бывший епископ Ладожский, викарий Санкт Петербургской епархии с 13.06.1873 по 06.03.1882 архиепископ Волынский и Житомирский Павел (Вильчинский), епископ бывший епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 05.04.1882 по 16.12.1889 епископ Астраханский и Енотаевский; 4.06.1908 Авраамий (Летницкий), епископ бывший епископ Тобольский и Сибирский с 16.12.1889 Викарий Саратовской епархии; 24.10.1893 Викарии Саратовской епархии Вольские (Волжские) епископы Имена Сведения Антоний (Шокотов), епископ рукоположен с 02.04.1850 по 19.12.1850 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии Викариатство упразднено в 1850 году и вновь открыто в 1898 году. Сарская и Крутицкая Сарайская Учреждена в 1261 года Кафедра в Великом Сарае Имена Сведения Митрофан, епископ управлял с 1261 по 1269 неизвестно Сарайская и Переяславская С 1269 года объединена с Переяславской епархией Имена Сведения Феогност, епископ упоминается с 1269 по 1301 неизвестно Сарайская и Подонская С 1310 года Имена Сведения Измаил (Михаил), епископ упоминается в 1296 по 1312 лишён сана; неизвестно Варлаам, епископ упоминается неизвестно Варсонофий, епископ рукоположен с 1312, упоминается в 1330 неизвестно Софония, епископ упоминается неизвестно Афанасий, епископ управлял до 1356 неизвестно Иоанн, епископ рукоположен неизвестно Матфей, епископ рукоположен около 1364; упоминается в 1378 неизвестно Савва, епископ рукоположен с 1382 или с зимы 1383; упоминается в 1389 9.06(07).1403 Тимофей, епископ рукоположен с 20.07.1404; упоминается в 1416 неизвестно Иларион, епископ управлял между 1404 и 1454; вероятно, между 1416 и 1441 неизвестно Иов, епископ упоминается неизвестно Сарская (Крутицкая) и Подонская (Подрельская) С 1454 году Кафедра перенесена в Москву на Крутицы 33 Имена Сведения Вассиан, епископ упоминается с 1454 по 1466 08.04.1466 Прохор, епископ рукоположен с 17.03.1471 по декабрь 1492 неизвестно Силуан, епископ рукоположен с 04.05.1493 по 1496 неизвестно Евфимий (Подрез), епископ рукоположен с 18.12.1496 12.06.1499

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

20  Плано-Карпини, проезжавший в 1246г. чрез Россию от папы к великому хану (1 половины тома стр. 82 ), говорит, что по дороге из Волыни в Киев ему со спутниками нечего было бояться Русских, потому что они имели провожатого от Волынского князя Василька Романовича, а также и потому, что большая часть их (Русских) была избита Татарами или уведена в плен. 21  По тому же Плано-Карпини, первую татарскую деревню от Киева на той стороне Днепра составлял Канев, находящейся на берегу Днепра, в 214 вёрстах к юго-востоку от Киева. Что касается до Переяславля, то Ипатская летопись говорит, что Даниил Романович Галичский, отправившийся к Батыю, „приде Переяславлю и сретоша 17; Татарове”, – стр. 535 sub fin.. 23  С 1359г., когда был убит хан Бердибек, в Орде на весьма продолжительное время настали сильные замешательства, и можно было бы думать, что епископы переведены были из Сарая в Москву именно вскоре после этого года. Но, с другой стороны, пребывание епископов в столице ханской могло быть очень важно для великих князей, так как они могли передавать князьям обо всём, происходящем здесь. А поэтому представляется вероятнейшим думать, что князья держали епископов в Сарае до тех пор, пока он не исчез или пока перед своим исчезновением он не потерял для них всякого значения. Что в 1378–79г. епископы Сарайские ещё не жили на Крутицах, см. ibid. стр. 277 , о поставлении св. Стефана Пермского в Иеромонахи (хотя, впрочем, могло быть так, что в то время кафедра Сарайская была праздной). Если полагать, что переименование епископов из Сарайских в Сарские и Подонские (о чём сейчас ниже) сделано было после их перемещения из Сарая в Москву, то они переименованы были в 1459–61 годах. 24  В известных в настоящее время официальных актах Вассиан, епископ Сарайский, под 1459г. называется Сарайским, а под 1461г. – Сарским и Подонским, – см. Памятники Павлова col. 628, 631 и 679 (В летописях начинает называться Сарским вместо Сарайского епископ Прохор, поставленный в 1471г. и оставивший кафедру в 1492г.. О преемнике Прохора Силуане, поставленном в 1493г., в летописях сказано: поставлен на епископство Сарское и Подонское (вариант – Поддонское) на Крутицу (Крутицы), Никоновская и Воскресенская). Наши два епископа называются ещё Подрельскими (Силуан: Подрельским и Крутицким) у Карамзина к т. VI примечания 219 и 326.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

