Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сколько может сделать человек, когда с ним Бог? (комментарий в аспекте культуры) Преп. Симон Воломский. Миниатюра из рукописи XVII в. Преподобный Симон Воломский в рукописной традиции Житие как исторический источник В настоящем обзоре мы рассмотрим все имеющиеся на сегодняшний день письменные источники по истории Крестовоздвиженской Симоно-Воломской пустыни. Их немного. В первую очередь, это Житие Симона Воломского в различных списках и печатных редакциях, за ним следует Устюжский летописный свод и два выявленных нами документа, относящихся уже ко времени жизнедеятельности обители после смерти ее основателя. Глава эта необходима для дальнейшей работы, так как в задачи ее входит не только ввести в научный оборот вновь выявленные документы и неизвестные ранее списки Жития, но и по возможности осветить их достоверность и целесообразность использования как исторических источников. В настоящей главе мы рассмотрим три списка жития прп. Симона Воломского: первый список, широко известный в научной литературе, как автограф (Власов А.Н. Неизученные историко-литературные памятники Устюжского края XVII в. ТОДРЛ. XLI. Л., 1988. С.402. Здесь имеется в виду текст, написанный рукой составителя.) жития, конца XVII в. (ОР ГИМ, (Приложение 1.) и два вновь выявленных списка – начала XVIII в. (РГАДА, ф.196, 604) и первой половины XIX вв. (частное собрание А.А. Мартюкова). А также проведем их сравнительный анализ. Описание и датировка списков XVIII и XIX вв. проводится впервые. Первая рукопись представляет собой житие и чудеса, написанные русским полууставом, на 66 листах. Переплет – доски в тисненой золотом коже, хорошей сохранности, относится к XVII веку. Последнее чудо записано под 1682 годом. Все даты приводятся в летоисчислении от сотворения мира.

http://sedmitza.ru/text/395877.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сколько может сделать человек, когда с ним Бог? (комментарий в свете веры) Утром 22 января 2003 года отошел ко Господу иерей Сергий Колчеев. За два дня до кончины отца Сергия «Седмица.RU» опубликовала материал, посвященный подвижническим трудам почившего пастыря, успешно возрождавшего духовную жизнь в далеком уголке Вологодской земли. Упокой, Господи, душу раба Твоего, новопреставленного иерея Сергия, в селениих праведных! Так выглядит обитель преп. Симона Воломского в наши дни Есть на Русском Севере красивое место с плавным и тягучим названием Во-о-омы. Или по-другому - Воломы. В начале XVII века пришел сюда, в дремучие Вологодские леса, на берег реки Кичменги инок, по имени Симон. Пришел и поселился, неведомый никому. А пять лет спустя, Господь благословил его сотворить на сем месте малую обитель. И вырос у воды храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Но враг рода человеческого ополчился на славящих Бога. Крестьяне из ближних деревень решили прогнать Симона, разорить обитель, и деревянный храм загорелся факелом. Но преп. Симон не унывал, он отправился в Ростов, дабы испросить новый антиминс и благословения Божия на строительство нового храма, который вскоре и был построен. Дважды крестьяне, ведомые врагом, нападали на преподобного, жестоко избивали его, и, наконец, доведенные до исступления, предали мученика смерти. Преп. Симон Воломский. Икона XIX в. Преподобный принял кончину, славя Бога, завершив мученически земной век свой. Но не закончилась на этом история обители. Число братии росло. И молва о Крестовоздвиженской Воломской пустыни покатилась по всей земле Вологодской и дальше, за ее пределы, ибо стали совершаться чудеса над гробом преподобного. В 1764 г. Екатерина II, сокращая численность монастырей, закрыла и эту малую обитель. А советская власть довершила начатое – в 1934 г. была закрыта и церковь. Над могилой преподобного обосновался склад. В 70-е годы опустели деревни, когда-то образовавшиеся вокруг монастыря. Дороги порастали лесом, пашни и могилы – высокой травой, ветхие избы смотрели на яркую зелень пустыми глазницами разбитых окон и утопали в крапиве и высоком иван-чае.

