Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии , издатель; управлял Львовской, Галицкой и Каменец-Подольской епархией в 1607-1608 гг. И. был племянником Львовского еп. Гедеона (Балабана) . Первые упоминания об И. Балабане связаны с его участием в конфликте ставропигиального Львовского братства с еп. Гедеоном. 18 янв. 1590 г. члены братства подали жалобу на то, что племянники еп. Гедеона Иван и Адам явились в львовскую братскую школу и угрожали братчикам, требуя признать епископскую власть Гедеона, при этом произошло столкновение племянников архиерея с одним из лидеров братства - И. Рогатинцем (ЦГИАЛ. Ф. 129. Оп. 1. Д. 1035. Л. 42-44; опубл.: Monumenta confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis./Ed. W. Milkowicz. Leopolis, 1895. N 256. P. 415-420; в издании документ ошибочно датирован 1592 г.). Иван и Адам Балабаны напали на братский львовский во имя прп. Онуфрия Великого мон-рь . Этот случай обсуждался на Соборе в Бресте 22 июня 1590 г. (см. Брестские Соборы ), утвердившем принадлежность мон-ря братству и ставропигиальный статус последнего. Между 1590 и 1595 гг. И. Балабан принял постриг с именем Исаия. Как игумен (без обозначения места служения) он упоминается в грамоте кор. Сигизмунда III Вазы от 5 апр. 1595 г., по к-рой он был признан коадъютором (викарием) и преемником Львовского еп. Гедеона (Балабана), к-рый в тот период являлся сторонником унии правосл. и католич. Церквей. Решение короля вызвало протесты Львовского братства, и в янв. 1602 г. еп. Гедеон, позиция к-рого в отношении унии к тому времени изменилась, заключил с братством соглашение, по к-рому И. был лишен права на замещение Львовской кафедры, чтобы та не стала наследственным владением рода Балабанов; И. подписался под этим соглашением. С июля 1597 г. И. упоминается как игумен тесно связанного с Львовской кафедрой Уневского Успенского мон-ря (ныне с.

http://pravenc.ru/text/674832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦКИЙ БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в г. Луцке Волынской губ. (ныне Волынская обл., Украина). Основан в 1624 г. как общежительный членами правосл. Луцкого братства в честь Воздвижения Креста Господня (известно с 1617). Располагался в районе Старого города - на стыке площадей Братский Мост и Рыночная (ныне монастырские постройки расположены на ул. Иова (Кондзелевича), д. 5; Крестовоздвиженская ц.- на ул. Даниила Галицкого, д. 2), на месте сгоревшего в 1619 г. «Русского госпиталя» с ц. св. Лазаря у Глушецкого моста. Как и храм в Тернопольском братстве, возникшем ранее во владениях кн. Константина Константиновича Острожского, луцкий храм, один из центров местных братчиков, посвятили празднику Воздвижения Креста Господня. Вместе с «еллино-словенской» школой деревянная Крестовоздвиженская ц. (1620) была построена еще до основания мон-ря по разрешению, которое после ходатайства волынских депутатов сейма 20 февр. 1619 г. братчики получили от польск. кор. Сигизмунда III Вазы . Ставропигиальный статус братству был пожалован 20 июня 1620 г. грамотой Иерусалимского патриарха Феофана IV . В 1624 г. на общем собрании Луцкого братства было утверждено «Постановение порядное межи брацтвом свецким и духовными, сиречь игуменом и иноками общаго житиа киновиатов». Оно было подписано от «духовного братства» братским игуменом иером. Герасимом, иеромонахами Тарасием (Черниковским) и Самуилом (Шикевичем). В предисловии к «Постановению...» сообщается о том, что братское собрание желает основать «киновион, то есть общежитие законников регулы святого Василия Великого, послушенства православия восточнаго, на том местцу, при церкви нашой братской». Далее перечислены договоренности между братством и мон-рем, к-рые можно рассматривать как устав Л. м. Перечень открывается поручением игумену сформировать штат мон-ря: пригласить духовника, проповедника, священника, диакона, уставщика, екклесиарха, эконома, «полатного», 2 братьев для сбора милостыни, повара, послушника, дидаскала.