Одна из центральных православных книг XX в. С одной стороны, книга «Старец Силуан» открыла бездну красоты и мудрости православия многим в России во время гонений. Одна из самых популярных книг самиздата. Именно образ старца Силуана Афонского привлек многих в нашей стране, отравленных безбожной пропагандой, к православию. С другой, «Старец Силуан» стал одним из главных свидетельств православия на Западе. Силуан Афонский — святой, который соединил простоту и глубокое ведение, истинный святоотеческий дух и переживание современных проблем. Выходец из крестьян, он большую часть жизни прожил на Афоне. Старец Силуан Афонский от смиренной молитвы возрос до молитвы за весь мир. Слова, сказанные Господом Силуану Афонскому, воплощают суть ситуации христианства в XX в. «Господи, что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? чтобы смирилась моя душа?». И был ему ответ в сердце от Бога: «Держи ум твой во аде — и не отчаивайся». «Старец Силуан Афонский» не монография или житие, написанная посторонними. Софроний (Сахаров), ее автор, долгие годы был духовным сыном старца Силуана Афонского. Поэтому все, что читатель найдет в этой книге, — воспоминания очевидца. В первой части «Старца Силуана» описывается жизнь святого, во второй — учение. Причем перед смертью Силуан Афонский передал свои записки Софронию (Сахарову). Они-то и стали основой второй части. Софроний (Сахаров) первую часть «Старца Силуана» (про жизнь старца) начинает так: «Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «помилуй меня»; но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!». И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая. О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово».

http://predanie.ru/book/69621-starec-sil...

Молитвы о вразумлении Как молиться о том, чтобы Господь вразумил? 30 июля, 2011 Как молиться о том, чтобы Господь вразумил? Помогают ли молитвы о вразумлении? Молитвы о вразумлении Молитвы о вразумлении — какие они? Для чего они существуют и в чём помогают? В статье на портале «Правмир» Вы найдёте все необходимые молитвы. Молитва святителя Иоанна Златоуста Дай, Господи, моему недостоинству благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешникам. Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Молитва Преподобному Силуану Афонскому О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней — мертвых, живых и грядущих — не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией.

