципиально разное. Во-первых, работа связана прежде всего с необходимостью. В этом плане очень показательно, что в русском языке слово «работа» этимологически связано со словами «раб» и «рабство». Во-вторых, работа подразумевает плату, выгоду. Служение же всегда осуществляется бескорыстно, оно возможно только в свободе. Нельзя служить по необходимости. В церкви строго осуждается грех симонии. Мы помним, что произошло с Симоном Волхвом, когда он предложил апостолам деньги за дар Святого Духа. Апостол Павел, который занимался изготовлением палаток, никогда не называл свою работу служением. Более того, он специально работал (хотя мог этого не делать), чтобы его служение никак не было связано с материальной поддержкой. Те примеры, связанные с литургическим служением, которые приводит о. Денис, никакого отношения к работе не имеют, потому что люди делают это свободно и без всякой для себя выгоды, сверх и помимо работы. Подобные рассуждения не новы в церкви. Впервые они появились в XVI веке, во времена Реформации, когда протестанты в борьбе с католическим клерикализмом заявили, что служением Богу является не только труд священника, но и профессиональный труд любого мирянина. Подтверждением того, что твоя профессия действительно является служением, считалась успешность в ней. Отсюда вытекает знаменитая протестантская трудовая этика, которая была основой для мощного научно-технического прогресса западной цивилизации. И сейчас, если мы взглянем на карту Европы, самые экономически развитые и благополучные страны – это страны Северной Европы, по преимуществу протестантские. Проблема в том, что они являются и самыми секуляризированными, что напрямую связано с протестантской трудовой этикой, приведшей в конце концов к дехристианизации европейских стран. О. Денис говорит, что работа, если она делает мир лучше, является служением Богу, но на данном примере мы видим, что можно создать комфортный, красивый и удобный мир, где Богу совершенно нет места.

http://blog.predanie.ru/article/rabota-i...

Глава 9. Почему установлено бдение в вечер субботний и почему не совершается пост в субботу на всем Востоке Совершать бдения в субботний вечер - определено на Востоке еще с начала веры христианской в подражание апостолам, которые после того, как Господь и Спаситель наш был распят в вечер пятницы, бодрствовали и не предавались ни малейшему сну. По причине бдения, мужи апостольские, в уважение к трудам бдения, положили в субботу не поститься. Таким образом, отмена поста ничуть не доказывает общего нашего с иудеями празднества, но оно необходимо для подкрепления утомленного тела, потому что, если не отменить пост в субботу и воскресенье, то постившийся на неделе пять дней обязательно ослабнет. Глава 10. Почему у западных пост соблюдается и в субботу По мнению западных, пост в субботу нельзя, упразднять, потому что апостол Петр, готовясь вступить в борьбу с волхвом Симоном, постился в этот день. Но сама причина, по которой постился апостол Петр, показывает, что он постился в субботу не потому, что на то было соборное определение, а по требованию обстоятельства. Поэтому пост апостола Петра был особенный, однократный, а не общий, не постоянный; он стал бы поститься и в воскресенье, если бы ему довелось вступить в борьбу в этот день. Глава 11. Чем отличается воскресное богослужение от службы других дней Следует знать и то, что там, в воскресный день до обеда собираются только на одну литургию, а на третий и шестой часы особо не собираются. Впрочем, таким образом не изменяется существенно порядок богослужений; а между тем, из уважения к воскресению Господню, братьям делается некоторое послабление; отчего они дня воскресного ожидают как праздничного и не скучают постами, сохраняемыми в продолжение недели, потому что труд бывает не обременителен и не скучен, если за ним следует какая-нибудь перемена. Глава 12. В какие дни за ужином не читается псалом, как бывает за обедом В субботу, воскресенье и дни праздничные, в которые обыкновенно предлагается братьям обед и ужин, псалом не читается на вечере, т.е. ни перед ужином, ни после ужина, как это бывает на праздничных обедах и при отмене постов, когда читаются обычные псалмы и перед столом, и после стола. Перед тем как сесть за стол и как вставать из-за стола, читается только одна молитва, потому что тогда не обязаны все быть за столом, а бывают только странники из приходящих братьев или те, которых заставляет прийти телесная немощь, или кто сам хочет

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1753...

