Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНТЕГРИЗМ [франц. intégrisme, от лат. integer - целостный, неизменный], направление в религ. и социально-политической мысли, для к-рого характерны неприятие в религ. сфере модернизма , а в социально-политической - либерализма , секуляризации общества и отделения Церкви от гос-ва. Понятие «интегризм» часто используется для обозначения различных форм совр. религ. консерватизма и радикализма. Характерный для И. призыв сохранять в целостности и неизменности вероучительные положения религии, а также традиц. формы общественной жизни с доминирующей ролью в ней религ. орг-ций часто приводит к отождествлению И. с др. идеологическими направлениями - с религ. фундаментализмом , клерикализмом, традиционализмом (нередко говорится о «протестантском интегризме», об «исламском интегризме», об «интегризме в иудаизме» и др.). Нек-рые исследователи полагают, что подобное смешение понятий некорректно, т. к. приводит к размыванию внутреннего смысла и затемнению характерных особенностей, присущих каждому из данных явлений (см.: Ladri è re. 1985; Schlegel. 2003. P. 15-17 и др.), поэтому понятие «интегризм» следует применять исключительно к явлениям в католич. Церкви (см., напр.: Fouilloux. 1997. P. 12). Данный подход позволяет выделить в католич. И. особые, присущие ему черты: помимо требования неизменности католического вероучения и пастырской практики (антимодернизм) значительное внимание уделяется вопросам социального учения католич. Церкви, где он выступает антагонистом по отношению к т. н. либеральному католицизму, христианской демократии и христианскому социализму. Изначально являясь реакцией на социальные изменения в западноевроп. обществе XVIII-XIX вв., католич. И. отвергает систему ценностей и идеалы Французской революции 1789-1799 гг. , рационализм, натурализм и индивидуализм, проистекающие из философии Просвещения , либеральные принципы гос. устройства (свободу совести и культов, безрелиг. светское образование, свободу печати, законодательное разрешение разводов и т. д.), противопоставляет им идею «социального царства Иисуса Христа», т. е. гос-ва (даже с демократической формой правления), законодательство к-рого основано на социальной философии томизма и признает права и преимущества католич. Церкви. Являясь идейным преемником ультрамонтанства , католич. И. абсолютизирует власть Папского престола и фактически распространяет католич. учение о папской безошибочности (непогрешимости) не только на вопросы веры и морали, но и на социальное учение, отрицая возможность к.-л. изменений доктрины Римских пап XIX - сер. XX в. применительно к совр. условиям. Католич. И. также свойственно стремление к формированию единой активной позиции католиков в политике и обществе по различным социально-этическим и биоэтическим проблемам (напр., движению против абортов, эвтаназии, разводов, гомосексуализма и т. д.).

