На фото: отец Ипполит в Псково-Печерском монастыре, 1966 г. Архимандрит Ипполит ( Халин ; 1928–2002) – святогорец, один из великих старцев современной России. Он подвизался в Псково-Печерском монастыре в общей сложности 12 лет, окормлялся у печерских и валаамских старцев. Данная статья основана на воспоминаниях архимандрита Ипполита, схиархимандрита Кенсорина (Федорова) и монахини Марии (Стахович). Использованы фотографии из их личных архивов и дневниковые записи валаамского старца схимонаха Николая (Монахова). Архимандрит Ипполит (Халин) поступил в Псково-Печерскую обитель в 1957 году. К старцу Симеону (Желнину), духовнику монастыря, ходил на исповедь и откровение помыслов. В монастыре он познакомился с таким же молодым послушником будущим отцом Кенсорином, и они остались друзьями на всю жизнь. Вместе навещали отца Симеона, и однажды он сказал им: «Наместники пришли, игуменами будете». Действительно, отец Кенсорин стал наместником Святогорского монастыря Псковской епархии, а отец Ипполит после Афона стал наместником Рыльского Свято-Николаевского монастыря Курской епархии. Послушники получили от отца Симеона благословение на монашество и в один день в 1959 году приняли постриг в мантию. Старец Симеон (Желнин; 1869–1962) в своей келье. Ныне прославлен в лике преподобных Из воспоминаний схиархимандрита Кенсорина (Федорова): «После армии из родного Ярославля я приехал в Троице-Сергиеву Лавру – хотел поступить в семинарию. А мне там сказали: “Поезжай в Печоры, там есть прозорливый старец”. Пришел я к отцу Симеону и остался в Печорах, стал ему прислуживать. Вспоминаю, каким смиренным был отец Симеон. У него ножки болели, не мог подняться в Михайловский собор. И мы с другим келейником ему предлагали: “Давайте, батюшка, мы вас понесем!” И складывали руки “стульчиком”, а он, как ребенок, радостно-смиренно садился на них, и мы его поднимали. Я пробыл с отцом Симеоном три года, до самой его смерти. С отцом Ипполитом мы вместе подвизались в Псково-Печерском монастыре. Первое время работали на пекарне. Отец Ипполит отличался особой простотой, любовью, смирением, кротостью. О себе он вспоминал: “В молодости я был веселый, любил шутить, плясать, был первым заводилой, но когда приходилось быть в уединении, то нападала на меня тоска, очень скорбел, переживал, задумывался, для чего я живу и как мне устроить свою жизнь правильно. Эти вопросы не давали мне покоя”.

