Л. Г. прибыл на Св. землю в возрасте 25-26 лет (между 991 и 993) и оставался там до разрушения храма Гроба Господня в Иерусалиме в 1009 г. халифом аль-Хакимом Биамриллахом. После поклонения всем святыням Иерусалима подвижник был принят в число братии лавры прп. Саввы Освященного, где подвизался ок. 6 лет, исполняя обязанности канонарха. Из-за разногласий с игуменом Л. Г. на короткое время перешел в мон-рь прп. Евфимия и затем вновь вернулся в лавру прп. Саввы, где был рукоположен патриархом Иерусалимским во диакона и после - во иерея. В этот период Л. Г. начал уделять особое внимание уединенной молитве. Однажды в Иудейской пустыне Л. Г. проводил Великий пост, где услышал голос, повелевающий ему вернуться на родину. После разрушения храма Гроба Господня святой имел намерение отправиться в Рим, однако его долгое путешествие по мн. паломническим центрам закончилось прибытием на родину, в М. Азию. Посещение горы, где подвизался прп. Симеон Столпник Младший (Дивногорец) , произвело на него особенное впечатление. Нек-рое время проведя в местах своего детства, повидавшись с матерью после 20-летней разлуки, подвижник поселился в небольшом мон-ре во имя св. Марины близ Эфеса, где жили 2 брата-монаха. Они построили для него столп, и Л. Г. в возрасте ок. 45 лет начал подвиг столпничества. Молва о подвижнике быстро распространилась по округе. Состоятельная женщина Иудита пожертвовала крупную сумму на возведение храма во имя св. Марины и усыновила младшего брата Л. Г. Игнатия, к-рый находился под его духовным руководством. После 7 лет пребывания на столпе в мон-ре св. Марины Л. Г. переселился на гору Галисий, в пещеру, где до него жил подвижник по имени Пафнутий. Однако митрополит Эфесский, выделивший землю для обители св. Марины под рук. Л. Г., воспротивился этому поступку и настаивал на его возвращении. Окончательно Л. Г. остался на горе Галисий ок. 1019 г. Неподалеку от пещеры Пафнутия для него был построен новый столп. Постепенно вокруг подвижника возникло монашеское братство. Л. Г. провел в мон-ре, названном обителью во имя Спасителя, 12 лет, а потом поднялся еще выше в горы, начав подвизаться на столпе во вновь образованном мон-ре во имя Пресв. Богородицы (1030/31).

http://pravenc.ru/text/2462541.html

В совр. греч. «Синайский Геронтикон» (Τ Γεροντικν το Σιν/Επιμ. Δ. Γ. Τσμης. Θεσ., 1988. Σ. 182-185) включен рассказ об одноименном с М. подвижнике (VI в.) из 118-й главы «Духовного луга» Иоанна Мосха ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 118//PG. 87. Col. 2981-2984). Этот Мина много лет был диаконом в Раифском монастыре, а затем ушел из обители и стал мирянином. Прп. Симеон Столпник (Младший) Дивногорец провидел и его диаконский сан, и уход из Раифы. Преподобный велел Мине не стыдиться и вернуться в свою обитель. Братия с радостью встретила раскаявшегося Мину и допустила его к священнослужению. Однажды во время совершения воскресной литургии у Мины внезапно выпал глаз. Братия заключила, что Бог т. о. подал знамение о прощении согрешения Мины ( Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 142-143). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 6; Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: Письма паломницы IV в. М., 1994. С. 102-103; Прокопенко Л. В. Состав и источники Пролога за сентябрьскую половину года по спискам XII - нач. XV в.//Лингвистическое источниковедение и история рус. языка, 2006-2009. М., 2010. С. 158-312. Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) ГЕОРГИЙ СИНАИТ († 544/5), прп. (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 11 марта) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) ИОАНН РАИФСКИЙ († VII в.), прп., игум. Раифского мон-ря (пам. в субботу сырную и в среду Светлой седмицы в Соборе Синайских святых)