http://pravmir.ru/molitva-o-vrazumlenii/

НЕСКОЛЬКО РАЗМЫШЛЕНИЙ ОБ ОПЫТЕ ИСТОЩАНИЯ У ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО В начале века, в 1905 году, в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре на Афоне преподобный Силуан молился в своей келье, но бесы мешали ему достигнуть чистой молитвы. Он сидел на табурете и говорил: " Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы мне не дают. Научи, что я должен делать, чтобы они отошли от меня " . Он получил ответ в душе: " Гордые всегда страдают от бесов " . - " Господи, - говорил Силуан, - скажи, что я должен делать, чтобы смирилась душа моя? " - В его сердце прозвучал тогда ответ Бога: Держи ум твой во аде и не отчаивайся. Смысл этой заповеди неочевиден, поэтому нуждается в некотором уточнении, - задача столь же трудная, сколь и необходимая! Трудная потому, что, дабы понять смысл этих слов Христа во всей их глубине, надо самому иметь тот же опыт, находиться в том же духовном состоянии, как и тот, к кому они были обращены, и все же необходимая, так как этот известный ответ, данный Христом преподобному Силуану (иногда это единственное, что знают о нем) цитируется часто, но не всегда правильно. Иногда он даже шокирует. Однажды я получил письмо от одной особы, которая писала: " Держать ум во аде... какой ужас! И не поддаться отчаянию: невозможно! Это толкнуло бы меня на самоубийство " . 1. ПСИХОЛОГИЯ НАШЕГО НОВОГО РОЖДЕНИЯ Чтобы понять сакральный смысл этого слова, мы должны мыслить не только категориями падшего человека нашей гуманистической цивилизации, но, " согласно психологии нашего второго рождения " , по выражению отца Константина Галериу, современного румынского богослова. Будучи людьми, мы рождены во плоти, но, будучи христианами, мы возрождены в Духе (Ин.3:6). Между тем мир, та интеллектуальная и социальная среда, в которой мы живем, так часто оказывает на нас влияние, что мы продолжаем думать и действовать как ветхий человек, согласно " мудрости мира сего " . Мы должны стараться развивать в себе ту духовную восприимчивость, которая одна лишь позволит нам воспринимать реальности духовного мира, чтобы получить духовное сердце, духовный разум, духовное зрение и, наконец, духовный язык. И тогда то, что было таинственным и непостижимым, станет ясным, перестанет возмущать наш ум и быть препятствием на нашем пути.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/373/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афон. Старец Гавриил. Или у тебя сердце железное? Но в Раю железо не нужно   Афон. Старец Гавриил. Или у тебя сердце железное? Но в Раю железо не нужно Спецслужбы пытаются разжечь вражду между русскими-украинцами-греками. И овцы, гонимые «патриотами», звереют так, что становятся кровожадными волками и готовы биться насмерть  за этот тленный мир, «за церковь», «за Христа». Если нет четкой «упертости  в молитву», то человек оставляется на волю темной силе, погружается в ослепление, которое Святые Отцы называли невежеством. В миру человек живет безумством. Он в информационном потоке. Когда очень легко подменить веру чем-то более простым и понятным - идеологией. Подмена в том, чтобы пойти спасать мир.  А цель  духовной жизни – выйти из мира сердцем, отречься от него совершенно! Критерий ясен – любовь к врагам. Стоит пожалеть, что ограниченные люди видят в поучении отшельников уход от реальной жизни. Наоборот, это уход от прелести, от фантомов мира сего, церковных идеологий.  Возращение к подлинной жизни в Боге. Если отшельники не хотят видеть в ближнем врага, и разбить врагу голову, да так, чтобы вылетели мозги…, то это не означает, что они признают раскольников. Хотя для любой идеологии первое означает второе, потому суть любой идеологии: «кто не с нами - тот против нас». И кроме этого в идеологии больше ничего нет. Пустой надутый пузырь. Поэтому миряне и монастырские монахи, подверженные разным идеологиям, чувствуя их внутреннюю пустоту, постоянно пытаются привлечь на свою сторону отшельников, чтобы получить как бы и духовную составляющую в своей яростной борьбе с врагами. И при этом монастырские жители не брезгуют ни какими средствами.   Так например, прп. Паисия Сятогорца просто выгнали из Кельи Честного Креста, хорошо хоть не били. А вот к прп. Силуану Афонском у приходили его бить вооруженные палками монахи Русского монастыря. Прп. Силуан никому не высказывал своего мнения, просто он оказался не с ними: «кто не с нами - тот против нас». И старец Силуан чудом спасся: успел убежать и вовремя спрятаться. Могли покалечить и убить. Вот так идеология Православия приводит к идеологии имяславия и абсолютно любой ереси, потому что в сущности идеологии ничем не отличаются. кроме раздутого пузыря: " кто не с нами - тот против нас».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=3...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Тихон и Паисий Святогорец, 4-я серия Четвертая серия фильма Афонский старец Тихон и Паисий Святогорец   Четвертая серия фильма повествует о  жизни Паисия Святогорца в Иверском скиту, как раз в то время, когда  о. Тихон (Голенков ) принял его в духовные чада. Наверное, какие-то мысли автора фильма многим покажутся спорными. Но это всего лишь выражение мнения афонских старцев.   По мнению некоторых старцев, сам отец Тихон был простец, а  простецу проще уловить главное в духовной жизни. Так о. Тихон быстро понял, что надо без остатка предаться Богу, сконцентрироваться на одном, бить в одну точку. И он сразу уцепился за главное, быстро нашел правильный путь и уже не оставлял его. Кстати, это было подобно тому, как прп. Силуану Афонскому духовник сказал не принимать блудных помыслов, и тот уже никогда не принимал.  В этом преподобный нащупал правильный путь и держался его до конца. Видимо, именно соединение русского и греческого благочестия дает особенный результат. Это мы видим как раз при соединении ревности старца Тихона и благородства прп. Паисия Святогорца . Что и проявилось в дальнейшем подвиге прп. Паисия. Об этом необычном духовном феномене, который долгое время замалчивался по разным причинам,  и повествует 4-я серия  фильма, созданного святогорцами, которая называется: " Афонский Старец Тихон и Паисий Святогорец " .   + Комментарии Всего комментариев: 10 2017/10/01, 15:34:08 Спаси Господы, отцы и братия за чудный фильм о дивном старце. р.Б. Димитрий 2017/09/29, 23:52:53 +++Мысль из разряда:нет цены+++ Небесное золото: " Лучший Университет-это уйти с головой в блаженную глубину Распятия Христова и погрузиться в Христову Голгофу! " (Святогорец Тихон Русский). Благодарю за фильм!Благодатная Духовная Святогорская Сказка!Нет цены! А Крест Христа-это действительно чудотворный источник нескончаемого Совершенного Знания знаний,несущего Свет Наивысшего Просвещения от Триединого Бога из области Небесного Университета Вселенского Учителя, Христа и Его Учеников Софии Вышней!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2675

