Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Румынской Православной Церкви совершена канонизация двух новых святых 02.11.2011 29 октября в кафедральном соборе в Сибиу ( Румыния ) состоялась канонизация святителя Андрея (Шагуны) , митрополита Трансильвании. Чин канонизации возглавили Патриарх Румынский Даниил и пребывающий с визитом в Румынии Патриарх Александрийский Феодор в присутствии многочисленных румынских и греческих иерархов. На богослужении присутствовал президент Румынии Траян Басеску, представители правительства и видные деятели румынской общественности и культуры. Торжества начались с Божественной Литургии, которую возглавили два Патриарха, сообщает официальный сайт Румынской Православной Церкви . В своей речи за богослужением Патриарх Даниил отметил, что св. Андрей (Шагуна) совершил множество трудов, направленных на поддержание Православной веры среди трансильванских румын и их просвещение. В частности, святитель построил сотни румынских школ в крае, учредил румынскую газету «Telegraful», которая стала важным средством миссионерской деятельности. 30 октября также состоялась канонизация святителя Симеона (Штефана) , митрополита Трансильвании. Торжества прошли в кафедральном соборе Алба-Юлии , их возглавили Патриарх Румынский Даниил и Патриарх Александрийский Феодор. В богослужении приняли участие митрополит Патрский, члены делегаций Александрийской и Элладской Православных Церквей, пребывающие с визитом в Румынии, а также иерархи Румынской Православной Церкви. Выступая перед верующими, Патриарх Румынский Даниил особо подчеркнул, что радость прославления в лике святых Симеона (Штефана) усилена благодаря присутствию святой главы апостола Андрея Первозванного, привезенной из Патр в Румынию в эти дни, а также присутствием Феодора, Папы и Патриарх Александрийского и всей Африки. Решение о канонизации Трансильванских митрополитов Андрея (Шагуны) и Симеона (Штефана) принял Священный Синод Румынской Православной Церкви на заседании, которое прошло 21 июля этого года. Синод постановил совершать память св. Андрея Сагуны 30 ноября, а св. Симеона Штефана — 24 апреля. Митрополит Андрей (Шагуна) родился в 1808 г. По окончании духовной семинарии в 1832 г. поступил в сербский монастырь Хопово, где принял монашество с именем Андрей, был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. С 1842 г. — настоятель монастыря Хопово. В 1848 г. был рукоположен во епископа. Известен как крупный богослов и просветитель. Скончался в 1873 г. Митрополит Симеон (Штефан) был митрополитом Трансильванским в период с 1643 по 1656 гг. Впервые издал Новый Завет на румынском языке (1648 г.), который снабдил своим предисловием. Скончался в 1656 г. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.11.2011 21:15:29

http://drevo-info.ru/news/11733.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @12261@ Подпись к иллюстрации: Митрополит Симеон (Штефан). Прижизненный (?) портрет Размер файла: 94.82 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 29.06.2015 19:01:41 Эта иллюстрация использована на страницах: СИМЕОН ТРАНСИЛЬВАНСКИЙ

