2. Гимнография как вид творчества Первое существенное отличие поэзии Филофея, как и большей части церковной поэзии, от прозы состоит в обращении: разного рода трактаты, гомилии, жития, «слова» и т.п. всегда адресованы к современникам, к людям; а молитвы и гимны обращены преимущественно к Богу или к образам «человеко-вечности» – к Иисусу Христу, к Богородице, к святым. Можно сказать, что в средневековой пирамиде литературных жанров, увенчанной Священным писанием, гимнография и эвхография образуют непосредственно «подстилающий» Писание слой, покоящийся, в свою очередь, на богословии. Благодаря столь высокому положению – это уровень «подножия» Библии, на котором сходятся разные виды творчества, – гимнография играет самую узловую, наиболее связующую роль в том ансамбле, который средневековая литература образует в совокупности с другими родами искусств: гимн объединяет текст с музыкой, с некоторыми видами сценического действа и с живописью, т. е. с соответствующего содержания иконой или фреской. Являясь во многих отношениях связующей, гимнография, неизбежно, сама оказывается в сильной зависимости и «сверху» – от текстов Священного писания, и «снизу» – от богословской мысли, а также от каждой из соседних с ней областей творчества, не говоря уж о собственных и всего ансамбля традициях. «Христианская гимнография, – пишет ее историк, – начинается с возникновения первой христианской общины, а именно – с самого Христа и его учеников» 6 . Обычай религиозного стихотворчества и песнопения уходит своими корнями глубоко в ветхозаветные жизнь и храмовую практику и, следовательно, хорошо был знаком первому поколению христиан. В этом отношении перерыва традиции не было. В Новом завете насчитывается 137 цитат из Псалтыри 7 . Кроме того, здесь (в Евангелии от Луки) приведено 4 новых гимна: Елизаветы («Благословенна ты в женах. . .»– гл. 1, ст. 42), Марии («Величит душа моя господа...» – гл.1, ст. 46–55), Захарии («Благословен господь Бог Израилев...» – гл. 1, ст. 68–79) и Симеона («Ныне отпущаеши раба твоего, владыко...» – гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Вскоре по распоряжению игумена А. отправился за 100 км к крестьянам заимки Корга (территория Пудинского сельсовета) с просьбой найти новое место для Сунгульского скита (в нач. 20-х гг. XX в. из-за голода и преследований со стороны властей скит перебрался в тюменские пределы, подвергнутый разгрому в конце десятилетия, был вынужден бежать и оттуда). В 1928-1932 гг. насельницы скита перебрались в Колыванскую тайгу на реки Тавангу и Коргу. К этому времени в скиту вместе с сестрами А. подвизалась и его мать, через нек-рое время А. стал духовным отцом скита и в течение всей жизни окормлял его насельниц. Поскольку к сер. 30-х гг. XX в. Нарымская тайга переполнилась спецпоселениями раскулаченных (см. Коллективизация ) и оставаться там было опасно, началось продолжавшееся неск. лет (1936-1940) бегство тайных часовенных мон-рей в Вост. Сибирь. Главная тяжесть разведки потаенных путей переселения и устройства на новом месте досталась А., к-рый, по воспоминаниям его единоверцев, «мужествен был... духом, но и телом крепок бе; когда ему куда-либо нужно идти, его ничего не держало, ни дождь, ни снег, ни распута, ни мороз». Ходили вдвоем с попутчиком «пешком, продуктов пудов около пяти везли на нартах в самыя морозы, были бураны, дорогу заметало» (Собрание Ин-та истории СО РАН. 4/90-г. Л. 138 об.). 5 лет А. находился в пути, помогая переселению скитов, выбирая безопасные удаленные места, строя кельи, заново налаживая на новых местах нехитрое натуральное хозяйство, эти труды подорвали его здоровье. В конце концов скиты обосновались на притоках Н. Енисея. В 1951 г. скиты были обнаружены властями и разгромлены; 33 чел., среди них А., за «антисоветскую агитацию», в т. ч. за защиту христианства от атеизма, были преданы суду. А. виновным себя не признал, был приговорен к 25 годам ИТЛ. Амнистирован в кон. 1954 г. и через нек-рое время возглавил скиты, возродившиеся в бассейне Ср. Енисея, затем переместившиеся на Н. Енисей. В скитах поддерживал строгий устав, ориентируясь на традиции монашества, связанные с именами преподобных Симеона Нового Богослова , Григория Синаита и Нила Сорского . А. был чрезвычайно авторитетен среди староверов-часовенных, уделял много внимания сохранению традиц. образа их жизни, имел много духовных детей.

http://pravenc.ru/text/Антоний ...

