О.Д. Лада Скачать epub pdf Духовная качественность общественной молитвы. Священник Валерий Лукианов «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» ( Пс. 2, 11 ), – призывает Псалмопевец, и в священном повествовании всего Ветхого Завета мы видим исполнение этого призыва во всех образах возношения человеком хвалы Богу. И хотя сущность и выявление ветхозаветного храмового богослужения составляли жертвоприношения, но, в то же время, в него всегда входил музыкально-певческий элемент, и это в такой мере, что богослужение, в его целом, превращалось в торжественную музыку и пение, выраженные в многообразном славословии через богодухновенные псалмы пророка Давида. Достаточно вспомнить, что хор храма составляли 9600 певчих, арфистов, цимбалистов и гуслистов… Подобно этому и Новый Завет открывается радостно-дивной благовещенской песнью Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» ( Лк. 1, 28 ), а пришествие в мир Спасителя возвещается песнью славословия многочисленного воинства небесных сил: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2. 13–14 ). Прекрасны и евангельские песни Елисаветы, Божией Матери, Захарии и Симеона Богоприимца. Ведь и самое начало христианскому богослужебному пению было положено Господом нашим Иисусом Христом на Тайной вечери, когда Он, после установления таинства Евхаристии, отправляясь на вольные страдания, в последний раз в Своей земной жизни воспел со Своими учениками псалмы. О славословии Бога в молитвенных пениях христиан свидетельствовал Вифанский проконсул Плиний Секунд, доносивший императору Траяну о своем расследовании дел христиан: «Они (христиане) клянутся, что вся их вина и заблуждение состоит в том, что они имеют обыкновение сходиться в известный день перед рассветом и петь попеременно друг с другом песнь Христу, как Богу» (111–114 годы). В одном из своих предсмертных посланий к своей пастве, св. муч. Игнатий Богоносец обращается к ней с таким призывом: «Составляйте из себя хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу через Иисуса Христа». Прошло с тех пор двадцать веков… Спросим себя: возросли ли мы духовно в одухотворенном проявлении общественной молитвы, соединенной со славословием в единогласном пении, по слову св. Игнатия Богоносца ?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О.Д. Лада Скачать epub pdf Песнопения православной Церкви Древность употребления священных песнопений Пение входило в состав богослужения Церкви Ветхозаветной. В Церкви христианской употребление пения освящено примером Иисуса Христа, Который после тайной вечери воспел со Своими учениками. Несомненно, пение входило в состав богослужения с апостольского времени. Ап. Павел предписывал ефесянам и колоссянам вразумлять друг друга псалмами, гимнами и песнями духовными, разумея при этом пение именно при общественном богослужении, а не частное. С особенною ясностью употребительность пения при богослужении апостольского времени открывается из Посланий ап. Павла к Коринфянам. Здесь апостол, указывая, каковы должны быть песнопения в богослужебных собраниях христиан, вместе с тем замечает: «Вся же благообразно и по чину да бывают» ( 1Кор. 14, 40 ), что дает право думать, что пение не только входило в состав богослужения, но и имело свой чин и совершалось по установленному апостолами порядку. С тех пор пение никогда не переставало быть одною из главных частей христианского богослужения. Различие христианских песнопений по их происхождению Уже в богослужении времени апостольского различаются песнопения трех родов: псалмы, гимны и песни духовные. Что касается псалмов Давида, то они имеют весьма обширное употребление в богослужении Православной Церкви. Второй ряд составляют гимны . Под этим именем разумеются, так называемые, гимны ветхозаветных отцов, именно: песнь Израиля, воспетая по переходе чрез Чермное море ( Исх.15: 1–19 ), обличительная песнь Моисея ( Втор.32:1–43 ), песнь Анны, матери Самуила ( 1Цар. 2:1–10 ), песни пророков: Исаии ( Ис.26: 9–17 ). Аввакума ( Авв. 3:1–12 ), Ионы ( Ион.2:3–10 ), песнь трех вавилонских отроков ( Дан. 3:24–90 ). Сюда же относятся: песнь Богородицы ( Лук.1:46–55 ), молитва Симеона Богоприимца ( Лук.2:29–32 ), молитва Захарии ( Лук.1:68–79 ). Употребление всех этих гимнов при христианском богослужении современно началу употребления псалмов. В IV и даже в III веках встречаются толкования на эти гимны у св. Ипполита, Дидима, Евсевия и Феодора Ираклийского. Песни ветхозаветных праведников особенно замечательны в том отношении, что они были приняты св. Иоанном Дамаскиным за основание составленных им канонов. Причиною этого было, без сомнения, давнее их употребление при богослужении, в силу чего некоторые отшельники и по составлении тропарей употребляли эти песни вместо тропарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Общественное служение Иисуса Христа после крещения и искушения Его в пустыне до первой Пасхи О наружном виде Иисуса Христа «Христианское чтение», 1838 Евангелисты, описывая жизнь Иисуса Христа, касаются иногда самых частных ее обстоятельств, но ничего ясного не говорят о наружном виде и лице Его. И неудивительно: они так были проникнуты мыслью, что их Учитель есть Мессия и Бог, что не обращали внимания на человеческий Его вид, когда писали Евангелия. Но если евангелисты ничего не сказали нам о внешнем виде и чертах лица Иисусова, то неужели первенствующие христиане, не имевшие счастья видеть Христа лицом к лицу, не имели любопытства знать от очевидцев, какой вид имел Тот, в Которого они, не видя, веруют и Которого, не видя, любят всей душою? Согласно ли это с настроением души любящей? Нет, и должно допустить, что первые христиане, не видевшие Господа, со всею заботливостью расспрашивали апостолов и прочих очевидцев о лице и всем виде Его, а сии, без сомнения, со всею готовностью и подробностью отвечали на их вопросы; ибо любовь любит говорить о Возлюбленном, и таким образом предание, переходя из уст в уста, могло сохранить если не полный или совершенный в целом, то более или менее близкий к истине очерк и лица Христова, по крайней мере, в главных чертах Его. А есть ли хотя бы предания? Есть. В письме, приписываемом святому Иоанну Дамаскину , богослову и писателю VIII века, к Феофилу императору, о святых и честных иконах, пишется, между прочим, что святой равноапостольный царь Константин повелел в церквах начертать живыми красками рождество Спасителя в городе Вифлееме, поклонение пастырей, приветствие и дары волхвов, течение звезды, праведного Симеона Богоприимца, Иоанна, преподающего крещение, неслыханные и Божественные чудеса, славное и животворящее воскресение, наконец, и чудеса, соделанные апостолами. Потом, сказав, что Единородный, Слово Божие и Бог наш, соделавшись человеком от Святой Девы и Богородицы Марии, непреложно и неизменно, вместе с плотию и кровию имел душу разумную, был ростом в три почти локтя, носил дебелую плоть, имел вид, подобный нашему, очень многими чертами походил на Матерь Свою и представлял в Себе образ Адама, писатель присовокупляет, что тот же император Константин позаботился изобразить Христа в таком виде, в каком Он представлен древними историками: рост высокий, брови нахмуренные, нос правильный, волосы кудрявые, стан несколько согбенный, вид благообразный, борода черная, лицо пшеничного цвета, подобно как у Матери, персты долгие, голос звучный, речь сладкая, весьма приветливый, кроткий, великодушный, терпеливый; в таких черта представляется Богочеловеческий вид Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

