б) Список пожертвований, поступивших в фундаментальную академическую библиотеку в 1908–1909 учебном году. 1) От Арсения, Архиепископа Харьковского, книги: а) К 40-летию служения в священном сане Арсения, Архиеп. Харьковского. Харьков, 1908; б) Собрание слов и речей, т. I–IV. Харьков, 1908–1909. 2) От Николая, Архиепископа Варшавского – его Беседы и речи. Спб., 1909, в двух экземплярах. 3) От Гавриила, Еп. Омского – брошюры: а) Обращение к духовенству Омской епархии. Омск, 1907; б) Обращение к патриотам земли Русской в нынешнее лихолетье, части 2–4. Омск, 1908; в) Открытие отдела Союза Русского Народа в г. Омске. Омск, 1908; г) Краткий очерк жизни и деятельности Гавриила, Еп. Омского. Омск, 1908. 4) От Иосифа, Еп. Углицкого – брошюра: Новгородский Юрьев монастырь по описанию А.Н. Муравьева. Новгород, 1908. 5) От Митрофана, Еп. Елецкого – его Слова и речи. Орел, 1908. 6) От Анатолия, Еп. Елисаветградского – его брошюры: а) Американские очерки. Одесса, 1906; б) В стране шаманов. Одесса, 1906; в) Св. Алексий митрополит. Одесса, 1905. —400— 7) От Саввы, Еп. Жичке – его Пастирска посланица. Чолак, 1909. 8) Из Архива Государственного Совета – Опись дел Архива, тома 2 и 3. Спб., 1908. 9) Из Государственной Думы – Стенографический отчет Государственной Думы. 3-й созыв. Сессия II. Заседания 1–126. Спб., 1908–1909. 10) Из Архива Правительствующего Сената – Сенатский Архив, XII. Спб., 1907. 11) Из Хозяйственного Управления при Св. Синоде – а) Полное Собрание Законов Российской Империи, тома XXV, в 2-х отделениях, и XXVI, в 2-х отделениях. Спб., 1908–1909; б) Свод Законов, т. 1, ч. 2. Изд. 1908; т. 8, ч. 1. Изд. 1908; т. 12, ч. 1. Изд. 1908; т. 16, ч. 1. Изд. 1908 – все в двух экземплярах; в) Сборник Императорского Русского Исторического Общества, тома 126–127. Юрьев, 1907–1908; г) Продолжение Свода Законов 1908 г., в двух экземплярах. 12) Из Училищного Совета при Св. Синоде – Исторический очерк развития церковных школ за истекшее 25-летие (1884–1909 г.). Спб., 1909. 13) Из Императорской Академии Наук – а) Записки по историко-филологическому отделению, 8-я серия, тома VII, 8, и VIII, 1, 2 и 4. Спб., 1906–1907; б) Известия (Bulletin) Академии Наук, 6 серия, 1908 г., т. II, 12–18; 1909 г., т. III, 1–11; в) Известия Отделения русского языка и словесности, т. XIII, кн. 1–3. Спб., 1908; г) Сборник Академии Наук, тома 61:2 и 84. Спб., 1908–1909; д) Энциклопедия славянской филологии, в. 12. Спб., 1908; е) Исследования по русскому языку, тома 2:5 и 2:6. Спб., 1909; ж) Симеона Метафраста Списание мира от бытия. Спб., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

131  Слово в новопереселенческом селении Змеиногорского уезда. Томской губернии, в неделю святых отцев, иже в Никее и в день рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны 26 мая 1908 года. 132  Слово в день Пятидесятницы, сказанное в г. Омске, по поручению Омского преосвященного Гавриила, при архиерейском богослужении в Троицкой на вокзале церкви, обращённое к рабочим ввиду упорной среди них сектантской, социалистической и революционной пропаганды. 134  На панихиде по убиенном архиепископе Никоне, в общем собрании Московских патриотических союзов, 8 июня 1908 года. 135  Речь в неделю всех святых. 8 июня 1908 года, на молебствии в собрании патриотических союзов г. Москвы, по случаю встречи и приветствий автору по возвращении его из Сибири. 136  Речь на молебствии по случаю входа Русского Собрания в собственный новоприобретённый дом („Русский дом”) в Петрограде, 25 июня 1908 года. 137  Слово 8 июля 1908 года в церкви св. Василия Великого в Киеве, по поводу начала занятий подготовительной комиссии пред IV Всероссийским миссионерским съездом. Представляет частью повторение слова 22 октября 1897 года. 138  Слово в неделю 6-ю по Пятидесятнице. Сказано в городе Киеве на общем собрании патриотических обществ 13 июля 1908 года, при священнослужении архиепископа Волынского Антония. 