6. Поздневизантийский исихазм и учение св. Григория Паламы Справочно-библиографические материалы Библиографии исследований 1 . Макаров Д. И. Очерки российской историографии паламизма (1860–1998 гг.)//АДСВ 1999. 30. 338–353. 2 . Медведев И. П. Современная библиография исихастских споров в Византии XIV в.//АДСВ 1973. 10. 270–274. 3 . Stiernon D. Bulletin sur le palamisme//REB 1972. 30. 231–341. [Stiernon Bulletin]. Обзорно-справочные тексты 4 . Jugie M. Palamite (Controverse)//DThC 1932. 11. 1777–1818. 5 . Kazhdan A. Hesychasmus//Lex. d. Mittelalt. 4. 2194–2196. 6 . Podskalsky G. Theologie und Philosophic in Byzanz. Der Streit um die theologische Methodik in der spätbyzantinischen Geistesgeschichte (14.–15. Jh.), seine systematischen Grundlagen und seine historische Entwicklung. München 1977. 268. 1978. 44. 197–203. 7 . Schultze B. Palamismus//LTK 1962. 7. 1352–1353· Проблемы издания текстов 8 . Maltese E. V. Ortografia d’autore e regole dell’editorë gli autografi bizantini. L’edizione critica fra testo musicale e testo letterario. Lucca 1995. 261–286. (StT Musicali. 3). [Григорий Акиндин, Димитрий и Прохор Кидонисы, Мануил Калека, Иоанн Хортасмен, Плифон.] А. От св. Симеона Нового Богослова до исихастских споров Симеон Благоговейный Beck 584 Втор. пол. X в., св. Учитель Симеона Нового Богослова . Подвижническое слово Крит. изд.: 9 . Syméon le Studite. Discours ascétique/Introd., texte critique et notes Hilarion Alfeyev. Trad. fr. Neyrand L. P. 2001. 154. (SC 460). таблица соответствий с PG и Добротолюбием]. Рус. пер.: 10 .//Слова преп. Симеона Нового Богослова , в пер. на рус. язык с новогреч. еп. Феофана. Вып.2. 2 М. 1890. 571–593 (гл. 1–40). же://Добротолюбие. 2 М. 1900. 5. 61–80. изд.: Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного . Предлежащее слово подвижническое и нравоучительное, состоящее из многих глав, не св. Симеону Новому Богослову принадлежит, а Симеону Благоговейному , старцу св. Симеона Нового Богослова . 2 М. 1892. Nota . Первые 33 главы «Подвижнического слова» входят в состав греч. Добротолюбия как «Главы деятельные и богословские», 119–152, Симеона Нового Богослова (ср. 6 .22). В рус. Добротолюбии Слово помещено под именем Симеона Благоговейного , а возникшая лакуна заполнена главами из других соч. Симеона Нового Богослова . Симеон Новый Богослов