http://drevo-info.ru/pictures/12261.html

пришедшего к власти при поддержке патриотически настроенного большинства и получившего одобрение султана Мурада III, кардинально изменило ситуацию в Валашском княжестве. В окт. 1594 г. князь Трансильвании Жигмонд (Сигизмунд) Батори подписал договор с императором Свящ. Римской империи Рудольфом II Габсбургом (1576-1612) о вхождении в Священную Лигу, затем договор подписали господарь Молдавского княжества Арон Тиран (1592-1595) и Михай II Храбрый. Между 3 румын. гос-вами состоялся обмен посольствами с целью образования антиосманской военно-политической коалиции. Султан потребовал от Михая II, чтобы валашское войско присоединилось к нему в походе против Трансильвании. Однако 13 нояб. 1594 г. Михай II уничтожил в Бухаресте тур. гарнизон и подчиненных султану кредиторов; затем разбил союзническое туркам татар. войско, возвращавшееся из Венгерского королевства, и предпринял осаду занятых турками придунайских крепостей (Джурджу, Хыршова, Силистра, Тыргул-де-Флоч). Мурад III прервал военные действия, к-рые он вел против Габсбургов, и выступил против румын. княжеств. Михай II направил посольство к Жигмонду Батори, однако делегация бояр заключила в Алба-Юлии 20 мая 1595 г. невыгодный для страны договор (Валашское и Молдавское княжества должны были стать вассалами Трансильвании, взамен им была обещана военная помощь против турок), к-рый Михаю II пришлось принять с расчетом, что не последует ему. 21 авг. тур. войско (предположительно ок. 100 тыс.) под предводительством Юсуфа Синан-паши вторглось в Валашское княжество. 23 авг. Михай II, располагая 16 тыс. воинов, выиграл сражение в болотной низине у Кэлугэрени. Однако, поскольку турки сохраняли значительный численный перевес, Михай II отступил к северу, где после быстрой реорганизации войска и объединения с войском Жигмонда Батори и молдавского господаря Штефана VIII Рэзвана (весна-осень 1595) перешел в контрнаступление, завершившееся 15 окт. у Джурджу. После изгнания турок из Валашского княжества между христианскими гос-вами - союзниками усилились противоречия. Речь Посполита, не примкнувшая к Священной Лиге, нанесла ей ощутимый удар: войско, отправленное канцлером Яном Замойским в Молдавское княжество, посадило на престол польск. ставленника Иеремию Мовилэ (1595-1600, 1600-1606). Ухудшились отношения между Валашским княжеством и Трансильванией. Оставшись без военной поддержки, Михай II заключил договор с имп. Рудольфом II (8 июня 1598), признавая его сюзеренитет взамен на субсидии для содержания 5 тыс. наемников. В окт. 1598 г. султан признал Михая II господарем при условии уплаты дани. 29 марта 1599 г. Жигмонд Батори отрекся от трансильванского престола в пользу своего кузена Андраша, проводившего антигабсбургскую политику, перешедшего на сторону Речи Посполитой и прикладывавшего усилия к возведению на валашский престол Симеона Мовилэ - брата молдав. господаря.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Нягое I Басараб (1512-1521), Теодосие (1521), Влад VI Драгомир Кэлугэрул (1521-1522), Раду V из Афумаци (1522-1529 с перерывами), Владислав III (1523, 1524, 1525), Раду VI Бэдика (1523-1524), Басараб V (1529), Мойзе I (1529-1530), Влад Утопленник (Инекатул) (1530-1532), Влад Винтилэ (1532-1535), Раду VII Паисие (1534, 1535-1545), Мирча IV Пастух (Чиобану) (1545-1552, 1553-1554, 1558-1559), Раду VIII Илие (1552-1553), Пэтрашку Добрый (чел Бун) (1554-1557), Петру Молодой (чел Тынэр) (1559-1568), Александру II Мирча (1568-1574, 1574-1577), Винтилэ I (1574), Михня II Турок (1577-1583, 1585-1591), Петру Серьга (Черчел) (1583-1585), Штефан Глухой (Сурдул) (1591-1592), Александру Злой (чел Рэу) (1592-1593), Михай II Храбрый (Витязул) (1593-1601), Николае I Пэтрашку (1599-1600, вместе с Михаем II), Симеон Мовилэ (1600-1601), Раду IX Михня (1601-1602, 1611-1616, 1620-1623), Раду X Шербан (1601, 1602-1611), Габриель Батори (янв.-март 1611), Гаврил Мовилэ (1616, 1618-1620), Александру Ильяш (1616-1618, 1628-1629), Александру Князек (Коконул) (1623-1627), Леон Томша (1629-1632), Раду XI Ильяш (1632), Матей Басараб (1632-1654), Константин Шербан (1654-1658, 1660), Михня III Раду (1658-1659), Георге Гика (1659-1660), Григоре Гика (1660-1664, 1672-1673), Раду XII Леон (1664-1669), Антоние Водэ из Попешти (1669-1672), Георге Дука (1673-1678), Шербан Кантакузин (1678-1688), мч. Константин Брынковяну (1688-1714), Штефан II Кантакузин (1714-1715), Николай Маврокордат (1715-1716, 1719-1730), Иоанн Маврокордат (1716-1719), Константин Маврокордат (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763), Михай Раковицэ (1730-1731, 1741-1744), Григоре Гика (1733-1735, 1748-1752), Матей Гика (1752-1753), Константин Раковицэ (1753-1756, 1763-1764), Скарлат Гика (1758-1761, 1765-1766), Штефан Раковицэ (1764-1765), Александру Гика (1766-1768), Григоре Гика (1768-1769), российская военная администрация (1769-1774, 1806-1812, 1828-1834, 1853-1854), Александр Ипсиланти Старший (1774-1782, 1796-1797), Николай Караджа (1782-1783), Михаил Суцу Старший (1783-1786, 1791-1793, 1801-1802), Николай Маврогени (1786-1790), российско-австр.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