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Находился в г. Могилёве. Основан в 1619-1620 гг. Обитель тесно связана с Могилёвским Крестоносным православным братством, первоначально организованным при могилёвском Спасском муж. мон-ре по инициативе священников и мирян, получивших на это грамоту 21 марта 1597 г. ( Копысский. 1975. С. 162). Возникнув сразу после заключения Брестской унии 1596 г., братство имело непростые отношения с королевской властью, которые усугублялись проводимой ее представителями церковной политикой. 9 окт. 1618 г. одним из решительных действий братчиков и могилёвских мещан, к-рых поддерживал письмами настоятель вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря архим. Мелетий (Смотрицкий) , стал запрет на въезд в город полоцкого униат. еп. Иосафата (Кунцевича) . В 1620 г. священники заявили ему об отказе совершать богослужения в церквах Могилёва, перешедших униатам, из-за этого «дети без крещения от сего свету отходят» ( Мелешко. 1988. С. 215-217). Учитывая дискриминационные законы Речи Посполитой в отношении православных, М. Б. м. мог быть устроен только на частной территории, которая была выкуплена под застройку в центре Могилёва. Формально земля стала принадлежать авторитетному землевладельцу кн. И. Б. Огинскому. Еще 4 июня 1619 г. он «внес в Виленские трибунальные книги свой дарственный фундуш на имя Виленского братства». Братству покровительствовали некоторые представители правосл. магнатского рода Воловичей. В трибунальном суде кн. Огинский официально передал права на выкупленную землю братству, лишившемуся своего центра - могилёвского Спасского мон-ря, обладавшего большими налоговыми привилегиями и правом сбора денег за перевоз на р. Днепре. Такое юридическое решение обеспечивало защиту в суде основателей М. Б. м. от возможных имущественных притязаний униатов. Добившись выгодного для себя постановления суда польского кор. Сигизмунда III Вазы , униаты еще 22 марта 1619 г. получили грамоту, по которой братчики и др. правосл. жители Могилёва остались без храмов, отданных в собственность униатам.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРЕЩИНСКИЙ [польск. Wereszczyski] Иосиф (ок. 1530, г. Збараж (ныне Тернопольская обл., Украина) - 26.03.1598), католич. епископ Киевский, писатель. Род. в правосл. семье помощника холмского судьи Андрея Верещинского. Воспитывался и обучался в Красном Ставе (ныне Красныстав, Польша), где в то время располагалась кафедра католич. епископа Холмского. Духовный сан принял в молодые годы, однако неизвестно, когда и от кого он был посвящен во иерея, а также когда и при каких обстоятельствах перешел в католицизм. Ф. Жепницкий утверждает, что В. имел степень д-ра теологии, но не уточняет, где он ее получил. Образованность, усердие и семейные связи способствовали церковной карьере В. 24 марта 1571 г. он подписался как епископский плебан (епархиальный приходской священник). В 1577 г. был каноником холмским и читал проповеди (изд. в 1584). В 1581 г. был избран комендаторийным аббатом бенедиктинского аббатства в Сецехове. После смерти Стефана Батория приложил много усилий для избрания на трон Сигизмунда III Вазы . В знак признательности Сигизмунд III в 1589 г. назначил В. епископом-номинатом Киевским, с сохранением права управления аббатством. 5 июня 1592 г. папой Климентом VIII В. был канонически утвержден в сане епископа Киевского, но рукоположен так и не был. О состоянии дел в Киевском еп-стве в кон. XVI в. сведений очень мало. Известно, что не было ни кафедрального собора, ни резиденции епископа; к 1592 г. сохранился только один католич. доминиканский мон-рь с одним монахом. Укр. казачий гетман Ян Орышовский упоминает о намерении Киевского еп. Иосифа В. превратить в кафедральный костел древний храм Св. Софии, но осуществить эту затею ему не удалось из-за недостатка средств. Своей епископской резиденцией он сделал Фастов - имение, перешедшее к католич. епископам в 1560 г. Там был построен укрепленный замок с костелом, устроена типография. В. даже хотел перенести туда кафедру, но этот замысел не был реализован. Ему удалось вернуть под юрисдикцию Киевского католич. еп-ства ранее утраченные земельные владения.