http://pravenc.ru/text/468839.html

Иосиф (Волчанский), архиеп. Московский и Владимирский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА) (Волчанский; † 10.06.1745, Москва), архиеп. Московский и Владимирский. Время и место рождения неизвестны, вероятно происходил из малороссийской шляхты. Был братом Могилёвского еп. Иеронима (Волчанского) . В 1710 г. окончил полный курс Киево-Могилянской коллегии. С 1710/11 уч. г. преподавал в академии грамматику, в 1715-1717 и 1717-1719 гг. читал курс философии. Написанный им полный курс дисциплины носил название «Philosophia universa doctrinam peripathethicam ad mentem principis philosophorum Aristotelis Stagyritae complectens, commentationibus scholasticis illustrate atque in alma Kijoviensi Academia orthodoxa Mohileana ingenuo auditori Roxolano extructa annis 1717 et 1718, optimo professore ac ordinario praefecto pro tunc scholarum R. Patre Josepho Wolczanski». В ИР НБУВ сохранились записи философских курсов, прочитанных И. (Ф. 301. ДАп/44; Ф. 305. ДС/п164, ДС/п165; Ф. 306. 108п/62; Ф. 307. 447п/1703, 450п/1708, II). Эти курсы похожи на те, к-рые читали др. преподаватели в Киево-Могилянской коллегии до сер. XVIII в., и имеют с ними общий источник – тексты авторов-иезуитов. Об этом свидетельствует в т. ч. решение проблемы универсалий, где И. придерживается взглядов, близких к т. зр. известных иезуитских философов Педро Уртадо де Мендосы, Родриго Арриаги и Франсиско Овьеды. В 1719/20 - кон. 1724/25 уч. г. И. преподавал в Киево-Могилянской коллегии теологию, в т. ч. в 1721/22-1724/25 гг.- полный 4-годичный курс. Курс носил название «Theologia Christiana orthodoxa pro diversitate materiarum in varios tractatus, tum disputationes et quaestiones divisa, in Collegio orthodoxo Kijovo-Mohileano tradita et explicata ad maiorem Dei ter optima maximi et eius Christi reparatoris salutis nostrae gloriam incepit anno 1721 mense Septembris 22. Tradita est ab admodum reuerendo patre Iosepho Wolczanskj rectore protunc collegii Mohileani Kiiowiensis». В ИР НБУВ сохранились записи курса, сделанные студентами (Ф. 305. 194п, 196п; Ф. 306. 160п, 161п, 162п; Ф. 307. 463п/1681, 464п/1686, 466п/1693; Ф. 312. 555п/229С, 556п/230С). Конспект по теологии, составленный студентом, прослушавшим половину курса, сохранился в собрании рукописей укр. происхождения в Иркутской семинарии 51/1). Записи курса хранятся также в ОР РГБ (Ф. 173. 1. 240), ОР РНБ (Ф. 522. 4, 5, 22). По мнению К. В. Суториуса, отдельные преподаватели Новгородской ДС читали курс теологии на основании лекций И. В ОР РГБ сохранилось также теологическое сочинение И. «Tractatus theologicus complectens orthodoxam doctrinam de sacramentis traditus et explicatus in collegio Kijowomohylaeano a patre ordinario theologiae professore et scholarum praefecto Josepho Wolczanski anno 1719».

http://pravenc.ru/text/578501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «GREGORIANUM» ежеквартальный научно-богословский ж., издаваемый в Риме папским Григорианским ун-том с янв. 1920 г. Первое название журнала на итал. языке (Gregorianum: Riviste trimestrale di studi teologici e filosofici) в 1922 г. было изменено на лат. (Gregorianum: Commentarii de re theologica et philosophica); с N 1 за 1969 г. в названии отсутствует комментарий-расшифровка. Статьи публикуются на лат. и ряде европ. языков (итал., англ., франц., нем.). Первоначальная структура журнала сохранилась без значительных изменений. В основном разделе (Articoli) публикуются научно-богословские статьи и исследования. Во 2-м разд. «Заметки» (Note), занимающем значительную часть каждого выпуска, помещаются подготавливаемые преподавателями Григорианского ун-та пространные рецензии на книги или серии книг по различным богословским и философским проблемам. 3-й разд. «Рецензии» (Recensioni) включает небольшие рецензии или критические обзоры отдельных изданий. В разд. «Научные известия» (Notizie scientifiche) сообщается о жизни Григорианского и др. католич. ун-тов, там же помещаются краткие аннотации новоизданных книг. В последнем разд. «Accepta opera», не обозначаемом в содержании, но приводимом в заключительной части каждого номера, содержится список новых поступлений в б-ку журнала. В 1921-1928 гг. в «G.» печатался библиографический указатель (Elenchus bibliographici), где перечислялись новые книги по догматическому и нравственному богословию. С сер. 1921 г. до 60-х гг. ХХ в. в издание входил т. н. бюллетень (Conspectus bibliographici), представлявший обзор научной лит-ры по определенным вопросам теологической и философской проблематики. В «G.» используется годовая пагинация. В 1950 г. были опубликованы общие указатели (Indices generales) по авторам и статьям, рецензированным изданиям, а также аналитический указатель (Index analyticus) за первые 30 лет издания журнала. В 1993 г. вышел новый основной указатель, охватывающий 1951-1993 гг. (список статей по авторам, рецензированные книги и подробный аналитический указатель).

