Старец Софроний Сахаров: Святой Силуан оставил нам богатейшее духовное наследие Святой Силуан оставил нам богатейшее богословское наследие. В его учении есть темы, которые до него никто не рассматривал столь же глубоко и под тем же ракурсом. 25 сентября, 2014 Святой Силуан оставил нам богатейшее богословское наследие. В его учении есть темы, которые до него никто не рассматривал столь же глубоко и под тем же ракурсом. AgionOros.ru впервые на русском языке публикует выдержки из малоизвестного интервью ученика преподобного Силуана Афонского архимандрита Софрония Сахарова (†1993). Все мы имеем желание, подобно Моисею, увидеть Бога как он есть! Это абсолютно естественная потребность, но реализовать её можно только через соблюдение заповедей. Потому в заповедях Христовых сокрыта сущность Самого Бога. Святой Силуан оставил нам богатейшее богословское наследие. В его учении есть темы, которые до него никто не рассматривал столь же глубоко и под тем же ракурсом.   — Например? — Он говорит о существовании двух форм смирения: аскетического (через покаяние, «я худший из всей твари») и Божественного смирения (Христова). Последнее характеризует Божественную Природу и не может быть описано. Этого разграничения, которое проводит святой Силуан, между аскетическим смирением и смирением как свойством Бога, я у других богословов не встречал. Ещё один момент: никто не может любить весь мир и молиться за всё творение вне Духа Святого. Молитва за врагов – это отличительное свойство тех, кто стяжал Святой Дух. Поэтому преподобный Силуан говорил, что тот, кто не любит своих врагов, не узнал Бога в той степени, в какой мы должны его узнать. — Отец Софроний, простота и смирение старца Силуана до конца его жизни скрывали от большинства окружающих его святость. Был ли он широко известен при жизни? — Нет. Был определенный круг сербских монахов из Хиландара, богословов и епископов, которые любили беседовать со старцем. Вдобавок он вел достаточно обширную переписку. Несколько случаев я описываю в своей книге . Не стоит забывать о прозорливости старца, о которой в частности сказано в акте о его прославлении в лике Святых.

http://pravmir.ru/starets-sofroniy-sahar...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Святой Силуан Афонский - кто он на самом деле? Святой Силуан Афонский - кто он на самом деле?   Нас ждет путешествие по местам подвигов прп. Силуана Афонского , одно из самых необычных святых нашего времени. Мы обратимся к биографии святого и отправимся на мельницу, Старый Русик, монастырскую пристань. Нас ждет размышление о богословии прп. Силуана и необычный вывод. Комментарии Всего комментариев: 8 2019/08/21, 05:37:00 Спасибо! Наталья 2019/03/04, 23:52:19 Преподобный отче наш Силуане, моли Бога о нас! Спасибо за фильм! Простите, но хочу обратить внимание на неточность по фильму: пришёл Симеон в Пантелиимонов монастырь в 1892 году, а постриг принял - в 1886... Димитрий 2018/10/11, 02:28:38 Это тот Силуан, который был экономом и разорил церковь? И голову которого закапывали без опознавательных знаков? Правду не спрячешь 2018/10/08, 18:48:27 Да исправится молитва моя!.. Святой Монах Силуан Афонский,все Святые Иноки Царства Небесного,молите Совершенного Монаха монахов,Бога Отца Любви,о нашем укреплении,просвещении и спасении в Совершенном Иноке иноков,Господе Иисусе Христе-для мужей и Совершенной Инокине инокинь,Госпоже Деве Марии-для жен!Аллилуиа!Аминь! +++Песня Песней Иноков+++ " И скажут в тот день:вот Он,Бог наш! На Него мы уповали,и Он спас нас! Сей есть Господь;на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасение Его! " (Ис.25:9) Воздвиженье Креста Сына Божьего Есть Победа Монахов Христа. Без него нет Венца Пренебесного Ведь Душа с ним кристально чиста. Приближается век Откровения, В коем вскроется Тайна Христа! И Его Православные Иноки Утвердят ВсеДержаву Творца! Как же Бог наш чудесно прославится И блаженству не будет конца! Песнь Любви в мире лжи величается, Открывая Монахов Сердца! Аллилуиа!Аминь! Херувим Юродивый 2018/10/06, 06:50:34 Храни вас, Господь и Царица Небесная, молитвами святого Силуана Афонского! Монашествующий человек Знаю, знаю — дорога тернистая Перед истым монахом лежит, Но в конце ее звездочкой чистою