http://pravenc.ru/text/150413.html

Католич. св. Казимир. XIX в. Неизвестный художник (Литовский художественный музей, Вильнюс) По свидетельствам современников, К. отличался скромностью, благочестием и заботой о бедных, к-рых оделял щедрой милостыней. Часто ранним утром он приходил к храму и молился перед еще закрытыми дверями. Особо почитал Пресв. Деву Марию. С нач. XVI в. появились упоминания о посмертных чудесах К. («et post mortem prodigiis miraculorum splendescere ferebatur» - Matthias Mechovius [de Mechow]. Chronica polonorum. Cracoviae, 1521. P. 345). По преданию, в 1518 г. он явился перед литов. войском, к-рое направлялось к осажденному рус. войсками Полоцку, и указал брод через Зап. Двину (Chronica Bernardi Vapovii, pars posterior 1480-1535//Scriptores rerum polonicarum. Cracoviae, 1874. T. 2. P. 156). Сведения о чудесах стали поводом для начала канонизационного процесса. Посетивший Вильно в 1520 г. польск. нунций Захария Феррери провел опрос свидетелей, на основе собранных сведений им было составлено Житие К. (опубл. в 1521), а также литургические тексты на день его памяти. По неизвестным причинам собранные материалы не были отправлены в Рим, а остались в Вильно. Папа Римский Лев X в 1521 г. издал буллу о канонизации К. и вручил ее Эразму Цёлеку, еп. Плоцкому, но тот вскоре умер (1522), а булла была утрачена вместе с его архивом. По инициативе польск. кор. Сигизмунда III Вазы папа Климент VIII , основываясь на сохранившейся копии буллы 1521 г., подтвердил канонизацию К. (7 нояб. 1602). В связи с канонизацией было вскрыто захоронение К., его останки, по свидетельству очевидцев, оказались не тронуты тлением. Церемония канонизации состоялась в 1604 г. в виленском кафедральном соборе св. Станислава. В том же году была заложена ц. во имя К. при коллегии иезуитов в Вильно (в 1840-1915 правосл. кафедральный собор свт. Николая Мирликийского). В 1636 г. мощи К. перенесли в специально построенную капеллу собора св. Станислава. В 1613 г. К. был провозглашен св. покровителем Литвы, в 1636 г.- Литвы и Польши. В 1948 г. папа Римский Пий XII объявил К. покровителем литов. молодежи и литов. эмигрантов в Сев. Америке.