http://sedmitza.ru/text/395871.html

Погост Воломы. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воломская Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1760. Адрес: Россия, Вологодская область, Великоустюжский район, д. Погост Координаты: 60.348828, 45.47285 Проезд:примерно 30 км от п. Полдарса по лесовозным дорогам. Имеется возможность добраться на транспорте с максимальной проходимостью в сухое время года со стороны Сараево/Овсянниково Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Современное местоположение: Стреленское с/п, Великоустюгский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. Приход был образован на месте Воломской Крестовоздвиженской мужской пустыни, основанной в 1620 г. преп. Симоном Вологодским чудотворцем (1586-1641 г.г.). Пустынь была упразднена в 1764 г.; к этому времени численность монастырских крестьян составляла 71 человек. Крестовоздвиженская каменная церковь построена в 1760 г., вместо деревянной церкви, построенной самим преп. Симоном в 1620 г. Престолы в церкви в честь: Воздвижения Креста Господня - главный, иконы Божией Матери «Казанская». Обновлённый тёплый придельный храм в честь Казанской иконы Божией Матери освящён 10 декабря 1870 г. В церкви под спудом - мощи преп. Симона.Местоположение: на 1859 год - село казённое Симоноволомская Пустыня (Крестовоздвиженский, Симоноволомский погост) в 1-м стане Устюжского уезда, при р. Кичменьге. В 1788 г. в приходе числилось 242 человека, в 1868 г. - 385. Кирпичная церковь, построенная в 1760 г. как монастырский собор. Характерный образец устюжского зодчества. Четверик, в прошлом, видимо, завершавшийся малым восьмериком, с трапезной с северным приделом и колокольней. Закрыта не позже 1930-х гг., венчания сломаны, позже разобрана трапезная. Долгое время пустовала, в 2000-х гг. законсервирована. В нач. XVII в. тут прмч. Симоном Воломским (1586-1641) была основана Воломская пустынь. Прп. Симон, поселившийся тут в 1613 г., был убит крестьянами в 1641 г., его мощи покоятся под спудом. Пустынь упразднена в 1764 г.

http://sobory.ru/article/?object=19833

Сортировать по Исключить новости Сколько может сделать человек,когда с ним Бог? Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Есть на Русском Севере (возможно одно из многих) красивое и по-своему уникальное место с плавным и тягучим названием Во-о-омы. Или по-другому — Воломы. В начале XVII века пришел сюда, в дремучие вологодские леса, на берег реки Кичменги инок по имени Симон. Пришел и поселился, неведомый никому. А пять лет спустя Господь благословил его сотворить на сем месте малую обитель. И вырос у воды храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Но враг рода человеческого ополчился на славящих Бога. Крестьяне из ближних деревень решили прогнать Симона, разорить обитель, и деревянный храм загорелся факелом. Поскорбела братия, но преподобный Симон не унывал; он отправился в Ростов, дабы испросить новый антиминс и благословения Божия на строительство новой церкви. И была построена церковь. Дважды крестьяне, ведомые врагом, нападали на Преподобного, жестоко избивали его, и, наконец, доведенные до исступления, предали мученика смерти. Преподобный принял кончину, славя Бога, завершив мученически земной век свой… Но не закончилась на этом история обители. Число братии росло. И молва о Крестовоздвиженской Воломской пустыни покатилась по всей земле Вологодской и дальше, за ее пределы, ибо стали совершаться чудеса над гробом Преподобного… В 1764 году Екатерина II, сокращая численность монастырей, закрыла и сию малую обитель. А советская власть довершила начатое — в 1934 году была закрыта и церковь. Над могилой Преподобного обосновался склад. В 70-е годы опустели деревни, когда-то образовавшиеся вокруг монастыря. Дороги порастали лесом, пашни и могилы — высокой травой, ветхие избы смотрели на яркую зелень пустыми глазницами разбитых окон и утопали в крапиве и высоком иван-чае. В 1997 году нас встретили руины… Поврежденные росписи, разбитые плиты пола… Вместо сводов, вместо купола — прогнившие доски деревянного настила крыши, рухнувшая стена алтарной апсиды, следы несуществующего более придела — трапезной, два яруса колокольни… Мерзость запустения…

http://pravmir.ru/skolko-mozhet-sdelat-c...