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Память прп. Силуана Афонского, панигер в Русском на Афоне монастыре     Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/и Иеремии, о народе плачущему,/усердный подражателю,/всеблаженне отче Силуане,/ты, зову Матере Господа Сил внемляй,/змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/идеже в трудех и молитвах со слезами/благодать Святаго Духа обильно стяжа./Ею же сердца наша воспламени/и с тобою умильно взывати укрепи:/Господи мой, Жизнь моя и Радосте Святая,//спаси мир и нас от всяких лютых. Кондак преподобному Силуану Афонскому, глас тойже Смиренномудрия исповедниче предивный/и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/Богу возлюбленне Силуане,/о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,/веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются./Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,//во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.     24 сентября         Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, которая проживала в селе Шовском Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской губернии. Родители Симеона были людьми трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Как впоследствии вспоминал старец, большая и дружная семья жила бедно, однако, никогда не отказывала в помощи нуждающимся, порой даже делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока Симеона. С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. Возможно, по этой причине он был вынужден оставить сельскую школу, проучившись в ней только «две зимы». Но стремление к знаниям было присуще преподобному всегда. Жизнь набожной семьи Антоновых была неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1606

Один скажет слово — на него обидятся, а на другого — нет, потому что он смиренный. Смирение — постоянный мир с Богом. Если человек смиренный, то мир — состояние его души. Плохо ему или хорошо, трудности у него или неудачи, — он все равно смиряется, он хранит мир с Богом. «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя …» — отец Александр, что значит быть смиренным? Смирение — благодатный дар и тайна. Один скажет слово — на него обидятся, а на другого — нет, потому что он смиренный. Смирение — это постоянный мир с Богом. Если человек смиренный, то мир — состояние его души: плохо ему или хорошо, трудности у него или неудачи, — он все равно смиряется, он хранит мир с Богом. При этом он может ярко и активно выражать свое отношение к жизни. Смирение обычно понимают как некую пассивность, но это грубейшая ошибка. Наоборот, смирение очень активно. Образец смирения- Господь наш Иисус Христос, который сказал: “Я кроток и смирен сердцем.” Господь своим смирением весь мир преобразил, победил смерть . Смирение — очень активное отношение к жизни, которое может иметь внешние проявления, может быть каким-то сокровенным. Например, есть замечательный эпизод из жизни преподобного Силуана Афонского, русского святого, подвизавшегося на Афоне, достигшего самых вершин духовных, полноты благодатной жизни. Ему Спаситель являлся, он стяжал дар прозорливости и многие другие благодатные дары. В русском Пантелеимоновом на Афоне монастыре он был избран экономом, было это после революции, когда монастырь начал сильно беднеть. Однажды один из экономов (а хозяйство там огромное) допустил в своей деятельности какую-то ошибку, и монастырь потерпел тяжелые финансовые убытки. Собрался совет экономов. Был там и о. Силуан, так как он тоже за какой-то участок отвечал. Стали горячо обсуждать, укорять провинившегося эконома. Когда совещание окончилось, один из экономов подходит к отцу Силуану: “Что же ты молчишь, неужели тебе безразлично, что в монастыре происходит?”- “Ты меня давно знаешь?” — “Ну уж лет 20.” — “И за эти 20 лет, слышал, чтобы я кого-нибудь осудил?” — “Нет, прости о. Силуан.” — “Бог простит.” Преподобный Силуан говорил: “За мир молиться — кровь проливать.” Он был молитвенником за мир, и на этом собрании он не молчал, а безмолвно вопиял к Богу.

