Симона Азарьина



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017

11 – 12 декабря. Конференция «Преподобный Сергий ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Типология и иконография образов новопрославленного московского святого М. А. Маханько (ЦНЦ «Православная энциклопедия») Образ преподобного Сергия Радонежского в церковном искусстве Казанского края XVI-XIX веков Е. М. Саенкова (ГТГ) Особенности иконографической программы иконы «Преподобный Сергий в житии» середины XVII века из частного собрания Ю. Н. Бузыкина (ММК) Архитектурные фоны в житийных иконах преподобного Сергия Радонежского Н. Н. Чугреева (Музей им. Андрея Рублева) Житийные иконы преподобного Сергия Радонежского XVII – начала XVIII века с сюжетами на текст жития Симона Азарьина Дневное заседание С. В. Гнутова (Музей им. Андрея Рублева) Образ преподобного Сергия Радонежского в меднолитой мелкой пластике XV-XVI веков А. С. Жукова (ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря) История изучения житийных циклов преподобного Сергия Радонежского в изобразительном искусстве XV-XVII вв. Н. Я. Трифонова (Национальный художественный музей Республики Беларусь) Образ Сергия Радонежского в русской иконописи из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь С. А. Кирьянова (Музей им. Андрея Рублева) Преподобный Сергий Радонежский пред гробами родителей: ... текст полностью ...
Земной победы небесное основание / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... писал дореволюционный историк Д. И. Успенский, «видения Смутной эпохи не только показатель тогдашней психической настроенности народа, но вместе с тем, в известной степени, и характеристика народного политического самосознания: религиозно-мистический элемент – его обычный спутник» [2]. А что побудило простого горожанина нижегородца Кузьму Минина начать рассылать письма по всем концам Русской земли и организовывать ополчение? Ответ на этот вопрос – в замечательном литературно-историческом памятнике «О явлении чудотворца Сергия Кузьме Минину и о собрании ратных людей на очищение государства» Симона Азарьина [3]. Почему именно Сергий? О значении Сергия Радонежского для русской культуры написано немало, так что сложно что-то новое добавить к прекрасным словам Василия Ключевского и отца Павла Флоренского, Бориса Зайцева и Валентина Распутина. Но поскольку речь идет об избавителе от второго ига ( польско-литовского ) – Кузьме Минине, сразу же приходит на ум главное: Минину явился именно молитвенник об избавлении от ига первого, татарского. Следует сказать, что именно основанная преподобным Сергием Троицкая лавра на тот момент была основным оплотом идеологической борьбы с ... текст полностью ...
Священномученик архимандрит ИоасафИскать в Источникеpravmir.ru
... и духовной жизни России. Материалы IV международной конференции 29 сентября — 1 октября 2004 года. М., 2007. С. 40–47. См. также: Мархоцкий Н. Актовый материал Троице-Сергиева монастыря конца XVI — середины XVII в. как источник состава монастырской администрации Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000. С. 47. 69 Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 276. 70 Там же. 71 Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского… С. 138, 139–140. 72 Чугреева Н. Н. Икона преподобного Сергия Радонежского с клеймами жития Симона Азарьина Филёвские чтения. Вып. 8: Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков 8–11 июля 1993 года. М., 1994. С. 53, 59. См. также: Святое воинство. Образы небесных защитников в русском искусстве XII — начала ХХ века. М., 2010. С. 74. № 108. С. 94. 73 Протоиерей А. Соколов. Поборник Российской державы в Смутное время: о жизни князя М. В. Скопина-Шуйского. Нижний Новгород, 2008. С. 294; Протоиерей А. Лазарев. Троице-Сергиева обитель в Смутное время ЖМП. 2008. № 10. С. 74; Тюменцев И. О. Закрытие Троице-Сергиевой Лавры ... текст полностью ...
