Симона Ушакова



  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Спас — Покинул нас — Дневник — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... глаз, что создает эффект влажности. Взгляд спокойный, немного отрешенный, Христос смотрит не прямо, а чуть в сторону. Спаситель на иконе Ушакова очень человечен, Он не грозен, но милостив, в Его мудром спокойном взоре чувствуется внутренняя сила. Симон Ушаков был сторонником так называемого «живоподобия», от слов «писать яко живо». Но он использовал законы реалистической живописи не ради «красивости» изображаемого, а для того чтобы усилить внутреннее, эмоциональное воздействие образа Христа на верующего. Сторонники традиционной иконописи, в основном это были старообрядцы, подвергали Симона Ушакова жесткой критике за подражание еретическому Западу. Протопоп Аввакум, страстно защищавший старую «отеческую» веру от «чуждых немецких обычаев», считал, что Ушаков богохульствовал, изображая Христа в столь конкретно-человеческом образе. «Не подобает правоверному и глядеть много, не токмо кланятися таким неподобным образам», — восклицал Аввакум. Сами старообрядцы писали иконы с древних образцов, на которых лики были крайне условны и далеки от земной человеческой красоты. К тому же древние иконы были к этому времени сильно потемневшими, а порой и вовсе черными, поскольку олифа ... далее ...
Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... а под гербом на клейноте надпись латинскими литерами имени Афанасия 268. Часовщик южнорусс Петр Высоцкий в 1673 году устроил в Коломенском дворце у царского места двигавшихся и рычавших медных львов, воспетых Симеоном Полоцким в его Рифмологионе 269. Бояре подражали царям. Дом А. С. Матвеева, его подарки царю Федору достаточно говорят о западном влиянии 270. У Матвеева и Голицына было много картин, писанных поляками 271. Начинают попадаться портреты, писанные польскими живописцами. Благодаря польским гравюрам и образам проникло западное влияние в русскую иконографию: достаточно имени Симона Ушакова и его послания к царскому изографу Иосифу. Отсюда жалобы раскольников, что «образы святыя пишут неподобно: очи слузгами, лицы румянныя за плотию жирны и дебелы, ризы немецкия... Священники усы подбирают, а сами крестятся римскою щепотию» 272. В Суздале, в одной из церквей, я лично видел среди местных образов изображение Гишпанской Божией матери с целой легендой из Великого Зерцала. Вспомним князя Хворостинина, почитавшего латинские иконы, польские иконы, отобранные патриархом Никоном у бояр 273 и запрещение продавать фряжские листы с изображениями святых. В лицевых ... далее ...
Иконография русских святых: истоки и развитиеИскать в Источникеpravmir.ru
... Успенского собора в Кремле в связи с русской агиографией Литературные связи древних славян. (ТОДРЛ. Т. XXIII) . Ленинград, 1968. С. 199–216. 57 См. : Русское художественное шитьё XIV–начала XVIII века. Каталог выставки. М., 1989. Кат. 11, 27, 33. 58 Маясова Н. А. Древнейший покров митрополита Ионы Древнерусское художественное шитьё. С. 26–38. 59 См. Р ilts E. Kamelaukion et mitra: Insignes byzantins impеriaux et ecclеsias­tiques. Stockholm, 1977. 60 Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. № 101; Russische Heilige in Ikonen. № 133. 61 Пуцко В. Раннее произведение Симона Ушакова Искусство. 1989. № 11. С. 59–62. 62 Пуцко В. Г. Иконописные изображения святителя Леонтия Ростовского: становление традиции История и культура Ростовской земли, 1995. Ростов, 1996. С. 53–62. 63 Пуцко В. Памятники русского прикладного искусства XV–XVII веков в Ростове Зборник Музeja применьене уметности. 24–25 (1980–1981) . С. 56–60. Илл. 4, 5. 64 Мельник А. Г. Обзор коллекции икон ростовских святых в собрании Ростовского музея История и культура ростовской земли. 1995. С. 40–53; Иконография ростовских святых. Каталог выставки Сост. Мельник А. Г. Ростов, 1998. 65 Вздорнов Г. И. ... далее ...