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Мне хотелось бы рассмотреть в настоящей статье несколько характерных мест из «Огласительных слов» прп. Симеона Нового Богослова 1 , в которых отражается отношение этого духовного писателя и мистика к политической и социальной действительности своего времени и оценка ее им. прп. Симеон Новый Богослов не был политическим писателем, интересы его всецело сосредоточены на вопросах духовной жизни, вполне естественно поэтому, что прямых политических высказываний у него не встречается. Тем не менее даже говоря о духовной жизни или об отношениях между человеком и Богом, прп. Симеон Новый Богослов любит пользоваться образами и примерами, заимствованными из общественной жизни, и в этих образах часто проглядывает его отношение к ее явлениям. Так, например, повторяя вслед за апостолом Павлом ( 1Кор. 1:27–28 ), что, «оставив мудрых и сильных и богатых мира, Бог избрал по неизреченной Своей благости немощных и немудрых и бедных мира» 2 , Симеон Новый Богослов делает следующее противопоставление между Божественным и земным царством: «Люди отвращаются их (т.е. немощных, немудрых, бедных), земной царь не переносит их вида, начальствующие от них отворачиваются, богатые их презирают и, когда встречают их, проходят мимо, как будто бы они не существовали, и общаться с ними никто не считает желаемым, а Бог , Которому служат бесчисленные множества ангелов, все содержащий словом Своей силы, Кого великолепие непереносимо для всех, не отказался стать отцом и другом и братом этих отверженных, но захотел воплотиться, чтобы стать подобным нам по всему кроме греха и сделать нас причастниками Своей славы и царства» 3 . В этом отрывке из второго «Огласительного слова» интересно не только яркое описание, как «богатые» с отвращением и презрением относятся к «немощным и бедным» и как «царь» даже «не переносит их вида», но и само противопоставление «земного царя» Небесному Царю, Богу, Который в отличие от земного не отказался обнищать и стать человеком, подобным нам, нашим братом. Как видно отсюда, прп. Симеону Новому Богослову была чужда мысль, будто бы «земной царь» является образом Бога на земле и что земное царство есть отражение Царства Небесного. Наоборот, земное царство со всеми его порядками представляется ему противоположностью Царству Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Разделы портала «Азбука веры» высокопреосвященный Евгений, архиепископ Верейский Таинство Покаяния: богословские аспекты В Избранное Оглавление Покаяние: содержание понятия Слово «покаяние» происходит от глагола, исходное значение которого «понимаю впоследствии, изменяю свое мнение». В Ветхом Завете соответствующее слово происходит от еврейского глагола, означающего «возвращаться», т. е. отказаться от греха и устремиться к Богу (ср.: Иер.18:11 ) . В Новом Завете термин сохраняет значение нравственного возвращения. Но в духе новозаветного учения покаяние оказывается уже необходимым условием для достижения Царствия Божия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ) . В святоотеческой письменности появляется целая гамма толкований и взаимодополняющих определений понятия «покаяние». Согласно Клименту Александрийскому , покаяние — это исцеление 1 , согласно прп. Иоанну Лествичнику , оно — «примирение с Богом», «сознательное очищение», «добровольное претерпевание всех скорбей» 2 , согласно прп. Симеону Новому Богослову — «сознательная борьба с самим собой» 3 . В богословских категориях, выработанных в средневизантийской патристике, покаяние касается не природной «воли», а «желания, выбора, произволения»; не самой «природы», а «способов» или «образов» ее бытия. Прп. Максим Исповедник писал: «Достойные покаяния повелел ему сотворить плоды. То есть изменить внешние образы согласно скрытому расположению сердца» 4 . Таково вообще значение слова «покаяние». Но в сакраментологии под Покаянием как названием таинства подразумевается особое церковное действие — исповедь грешника и совершение определенного чина священнослужителем. Так, блж. Симеон Солунский писал, что Покаяние — это «одно из таинств» 5 . Определения В соответствии с заглавием, в настоящем докладе будут затронуты именно богословские аспекты таинства Покаяния. Существует множество специальных вопросов, касающихся исторического становления современного чинопоследования этого таинства, его святоотеческих толкований, дополняющих и обогащающих одно другое, а также канонических аспектов (включая сложный вопрос о покаянной дисциплине), — но все это предполагается отразить в отдельных сообщениях, нас же в данном случае интересует доктринальная сторона темы.

http://azbyka.ru/tainstvo-pokayaniya-bog...

ЦВ 15-16 (388-389) август 2008 /  25 августа 2008 г. Жизнь неизвестная В 1999 году в издательстве Московской Патриархии вышла книга «Отчизна неизвестная». Это повесть о некоем ссыльном священнике Павле, репрессированном в начале тридцатых годов. Подлинное имя и биография отца Павла многие десятилетия оставались неизвестными. Историку Николаю Вороновскому в своем исследовании удалось с большой степенью вероятности установить, о ком идет речь в книге, и найти информацию о жизненном пути этого исповедника веры. Издатели книги «Отчизна неизвестная», опубликованной почти десять лет назад, в предисловии признавались, что им ничего не известно ни об авторе повести, ни о ее главном герое, ссыльном священнике Павле. События, описанные в повести, вполне обыденны, и, казалось бы, все сулило книге пройти почти незамеченной. Но за внешней простотой повествования скрывалось что-то, что невольно приковывало мое внимание, не давало забыть о жизни неизвестного священника, пострадавшего за веру. О ком же это трагическое повествование? Я, как и издатели книги, не знал ответа, пока это не открылось как бы «случайно». В повести упоминается, что о. Павел был автором небольшой книги под названием «Мистика Симеона Нового Богослова». Этот факт показался мне необычным: судя по сюжетной канве, книга эта была написана в предреволюционное время, а тогда в России еще не началось научно-богословское изучение наследия прп. Симеона Нового Богослова, хотя его творения давно были известны и мирянам, и тем более монахам. Значит, работа о. Павла о прп. Симеоне была в то время чуть ли не единственной в русской богословской науке! Это обстоятельство и стало решающим, когда в трехтомном словаре «Христианство» (1995 г.) в статье «Мистика» я наткнулся на библиографическую ссылку на книгу «Апология мистики по творениям Симеона Нового Богослова» (Петроград, 1915 г.), автором которой был некто П.Аникиев. Я предположил, что это и есть тот о. Павел, о котором шла речь в книге «Отчизна неизвестная». К сожалению, в наиболее известных богословских трудах, посвященных прп. Симеону Новому Богослову, ссылок на упомянутую книгу обнаружить не удалось. Но меня не покидала уверенность, что автор упомянутой в повести брошюры о мистике прп. Симеона и П.Аникиев, упомянутый в словаре «Христианство», — одно и то же лицо, священник Павел Аникиев (брошюра, впрочем, была написана им до принятия сана).