http://pravenc.ru/text/2563236.html

     Подвиг столпничества быстро и широко распространился по всей северной Сирии. Среди наиболее известных монахов-столпников, последовавших за святым Симеоном, были преподобный Даниил Столпник (409–493 гг., память 24 декабря) из Константинополя, святой Симеон Дивногорец (Младший) (517–592 гг., память 6 июня) с горы недалеко от Антиохии, святой Алипий Баглфони (VII век, память 9 декабря), преподобный Лука (879–979 гг., память 24 декабря) из Халкидона, преподобный Лазарь (968–1054 гг., память 30 июля) с горы Галицион около Эфеса. На Руси тоже были столпники, самые известные среди них – Никита Переяславский (XII век, память 6 июня) и Савва Вишерский (XV век, память 14 октября). Монастырь святого Симеона Гора в провинции Алеппо, на которой находится монастырь, также носит имя святого Симеона. Обитель была основана учениками святого еще при его жизни, неподалеку от каменного столпа, где Симеон совершал свой подвиг. Одним из этих учеников был преподобный Даниил Столпник. Святой Даниил происходил из богатых купцов Константинополя, затем оставил свое ремесло и принял монашество. Приобретя авторитет и уважение императора, после смерти святого Симеона в 459 году Даниил попросил возвести большую церковь в честь своего почившего духовного наставника. Строительство началось во время правления императора Леона. Византийский император Зенон, духовный сын преподобного Даниила, завершил строительство грандиозной церкви вокруг столпа Симеона. Строительство главного собора началось в 476 году и завершилось в 490-м. Храм имел форму креста, а в середине находилась колонна (каменный столп), на которой жил и молился святой Симеон. Такие храмы на месте мученичества или подвижничества древних святых назывались мартириями (свидетельствами). В конце V века вокруг мартирия было построено еще несколько зданий – келейные корпуса для монахов и крестильная часовня. Фрагменты столпа до сих можно видеть среди руин великого монастыря, и эта святыня привлекала паломников на протяжении столетий.      В первой половине VI века на севере Сирии произошла серия землетрясений, которые сильно разрушили города Алеппо, Антиохию и Селевкию. Пострадал и собор святого Симеона, и само основание колонны, на которой он подвизался. Когда Сирию завоевали мусульмане, они на некоторое время оставили монастырь святого Симеона Столпника христианам, так же как и другие местные церкви и монастыри. Византийская империя слабела и разделялась, но обитель святого Симеона в руках христиан на протяжении столетия оставалась чем-то вроде укрепленной крепости. С тех времен название так и сохранилось в истории – Калъат-Симъан («крепость Симеона»). В этот период пол церкви был вымощен мозаикой, и были проведены некоторые реставрации. Об этом свидетельствует надпись на мозаике, обнаруженной на полу церкви: в ней упоминается, что император Василий II (976–1026) и его брат Константин VIII (976–1028) вымостили церковь мозаикой и благоукрасили ее в 986 году.

http://pravoslavie.ru/144129.html

Свт. Фотий , патриарх К-польский, свидетельствует, что Е. провел достохвальную жизнь и был усердным раздаятелем милостыни ( Phot. Bibl. 229//PG. 103. Col. 957). Известен прижизненный чудесный случай обращения в православие одного монофизитского столпника, когда Е. согласился для испытания истинности веры взойти с ним на костер. После отказа столпника от предложенного им испытания Е. положил в огонь свой омофор, который остался цел ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 36). По преданию, прп. Симеон Столпник (Младший) Дивногорец получил откровение о преставлении Е., к-рый явился ему в сопровождении ангелов и просил молитв о себе ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 214). Согласно отцам Вселенского VI Собора (680-681), Е. «возносится в священных диптихах между святыми и уважаемыми отцами» (ДВС. Т. 6. С. 128). М. В. Грацианский, П. К. Доброцветов Сочинения Е. оставил значительный корпус творений, в к-рый входили догматические и полемические произведения, проповеди и письма. Ни одно из них не сохранилось полностью, но только во фрагментах: у прп. Анастасия Синаита , прп. Иоанна Дамаскина , в актах VI Вселенского Собора, в различных греч. рукописях, а также в конспективной форме в «Библиотеке» свт. Фотия, который упоминает 12 посланий Е. к разным лицам, 8 гомилий и 4 сочинения апологетического и увещательного содержания. В дошедших фрагментах Е. предстает как разносторонний церковный писатель, рассуждающий на разные богословские темы, главная из к-рых была христология - защита и объяснение богословия Халкидонского Собора 451 г. и полемика против ересей (в первую очередь монофизитства разных толков, а также несторианства ). Богословско-полемические (фрагменты). «Апология Халкидонского Собора и Томоса святого Льва» (Apologia concilii Chalcedonensis et epistola sancti Leonis//PG. 86b. Col. 2104-2105; Mansi. T. 11. Col. 433, 436; CPG, N 6902; рус. пер.: ДВС. Т. 6. С. 127-128); сохранилась в актах VI Вселенского Собора, цитируется отцами этого Собора как одно из авторитетных ранних патристических свидетельств учения о двух действиях во Христе (данное учение у Е. проистекает из убеждения о двух совершенных природах Христа, проявляющихся в соответствующих действиях, не смешивающихся между собой).