http://pravenc.ru/text/166429.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БААДЕР [Нем. Baader] Франц Ксавер фон (27.03.1765, Мюнхен - 23.05.1841, там же), нем. католич. философ, теософ и богослов. Один из крупнейших деятелей нем. романтического движения. Изучал медицину в Ингольштадте и Вене (1781-1784), минералогию и химию в горной академии Фрайбурга (1788-1792). Жил в Англии и Шотландии (1792-1796). В сер. 90-х гг. XVIII в. вместе с Ф. Г. Якоби вел полемику против идеалистической философии И. Г. Фихте и раннего Ф. В. Шеллинга . После назначения в 1799 г. горным советником в Мюнхен стал организатором мюнхенского кружка романтиков, куда вошли Й. Гёррес, Г. Г. Шуберт, Й. Риттер и др. С 1806 г. сблизился с Шеллингом, на к-рого оказал существенное влияние. В 1810-1820 гг. активно участвовал в религиозно-политической жизни Европы: был одним из идейных вдохновителей Свящ. союза, автором проекта создания экуменической христ. академии в С.-Петербурге (совместно с А. Н. Голицыным и А. С. Стурдзой). С 1826 г. в качестве профессора философии и спекулятивной теологии Мюнхенского ун-та читал курсы лекций по философии религии, психологии, антропологии; издавал совместно с Гёрресом ж. «Эос», ориентированный на идеалы Реставрации. Круг идейных интересов Б. чрезвычайно широк; в его сочинениях воплотились синтетические устремления позднеромантической мысли. Основная интенция его творчества - поиск путей синтеза естественно-научного, философского и религ. мировоззрений на основе теистического и персоналистического толкования действительности; категориальные средства Б. активно черпал из неоплатонической традиции, томизма , средневек. и новоевроп. мистики (Майстер Экхарт , И. Таулер , Г. Сузо, Я. Бёме ), теософии XVIII в. (Ф. Этингер, Э. Сведенборг , Л. К. де Сен-Мартен). Наследие Б., разнообразное по тематике, не содержит законченной философской системы (симптоматично название наиболее крупного из законченных сочинений Б.- «Fermenta cognitionis»), но группируется в ряд проблемных комплексов и образует сложный контрапункт неск. мотивов, проходящих через все его сочинения.

http://pravenc.ru/text/77272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Де Ветте. Литография. Сер. XIX в. Де Ветте [нем. De Wette] Вильгельм Мартин Леберехт (12.01.1780, Улла, близ Веймара - 16.06.1849, Базель, Швейцария), нем. протестант. богослов и библеист. Богословское образование получил в ун-те Йены (1799-1804), где его профессорами были И. Я. Грисбах , И. Ф. Габлер и Г. Э. Г. Паулус . В 1805 г. приват-доцент в Йене, в 1807-1810 гг. занимал должность профессора на богословском фак-те Гейдельбергского ун-та, где преподавал и ВЗ и НЗ. С 1810 г. по приглашению Ф. Шлейермахера преподавал в Берлинском ун-те, откуда был уволен в 1819 г., потому что выразил соболезнование матери К. Занда, студенческого активиста, убившего писателя А. фон Коцебу. После 3-летнего периода научных исследований в Веймаре. Де В. был приглашен на должность профессора в Базель (1822-1849). По мнению К. Барта , богословие Де В. опирается на философию Я. Ф. Фриса (1773-1843), подчеркивавшего в познании важность религ. чувства и опыта ( Barth K. Die protestantische Theologie des XIX Jh. Zürich, 19603. S. 408-409). Де В. указывает на неизбежную перед ограниченностью и чистой феноменальностью знания (И. Кант) способность человеческого разума к постижению идей, недоступных знанию как таковому, на способность предвосхищения в «чувстве» (нем. Gefühl) вечного бытия вещей. Это чувство, выражающее религ. представление о мире в виде догматов, символов и мифов, становится предметом теологии как критической науки (Dogmatik. Bd. 1. S. 39). В догматических работах Де В. сочетаются методы историко-грамматической школы, послужившей предпосылкой рационализма, с Гердеровым интересом к разнообразию исторической жизни как к основному объекту историко-критического метода ( Barth. Theologie. S. 411). Литературно-поэтическое, эстетическое восприятие религии Де В. позволяет ему находить Откровение там, где его не нашел бы историк-рационалист. Понимание, напр., Пятикнижия как теократического эпоса расширяет наше знание об Откровении, даже если само Пятикнижие в окончательной его форме понимается как произведение, возникшее в результате религиозно-патриотического воодушевления евр. народа в период вавилонского плена. Таким же образом значение пророков и смысл их предсказаний нужно, по Де В., искать в их отношении к совр. им ситуации. Центральной проблемой в НЗ является исследование устного предания, предшествовавшего письменному, и не только развивавшего, но и по-новому формулирующего содержание Откровения. Такая принципиальная открытость по отношению к содержанию, связанная у Де В. с самой радикальной исторической критикой, распространяется и на историю христ. догматов, к-рые Де В. принимает. Он писал, что «моя философия позволяет мне признать систему нашей церкви в ее основах правильной, и нет ни одного важного догмата, под которым я не подписался бы с полной уверенностью» (Dogmatik. Bd. 2. S. X).