Мы постараемся рассказать о некоторых чудесах в остроумной форме. Например, о состязании апостола Петра с волхвом Симоном. Когда волхв, чтобы доказать свое могущество, предпринял попытку вознестись на небо, взлетел на некоторую высоту, но по молитве апостола упал. Мы уже сняли отпечатки колен Петра в камне, на котором он молился. Скептик, конечно, никогда не поверит, что это отпечатались колени апостола Петра. Мне кажется, для начала людям надо задуматься над простейшим вопросом: почему христианство уже два тысячелетия владеет умами, когда были разные течения и проповедники? Во многом благодаря чудесам. Это в наше время чудес почти нет, а во времена первых христиан их было очень много. Как было не уверовать простым язычникам, когда они видели, что христианин остается невредимым в кипящей смоле? Они, пришедшие поглазеть на казнь, в одночасье понимали осмысленность собственной жизни, выскакивали на арену и исповедывали себя христианами. Я верю в те чудеса даже не потому, что я православный, а потому, что иначе просто не было бы христианской цивилизации. - Приходилось ли вам спорить о вере с коллегами и друзьями? - Не приходилось, и думаю, что никогда ни с кем не буду спорить о вере. К Православию нужно прийти, почувствовать его. Я могу говорить людям сомневающимся о преимуществах православной веры, но никого не буду втягивать силком. Мы же не сектанты. Меня никто не тянул, я сам в 28 лет пришел к вере по неведомым для меня причинам. Просто почувствовал потребность на что-то опереться и в 1980 году крестился. Бабушка у меня была верующей, но мама крестилась после меня. Я по телефону диктовал ей Символ веры и " Отче наш " . - Владимир Иванович, а изменились в процессе работы над фильмом ваши представления о первых христианах? - Изменяться было нечему. Развеялись некоторые сомнения. Например, в одном храме мне показали открытую не очень давно икону Пресвятой Богородицы, почитаемую уже в IV веке, а потом утерянную. Я, пожалуй, впервые поверил, что эту икону написал евангелист Лука. Потрясающая икона!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Однако некоторые учёные не согласились с точкой зрения папы. Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает — «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам — постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола Отрицание факта посещения, смерти и погребения Петра в Риме Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Юстин Мученик, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал.2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн — среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Так же и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго — начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу "

