Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар   Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар       Сначала вспомним  Житие прп. Симеона Мироточивого: ...Родитель прп. Симеона, прежде бывший царь Стефан, в иночестве Симеон, препроводил свою жизнь в Святой Горе Афонской, в своей обители Хиландарской (монастырь Хиландар), в монашеских по двигах, и с миром скончался. Из гроба от мощей святого Симеона потекло миро, и наполнило весь храм неизреченным благоухание. Греки удивились сему, и сказали архиепископу Савве. Все прославили Бога, и назвали святого Симеона Мироточивым... ( Житие прп. Симеона Мироточивого )   Затем напомним вам афонское монастырское предание:     " Когда со времени смерти святого Симеона (13 февраля 1200 г.) прошло 7 лет, пришел в монастырь святой Савва (сын св. Симеона), для того, чтобы забрать его мощи на родину в Сербию, для примирения враждовавших князей. Монахи Хилендара безутешно плакали.   Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенными на родину, но в утешение хилендарским братиям из его пустой гробницы произрастет лоза, и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре... " ( Предание о лозе прп. Симеона )   Тогда прп. Савва с мощами своего родителя отправился в Сербию, а из гроба святого Симеона выросла виноградная Лоза , которая и доныне приносит плод и исцеляет неплодных супругов. Эта виноградная лоза и сейчас растет в Хилендарском монастыре. Из стены соборной церкви выходит ее ствол на высоте полутора метров от земли, из пустой гробницы святого Симеона Мироточивого (Стефана Немани).   С тех пор на протяжении восьми веков вплоть до наших дней лоза каждый год обильно плодоносит. Еще удивительна и чудесна эта лоза тем, что от ее плодов и веточек разрешается бесплодие супругов. С древних времен и до сего дня братия монастыря приготовляет, а затем раздает и рассылает по почте такие " конвертики " бесплодным супругам по всему миру.