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2959

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Силуан Афонский Силуан Афонский       Преп. Силуан Афонский               16.02.2007 г. Преподобный Силуан Афонский (мирское имя - Симеон) родился в 1866 году в Тамбовской губернии Лебединского уезда Шовской волости в селе Шовском в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова. Жизнь набожной семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он постигал церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению " Житий святых " . Спустя несколько лет юноша, возлюбив Господа всей душой, пожелал удалиться в монастырь и принять постриг в Печерской Лавре. Его стремление, однако, не встретило поддержку отца, который настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. Повинуясь родительскому слову, Симеон вернулся к своей обычной жизни. Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался соблазнам мира. Он наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению. Но Господь уберег его от погружения в греховную пучину, вновь призвав уйти от мирской суеты и вступить на путь монашества. Произошло это, по свидетельству старца, при следующих обстоятельствах: однажды, вернувшись домой с гулянья, он задремал и в тонком сне, глядя на себя как бы со стороны, увидел, как в него проникает " злосмрадный змий " . Почувствовав отвращение, он проснулся и в момент пробуждения услышал произнесенные Самой Пресвятой Богородицей слова: " Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь " . Осознав свои грехи, юноша горячо раскаялся в них перед Господом и возблагодарил Божью Матерь за явленную к нему доброту. Это событие имело решающее значение для выбора дальнейшего пути. К нему вновь вернулось желание посвятить свою жизнь Богу.

http://isihazm.ru/1/?id=571

Преподобный Силуан Афонский Вместо предисловия Когда эта статья уже готовилась к публикации, вышел в свет русский перевод замечательной книги Ж.К. Ларше «Преподобный Силуан Афонский» (М., 2015) – фундаментального исследования, посвященного богословию великого старца. Жан Клод Ларше – один из крупнейших современных православных богословов на Западе. С наследием прп. Силуана он знаком не только как патролог, но и в силу личной преемственности: в переписке с преподобным находился его духовный отец, архим. Сергий (Шевич); он также хорошо знал ученика и агиографа святого, архим. Софрония (Сахарова). Множество верующих, знакомясь с жизнью и мыслью святого Силуана, укрепляются в вере Все это могло бы отвратить нас от намерения публиковать нашу статью, и, возможно, так и следовало поступить… Но прп. Силуан – святой, чья личность и писания обладают такой притягательной силой и масштабом, что исчерпать их значение, наверное, в обозримом будущем невозможно даже серьезному ученому; а множество простых верующих, знакомясь с жизнью и мыслью святого Силуана, укрепляются в вере и надежде. Кроме того – и это главное, – жанр статьи предполагает иной, не столь систематический подход, как монография. Итак, приведя все эти «оправдания», автор решается предложить свои размышления об опыте прп. Силуана Афонского, оплодотворенные и получившие новое вдохновение от книги Ж.К. Ларше. Преподобный Силуан Афонский Раннехристианская Церковь еще не знала ни догматов, ни богословия как такового. Зато она в непостижимо яркой мере знала, что такое пророческое служение. Пророки I–II веков – это странствующие служители, которые навещали христианские общины в разных городах и говорили слово от Бога. Это могло происходить на евхаристическом и вообще молитвенном собрании, более того, пророки, согласно «Дидахэ», имели право даже возносить благодарение, то есть произносить евхаристическую молитву, спонтанно рождающуюся в Духе здесь и сейчас, – вместо епископа-пресвитера, произносившего молитву уже формировавшегося литургического канона.