http://e-vestnik.ru/culture/zhizn_neizve...

Скачать epub pdf Содержание 1. Догмат о Святой Троице или о Боге вообще 2. Христология 3. Учение о Церкви     Превосходнейшие, Отцы, Братья и Сестры, с глубокой растроганностью я воспринял разговор на тему богословия св. Силуана. Выбор темы обязан тому факту, что с помощью его духовного ученика и моего духовного отца, приснопамятного о. Софрония из монастыря Эссекс, я уже почитал св. Силуана не только как христианин и член Православной Церкви, но и как один из учеников, и учитель богословия, а в последнее время и как епископ. Св. Силуан и далее продолжает быть моим личным руководителем в духовной жизни, поскольку его мысль, со всеми охватываемыми ею аспектами, имеет переломное значение не только для живущих монашеской жизнью, но и для тех, кто посвятил себя богословской мысли и причастен к управлению Церковью в миру. К тому же, я буду говорить о св. Силуане с глубоким чувством признательности и уважения. Так чему же научил меня сей старец относительно богословия? В наше время богословие отождествилось с некой деятельностью разума и обычно считается одной из граней науки. В первой Церкви наименование “богослов” было присвоено немногим людям (как нам известно, оно было дано только св. Иоанну Евангелисту, св. Григорию Назианзину и св. Симеону Новому Богослову) , в то время как сегодня употребляется для тех, кто обладает дипломом некоторой Богословской Школы, который им вручают после известного времени обучения. В случае св. Силуана выходит так, как будто полностью отсутствует то, что мы называем “академическим богословием”. Он никогда не обучался в Богословской Школе и никогда не писал ничего такого, что могло бы использоваться в богословском обучении или исследовании. Похоже, нельзя назвать его “богословом” в современном значении этого слова. Означает ли это, что не существует того, что могло бы называться “богословием св. Силуана Афонского ”? С оживанием монашества и открытием пустынных Отцов и так называемых “мистических” писателей Церкви многие люди нашего времени стали резко противодействовать академическому богословию, которое считают, по меньшей мере, лишним, если не плохим и враждебным духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Часть VIII. Покаяние Архиепископ Верейский Евгений. Таинство Покаяния: богословские аспекты 223 Покаяние: содержание понятия Слово «покаяние» происходит от глагола μετανοω, исходное значение которого – «понимаю впоследствии, изменяю свое мнение». В Ветхом Завете соответствующее слово происходит от еврейского глагола shub, означающего «возвращаться», т. е. отказаться от греха и устремиться к Богу (ср. Иер. 18:11 ). В Новом Завете термин сохраняет значение нравственного возвращения. Но в духе новозаветного учения покаяние становится уже необходимым условием для достижения Царствия Божия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). В святоотеческой письменности представлена целая гамма толкований и взаимодополняющих определений понятия «покаяние». Согласно Клименту Александрийскому , покаяние – это исцеление (Clem. Alex. Paed. 1. 9), согласно прп. Иоанну Лествичнику , оно – «примирение с Богом», «сознательное очищение», «добровольное претерпевание всех скорбей» (Ioan. Climacus. Scala. parad. 5.), согласно прп. Симеону Новому Богослову – «сознательная борьба с самим собой» (γνωσιμαχσας κα μεταμεληθες – Sym. N. Theol. Eth. 10). В богословских категориях, выработанных в средневизантийской патристике, покаяние касается не природной «воли», а «желания, выбора, произволения»; не самой «природы», а «способов» или «образов» ее бытия. Прп. Максим Исповедник писал: Достойные покаяния повелел ему сотворить плоды. То есть изменить внешние образы согласно скрытому расположению сердца (Maximus Conf. Cap. theol. 1. 23). Таково вообще значение слова «покаяние». Но в сакраментологии под Покаянием как названием таинства подразумевается особое церковное действие – исповедь грешника и совершение определенного чина священнослужителем. Так, блж. Симеон Солунский писал, что Покаяние – это «одно из таинств» (Sym. Thessal. De poenit. 254//PG. 155. Col. 477 ). Определения В настоящем докладе будут затронуты именно богословские аспекты таинства Покаяния. Существует множество специальных вопросов, касающихся исторического становления современного чинопоследования этого таинства, его святоотеческих толкований, дополняющих и обогащающих одно другое, а также канонических аспектов (включая сложный вопрос о покаянной дисциплине), – но все это предполагается рассмотреть в других сообщениях, нас же интересует доктринальная сторона этой темы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