http://pravoslavie.ru/118154.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Упокой, Господи! В ночь с 10 на 11 марта преставился о Господе протоиерей Василий Швец 26.03.2011 1214 В ночь с 10 на 11 марта 2011 года в Псковских Печерах отошел ко Господу митрофорный протоиерей Василий Швец. 9 марта ему исполнилось 98 лет. На следующий день завершился его жизненный путь. Интересна судьба отца Василия. Родился он в 1913 г. на Западной Украине , в зажиточной и глубоко верующей крестьянской семье. После Октябрьской революции и последовавшего за ней раскулачивания, юный Василий оказывается в Петрограде (к тому времени переименованном в Ленинг рад). Став студентом, он слушает лекции академика И.П.Павлова, начинавшего свои лекции, осенив себя крестным знамением. В эти годы тотального воинствующего атеизма вопросы веры у Василия не вызывали интереса и все напоминания матери о необходимости исповедоваться и причащаться вызывают у юноши: не то чтобы отторжение, скорее непонимание. Но жизнь лучший учитель, заставляющий вспомнить о Боге. И вот уже за плечами тяжелейшие экспедиции, две войны: Финская и Великая Отечественная, научная работа. В начале 1960-х начиналась хрущевская «оттепель» - новая волна гонений на Русскую Православную Церковь. К этому времени Василий Федосеевич подготовил докторскую диссертацию, и приехал в Псково-Печерский монастырь к своему духовому отцу иеросхимонаху Симеону (Желнину) (ныне прославленному в лике святых) за благословением на ее защиту. По рассказу о. Василия, взяв в руки папку и, расспросив, он сказал: «Вы изучаете мертвое, а спасать людей надо!» И швырнул бумаги, разлетевшиеся по всей келье. По благословению о. Симеона, Василий Федосеевич принимает священный сан. Его поступок для окружающих казался безумием: в их глазах он был благополучным советским ученым. Многие от него отвернулись. Потом были четыре десятка лет служения в Псковской епархии в Никольской церкви деревни Каменный Конец у Чудского озера и долгие годы молитвы в пустом храме. Но пришло время, и потянулись в Каменный Конец люди со своими духовными проблемами, бедами, в поисках утешения и совета.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/26/up...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИН Василий Антонович (15.02.1916, дер. Городище Псковского у. Псковской губ.- 27.12.1994, с. Васкнарва (Сыренец) Ида-Вируского у., Эстония), прот. Род. в бедной многодетной крестьянской семье, мать рано скончалась, отец женился вторично. Религ. воспитание дети получили от мачехи: по праздникам вместе с ней ходили на богомолье в Псково-Печерский мон-рь, ежегодно принимали участие в традиц. крестном ходе по селам Печорского у. с чудотворными монастырскими иконами. Б. с юности чувствовал призвание к служению Церкви, однако в 1931 г., после смерти отца, вынужден был начать самостоятельную трудовую жизнь. В 1936 г. женился на девушке из купеческой семьи Л. В. Хломовой, в браке с к-рой родились четверо детей. В 1938 г. Б. был призван на военную службу в эст. армию, в 1939 г. демобилизовался. После установления в 1940 г. советской власти в Эстонии был раскулачен и скрывался. Во время второй мировой войны, когда Эстония была оккупирована фашистской Германией, Б. служил во вспомогательных нем. частях механиком и шофером, не принимая воинской присяги. В конце войны дезертировал, организовал небольшой партизанский отряд, присоединившийся позднее к Красной Армии. В военное время 7 раз был арестован и приговорен к расстрелу, но каждый раз чудесным образом оставался в живых. Прот. Василий Борин. Фотография. 70-е гг. XX в. Прот. Василий Борин. Фотография. 70-е гг. XX в. В послевоенное время Б. поселился с семьей в Тарту, работал на лесозаготовках. В эти годы Б. обращался за духовным руководством к иеросхим. Симеону (Желнину) , почитал блаженных инокинь Пюхтицкого мон-ря Елену (Кушаньеву) и Екатерину (Малкову-Панину), пробовал юродствовать; позднее в своем служении и в жизни старался подражать св. прав. Иоанну Кронштадтскому . В 1950 г. по рекомендации тартуского благочинного прот. Ростислава Лозинского Б. поступил в Ленинградскую ДС, 17 нояб. 1952 г. митр. Григорием (Чуковым) рукоположен во иерея. В том же году по семейным обстоятельствам ушел из семинарии и был направлен окормлять приход дер. Финёва Гора, в 1955 г. переведен в дер. Высокий Мост. Б. быстро приобрел всеобщую любовь и широкую известность, он откликался на все просьбы и нужды прихожан, был прост в общении. Имея благословение архиерея и своего духовника, с начала своего служения Б. принял на себя подвиг молитвы о бесноватых и душевнобольных, совершал над ними чин бесоизгнания по Требнику Петра (Могилы) . Однако со стороны нек-рых прихожан, считавших, что священник собирает вокруг себя «каких-то сумасшедших», он не нашел понимания. В 1959 г. Б. ушел с прихода и продолжил учебу.