http://pravoslavie.ru/114543.html

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Силуан Афонский. Н. Тахиаос.   Силуан Афонский     Н. Тахиаос.  Прп. Силуан и Афон         Желающий говорить о преподобном Силуане и Афонской Горе оказывается перед проблемой выбора способа изложения этой темы: рассматривать ли старца в свете истории духовности русского монашества на Святой Горе или проанализировать очевидное влияние, которое оказал на нее святой. При любом решении ясно то, что вся трудность заключается в своеобразии личности преподобного Силуана, исключительного представителя того духовной силы, которую русское монашество на Афоне не знало со времен известного учителя XV века преподобного Нила Сорского. Трудность возрастает и оттого, что эта недюжинная духовная сила, по-видимому, оставалась незамеченной собратьями старца в течение всей его жизни.   И мы бы ничего не знали о преподобном Силуане, если бы не решил его ученик, отец Софроний (Сахаров), опубликовать некоторые детали жизни своего духовного отца и в особенности сочинения, которые старец доверил своей братии. В его трудах обнаружилось духовное сокровище, заслуживающее не меньшего внимания, чем писания великих учителей аскетизма и мистики. Однако из двух открывшихся перед нами способов изложения мы сочли лучшим избрать первый - рассмотреть учение преподобного Силуана в общем контексте русской афонской духовности.   Сведения о жизни преподобного Силуана, не только о периоде до его прибытия на Афон, но и о пребывании его на Святой Горе, немногочисленны и фрагментарны. Следует объединить все эти фрагменты, чтобы воссоздать картину афонской жизни старца. Определить, как появилось монашеское призвание у будущего старца Силуана и что привлекло его на Афон, довольно сложно. Первое упоминание об Афоне в жизни будущего старца относится к периоду прохождения военной службы, то есть к 80-м годам прошлого века.       Это было в эпоху, когда управление монастырем Святого Пантелеимона на Афоне, называемого также Руссик, перешло из греческих рук отцу Макарию, первому русскому игумену. Симеон Антонов (будущий монах Силуан Афонский) в то время служил в императорской гвардии в Петербурге. Биограф сообщает нам, что товарищи Симеона по военной службе были удивлены тем, что мысли молодого человека были об Афоне и о Страшном Суде.

http://isihazm.ru/?id=749

Преподобный Силуан Афонский      Напрашивается ответ: «Да всё просто, преподобный Силуан из Евангелия узнал о любви к врагам. Есть такая заповедь, и всё». Нет, не всё. Вот заповедь, прочтем её: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44). Преподобный Силуан был настоящим христианином, значит, он эту заповедь Христову тоже старался соблюдать. И что, это всё? Нет. Заповедь о любви к врагам – отличительная черта христианства. Больше такого нигде нет. Почему? Да потому что любовь к врагам считают неестественной, патологической, безумной, ставящей доброго человека под удар нечестивого врага. Кто может призвать людей к такой немыслимой любви?.. Только Тот, Кто создал всех людей, дружелюбных и недружелюбных. Для Него все люди дороги, как родные дети. Он не хочет, чтобы мы враждовали, друг друга ненавидели. Это для нас враги – чужие. Для Него и они – заблудшие дети. Он, как отец, не желает, чтобы сыновья ссорились, старается их помирить. В евангельских словах «Любите врагов ваших» угадывается почерк Бога-Творца . В евангельских словах «Любите врагов ваших» угадывается почерк Бога-Творца И всё-таки очень сложно соблюдать эту заповедь, проще пробежать ее глазами и задуматься над чем-то другим, полегче, поинтересней. А ведь Христос дает заповедь не «для сведения», но «для практического использования». Об этом практическом отношении к Новому Завету знал преподобный Силуан, да и все настоящие христиане знают. Вот как советует святитель Игнатий Брянчанинов: «При чтении Евангелия не ищи наслаждения… не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительную святую истину. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга Жизни, и надо читать ее жизнию» . В Евангелии есть блестящие мысли, да не в этом дело. В евангельских притчах даются яркие художественные образы духовного пути, ими можно бы наслаждаться, как талантливой прозой и поэзией. Опять не то. Если мы читаем Евангелие только ради интеллектуального или эмоционального наслаждения, то наше чтение бесплодно, не дает нужного результата. Духовный плод чтение принесет, если читать Евангелие делами.