http://pravmir.ru/smirenie-blagodatnyj-d...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Видеть Бога как Он есть «Видеть Бога как Он есть» — книга про духовный путь христианина (неважно мирянина или инока), написанная архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником преп. Силуана Афонского. «Видеть Бога как Он есть» задумана Софронием (Сахаровым) как экспликация слов, сказанных Силуану Афонскому Христом: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». В каком то смысле «Видеть Бога как Он есть» — образец православного богословия, ведь Софроний (Сахаров) говорит от живого опыта общения с великим святым и от собственного опыта аскетического делания. «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся»: опыт кенозиса, умаления, истощания, богооставленности — подражание крестному пути Спасителя. Как считает Софроний (Сахаров) это особенно важно в XX веке, когда Земля действительно стала походить на ад, а людей покорило отчаяние. В таких рамках Софроний (Сахаров) разворачивает основные понятия православной аскетики: память смертная, страх Божий, покаяние, невидимая брань, духовный плач, свобода, вдохновение, отречение от себя, Нетварный Свет, личность — человека и Бога, молитва, Литургия и — как венец — Гефсиманская молитва. Софроний (Сахаров) так резюмирует суть книги «Видеть Бога как Он есть»: «Слово Христа: “и не отчаивайся” — дано чрез Старца Силуана нашей эпохе, отмеченной исключительно тяжким всеобщим отчаянием. Люди нашего века нередко против своей воли все же становятся моральными соучастниками нескончаемых локальных и даже планетарных братоубийств. Как таковые, т.е. моральные соучастники нераскаянные, они, естественно, теряют благодать Духа Святого и уже не могут верить в свое бессмертие чрез воскресение. Да и не стремятся к сему. Именно в этом приговоре самих себя на полное уничтожение по смерти заключена духовная сущность отчаяния. Силуан, получив слово Господа, всецело приложил его к себе. Вот, как он пишет об этом: “Я стал делать, как научил меня Господь, и мой ум очистился, и Дух свидетельствовал спасение”. “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но (уже) перешел от смерти в жизнь” (Ин. 5, 24).»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Схиигумен Илий   Схиигумен Илий   Схиигумен Илий (в ман­тии — Илиан) нес послушание в исторически знаменитом скиту Свято-Пантелеимоновского монастыря, на Старом Русике, с 1976 года в течение более чем десяти лет.   Старый Русик, с которого начинался наш монастырь и где созерцал Бога преподобный Силуан, уже в этом веке представлял собой более чем уединенное, скрытое в горных ущельях жилище единственного монаха.   Забитый досками прекрасный храм с большой иконой велико­мученика Пантелеймона над заржавевшим навесным замком при входе да несколько наглухо заколоченных гостиничных и монашеских корпусов, напоминавших о его былом величии. Впрочем, многое остается невидимым, недоступным непосвя­щенному взгляду.    Старчество - это такой крест Преподобный Нектарий Оптинский, когда после Октябрьско­го переворота Оптину разогнали, имел желание уединиться, уйти в затвор. Но ему с Небес явились оптинские старцы и ска­зали: «Если ты оставишь свой народ, то вместе с нами не будешь».   Это как будто сказано об отце Илии. Замены ему нет. Он нужен России как ветер «духа хлада тонка» со Святой Горы, это дух Божий, который и есть любовь. Люди объединя­ются в духе любви под небесным покровом каким-то опреде­лением свыше.   Афонских старцев соединило Знамение милости Божьей Матери, недаром они особенно почитают эту Ее икону. Их сочетала и любовь к преподобному Силуану Афонскому, они молитвенно обращались к нему на протяже­нии долгих и трудных лет жизни на Святой Горе.   Монахиня Христина предоставила письмо отца Илия архимандриту Софронию (Сахарову), автору известной книги «Старец Силуан " , вот неколько отрывков  этого письма :   «С 1989 года я нахожусь в Оптиной...   Я родился в 1932 году и думаю, что начал молиться с трех лет. Мои родители и деды — из верующей среды, но от них я если и получил духовное воспитание, то только косвенно. Было время, когда мирской ветер увлек меня с прямой дороги веры и спасения. Провидение Божие послало мне человека, который поддержал в периоды опасные.