12/25 Мучеников Прова, Тараха и Андроника (304). Преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов (ок. 787). Преподобного Симеона, Нового Богослова (1021) (память переносится с 12 марта). Преподобных Дионисия (1437) и Амфилохия (1452) Глушицких, чудотворцев. Священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого (1937). Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799). Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Ерманской (732), Мохнатинской (1691), Рудненской (1687) и Калужской (1812) икон Божией Матери. Тропарь мученикам Прову, Тараху и Андронику, глас 5 Святых мученик исправлением/Небесныя Силы преудивишася,/яко в теле смертнем,/безтелеснаго врага силою Креста,/подвизавшеся добре, победиша невидимо,/и молятся Господу,/помиловатися душам нашим. Кондак, глас 2 Троицы нам славу явиша,/доблии Христовы оружницы и мученицы,/с Тарахом Пров же и Андроник,/обличиша бо все мучителей безбожие, верою доблественне страдальчествовавше. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Тарахо, Прове и Андрониче,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Симеону, Новому Богослову, глас 3 Божественное озарение, Симеоне отче,/восприяв в души твоей,/светило в мире показался еси светлейшее,/разгоняя того мракобесие/и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/Егоже прилежно моли/даровати нам велию милость. Ин тропарь, новосоставленный, глас 1 Внешния мудрости пребывая непричастен,/Божественныя же преисполнен был еси последи/и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне./Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием:/слава тя прославльшему Христу,/слава тя дивна Показавшему,/слава Действующему тобою всем исцеления. Ин тропарь, глас 4 Яко Света Трисолнечнаго зритель/и таинственнаго Богословия сказатель,/освященне Симеоне, отче наш,/испроси душам нашим просвещения свыше/и страстей отгони от нас мглу,/яко бо, служитель велий Христов,/всем подаеши полезная, преподобне. Кондак, глас 3

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Αρχεο Настоятель Русского подворья в Софии игумен Филипп (Васильцев): Канонизация архиепископа Серафима (Соболева) — одна из главных наших задач 25 Οκτωβρου 2012 τος 16:50 В 2012 и 2014 гг. отмечаются памятные даты, связанные с учреждением Русского подворья в Софии и строительством русской церкви свт. Николая Чудотворца. В связи с этим представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Патриархе Болгарском, настоятель подворья игумен Филипп (Васильцев) дал интервью официальному сайту Болгарской Патриархии. — Отец игумен, в свете предстоящих торжественных годовщин, связанных с историей и присутствием подворья Московской Патриархии в Софии, просим Вас рассказать нашим читателям о русском храме св. Николая Чудотворца, чей столетний юбилей нам предстоит отметить через два года. — Согласно архивным документам и историческим исследованиям (например, брошюре О.Н. Решетниковой «Русский храм в Софии»), великое освящение храма в честь св. Николая в Софии состоялось 11 / 24 сентября 1914 года. Таким образом, в сентябре 2014 года исполнится 100 лет этому историческому событию. В Православной Церкви преемственность и традиция очень важны. Преподобному Симеону Новому Богослову принадлежит мысль о том, что святым можно стать, только если войти в общение с человеком святой жизни. Здесь очень тонко раскрывается смысл слов Псалмопевца: «С преподобным преподобным будешь, с избранным мужем — избранным, а с непокорным развратишься». Можно с уверенностью сказать, что послевоенное поколение священнослужителей во главе с архиепископом Серафимом (Соболевым), служившим в нашем подворье, жаждало святости и жило по евангельским заповедям. То, что эти духовники сумели создать живую православную общину в сложнейших исторических условиях, сохраняя традиции русского благочестия, русской литургической традиции, традицию богословской науки — абсолютно актуально и важно для нашего современного поколения. Следует сказать и о народном почитании владыки Серафима; и о духовном наследии протоиерея Всеволода Шпиллера, чьи духовные чада через восемь лет после его кончины, в начале 1992 года, основали в Москве Свято-Тихоновский богословский институт ; и о великом русском историке Церкви и богослове Николае Никаноровиче Глубоковском (в этом году исполнилось 75 лет со дня его преставления в Господе). Жизнью и подвигом многих людей, священников и мирян, был создан этот феномен — Русская церковь в Софии. Говоря словами выдающегося русского философа и историка Г.П. Федотова, «излучающаяся святость» этого поколения дошла и до нашего времени.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4527403...