http://pravenc.ru/text/153129.html

1 апреля 2003 года, в день Архиерейской хиротонии и 10-летия Архипастырского служения на Псковской земле Высокопреосвященнейшего митрополита Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, был совершен чин прославления в лике святых Преподобного старца Симеона. Священномученик Александр (Петровский) – Архиепископ Харьковский. Он был Наместником Псково-Печерского монастыря в 1917–1919 гг. Продолжил свое служение на Украине. В 1933 году был хиротонисан во епископа Уманского. С 20 мая 1937 года назначен архиепископом Харьковским. 28 мая 1938 г. его арестовали, и он умер в заключении в мае 1940 года. В 1993 году прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году священномученик Александр (Петровский) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Среди монастырских подвижников благочестия назовём несколько имен: старец Феодосий, скончавшийся в 1908 году; Игумен Псково-Печерского монастыря Архимандрит Мефодий (Холмский), который был очень почитаем народом, а перед кончиной в Санкт-Петербурге его соборовал и причащал святой праведный Иоанн Кронштадтский . Архимандрит Мефодий предсказал день своей кончины келейнику Василию – будущему преподобному Псково-Печерскому иеросхимонаху Симеону (Желнину). Сказания о прозорливости старца Симеона – ныне преподобного Псково-Печерского К сожалению, я не видел в земной жизни старца иеросхимонаха Симеона (1869–1960 гг.), но много о нем слышал от тех, кто с ним встречался, и они свидетельствуют о его чудотворениях и прозорливости. Например, Архиепископ Симон Брюссельский и Бельгийский при посещении Псково-Печерского монастыря рассказал нам о преподобном Симеоне Псково-Печерском следующее. Однажды он, когда был еще отроком, со своим отцом-священником и мамой приехали в Псково-Печерский монастырь и пошли, как принято было, на благословение к старцу Симеону. Он встретился с ними на Успенской площади и беседовал. Отец говорит: «Батюшка, благословите моего сына». Старец Симеон как будто бы и не слышит его просьбы… В конце беседы отец снова просит: «Батюшка,благословите моего сынишку». Старец Симеон ответил: «Он нас будет благословлять», – и только после этого благословил мальчика. Так и сбылось. Ныне священники берут благословение у Архиепископа Симона…

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

В годы Великой Отечественной войны служили священники Петр Васильевич Птицын и Александр Феодорович (Федорович) Федоров, псаломщицей - Татьяна Ястремская. В 1942 году иконописной мастерской Псковской Православной миссии в церкви заново расписан иконостас. В Георгиевской церкви в 1986-1998 годах служил протоиерей Валентин Мордасов. Он родился 10 марта 1930 года в деревне Хмелевка Оленинского района Тверской области. Детские и юношеские годы будущего пастыря прошли в Ленинграде. Отец, Анатолий Сергеевич Мордасов, работал мастером на Кировском заводе, мама, Надежда Ивановна, была медицинским работником. Родители были чужды религиозности и не могли преподать сыну какие-либо знания о духовной жизни. Возможно, временем его духовного пробуждения стала Великая Отечественная война. После окончания в 1947 году неполной средней школы по настоянию родителей Валентин поступил в Машиностроительный техникум, который окончил в 1950 году, получив специальность киномеханика. Какое-то время после окончания техникума он работал по специальности, потом поступил в Духовную семинарию. В годы учебы Валентин Мордасов встречался со старцем Серафимом Вырицким. В поисках духовного совета и наставления семинарист Валентин приезжал в Псково-Печерский монастырь к старцу Симеону (Желнину). Иеросхимонах Симеон до самой своей кончины оставался духовником отца Валентина. Бывал он и у старца Иоанна Максимова, служившего тогда в Камно. Этот батюшка в 1953 году благословил его брак. «Выбирай себе невесту», - сказал о. Иоанн, указав на певчих. Так отец Валентин познакомился с будущей матушкой Александрой Павловной Васильевой, уроженкой деревни Чернецово Псковского района. Вернувшись в семинарию, Валентин 1 августа 1953 года подал прошение на имя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) с просьбой благословить его на принятие сана иерея в погосте Лосицы Псковской области с продолжением обучения в семинарии заочно. 7 августа 1953 года настоятель Георгиевской церкви погоста Камно протоиерей Иоанн Максимов совершил венчание Валентина Анатольевича Мордасова и Александры Павловны Васильевой.