Болото Круглое, урочище. Часовня Симона Воломского. Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Симона Воломского Год постройки:приблизительно 1820 - 1890. Год утраты:1920 (Разрушена) Адрес: Вологодская область,Городецкий район, урочище Болото Круглое (вблизи деревни Баклановская Мельница). Координаты: 60.22076, 45.34858 Проезд: Проезд строго на технике повышенной проходимости с лебедкой и бензопилой (для распиливания упавших деревьев). В 2020 году был проезд от деревни Баклановская мельница по старой Воломской дороге. От Баклановской мельницы это порядка 6-7 км, после Болота Круглое примерно в 300-х метрах. Со стороны Воло ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Проезд строго на технике повышенной проходимости с лебедкой и бензопилой (для распиливания упавших деревьев). В 2020 году был проезд от деревни Баклановская мельница по старой Воломской дороге. От Баклановской мельницы это порядка 6-7 км, после Болота Круглое примерно в 300-х метрах. Со стороны Волом дорога тоже есть, но сильно заросшая. Проехать теоретически можно, но нужно будет много пропиливать упавших деревьев. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На старой воломской дороге было особое место (примерно посередине дороги), в котором стояла деревянная часовня в честь пребодобномученика Симона Воломского. По имеющимся данным, часовня простояла до 1920-х годов и была утрачена. На месте часовни стоял позже деревянный крест, а также кружка для сбора пожертвований для храма в Воломах и лавочка для отдыха путников. После разорения и закрытия храма в Воломах, а также после того, как последние жители Волом и ближайших деревень покинули свои места, старая воломская дорога перестала регулярно использоваться местными жителями и паломниками и стала зарастать. От старого креста и лавочки к 2020 гооду ничего не осталось. В ноябре 2020 была совершена поездка Клуба экстремальных путешествий вместе с местным краеведом, хорошо знающим место, где ранее стояла часовня. 11 ноября 2020 года на месте старинной часовни был установлен памятный крест, сделаны новые лавочки для путников. В планах расчистить старую воломскую дорогу от Бакланово до Волом.

http://sobory.ru/article/?object=54356

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сколько может сделать человек, когда с ним Бог? (комментарий в русле истории) Преп. Симон Воломский. Икона XIX в. Житие преподобного Симона Воломского Св. преподобномученик Симон Воломский (в миру Симеон Михайлович) родился в 1586 году в семье крестьянина монастырской Волоколамской вотчины. В 1607 году, в Смутное время, его отец, разорившись, отправился на север, а преподобный Симеон пошел в Москву. Там он нашел приют у одного портного и научился портняжному ремеслу. Вскоре святой Симеон покинул Москву, наполненную тогда изменниками Отечества, и пошел в Устюг, а затем в Соловецкий монастырь. Однако из-за многолюдства в прославленной обители преподобный Симеон, жаждавший уединенных и безмолвных подвигов, перешел в пустынный монастырь в честь Грузинской иконы Божией Матери, расположенный на Черной горе на реке Пинеге. Игумен этой обители Михаил постриг святого в монашество с именем Симон. Смиряя свою плоть, преподобный Симон усердно исполнял самые тяжелые монастырские послушания, но, не довольствуясь этим, носил под одеждой жесткую власяницу. Строгая подвижническая жизнь снискала ему любовь и уважение братии. Слава о его равноангельском житии стала распространяться в округе, и преподобный Симон ушел из обители. Некоторое время он путешествовал по монастырям Новгородской, Московской и Вологодской епархий, а затем в 1613 году поселился в 80 верстах от Устюга, в глухом и непроходимом месте Волмы или Воломском лесу на реке Кичменге. Там преподобный Симон поставил келлию и в течение пяти лет жил в одиночестве в подвиге поста и молитвы. Пропитание он добывал своим трудом: расчищал лес, обрабатывал землю и выращивал овощи. Портал Воздвиженского храма С течением времени близ келлии преподобного Симона поселились несколько пустынников и был построен храм. Однако вскоре после освящения храм был сожжен окрестными поселянами, опасавшимися, что к храму отойдут их земли. Преподобный Симон не пал духом и испросил у архиепископа Ростовского Варлаама грамоту на постройку новой церкви. В 1620 году был построен храм в честь Воздвижения Креста Господня. В том же году преподобный Симон был поставлен игуменом.