165 Мирча Ветхий (Старый) был господарем Валахии в 1386–1418 гг., он сражался против турок в битве на Косовом поле в 1389 г. и в антитурецком крестовом походе 1396 г. 166 Штефан III Великий – румынский святой, господарь Молдовы в 1457–1504 гг. Правил после падения Византии, построил множество монастырей и Церквей в Румынии и на Афоне, значительно укрепил Молдову экономически, военно и культурно. Иеремия Мовилэ был господарем Молдовы в 1596–1606 гг., Петр IV Рареш – в 1527–1538 гг., Александр III Лэпушняну – в 1552–1561 и 1564–1568 гг., Александр I Добрый – в 1400–1432 гг. 170 См. также: Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Наставление безмолвствующим. Гл. 64/Добротолюбие: В 5 т. М., 1900. Т. 5. С. 413. 174 Ср.: Из жития св. Григория Паламы , архиеп. Солунского, чудотворца/Добротолюбие: В 5 т. М., 1900 (репр.: М., 2003). Т. 5. С. 516. Ср. также: Умное делание. О молитве Иисусовой: Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей. § 52/Сост. игумен Валаамского монастыря Харитон. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 44. 179 Ср.: Свт. Григорий Богослов . Слово 45. § 8/Свт. Григорий Богослов . Творения: В 2 т. М., 2007. Т. 1. С. 562. «Сборник», который цитирует старец Клеопа, – это переведенный на румынский язык «Сборник о молитве Иисусовой», составленный игуменом Валаамского монастыря Харитоном (М., 1994). В него включены две книги иг. Харитона: «Умное делание. О молитве Иисусовой» (1936) и «Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви (1938). 190 Начиная с чина Ангелов и до Серафимов все силы, свойства и дарования каждого чина описаны по «Небесной иерархии» и «Церковной иерархии» святого Дионисия Ареопагита и по слову из «Житий святых» за 8 ноября. – Старец Клеопа. 194 Совершенно бестелесен один только Бог, ибо у всех Ангелов есть тела, хотя часто они и называются бесплотными. Но тела их невыразимо тонки, они состоят из эфира, из небесного огня, и потому Ангелы называются в церковных писаниях бесплотными. – Старец Клеопа. 198 Память прпп. Симеона Палестинского, Емесского, Христа ради юродивого († ок. 590), и Иоанна, спостника его, совершается 21 июля/3 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Большой интерес представляет многофигурный ктиторский портрет, на к-ром изображены строители церкви господари Богдан III и Штефан IV Молодой и заказчик росписи Петру IV Рареш и члены его семьи. Роспись пострадала при установке кивория над ракой с мощами св. Иоанна Нового и от позднего поновления, корректирующего состав ктиторов. Напр., портрет супруги Петру IV Елены Бранкович занял портрет господаря Петру VI Хромого. Киворий св. Иоанна Нового был установлен господарем Иеремией Мовилэ, в связи с чем в церкви появился портрет господаря под названием «Подношение кивория» (1601). В общую композицию были включены и др. сцены, к-рые придали всему циклу династийный характер, что было необходимо, поскольку господари рода Мовилэ были связаны кровным родством с правящей прежде династией не по муж. линии, признаваемой легитимной при передаче власти, а по женской. Для акцентирования связи со старой династией сцена «Подношение кивория» была предварена композицией, изображающей перенесение мощей св. Иоанна Нового из Четатя-Албэ в Сучаву, где их встретили господарь Александру I Добрый и его супруга Анастасия; затем был помещен портрет св. Стефана III Великого (роль которого в истории мощей неизв.). В центре указанной композиции представлена рака с мощами, а над ней - брат господаря митр. Молдавский Георгий III (Мовилэ) , подносящий киворий Христу на престоле. За спиной митрополита написана семья господаря Иеремии Мовилэ (мать, супруга и дети). Показательно, что непосредственно за господарем изображена не супруга, а мать, являющаяся дочерью Петру IV Рареша,- связующее звено со старой династией. С др. стороны изображены 3-й из братьев Мовилэ, Симеон, его супруга Маргита (Мелания) и их дети. Иконографическая программа остальных внутренних росписей довольно традиционна для памятников данного времени. Это относится и к остаткам внешних росписей, где в отличие от Проботы сцена «Страшный Суд» вынесена на зап. фасад церкви. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Хумор. 1535 г. Церковь в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