http://isihazm.ru/?id=2085&c_pid=29

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Симеон Мироточивый   Симеон Мироточивый       Житие Симеона Мироточивого   Симеон Мироточивый, это и есть родитель Саввы Сербского, царь Стефан, память 26 февраля. Панигер в монастыре Хиландар. Вторая часть жизнеописания прп. Саввы является житием его отца прп. Симеона. Читать все житие Саввы Сербского на портале Святой Афон   (Житие публикуется впервые)   Став монахом Савва к родителям написал уве щательное письмо о суете мира. Тогда родитель Саввы, царь Стефан, послушав благих советов сына своего, вознамерился оставить земное свое царство и идти в монастырь к сыну сво ему; но супруге своей сего не объявил, потому что она не со гласна была его отпустить.   Он же к сыну своему Савве написал письмо, и обещался к нему приехать совсем на жительство, и назначил тому время. Потом сказал своей жене, якобы хощет повидаться с сыном своим, монахом Саввою, и царство свое препоручив на время другому своему сыну Стефану, сам от правился в путь, в Святую Гору Афонскую.   В то время монаха Савву, царевича, послал игумен в Константинополь по монас тырскому делу. Царевич просил игумена, чтобы, когда приедет без него в монастырь родитель его, царь Сербский, - скоро его в братство не принимали, а искусили его - не принес ли он в монастырь царской важности. И говорил:     «Скажите ему таю ты царь, да уже и стар; послушания монастырскаго понести не можешь. А у нас новоначальным послушание такое: пасти му лов. Ежели согласится, то приимите его, и пошлите его пасти мулов». Игумен Савве сказал: «Нет, чадо; выше сил искушать царя не надобно».   Царевич же сказал игумену: «Отче, сотвори так, как я говорю»; а сам отправился в Константинополь. В ско ром времени приехал Сербский царь Стефан, родитель Саввы, в Афонскую Гору, в Ватопед.     Встретили его с честию и славою; ввели прежде в церковь, а потом на гостинице упокоили его, как дорогаго гостя и ктитора. Когда царь спросил о возлюб ленном своем сыне Савве: ему сказали, что послан в Константинополь за послушание. Царь, погостивши три дня, пришел к игумену, упал ему в ноги, объявил намерение поступить в мо нашество, и просил принять его во святую обитель, в число послушников.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=53...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Рака с мощами прп. кнг. Милицы в мон-ре Любостиня (В монашестве Евгения; ок. 1335 - 11.11.1405, мон-рь Любостиня), прп. (пам. 19 июля), серб. кнг. М. происходила из боковой ветви правящей династии Неманичей , была прапраправнучкой вел. жупана Сербии Вукана , старшего сына серб. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), правнучкой его сына Димитрия (см. Давид , прп.), младшей дочерью кн. Вратко, вельможи при дворе серб. кор. Стефана Уроша IV (с 1346 царь, см. Стефан IV Душан ). О раннем периоде жизни М. ничего не известно, сведения о ней появляются в источниках (Жития кн. Лазаря и Похвальные слова ему, акты, сказание Григория Цамблака о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) Тырновской в Видин и Сербию, житие деспота Стефана Лазаревича) после 1389 г. В нач. 50-х гг. XIV в. она вышла замуж за придворного Стефана Душана Лазаря , принявшего впосл. титул князя, а после смерти Стефана Уроша V (1371) ставшего крупнейшим правителем на серб. землях и имевшего двор в г. Крушевац. Сначала у М. родились 5 дочерей, затем 3 сына - Стефан (см. Стефан Лазаревич ), Добривой (или Добровой; † во младенчестве) и Вук. В воспитании детей ей помогала дальняя родственница мон. Евфимия , впосл. деспот Стефан называл ее своей 2-й матерью. После гибели супруга в битве на Косовом поле (15 июня 1389) М. стала регентшей при малолетнем сыне Стефане до его 16-летия (1393) и решала внутри- и внешнеполитические вопросы. Вскоре после Косовской битвы к княжескому двору в Крушевац прибыли послы тур. султана Баязида I (1389-1402). Сербия признала зависимость от Османской империи и обязалась выставлять войско для участия в османских военных действиях. Наследник серб. трона Стефан и его брат Вук регулярно посещали двор султана, а их сестра Оливера была отправлена в султанский гарем. М. согласилась на эти требования, выдвинув условия, что ее дочь останется христианкой, а Православная Церковь в Сербии не будет подвергаться гонениям. Оливера стала одной из законных жен султана, имела на него влияние и помогала матери и братьям, а после гибели супруга в 1402 г. вернулась в Сербию. Верность Православию и Сербии сохранила и дочь М. Драгана, когда ее муж Александр, сын болг. (тырновского) царя Иоанна Шишмана, в 1393 г. принял ислам и стал тур. пашой.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕМАНИЧИ [Серб. династия правителей Сербского государства (ок. 1168-1371). Основателем династии является младший из сыновей жупана Завиды, Неманя (1113/14-1200; см. Симеон Мироточивый , прп.), к-рый изначально правил в междуречье Юж. и Зап. Моравы, в обл. Рашка (совр. Косово и Метохия с прилегающими районами), но ок. 1170 г. сверг старшего брата, Тихомира, примирился с другими братьями на выгодных условиях и провозгласил себя великим жупаном. В 1183-1186 гг. он расширил владения за счет приадриатической обл. Дукля (Зета; совр. Черногория и прилегающие районы Юж. Далмации и Сев. Албании). Неманя способствовал утверждению в Сербии Православия как гос. религии, однако католичество сохранило свое влияние, прежде всего в Далмации. Его старший сын, Вукан († ок. 1209) в ок. 1189-1202, в 1203-1208 гг. был правителем Дукли, а в 1202-1203 гг.- великим жупаном Сербии. В 1196 г. Неманя отрекся от власти, провозгласив преемником 2-го сына, Стефана (1165-1227; см. Симон монах ), принял монашество и с младшим сыном, иером. Саввой (1169 или ок. 1175-1236; см. Савва I , архиеп. Сербский), в 1197 г. основал на Афоне мон-рь Хиландар , ставший крупнейшим центром средневек. серб. духовной культуры. Передача престола в обход старшего сына вызвала военное противостояние между братьями, к-рое длилось до 1208 г., когда Вукан отказался от своих притязаний. Впосл. его потомки, Вукановичи, правившие в Зете, несколько раз представляли угрозу правлению Н. Второй сын Вукана, Димитрий, принял монашеский постриг и был прославлен как прп. Давид (XIII в.). К роду Вукановичей принадлежала и блгв. кнг. Милица (ок. 1335-1405). В 1217 г. Стефан 1-м из династии Н. принял от папы Римского королевский титул и был прозван Первовенчанным, но союз с Римом длился недолго и не повлиял на церковную ситуацию в стране. В 1219 г. иером. Савва при поддержке брата Стефана и никейского имп. Феодора I Ласкаря добился от патриарха К-польского Мануила I Сарантина предоставления автономии Сербской Православной Церкви и стал ее 1-м архиепископом (в его честь Сербская Православная Церковь до сих пор именуется Свято-Саввской). У Стефана от 2 браков было 4 сына, 3 из к-рых (кроме принявшего монашество Прибислава, ставшего впосл. архиепископом Сербским; см. Савва II , архиеп.) сменили друг друга на серб. престоле.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