(Павинский Иван Дмитриевич; 1773, Олонецкая пров. Новгородской губ.- 3.02.1828, Казань), архиеп. Казанский и Симбирский. Сын сельского священника. Обучался в Олонецкой ДС в Петрозаводске, затем в Александро-Невской ДС, где среди его сокурсников были М. М. Сперанский , А. А. Орнатский (впосл. Пензенский еп. Амвросий ), А. И. Телятев (впосл. Донской архиеп. Афанасий ), Ф. Г. Русанов (впосл. митр. Феофилакт , экзарх Грузии), Г. И. Мансветов . 23 марта 1793 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) рукоположил Павинского во диакона к Исаакиевскому собору С.-Петербурга, а в 1797 г.- во иерея к церкви при российском посольстве в Копенгагене. Назначение на службу за границей было обусловлено, в частности, тем, что Павинский свободно владел нем., франц., англ. языками. В 1802 г. он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем ц. во имя св. праведных Захарии и Елисаветы в С.-Петербурге, в 1803 г. переведен настоятелем в ц. во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Одновременно с 1806 г. служил законоучителем правосл. Закона Божия в Иезуитской коллегии в С.-Петербурге. В 1808 г. Павинский стал духовником вел. кнж. Екатерины Павловны, младшей и любимой сестры имп. Александра I. Вместе с ней выехал в Тверь, куда ее муж, принц Георгий Петрович Ольденбургский, был назначен генерал-губернатором. Когда в нач. 1813 г. Екатерина Павловна последовала за имп. Александром I в заграничный поход русской армии, Павинский остался в России. 24 дек. 1813 г. был пострижен в монашество, через неск. дней возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря . В 1814 г. по инициативе И. и на средства гр. Ю. П. Литты придел свт. Андрея Критского при Воскресенском соборе был возобновлен и переименован во имя прп. Иулия и вмц. Екатерины, небесных покровителей графа и его супруги. 24 авг. 1816 г. И. встречал в Новоиерусалимском мон-ре имп. Александра I (приветственная речь настоятеля опубл.). С 9 марта того же года был также членом Московской синодальной конторы.