Глава XIII. «Знакомство» с НКВД Неожиданно для себя оказался я участником встречи вступавшей в Брест Красной армии. Направляясь домой после встречи с настоятелем Свято-Симеоновского собора, поражаюсь громадному скоплению народа вдоль Московского шоссе (б. Ягеллонская улица). Что это? Всматриваюсь в лица. На 90 процентов состоит масса из местных брестских евреев. Они собрались, чтобы приветствовать вступавшую в Брест Красную армию. Тяжелое впечатление произвело на меня это зрелище... Понурый, иду домой. И слышу за спиной ко мне обращенный громкий голос: – Пане, пане, нам теперь хорошо, а как будет Вам? Это был голос скромного еврея, смазчика смолой мусорных ящиков во дворах домохозяев. По роду работы всегда в рваной, грязной одежде, сутулый, сейчас предстал он передо мной стройным, в новом костюме с красным бантом молодым человеком; лицо его сияло. Придя домой после встречи Красной армии, разжег я русскую печь и предал огню значительную часть моей библиотеки, оставив творения св. Отцов и книги богословского содержания. В первые же дни убедились мы в антирусском характере советской власти. Начались аресты молодежи, национально настроенных бывших воспитанников русской гимназии. Увидав появившегося на пересечении главных улиц красноармейца, регулировавшего движение, молодая русская патриотка. В.С. Сербина подошла к нему, приветствуя в его лице страну Пушкина и родной народ. Через 2 дня после этой восторженной встречи с «русским» красноармейцем она была арестована и отправлена в Минскую тюрьму. Все мы поняли, что советская власть не терпит и не допускает проявления русскими национального чувства, русский патриотизм их пугает, как пугают их и Христос и Евангелие. Быстро почувствовали мы тяжелую руку новой власти. Нас лишили возможности пользоваться водой из колодца в церковной ограде. Исчезла соль, начались трудности с покупкой хлеба. За водой пришлось ходить за два квартала от дома, в добыче хлеба и соли выручал нас Богом посланный в наш дом «суровый» красноармеец Семен Х-ов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Второе нравственное слово преподобного Симеона Нового Богослова Перевод Второго нравственного слова преподобного Симеона Нового Богослова предлагается вниманию наших читателей. Святой Симеон разъясняет некоторые фразы из Священного Писания, а также говорит об истории человечества и домостроительстве Божием: о грехопадении, потопе, об отвержении Израиля и призвании язычников, о новом Адаме и новом Рае. Статья Второе Нравственное слово Главы о созерцании Слова   Содержание 1. Увещание к покаянию из пролога на слова апостола: «Кого Он предузнал, тех и предопределил» и далее против превратно толкующих это место и все Божественное Писание. 2. О том, что все крестившиеся во Христа и уверовавшие в Него предузнаны и предопределены Богом к тому, чтобы стать им сообразными Сыну Его; и на слова Моисея: «Когда Вышний разделял народы…» . Здесь же говорится и о призвании и отвержении Израиля и о его воссоединении с язычниками. 3. Повторение сказанного в первом слове об Адаме и Еве, семи днях и веках и о природном созерцании рая. 4. О потопе и что прообразовывали находившиеся в ковчеге; об Аврааме и части по избранию, и что это за часть. Об Израиле и обрезании. 5. О том, что после первого прошедшего мира было еще два других, из которых второй есть образ того, что произойдет потом, будучи серединой между древним и последним, и чего образом была земля обетованная, чего – ковчег, чего – закон, чего – сосуд, а чего – Моисей, чего – случившееся в раю и в самом Адаме.

http://bogoslov.ru/article/4791059

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) «Этот закон направлен в том числе против Святой Горы». Афонские монахи о новом законе греческого правительства «Этот закон направлен в том числе против Святой Горы». Афонские монахи о новом законе греческого правительства Парламент Греции проголосовал за законопроект о «Юридическом признании гендерной идентичности», разрешающий с пятнадцати лет менять пол. Решение прокомментировали афонские иноки.      Парламент Греции проголосовал за законопроект о «Юридическом признании гендерной идентичности», разрешающий   с пятнадцати лет менять пол . Решение прокомментировали афонские иноки. Старец Филипп из братства Фомадов в скиту Микра Агиа Анна чрезвычайно расстроен решением греческих парламентариев: «Это свидетельство деградации нашего отечества». По словам отца Филиппа, новый закон повлечет за собой проблемы и для Святой Горы Афон: «Посетитель-мужчина сможет посетить Святую Гору, а через некоторое время сменить пол и заявить, что посетил Афон как женщина? Что будут делать теперь монахи? Изучать, какой у паломника пол?». Старец Филипп полагает, что новый закон сделал Грецию посмешищем для всего мира: «Весь мир уважает Грецию за ее православное предание и на этом мы должны стоять. Мы докатимся до того, что станем Голландией и Бельгией, у которых есть собственные “гомосексуальные партии”?