http://lib.cerkov.ru/authors/88

Последующие церковные писатели называют Климента «учеником апостольским» ( Ориген – Orig. «О началах» II, 3, 6//PG. T. 11. Col. 194C; р. п.: C. 117), «мужем апостольским» (Clemens vir apostolicus) (блж. Иероним – Hieron. Com. in Is., 52, 13//PL. T. 24. Col. 504C; р. п.: 4. 8. C. 306) и даже «апостолом» ( Климент Александрийский – Clem. Alex. Storm. IV, 17//PG. T. 8. Col. 1312A; р. п.: T.2.C.47). Вот и всё, что мы знаем достоверного o св. Клименте. Все другие сведения о нём имеют или предположительное значение или представляют набор легендарных рассказов, в которых трудно найти зерно исторической истины. Легенда о Клименте создалась очень рано, в конце II века и притом в целях возвеличить Римскую Церковь и поставить Климента в непосредственную связь с ап. Петром; поэтому время её появления приурочивают к эпохе папы Виктора I (192–200 гг.), когда ясно обнаружились властолюбивые притязания пап. В это, вероятно, время на основе эвионитских псевдо-Петровых «проповедей» были составлены так называемые «Климентины», дошедшие до нас, под именем самого Климента, в двух редакциях: Homiliae (XX) и Recognitiones («Встречи»). По рассказу «Климентин», родители св. Климента Фавст и Маттидия были знатного происхождения и состояли в родственных связях с домом кесаря Тиверия. У них было три сына: два старших близнеца – Фавстин и Фавстиниан – и младший Климент. Семейное счастье их было, однако, непродолжительно. Избегая любовных искательств со стороны брата своего мужа, Маттидия, сославшись на бывшее ей сновидение, отправилась с двумя старшими детьми в Афины, чтобы дать им там образование. Буря занесла их корабль к острову Араду (близ Малой Азии): здесь они потерпели кораблекрушение. Маттидия спаслась и была выброшена на берег; но здесь одинокая, без детей влачила нищенское существование. Спутники Маттидии погибли, но дети её были спасены пиратами и проданы в Кесарию Стратонову благочестивой сирофиникиянке Юсте, которая воспитала их в иудейской религии, но дала также и светское образование в эллинских школах, где они познакомились с Симоном Волхвом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Правда, также освящен был и Иеремия, однако Иеремия не прорек в ней. Один Иоанн, будучи в утробе матерней, взыграл радостно ( Лк.1:44 ) и, не видя телесными очами, познал Владыку духом. Поскольку благодать крещения была делом великим, то надлежало быть великим и первому ее провозвестнику. 4 . Он крестил в Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, принимая начатки крещения, ибо все наилучшие блага в Иерусалиме. Но знайте, иерусалимляне, каким образом выходящие принимали от него крещение: они исповедовали грехи свои. Сначала они открывали раны, потом он прилагал врачевства и тем, которые веровали, дарствовал искупление от вечного огня. И если ты сам хочешь увериться в том, что крещение Иоанново есть искупление от угрожающего огня, то слушай, что говорит он: порождения ехиднины! 2 , кто внушил вам бежать от будущего гнева? ( Мф.3:7 ). Итак, не будь более змеем, но как некогда был ты порождением его, теперь оставь, говорит он, образ прежней греховной жизни. Всякий змей, вползая в узкое место, оставляет старую чешую и через сжатие себя, скинув старость, молодеет телом. Так и ты, говорит он, взойди узкими и тесными вратами; изнурив себя постом, изгони то, что губит тебя. Совлекись ветхого человека с делами его (см. Кол.3:9 ) и скажи слова, находящиеся в песнях: Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? ( Песн.5:3 ). Но нет ли кого-нибудь в вас лицемера, человекоугодника, только представляющего вид благочестия, а не от сердца верующего, лицемерящего с Симоном-волхвом, пришедшего не для того, чтобы получить благодать, но чтобы испытать то, что даруется? Да слышит и такие слова Иоанна: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф.3:10 ). Неумолим Судья – оставь лицемерие. 5 . Что же нужно делать, и каковы плоды покаяния? У кого две одежды, тот дай неимущему ( Лк.3:11 ). Тот, кто учил этому, стоит того, чтобы ему верить. Поскольку сам он первый и исполнял то, чему учил. Он говорил без зазрения, ибо совесть не упрекала его и не связывала языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Петр ( Debold-Kritter. 1975. S. 129-145). Смягченная, по-готически идеализированная трактовка обнаженного тела у Мазолино разительно отличается от мощной натуралистической пластики прародителей на фреске М., чьи фигуры естественно и свободно располагаются в 3-мерном пространстве. Их образы получают и нравственную характеристику: лаконичные и предельно экспрессивные жесты ссутулившегося Адама, закрывающего лицо руками, и Евы, которая рыдает, запрокинув голову, и прикрывает лоно и грудь, являются внешним выражением глубокого внутреннего переживания. Поза Евы воспроизводит классическую иконографию «Venus Pudica», восходящую к статуе Афродиты Книдской работы Праксителя; М. мог быть знаком не только со средневековой адаптацией этого типа, сделанной Дж. Пизано для кафедры Пизанского собора (1302-1310), но и с античным образцом, хранившимся в одном из флорентийских домов еще во 2-й пол. XIV в. ( Bober Ph. P., Rubinstein R. Renaissance Artists and Antique Sculpture: A handbook of sources. L.; Oxf., 1986. P. 59-60). М. предельно конкретен и точен в деталях: городская застройка в «Исцелении тенью св. Петра» носит почти документальный характер; в сцене «Крещение новообращенных» тщательно воспроизведены мокрые пряди волос и мелкие складки ткани, прилипшей к телу крещаемого, правдиво передана поза стоящего позади него неофита, растерянного и дрожащего от холода. Однако его живопись свободна от незначительных подробностей и лишена малейшей тяги к декоративности. Ансамбль капеллы не был завершен, т. к. весной 1428 г. оба мастера отбыли в Рим, а в 1436 г. по политическим причинам был выслан из Флоренции заказчик росписей Феличе Бранкаччи. Только в 1481-1485 гг. по инициативе новых патронов капеллы, членов братства Санта-Мария-дель-Пополо, цикл был дополнен Филиппино Липпи. Работая, вероятно, по картонам М., мастер окончил начатое М. «Воскрешение сына Теофила» в нижнем регистре юж. стены капеллы, а также написал «Диспут апостолов с Симоном-волхвом», «Посещение св. Петра св. Павлом», «Изведение св.

http://pravenc.ru/text/2561222.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010