Православие. Том 2: Дионисий и последующее ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... этого призывавшая к строгому следованию древним иконописным образцам, на сей раз встала на путь оправдания существующей практики. «Это полагает начало отступлению от православного понимания образа... — пишет Л. Успенский. — В направлении, санкционированном Собором 1553-1554 годов, заимствования и влияния перестают переплавляться в органическии художественный язык Православия, что в дальнейшем приведет его к прямому подражанию Западу и полному разрыву с Преданием».) Этот разрыв произошел далеко не сразу. В иконах «го-дуновского» и «строгановского» письма (кон. XVI в.) , а затем и в иконах Симона Ушакова ( 2-я пол. XVII в. ) , при всех стилистических новшествах, появившихся под влиянием западной живописи, еще сохраняется живая связь с традиционным русским иконописанием. В то же время влияние западной религиозной живописи усиливается, и неканонические сюжеты получают все более широкое распространение. Это заставляет Московский Собор 1666-1667 годов обратиться к вопросу о допустимости или недопустимости изображения Бога Отца в виде старца и Святого Духа в виде голубя (за исключением композиции «Крещение Господне») . Собор постановляет: Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа ... далее ...
Новодевичий монастырьИскать в Источникеmir-vam.ru
... засветили свечи, лепили их к деревянным строениям, иконостасам, кидали на пол, в солому. Сарра с монахинями побежали по кельям. Увидели под собором 6 ящиков патронного пороха и 6 бочонков с порохом раскупоренные, на них зажженные фитили. Потушили фитили, порох залили водой. Что загорелось от свечей, погасили. «Монахиня Сарра не ушла в 1812 г. из Новодевичьего монастыря, так как дала обет Богу жить в нем неисходно... » В монастыре замечательные иконы: Смоленская икона Богоматери, список 1456 г. ; Иверская икона Богоматери, список 1648 г. с подлинной иконы, исполненной на Афоне; пять икон Симона Ушакова. В ризнице (трапезная Смоленского храма) – золотые кресты, много облачений, царская хоромная посуда. Особенно великолепна плащаница, шитая в 1546 г. в монастыре и принесенная в дар Смоленскому епископу Гурию. Похищенная поляками в 1612 г., отдана ими Базилианскому униатскому монастырю в Вильне, в 1820 - х гг. пожертвована монахами в Пулавский музей. В августе 1864 г. плащаницу отыскали в Клемешковском замке графов Замойских в Люблинской губернии и возвратили монастырю. Успенская церковь не раз подвергалась переделкам. После 1917 г. трапезную превратили в музейный склад, но ... далее ...
Православный форум Доброе слово • Просмотр темы - ...Искать в Источникеdobroeslovo.ru
... «Богоматерь с Младенцем на престоле», принадлежащая кисти Карпа Золотарева – самого известного московского художника XVII - начала XVIII века». Икона датируется 1690 годом. Золотарев работал в нетрадиционной манере – писал не темперой, а маслом. Одним из первых применил эту технику русской иконописи. Создал целый ряд работ, многие из которых находятся в Новодевичьем монастыре. Другой пример, гордость музея, кстати, из коллекции даров друзей музея - «Спас нерукотворный», XVII века. Написан Иваном Максимовым, прославленным иконописцем мастерской оружейной палаты и любимым учеником Симона Ушакова. «Ах, вот еще – очень редкая, первоклассная вещь! Произведение новгородской иконописи – XV век. Апостолы Тимофей и Иоанн Предтеча». Редким в этой иконе считается объединение святых. Исследователи считают, что, скорее всего, это был заказ. На иконе изображены небесные покровители семьи Ивана III. Образ приобретен музеем у дочери известного реставратора Петра Барановского. «Многие из представленных на выставке экспонатов, - с гордостью говорит Татьяна Никитична, - уже вошли в научный оборот, некоторые даже опубликованы в научном каталоге нашего музея, во многих популярных ... далее ...
Православный форум Доброе слово • Просмотр темы - ...Искать в Источникеdobroeslovo.ru
... " . “Шедевры византийского искусства XI—XIV веков в собрании монастыря св. Екатерины на Синае. Монастырская библиотека и ее сокровища”. “Отношения Синая и России. Синайские посольства на Руси (XVI—XVII века) . Царские дары (иконы и церковная утварь) на Синае. Синай глазами русских паломников XVI—XIX веков”. 3-й цикл лекций (по пятницам) : ИКОНОПИСЦЫ МОСКОВСКОЙ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ “Придворные иконописцы при первых Романовых (Назарий Истомин Савин, Степан Резанец, Гаврила Кондратьев, Яков Казанец) ”. “Симон Ушаков и рождение нового стиля в русской иконе”. “Ученики и последователи Симона Ушакова (Иван Максимов, Михаил Милютин, Тихон Иванов ФилатьеЕ Кирилл Иванов Уланов, Николай Соломонов Вургаров) ”. “Городовые иконописцы в Оружейной палате (Никита Иванов Ерофеев Павловец, Фёдор Евтихиев Зубов Усолец, Семён Спиридонов Холмогорец, Гурий Никитин Кинешемцев) ”. “Иноземные живописцы в Оружейной палате и их русские ученики”. Начало всех лекций в 19. 00 Продолжительность: 120 мин Стоимость посещения 1 лекции: 800 рублей, при записи на несколько лекций цена уменьшается. Запись и информация по тел. : +7 (495) 916-57-42, +7 (499) 347-32-89 Записаться онлайн можно на ... далее ...