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=27...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 23 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Высказывания Иоакима Специериса: Ты монах, как ты можешь держать деньги в банке? О жизни афонского старца Иоакима Специериса из Нового Скита: Ты монах, как ты можешь держать деньги в банке?     Старец Гавриил упомянул в одном из наших видео-поучений об о. Иоакиме Специерисе . Многие впервые слышат имя этого известного афонского старца. Немного расскажем о нем. В Новом Скиту есть калива, посвященная памяти двадцати святых Бессребреников. В этой каливе на протяжении многих лет подвизался иеромонах Иоаким (Специерис), автор известной книги «Пустынница Фотиния». С этим великим старцем жил один благочестивый монах, по имени Феофилакт. После преподобнической кончины своего старца монах Феофилакт, снедаемый духовной жаждой, лишь заслышав о славе святых старцев Иосифа и Арсения с их благочестивым братством, тотчас поспешил познакомиться с ними поближе и получить пользу. В результате он, подобно рыбе, попал в сеть, очарованный медоточивыми словами старца Иосифа. Старец, видя искреннее стремление и благоговение отца Феофилакта, принял его в свое братство и постриг в великую схиму. С тех пор и отец Феофилакт стал следовать в своей каливе в Новом Скиту такому же порядку во бдении.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2585

Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько Скачать epub pdf Глава 7. Внимание § 1. Представления о внимании в христианской антропологии Душевные феномены (воля, чувства, слово, память, восприятие и т.д.) сами по себе не были предметом святоотеческого психологического наблюдения [ Киприан (Керн) . 1996]. Эти феномены, в оторванности от души как их основы, не интересовали св. отцов сами по себе. То же относится и к вниманию. Святыми отцами, как правило, не упоминаются ни виды, ни свойства внимания, о внимании говорится скорее имплицитно, часто внимание отождествляется с умом, но из всего контекста святоотеческой литературы ясно, что вниманию святыми отцами придавалось огромное значение. В одной из своих важнейших работ преп. Симеон Новый Богослов писал: «Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает или низвергается и гибнет» [ Симеон Новый Богослов . 1993, с. 174]. Внимание в контексте христианской антропологии выступает как условие и средство духовного возрастания, как «индикатор» ценностей человека («где сердце ваше... там и сокровище ваше») и мотиваций человека. «Душа всех упражнений о Господе – внимание, – писал свят. Игнатий (Брянчанинов) , – Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами» [ Игнатий (Брянчанинов) . 1993. Т. 2, с. 296]. Можно попытаться выделить в христианской антропологии «виды» внимания. Вероятно, это будут: внимание к Богу, Божественной реальности; к другим ближним; к себе, своим помыслам. Эти три вида внимания как раз указывают на ценности, к которым обращается человек. О внимании к Богу, как высшему смыслу жизни, говорил ветхозаветный пророк Исаия, обличая и призывая народ Израиля: «Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою» ( Ис. 28:23 ). В Новом Завете Иоанн Предтеча, встречающий Господа Иисуса Христа, «друг жениха, внимающий Ему, радостью радуется» ( Ин. 3:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