139  Слово в день Успения Божией Матери, 15 августа 1908 года, сказанное в селе Саки, Таврической епархии; местность сильно была подвержена революционной пропаганде вследствие того, что здесь – земская грязелечебница, укрывавшая одно время революционных агитаторов. 140  Два слова при посещении родины, в станице Ново-Александровской, Кубанской области, в неделю 12 по Пятидесятнице, 24 августа 1908 года. Сказаны в виду сильнейшей здесь революционной пропаганды. 143  Слово в день Усекновения главы Иоанна Крестителя; сказано 29 августа 1908 года в церкви ст. Ново-Александровской Кубанской области, ввиду сильной революционной пропаганды. 145  Речь при открытии Общества казаков-ветеранов, боевых товарищей Кавказской войны, участвовавших в боях до 30 августа 1864 года. Сказана 14 сентября 1908 года в станице Ново-Александровской, Кубанской области. Участники Общества – все старцы, рождённые в 40-х годах; задача Общества – способствовать укреплению семейственности, трезвости и патриотизма в станице, а также помогать своим членам в болезнях, несчастьях, участвовать при погребении умерших сотоварищей и поминать их молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

128. Кононов С. Похвала митрофорному протоиерею о.Иоанну Ильичу Сергиеву на юбилейный день 50-летия его священствования, 12 декабря 1905 г. Стихотворения. СПб., изд. авт., 1906. 8 с. 129. Моравский Петр. Сняли маску! СПб., 1906. 6 с. 130. Прошло красное лето, а в саду ничего нет. СПб., 1906. 32 с. Прилож. к журн. «Кронштадтский маяк». 1907 131. Артамонов-Большаков Н. И. (сост.) Сборник стихов, в разное время посвященных настоятелю Кронштадтского Андреевского собора, митрофорному протоиерею о.Иоанну Ильичу Сергиеву. СПб., 1907. 32 с.; портр. Изд. 2-е – СПб., 1908. 132. Духонина Е. Из моих воспоминаний об о. Иоанне Кронштадтском . СПб., 1907. 10 с. 133. Катанский Л. Е. Духовник Св. Руси. Из воспоминаний. СПб., 1907. 16 с. 134.М[ещерский] В. Редкий пастырь. (Из дневника студента.) Сергиев Посад, 1907. 460 с.; ил. 135. Москвич В. Чудеса Божий в наши дни. (О. Иоанн Кронштадтский .) СПб., 1907. 136. Сила чудодейственной молитвы о. Иоанна Кронштадтского . Сборник. СПб., ред. журн. «Кронштадтский маяк». СПб., 1907. 64 с. 1908 137. Артамонов-Большаков Н. И. Наши стражи благочестия. СПб., 1908. 16 с. Прилож. к журн. «Кронштадтский маяк», 1908, 4. 138. Артамонов-Большаков Н. И. Российская слава. Протоиерей о.Иоанн Ильич Сергиев. СПб., 1908. 88 с. 139. Левашов П. Н. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) как пастырь по завету Христа. СПб., журн. «Доброе Слово», 1908. 140. Наш дорогой Всероссийский батюшка, отец Иоанн (Кронштадтский). Саратов, 1908. 141. Новая сила чудодейственной молитвы о. Иоанна Кронштадтского . СПб., 1908. 142. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) как пастырь по завету Христа. СПб., 1908. 143. Пустошкин В.Ф. Церковь Христова в опасности. Отповедь преосвященному епископу Филарету, главе Вятской епархии. Изд. 10-е. Бесплатное прилож. к журн. «Кронштадтский маяк». СПб., 1908. 1909 144. Аквилонов Е. П., прот. Мысли о. Иоанна Кронштадтского о воспитательном значении слова Божия. Речь в «Русском собрании», произнесенная 2 фЕвр.1909 г. по случаю 40 дней после кончины пастыря. СПб., тип. М. Маркушева, 1909. 40 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