451 Афремов. Историческое обозрение Тульской губернии, стр. 49. ср. Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Р. 1894 г. III, 20–21. Место, где стоял освященный епископом Варлаамом Петропавловский храм, названо крутицами по крутизне холма, на котором и теперь можно видеть существующий храм только в возобновленном виде. Обтекающие его ручьи на севере Сара, с юга Подон остались всегдашним воспоминанием пребывания там сарских и подонских владык. (Иеромонах Леонид. Истории церкви в пределах нынешней Калужской губ. и епархии. Изд. 1876 г. стр. 56–57. То же самое только под иным заглавием напечатано в Чт. Моск. Общ. Истор. Др. Рос. 1862 г. кн. II). 452 Истор. Рос. иерархии, I, 234. Переход сарских владык на крутицы объясняют ослаблением ханского могущества и распадением Золотой Орды, чем архиереи и воспользовались, чтоб уйти от своих слабых патронов (Чт. Общ. Ист. и Др. 1894 г. III, 8; иером. Леонид. Ист. Цер. в пред. нын. Калужск. губ. и епархии, стр. 56–57). Нельзя не согласиться, что слабость Орды способствовала переходу, но причина перехода, кажется, скрывалась в давнишнем желании сарских владык оставить епархию с пустынной территорией, без церквей и без средств, особенно после того, кок им запрещено вступаться в Червленный Яр. 453 М. Платон. Краткая Церк. Истор. I, 133, 344. Перешедшие на крутицы сарские епископы Прохор (1471–1492), и Силуан (1493–1496) назывались еще подрельскими и крутицкими (Карамзин. Истор. Госуд. Рос. VI. прим. 219, 326). Такое название объясняют различно. Одни «подрельский» производят от слова ре(е)ль, означающего возвышенную полосу, гребень, пойму, которая не заливается разливом реки. Таков был край, занимавший пространство между Волгой и Днепром, составлявший епархию сарских владык. Отсюда его можно назвать поре(е)льем или подре(е)льем. (Чтен. общ. истор. и древ. рос. 1894 г. кн. III, 6). Другие объясняют проще – от «рели» качели. Вероятно, на крутицах устраивали качели (Афремов. Истор. обозрение Тульской губ... стр. 50). Последнее объяснение очень правдоподобно. В старой Руси был обычай за городом устраивать качели. Впрочем, к московским крутицам приложимо и слово «рель» – возвышенная полоса, гребень, которую обтекали ручьи, и которая никогда не заливалась водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Румынией войны Австро-Венгрии (Зайончковский A. М. Мировая война 1914–1918 гг. M.: Воениздат, 1938. Т. 2. Кампания 1916–1918 гг. C.91). Должность Главного священника фронта является второй, после Протопресвитера, в цепи «аппарата» управления военным духовенством. 52 Карташев A.B. (1875–1960 гг.) – товарищ обер-прокурора Синода; впоследствии обер-прокурор, министр исповеданий Временного правительства. 53 Любимов H., протопр. Дневник о заседаниях вновь сформированного Синода (12 апреля – 12 июня 1917 г.)//Российская Церковь в годы революции. (1917 – 1918): Сборник/Подг. текста и публ. М. И. Одинцова. Под ред. прот. В. Чаплина, игум. Иннокентия (Павлова) и др. M.: Крутицк. подв., 1995. С. 19 – 20. (Материалы по истории Церкви. Кн. 8) 55 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918. M.: Изд-во Новоспасского мон-ря, 1994. Т. 1: Документы. Материалы. Деяния С. 104. 59 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 – 1918. M.: Изд-во Новоспасского мон-ря, 1994. Т. 2: Деяния – ХХХ. С. 69. 64 Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918. С. 3. Собор Воскресения Христова 22 марта 1918 г. перешел «под управление и охрану» Наркомата имуществ. 