560 лет со дня преставления преподобного Арсения ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Арсениа». Первое датированное посмертное чудо, совершенное святым, относится к 1573 г. : житель Корельской земли Афанасий Беляй был захвачен в плен и работал в доме некоего шведа. Афанасий имел обыкновение молиться перед иконой Спасителя, и однажды во сне ему явился Господь, повелевший взять икону и идти на Коневец. Во время плаванья по морю, когда все на корабле спали, Афанасия разбудил Арсения Коневского, святой сказал: «Востаните и зрите на море, се бо змий сипит». Разбуженные Афанасием люди увидели швед. судно и успели скрыться. Память Арсения Коневского внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) под 8 сент., его преставление отмечено под 12 июня (РГБ. МДА. № 201. Л. 302, 329 об., сер. 50-х гг. XVII в.) . В «Описании о российских святых» преставление преподобного отнесено к 9 сент. Начиная с XVIII â. известны тропарь, кондак и молитва Арсения Коневского, в 1819 г. по решению Святейшего Синода память Арсения Коневского была внесена во все месяцесловы. Пимен, архимандрит Коневский и Валаамский (ум. 22 дек. 1910) , автор описания монастыря, сообщает, что мощи Арсения Коневского были обретены в XVI в., но во время Ливонской войны (1558–1583) их снова ... текст полностью ...
Некняжеское церковное строительство в ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Киево-Печерской лавры. Почитание Алипия было подтверждено свт. Петром (Могилой) , установившим в 1643 г. празднование Собора преподобных отцов Дальних и Ближних пещер. Тропарь Алипию включен в 4-ю песнь «Канона преподобным отцем Печерским» иером. Мелетия Сирига, составленного во 2-й пол. XVII в. по благословению свт. Петра (Могилы) (Акафисты и Каноны. Л. 367 об.) . Имя Алипия в числе святых града Киева внесено в «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII–XVIII в.) , кроме того, «память преподобного отца Алимпия, иконописца чюдотвориваго», отмечена в месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 331 об.) . После указов Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг. о внесении киевских святых в московские месяцесловы можно говорить об установлении общецерковного почитания Алипия, при этом имя святого стало употребляться в форме, более близкой к греческому имени – «Алипий». Иконописные подлинники предписывают изображать Алипия с образом Богородицы в руках: «Сед, брада Сергиева, на конец поуже, власы с ушей свились, схима, в правой руке держит образ Богородицы, ризы преподобническия» (30-е гг. XIX в. ИРЛИ. ... текст полностью ...
Память благоверного князя Георгия (Юрия) ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... , в печатные Святцы ( М., 1647 ) включены тропарь и кондак. Наиболее ранний список службы датируется ок. 1630 г. (РГБ. Ф. 304. № 628) , древнейшая нотированная служба содержится в рукописном Стихираре 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 64) . В «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» (ок. 1643) о праздновании памяти Георгия Всеволодовича говорится: «В 4 день ( февр. - А. Г. ) празднуют великомученику князю Георгию Всеволодовичу Владимерскому, благовест в лебедь, трезвон средний» (РИБ. Т. 3. Стб. 53) . Под 4 февр. имя Георгия Всеволодовича включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 311, сер. 50-х гг. XVII в.) , в Синодик московского Успенского собора (ок. 1684) ( ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439 ) , а также в «Описание о российских святых» ( конец XVII-XVIII в. ) . Утвердившееся с XVII в. празднование памяти Георгия Всеволодовича 4 февр. (вместо 4 марта) скорее всего, восходит к Степенной книге. В 1889 г., когда отмечалось 700-летие рождения Георгия Всеволодовича, Нижегородская епархия ходатайствовала перед Святейшим Синодом о перенесении празднования на 4 марта, однако это привело к тому, что обе даты стали ... текст полностью ...
Почитание Благоверного кн. Игоря Киевского — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... лавры (ср. : Закревский. 1868. Т. 2. С. 684-685; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 236) . Очевидно, сюда икона могла попасть в сер. XIII-XV в., когда в Киево-Печерский мон-рь из разрушенных церквей города был перенесен ряд почитаемых икон. Особо бережное отношение к реликвии в этой обители объясняется тем, что в синодике обители «схимон (ах) Игнатий» был записан среди «князей черниговских, ктиторов святыя обители Киево-Печерские» (РГБ. Ф. 256. № 387. Л. 28 об. [Копия со списка 1718 г. ]) . После 1917 г. судьба иконы неизвестна. Под 19 сент. память князя-инока помещена в Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 303, сер. 50-х гг. XVII в.) , под 9 сент. - в Кайдаловских святцах кон. XVII в. Память И. О. внесена в «Любопытный месяцеслов полный» ( М., 1794, 1795 ) , что говорит о том, что к кон. XVIII в. уже состоялась общерус. канонизация святого. В службе святому он назван князем-страстотерпцем, уподобляется архидиак. первомч. Стефану. В 3-м тропаре 8-й песни канона И. О. прославляется как «победитель жестокосердых убийц», через мученическую кончину взошедший на небо (Минея) МП (. Сент. Ч. 1. С. 543) . Канонизация святого подтверждена внесением его ... текст полностью ...