http://pravenc.ru/text/182075.html

К тому же периоду, ориентировочно к 70-80-м гг. XVI в., относится ряд анонимных сочинений, направленных на формирование позитивной самоидентификации мелькитской общины. В их числе - апокрифический рассказ о том, как современник арабских завоеваний VII в. Иерусалимский патриарх свт. Софроний I был поставлен мусульм. властями перед необходимостью выбрать самоназвание для своего исповедания, чтобы те могли отличать его приверженцев от несториан и яковитов. По молитве патриарха ему явился ангел, сообщивший искомое слово - «мелькиты» (букв.- «царские»), т. е. «идущие во след Царя Небесного» ( Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition: On the Origin of the Term «Melkite» and the Destruction of the Maryamiyya Cathedral in Damascus//Chronos. Balamand (Tripoli, Lebanon), 2014. N 29. P. 7-37). Др. неизвестный мелькитский книжник на основе устных преданий, перемешанных с мотивами средневековой правосл. и копт. агиографии, составил повествование о чуде, явленном через Александрийского патриарха Иоакима I ( 1565/67). В этом сказании звучат явственные мотивы правоверия и богоизбранности мелькитской общины, ее превосходства над мусульманами и иудеями ( Панченко К. А. Испить смертное зелье: Александрийский патриарх Иоаким между мифом и историей//Исторический вестник. М., 2017 (в печати)). В те же десятилетия работали еще неск. полузабытых мелькитских писателей (Михаил, еп. Аккарский; Малахия, еп. Евхаитский), а также книгописцев и собирателей книг (Халебский митр. Григорий ибн Фудайль, свящ. Муса аль-Марманити). Преподобные Симеон Столпник Старший и Симеон Столпник Младший (Дивногорец). Икона. 1699 г. Иконописец Нима аль-Мусаввир (мон-рь Баламанд, Ливан) Преподобные Симеон Столпник Старший и Симеон Столпник Младший (Дивногорец). Икона. 1699 г. Иконописец Нима аль-Мусаввир (мон-рь Баламанд, Ливан) Характерной чертой «Мелькитского проторенессанса» было увлечение ранневизантийской монашеской традицией, к-рое нашло отражение как в переписывании памятников средневековой аскетической лит-ры, так и в стремлении возродить образ жизни древних подвижников. Такие попытки предпринимал в 90-х гг. XVI в. Симеон ад-Дирани, настоятель мон-ря Кафтун на р. Эль-Джауз, впосл. ставший 1-м игуменом мон-ря Баламанд, а затем епископом Сайднаи ( Панченко. Мелькитский проторенессанс. 2013. С. 86; Он же. Митрополиты и епархии правосл. Антиохийской Церкви в описании Патр. Макария III аз-За " има (1665 г.)//ВЦИ. 2012. 1/2(25/26). С. 139).