http://pravoslavie.ru/141901.html

«Трудная» канонизация Как преподобный Силуан против воли Бога бегал от славы человеческой Георгий Великанов Преподобный Силуан Афонский    Жил на земле человек, муж гигантской силы духа (и тела), имя его Силуан. Среди монахов своей обители ничем особо не выделялся, хотя многие любили его. Жил аскетично. Кушал мало, спал – и того меньше. Работал на мельнице за десятерых, угощал собратию чаем. Был молчалив, но и общаться любил, когда спросят – ответит, а так – смотрит проникновенно своими лучистыми, ясными глазами, и на душе хорошо становится. В общем, обычный, хороший, даже образцовый святогорский монах. Вот только почему-то особо любил отца Силуана знаменитый сербский епископ Николай (Велимирович), приезжая на Афон, всегда просил его молитв. Заочно почитал старца и владыка Вениамин (Федченков), живший в то время в эмиграции в Париже и хранивший как святыню письма святогорца. Вообще схимонах Силуан, как ни странно, со многими в Париже переписывался (недавно стало известным, что молодой и еще никому не ведомый врач Андрей Блум начал свой монашеский путь в том числе по благословению старца Силуана) . Писал просто, без обиняков. «Радуйся, госпожа Надежда, что любит нас грешных Господь. Получил от Вас доллар и его дал молиться за Вас и ваши имена записаны поминать… Скажите Евфимии, рабе Божией, пусть она усердно молится за мужа и несет немощи его. Думаю, что он поправится. Душа моя его много возлюбила… молитесь за меня, чтобы я стяжал Христово смирение и любовь, и тогда будет смерть мила» . Адресат старца – в будущем монахиня Пюхтицкого монастыря Силуана, а в момент получения письма (1937) еще простая мирянка Надежда Андреевна Соболева – уже тогда стремилась к постригу, и вот отец Силуан наставляет: в монастырь пока вход заказан. «Ваша обязанность воспитать сына и представить его чистым Христу, а когда он будет чист, Дух Святой в нем будет жить, и он будет молитвенник за весь мир, а если потеряет благодать, то будет рыдать, подобно Адаму, выгнанному из рая. Адамовы скорби описать трудно, но кто познал Господа и потерял эту любовь, тот разумеет… “Душа моя, Господи, скорбит по Тебе, что я не вижу Тебя. Как мне не скорбеть. Твой тихий и кроткий, Господи, взор привлек мою душу. Мое сердце возлюбило Тебя”».

http://pravoslavie.ru/82400.html

Сортировать по Исключить новости “Мы должны молиться за всех людей” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 7 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 1 Спасение мира по учению старца Силуана “Любите все создание Божие”, — говорит старец Зосима в “Братьях Карамазовых” Тварный мир образует неделимое целое, и, как следствие этого, спасение каждого конкретного человека неразрывно связано со спасением всего человечества и, более того, всей вселенной в целом. Нужно понимать в наиболее широком смысле утверждение апостола Павла, что мы члены друг другу (Еф 4:25). Мы, человеческие существа, не только зависим друг от друга, но и связаны кровными узами с животными, деревьями, растениями, камнями, землей, воздухом и водой. Мы живем в них, и они живут в нас. Всеобщее заступничество Преподобный Силуан Афонский говорит именно об этом все­ленском единстве: “Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир” (с. 153) 2 . В первую очередь старец Силуан твердо убежден, что Бог призывает каждого человека ко спасению. Затем перед ним складывается картина “всецелого Адама” с идеей, на которой он настаивает: мой ближний — это я сам. Наконец, он уверен, что в Божественный замысел входит спасение и преображение не только людей, но и всего мира. Как пишет отец Софроний, одной из характеристик старца Силуана было то, что он молился за умерших, томящихся в аду, в удалении от Бога (см. с. 23). Это всеобщее заступничество, о котором проповедует преподобный Силуан, нельзя назвать ни сентиментальным, ни утопическим. Напротив, оно основывается на очень ясном библейском изречении: [Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4). Это самое место арминиане в XVII веке предъявляли кальвинистам в качестве опровержения учения последних о двойном предопределении 3 ; этот текст вдохновлял на проникновенную проповедь миссионера XVIII века Джона Уэсли 4 ; наконец, это постоянно держат в уме афониты XX века. Итак, преподобный Силуан говорит: “Желает душа моя, чтобы вся вселенная спаслась Любовь Божия всем хочет спастись ” (с. 117, 138).

http://pravmir.ru/myi-dolzhnyi-molitsya-...

