I. Митрополит Сильвестр Белькевич К оглавлению Что же делали во все это время западнорусские иерархи? Какие меры они принимали против новых врагов? Какое противодействие оказывали им? Стали ли внимательнее к своему долгу ввиду угрожавшей опасности? Увы, почти никаких мер против врагов, почти никакого положительного противодействия им, никакой перемены к лучшему мы не замечаем тогда в Литовской митрополии. Все шло по-старому и становилось даже хуже и хуже. Первый свидетель тому сам тогдашний митрополит Сильвестр Белькевич, или Велькевич. Он был человек богатый, но почти не получивший образования и едва умел читать. Еще при Сигизмунде он служил королевским скарбником и ключником в Вильне и, когда скончался настоятель виленского Троицкого монастыря архимандрит Алексий, выпросил себе у короля этот монастырь в управление, разумеется, чтобы пользоваться его имениями. Продолжая ту же службу виленского скарбника и ключника и при Сигизмунде Августе и называясь настоятелем виленского Троицкого монастыря, пан Стефан Андреевич Велькевич исходатайствовал себе новую грамоту, которою король отдавал ему и Киевскую митрополию по смерти митрополита Макария и обещался не отдавать ее никому другому, а с тем вместе оставлял за Велькевичем до его живота виленский Троицкий монастырь, и это было еще 10 июля 1551 г., следовательно, за пять лет до смерти митрополита Макария . По смерти последнего Велькевич объявлен «нареченным» митрополитом, хотя оставался в светском звании, носил свое мирское имя. Новогродский воевода Иван Горностай 25 марта 1556 г., жертвуя в виленский Пречистенский собор серебряный рукомойник, назначал его для употребления, как сам выражался, «нынешнему митрополиту нареченному Стефану Андреевичу». А через полгода (30 сентября 1556 г.) этот Стефан Андреевич писался уже: «Милостию Божиею мы, Селивестр, нареченный архиепископ, митрополит Киевский и Галицкий и всея Руси», т. е. успел уже принять монашество с новым именем и, не проходя низших степеней церковного служения, занял прямо митрополитскую кафедру .

http://sedmitza.ru/lib/text/436053/

III. Митрополит Онисифор Петрович Девоча К оглавлению В июне 1579 г. кафедру Литовской митрополии занимал уже новый нареченный митрополит, Онисифор Петрович Девоча, или Девочка. Родом он был, как можно догадываться, из галицких дворян и до поступления на митрополию имел в своем управлении, еще по грамоте короля Сигизмунда Августа, Лаврашевский монастырь, который потом удерживал за собою и в продолжение своего митрополитствования. На высшую церковную должность назначен был, вероятно, прямо из светских людей, нимало не подготовленный к ней предшествовавшим служением Церкви, как прежде назначены были Сильвестр Белькевич и Илия Куча: по крайней мере, ни в числе архиереев, ни в числе настоятелей и других духовных лиц того времени имя Онисифора Девочки не встречается. Еще прискорбнее было то, что он возведен был в сан архиерея-митрополита вопреки канонов из двоеженцев, к общему соблазну верующих . А между тем Западнорусская Церковь нуждалась тогда, более чем когда-либо прежде, в пастырях и архипастырях достойнейших как по умственным качествам, так и по нравственным. Враги ее — латиняне, особенно иезуиты, с каждым днем усиливались и усиливали на нее свои нападения. Завязывалась борьба открытая, в которой православные хотя старались принимать все меры для своей обороны, но, достаточно не приготовленные и не имея искусных вождей, поневоле во многом должны были уступать своим противникам. Доселе деятельность литовских иезуитов сосредоточивалась в Вильне и направлена была преимущественно на подавление протестантства. Теперь они успели утвердиться и в других местах Западнорусского края, и в некоторых почти исключительно для совращения православных. В августе 1579 г. Стефан Баторий осадил Полоцк. При короле и войске постоянно находились иезуиты. Сначала осада шла неудачно от постоянных проливных дождей. По совету иезуитов король приказал служить в лагере молебствия, а сам дал обет основать в Полоцке, как только он будет взят, иезуитскую коллегию. По взятии города (27 сентября) Баторий в благодарность Богу за одержанную победу действительно тотчас же основал там коллегию и костел для иезуитов, отдал им во владение все русские церкви и монастыри в Полоцке, именно восемь церквей и семь монастырей, большею частию разоренных, а вместе и все принадлежавшие им имения.