В нояб. 2002 г. Свящ. Синод отметил отсутствие единообразия в практике К. святых в РумПЦ и с учетом опыта К. 1950-1955 и 90-х гг. XX в. выработал ряд методологических правил, к-рыми должна руководствоваться РумПЦ при решении вопроса о К. того или иного лица. Согласно этим правилам, любое предложение о К. должно исходить от епархии. Все исторические исследования и экспертиза, а также составление необходимой документации курируются органами епархиального управления. Результаты исследований могут быть опубликованы как в светской прессе, так и в церковной периодике. По результатам исследований епархия составляет сводный отчет с указанием причин и аргументов, к-рые могли бы привести к принятию решения о К., а также проект томоса о К. Затем предложение о К. и материалы епархиального исследования передаются в канцелярию Свящ. Синода, к-рая в свою очередь с одобрения Блаженнейшего Патриарха, Постоянного Синода митрополитов и Комиссии по канонизации при Свящ. Синоде принимает решение о дополнительных консультациях или исследованиях. Результаты этих исследований вновь передаются в распоряжение канцелярии Свящ. Синода для окончательного рассмотрения. Если Постоянный Синод митрополитов, или Комиссия по канонизации святых, или Свящ. Синод посчитают, что результаты исследований являются недостаточными, все документы по К. возвращаются в епархию с предложениями и рекомендациями. В этом случае епархиальные органы обязаны вновь повторять изложенную выше процедуру. Если Свящ. Синод одобрил предложение о К., издается соответствующий томос, назначается дата церковного празднования новому святому и объявляется о внесении его имени в календарь РумПЦ. Решением Свящ. Синода РумПЦ от 5 окт. 2003 г. были канонизированы прп. Василий Поляномерульский († 1767); сщмч. Феодосий Бразский, митр. Молдавский († 1694); 14 окт. 2005 г.- свт. Досифей (Дософтей Бариле), митр. Молдавский († 1693), и прп. Онуфрий Воровский († 1789); 20-21 окт. 2005 г.- свт. Григорий IV (Даскэлу), митр. Унгро-Влахийский († 1834); прп. Георгий Черникский († 1806); 14-15 нояб. 2006 г.- свт. Пахомий Романский († 1724, включен в святцы УПЦ 31 мая 2007); 12 февр. 2007 г.- свт. Варлаам, митр. Молдавский († 1657); 5-7 марта 2008 г.- прп. Иосиф (кон. XV в.) и Кириака († 1660) из Бисерикани (к местному почитанию); 18-19 июня 2009 г.- прп. Иоанникий Новый из Мусчела († после 1638); 29 окт. 2010 г.- прп. Иродион (Ионеску) Лайничский († 1900, чин К. совершен 1 мая 2011). 21 июля 2011 г. Свящ. Синод принял решение о К. свт. Симеона (Штефана, † 1656) и свт. Андрея (Шагуны, † 1873), митрополитов Трансильвании. Торжественный чин К. был совершен 29 окт. (свт. Андрей) и 30 окт. (свт. Симеон) 2011 г. Патриархом Румынским Даниилом в сослужении с Патриархом Александрийским Феодором II. Болгарская Православная Церковь (БПЦ)