http://pravenc.ru/text/2562944.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЪАТ-СИМЪАН [араб.     - крепость Симеона; греч. Τελνισσος], монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.), крупнейший паломнический центр в Сирии ранневизантийской эпохи (общая площадь 11 тыс. кв. м). Построен во 2-й пол. V в., после смерти прп. Симеона, предположительно между 476 и 490 гг. Расположен в горном массиве, на расстоянии ок. 30 км от Халеба (Алеппо) и в 70 км от Антиохии (ныне Антакья, Турция). Название К.-С. скорее всего появилось во 2-й пол. X в., когда комплекс был перестроен в приграничную визант. крепость. Ок. 464 г. мощи прп. Симеона были перенесены из района К.-С. в Антиохию, где в его честь был построен мартирий на средства визант. имп. Льва I , патриарха Мартирия Антиохийского и военного магистра Востока Ардавурия ( Ioan. Malal. Chron. P. 369; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 13; Chron. Pasch. P. 593-594). Часть местного населения, в т. ч. монахи окрестных мон-рей, протестовала против перенесения мощей, и патриарху Мартирию потребовалась охрана из 600 солдат во главе с Ардавурием. Вскоре имп. Лев приказал передать мощи св. Симеона в К-поль, но антиохийцы отказались выполнять приказ, ссылаясь на то, что мощи святого - крепость Антиохии. Император был вынужден уступить. Во 2-й пол. V-VI в. прп. Симеон был одним из наиболее почитаемых святых христ. мира. Многие монахи последовали его примеру, и столпничество стало одним из самых распространенных видов аскезы, особенно в Сирии (наиболее известны святые Симеон Столпник (Младший) Дивногорец в Сирии и Даниил Столпник , подвизавшийся близ К-поля). В Сирии обнаружено неск. десятков столпов этого времени. Датировка постройки большого комплекса К.-С. не зафиксирована в письменных источниках и основана на анализе архитектуры и декоративного стиля памятника. Для возведения столь крупного и богато украшенного комплекса была необходима поддержка императора. Поскольку в сер. 60-х гг. V в. мартирий св. Симеона был построен в Антиохии, в первые годы после смерти святого не предполагалось устроение некоего памятного сооружения на месте столпа, где он подвизался. Скорее всего, патроном строительства К.-С. в кон. 70-х - 80-х гг. V в. мог выступить визант. имп. Зинон (474-475; 476-491), исавр по происхождению, родом из горных регионов Тавра в Вост. Анатолии, поддерживавший строительство подобных комплексов в др. регионах визант. Востока (базилика св. Сергия в Сергиополе (Эр-Русафе), Абу-Мина близ Александрии, храм св. Фиды в Мериамлыке). Вероятно, эта программа создания паломнических центров на визант. Востоке была частью политики утверждения «Энотикона» 482 г. и должна была объединить монофизитов и православных (халкидонитов), имевших общие места паломничества. Так, по свидетельству Феодорита Кирского, в К.-С. приходили арабы, персы, армяне, грузины, жители Испании, Британии, Галлии и Италии ( Theodoret. Hist. rel. 26. 2).