Митрополит Иларион: Какая связь между ядерной физикой и теологией? Уровень конференции — настолько высокий, насколько он мог быть. 12 декабря, 2014 Уровень конференции — настолько высокий, насколько он мог быть. О том, почему богословские форумы проводятся в ведущих светских вузах России, о целях преподавания теологии будущим физикам-ядерщикам и причинах, по которым сегодня необходимо изучать наследие христианских богословов прошлого, рассказал в интервью РИА Новости председатель отдела внешних церковных связей МП митрополит Волоколамский Иларион. В Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ на этой неделе впервые проходит международная богословская конференция, посвященная христианскому мистику Симеону Новому Богослову. О необычном форуме, его целях и зарубежных гостях, о том, какая связь между светской наукой и церковью, ядерной физикой и теологией, рассказал в интервью РИА Новости ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Беседовала Ольга Липич. — Владыка, можно ли считать эту конференцию уникальной и чем именно? — Это вторая патристическая конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Первая конференция такого рода прошла в 2013 году в стенах МГУ. Она была посвящена преподобному Исааку Сирину и объединила ведущих мировых специалистов по сирийской патристике, выступивших с докладами по богословскому и аскетическому учению этого великого отца церкви, а также по рукописной традиции его творений. Сборник, в который вошли материалы этой конференции, является первой в России коллективной монографией, посвященной духовному наследию преподобного Исаака. Нынешняя конференция собрала в стенах МИФИ выдающихся богословов, философов, историков, филологов, музыковедов, прибывших из разных стран мира, чтобы поделиться своим опытом понимания духовного наследия преподобного Симеона Нового Богослова. Особо хотел бы отметить присутствие выдающегося пастыря и ученого – митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра), которому в этом году исполнилось 80 лет. Он был моим профессором в Оксфорде, и именно под его руководством 20 лет назад я писал докторскую диссертацию о преподобном Симеоне. В субботу я с большой радостью, по благословению святейшего патриарха Кирилла, вручу ему диплом почетного доктора Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kak...

Мониторинг СМИ Епископ-странник Владыка Иларион (Алфеев) вернулся к музыке через 20 лет 02.03.2007 13:02 27 марта в Большом зале консерватории хор Третьяковской галереи и Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнят новую музыкальную композицию для солистов, хора и оркестра " Страсти по Матфею " . Автор этого произведения, епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), вернулся к творчеству после долгого перерыва, и " Страсти " - его первое со времени ухода из консерватории музыкальное произведение, написанное специально для концертного исполнения. Епископ Иларион (Алфеев) родился 24 июля 1966 г. в Москве. Окончил музыкальную школу им. Гнесиных. В 1984 г. поступил на композиторский факультет Московской консерватории. В январе 1987 г. оставил консерваторию и поступил послушником в Свято-Духов монастырь (Вильнюс). 19 июня 1987 г. пострижен в монашество, 19 августа 1987 г. рукоположен во иеромонаха, а в 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского собора Каунаса. В 1989 г. окончил семинарию, а в 1991 г. - Московскую духовную академию. Доктор философии (1995 г., Оксфорд, диссертация, посвященная преп. Симеону Новому Богослову). Доктор богословия (1999 г., Свято-Сергиевский богословский институт). 14 января 2002 г. рукоположен в сан епископа. 17 июля 2002 г. назначен главой представительства РПЦ при европейских международных организациях (в Брюсселе). 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением управления Будапештской и Венгерской епархией. Награжден медалью Литвы " За мужество и самопожертвование " (1992 г.). Автор более чем 500 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также нескольких музыкальных произведений. Музыка и попса - Владыко, двадцать лет - очень большой срок. Почему Вы оставили музыкальное творчество и почему решили к нему все-таки вернуться? - Поскольку вся первая половина моей жизни была связана с музыкой, то, когда я поступил в монастырь, для меня отречение от мира означало, прежде всего, отречение от музыки. После принятия монашества (о чем я никогда не жалел) я был уверен, что музыкальная страница моей жизни раз и навсегда перевернута.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010