http://pravenc.ru/text/1470233.html

в честь Успения Пресв. Богородицы, стал ктитором мон-ря Сучевица . После преобразования Московской митрополии в Патриархию (1589) Иеремия обратился к К-польскому патриарху с аналогичной просьбой. Однако патриарх даровал Молдавскому митрополиту лишь дополнительный сан архиепископа по образцу Охридской Архиепископии, обладающего достоинством, подобным патриаршему ( Pilat. 2012. P. 277-278). В период правления Иеремии в М. к. составлялись рукописи по примеру визант. манускриптов, в частности Сучавское Четвероевангелие. Эта работа легла в основу создания при содействии каллиграфа митр. Молдавского Анастасия (Кримки) школы миниатюры при мон-ре Драгомирна . После смерти Иеремии Мовилэ (1606) в М. к. развернулась борьба за престол между его сыном Константином и Михаилом, сыном его брата Симеона Мовилэ. Константин занял престол княжества (1607-1611), но Порта, воспользовавшись войной Польши с Россией, назначила господарем М. к. Штефана IX Томшу (Штефан Томша II) (1611-1615), к-рый вел антипольск. политику. Его преемник Раду Михня (1616-1619) стабилизировал отношения с Польшей. Участие Польши в 30-летней войне привело к размещению в М. к. тур. и татар. войск. Попытка поставленного Портой на престол М. к. хорвата Гаспара Грациани выступить против османов с привлечением войска польск. гетмана С. Жолкевского закончилась поражением у с. Цуцора (1620) и назначением господарем Александру IV Ильяша (1620-1621). Турецко-польское противостояние привело к заключению мирного договора, подписанного в Хотине (1621). После следующего краткого правления Штефана IX Томши (1621-1623) Порта вернула на престол Раду Михню (1623-1626), к-рый до этого занимал трон Валахии. Оставив в Валахии господарем своего сына Александру V Князька (Коконула), он осуществил династическое объединение княжеств (Domnii rii Moldovei. 2005. Р. 167). Его сменили господари из рода Мовилэ, среди которых наиболее известным был Мирон Барновский (1626-1629, 1633). Он уделял большое внимание моральному облику служителей Церкви. В 1626 г. в Яссах был созван Синод, решением к-рого мон-рям было запрещено давать убежище беглецам-еретикам из Трансильвании, к-рые представляли опасность для Православия в М. к. Запрещалось размещать в муж. мон-рях женщин, монахи не имели права заниматься торговлей и владеть частной собственностью ( X é nopol. 1928. Vol. 6. P. 80). Барновский был известным ктитором обителей в Яссах и Топорэуци, мон-рей Бырнова и Хангу, ставропигиальной Успенской ц. во Львове (Domnii rii Moldovei. 2005. Р. 172). Тесные связи господаря с Польшей послужили поводом для его казни в Стамбуле по приказу султана (1633), что имело резонанс среди европ. общественности. Спустя 2 века франц. писатель В. Гюго отметил, что Барновский «был больше, чем человек,- он был эпохой» ( Golima . 1980. P. 238).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Стефан III Великий (Штефан чел Маре ши Сфынт) (1457-1504); Богдан III (1504-1517); Штефан (Штефэницэ) IV Молодой (чел Тынэр) (1517-1527); Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546); Штефан V Лэкустэ (1538-1540); Александру Корня (1540-1541); Ильяш II Рареш (1546-1551); Штефан VI Рареш (1551-1552); Иоан Жолдя (1552); Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568); Деспот Водэ (1561-1563); Штефан VII Томша (Штефан Томша I) (1563-1564); Богдан IV Лэпушняну (1568-1572); Иоан Водэ Лютый (чел Кумплит) (1572-1574); Петру VI Хромой (Шкьопу) (1574-1578, 1582-1591); Янку Сасул (1578-1582); претенденты на престол - казацкие предводители: Иван Подкова (1577); Александр Подкова (1578); Петр Казак (1592); господари: Арон Тиран (1592-1595); Штефан VIII Рэзван (1595); Иеремия Мовилэ (1595-1600, 1600-1606); Михай Храбрый (Витязул) (1600); Константин Мовилэ (1606, 1607-1611); Симеон Мовилэ (1606-1607); Штефан IX Томша (Штефан Томша II) (1611-1615, 1621-1623); Александру Мовилэ (1615-1616); Раду Михня (1616-1619, 1623-1626); Гаспар Грациани (1619-1620); Александру IV Ильяш (1620-1621, 1631-1633); Мирон Барновский (1626-1629, 1633); Александру V Князёк (Коконул) (1629-1630); Мойсе Мовилэ (1630-1631, 1633-1634); Василе Лупу (1634-1653); Георге Штефан (1653-1658); Георге Гика (1658-1659); Константин Шербан (1659, 1661); Штефан (Штефэницэ) Лупу (1659-1661); Еустратие Дабижа (1661-1665); Георге Дука (1665-1666, 1668-1672, 1678-1683); Штефан Петричейку (1672-1673, 1674, 1683-1684); Думитрашку Кантакузино (1673-1674, 1674-1675, 1683-1685); Антон Росетти (Антоние Русет) (1675-1678); Константин Кантемир (1685-1693); Константин Дука (1693-1695, 1700-1703); Антиох Кантемир (1696-1700, 1705-1707); Михай Раковицэ (1703-1705, 1707-1709, 1715-1726); Николай Маврокордат (1709-1710, 1711-1715); Дмитрий Кантемир (1693, 1710-1711); Григоре II Гика (1726-1733, 1735-1741, 1747-1748); Константин Маврокордат (1733-1735, 1741-1743, 1748-1749, 1769); Иоанн Маврокордат (1743-1747); Константин Раковицэ (1749-1753, 1756-1757); Матей Гика (1753-1756); Скарлат Гика (1757-1758); Иоанн Теодор Каллимаки (1758-1761); Григоре Каллимаки (1761-1764, 1767-1769); Григоре III Гика (1764-1767, 1775-1777); российское военное управление: фельдм