монах Исайя Симонопетрский Скачать epub pdf γιος Συμε ν Νος Θεολγος ς πνευματικς δηγς Το Μοναχο σαα Σιμωνοπετρτη Говоря о преподобном и богоносном отце нашем Симеоне Новом Богослове как духовном наставнике, мы будем говорить ни о чем ином как о присущем Преданию и предначертанным им образе, который в прямом смысле слове свойственен Православной Церкви. Однако Предание по крайней мере имеет два смысловых значения. Мы понимаем Предание как  конечно же некое историческое наследие, но и как в сущности «мета-историю»,  как включение того внешнего, которое находится за «чертой» времени и привычной областью, благодаря которому Дух Святой нас соединяет воедино и нас соделывает причастниками духовного опыта предшествовавших нам наших святых, ведет к совершенному действию «Единого Святого, Единого Господа, Иисуса Христа». Как священное тайнодействие Божественной Евхаристии является непосредственной встречей Безвременного с временем, Нераздельного и Неописуемого с описуемым во времени, божественного и человеческого в Богочеловеческом Теле, точно также и традиция Церкви, в зависимости от того настолько мы можем ее жить как крещенный в ней член, и насколько ее могут раскрывать благодатные ее служители, она также является средством передачи божественного человеку, человеческого Богу. Дело духовного наставника нельзя представлять как нечто иное, отличное от этого. Как духовный наставник и, главным образом, как личность, которая играла столь важную роль в истории Церкви, святой Симеон не был бы таковым, если бы он не служил в первую очередь сам «духовным руководителем», учеником всецелой исторической традиции Церкви. Его «Катехизис», который представляет собой, прежде всего слова его наставлений, учений как наставника, усыпан свидетельствами и доказательствами вечно существующей традиции, церковного сознания, которое от Ветхого Завета и Нового Завета, с помощью Апостолов и последующих Отцов, доходит до старца Симеона Студита и излагается в словах этого святого, «Благоговейного». Поэтому часто, ссылаясь на Священное Писание и Отцов, он не записывает непосредственно собственные тексты, но сообщает их «из памяти» ( κ μνμης), то есть, проникаясь, пропитываясь их духом посредством постижения и откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Новости 25 марта День памяти Симеона Нового Богослова ( старый стиль 12 марта) Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) В Ватопеде отмечают память старца обители, 1 июля родился и преставился Старец Иосиф Ватопедский 1 июля родился и преставился Старец Иосиф Ватопедский.   Четыре года назад ранним утром 1 июля 2009 года закончил свой земной путь схимонах Иосиф Ватопедский. Старец схимонах Иосиф родился в 1921 г. на острове Кипр в многодетнои крестьянскои семье. Мать Евгения родила дитя на седьмом месяце беременности в день памяти Святых Бессребренников. Поначалу она подумала, что ребенок мертв, но он чудесным образом выжил. Сократис (так назвали младенца при Крещениии) закончил первые классы начальнои школы и в шестнадцатилетнем возрасте начал свои монашескии путь в монастыре Ставровунии (эта обитель одна из древнейших на острове Кипр), где и пребывал до 1945 года. В этот период он принял постриг в рясофор с именем Софроний. Затем юноша, желая воочию увидеть жизнь афонских подвижников, с благословения своего духовника игумена Киприана удалился на Святую Гору, где после двухлетних искании встретился с великим подвижником и старцем Иосифом Исихастом (Пещерником), которыи стал его духовным отцом. Двенадцатилетнее ученичество у опытного старца продолжалось до смерти последнего в 1959 году и оставило неизгладимый след в душе отца Иосифа. После кончины своего наставника он на малое время удалился в пустыню, а затем стал наставником и руководителем для большого числа иноков. Старец Иосиф был основателем и духовником монашеского братства в Новом Скиту, а также подвизался в монастыре Кутлумуш и Симонопетрской келье Благовещения Пресвятой Богородицы в Карее.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1553

Глава IV. Христос Христология составляет сердцевинный пункт богословия христианской Церкви. Именно в учении о Христе как о Богочеловеке и Спасителе заключено кардинальное отличие христианства от других монотеистических религий. В основе православной христологии лежит учение о Христе, содержащееся в Новом Завете, в догматах Вселенских Соборов и в трудах отцов Церкви – прежде всего восточных. Это учение подразделяется на несколько тем, которые будут рассмотрены в настоящей главе: догмат Боговоплощения, учения о двух природах, двух действиях и двух волях Христа, о страданиях и смерти Спасителя, о Кресте Господнем, о сошествии Христа во ад и воскресении, об искуплении и обожении. 1. Боговоплощение Тему Боговоплощения мы рассмотрим на примере учения нескольких наиболее авторитетных отцов Восточной Церкви: Афанасия Александрийского , Григория Богослова , Исаака Сирина , Максима Исповедника и Симеона Нового Богослова . Обзор взглядов этих авторов на догмат Боговоплощения дает достаточно полную картину его понимания в Православной Церкви. Трактат Афанасия Александрийского «Слово о воплощении Бога Слова и пришествии Его к нам во плоти» стал классическим выражением восточнохристианского учения о Боговоплощении. В этом произведении автор, говоря о причинах Боговоплощения, обращается к библейскому понятию образа Божия. В падшем человеке образ Божий был помрачен, подобно тому как изображение человека на доске, покрытой наслоениями грязи, перестает быть видимым. Для того чтобы восстановить изображение, не нужно выбрасывать доску: для этого необходимо, чтобы пришел тот, с кого писался портрет, и на старой доске лик был написан заново. Именно это и совершил Сын Божий: «будучи образом Отца, Он пришел в наши страны, чтобы обновить человека, созданного по образу Своему» Но образ Божий в человеке не мог быть восстановлен без уничтожения смерти и тления. Поэтому Слову Божию необходимо было воспринять смертное тело, чтобы при помощи его была уничтожена смерть и в людях обновился образ Божий. Однако Сын Божий не сразу по воплощении совершил жертву за всех, отдав тело Свое на смерть. Сначала Он, как человек, жил среди людей и преподавал им знание о Своем Отце, чтобы они пришли от идолопоклонства к богопочитанию. И лишь после того, как Он доказал Божество Свое делами, Он «приносит наконец, жертву за всех, предавая на смерть храм Свой, чтобы всех сделать свободными от ответственности за древнее преступление».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010