http://sedmitza.ru/text/395874.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Состоялось заседание Экспертной группы Патриаршего Агиографического совета МОСКВА. 24 февраля состоялось заседание Экспертной группы Патриаршего Агиографического совета под председательством епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана. Присутствовали – секретарь Патриаршего Агиографического совета, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л.Кравец, архимандрит Макарий (Веретенников), игумен Дамаскин (Орловский), игумен Андроник (Трубачев), к.и.н. А.А.Турилов, к.и.н. С.В.Завадская. На заседании были подведены итоги работы по грантам за 2002 год, одобрены и признаны завершенными исследования по следующим темам: 1. Жития вологодских святых (исполнители - к.и.н. Семячко С.А., д.и.н. Прохоров Г.М., СПб., «Пушкинский Дом»); 2. Жизнеописания мучеников и исповедников Московской епархии Русской Православной Церкви (руководитель - игумен Дамаскин (Орловский)); 3. Жития новых мучеников и исповедников Российских (руководитель – прот. Владимир (Воробьев), ПСТБИ); 4. Синодики Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля (исполнитель – к.и.н. Маштафаров А.В., РГАДА); 5. «Московский патерик. Древнейшие святые града Москвы» К 700-летию памяти св. блгв. кн. Даниила Московского (исполнители – коллектив авторов). Одобрены проекты на 2003 год: 1. Житие преподобного Симона Воломского [основателя Кресто-Воздвиженской Симоно-Воломской пустыни]. Цель гранта – подготовка к публикации оригинального текста малоизвестного произведения древнерусской агиографии, созданного в конце XVII века. Житие готовится по правилам научной публикации с переводом на современный русский язык, а также текстологическим и историческим комментариями, включая иконографический очерк о святом (исполнитель – к.и.н. Говорова А.Н., РГГУ); 2. Житие святого Прокопия Великоустюжского, Христа ради юродивого. К 700-летию памяти святого Прокопия.

http://sedmitza.ru/text/282143.html

Дергачева И. В. [Рец. на кн.:] Кириллин В. М. " Сказание о Тихвинской иконе Богоматери " Одигитрия " — Библиотека — Церковно-Научный Центр " Православная Энциклопедия " Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подписка на новости в формате RSS Подписка на рассылку сайта Купить Православную Энциклопедию Учебные пособия 12+ —Новости—   —Патриарх—   —Статьи—   —Видео—   —Фото—   —Энциклопедия—   —Библиотека—   Автор: Дергачева, Ирина Владимировна Дергачева И. В. [Рец. на кн.:] Кириллин В. М. " Сказание о Тихвинской иконе Богоматери " Одигитрия " Дергачева И. В. [Рец. на кн.:] Кириллин В. М. " Сказание о Тихвинской иконе Богоматери " Одигитрия " . М.: Языки славянских культур, 2007. 312 с. Открыть файл в формате PDF Ссылки по теме Вестник церковной истории. 2008. 4(12) Содержание Говорова А. Н. Житие преподобномученника Симона Воломского Черкасова М. С. Документы XVII-XVIII вв. из архивов соборных храмов в Вельске и Верховажье Авдеев А. Г. Стихотворный элогий Кариона Истомина, посвященный великой княгине святой Евдокии, в иночестве Евфросинии Хохлов А. Н. Святая Земля в XIX- 1-й половине XX века глазами россиян Морев Л. А. Елецкий Знаменский женский монастырь и судьбы его насельниц в годы советской власти Маякова И. А. Численный и социальный состав студенчества Московской Духовной академии в годы Первой мировой войны (1914-1917гг.) Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские (Ленинградские) духовные школы во 2-й половине XX - начале XXI века Блохина Н. Н., Турилов А. А. Подвижник просвещения: Алексей Дмитриевич Червяков - архивист, историк, педагог Динеева О. В. Статьи по истории Русской Православной Церкви из непериодических изданий, поступивших в Государственную публичную Историческую библиотеку России в 1-м полугодии 2006 года Попова О. Д. [Рец. на кн.:] Мраморнов А. И. Духовная семинария в России начала XX в.: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах)