50 Речь идет о магистерской диссертации протоиерея Корнилия Кекелидзе «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908). 52 Имеется в виду: Платон (Рождественский Порфирий Федорович; 1866–1934) – выпускник (1895), профессор, ректор (1902–1907) КДА; епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1902–1907). В период своего пребывания ректором и викарием возглавлял КРПО. 53 Имеется в виду IV Миссионерский съезд, состоявшийся в Киеве в июле 1908 г. – крупнейший по количеству делегатов за всю историю миссионерских съездов в дореволюционной России (600 членов). 54 Добронравов Варнава Алексеевич (1848–1915) – доктор медицины, приват-доцент по акушерству и женским болезням медицинского факультета Киевского университета. 56 Это назначение не состоялось; 13 августа 1910 г. преосвященный Феодосий был назначен епископом Оренбургским и Тургайским. 57 Речь идет о защите 19 сентября 1908 г. протоиереем К. С. Кекелидзе магистерской диссертации «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908). Официальными оппонентами выступали священники А. А. Глаголев  и Н. С. Гроссу (см.: ИЖС КДА за 1908/09 уч. г. К., 1909. С. 72–73). 58 Речь идет о богослужебном уставе, составленном на грузинском языке в XI в. деканом (в дальнейшем настоятелем) Иверского монастыря на Афоне преподобным Георгием Мтацмин- дели (Святогорцем). Протоиерей Корнилий представил в своей магистерской диссертации русский перевод этого памятника (см.: Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313, 483–506) 62 Агапит (Вишневский; 1867–1925/1926), с 1902 г. епископ Уманский, викарий Киевской епархии, с января 1908 г. епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с сентября 1908 г. епископ Владикавказский и Моздокский. 63 Преображенский Павел Григорьевич (1843–18.09.1911), протоиерей – выпускник КДА (1869), протоиерей Киево-Софийского кафедрального собора. 20 октября 1908 г. был пострижен в монашество с тем же именем, возведен в сан архимандрита и назначен управляющим киевского Златоверхого Михайловского монастыря с правами настоятеля; 26 октября 1908 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, первого викария Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

146  Слово в Свято-Троицкой лавре в день Преподобного Сергия, 25 сентября 1908 года. В некоторых частях, как ниже показано, составлено по митрополиту Филарету и по службе Преподобному. 147  Слово в неделю 17 по Пятидесятнице и в годовщину смерти В. А. Грингмута, при поминовении его и пред открытием школы его имени, 23 сентября 1908 года. 148  Слово 1 октября 1908 года, в день Покрова Божией Матери, в церкви Московского епархиального дома, по случаю обще-патриотического праздника. 149  Речь при открытии памятника, сооружённого патриотами убитому революционерами казаку Козьме Сухорукову, на Семёновском кладбище в Москве; сказана 1 октября 1908 года. 150  Речь при открытии в г. Москве „Общества содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей”; сказана 1 октября 1908 года в Епархиальном доме. 151  Открыта в Москве Русской Монархической партией школа имена В. А. Грингмута с курсом церковно-учительской семинарии и миссионерским отделением; открыта начальная школа Союза Русского Народа, подчинённая тоже церковно-школьной инспекции, и другие. 152  Речь детям, поступившим в школу „Общества для содействия религиозному и патриотическому воспитанию детей” в г. Москве, 2 октября 1908г. Опыт простого изложения, доступного детскому пониманию. 155  Слово в день празднования Казанского образа Богоматери; сказано 22 октября 1908 года в церкви Святейшего Синода. 159  См. XXIII выпуск „Знания”: „Исповедь” Горького; „В старой Лавре” Золоторёва. Ср. „Религиозно-философские Собрания” (I-III выпуски). 160  Слово 14 ноября, в день памяти святого апостола Филиппа, – для рабочих, в виду социал-демократической пропаганды. 163  Слово в неделю 24-ю; сказано в храме Троицкого подворья, в Петрограде, 16 ноября 1908 года при митрополичьем священнослужении. 166 Беседа в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, для образованных слушателей, 21 ноября 1908 года. 167  Слово в неделю 26-ю по Пятидесятнице. Сказано в Полтаве 30 ноября 1908 года при архиерейском священнослужении. 170

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