http://pravenc.ru/text/Де Ветте.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОХЕНЬСКИЙ Бохéньский [польск. Bocheski] Юзеф Мария (30.08.1902, Чушув, Польша - 8.02.1995, Фрибур, Швейцария), доминиканец, философ-неотомист, автор ряда крупных работ по истории философии, логике, религии. Учился во Львове и Познани, там же опубликовал первые работы. В 1927 г. вступил в орден доминиканцев, приняв имя Иннокентий. В папском ун-те св. Фомы Аквинского в Риме (см. ст. Angelicum ) изучал богословие и философию, позже (1935-1940) был там профессором философии и логики. С 1945 г. профессор истории философии Фрибурского ун-та, в 1964-1966 гг. ректор. В 1957-1975 гг. руководил основанным им Ин-том восточноевроп. исследований при Фрибурском ун-те. В 1959 г. создал научную сер. «Sovietica», в 1961 г. ж. «Studies in Soviet Thought». Мн. сочинения Б. переведены на различные языки. Б. выступал с утверждениями о тоталитарном и антигуманном характере советского строя и философской несостоятельности марксизма-ленинизма. Написал специальное исследование о диалектическом материализме; издал первую в Европе полную библиографию советских философских исследований (Bibliographie der sowjetischen Philosophie. Dordrecht, 1959. 7 Bde). Будучи рационалистом, Б., однако, полагал, что человеческая мысль не способна разрешить наиболее существенные философские проблемы без помощи веры. Религия, по его мнению, должна быть включена в контекст философских и научных исследований и предопределять исходную установку рассмотрения проблемы. Он различал «Бога философов», т. е. бесконечное, необходимое, все обосновывающее сущее, и «Бога религии», т. е. священное, данное в опыте молящегося. Взаимоотношения между ними, согласно Б., отражены в понятии аналогии бытия. В своих философских размышлениях использовал отдельные положения феноменологии, неопозитивизма, лингвистической философии. В работе «Логика религии» (The Logic of Religion. N. Y., 1965) Б. доказывал возможность логического анализа религ. дискурса и его необходимость для философии религии. Как историк философии Б. рассматривал становление этой науки в ХХ в. с критической т. зр., отмечая механицизм в трактовке понятия бытия и субъективизм в рассмотрении человека как носителя Божественного начала. Среди характеристик совр. европ. знания им были выделены антипозитивизм, реализм как способность человека постигать мир, плюрализм и персонализм.

http://pravenc.ru/text/153275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. Мовинкель. Фотография. Сер. XX в. [Норвеж. Mowinckel] Сигмунд Олаф Плютт (4.08. 1884, Хьеррингёй, Сев. Норвегия - 4.06.1965, Осло), норвежский библеист и протестантский теолог. Род. в семье пастора. Изучал теологию, а также историю, литературу и философию в ун-те Кристиании (Христиании, с 1925 Осло) с 1903 по 1908 г. В 1911 г. слушал лекции В. Грёнбека по истории религии в Копенгагене. С 1911 по 1913 г. был студентом философского фак-та в Марбургском ун-те в Германии, где изучал ассириологию у П. Йенсена. В 1912 г. слушал лекции Г. Гункеля о ВЗ в Гисене. В 1916 г. защитил в Кристиании докт. дис. на тему «Правитель Неемия» (Statholderen Nehemia), посвященную интерпретации Книг Неемии и Ездры. Начиная с 1917 г. преподавал ВЗ в ун-те Кристиании (Осло) в качестве доцента (1917-1922), экстраординарного профессора (1922-1933) и полного профессора (1933-1954). Продолжал читать лекции и после выхода на пенсию в 1954 г. Наряду с Гункелем М. являлся видным представителем направления Formgeschichte (Метод анализа форм), автором ок. 20 монографий, посвященных различным проблемам ветхозаветной библейской критики. Наиболее значителен вклад М. в изучение Псалтири. В своем монументальном 6-томном труде «Psalmenstudien», а также в более поздней работе «Offersang og sangoffer» (The Psalms in Israel " s Worship) М. попытался описать жанровую специфику псалмов и их связь с ритуалом Первого и Второго храмов. В частности, он выдвинул гипотезу о том, что первоначальным «местом в жизни» (Sitz im Leben) определенной группы псалмов (Пс (МТ) 8, 15, 24, 29, 33, 46-48, 50, 65-68, 75-76, 81-82, 84-85, 87, 93, 95-100, 118, 120-134, 149, а также Исх 15. 1-18) был осенний праздник Нового года, в к-рый ежегодно совершался ритуал интронизации Яхве. Данные псалмы исполнялись во время этого праздника, в их тексте нашли свое отражение различные связанные с ним культовые действия. Критическое рассмотрение гипотезы см. в: Petersen. 1998.