27 мая 1918 г. Наркомат установил штат служащих храма с покрытием всех расходов по содержанию собора из казны (ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 244. Л. 8–8 об.). 67 A.A. Бовкало называет другую дату – 23 ноября (Бовкало A.A. Последний год существования Петроградского Богословского института//Минувшее: Исторический альманах. СПб.: «Атнепеит-Феникс», 1998. [Вып.] 24. С. 534.). 70 Существует другая версия, что храм стал обновленческим 5 июля 1923 г. (Черепенина Н. Ю., Шкаровский M. В. Справочник по истории монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917–1945 гг. (По документам ЦГА СПб). СПб., 1996. С. 74 – 77.), однако она не подтверждается документальными данными, хранящимися в том же ЦГА СПб. 71 Вероятно, в связи с болезнью же, говорить о деятельном участии отца Петра в обновленческом расколе не приходится. 73 РНБ ОР. Ф. 574. СПбДА. Οπ. 1. Д. 907. Л. 88. К сожалению, по словам специалистов-исследователей лаврских кладбищ, могила протоиерея П. И. Лепорского не сохранилась. Читать далее Источник: Христианское чтение. 2003. 22. С. 57-80 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

111 Дополн. А. и. 2. 76. С. 196 Рукоп. Филарета, в Сборн. Мухан. 195. С. 278, 304 А. э. 2. 190, 202 Собр. госуд. грам. 1. 203. С. 609; 2. 251. С. 536; 3. 7. С. 27 112 Хронограф XVII века — см.: Попова Изборник статей, внесен. в русск. Хроногр. С. 200–201 То же у Арцыбашева. Повеств. о России. 3. С. 305. Прим. 1603 В рукописи Московской Дух. Академии 175 находится статья под заглавием «Новая повесть о преславном Российском царстве... и о страдании новаго страстотерпца святейшаго Ермогена патриарха» (л. 369). Повесть эта есть собственно воззвание к гражданам Москвы и России одного из московских бояр, сидевших с поляками в Кремле (1610–1612), призывавшее к восстанию. Здесь автор сначала весьма восхваляет Гермогена и говорит, что он один в Москве, как адамантовый столп, стоит за православную веру и отечество, а потом заверяет, что если патриарх сам и не призывает сынов отечества к восстанию и кроповопролитию, стесняясь своим духовным саном, то благословляет это восстание. Статья писана в то время, когда наши послы, находившиеся под Смоленском, еще не были посланы в заточение, и сам Гермоген, кажется, еще не находился под . 113 Соловьев. Истор. России. 8. 428–430; 9. 111–115 114 Истор. росс. иерархии. 1. 340. Изд. 2 Строев. Списки иерархов Росс. Церкви. С. 656 Собр. госуд. грам. 2. 283 115 Собр. госуд. грам. 1. 203; 3. 16 А. э. 3. 3, 4 Строев. Списки иерархов. С. 288 На Соборе Московском в 1620 г. патриарх Филарет Никитич, между прочим, сказал Ионе, митрополиту Крутицкому, следующее: «До нашего святительства шесть лет пасл еси соборную церковь» (Собор на митроп. Крутицк. Иону, в рукописн. сборн. Троице-Серг. лавры. 741. Л. 55 об. 116 А. э. 3. 21–25, 28, 29, 79–81, 327, 328 Собр. госуд. грам. 3. 22, 40 117 А. э. 3. 330 118 Грамота Нектария о назначении его на Вологод. кафедру, в Опис. Вологод. кафедр. Соф. собора Суворова. С. 175–177. Москв., 1863 Собр. госуд. грам. 3. 16. С. 77 Грамота патр. Филарета Никитича о разрешении Вологодского архиепископа Нектария, в Чтен. М. истор. общ. 1866. Кн. 3. Отд. 5. С. 8–10

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

111 Опис. рукоп. Синод. б. I, 127, 128. Здесь же подробно показано, какие книги, частью все, частью в частях переведены были тогда с латинского языка. 112 А. А. Э. I, 380. Книги, вошедшие в состав Геннадиевой библии, по отношению к переводу и тексту, разделяются на несколько классов; 1-й: Пятикнижие Моисеево и Псалтирь, м. б., в переводе Кирилла и Мефодия, а книги – И. Навина, Судей, Руфь, Четыре Царств, Притчей, Екклезиаст и Премудрость И. сына Сирахова, тоже носят следы древности (см. опис. рук. Моск. Син. б., I, введен. стр. V–VI). 2-й: книги Иова, Песнь песней, шестнадцать пророческих и Апокалипсис извлечены из толкований на эти книги (см. опис. рукоп. М. Синод. б. 1, 57. 74. 87. 