http://isihazm.ru/?id=1935

Разделы портала «Азбука веры» 21 Апр 2023 Переписку архимандрита Софрония (Сахарова) и протоиерея Георгия Флоровского выпустили в Америке В Избранное Это первое издание переписки отца Софрония и отца Георгия на английском языке ВАШИНГТОН. Книгу под названием «Крест одиночества» (по одной из строчек переписки) выпустило издательство Свято-Тихоновского православного монастыря в штате Пенсильвания. Редактором издания выступил иеромонах Николай (Сахаров). Это первое издание переписки отца Софрония и отца Георгия на английском языке, письма охватывают период с 1954 по 1963 годы. Отец Софроний готовил в то время книгу о святом Силуане Афонском (вышла в 1958 г. под названием «Неискаженный образ») и попросил отца Георгия написать предисловие, так как Флоровский лично знал старца Силуана. Помимо рабочих, издательских вопросов, священники обсуждают и богословские. Предлагаем фрагмент одного из писем старца Софрония, в котором он размышляет о Христе как о примере для каждого человека, о полноте Божественной жизни и о том, как Господь может судить человека. История моих отношений со старцем Силуаном порождала во мне вопрос: всегда ли Сам Господь был в том «состоянии», как Его видели апостолы на Фаворе, или это только апостолы в ту ночь пришли в такое состояние (духовное – под действием благодати), которое дало им увидеть то, что всегда было неизменным? (Я имею здесь в виду «Человека-Христа».) Дело в том, что в начале моего хождения к старцу Силуану Бог дал мне не один раз видеть его в такой славе, что я не смел поднять своих глаз, чтобы смотреть на него прямо. «Показать» теперь старца людям таким, каким дал мне его видеть Господь, выше моих сил. Вот почему я всегда исполнен страха, что моя грубость, мое невежество, мое ничтожество как автора первой части книги затуманят его светлый лик и как-то омрачат память о великом старце. Я, с одной стороны, усматривал необходимость в первой части книги говорить об учении старца и его опыте в «богословском» преложении, преломлении, то есть так, как и сам его воспринимал во время наших бесед. С другой, зная, как «условно» и «односторонне» всякое человеческое слово, я боялся и продолжаю бояться моими «промахами» и ошибками умалить величие его святости и сделать его слова «необязательными» и все вообще свидетельство мое о нем неполноценным. Впрочем, я верю, что его полувековая молитва о всем мире не пройдет бесследно, и мир, за его любовь, ответит ему любовью.

http://azbyka.ru/news/perepisku-arhimand...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010