Елена Алексеева Редактор " Журнала Московской Патриархии " В Центральном музее древнерусской культуры и  искусства имени Андрея Рублева открылись сразу две интересные выставки  — «Иконописные редкости» и  «Иконы-складни императорской семьи». PDF-bepcuя.     Елена Алексеева 2 февраля 2024 г. 13:00 В минувшем 2023 году исполнилось 15 лет со дня установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Более двух сотен человек были канонизированы. Тех, кто пострадали за веру в годы богоборчества на Казахстанской земле и не прославлены, значительно больше. Патриарх Алексий II, посетив в 1995 году Казахстан, назвал этот многострадальный край «антиминсом, распростертым под открытым небом». В древних тюркских степях, где в прошлом не было ни одного явленного святого, благодаря страданиям многих архиереев, священников, монахов и мирян родилась Церковь мучеников и исповедников Казахстанских, которая именуется в посвященной им службе «Пустынной невестой Агнца Божия». PDF-bepcuя. Елена Алексеева 11 января 2024 г. 13:00 В этом году исполнилось 850 лет со дня преставления преподобной Евфросинии Полоцкой, просветительницы Белорусской земли, основательницы женского монашества на Руси, «матушке Русской земли», как ее с любовью именуют. О том, как знатная княжна выбрала монашеский путь, как основала одну из первых женских обителей на Руси, ставшую центром просвещения, как спустя семь веков были возвращены мощи святой игумении из Киева в ее родной Полоцк, как одна за другой возрождались полоцкие святыни, и прежде всего Спасский монастырь, основанный преподобной Евфросинией b XII веке, рассказывает настоятельница Спасо-Евфросиниевской обители игумения Евдокия (Левшук). PDF-bepcuя. Елена Алексеева 27 декабря 2023 г. 13:00 В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны слова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/persons/id10297/

24 . Декрет II Всероссийского съезда Советов «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 25 . Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 26 . Деяние 135. 14 (27) июля 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 9. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 27 . Деяние 139. 24 июля (6 августа) 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 10. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 28 . Деятельность Отечественной Церкви во время войны России с Германиею, Австриею и Турциею (В 1914 г.). – Петроград, 1916. 29 . Димитрий (Абашидзе). Библиографическая статья. Сайт Открытой православной энциклопедии «Древо». URL: http://drevo-info.ru/articles/12945.html (дата обращения 16 марта 2019). 30 . Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника . – 3-е изд. – Козельск, Калужская обл.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2006. 31 . Евдоким (Мещерский), архим. Иноки на службе ближним: статья. – Б.м., Сохранность: неполная, без конца. Российская государственная библиотека, OR Ф. 765, к. 13, ед. 9. 32 . Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы). Сайт «Золотое время – Golden Time», URL: http://www.goldentime.ru/nbk_31.htm (дата обращения 14 апреля 2019). 33 . Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 34 . Ефимов А.Б., Стриганова М.И. Мысли преподобного Макария (Глухарева) об улучшении воспитания в духовном звании. – М: Изд-во ПСТГУ, 2008. 35 . Ефремова О.Н. На полях сражений и в тылу в 1914–1916 годы: по материалам дневника архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) ./Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, 2014, Вып. 5 (60). С. 88–109.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Декларация Временного правительства о полной амнистии по политическим делам, о предоставлении гражданских свобод, демократизации местного самоуправления и проч. Серия определений Св. синода о признании Временного правительства, в частности: «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.» и «Об изменениях в церковном богослужении в связи с прекращением поминовения царствовавшего Дома» Установление Временным правительством текста «Присяги или клятвенного обещания на верность службы Российскому Государству для лиц христианских вероисповеданий» Постановление Временного правительства об аресте Николая II и его семьи Арест императора Николая II и его семьи Объявление Св. синодом новой формы государственной присяги по духовному ведомству «для исполнения» Обнародование послания Св. синода «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий» Введение формы торжественного обещания для членов Временного правительства Постановления правительства об отмене смертной казни и военно-полевых судов Постановление Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» Похороны «жертв революции» в Петрограде Постановление Временного правительства «Об отмене ограничений в правах белого духовенства и монашествующих, добровольно, с разрешения духовной власти, слагающих с себя духовный сан, а также лишённых сана по суду духовному» Апрель Роспуск Временным правительством практически всего дореволюционного (зимней сессии) состава Св. синода и назначение новых членов в высший орган церковной власти Заявление («нота») министра иностранных дел Временного правительства П.Н. Милюкова о необходимости продолжения войны до победы Массовая антивоенная демонстрация в Петрограде Постановление Св. синода «О восстановлении в священном сане священнослужителей, лишённых сана за политические убеждения» Обращение Св. синода к Церкви «о восстановлении древнего принципа выборности епископата» Постановление Св. синода о подготовке Поместного собора РПЦ. Учреждение Предсоборного совета