http://pravenc.ru/text/1319872.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Гоголь-Богушевич (Богушевич-Гоголь) Иван Петрович; † ок. авг. 1602), еп. Пинский и Туровский ( Западнорусская митрополия ), принявший Брестскую унию 1596 г. Из мелкопоместной дворянской семьи Берестейского повета. 7 февр. 1586 г. получил грамоту кор. Сигизмунда III Вазы на кобринский Спасский монастырь, имевший статус архимандритии, с обязательством в течение года принять сан. В мае 1589 г. Гоголь-Богушевич был еще мирянином, но жил в монастыре и титуловался нареченным архимандритом. К сент. 1592 г. принял постриг, в документах того времени назывался архимандритом кобринского монастыря. И. подписал составленный 2 дек. 1594 г. епископами Владимирским Ипатием Потеем и Луцким Кириллом (Терлецким) Торчинский манифест, в к-ром правосл. западнорус. архиереи признали власть Римского папы и выразили желание заключить унию с католич. Церковью. И. принял участие в совещании архиереев о заключении унии, проведенном 20 мая 1595 г. в кобринском мон-ре. Кобринский архимандрит поставил подпись и печать под составленными 1 июня того же года «32 артикулами», определявшими условия подчинения западнорусской Киевской митрополии Риму. На прошедшем в Бресте 12 июня 1595 г. совещании епископов настоятель кобринского мон-ря подписал обращение к папе Клименту VIII с изъявлением согласия на принятие унии. И. был единственным архимандритом, подписавшим эти акты. Документы также подписал Пинский и Туровский еп. Леонтий (Пельчицкий), еще при жизни которого (дата неизв.) И. стал нареченным Пинским епископом, сохранив титул архимандрита кобринского мон-ря св. Спаса (АЗР. Т. 4. 68). По-видимому, И. должен был унаследовать Пинскую кафедру после кончины еп. Леонтия. О смерти последнего упоминается в королевской грамоте от 26 авг. 1595 г., по к-рой мон. Елисею (Плетенецкому) был пожалован Лещинский Успенский муж. мон-рь близ Пинска (прежде им управлял еп. Леонтий). 22 сент. 1595 г. король передал Пинскую епархию И. при условии, что тот признает верховную власть папы и откажется от контактов с К-польским патриархом (Там же. 85). В королевской грамоте указывалось, что после вступления И. на Пинскую кафедру Кобринская Спасская архимандрития не будет ему подчиняться и перейдет в распоряжение короля. Хиротония И. состоялась не позже 30 мая 1596 г., когда королевской грамотой кобринский Спасский монастырь был передан в пожизненное управление Луцкому еп. Кириллу (Терлецкому).

http://pravenc.ru/text/578306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛ IX Ваза [швед. Karl IX] (4.10.1550, Стокгольм - 30.10.1611, Нючёпинг), регент Швеции с 1595 г., кор. Швеции (1604-1611), церковный реформатор и автор религ. сочинений. По завещанию отца, кор. Густава I Вазы (1523-1560), К. стал герцогом Сёдерманландским. Его влияние при дворе возросло после участия в свержении брата Эрика XIV (1560-1569), однако вскоре начался конфликт у К. с др. его братом, Иоанном (Юханом) III (1569-1592). После смерти Юхана его сын Сигизмунд, король Речи Посполитой, на время объединил под своей властью оба государства. Сигизмунд был католиком, и это создавало угрозу для укрепившихся в Швеции позиций лютеран. церкви. К. придерживался протестант. вероучения. В 1595 г. швед. риксдаг избрал герцога Сёдерманландского регентом Швеции, поручив К. наблюдать за выполнением Сигизмундом королевской клятвы, данной им при вступлении на престол. Кор. Карл IX. XVII в. Неизвестный художник (Национальный музей, Стокгольм) Кор. Карл IX. XVII в. Неизвестный художник (Национальный музей, Стокгольм) В 1597 г. на риксдаге в Арбуге К. как регенту предоставили неограниченные полномочия. Вскоре герцог начал военные действия против ленников короля. Противостоявшая К. швед. знать покинула королевство, примкнув ко двору кор. Сигизмунда в Польше. В 1598 г. Сигизмунд с армией высадился у берегов Швеции, чтобы восстановить свою власть над королевством. 25 сент. в битве у Стонгебру он потерпел поражение и вынужден был выдать К. тех членов риксрода (гос. совета), которые бежали в Польшу. В 1599 г. риксдаг официально низложил Сигизмунда, а в 1600 г. на риксдаге в Линчёпинге прошел суд над взятыми в плен членами риксрода. Во главе суда, нарушив договор с королем, были верные герцогу члены совета; К. выступил в роли обвинителя. Четверых обвиняемых, сознавшихся в измене, помиловали, но еще четверых казнили 29 марта 1600 г. (т. н. Линчёпингская кровавая баня). Младший сын Юхана III герцог Эстергётландский в 1604 г. отказался от притязаний на корону Швеции, что позволило К. официально именовать себя королем. В 1607 г. К. был коронован в Уппсале с именем Карл IX. От 2-го брака с Кристиной Гольштейн-Готторпской (1573-1625) у него родились сыновья Густав II Адольф (1611-1632), активно воевавший в Европе, и Карл Филипп (1601-1622), претендовавший на рус. престол во время Смуты.