Благоверный князь Андрей Боголюбский — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... было установлено служить 2 раза в год: в день его убиения и в день памяти ап. Андрея Первозванного (30 нояб.) . В царствование Иоанна Грозного оформилась отразившаяся в «Степенной книге» концепция рус. истории, согласно к-рой А. Ю. Б. стоял у корня российского самодержавия, являясь основателем вел. княжества Владимирского - непосредственного предшественника Московского царства. В святцах память А. Ю. Б. прослеживается с XVII в. Под 3 авг. «убиение благовернаго великаго князя Андрея Боголюбскаго, иж в Володимере, от своих боляр, от Якима Кучковича с товарищи» отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. ; в Кайдаловских святцах конца того же столетия память А. Ю. Б. значится под 2 окт. по случаю основания им Покровского мон-ря близ Боголюбова (Сергий) Спасский ( . С. 195-196 ) . Имя А. Ю. Б. внесено в «Описание о российских святых» ( кон. XVII-XVIII в. ) . Мощи святого были обретены 15 окт. 1702 г. и положены в раке в Успенском соборе с сев. стороны. При обретении святые мощи были переоблачены, остатки древней одежды положены в ризнице собора, тогда же святому было установлено местное празднование в день памяти свт. Андрея Критского (4 ... текст полностью ...
375 лет со дня преставления прп. Дионисия ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... О. А. Белобровой, Житие было завершено между 1648 и 1654) . Житие сохранилось в автографе Симона — ГИМ. Син. № 416 (Белоброва и Б. М. Клосс не считают эту ркп. целиком написанной Симоном, по мнению исследователей, книжник лишь исправил ее) . В данном списке вместе с Жи-тием и запиской Иоанна Наседки Симон поместил созданные им тропарь и канон преподобному, а также комплекс материалов, связанных с судом над Д. в связи с предпринятой преподобным книжной справой. В XIX в. Житие Д. публиковалось по др. спискам, не полностью. В изданиях Жития 1808–1834 гг. помещен канон, отлич-ный от канона Симона (Азарьина) , по мнению архим. Леонида (Кавелина) , 2-й канон был составлен митр. Платоном (Левшиным) . Д. род. в посадской семье, в крещении получил имя Давид. Когда ему было 5–6 лет, родители переехали из Ржевы в Старицу, где отец стал старостой Ямской слобо-ды. Мальчика обучали грамоте местные священники Гурий Ржевитин и Георгий Тулупов (в иночестве Герман) . По настоянию родителей Д. женился, затем стал свя-щенником при ц. Богоявления в одном из владений Старицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря — с. Ильинском Раменской вол. Старицкого у. После смерти ... текст полностью ...
Два бойца — Московская городская епархия Русской ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... же традиция и предание нарекают его Андреем. Как развивалось церковное почитание Пересвета и Осляби в последние пять веков Хотя время местной канонизации святых воинов в точности не известно, о древности их почитания свидетельствуют изображения, сохранившиеся в Лицевом житии прп. Сергия ( XVI в. ; РГБ ) , в Лицевом летописном своде ( 2-я пол. XVI в. ; РНБ ) , на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. ( ЯХМ. № И-394 ) , а также в ряде памятников искусства светского характера. В XVII в. имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были внесены в Святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. № 201. Л. 333, день памяти не указан) . Имена преподобных старцев-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби включены в «Синодик Троице-Сергиева монастыря», где они именуются в ряду Радонежских святых ( РГБ. Ф. 304 III. М., 8663 ) . В конце XVII в. имена Александра и Андрея как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. С. IV) . В 1896 г. их имена были ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017

Постоянная ссылка на эту страницу: Симона Азарьина
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"