Имя Симона Ушакова известно каждому, кто хотя сколько-нибудь интересуется православной русской иконографией. Г. Ф. Филимонов посвятил особое исследование этому иконописцу: «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи». – Произведения Ушакова известны все наперечет и более или менее обследованы. – Тем приятней было нам недавно найти еще неизвестных доселе пять икон, принадлежащих Симону Ушакову. Иконы эти находятся в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. – Вот их краткое описание. 1. Господь Вседержитель (надписи Хс. – Гдь Вседержитель; в крещатом нимбе: «ωон»), восседает на троне, ноги покоятся на подножии. Десница Господа благословляющая, шуйца поддерживает лежащее на левом колене евангелие, раскрытое на словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не осуждать дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3:16 ). Сверху слетают два ангела с орудиями страданий Христовых. К ногам Господа припали – «Святой Иоанн Предтеча» и «Апостол Петр», т. е. ангелы царей Петра и Иоанна Алексеевич ей. – Внизу иконы подпись: «з р ч» (следующую затем букву нет возможности разобрать. Очень может быть, что здесь разумеется 7191-й год, т. е. 1682–3 г., когда были написаны следующие две иконы.) «и (?) писал Симон Федоров сын по прозванию Симон Ушаков и товарищи». – Размер иконы 2 арш. 6 вершков >< 1 арш. 7 верш. Икона помещается по правую сторону царских дверей. Северные и южные двери иконостаса: 2. а) «Святой Архидиакон Никанор» , в стихаре, украшение которого напоминает русское шитье, в руках держит орарь. Размер иконы 2 арш. 14 в. >< 1 арш. 1 1 / 2 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через реформы к традиции (ВИДЕОэкскурсия) 18 ноября, 2015. Левон Нерсесян Экскурсия по выставке Симона Ушакова в Третьяковской галерее До 10 января в стенах Государственной Третьяковской галереи проходит выставка икон Симона Ушакова (1626-1686) – самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы. Сегодня на «Правмире» экскурсия по выставке, которую специально для читателей портала провел Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Конечно, выставку надо увидеть своими глазами, иначе как вы сможете понять, чем самое маленькое из семи изображений Спаса Нерукотворного, представленных на выставке, отличается от других, и почему именно оно является самым ярким и наиболее сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца. И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во время реставрации иконы к выставке. До этого все энциклопедии твердили одно – Спас Нерукотворный написан для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году, поскольку именно эта дата фигурировала на поздней надписи на нижнем поле иконы. В общем, выставку надо посетить обязательно, а пока – видео и текст экскурсии. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец» Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

Распятие с предстоящими. 1676-1677 гг. (ГММК) Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова . Первое упоминание о З. зафиксировано в указе царя Алексея Михайловича от 16 мая 1667 г. о том, что иконописец «взят в Оружейную палату для иконного воображения» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 11538). Еще один документ, от 31 мая того же года, регламентирует условия перехода З. в Оружейную палату, сообщая, что он являлся крестьянским сыном в вотчине Гавриила Петровича Островского, по воле к-рого обучался иконописи у Симона Ушакова. Своим наставником З. характеризовался так: «...святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством», за что и был взят у своего хозяина за 100 р. вместе с женой, с детьми и со сродниками и определен иконописцем в Оружейную палату (Там же. 11232). Сохранились 2 подписные работы З. из Вознесенской ц. в Москве, датированные 1667 г.: «Господь Вседержитель» и Смоленская икона Божией Матери (обе в ГМИР). В 1668 г. З. с жалованными иконописцами во главе с Симоном Ушаковым писал иконы для иконостаса ц. свт. Григория Неокесарийского в Дербицах. Тогда же ему было дано место для постройки своего двора близ «государева большого аглицкого двора» (РГАДА. 396. Оп. 1. Ч. 9. 51389), а в 1675 г. его двор был перенесен в район Белого города за Ильинскими воротами. В 1670 и 1671 гг. имя З. встречается в документах Оружейной палаты в связи с распределением иконописных работ. В 1673 г. З. вместе с Симоном Ушаковым, Никитой Павловцем , Федором Козловым , Андреем Ильиным и Иваном Филатьевым (см. ст. Филатьевы ) писали иконы праздничного ряда для иконостаса Покровской ц. в вотчине дворян Хитрово с. Братцева (ныне в черте Москвы) (сохр. подписная икона «Распятие», ГТГ). В 1676 г. З. упоминается в связи с починкой стенного письма в ц. Нерукотворного образа Спасителя Большого Кремлевского дворца. 1676-1677 гг. датированы 2 подписные иконы мастера в иконостасе этого храма: «Распятие с предстоящими» и «Иверская икона Божией Матери, с апостолами на полях» (вместе с Сергеем Рожковым) (обе в ГММК). 1677 г. датирована южная диаконская дверь с изображением архидиак. Лаврентия с надписью о работе З.: «с товарыщи» (ГММК).