514 . Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом . – М.: Тип. Волчанинова, 1885. – 420 с. То же. – 2-е изд. – М.: Печатня Снегиревой, 1897. – V, 362 с. – (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева ; т.2). То же. – 3-е изд. – СПб.: Тузов, 1904. – 398, IV с. – (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева ; т. 2). То же/Церковно-ист. библиотека. – [Репр. изд.] – М.: Спасо-Преображ. Валаам, ставропигиал. монастырь, 1994. – 398 с. – Вых. дан. ориг.: СПб.: Изд. книгопродавца Тузова, 1904. Литература о жизни и деятельности 515 . Андреев И.Д. Алексей Петрович Лебедев : (Некролог). – СПб.: Сенат, тип., 1908. – 20 с. – Библиогр.: с. 17–20. – Извлеч. из: Журнал М-ва нар. просвещения. – 1908. 516 . Глубоковский Н.Н. Памяти покойного профессора Алексея Петровича Лебедева : (Под первым впечатлением тяжелой утраты).– СПб.: Глубоковский. 1908. – 31с.. 1 л. портр. – Отд. отт. из: Странник. – 1908. 517 . Добронравов Н.П. A.M. Иванцов-Платонов и А.П. Лебедев . – М., 1899. – 8 с. 518 . Елеонский Н. А. Алексей Петрович Лебедев : [Краткий биографический очерк; Список трудов]. – М.: Тип. Моск. ун-та, 1909. – 21 с. – Из: Отчет... Моск. ун-та за 1908 г. 519 . Елеонский Н. А. Отчет о докторском диспуте экстраординарного профессора А.П. Лебедева . – М.: Тип. Снегиревой, 1879. – 32с. 520 . Корсунский И.Н. Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности профессора А.П. Лебедева (1870–1895)/И. К. – Сергиев-Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1895. – 20 с. – Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей/И.Ф. Масанов. – М., 1956. -Т. 1. – С. 407. – Список сочинений проф. А.П. Лебедева , с отзывами о них: с. 5–20. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1895. – 11. 521 . Покровский А. И. Профессор Алексей Петрович Лебедев : (Некролог). – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1908. – 28 с., 1 л. портр. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1908. – 7–8. 522 . Спасский А.А. Профессор А.П. Лебедев : (Учено-литературная деятельность его, заслуженная в области церковно-исторической науки: Характеристика его личности как профессора и человека). – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1908. – 98 с., 1л. портр. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 . Записка об издании «Архива древнерусской письменности» (12 октября 1908 г. в Протоколах Комиссии по изданию памятников древнерусской письменности). 21 . Молитва отцов Никейского первого вселенского собора. – «Известия имп. Академии наук», 1908, стр. 73–74. 22 . Отчет о поездке в Синайский монастырь св. Екатерины летом 1908 г.– «Известия имп. Академии наук», 1908, стр. 1145–1148. 23 . Синайский список отцов Никейского первого вселенского собора.– «Известия имп. Академии наук», 1908, стр. 281–306; перепечатано в кн.: F. Haase. Altchristliche Kirchengeschichte nach orientalischen Quellen. Leipzig, 1925, S. 257–269. 24 . Die «Gebote der heiligen Väter» nach dem Euchologium Sinaiticum.– «Jagic – Festschrift». Berlin, 1908, S. 591–596. 25 . Армянский пролог о свв. Борисе и Глебе.-ИОРЯС, т. 14,1909, кн. 1, стр. 201–236. 26. Ответы Петра Хартофилакса (конца XI века).– «Записки имп. Академии наук, по историко-филологич. отделению», т. VIII , 14, СПб., 1909, стр. 1–19. 27 . Прохирон (о πρ?χειρος ν?μος) в новейшей русской литературе.– «Юридические записки». Ярославль, 1909, вып. I (III), стр. 102–110. 28 . Отзыв о книге свящ. Д. Ф. Стефановича «Стоглав: его происхождение, состав и значение в истории древнерусского церковного права и богослужения».– «Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909–1910 учебный год». СПб., 1910, стр. 318–324. 29 . Четвероевангелие в древнем грузинском переводе по рукописям 913 и 995 годов, под ред. В. Н. Бенешевича . Вып. I-II. СПб., 1909–1911. 30 . Обозрение трудов по славяноведению. 1908–1913. Сост. В. Н. Бенешевич , В. И. Срезневский , М. Р. Фасмер, А. А. Шахматов. Под ред. В. Н. Бенешевича. СПб.