http://pravenc.ru/text/1320169.html

Севастиан Сохотский , Пошехонский, прп. (26 февраля/11 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 18/31 декабря) Селафиил , архангел (8/21 ноября) Серапион Новгородский , архиеп. (16/29 марта) Серапион Псковский , Спасо-Елеазаровский, прп. (15/28 мая; 7/20 сентября) Серафим Вырецкий , прп. (22 марта/4 апреля) Серафим Казахский , исп., иеромонах (29 июля/11 августа) Серафим (Чичагов), митр., сщмч. (28 ноября/11 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Серафим Саровский , прп., чудотворец (2/15 января; 19 июля/1 августа) Серафима дева , мц. (29 июля/11 августа) Сергий Валаамский , прп., чудотворец (11/24 сентября; 28 июня/11 июля) Сергий Обнорский , Нуромский, Вологодский, прп., чудотворец (7/20 октября) Сергий Петроградский , архим., сщмч. (в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]; 31 июля/13 августа) Сергий Радонежский , игумен, всея России чудотворец, прп. (5/18 июля; 25 сентября/8 октября) Сергий Римлянин , Росафский, мч. (7/20 октября) Сергий Шухтомский (Шухтовский), схимонах (19 мая/1 июня) Сибирских святых собор (10/23 июня) Сила (Силос), ап. от 70-ти, еп. Коринфский, сподвижник ап. Павла (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Силуан Афонский , прп. (11/24 сентября) Силуан Печерский , схимонах, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (10/23 июня; 10/23 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Силуан , ап. от 70-ти, еп. Солунский (Фессалоникийский), сщмч. (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Сильвестр Обнорский , Пошехонский, прп. (25 апреля/7 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Сильвестр I Римский , папа (2/15 января) Симеон Богоприимец , прав. (3/16 февраля) Симеон Верхотурский (Маркушевский), прав. (12/25 сентября; 18/31 декабря) Симеон (Стефан) Мироточивый , царь Сербский (13/26 февраля) Симеон , Новый Богослов, прп. (12/25 марта) Симеон Палестинский , Емесский, прп., Христа ради юродивый (21 июля/3 августа) Симеон Столпник , Антиохийский, архим., прп. (1/14 сентября) Симеон Столпник , Дивногорец, Младший, пресвитер (24 мая/6 июня) Симеон , ап. от 70-ти, сродник Господень по плоти, еп. Иерусалимский, сщмч. (4/17 января ап.]; 27 апреля/10 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В настоящее время странноприимные дома на востоке называются метохами. Преподобные отцы и матери, подъявшие на себя неустанные подвиги в тяжкой борьбе с похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской (1Ин.2,15-16), часто усвояли себе особые, чрезвычайно подвижнические труды, по которым и именуются в православном месяцеслове. Таков, например, подвиг - подвиг общего удивления и благоговения - столпников. Памятью святого Симеона Столпника в месяцеслове положено " начало индикта, сиречь нового лета " . Преподобный отец наш Симеон был первым из столпников. Он подвизался на столпе в течение 47 лет, начав свой новый и удивительный труд в царствование Феодосия Младшего и окончив в царствование Льва Великого. По примеру первого столпника подвизался, как было замечено выше, в святой обители Дивногорской новый столпник, младший, преподобный Симеон, " иже на Дивней горе " . Время его жития определяется по землетрясению, бывшему в Антиохии. Во время этого землетрясения, в 526 г., Симеону Младшему было 5 лет, следовательно, он родился в 521 г. и, прожив 75 лет, мирно скончался в царствование Анастасия, в 596 г. (Полн. мес. вост., т. 2, стр. 146). По священному примеру Антиохийских столпников 5 и 6 веков, в нашем отечестве в 12 в. просиял столпническими подвигами преподобный Никита Столпник, Переславльский чудотворец. Память его вместе с Симеоном, младшим столпником, 24 мая/6 июня. Наш отечественный подвижник-столпник скончался мученическою кончиною. Его навестили родные и, увидев на нем вериги, блистающие от трения о власяницу преподобного, подумали, что они золотые, и убили его ради темной корысти. Мощи нашего отечественного столпника были обретены при всероссийском митрополите Фотии. Столпниками в месяцеслове именуются еще: ученик первого столпника - преподобный Даниил (память 11/24 декабря), преподобный Алипий (память 26 ноября/9 декабря), преподобный Феодор Едесский, из Сирии (память 9/22 июля), и у нас на Руси преподобный Савва Вишерский (память 1/14 октября). Некоторым из преподобных отцов, ревностно внявшим словам нашего Господа: ты же, егда Молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне (Мф.6,6), и затворившимся навсегда в своих тесных клетях-кельях для непрестанной молитвы, усвоено в наших отечественных месяцесловах наименование затворников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