Прп. Силуан Афонский У каждого в жизни есть свой Сталинград , свой крест, своя Голгофа. Бывают моменты, когда кажется, что обстоятельства действительно сильнее нас, когда жизнь ломается и даже смотреть на окружающий мир становится больно. В такие минуты душу мучает единственный вопрос: «Почему?» Разум отказывается признавать действительность и томится в догадках, недоумениях, разрывая израненное сердце на кусочки. Реальность жестока, и душа действительно может болеть. И никто не знает, в какой момент скорби постучатся в его сердце. Но мы должны знать, что в этот момент ответить нежданным гостям… Смысл страданий христианина в том, чтобы не просто вытерпеть скорби, но не перестать верить в человеколюбие Божие «Милостивый Господь любит Своих рабов и дает им скорби на земле, чтобы в скорбях душа научилась смирению и преданности воле Божией и обрела душа в боли покой, за который сказал Господь: “Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим”», – так писал в одном из писем преподобный Силуан Афонский, святой, который не понаслышке знал, какого цвета боль. Это его, молодого афонского послушника, бесы своими явными и скрытыми нападениями измучили настолько, что, в конце концов, он дошёл до последнего отчаяния и подумал, что Бога умолить невозможно. С этой мыслью он всем сердцем пережил полную оставленность, и душа его погрузилась в мрак адского томления и тоски… Однако он выстоял, удержался на краю бездны, не сделав рокового шага в вечную погибель. Как смог он выбраться из бездны отчаяния, узнаем мы из другого письма святого: «…своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам, потому что не научился Христову смирению…». В этом простом признании сокрыто много. И самое важное здесь то, что, невзирая на все ужасы и страдания, которые Бог попустил преподобному, он сумел в своей жизни оправдать Любовь и Милосердие Бога. Вот в чем смысл страданий христианина! Не просто не сломаться, пережить, вытерпеть, но, разрываясь от боли, не перестать верить в человеколюбие Божие!

http://pravoslavie.ru/73840.html

Разделы портала «Азбука веры» Тест о преподобном Силуане Афонском составил иерей Дмитрий Трифонов, клирик храма святых мучеников Александра и Антонины в Селище Костромской епархии.   1. Что, по мнению старца Силуана Афонского, дает силы Любимого любить, влечет душу к молитве непрестанно, и не дает забыть Господа ни на секунду? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Только благодать Божья дает нам силы и помогает преодолеть все искушения. Ответить 2. Прп. Силуан Афонский учил, что «душа, которая любит земную красоту, природу и все земные услаждения, не хочет уже видеть ничего земного, когда…» Правильный ответ: Верно! Комментарий: Долгота жизни или болезни далеко не всегда умудряет человека и приводит его к осознанию бренности жизни и красоты Горнего мира. Ответить 3. Вставьте слова, пропущенные во фразе прп. Силуана Афонского: «Многие … и … дали бы дорого за то, чтобы увидеть Господа или Его Пречистую Матерь, но не … являет Себя Бог, а …». Правильный ответ: Верно! Комментарий: Ни за какие деньги или земные почести человек не может увидеть Бога. Зачастую наоборот, деньги, власть и сила надмевают человека. Так богач, пируя и веселясь, оказался в аду, а Лазарь, нищий и больной — на лоне Авраамовом (притча из Евангелия). Так же и мудрость сама по себе не делает человека Боговидцем: «Блаженные нищие духом (т.е. смиренные), потому что они Бога увидят». Так же и семейный образ жизни не является препятствием к лицезрению Бога. Ответить 4. Каким врагам, по мнению старца Силуана Афонского, можно желать погибели и мук в адском огне? Правильный ответ: Верно! Комментарий: «Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, потому что тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир». Ответить 5. В ком, согласно высказыванию старца Силуана, нет благодати Божией? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Прп. Силуан Афонский утверждает: «Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией».

http://azbyka.ru/test/prepodobnyj-siluan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010