http://pravenc.ru/text/Мовинкель.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНИС [греч. Μπνης] Констандинос Георгиос (5.06.1905, Астакос - 1990), греч. патролог и богослов; д-р философии Мюнхенского ун-та, д-р богословия Афинского ун-та. Окончив в 1927 г. богословский фак-т Афинского ун-та, продолжил обучение в ун-тах Брюсселя, Мюнхена, Берлина. Преподавал на богословском фак-те Афинского ун-та (с 1939 по 1942, с 1938 доцент греч. церковной лит-ры, c 1951 профессор на кафедре патрологии) и Фессалоникского ун-та (с 1942 по 1951). Один из представителей Элладской Церкви на 1-й генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей в 1948 г. С 1968 по 1979 г. редактор журналов «Богословие» (Θεολογα ) и «Церковь» (Εκκλησα). Редактор 38-62-го томов патрологической сер. «Библиотека греческих святых отцов и церковных писателей» . В сфере научных интересов Б.- история и богословие христ. Церкви, в основном I-V вв. Б. много занимался изучением наследия мужей апостольских и раннехрист. апологетов - «Апологеты II и III вв. и их связь с эллинизмом» (Ο Απολογητα το Β κα Γ ανος ν τ σχσει ατν πρς τν Ελληνισμν. Αθναι, 1960); отцов-каппадокийцев - «Три канонических послания Василия Великого к Амфилохию, митр. Иконийскому: проблемы изучения» (Α τρες Κανονικα Επιστολα το Μεγλου Βασιλεου πρς Αμφιλχιον μητροπολτην Ικονου κα τ γεννμενα κ τοτων προβλματα. Münch., 1951). Отдельные работы Б. посвящены Евсевию Кесарийскому, блж. Августину, святителям Софронию Иерусалимскому, Фотию Константинопольскому, святым Кириллу и Мефодию. Проблемы визант. богословия и церковной истории XI-XII вв. нашли свое отражение в ст. «Иоанн Ксифилин - номофилакс, монах, патриарх, и его время» ( Ιωννης Ξιφιλνος, νομοφλαξ, μοναχς, πατριρχης κα ποχ ατο. Αθναι, 1938) и неск. др. публикациях. Соч.: Προλεγμενα ες τς Ερμηνευτικς διδασκαλας το Ιωννου Ξιφιλνου, πατριρχου Κωνσταντινουπλεως. Münch., 1936; Η φιλα γενικς κα κατ τν Μγαν Θτιον. Αθναι, 1938; Τ ργον το Εσεβου Παμφλου « Ες τν βον το μακαρου Κωνσταντνου βασιλως » ς στορικ πηγ.