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. А. В. Левитский Раздел II. Библиография трудов протопресвитера Иоанна Мейендорфа (Сост. А. В. Левитский) I. Монографии, сборники статей 1 . Une controverse sur le rôle social de l’églisë La querelle des biens ecclésiastiques au XVIe siècle en Russie. Chévetogne, 1956. 47 p. 2 . Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. Paris: Éditions du Seuil, 1959.431 p. (Patristica Sorbonensia; T. 3). Рец.: Pieree (L’Huillier), hiérom.//ВЭ. 1959. 32. С. 251; Candal M.//OCP. 1960. T. 26. P. 418–428; Cront G.//Studii-Revista de istorie. 1962. T. 15. 5. P. 1345–1347; Сюзюмов М. Я.//ВВ. 1963. Т. 23. С. 262–268; Hussey J. M.//JTS. 1964. Vol. 5. P. 192–194. Английский перевод (c сокращениями): • A Study of Gregory Palamas/Transl. by G. Lawrence. London: Faith Press.1964. 245 p. (2-nd ed. – Bedfordshirë Faith Press; Crestwood, NY: SVS Press, 1974). Рец.: Nicol D. M.//JEH. 1965. Vol. 26. P. 121; Allchin A. M.//One in Christ (­ EChQ, New Series). 1965. Vol. 1. P. 92–93; Graef H.//EChR. 1966. Vol. 1. Pt. 1. P. 83–84. Русский перевод: • Жизнь и труды святителя Григория Паламы : Введение в изучение/Пер.с фр. Г. Н. Начинкина, под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб.: Византинороссика, 1997. 480 с. (Subsidia Byzantinorossica; T. 2). Рец.: Асмус В., прот.//ЖМП. 2002. 11. С.78–88. 3 . St. Grégoire Palamas et la mystique ortodoxe. Paris: Éd. du Seuil, 1959. 192 p. (Maitres spirituels; 20). (2me éd. – Paris, 1976). Английский перевод (с сокращениями): • St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. Crestwood, NY.: SVS Press,1974. 184 p. Рец.: Every G.//EChR. 1975. Vol. 7. P. 201–204; Tretter H.//OstkSt. 1975. Bd. 24. S. 214. Итальянский перевод: • S. Gregorio Palamas e la mistica ortodossa. Torinö Piero Gribaudi Editore, 1976. Сербский перевод: • Свети Гpuropuje Палама и православна мистика, Београд, 1983 Греческий перевод: • γιος Γρηγ ριος Παλαμ ς κα ρ δοξη μυστικ παρδοση. θναι: κδοσις κρ τας, 1983. 223 σ. Русский перевод: • Святой Григорий Палама и православная мистика/Пер. с англ. Л. А.Успенской // Мейендорф И. , прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М.: Институт ДИ-ДИК; ПСТБИ, 2000. (2-е изд. – М., 2003).С. 277–335. (Серия «Древо»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание LIBER PONTIFICALIS [Лат.- Книга понтификов, Папская книга], сборник жизнеописаний Римских пап. Основная часть L. P. включает биографии понтификов, живших в I-VI вв.; она регулярно дополнялась до кон. IX в. В XII-XV вв. создавались новые редакции и продолжения L. P., к-рые обычно рассматриваются как особые произведения. Ранняя папская историография Древнейшие перечни Римских епископов, известные по упоминаниям в источниках, были составлены в 80-х гг. II в. С целью продемонстрировать непрерывность апостольского преемства в Риме сщмч. Ириней Лионский перечислил Римских епископов от апостолов Петра и Павла до Елевферия (171/7-185/93) ( Iren. Adv. haer. III 3. 2-3). Примерно тогда же список епископов Рима составил Егесипп ( Euseb. Hist. eccl. IV 22. 2-3; ср.: Tertull. De praescript. haer. 32). Аннотированный перечень предстоятелей Римской Церкви был использован в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (завершена ок. 325), где указаны даты и продолжительность каждого понтификата. Офиц. список понтификов, составленный в Риме, сохранился в редакции сер. IV в. Этот список, Каталог Либерия, содержится в Хронографии 354 г. (Календаре Филокала). В нем перечислены епископы Рима от ап. Петра до Либерия (352-366); указаны длительность каждого понтификата, консульские датировки, имена правящих императоров, иногда также краткие дополнительные сведения (изд.: LP. T. 1. P. 1-9; MGH. AA. T. 9. Vol. 1. P. 73-76; см.: LP. T. 1. P. I-XII; Caspar. 1926; Salzman. 1990. P. 47-49). Вероятно, к V в. относятся перечни Римских епископов, в к-рых обозначена только продолжительность каждого понтификата (LP. T. 1. P. XII-XXV, 13-41). На основании таких списков была создана серия фресковых папских портретов в рим. базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура), к-рую обычно датируют V-haч. VI в. (бóльшая часть портретов погибла в пожаре 1823 г.; см.: Duchesne. 1877. P. 34-36; LP. T. 1. P. XXV-XXX; Ladner G. B. I ritratti dei papi nell " antichità e nel medioevo. Vat., 1941. P. 39-51). Первоначальная версия