http://pravenc.ru/text/578314.html

Покров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Покров — одно из древнейших поселений вятичей на по­дольской земле. В 1559 г. царь Иван Грозный отдал погост с церковью Данилову монастырю на поминовение своей грешной души более чем на сто лет. В 1730-х гг. по указу Синодального казенного приказа протопоп Иоанн Максимов построил в селе храм из белого камня в честь Покрова Богородицы с приделом во имя сщмч. Власия. В 1845-1856 гг. стараниями священника Александра Успенского на средства прихожан построили новый каменный храм по проекту арх. Дмитрия Гущина. Церковь имела приделы: правый — в честь свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского, и сщмч. Власия, епископа Севастийского; левый — в честь праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. В 1894 г. при церкви имелись библиотека, богадельня, позже — Покровское общество трезвости, церковноприходская школа. С 1937 г. богослужения в храме прекратились, здание использовали под мастерские и склад. В 1992 г. храм вернули верующим. 9 сентября 2001 г. его удостоил великого освящения Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. История храма Покровский храм в селе Покровском (расположен на границе села Покровского и деревни Юдановка), что в окрестностях поселка Вороново Новой Москвы (до 01.07.2012 Подольского района Московской области) построен в 1722-1726 гг. В то время здесь располагалась усадьба видного деятеля петровского времени Василия Ивановича Стрешнева. Боярин занимал при дворе чин стольника. Род Стрешневых известен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Феодоровича Романова. Петр Великий в 1703 г. приступил к возведению своей северной столицы и в силу этого, с целью привлечения всех резервов, по стране было запрещено каменное строительство. Нарушителей царского указа подвергали ссылке и конфискации имущества. Однако Стрешневу, как достаточно влиятельному и приближенному к императору человеку, удалось получить особое разрешение, в виде исключения, на строительство каменного храма в своей усадьбе. Тут следует упомянуть, о документальном свидетельстве, относящемся к истории Покровского храма. В Архиве древних актов хранится подрядная запись о том, что в 1703 г. стольник Иван Родионович Стрешнев заказал иконописные работы для иконостаса села Покровское Московского уезда . Освящение церкви состоялось в 1728 г. 

http://sobory.ru/article/?object=03716

Почему Господь попустил смерть и мучения невинных детей? Ведь они не совершили зла и греха? 11 января Церковь чтит память святых мучеников 14 000 убиенных Вифлеемских младенцев. Житие Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона. Рассказы о святых. Вифлеемские младенцы.  Передача телеканала «Радость моя».   Вифлеемская трагедия Когда человек впервые читает Евангелие, то может ужаснуться тому факту, что в Вифлееме были убиты 14 000 невинных младенцев. О смысле их страданий и смерти рассуждают преподаватели Минских Духовных Школ: Библейской истории – Константин Константинович Мачан (он первым отвечает на наши вопросы) и философии – иерей Сергей Лепин.

http://pravmir.ru/vifleemskie-mladency-m...