http://pravenc.ru/text/153071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИШЕ Елише [Егише; арм. ] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков. По преданию (достоверных биографических сведений не сохр.), Е. был учеником святых Саака Партева и Месропа Маштоца и ок. 434 г. вместе с Мовсесом Хоренаци и др. уехал учиться в Александрию. В 441 г., по возвращении на родину, стал воином и секретарем спарапета (главнокомандующего) Армении Вардана Мамиконяна, участвовал в войне с сасанидским Ираном. После войны Е. постригся в монахи и подвизался в Мокке, а затем в Рштунике, здесь он скончался и был похоронен на берегу оз. Ван в мон-ре св. Знамения (или мон-ре Елише). Е. известен как автор соч. «О Вардане и войне армянской». Ему принадлежит также ряд историко-филологических исследований, богословские и философско-этические произведения: «Назидательное слово об отшельниках», «Толкование на Книги Иисуса Навина и Книги судей», «О явлении Господа на горе Фавор», «О человеческих душах», «Толкование на кн. Бытия». Как идеолог арм. религ. и национально-освободительной войны сер. V в. Е. боролся с навязываемым персами маздеизмом, доказывая превосходство христ. веры. Христианство, согласно Е., оплот, на к-ром основаны самобытность и независимость армян. Единая божественная сущность является у Е. творцом мироздания, в основе к-рого лежит 4 первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля, из их сочетаний образован материальный мир. Поклоняться к.-л. из этих стихий, в частности огню, глубокое заблуждение, свойственное маздеизму. Онтологические воззрения Е., как и его предшественника Езника Колбаци , направлены против языческого политеизма. Е. рассматривает также проблемы происхождения зла и свободы воли в русле апологетики Езника. Е. подчеркивает противоположность духа и материи, божественного и земного в человеке. Это положение является исходным в антропологии и в этических воззрениях Е. Примирение противоположных начал возможно только в отказе от жизни в миру и земных соблазнов. Призыв к отшельничеству и аскетизму Е. подкрепляет примерами из сочинений античных мыслителей, а также из их жизни, в первую очередь философов-неоплатоников. Е. полагал, что существует 3 мира: «Бог, природа и человек. Бог есть духовный мир, природа - чувственный мир, человек - духовный и чувственный мир». Философия Е., христ. по сути, испытала влияние неоплатонизма.

http://pravenc.ru/text/189875.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ [болг. Кирило-Методиевска енциклопедия] (КМЕ), специализированное справочное издание Болгарской АН, посвященное жизни и миссии святых равноапостольных просветителей славян Кирилла (Константина) Философа и Мефодия и исследованию различных аспектов их наследия (София, 1985. Т. 1: А-З; 1995. Т. 2: И-О; 2003. Т. 3: П-С; 2003. Т. 4: Т-Я). Главные редакторы: П. Динеков и Л. Грашева; в редколлегию входили болг. исследователи Б. Ангелов , Д. Ангелов , В. Велчев, Э. Георгиев, Е. Дограмаджиева, И. Дуйчев , К. Иванова , Х. Кодов , С. Кожухаров , К. Куев , И. Леков, К. Мирчев, С. Николова и др. Идея издания К.-М. э. возникла в сер. 70-х гг. ХХ в. в Ин-те литературы Болгарской АН. Экономические проблемы Болгарии в 90-х гг. ХХ в. замедлили осуществление проекта, но за это время была доработана концепция и расширен словник издания, дана характеристика совр. состоянию кирилло-мефодиевской проблематики. В 4 томах К.-М. э. опубликованы 903 статьи обзорно-информативного характера, обобщающие достижения научных исследований по кирилло-мефодиевской проблематике, изданные в разных странах мира до кон. ХХ в. Биографические статьи посвящены как самим братьям-просветителям, так и современным им историческим деятелям, ученикам, последователям, видным представителям визант. культуры, оказавшим на них прямое или косвенное влияние, а также исследователям, в т. ч. современным, как болгарским, так и из др. стран, научные интересы к-рых связаны с кирилло-мефодиевской проблематикой. Статьи об исторических событиях освещают еще не получившие научного объяснения моменты жизни и деятельности св. братьев (напр.: «Сан Кирилла», «Происхождение Кирилла и Мефодия», «Крещение болгар», «Посольства болгар в Рим», «Сарацинская миссия», «Хазарская миссия», «Брегальницкая миссия»). Статьи о географических понятиях и археологических памятниках посвящены местам и объектам, связанным с миссией и почитанием Кирилла и Мефодия и с распространением их наследия, в т. ч. монастырским центрам, книжным хранилищам и скрипториям (напр.: «Синайский монастырь св. Екатерины», «Равненский монастырь», «Райхенау»).

http://pravenc.ru/text/1840471.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010