http://sedmitza.ru/lib/text/436059/

Сильвестр, митрополит Киевский и Галицкий (Белькевич или Белькевич Стефан Андреевич) При польском короле Сигизмунде Августе служил королевским скарбником и ключником в городе Вильне. Он был человек богатый, но почти не получивший образования, и едва умел читать. По кончине настоятеля Виленского Троицкого монастыря архимандрита Алексия выпросил себе у короля этот монастырь в управление, чтобы пользоваться его имениями. Продолжая ту же службу Виленского скарбника и ключника и называясь настоятелем Виленского Троицкого монастыря, пан Стефан Андреевич Белькевич исходатайствовал себе новую грамоту, которой король отдавал ему и Киевскую митрополию по смерти митрополита Макария и обещался не отдавать ее никому другому. Это было еще 10 июля 1551 года, за пять лет до кончины митрополита Макария. После смерти митрополита Макария Стефан Белькевич был объявлен «нареченным» митрополитом, хотя оставался в светском звании, носил мирское имя. 30 сентября 1556 года Стефан, успевший принять монашество с именем Сильвестр, не проходя низших степеней церковного служения, прямо занял кафедру митрополита. Он ревностно боролся за Православие. В 1558 году «собственным стараньем», а не по приказу короля созвал в Вильне Собор для утверждения веры и закона христианского. Его поучения новопоставленному священнику и грамота о монастыре (2 июля 1564 года) по своему содержанию обращают на себя внимание. При нем в 1570 году во Львове был переведен с еврейского языка Ветхий Завет , переложена с славянского на польский язык Псалтирь. Но несмотря на эти усилия, митрополит не мог оказать серьезного противодействия и предпринять действенных мер против распространения в его епархии протестантизма, особенно кальвинизма, которому сочувствовал и сам король. Наибольшее распространение протестантизм получил в Новогрудском воеводстве Киевской митрополии. Почти 600 шляхетных фамилий этого воеводства перешли в протестантизм. Как человек практический, Сильвестр умел находить себе покровителей при дворе короля, не стеснялся преследовать свои корыстные цели. Он открыто требовал от своих наместников и урядников, чтобы они собирали и высылали ему дани и доходы с подданных крестьян и куничные пенязи со священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Более 50 коренных жителей острова Колгуев в Баренцевом море приняли Православие 30 июня 2008 г. 11:38 Духовенство из Ненецкого автономного округа совершило в конце июня миссионерскую поездку на остров Колгуев, расположенный в акватории Баренцева моря (Северный Ледовитый океан). Об этом корреспонденту интернет-газеты «Православие на Северной земле» сообщил настоятель Свято-Богоявленского храма города Нарьян-Мара иерей Антоний Антипов. По словам священника, в ходе поездки по острову штатный клирик Свято-Богоявленского храма иеромонах Нектарий (Ревус) освятил в ненецкой деревне Бугрино поклонный крест, после чего более пятидесяти коренных жителей острова приняли Таинство Крещения и приобщились Святых Христовых Таин. Как рассказал «Православию на Северной земле» сам отец Нектарий, его приятно удивило и порадовало, что, несмотря на суровую погоду, холодный северный ветер и дождь, на освящение креста пришли большинство жителей деревни. Пятидесяти крестиков,  взятых, по словам о. Нектария,  в миссионерскую поездку, не хватило для всех крещаемых ненцев, и несколько новоначальных верующих остались до времени без нательного креста. «До 1917 года на острове Колгуев был действующий православный храм. В годы лихолетья церковь закрыли, и спустя какое-то время в здании храма открыли магазин. Господь не попустил дальнейшего осквернения святыни, и магазин сгорел. Пять лет назад силами русских нефтяников на острове была построена часовня. В августе 2003 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил храм в честь Святителя Николая Чудотворца, самого почитаемого и любимого северными народами святого. С этого времени и началось возрождение Православия среди ненцев Колгуева», — рассказал собеседник газеты. Ненецкие священники выражают искреннюю благодарность за помощь в организации миссионерской поездки главе администрации Колгуевского сельсовета Александру Лохову. Краткий очерк истории Православия в Ненецком крае История приобщения ненцев заполярной тундры к православному христианству начинается  в XV веке. Австрийский посол в Московии Сигизмунд Герберштейн писал о том, что в 1518 году приняли Крещение обитатели устьев Печоры. А в 1643 году немецкий ученый и писатель Адам Олеарий встретился в Посольском приказе в Москве с двумя самоедами (так до 1917 года русские именовали ненцев и представителей родственных им народов самодийской группы), которые сообщили ему о стремлении части ненцев принять «русскую веру», то есть Православие. Олеарий отмечал, что в соответствии с пожеланиями самоедов в тундру отправился епископ Владимирский с несколькими священниками, чтобы обучить ненцев вере и крестить их. Историки, однако, отмечают, что вплоть до начала XIX века миссионерская деятельность среди ненцев велась очень слабо.

http://patriarchia.ru/db/text/430640.htm...