http://sobory.ru/article/?object=00275

Впрочем, иногда окружающие начинают догадываться, что в жизни таких «сокровенных» иноков не все так просто, что в их сердечно-духовном внутреннем делании происходит нечто особенное, значимое, подлинно важное. Краткое, но точное слово, исполненный особого смирения поступок, миг, открывающий образ возвышенной молитвы за храмовым богослужением – все это вдруг зримо являет братии, что такой инок высочайшим образом предстоит Богу, ходит пред Ним, имеет великую силу молитвы в Его очах, возлюблен Им особой любовью – как усыновленный по дару Божественной благодати. Вдруг оказывается, что за скупыми словами общения с окружающими, строгим и, казалось бы, равнодушным взглядом на окружающий мир, за ничем не примечательными поступками, размеренным исполнением послушаний – сокрыт непрестанный молитвенный и духовный подвиг, ожесточенная борьба за собственное Спасение, торжество победы над искушениями, грехом, радость истинного, подлинного богообщения. Но моменты подобного невольного самосвидетельства перед окружающими могут быть очень и очень редки. И потому в глазах братии такой инок, в тишине сердца своего предстоящий Богу чаще всего воспринимается как не более чем «хороший» монах, чей неприметный подвиг, зачастую, оказывается скрыт в тени яркого подвижнического делания известных монастырских старцев. Архимандрит Серафим (Розенберг) (1909–1994), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, духовному подвигу и письменному наследию которого посвящена эта книга, при жизни своей был именно таким «сокровенным» иноком. Его «делание» во Христе, внутренняя борьба за Спасение, высота молитвы пред Богом были – на протяжении многих десятилетий его жития в святой Печерской обители – глубоко и надежно спрятаны за крепкой оградой внешней строгости, пусть иногда и смягчаемой мимолетной доброй улыбкой, необщительности, требовательности к подчиненным, краткости речи, довольствования самым малым в повседневном быту, полной самоотдачи благословленному монастырским начальством послушанию. Уважаемый всеми в монастыре за многолетний иноческий подвиг, смирение, трудолюбие, любовь к посещению храмовых служб и еще за то, что некогда он был особо близок к великому старцу XX столетия преподобному Симеону (Желнину) (1869–1960), он, по словам архимандрита Феофана (Молявко), был... « " таинственной книгой”, которую не прочитать никому». 1

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Но моменты подобного невольного самосвидетельства перед окружающими могут быть очень и очень редки. И потому в глазах братии такой инок, в тишине сердца своего предстоящий Богу, чаще всего воспринимается как не более чем «хороший» монах, чей неприметный подвиг, зачастую, оказывается скрыт в тени яркого подвижнического делания известных монастырских старцев. Архимандрит Серафим (Розенберг) (1909–1994), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, духовному подвигу и письменному наследию которого посвящена эта книга, при жизни своей был именно таким «сокровенным» иноком. Его «делание» во Христе, внутренняя борьба за Спасение, высота молитвы пред Богом были — на протяжении многих десятилетий его жития в святой Печерской обители — глубоко и надежно спрятаны за крепкой оградой внешней строгости, пусть иногда и смягчаемой мимолетной доброй улыбкой, необщительности, требовательности к подчиненным, краткости речи, довольствования самым малым в повседневном быту, полной самоотдачи благословленному монастырским начальством послушанию. Уважаемый всеми в монастыре за многолетний иноческий подвиг, смирение, трудолюбие, любовь к посещению храмовых служб и еще за то, что некогда он был особо близок к великому старцу ХХ столетия преподобному Симеону (Желнину) (1869–1960), он, по словам архимандрита Феофана (Молявко), был… «“таинственной книгой”, которую не прочитать никому» . Именно такой «таинственной книгой» и было для печерской братии иноческое житие ризничего архимандрита Серафима, подвизавшегося в Печерской обители без малого 62 года. Вот каким остался в памяти наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева) отец Серафим в последние годы его жизни: «…Батюшка Серафим смиренно продолжает, уже прихрамывая, носить в храмы по ступеням лестниц иконы и облачения к богослужению. Осенью сметает с крыши своей кельи пожелтевшие листья, исполняя тем самым давнишнее послушание старцу Симеону; зимой пилит помельче дровишки для печи; по весне разбрасывает снег от кельи, чтоб быстрее таял. На вопросы отвечает с приветливой улыбкой. Иногда переводит с иностранных языков письма, приходящие на монастырь. Кроме этого, неопустительно, ежедневно посещает утреннее и вечернее богослужение.