16 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Сербский Ириней совершили Божественную литургию в соборе святителя Саввы Сербского в Белграде. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храм со словом. Ваше Святейшество, досточтимые собратья-архипастыри! Ваше превосходительство Президент Сербской Республики! Высокие государственные мужи! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Благодарю Ваше Святейшество за теплоту Ваших слов и радушное гостеприимство, наипаче же — за возможность совместной молитвы и общения. Наши Церкви всегда едины в молитвах и Божественной Евхаристии, но для меня было особой радостью совершать сегодня вместе с Вами Божественную Литургию, причащаться из единой чаши. Благодарю Вас также за высокий орден, который Вы мне выручили, и Ваши драгоценные подарки. Сегодняшнее Евангелие представило нам примеры непоколебимой веры во Христа и тех чудес, которые возможны по этой вере: исцеление кровоточивой и воскрешение девицы. Эти евангельские свидетельства наполняют наши сердца упованием на милость Господа нашего, желанием пребывать с Ним на всех путях нашей жизни, а также осознанием величия веры, которое преподобный Иустин Челийский выразил замечательными словами: Вера есть жизнь, безверие — смерть... Настоящая жизнь человека начинается его верой в Господа Христа (Прп. Иустин Челийский. Что такое святость). Как не вспомнить сегодня эти слова о вере в стенах сего величественного собора, посвященного основателю Сербской Церкви святителю Сербскому Савве? Ибо и сам святитель Савва, и его отец преподобный Симеон Мироточивый ни о чём ином так не заботились во дни земной жизни, как об укоренении и укреплении своего народа в святой православной вере. Именно с приобщения к ней, по слову преподобного Иустина, началась настоящая жизнь сербского народа, именно православная вера лежит в основе его славной многовековой истории. Верою сербского народа созидался этот храм. Он основан на месте, где иностранные и иноверные завоеватели некогда устроили сожжение останков святителя Саввы, думая тем самым пресечь веру в порабощенном ими народе.