Преподобнаго отца нашего Исидора Пилусиотскаго Аще несть поста, бывает служба праздника и святаго Исидора. Аще ли есть пост, точию святаго. На Господи, воззвах: стихиры праздника 3 и святаго 3. Стихиры праздника , глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Закон, иже в Писании,/исполняя, Человеколюбец/в церковь ныне приносится,/и Сего приемлет старыми руками Симеон старец, –/ныне отпущаеши мя, – вопия, –/ко оному блаженству,/видех бо Тя днесь, плотию мертвенною обложенаго,/животом господствующа/и смертию владычествующа. Свет во откровение языков/явился еси, Господи,/на облаце седя легце,/Солнце Правды,/закона сеновное исполняя, Симеон взываше:/из истления мя разреши,/яко видех Тя днесь. Недр Родителя не отлучься Божеством,/воплощься, якоже изволил еси,/объятиями держим Приснодевы,/на руки подался еси Богоприимца Симеона/рукою Твоею держай всяческая,/темже ныне отпущаеши мя,/радостно взываше,/в мире раба Твоего,/яко видех Тя, Владыко. Ины стихиры святаго, глас тойже. Подобен: Яко добля: Видении и деяньми к Богу возвышаяся,/житие, всемудре, совершил еси,/видения восхождение деяние водрузив,/и мудре желаемых возлюбил еси последнее,/егоже быв желания внутрь,/удостоился еси блаженнаго ныне конца/и трисолнечнаго сияния. Наводнением благодати/и одожденьми словес твоих/напояеши вся Богомудрыя,/к горнейшей мудрости чаши уста твоя положь,/яко от источника богатно ты почерпл еси/и раздал еси всюду лучи учений,/посылая, и уча, и наказуя досточудне. Воздержанием мудрование плотское умертвил еси,/в живоносную мертвость одеявся,/и, душевное устроение/разширив, преподобне, яве,/вместительное дарований Духа совершил еси,/и приятелище был еси Богодохновенных учений/и премудрости сущия паче ума пребывание. Слава, и ныне, праздника, глас 2. Германово: Днесь Симеон на руки Господа славы подъемлет,/Егоже под мраком первее Моисей виде,/на горе Синайстей скрижали дающа ему./Сей есть, Иже во пророцех глаголяй и закона Творец./Сей есть, Егоже Давид возвещает, Иже всем страшный,/имеяй велию и богатую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сретение, 15 февраля 2024 года: что будет в храме? 6 мин., 14.02.2024 Праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ежегодно отмечается 15 февраля, на сороковой день от Рождества Христова. В 2024 году этот д вунадесятый непереходящий праздник приходится на четверг. Празднику предшествует один день предпразднства. В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». Четверг, 15 февраля 2024 года, Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа В праздник Сретения Господня мы вспоминаем удивительную встречу в Иерусалимском храме, куда Богородица, исполняя правило закона Моисеева, на сороковой день после Рождества Христова принесла Богомладенца. Находившиеся там праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица подтвердили, что малыш, лежащий на руках Пречистой Девы, действительно Мессия и Спаситель. Подробнее о празднике Сретения читайте в наших материалах: Тропарь Сретения Господня Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,//дарующаго нам воскресение. Перевод: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение. Кондак Сретения Господня Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бранех жительство//и укрепи люди, ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче. Перевод: Утробу Девы освятив рождением Твоим, и руки Симеона благословив, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец. Величание Сретения Господню Величаем тя,/Живодавче Христе,/и чтим Пречистую Матерь Твою,/Еюже по закону ныне//пренеслся еси в храм Господень. Особенности богослужения

http://foma.ru/sreda-15-fevralja-2023-go...