http://sedmitza.ru/lib/text/693327/

Д.А. Эристов Симон, преп., основатель Воломской пустыни Симон , преподобный, основатель Воломской, Крестовоздвиженской пустыни, в Устюжском уезде, родился в отчине монастыря Иосифа Волоколамского, при крещении назван Симеоном. По смерти родителей жил Симеон в городе Устюге и занимался ремеслом ризошвейным. Спустя несколько времени, движимый благочестием, отправился он в Соловецкий монастырь для поклонения св. угодникам Зосиме и Савватию. Там научился он грамоте и церковному пению; оттуда перешел в область Двинскую на реку Пинегу в обитель Богоматери, называемой Грузинскою и там постригся, приняв имя Симона. Пожелая пустынного уединения, он с благословения игумена удалился из обители. В пределах Вологодских, на речке Кичменге, в непроходимой дебри, называемой Волма, избрал Симон место для пустынного водворения и на владение оным испросил у царя Михаила Феодоровича жалованную грамоту; а с разрешения царского и патриаршего поставил церковь во имя Воздвижения Честного Креста, но вскоре она сгорела, по недоброжелательству окрестных жителей. Св. отшельник не упал духом. С помощью собравшихся к нему учеников соорудил он новую церковь ; сам он ходил в Ростов испросить антиминс и нужную утварь у митрополита Варлаама, и приняв от руки его сан священства, возвратился в пустынь и освятил церковь (1620 г.). – Нерадостно смотрели на это событие окрестные жители. Долго молчали они, но втайне замышляли недоброе; наконец приступили к Симону с настоятельным требованием – отдать им грамоту на владение землею, угрожая ему, в противном случае, смертью. Праведный старец медлил ответом и молился. Тогда злодеи начали его мучить, уязвляя ножами и наконец отсекли ему голову. Он был погребен по левую сторону созданной им церкви (1644 г. июля 12). В 1646 году, с марта 20 началось местное почитание его и сочинена была ему служба с описанием его жизни и чудотворений. Ныне монастырская церковь обращена в приходскую Воломского погоста 293 . Читать далее Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - VI, 303 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иером. Макарий Симонопетрский Память прп. мч. Симона Воломского Св.Симон родился в конце XVI в. в Волоколамске под Москвой. Он происходил из крестьянской семьи. В молодости он был портным, затем много странствовал по разным монастырям необъятной Руси. В двадцать четыре года он стал монахом в Пинежской Макарьевской обители. Через несколько лет, в 1613 г., св. Симон бежал от похвал братии и стал вести безмолвное житие в глухих Воломских лесах в восьмидесяти километрах от гор.Устюга. Пятьдесят лет он подвизался в полном одиночестве, питаясь ягодами и тем, что приносили ему иногда крестьяне из соседних деревень. Со временем к нему стали приходить ученики, и возник монастырь. Царь Михаил Федорович жалованной грамотой даровал монастырю земли, на которые ранее претендовали местные жители, постоянно чинившие святому препоны. После этого преподобный смог наладить жизнь в монастыре и построил церковь в честь Крестовоздвижения. Однако завистники вскоре ее разрушили. Не говоря худого слова, прп. Симон и его ученики вновь взялись за строительство и построили другую церковь . Когда здание было возведено, св. Симон отправился в Ростов, чтобы получить антиминс от митрополита Варлаама. Предстоятель рукоположил подвижника в священнический сан и поставил игуменом монастыря (1620). Однако враги св. Симона не прекратили нападок. Однажды, когда святой рубил дрова, явились два крестьянина и потребовали, чтобы он отдал им царскую жалованную грамоту. Человек Божий отказался, и тогда они попытались ударить его тяжелым поленом. Игумену удалось убежать от них и скрыться в монастыре. Но через некоторое время, 12 июля 1644 г., когда монахи пошли в Устюг на празднование памяти св. Прокопия, к подвижнику вновь пришли те же два человека и пригрозили смертью , если он не отдаст грамоту. Он сказал им, что идет за грамотой в церковь . Войдя в храм, он помолился перед иконой Богородицы, причастился Святых Таин, затем вышел и ответил злоумышленникам: «Теперь делайте со мной что хотите. Я не отдам грамоту». Злодеи набросились на святого с грубой бранью и отрубили ему голову. Духовные чада игумена погребли его тело рядом с церковью, и вскоре от святых останков стали происходить чудеса. Всего через два года было установлено почитание игумена Симона как преподобномученика. Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц./авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011./Т. 6. Июль-август. – 896, с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010