День памяти благоверных князей Александра ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... его отца Великого Князя Александра Ярославича Невского. Далее следует изображение сына князя Даниила, Великого Князя Иоанна Данииловича Калиты. Каждый из Великих Князей имеет свои индивидуальные внешние особенности, выражающие личность, характер. При всей условности княжеских портретов, при создании Титулярника были, видимо, учтены все возможные изобразительные и исторические источники, из которых складывался облик исторического лица. К работе над Титулярником привлекались известные царские мастера Оружейной палаты, патриаршие мастера: жалованный иконописец Иван Максимов – ученик Симона Ушакова, «золотописец» Григорий Благушин, патриарший иконописец Дмитрий Львов [9]. В Царском Титулярнике Князь Даниил изображен в овале-«зерцале» оплечно, с крупными чертами лица, вьющимися короткими прядями волос и густой бородой, напоминая по типу образ ветхозаветного Царя Давида. Вокруг головы нимб, как и у других Великих Князей. Интересно, что в Степенной книге Князь Даниил уподобляется «древнему Царю Богоотцу же и Пророку Давиду», который был сохранен младенцем, так же как и потерявший в два года отца князь Даниил, которого «храняй Господь от пелен матерних». В двух других ... далее ...
ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧИскать в Источникеpravenc.ru
... книги 1672 г. СПб., 1903. № 24) , а также в его копиях нач. 70-х XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. № 440; ГЭ. № 28 78172; ГИМ. Муз. № 4047; РНБ. F. IV. 764) . И. В. представлен оплечно, вполоборота вправо, пожилым мужчиной. У него большие глаза, тонкий прямой нос, вьющиеся кольцами волосы средней длины и прямая борода до груди, вокруг головы нимб. На И. В. богатая княжеская одежда: видны верхняя часть кафтана и меховой ворот шубы. Изображение заключено в овальный медальон, окруженный растительным орнаментом. По обе стороны головы надпись: «Великий кнзь иоа[н] васи[ль]евичь». Согласно описи Симона Ушакова 1672 г., изображение И. В. находилось в Грановитой палате Московского Кремля. Роспись была возобновлена в 1882 г., при имп. Александре III, палехскими иконописцами Белоусовыми. На юж. стене были помещены сцены, представляющие события рус. истории, на откосах окон - изображения рус. князей. Фигура И. В. - на откосе центрального окна юж. стены, напротив изображения его сына и преемника вел. кн. Василия III. И. В. представлен фронтально в рост, средовеком с короткой, раздвоенной книзу бородой, с вьющимися волосами с сильной проседью, брови сведены, подчеркнуты морщины на лбу. ... далее ...
ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... дошло ок. 40. На примере сохранившихся памятников можно выделить 3 группы икон. Первая связана с работой сев. мастеров, приехавших в Сибирь. Это разнообразный круг икон, по количеству он самый значительный, что объясняется заселением Сибири преимущественно выходцами из Центр. Поморья (Устюжский, Важский уезды) ; неслучайно в Иркутске особо почитались святые Иоанн и Прокопий Устюжские, во имя к-рых была построена Чудотворская (Прокопиевская) ц. Ко 2-й группе можно отнести иконы, к-рые характеризует причастность их создателей к новым тенденциям, получившим развитие в Москве в творчестве Симона Ушакова и мастеров руководимой им иконописной мастерской Оружейной палаты. В Иркутске в 1683-1686 и 1689-1692 гг. работал ученик Симона Ушакова Леонтий Константинов Кислянский, который, занимая ответственные посты (письменного головы, затем иркутского воеводы) , имел возможность влиять на художественные процессы в крае. Известно, что он организовал поиск материалов (красок и нефти, используемой в качестве растворителя) , необходимых для иконописных работ. В Вост. Сибири «живоподобие» в иконописи явилось начальной стадией широко распространившегося в посл. десятилетия XVIII в. в ... далее ...

  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Постоянная ссылка на эту страницу: Симона Ушакова
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"