http://pravenc.ru/text/2564044.html

В 1582 г. в Орэштие (Трансильвания) 2 учениками диак. Кореси была отпечатана «Палея» на румын. языке, в к-рую вошли книги Бытие и Исход (в рукописях сохранились фрагменты др. книг). Перевод был сделан кальвинист. проповедниками с венг. издания Библии Гаспара Хельтаи (Клуж, 1551). Кроме венг. текста переводчики использовали Вульгату и, вероятно, слав. рукописи. Библия на румын. языке. Бухарест, 1688 (РГБ). Титульный лист Библия на румын. языке. Бухарест, 1688 (РГБ). Титульный лист Первый перевод всего НЗ на румын. язык осуществлен при Трансильванском митр. Симеоне (Штефане). Издан 20 янв. 1648 г. в г. Алба-Юлия (Трансильвания). Перевод был начат иером. Сильвестром, настоятелем мон-ря Говора. В качестве оригиналов взяты LXX, Вульгата и слав. текст; были использованы также более ранние рукописи и издания: Четвероевангелие (1560-1561) и Апостол (1563) (изданные диак. Кореси). Наличие в тексте диалектизмов свидетельствует о деятельности трансильванских переводчиков, возможно валашских книжников М. Мачедоняну и Д. Андреана из Тырговиште. Предисловия к отдельным книгам НЗ содержат краткие исторические и географические данные о городах и странах, к-рые посетили апостолы, объяснения этимологии греч. и евр. имен. Бухарестская Библия (1688) - первый печатный румын. перевод всего Свящ. Писания, осуществленный братьями Шербаном и Раду Гречану и др. книжниками. Издание осуществлено при поддержке валашского господаря Шербана Кантакузино (отсюда др. название - Библия Кантакузино). Печатание Бухарестской Библии началось 5 нояб. 1687 г. и завершилось в сент. 1688 г. Издание имеет 2 предисловия: одно от имени господаря Шербана, обращенное к клиру и верующим; др., подписанное Иерусалимским Патриархом Досифеем . При переводе НЗ использовано издание 1648 г., в текст внесены незначительные изменения. ВЗ издан на основе перевода молдав. ученого Николая Спафария , к-рый осуществлен с LXX и содержит много грецизмов. В переводе участвовали и греки, в частности Герман Ниссис. Включены неканонические книги, а также 4-я Маккавейская. Внешне издание похоже на слав. Острожскую Библию 1580/81 г., насчитывает 944 с., текст расположен в 2 колонки и набран мелкими кириллическими буквами. Это издание широко разошлось в Валахии, Молдавии и Трансильвании.

http://pravenc.ru/text/209473.html

  001     002    003    004    005