http://pravoslavie.ru/75221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН ИЕРУСАЛИМЛЯНИН [Иерусалимец; серб. Никон Jepycaлuмaц] (ок. 1380 - после 1468?), серб. богослов, писатель. Предположительно Н. И. имел серб. происхождение, а свое прозвище получил после длительного пребывания в Иерусалиме, где входил в число братии серб. мон-ря святых Архангелов, основанного серб. кор. Милутином . Впосл. он поселился на Скадарском оз., где в 1439-1440 гг. переписал, внеся свои дополнения, сб. «Шестоднев» (ныне хранится в мон-ре Савина близ г. Херцег-Нови, Черногория). Этот кодекс является наиболее полным серб. исихастским сборником 1-й пол. XV в.: кроме «Шестоднева» свт. Василия Великого в него входят сочинения Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, Каллиста II Ксанфопула и др. авторов-исихастов. Н. И. был духовником Елены Балшич, вдовы зетского правителя Георгия II Страцимировича Балшича, дочери серб. кн. мч. Лазаря и кнг. прп. Милицы . По ее желанию в 1441-1442 гг. он составил Горицкий сборник для мон-ря Бешка, находившегося на одноименном острове на Скадарском оз. (см. в ст. Балшичские монастыри ). Местонахождение сборника в XV-XIX вв. не прослеживается, в 1902 г. он был приобретен С. Томичем в Скопье и позже попал в архив САНУ (Белград. Архив САНУ. Бр. 446). Горицкий сборник является выдающимся примером эпистолярного жанра, он построен в виде вопросов Елены и ответов Н. И. и служит своеобразной энциклопедией знаний в самых разных областях. Старец дает своей духовной дочери советы, разрешает недоумения по догматическим вопросам, пересказывает историю Церкви и жития боголюбивых предков (в т. ч. Жития прп. Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый , прп.) и свт. Саввы I , архиеп. Сербского). Сборник завершает оригинальная «Повесть о иерусалимских церквах и отшельнических местах», рассказывающая о жизни монашествующих на Св. земле, однако по сути она воспринимается как своеобразный скитский типик, исповедание Н. И. веры и его молитва ко Пресв. Богородице.

http://pravenc.ru/text/2577573.html

Епископ Шумадийский Иоанн (версия для печати)/Православие.Ru Епископ Шумадийский Иоанн Православие.Ru , 25 апреля 2003 г. Епископ Шумадийский Иоанн / Епископ Иоанн (Младенович) родился 11 сентября 1950 года в сербском селе Добрачи по Арильем. Закончил начальную школу в родном селе. С 11 лет подвизался в качестве послушника в близлежащем Свято-Архангельском монастыре. В декабре 1963 года перешел в сербскую лавру – монастырь Студеницу, где остался на целых тридцать лет, пройдя все послушания от монастырского послушника до монаха, а затем и епископа. Его духовное возрастание проходило у мощей великих сербских святых прп. Симеона Мироточивого, прп. Симона монаха – Стефана Первовенчанного, прп. Анастасии Сербской. Учителями духовной мудрости и смирения стали для будущего владыки известные духовники отец Иулиан (Кнежевич) и отец Симеон (Васильевич). С 1967 по 1969 г. посещал первое послевоенное Монашеское училище Сербской Церкви в монастыре Острог, которое успешно закончил. После окончания училища проходил воинскую службу. 24 апреля 1971 года принял монашеский постриг в Студенецкой обители, а на следующий день был рукоположен епископом Жичским Василием (Костичем) в сан иеродиакона. В 1971 году по благословению правящего архиерея, иеродиакон Иоанн поступает в пятилетнюю семинарию Свт. Саввы в Белграде, которую закончил уже в 1974 году с отличными успехами. Во время учебы в семинарии 25 июля 1973 года был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал свое служение в Студенице. С 1976 года учился на Богословском факултете в Белграде. В 1980 году защитил диплом. Одновременно нес послушание наместика-заместителя студенецкого игумена протосингела Симеона (Васильевича). 25 июля 1980 года по распоряжению епископа Жичского Стефана (Боцы) и единогласному желания членов монастырского братства сменил на должности настоятеля Студеницы архимандрита Иулиана Кнежевича. В 1983 году произведен в сингела, а в 1986 году в протосингела. В 1989 году становится архимандритом. Настоятелем монастыря Студеницы был течении 13 лет, вплоть до епископской хиротонии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Часть 4. Афон, Сербская и Болгарская Православные Церкви Афон и Сербская Православная Церковь Сербский монастырь Хиландар. Кафоликон и лоза св. Симеона Мироточивого. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Сербы приняли христианство в VII веке и состояли то в римской, то в греческой, а то и в охридской юрисдикциях. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, пока в IX столетии не начали свою проповедь на славянском языке святые братья Кирилл и Мефодий. Вскоре некоторые монахи сербского происхождения жили уже в различных монастырях на Святой Горе. Однако поворотным моментом в истории сербской общины на Афоне стало появление в 1191 году в Русском Пантелеимоновом монастыре сербского княжича Растко, будущего святителя Саввы Сербского. В 1197 году к нему уже в Ватопедской обители присоединился отрекшийся от престола его отец, в скором времени — прп. Симеон Мироточивый. За ктиторские труды и смиренную, подвижническую жизнь в 1198 году им было разрешено основать первый сербский монастырь на Афоне (15, 99–100). Учреждение сербского национального монастыря Хиландарь на Святой Горе явилось важным этапом на пути к обретению Сербской Церковью независимости. В XIII веке Папа Римский старался усилить свою власть в Сербии, но этому активно противостоял св. Савва, который в 1219 году в Никее был рукоположен в архиепископа с одновременным признанием автокефалии Сербской Церкви. По преданию, в Хиландаре находится принесенная из Палестины св. Саввой чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину, у которой и поныне совершаются многие исцеления. В 1346 году могущественный король Сербии Стефан Душан созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, при этом патриаршая резиденция помещалась в Пече. Константинопольский же патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Однако по настоянию афонского монаха сербского происхождения Исаии Константинопольский патриарх в 1374 году анафему снял.