http://pravenc.ru/text/1681069.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III Иоанн III, кор. Швеции. Портрет. Худож. И. Б. ван Утер. 1582 г. (Национальный музей в Стокгольме, Швеция) Иоанн III, кор. Швеции. Портрет. Худож. И. Б. ван Утер. 1582 г. (Национальный музей в Стокгольме, Швеция) [Юхан, Йохан; швед. Johan; фин. Juhani] (20.12.1537, замок Стегеборг, близ Сёдерчёпинга - 17.11.1592, Стокгольм), кор. Швеции в 1568/69-1592 гг., с 1577 или 1581 г. вел. князь Финляндский, церковный реформатор. И. был сыном кор. Густава I Вазы (1523-1560) от 2-го брака (с Маргаретой Лейонхувуд). С 1556 г. И. стал герц. Финляндским, управлял своими владениями практически независимо. 4 окт. 1562 г. женился в Вильно на Екатерине Ягеллонке, дочери польск. кор. Сигизмунда I Старого (1506-1548), что стало одной из причин проводившейся впосл. И. политики сближения с Польшей. И. не получил разрешения на брак от своего сводного брата Эрика XIV, ставшего к тому времени королем Швеции (1560-1568). Попытки И. проводить самостоятельную политику, в частности утвердиться в Ливонии, вызвали недовольство Эрика, войска к-рого осадили в 1563 г. резиденцию И., замок Або (Турку). 12 авг. осажденные капитулировали. И. и его супруга были захвачены в плен и заключены в замок Грипсхольм в Швеции. Они находились там до 1568 г.; за это время Екатерина родила И. 3 детей, в т. ч. буд. швед. и польск. кор. Сигизмунда III (1566). Эрик XIV страдал прогрессировавшей душевной болезнью и из-за этого не мог проводить последовательную политику; кроме того, он сблизился с рус. царем Иоанном IV Васильевичем , что вызывало недовольство в Швеции. Оказавшись на свободе, И. объединил вокруг себя оппозицию, опираясь на поддержку дяди по материнской линии Стена Лейонхувуда. В 1568 г. И. сверг Эрика и объявил себя королем. Эрик провел остаток жизни в заключении и скончался в 1577 г. в замке Эрбюхус (вероятно, был отравлен). В янв. 1569 г. И. был признан королем (тем же риксдагом, к-рый низложил Эрика XIV). Для этого И. пришлось подтвердить и расширить права и привилегии дворянства; в частности, он подтвердил наследственные права на герцогство своего брата Карла.

http://pravenc.ru/text/469788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кард. Б. Мацеёвский. XVII в. Неизвестный художник (Конвект францисканцев, Краков) Кард. Б. Мацеёвский. XVII в. Неизвестный художник (Конвект францисканцев, Краков) [Польск. Maciejowski] Бернард (ок. 1548, Люблин - 19.01.1608, Краков), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии (1596). Происходил из знатного польск. рода; сын каштеляна Радомского и Люблинского Бернарда Мацеёвского и Эльжбеты Каменецкой. Дядя М., Самуил Мацеёвский, был епископом Холмским (1539-1541), Плоцким (1541-1546) и Краковским (1546-1550). М. рано лишился отца; одним из его воспитателей был иезуит Бенедикт Гербест . В 15 лет М. поступил в иезуитскую коллегию в Вене; вернулся в Польшу в 1566 г. В 1574 г. получил от польского кор. Генриха Валуа (кор. Франции Генрих III в 1574-1589) должность надворного хорунжего. Позже, во время «бескоролевья», последовавшего за бегством Генриха Валуа во Францию (лето 1574), М. находился в Риме при дворе польск. кард. Станислава Гозия . В 1579 г. он получил от польск. кор. Стефана Батория (1575-1586) Бориславское староство, возможно за военные заслуги в ходе русско-польск. столкновений в 1577-1582 гг. (см. Ливонская война ). В 1582 г. М. основал иезуитскую коллегию в Люблине. В 1582-1586 гг. М. находился в Италии, где сначала изучал каноническое право в ун-те в Перудже, а позже богословие в иезуитской коллегии в Риме (считается, что богословие он стал изучать по настоянию иезуита Петра Скарги ). Он был каноником кафедрального капитула в Кракове (1584), деканом варшавского капитула и кантором гнезненского капитула (вероятно, в 1585). В 1586 г. был рукоположен во пресвитера, после чего вернулся в Польшу; был деканом кафедрального капитула в Гнезно. 