Троицкий мужской монастырь (Смоленск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий мужской (ныне женский) монастырь - православный монастырь, основанный в 1674 году. Монастырь был закрыт советской властью в 1939 году. Вновь воссоздан в качестве женского монастыря в 2007 г. При монастыре действует детский дом. Для паломников имеется гостиница. Содержание История [ править править код ] Древнейшее упоминание о Троицком монастыре относится к 1462 году, он получил свое название в память о древнем Троицком монастыре на реке Кловке. В 1632 году доблестный защитник Смоленска от короля Сигизмунда III, воевода Шеин, с многочисленными войсками пришел под Смоленск, чтобы отнять город у поляков. Его подвижник, князь Прозоровский расположился в Троицком монастыре, устроив там укрепленный лагерь с мостом через Днепр. В августе 1633 года Прозоровский, тесненный поляками, вынужден был оставить свой лагерь. Уходя, он взорвал порохом монастырь. После этого монастырь на Кловке навсегда прекратил свое существование. Ныне существующий Смоленский Свято-Троицкий монастырь возник не на месте прежнего Кловского монастыря, а в самом городе, близ Соборной горы. В 1674 году в здании бернардинского католического костела основан православный монастырь. В монастыре было два храма: каменная двухъэтажная церковь; в верхнем этаже- престол был освящен во имя Живоначальныя Троицы, нижний — во имя Рождества Христова с пределом во имя святого Митрофания Воронежского. Вторая церковь в честь зачатия святой Анны. Церкви были расписаны разными евангельскими изображениями. До 1740 года архиепископы смоленские избрали его для жительства. Ими было отстроено помещение на архиерейском дворе. Троицкий монастырь был в полном смысле слова монастырем архиерейским и резиденцией смоленских владык. Памятный для Смоленска 1812 год и в Троицком монастыре оставил на себе глубокие следы разорения, он был полностью разорен. Все, что было украшением, было похищено или повреждено. В верхней Троицкой церкви царские врата, украшенные золотом и серебром — разломаны, одна половина уничтожена, кельи опустошены. От некоторых зданий остались одни стены. Разорение было настолько велико, что монахи, возвратившиеся сюда после удаления французов, не надеялись, что монастырь будет восстановлен. После чего возобновление монастыря закончилось только через 8 лет — в 1821 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_мужск...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУКОВИЧ Платон Николаевич (26.09.1857, г. Пружаны Гродненской губ., ныне Брестской обл., Белоруссия - 13.12.1919, Петроград), историк Церкви, педагог. Сын протоиерея, настоятеля Александро-Невского собора г. Пружаны, из потомственных дворян. Ж. получил образование в Кобринском ДУ (1867-1871, был одним из 3 лучших выпускников), затем в Литовской (Виленской) ДС (1871-1877). В 1877 г. поступил в СПбДА, где тогда преподавали Т. В. Барсов , В. В. Болотов , М. О. Коялович , И. Е. Троицкий , В. И. Ламанский . Окончил академию в 1881 г. со степенью кандидата богословия церковно-исторического отд-ния. П. Н. Жукович. Фотография. Ок. 1916 г. (РГБ) П. Н. Жукович. Фотография. Ок. 1916 г. (РГБ) Научные интересы Ж. сложились в студенческие годы под влиянием профессоров Троицкого и в особенности Кояловича. Главной темой исследований Ж. стала история Западнорусской митрополии в XVI-XVII вв. и церковная жизнь Западного края в кон. XIX - нач. ХХ в. Его дис. «Кардинал Гозий и Польская Церковь его времени» (СПб., 1882) посвящена начальным периодам Реформации и Контрреформации в Польше. Ж. показал, что польское католич. духовенство, несмотря на высокое положение в гос-ве, в 1-й пол. XVI в. не могло препятствовать проникновению в Польшу протестант. идей, что стало следствием сословной вражды между духовенством и усиливавшимся протестантски настроенным дворянством, развития в Польше национального движения под влиянием гуситства и гуманистических идей, распространявшихся из Зап. Европы, прежде всего из Германии, а также моральной распущенности католич. духовенства. Протестант. группы различных направлений умножились в Польше при Сигизмунде II Августе , но их раздоры и объединение консервативной части католич. духовенства вокруг еп. Станислава Гозия привели к тому, что католикам удалось не допустить консолидации польск. протестантов и взять перевес над Реформацией в правление Стефана Батория . 17 янв. 1883 г. Ж. был удостоен степени магистра богословия за это сочинение в его расширенном варианте (магист. речь Ж.: О Реформации в Польше//ХЧ. 1883. Ч. 1. С. 465-471; публ. переработанной и дополненной 3-й главы диссертации см.: «Христианское исповедание кафолической веры», изданное от имени Петровского синода 1551 г.//Там же. 1885. Ч. 1. С. 642-669; Ч. 2. С. 50-81, 293-334).