http://pravenc.ru/text/199835.html

Бежецк. Собор Воскресения Словущего. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Год постройки:между приблизительно 1720 и 1726. Год утраты:1936 Архитектор: Д.В. Ухтомский Адрес: Россия, Тверская область, Бежецк, Советская площадь Координаты: 57.780702, 36.691542 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Напротив храма Иоанна Богослова, по другую сторону Тверской дороги, несколько веков возвышался городской Воскресенский собор. Деревянная Воскресенская церковь упоминается в документах начала XVII в. как издавна существующая. Уже тогда она имела статус соборной. Воскресенский храм несколько раз разорялся поляками в Смутное время. Подвергался грабежам со стороны разбойных отрядов и на всём протяжении XVII столетия. Не обошли его стороной и частые в то время пожары. Поэтому в 1659 г. старая, обветшавшая церковь была заменена новым, значительно расширенным, двухэтажным, но по-прежнему деревянным храмом. Строился он стараниями думного боярина, родного брата жены царя Алексея Михайловича, бежецкого помещика Семёна Ивановича 3аборовского. Новый собор имел 4 престола. Первый - в честь Воскресения Словущего, второй - Богоявленский, третий - в честь Успения Богородицы и новый, четвёртый, был освящён в память строителя храма в честь Симеона Богоприимца. Семён 3аборовский пожертвовал в этот придел образ Святого Симеона работы величайшего русского мастера Симона Ушакова. Он принадлежал к довольно редкому типу двустолпного четверика, увенчанного световыми цилиндрическими барабанами. Своды храма опирались на два массивных восьмигранных столпа, расположенных на поперечной оси четверика. Высокое трёхярусное сооружение обнаруживало некоторое сходство по силуэту и типологическим особеностям с соборной колокольней в Твери (сер. 18 в.). Однако в отличие от своего возможного прототипа, яркого памятника эпохи барокко, бежецкая колокольня сочетала в своей архитектуре черты барокко и раннего классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=38496

В выставочном зале ЖМП 12 декабрь 2015 /  30 декабря 2015 г. 11:55 Светотень живоподобия В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 390 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И 330 - СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ ЗНАМЕНИТОГО ЦАРСКОГО ИКОНОПИСЦА СИМОНА УШАКОВА Не дожидаясь наступления юбилейных дат, Государственная ­Третьяковская галерея (ГТГ) открыла первую в истории монографическую выставку «Симон Ушаков — царский изограф». Сотню икон для нее предоставили семнадцать российских музеев (включая Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русский музей, Центральный музей древнерусской культуры и искусства) и четыре частных коллекционера. Об огромном труде организаторов красноречиво свидетельствует такой факт: от первых разговоров о необходимости выставки до воплощения идеи в жизнь минуло тридцать лет. Тайны «Древа» из Никитников Общеизвестно: в отличие от подавляющего большинства коллег-современников, Симон Ушаков предпочитал подписывать свои иконы. До нас дошло сравнительно немного его работ, и в основном они оказались рассредоточены по разным музейным собраниям и коллекциям. В Третьяковской галерее, признается заведующая отделом древнерусского искусства ГТГ Наталья Шередега, удалось собрать почти все ныне известные иконы мастера, за исключением разве что хранящихся в Пермской и в Иркутской государственных картинных галереях: везти на такое большое расстояние заслуженно считающиеся шедеврами иконописи ушаковские творения оказалось слишком дорого. В экспозиции несколько памятников, публичная демонстрация которых достойна отдельного рассказа. В первую очередь это касается икон с драгоценными окладами. Мерную икону третьего сына царя Алексея Михайловича Федора Алексеевича (1661) предоставил Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» (после смерти царевича в 1682 году образ великомученика Феодора Стратилата перенесли в Архангельский собор и установили над государевой гробницей). А вот для иконы Василия Исповедника, исполненной по заказу стольника Василия Волынского, Третьяковская галерея — родной дом. Но на выставке впервые после очень долгого перерыва она предстает в первозданном позолоченном окладе. В фондах он давным-давно хранился отдельно, но теперь соединен с иконой.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavka_sim...