– Пг., 1909–1918; 1908–1909. Вып. 1 – 4 . – ИОРЯС, 1909, т. XIV, кн. 1 – 4 ; 1910. Вып. 1–2.– Там же, 1910, т. XV, кн. 2–3; 1911. Вып. 1–2.– Там же, 1911, т. XVI, кн. 1, 4; 1912, т. XVII, кн. 1–2; 1912. Вып. 1–3. СПб.– Пг., 1913–1914, 536 стр., 1913. Вып. 1–3. Пг. 1915–1918, 685 стр. Именные указатели к «Обозрению» за 1908–1910-е гг. печатались в ИОРЯС, 1910, т. XV, кн. 1, 4. Указатель за 1911 г. вышел отдельным изданием (Пг., 1915).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева ( Ис. 60:12 ). И придут цари к свету твоему и народы неверные к восходящему над тобой сиянию. На тебя языцы уповати будут, и будет покой твой – честь. Аминь. Послесловие к III тому Настоящим томом, невзирая на его значительный объём – до 800 страниц, далеко не исчерпаны все появившиеся в печати до 1915 года мои поучения. В IV томе, согласно первоначальным предположениям, будут напечатаны мои статьи только церковно-публицистические и статьи, касающиеся вопросов миссионерства. V-й том – о социализме – уже напечатан. В дальнейшем будут изданы последовательно VI, VII и т.д. томы, в которые войдут мои поучения с 1909 по 1914 год. Эти дополнительные томы будут бесплатно доставлены лицам, подписавшимся на полное собрание моих сочинений, и выдаваемы без приплаты тем, кто вообще будет получать мои сочинения полностью, а не отдельными томами. 112  Речь, сказанная 1 февраля 1908 года юнкерам Московского Алексеевского военного училища после всенощного бдения в присутствии Августейшего Начальника военно-учебных заведений Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича. По местам представляет повторение слова, сказанного в Карсе, и напечатанного во II томе. 114  Из речи в религиозно-философском кружке молодёжи в Москве 3 февраля 1908 года, в неделю о Мытаре и Фарисее. 119  Слово, сказанное во 2-ю неделю Великого поста за литургией воспитанникам Иркутской церковно-учительской семинарии. 120  Слово воинам пред причащением в среду Крестопоклонной седмицы В. поста. Сказано войскам Владивостокского крепостного гарнизона 19 марта 1908 года. 121  Слово в 5 неделю Великого поста; сказано в г. Владивостоке при служении архиепископа Владивостокского, в присутствии воинских частей, крестьян и учащихся детей, 30-го марта 1908 года. 122  Слово, сказанное в Никольском соборе г. Харбина, в Манчжурии, за всенощным бдением в праздник Входа Господня в Иерусалим, 5 апреля 1808 года. 123  Слово, произнесённое в праздник Входа Господня в Иерусалим, 6 апреля 1908 года в г. Харбине, на Дальнем Востоке, в ново-сооружённом храме Софии – Премудрости Божией, что на Пристани. 128  Речь за всенощным бдением 200 нижним чинам, сказанная отбывающим наказание за вооружённое восстание, побеги и другие преступления в казарме Красноярской дисциплинарной команды, 20 апреля 1908 года. 129  Слово в деревне Каменке, на р. Оби, Ордынского прихода, Томской епархии, сказано 9 мая 1908 года, по случаю торжества в честь местно-чтимой иконы Святителя Николая Чудотворца. Произнесено вне храма под обширным навесом, в присутствии множества народа и при участии общего хора учеников Ордынской второклассной школы, на молебствии, совершённом при участии 5 священников соседних приходов. 130  Слово в день коронования Государя Императора, 14 мая 1908 года. Сказано в Бийском Троицком соборе, в присутствии властей, при священнослужении Иннокентия, епископа Бийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В связи с арестом о. Философа 3 августа состоялось чрезвычайное заседание Епархиального Совета. Было постановлено «поручить Комиссару по епархиальным делам И.