http://pravenc.ru/text/182349.html

Свято-Успенський кафедральний собор Смоленська 14 липня 2012 р. 20:11 В 1001 году Владимир Мономах заложил в Смоленске большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но в 1609 году войска польского короля Сигизмунда III осадили город. Во время штурма горожане, которые предпочли смерть позорному плену, взорвали пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. В 1675 году собор был разобран ввиду невозможности ремонта. По приказу царя Алексея Михайловича в 1676 году был заложен новый храм на месте прежнего. Строительство длилось около ста лет, и в 1772 году собор был освящен Преосвященнейшим Парфением. Собор уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Внутреннее пространство собора — более 2000 кв. м., высота стен — 70 м. В декоративном убранстве сочетаются элементы древнерусского зодчества и стиля барокко середины XVIII века. Главная святыня Успенского собора — Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Икона находилась в войсках фельдмаршала М.И. Кутузова во время Отечественной войны 1812 года; в августе-сентябре 2012 года в рамках празднования 200-летия победы России в этой войне планируется совершить крестный ход с этим чудотворным образом из Смоленска в Вязьму. Другие святыни — плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в мастерских Евфросиньи Старицкой, и распятие работы В.М. Васнецова. Жемчужиной собора по праву считается знаменитый резной золоченый пятиярусный иконостас. В течение двухтысячных годов производилась историческая реставрация кафедрального храма. Во время Первосвятительского визита в Смоленскую епархию в июне 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил воссозданный иконостас, что символически подвело итог более чем 14-летней реставрации Свято-Успенского собора. Собор играет главенствующую роль в общей панораме г. Смоленска и хорошо просматривается с любой точки города. Как и Смоленская крепостная стена, собор стал художественным символом Смоленска. Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2343080...