834 В других странах, кроме Сирии и Палестины, столпники были редки. Об них упоминают еще на Афоне и на Синае. 847 Св. Симеон младший подвизался на Дивной горе, св.Симеон 1-ый тоже пред столпостоянием обитал на горе. 858 На столпе св. Симеона I была наверху дверь, вероятно, ведущая на лестницу: случися бо иногда открытым быти дверцам, и немалой части стены верхния разсыпанной от ветхости, и доколе же стена и дверцы обновишася, бысть всеми зримый святый не малое время». Чет. мин. Сент. 1,л. 7 об. 866 Про св. Симеона Дивногорца житие его говорит, что он от пелен сраспялся Христу. Известно, что все святые столпники (кроме св. Никиты, Саввы Вишерскаго, Кирилла Туровского , Алипия), начали аскетические подвиги самоумерщвления с юношеских лет. 895 Это обстоятельство послужило поводом к увольнению св. Симеона из монастыря: игумен и братия „да не како инии братия немощнейший подражати ему хотяще будут сами себе виновны смерти, повелеша ему изыти из монастыря»,Четьи-Минеи, 1 сен., л. 4. 907 Преп. Сергий во сне видел белого голубя и хотел его схватить, но услышал голос: думаешь ли сетью поймать его? нет; но руками надобно взять его; голубь полетел вверх „и к тому невидим бе“. Разумев же Сергий, яко тамо ему показа Бог к созиданию столпа место, сказа Даниилу, еже видя и слыша», (Чет.-Мин., 11 дек.). 911 Св. Алипию „прииде желание особнаго уединенаго жития, да безмолвно живущи, усерднее Единому работает Богу и Его наслаждается богомышлением непрестанным» (26 ноябрь, л. 163). Св. Даниил, взойдя на столп „начажити Богу между землею и небом, оныя устранялся плотию и духом» (11 дек., л. 143). 915 Говоря это, мы никак не ослабляем важности общественной молитвы: кто удаляется от неё, тот отчуждает себя от тела церкви, лишается благодатных даров, подаваемых в церкви и подвергает себя опасности духовной гибели. Но при общественной молитве непременно должна быть и уединенная. Иисус Христос, утвердивший Своим примером необходимость общественной молитвы, посещая храм иерусалимский, Сам же подал пример и уединенной молитвы ( Mф. XXVII, 37 ), и дал заповедь: „ты же егда молишися, вниди в клеть твою и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне, и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве“ ( Mф. V, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Также следует отметить, что, если верна идентификация Дж. Фиэ списка (происходящего из Карамлаисса) несторианских епископов, как списка епископов Ниневии 233 , то в этом списке нет ни имени Исаака, ни имен его предшественника Моисея и преемника Савришо по рассказу Ишоднаха 234 . О последних двух и вовсе не известно никакой другой информации, кроме как из текста Ишоднаха 235 . Несмотря на все это, в среде большинства исследователей произошло ложное отождествление автора подвижнических слов и Исаака Ишоднаха 236 . В 1904 году по монофизитской рукописи Mardin 420 (1471/2 год) католический епископ Рахмани опубликовал анонимный текст с житием Исаака Ниневийского в целом следующий за словами Ишоднаха (аноним Рахмани или Bibliotheca Hagiographica Orientalis (BHO) 540) 237 . Судя по тому, что там присутствует наименование “Богородица”, а, с другой, стороны Исаак сравнивается с анафематствованным на V Вселенском Соборе еретиком Дидимом Слепцо м 238 , этот текст был, как минимум, редактируем каким-то монофизитом. Отметим, что у анонима Рахмани и Ишоднаха содержатся данные о потери их Исааком зрения к концу жизни, тогда как у анонима Ассемани относительно преп. Исаака об этом ничего не говорится. Таким образом, в сиро-арабских рукописях в данный момент мы имеем два еретических жития (Ишоднах, аноним Рахмани) и одно анонимное житие (аноним Ассемани), в котором не содержится ничего противного православной вере 239 , использованное нашими Святыми Отцами. Время жизни преподобного у анонима Ассемани хорошо сходится со свидетельством великого церковного агиографа свт. Димитрия Ростовского , который жил до его издания. Так же, как мы сказали выше, место рождения у анонима Ассемани сходится с кратким биографическим свидетельством о преп. Исааке, имеющемся на греческом языке (“Надписание о безмолвии”). Следующим свидетельством о времени жизни преп. Исаака является его письмо к Симеону Чудотворцу (или Кесарийскому) – так сообщается имя адресата в греческих рукописях (в русском переводе 1911 года – слова 54 и 55) 240 . Свт. Филарет Черниговский считает, что адресатом этого письма был преп. Симеон Дивногорец, Столпник (Младший), почивший 24 мая 593 (или 596) года 241 . Такое отождествление не должно показаться странным, поскольку в житие преп. Симеона Дивногорца сообщается, что он сотворил “неисчетная” чудеса 242 . Поскольку в этом письме преп. Исаак отвечает на вопрос св. Симеона, можно предположить, что отвечающий, как минимум, не младше спрашивающего 243 , что согласуется с приведенными выше предположениями о времени жизни св. Исаака. Преп. Симеон прожил 75 лет 244 , т. е. родился около 520-го года 245 и вполне мог обратиться к св. Исааку с письмом, поскольку на столп в монастыре он (т. е. преп. Симеон) взошел уже в 7 лет 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010