http://pravoslavie.ru/35050.html

Позднее Анатолий Владимирович обрел крепкую веру в Бога, начал участвовать в церковных таинствах и даже работал в Паломническом центре Московского Патриархата, где организовывал поездки к святыням Православия. Сейчас на пенсии. «За отцом Иоанном всегда шла вереница народа» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Вера Сергеевна Волкова (1924–2011) всю жизнь прожила в Печорах, была духовной дочерью еще преподобного Симеона Псково-Печерского. Родилась Вера Сергеевна 5 апреля 1924 года в деревне Сенно (скончалась в декабре 2011 года) Печорского уезда, недалеко от Нового Изборска (эстонцы называли его Ирбоска). По Тартусскому мирному договору 1920 года между Эстонией и советской Россией весь нынешний Печорский район принадлежал Эстонии, поэтому считается, что родилась она в Эстонии; она прекрасно владеет эстонским языком. Родители ее были крестьянами, владели своей землей. Училась она в русской школе. Учеба проходила в то время по избам, а последний, 6-й класс учились в доме православного священника. После школы работала в своем хозяйстве. Молиться ходили в свой приходской храм, но на Успение всегда ходили в Печерский монастырь (это около 20 километров). Во время Великой Отечественной войны немцы отправили ее на лесозаготовки, где было очень тяжело. Потом ей удалось устроиться на железную дорогу, где она выучила немецкий и эстонский языки. Эстонский она считает очень сложным, так как там 16 падежей. В 1944 году Красная Армия освободила Изборск от фашистов, и ее перевели работать телеграфисткой на ж/д станцию в г. Печоры, где она и проработала 42 года, до выхода на пенсию. В Псково-Печерском монастыре Вера Сергеевна ходила к отцу Симеону (Желнину), а после его смерти к отцу Серафиму (Розенбергу), который был родом из старого Изборска. Поэтому мама Веры Сергеевны очень хорошо знала его и «была с ним “на ты”». Отец Симеон не благословлял их вступать в колхоз, и им удалось избежать этого. «Все белые цементные столбики по “кровавой дорожке” отливал сам отец Симеон» «Все белые цементные столбики по “кровавой дорожке” в Псково-Печерском монастыре отливал сам отец Симеон, – вспоминает Вера Сергеевна. – Отец Иоанн (Крестьянкин) служил часто – каждое воскресенье. И на буднях тоже служил. И вокруг него всегда было очень много народа. По монастырю отец Иоанн один никогда не ходил, всегда за ним шла вереница народа. Отец Филарет, его келейник, “отгонял” особо приставучих от отца Иоанна. Последнее время его возили на коляске.