8 июня 1587 г. папа Римский Сикст V (1585-1590) назначил М. на Луцкую кафедру. По-видимому, условием этого назначения стала последующая поддержка М. избрания на польск. престол Сигизмунда Вазы (кор. Польши Сигизмунд III в 1587-1632); в пользу его кандидатуры М. выступал на элекционном сейме 19 авг. 1587 г. Однако епископское рукоположение М. состоялось только 24 янв. 1588 г.; в ц. Успения Пресв. Богородицы в Ловиче его совершил Гнезненский архиеп. Станислав Карнковский (1581-1603).

http://pravenc.ru/text/2562728.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИСЕЛЬ Адам Григорьевич (1599 или 1600 - 3.05.1653, Брест (совр. Белоруссия)), лидер правосл. шляхты Речи Посполитой в 30-40-х гг. XVII в. Происходил из старинного рода волынской шляхты, родителей К. звали Григорий и Феодора. Получил образование в Замойской академии, где познакомился с сыном основателя академии Т. Замойским, к-рый в дальнейшем способствовал карьере К. В Замойской академии учились мн. православные, в их числе Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов) ; возможно, начало их контактов с К. относится ко времени его обучения в Замостье. В правосл. вере по желанию родителей его наставлял Кассиан Сакович . В 20-х гг. XVII в. К. унаследовал от отца с. Низкиничи Владимирского повета на Волыни. Адам Кисель. Портрет. Неизв. художник. 1653 г. Адам Кисель. Портрет. Неизв. художник. 1653 г. С 1617 г. К. нес военную службу, принимая участие в войнах Речи Посполитой с Россией и Османской империей, позднее со Швецией. В 1622 г. он был направлен как королевский посол на волынский сеймик, что говорит о расположении двора к К. Очевидно, в то время он не принадлежал к кругу правосл. шляхтичей, выступавших против религ. политики кор. Сигизмунда III Вазы , всемерно поддерживавшего Брестскую унию . За свои заслуги К. получил от короля земли на Черниговщине. Не порывая открыто с Православием, К. поддерживал контакты с униат. иерархами: дружил с униат. Владимиро-Волынским еп. Иоакимом Мороховским, к-рый сделал его своим душеприказчиком, митр. Иосиф Вельямин Рутский отдал К. в аренду одно из своих имений. Во 2-й пол. 20-х гг. XVII в. власти Речи Посполитой и униат. Церковь направляли особые усилия на осуществление «новой унии»: предполагался созыв 2 Соборов - православного и униатского, к-рые выработали бы условия соглашения для обсуждения на общем Соборе. Такие предположения находили известный отзвук среди правосл. шляхты. Предложенный план обсуждался на сейме 1629 г. представителем униат. митр. Иосифа Рутского настоятелем Жидичинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря и главой Виленского братства Иосифом (Бобриковичем) , посланником правосл. шляхты на сейме Лаврентием Древинским , др. представителями православных. В переговорах участвовал и К. как один из послов на сейме от волынской шляхты. Его рукой написан итоговый документ обсуждений - проект конституции сейма о созыве соответствующих Соборов, чтобы принятые на общем Соборе решения были затем утверждены сеймом.

http://pravenc.ru/text/1841129.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010