М. Ковшарову немедленно у подлежащей власти выяснить вопрос о причинах ареста и принять меры к, освобождению о. протоиерея из-под стражи», а также созвать в тот же день после всенощного бдения экстренное собрание прихожан Казанского собора «для обсуждения вопроса о мерах и способах, какие должны быть приняты к немедленному освобождению О. Настоятеля» 772 . Власть осталась совершенно глуха к этим хлопотам. Одним из своих первых предложений, направленных в Епархиальный Совет, митрополит Вениамин вводил особое моление по всем храмам епархии за арестованное духовенство. 9 августа он писал: «По имеющимся сведениям, в последнее время очень участились со стороны светской власти обыски в учреждениях духовного ведомства и аресты лиц духовных; которые находятся теперь в разных местах заключения, не сообщаемых духовной власти. Ввиду сего нахожу благопотребным неотлагательно установить нарочитое церковное моление «о сущих в темнице»: протоиерее Философе (Орнатском, настоятеле Казанского собора в Петрограде), протоиерее Александре (Каминском – Митрофаниевско-кладбищенской церкви), иерее Петре (Успенском – Екатерингофской Екатерининской церкви), иерее Александре (Дубровском – рукодельной школы на Крестовском острове), иерее Вячеславе (Силине – Ульянковской церкви, Петроградского уезда), иерее Гаврииле (Семеновском – Опольской церкви, Ямбургского уезда) и о других, могущих оказаться в таком же положении страждущих за православную Церковь , о которых впоследствии сделается известным. Да подкрепит Всевышний Господь душевные и телесные силы их в мужественном перенесении постигших их тяжких испытаний. Моления возглашать за церковными службами на великой и сугубой ектениях, в своем месте. О чем и объявить духовенству вверенной мне Петроградской епархии к исполнению» 773 . Через неделю Петроградский Епархиальный Совет своим указом от 16 (3) августа 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спасовцы малоначальные, принимавшие в свою братию через «простой начал», проживали на юге и западе Заволжья. Их лидером в нач. XX в. являлся А. А. Антипин - настоятель общины во имя арх. Михаила в с. Ворсма Горбатовского у. (ныне город Павловского р-на Нижегородской обл.). В состав этой общины входили жители еще 11 деревень, 3 из которых не относились к Горбатовскому у.: Охлопково и Передельное принадлежали к Балахнинскому у., Дубки - к Гороховецкому у. Владимирской губ. Благодаря проповедям и др. активной деятельности Антипина численность общины к 1916 г. достигла 150 чел. На свои средства общинники выстроили 4 моленные, открыли старообрядческую школу в дер. Сосновке Горбатовского у. Антипин много сделал для упорядочения малоначального об-ва спасовцев, объезжал общины в Нижегородской губ., призывая их представителей регистрироваться. Его стараниями были организованы общины в Сохтанке, Каменке, Богданове, Ичалках, Личадееве, М. Силине, Костянке, Кувалдине общей численностью свыше 9 тыс. чел. В авг. 1906 г. в Н. Новгороде прошел 1-й съезд малоначальных спасовцев, к-рый открылся докладом Антипина. Для руководства старообрядцами-спасовцами всей России было избрано Попечительное старообрядческое братство спасова согласия, делопроизводителем к-рого стал Антипин. В 1913 г. его трудами был издан Потребник, активно использовавшийся вплоть до нач. XXI в. староверами Н. о. и др. регионов. На юге Нижегородской губ., в Арзамасском у., проживало большое число малоначальных и «глухих» нетовцев, принимавших крещение и венчание в РПЦ и оставлявших богослужебное пение настоятелям и знатокам. Общины таких спасовцев с давнего времени жили, в частности, в с. Пустынь (841 чел. в 1911). По легенде, сохранившейся в этих местах, во 2-й пол. XVII в. в неск. верстах от Пустыни поселилась Евдокия Петровна Нарышкина (урожд. Хомутова, в иночестве Девора (Деворра)) - тетка царицы Наталии Кирилловны. В 1684 г. ее было велено держать под караулом из-за приверженности старообрядчеству, дальнейшая судьба Нарышкиной неизвестна. Урочище Деворрино (Деворино) близ Пустыни почиталось не только спасовцами, но и представителями др. старообрядческих согласий.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010