Иосиф, архиепископ Суздальский и Тарусский (Курцевич Иезекииль) Был игуменом Терехтемировского монастыря Полтавской епархии. В 1620 году (по Макарию (Булгакову) , 7 января 1621 года) во время посещения монастыря Иерусалимским патриархом Феофаном был хиротонисан во епископа Владимирского и Брестского. В начале 1623 года получил в управление Дерманский монастырь на Волыни. По свидетельству монахов, пытался их склонить к унии, а непреклонных преследовал и грабил. Около 1624 года или в июле 1625 года прибыл в Москву. В августе 1626 (по Н. Д., август 1625) года определен архиепископом Суздальским и Тарусским. Царской грамотой от 21 марта 1634 года отлучен от кафедры и сослан в Сийский монастырь «под крепкое начало». По поручению митрополита Киевского Иова (Борецкого) ездил для оправдания к королю Сигизмунду III, но безуспешно. Причиной ссылки были его бесчинства по отношению к пастве и многочисленные жалобы о том, что живет Иосиф не по святительскому чину, делает непристойные дела. 14 сентября того же года была получена грамота патриарха Московского Иоасафа о соборном рассмотрении дела Иосифа. Выяснилось, что Иосиф не только сам был некрещен, но и другим воспрещал креститься по православному чину, подтвердились обвинения его и в совершении многих других неблаговидных поступков. С Иосифа снят был святительский сан, и сам он был отвезен в Соловецкий монастырь. В 1640 году перемещен в Казанский Зилантов монастырь, где и скончался 15 июня 1642 года. По другим известиям, упоминается 3 января 1658 года. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 493. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 2. – С. 179, 221. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 656, 934, 1046. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1361–1362. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 238. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 27, 43. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 6. – С. 316–318. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феофан, архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский (Р(ы)пинский Богдан) Происходил из семьи землевладельцев шляхетского звания Ошмянской волости. Был протоиереем в Марковом храме города Витебска. В 1576 году митрополитом Киевским и Галицким Ионою (Протасовичем; † 1577) хиротонисан во епископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского с возведением в сан архиепископа. 15 декабря 1576 года получил подтвердительную грамоту Польского короля и великого князя Литовского Стефана Батория на это архиепископство. 19 февраля 1578 года Польский король Стефан Баторий передал в управление преосвященному Феофану Спасскую церковь и при ней монастырь в городе Могилеве, 24 июня 1578 года великий князь Стефан Баторий предоставил архиепископу Феофану в пожизненное управление монастыри со всеми имениями в городе Мстиславле: Никольский Нагорный и Пустынский Пречистенский. Город Полоцк был взят армией Стефана Батория 31 августа 1579 года. Архиепископ Полоцкий Киприан, поставленный Московской митрополией, был пленён, и лишь после этого преосвященный Феофан смог реально вступить во владение землями Полоцкой кафедры. 21 мая 1580 года архиепископ Феофан получил от великого князя Стефана Батория грамоту на Полоцкое владычество. В 1581 году, после кончины Мстиславского хорунжия Богдана Селицкого, владевшего по грамоте Польского короля Сигизмунда Августа Онуфриевским монастырём, преосвященный Феофан получил в пожизненное управление и этот монастырь, четвёртый, самый богатый из Мстиславских монастырей, со всеми людьми и землями, со всеми данями, доходами и пожитками. Скончался преосвященный Феофан в августе 1588 года. Архиепископа Феофана называли «человеком добродетельным, во всех Делах духовных благоразумным и в письме святом добре наученным». Литература: Сапунов А.П. Витебская старина. – Витебск, 1883–1888, т. 4, ч. 1. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 9. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1409. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 382. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 31. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссией; в 5 т. СПб., 1846–1853, т. 3, 4. Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов: 33 т. Вильно, 1865–1914, т. 11. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 449. Макарий (Булгаков) , митрополит, История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 219, 220, 244, 245, 253. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В апреле 1617 года, юный королевич двинулся на Москву. В его обозе ехал изгнанный москвичами патриарх Игнатий. В 1605 году, после убийства Лжедмитрия, московский патриарх Игнатий, венчавший самозванца на царство, был заточен в Чудов монастырь. Но в 1611 году он был освобожден Сигизмундом, и отправлен в Вильно к униатскому киевскому митрополиту Иосифу Рутскому, где тайно принял униатство, после чего, возвратился в Москву. В 1612 году Игнатий был вынужден вторично бежать в Польшу. Теперь благодаря армии королевича Владислава он рассчитывал вновь занять московский патриарший престол. Однако Владислав Москву не взял и был с 11 000 солдат блокирован русскими солдатами в Тушино. Нуждаясь в провианте и деньгах, он слал Сигизмунду письма с просьбой прислать на помощь казаков. Петр Сагайдачный долго не отвечал на призывы короля идти на Москву. Он настаивал на расширении территории контролируемой казаками и признание на ней прав административной и судебной автономии. Наконец, король пообещал Сагайдачному разрешить легальное исповедание православной веры и реестр в 20 тысяч казаков. Папа Римский не препятствовал королю давать обещания Сагайдачному, так как ему надо было повязать казаков с Польшей кровью православных московитов. В августе 1618 года Сагайдачный двинулся на Москву для соединения с армией Владислава. По пути казаками были захвачены города: Путивль, Рыльск, Курск, Елец, Скопин, Ряжск; разбиты войска воевод Пожарского и Волконского. Затем, под натиском казаков пали Ярославль, Переяславль, Кашира, Тула, Касимов. 20 сентября П.Сагайдачный вошел в Тушино и соединился с войсками королевича Владислава. Подойдя к Москве, поляки стали готовиться к штурму. 30 сентября, отряд подрывников во главе со шляхтичем Надворским пытался установить заряды и подорвать бочонки с порохом, заложенные в подкопах под Тверскими и Арбатскими воротами. Однако, в подкопе поляки были встречены дружным огнем московских стрельцов, предупрежденных накануне перебежчиками. Штурм был назначен на вечер первого октября, но когда в московских церквах раздался благовест ко всенощной накануне праздника Покрова, прослезившийся гетман перекрестился и дал отбой штурму.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/15/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010