157). 3-й: все Евангелия, Деяния и Послания Апостольские помещены здесь в переводе не древнем, но исправленном и близком к нынешнему. 4-й и последний: две книги Паралипоменон, три Ездры, Товии, Юдифи, Премудрости Соломоновой, до 30 глав книги пр. Исаии и две книги Маккавейские переведены с латинской Вульгаты пресвитером Вениамином, который был «родом Словенин, а верою латинянин-доминиканец». Третьей Маккавейской книги нет в Вульгате, поэтому она и не помещена в Библии Геннадиевой. И. Р. Ц. м. Мак. т. 7, стр. 181–184 и прим. 172–174. 113 «И возвести, говорится в житии преп. Иосифа, архиепископ Геннадий сие зло игумену Иосифу и просит помощи... И начз отец Иосиф ово наказанием, ово же писанием спомогати архиепископу». (Житие пр. Иосифа составл. Саввою Крутицк. стр. 34). Просвет. стр. 60–61. 114 В послании к князю Борису Кутузову (Древ. Вивлиое: XIV, 179 и 180) и в послании к княгине Голениной (у Хрущ.: исслед. о сочин. Иосифа, прилож. А., стр. 258 и 259) сам преподобный перечисляет пожертвования в обитель: «Владыка Новгородский Геннадий, по первому посланию всего дал более двухсот рублев, а по второму – дал монастырю село Мечевьское, да две деревни, да сельцо Чемесово на Роузе, да колокол во сто рублев». 115 Преп. Иосиф был правнук Александра или Саня, который вышел из Литвы при Дмитрии Донском и получил от него в отчину село Язвище в 18 верстах от Волоколамска. В этом-то селе 12 Ноября 1440 года и родился Иосиф, и назван Иоанном. В научение грамоте он был отдан на 8-м году старцу Арсению в Волоколамский Кресто-Воздвиженский женский монастырь и весьма скоро обучился грамоте и письму. Принял иночество в Боровске (13 февр. 1400 г.) от прозорливого старца Пафнутия. См. житие преподобного, изданное Невоструевым и Саввою епископом Крутицким, а потом неизвестным (? – так в оригинале – прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1, 109 (архим. Трифилий Инихов в 1695 г. перевед. в Новоспасс. м-рь), 124 (архим. Симеон, с 1509 г. еписк. Суздаль.); 1863 г., II, Отд. I, 105 (архим. Сергий, с 1517 г. еписк. Рязан.); 106 (архим. Авраамий, с 1687 по 1700 г. митр. Рязан.); 1864 г., III, Отд. I, 81 (Очер. из ист. Росс. церк. иерар.); 1865 г., III, смесь, 10, 32 (в 1731 г. дано архим. Клеонику 297 р. 70 к., из них 250 руб. на достройку церкви и остальные на помин цар. Евдокии); 1871 г., IV, Отд. I, 51 (Москов. собор 1677 г. о мощах св. кн. Анны Кашин.; архим. Никон); 1874 г., I, смесь, 183 (еписк. Переслав. Сильвестр был настоятелем с 1788 до своей кончины в 1802 г.), 186 (архим. Иосиф с 1785 до 1788 г.), 212 (Духовн. завещ. преосв. Сильвестра еписк. Крутицк., скончавш. 1802 г.); 1876 г., I, Отд. 1, 194 (архим. Феодосий по следств. делу о св. Филиппе), смесь, 217 (архим Митрофан 1504 г.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 70 (здесь был в заключении Иаков, игум. с 1515 г. Тр.-Серг. лавры), 175 (основ. преп. Сергием); 1882 г., III, Отд. 1, 453 (в 1626 г. по выше м-ря на р. Яузе устроена зелейная мельница), 540 (архим. Евфимий, с 1628 г. архиеп. Твер.); “Полн. собр. лет.», VI, 49 (в 1504 г. архим. Митрофан заложил трапезу), 52 (в 1506 г. трапеза окончена, а в 1507 г. архим. Митрофан поставлен еписк. Коломен.), 122 (основ. м-ря Андроником), 200 (в 1475 г. за м-рем устроен кирпичн. завод), 251 (архим. Симеон, с 1509 г. епис. Суздаль.), 258 (архим. Сергий, с 1517 г. еписк. Рязан.), 275 (архим. Зосима в 1534 г.); VIII, 182 (знамение в 1476 г. от храма Нерукотвор. Образа), 244 (в 1504 г. архим. Митрофан залож. трапезу кирпич.), 247 (в 1506 г. трапеза окончена и архим. Митрофан поставл. еписк. Коломен. в 1507 г.), 251 (архим. Симеон, с 1509 г. еписк. Суздаль.), 260 (архим. Сергий, с 1517 г. еписк. Рязан.); “Дворцов. разряды», III, 235 (встреча Литов. послов 1651 г.), 358 (архим. Сильвестр, с 1653 г. митроп. Сарский и Подон.), 608 (посещ. м-ря ц. Алексеем Мих. 1666 г. 21 февр.), 615 (тоже 1666 г. 29 апр.), 652 (встреча вселен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...