Скачать epub pdf Глава 34. Чтение и толкование Священного Писания К числу необходимых пастырских навыков принадлежит умение донести до своих прихожан Слово Божие. Пастырь должен научить их не только читать и толковать Священное Писание, но и любить его. Исследуйте Писания, – говорит Иисус Христос, – ибо вы думаете чрез них иметь Жизнь Вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5:39 ). Священное Писание, свидетельствующее о Христе непосредственно, и Священное Предание, являющееся плодом действий Духа Святого и являющее нам Иисуса Христа в общине верных как мистическом Теле Его – это по сути двуединая основа, на которой стоит Церковь Христова. Оба этих начала – Священное Писание и Священное Предание – неразрывно связаны между собой. Они присутствуют во всяком проявлении Церкви, во всяком богослужении. Нельзя понять православной вечерни, утрени и в особенности Божественной литургии, нельзя понять смысла Таинств, и прежде всего таинства Евхаристии, не зная ничего о Псалмах, о Песни Богородицы, о молитве Симеона Богоприимца, о словах Иисуса Христа, произнесенных на Тайной Вечере. Всякое действие Церкви неразрывно связано со свидетельствами Священного Писания, и пастырю всегда следует неустанно напоминать об этом. Кроме того, отрывки из Евангелий и Посланий апостольских звучат на каждом из церковных собраний. Для многих из прихожан посещение церковных служб – единственная возможность слышания Слова Божия. Поэтому на пастыря, читающего Евангелие, как и на псаломщика, читающего Апостол, ложится особая ответственность – донести до верующих те слова, которые Сам Господь вложил в уста человеческие, чтобы обратиться с ними к людям. Поэтому, при соблюдении всех установленных Церковью правил чтения, нужно избегать какого бы то ни было «концертного» исполнения священных текстов, при котором их непосредственный смысл может быть утрачен. Правила эти преследуют цель выразить наше благоговейно-трепетное отношение к тексту Священного Писания, однако «охранительный» момент не должен быть самоцелью. Некоторые священники прочитывают Евангелие дважды – по-церковнославянски и по-русски. Другие стараются несколько руссифицировать текст, чтобы сделать его более понятным. Третьи подробно останавливаются на нем в своей проповеди. Как бы то ни было, текст Священного Писания должен быть донесен до слушателей, включая и таких, которые не имеют достаточных навыков к усвоению принятого церковного языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Страдание святого Апостола Матфия Память 9 августа Святой Апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме; с раннего детства он начал изучать священные книги и закон Божий в Иерусалиме под руководством святого Симеона Богоприимца. От него святой Матфий был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих. Настало время, когда Господь, по прошествии тридцати лет со дня Своего рождения от Пречистой Девы Марии и по принятии крещения от Иоанна, явил Себя миру; собрал учеников, Он проповедовал наступление Царствия Божия, совершая в то же время неисчислимые чудеса и знамения. Святой Матфий, внимая учению Христа и видя Его чудотворения, исполнился к Нему любовью: оставив мирские заботы, он вместе с другими учениками и народом последовал за Господом, наслаждаясь лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостию Его учения. Господь, Которому открыты самые сокровенные движения человеческого сердца, видя рвение и чистоту душевную святого Матфия, избрал его не только в число Своих учеников, – но и для апостольского служения. Сначала святой Матфий принадлежал к числу семидесяти меньших Апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицем Своим» ( Лк.10:1 ); после же вольных страданий, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо святой Матфий был причтен к сонму двенадцати Апостолов. По отпадении Иуды от лика двенадцати Апостолов, последний, – так как вместо Иуды никто не был избран, – утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати; поэтому верховный из Апостолов, святой Петр, став посреди собрания первых христиан, обратился к верующим со словом о том, что на место отпавшего и погибшего Иуды должны избрать кого-либо из тех, которые находились с Апостолами во всё время, когда пребывал с ними Господь Иисус, чтобы избранный Им сонм двенадцати ближайших Апостолов был цел и неизменен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010