Москва. Кремль. Церковь Двенадцати апостолов в Патриаршем доме. Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов Карта и ближайшие объекты Патриаршие палаты были построены русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них - Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора. Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия, когда накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII-XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов - Симона Ушакова и Федора Зубова. Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени. Патриаршие палаты - редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле. Руководили работами подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Он включил двухэтажное здание палат (второй этаж заняла громадная по размеру Крестовая палата), трехэтажное здание палат для жилья и приказов и поднятую на высокие проездные арки домовую церковь Двенадцати апостолов. 

http://sobory.ru/article/?object=03384

Москва. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Бережках. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм был очень красив, с пятью вызолоченными главами. Стоял он напротив Киевского( Брянского )вокзала, на левом берегу Москвы-реки. Основное здание Благовещенского Храма построено в середине XVII века, на месте более древнего и снесенного за ветхостью. Его прихожанами были ремесленники, жители переулков " за Смоленским рынком " . С древнейших времен храм являлся подворьем Ростовских митрополитов в Москве, почему и назывались шесть переулков, идущих от храма Благовещения, Ростовскими - 1, 2 и так далее. В самом конце XVII века, когда митрополит Димитрий Ростовский был причислен к лику святых, к храму пристроили средних размеров трапезную с двумя приделами: в честь Св. Николая и Святителя Димитрия Ростовского. Пятиярусная, украшенная вызолоченной главой колокольня храма вознеслась уже в XIX веке. Резной пятиярусный иконастас центрального храма создан в конце XVII века, живопись икон нижнего ряда, ряда апостолов и ряда пророков выполнена в стиле письма Симона Ушакова. Обильной резьбой были украшены и Царские врата. Иконастасы приделов искусственного белого мрамора были конца XIX века, иконы в основном также письма XIX века, кроме иконы Св. Николая XVIIbeka. Службы в храме по торжественности соответствовали благочинию. Хор под руководством регента и композитора Фролова исполнял в основном произведения композиторов XIX века, а также и самого Фролова. Солировал довольно часто солист ГАБТа М.Б. Сказин. Но несмотря на хороший хор и торжественное служение отца протодиакона, обладавшего статной фигурой и весьма неплохим басом, храм Благовещения и службы в нем не пользовались большим успехом у молящихся. Причин прохладного отношения к Благовещенскому храму было две. Первая - расположение настоятеля о. Василия к митрополиту Сергию (Страгородскому), будущему Патриарху, разочаровавшему своей Декларацией 1927 г. и интерьвю 1930 года не только интеллигенцию и церковных людей среднего образования, но даже и многих малограмотных прихожан. А вторая - ортодоксальность и холодность проповедей.

http://sobory.ru/article/?object=34506

" На оси, делящей пополам квадратный участок монастыря, стоят святые ворота с надвратной церковью, а на другом ее конце - шатровая колокольня (1681). Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 г. Храм переделывался в 1787-1793 годах. К югу от центральной оси построена монастырская трапезная с одноглавой Троицкой церковью (1683-1689). Она поставлена на высокий подклет, а стены, как и в соборе, расчленены арочными нишами, к алтарю добавлены позднейшие пристройки. Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 годами с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус - жилое двухэтажное здание. В 1766 году наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей. Всю восточную и южную границу монастыря занимает длинный двухэтажный корпус келий (1681-1707 гг.) построены, как сплошная линия двухэтажных строений, где размещались жилье и различные помещения хозяйственного назначения - мастерские, квасоварни, сушила и т. п. В середине восточного корпуса находятся главные въездные ворота, над которыми стоит надвратная Петропавловская церковь. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относится к 1787- 1793 годам. Голицынский корпус (1712 г.) - каменное двухэтажное жилое здание, построенное для постригшегося в монахи князя Б.А.Голицына, умершего в 1713 году сподвижника Петра I. В 1890-е годы здесь помещалась иконописная школа " .