http://pravoslavie.ru/119116.html

Ездила матушка Антония за духовным советом к известным старцам – приснопамятному схиигумену Савве (Савченко) и иеросхимонаху Симеону (Желнину), ныне прославленному в лике святых как преподобный Симеон Псково-Печорский. «Когда я исповедовалась преподобному Симеону, он положил мне на голову Крест и благословил», – вспоминает матушка. С большим теплом говорит она о протоиерее Алексии Коровине, который около 40 лет прослужил настоятелем в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица, где все эти годы с любовью принимал паломников со всех концов России и из других стран мира. Много поспособствовал отец Алексий официальному прославлению старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого . «С батюшкой Алексием Коровиным мы давно не видимся, но вместе Духом, – говорит матушка Антония. – Всегда поминаю его в своих молитвах. Он не простой человек, он – духовный...» По благословению преподобного Серафима Вырицкого матушка Антония многие годы трудилась в Успенском храме деревни Внуто – мыла полы в церкви, ремонтировала и красила стены, сама изготовляла кирпичи и клала из них печи, рубила дрова, стирала облачения, пекла просфоры, пела в хоре, звонила в колокола на высокой внутовской колокольне, копала огород, растила овощи, принимала и кормила гостей и паломников. Сегодня многие верующие люди приезжают сюда, чтобы помолиться преподобному Никандру Городнозерскому, почтить память архимандрита Иосифа и побеседовать со старицей Антонией – воистину земным ангелом и человеком очень высокой духовной жизни. Общение с матушкой Антонией – это несравненный опыт живого богословия, которого никогда не дадут никакие книжные знания. Ведь самым важным из всех трудов в ее жизни был труд молитвенный. «Как отец Серафим благословил меня, так я и жила, – говорит матушка. – Батюшку Серафима я помню всегда. Всегда благодарю его и обращаюсь к нему в молитвах каждый день. Все прошу, как и просила еще до его прославления: “Помолись обо мне, отче Серафиме, у Престола Господня”. И так я его всегда прошу. И ощущаю, что преподобный Серафим молится о нас...» «Его посетила Царица Небесная»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Архимандрит Мефодий – в миру протоиерей Матфей Петрович Холмский – родился в 1831 году в семье священника погоста Данькова Холмского уезда Псковской губернии. Многие годы (пока не овдовел) служил священником в Торжке. В дальнейшем совсем недолго на- стоятельствовал в известной Никандровой пустыни, неподалеку от Пскова, и 25 марта 1894 года принял на себя управление Псково-Печерским монастырем. «Отец Мефодий весьма почитался народом. Часто после продолжительных монастырских богослужений ему подолгу приходилось еще благословлять богомольцев, стремившихся к нему из уважения за его строгую монашескую жизнь. Он был любим и уважаем не только в Печорах, но и во Пскове. Его почитали как благодатного служителя Царицы Небесной и как доброго, душевного человека, внимательного и ласкового. Архимандрит Мефодий пользовался уважением и у петербургского духовенства. Бывал на аудиенциях у Императора Николая II, который подарил Псково-Печерскому монастырю драгоценные облачения и церковную утварь. При нем все богослужения в монастыре отличались особенной уставностью и молитвенным благоговением. В его же время жил в обители строгой монашеской жизни иеромонах Феодосий, служивший ежедневно в продолжение многих лет в Успенском соборе раннюю Литургию и почитавшийся народом как опытный старец-подвижник и духовник». Немало содействовал архимандрит Мефодий и строительству, и благоукрашению святой обители. Известно также, что именно при нем «в 1903 году 5 августа удостоил своим посещением обитель Его Императорское Величество Государь Император Всероссийский Николай II, где после поклонения святыням имел духовную беседу со старцем Феодосием». «В 1906 году обитель понесла большую утрату. Архимандрит Мефодий заболел крупозным воспалением легких. Находился на лечении в петербургской Военно-Медицинской академии, где и скончался. Было ему 75 лет. Свою кончину он предсказал заранее своему келейнику – будущему старцу иеросхимонаху Симеону (Желнину). Тело отца Мефодия было привезено в Печоры по железной дороге. На похороны съехалось много народу. Его многочисленные почитатели и духовные дети – все хотели отдать последний долг. О большом количестве провожавших свидетельствует сама погребальная процессия: когда гроб приближался к Святым воротам монастыря, конец людского потока был еще на железнодорожной станции».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010