http://pravoslavie.ru/31826.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Стефан Первовенчанный, св. - житие Преподобный Стефан, брат свт. Саввы и сын свв. Стефана Немани (при. Симеона Мироточивого) и Анны (прп. Анастасии), правил Сербией с 1196 по 1228 год. У великого жупана Стефана Немани - основателя династии Неманичей - было три сына: Вукан, Стефан и Растко (Ростислав). Младший сын отправился на Св. гору Афон, где и принял монашество с именем Савва. Его отец, корень благоплодного древа святителей и благоверных правителей Сербских, как и его супруга, к концу жизни последовал примеру своего любимого чада и принял постриг в основанной им Студеницкой обители с именем Симеон. Почил о Господе он на Афонской горе в облагодетельстванном им Сербском монастыре Хиландарь, а его честные мощи получили цельбоностную силу источать благоуханное миро. Уходя, он оставил престол своему среднему сыну Стефану; старшему же сыну, Вукану, поручил несколько областей, подчинив его державному брату. Вукан, воспользовавшись начавшимся в 1202 году IV крестовым походом, поднял мятеж против брата своего - великого жупана Стефана, призвав на помощь папу римского и короля венгерского. Вукану удалось даже временно захватать власть в Сербии. И хотя Стефан, получив поддержку со стороны православного болгарского царства, сумел вернуть себе престол великого жупана, положение его оставалось непрочным. Глубоко веря в чудотворную силу мощей своего преподобного отца, Стефан покорнейше просил младшего брата, инока Савву, перенести сии святые мощи на родную землю. Св. Савва с радостью исполнил просьбу Стефана. Со всем народом, князьями и духовенством встретил прославленные останки великий жулан Стефан. Устыдился и раскаялся в своей недавней гордыне брат его князь Вукан. Вражда братьев утихла, оба с благоговением поклонились мощам отца своего, оба с любовью приняли святого инока Савву и торжественно перенесли останки преподобного Симеона в Студеницкий храм. Вукан уже никогда не восставал на Стефана и, будучи князем Зеты (Черногории), хранил верность своему державному брату.

http://pravicon.com/info-3447

Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский 16/29 – прп. Рафаил Банатский, Хиландарец 21августа/3 сентября – свщмч. Рафаил Момчилович, игумен монастыря Шишатовец

http://pravoslavie.ru/40253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010