http://sobory.ru/article/?object=00900

Прихожане Троицкого храма препятствуют изъятию из храма старинного иконостаса Москва, 20 июня 2006 г . С 8:30 утра во вторник у храма Троицы в Никитниках продолжается молитвенное стояние верующих с целью не допустить изъятия из храма старинного иконостаса, передает РИА Новости. " Мы хотим выразить мнение нашего прихода по поводу того, что бывшие хозяева, то есть Государственный Исторический музей, хотят забрать иконостас. Эти иконы стоят в храме 300 лет " , – сказал настоятель храма протоиерей Арсений Тотев. По его словам, во вторник должны приехать " реставраторы, которым поручено забрать иконы " . " Пока мы оформляем права на храм, который передается приходу (Московскому Патриархату), они посчитали, что могут забрать иконы, чтобы хранить их в музее " , – пояснил священнослужитель. Он убежден, что иконы, перед которыми сотни лет молились предки, должны оставаться именно в храме. Приход готов взять на себя ответственность за сохранность святынь и заключить соответствующий договор. У храма на акцию протеста собралось несколько десятков человек с плакатами: " Уважаемые искусствоведы, где ваша совесть! " , " Сейчас не 1917 год " , " Разоряя храм, разоряем Россию " . В Государственном Историческом музее пообещали прокомментировать ситуацию позже. Троицкий храм в Никитниках построен на средства Георгия Никитникова из Ярославля в 1631-34 годах. Храм расписывали лучшие царские иконописцы 17-го века: Симон Ушаков, Яков Казанец, Григорий Кондратьев. В церкви хранится список чудотворной иконы Богородицы " Грузинская " , от чего храм получил второе название – " Грузинской Божией Матери на Варварке " . В советское время храм был закрыт, богослужения в нем возобновились в 1999 году. Сейчас приход насчитывает около 400 верующих. Справка : Позолоченный деревянный иконостас главного престола в Троицком храме в Никитниках выполнен московскими и ярославскими резчиками по росписи интерьеров в 1640-х годах. В иконостасе есть иконы строгановского письма, многие иконы местного ряда выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону " Благовещение с акафистом " , а иконы " Великий архиерей " , " Богоматерь Владимирская " или " Насаждение древа Государства Российского " принадлежат кисти Симона Ушакова.

http://pravoslavie.ru/17771.html

Свт. Николай Чудотворец (Можайский). 1723 г. Дмитрий и Григорий Федоровы Поповы. Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение. Частное собрание из Нижнего Новгорода ЖМП 2 февраль 2018 /  1 марта 2018 г. 17:00 Иконы стиля ШЕДЕВРЫ ЖИВОПОДОБНОЙ МАНЕРЫ ИКОНОПИСИ НА ВЫСТАВКЕ В МУЗЕЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА Академическую стройность выставке из 55 памятников удалось придать благодаря невероятно широкому представительству частных коллекций. Здесь можно увидеть святыни из Собрания русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и из частной галереи «Русская икона» (город Саров). Выставляются здесь и знаменитые собиратели (наши современники Александр Бондаренко, Константин Воронин), и их куда менее известные коллеги, в основном пожелавшие сохранить инкогнито. Но благодаря им экспозиционный ансамбль получился весьма полным и репрезентативным. PDF-bepcuя Главным для него является знаменитая живоподобная манера иконописания, утверждение которой на Руси по времени совпало с пришедшимся на середину XVII столетия расцветом Оружейной палаты. Мастер, работающий в этой манере, дистанцировался от господствовавшего ранее условного языка в изображении ликов, выписывал их гораздо точнее, более соответствующими человеческим лицам. Так, в живоподобии еще сохраняется практически не встречающаяся у живых людей строгая симметрия лика, но уже появляются ресницы, а во внутреннем углу глаза тщательно изображается слезник. При этом законами светотени живописец этой эпохи еще не пользуется: предполагаемый источник света остается внутри самой иконы. «Зарождение живоподобия связано со знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым, — говорит Наталья Комашко. — Этот стиль очень понравился Алексею Михайловичу и членам его семьи. Но, конечно, дело не столько в личных вкусах. Люди XVII века хотели видеть лики не только угодников Божиих, но и Самого Господа близкими к лицу сотворенного по образу и подобию Божиему человека. Именно такие изображения на иконах были им понятнее и доступнее. В том числе по этой причине в творчестве Симона Ушакова, долгие годы определявшего художественную политику Оружейной палаты, огромное место занимает образ Спаса Нерукотворного».

http://e-vestnik.ru/culture/zhivopodobna...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010