http://pravenc.ru/text/2463643.html

Они издавались в Париже с 1928 по 1939 годы. Издатели ставили задачу «освещения истин Православной веры и приноровленные к течению церковного года объяснения православного богослужения, ознакомление с житиями Святых и сказаниями о чудотворных иконах, знакомство с творчеством Святых отцов и Учителей церкви и современных проповедников и т. д.». Журнал существовал только за счет средств подписчиков, но несмотря на постоянные финансовые затруднения, бесплатно рассылался для бедных и больных. Редакция журнала, идя навстречу нуждам православных людей, открыла в 1930 году справочный отдел, который давал разъяснения по всем церковным и религиозно-нравственным вопросам. К 1928 году издатели «Сергиевских листков» имели своих представителей более чем 15 странах: во Франции, Америке, Германии, Латвии, Польше, Югославии. С 1935 по 1936 годы журнал не издавался. В 1935 году в 1–2 «Сергиевских листков» (87–88) была опубликована статья Г. П. Федотова «Святой Филипп, митрополит Московский», в 9–10 (95–96) за этот же год «Дмитровская суббота», а в 1936 году в 1–2 (99– 100) – «О стиле в проповеди ». В последнем, 60 номере журнала «Путь» была опубликована рецензия Г. П. Федотова «Сергиевские листки. Новая серия». См. собр. соч. Г. П. Федотова, т. II. М., 1998. Четвертого января Церковь празднует память семидесяти апостолов. Позднее предание называет имена этих семидесяти учеников Господа. В числе их вошли почти все лица, упоминаемые в Новом Завете среди учеников апостольских и основателей первых христианских общин-Церквей. Многие из них по точному смыслу Слова Божия не были учениками Спасителя при Его земной жизни. Но именуя их в числе семидесяти, церковное предание почтило первое поколение строителей Церкви. День четвертого января может быть назван днем памяти всего первохристианства. В этот день стоит задуматься над тем, чем может быть для нас, для нашей духовной и социальной жизни этот героический век ранней послеапостольской Церкви, что есть вечного в его религиозном и историческом опыте.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов , имевшая место в ходе общего обострения мусульмано-христ. отношений на Ближ. Востоке в сер. XIX в. (см. в ст. Антиохийская Православная Церковь //ПЭ. Т. 2. С. 523). Противоречия между этими этноконфессиональными группами накапливались с 1-й трети XVIII в., когда началось массовое переселение маронитских христиан из сев. округов Ливана в населенные друзами центральные и юж. районы. Первоначально друзские феодалы поощряли миграцию шелководов-христиан, привносивших в их владения новые методы ведения сельского хозяйства. Ситуация изменилась в 30-х гг. XIX в., когда в период оккупации Ливана егип. войсками большая часть друзской знати была изгнана из страны, а земли перераспределили между поддержавшими новые власти маронитскими лидерами. Меры, применяемые египтянами по установлению фактического равноправия подданных вне зависимости от их религ. принадлежности, привели к росту политического самосознания местных христ. общин, а раздача маронитам оружия и привлечение ливан. христиан к подавлению антиегип. восстаний друзов превратили маронитское ополчение в мощную военную силу. Ливан. эмир Башир II Шихаб (1788/89-1840), ранее тайно перешедший в христианство, стал открыто участвовать в богослужении, проводимом по маронитскому обряду. Христиане составляли большинство в подчиненных ему войсках и адм. аппарате. Разгром египтян в 1841 г. и последовавшее возвращение в страну друзской элиты, рассчитывавшей восстановить свои феодальные прерогативы, сделали межконфессиональный конфликт неизбежным. Усилению внутриливан. противостояния способствовала политика османских властей, стремившихся восстановить свое влияние в Ливане, и европ. держав, желавших усилить свои позиции на Ближ. Востоке: прежде всего Франции, традиционно поддерживавшей маронитов, и Великобритании, сделавшей ставку на друзов.

http://pravenc.ru/text/180495.html

Новое издание экзегетики святых Отцов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 30 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Серия: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет II. Евангелие от Марка. Тверь: Герменевтика, 2001 В Православии Писание и Предание не противопоставляются: Писание живет в Церкви и истолковывается Церковью. “Слово Божие реально живет в Церкви Христовой; Писание и Предание — это две стороны ее жизни, находящиеся во взаимной гармонии” 1 . Именно такой взгляд был в свое время избран редакцией журнала “Альфа и Омега” при разработке его программы. Именно благодаря такому воззрению в разделе “Библе­истика” журнал постоянно публикует церковные проповеди. Раздел этот в свое время открывался проповедью митрополита Сурожского Антония “О Священном Писании”, начинающейся словами: “Евангелие читается в церкви почти на каждом богослужении; на каждой службе мы предстоим слову Божию и думаем, что этим мы становимся народом Божиим Библия родилась в человеческой общине; Евангелие родилось в Церкви; и израильская община, и Церковь Божия существовали раньше, чем возникло Священное Писание. Именно изнутри этой общины родились познание Бога, любовь к Богу, видение Его невыразимой красоты, а также состояния и судьбы, становления и призвания человека” 2 . Святоотеческое наследие, столь почитаемое в Православии, в том числе и экзегетика Отцов — это основание и стержень Предания, так сказать, ствол его вечно зеленеющей кроны. Поэтому истолкование Писания в проповеди — это и пояснение его, и доведение до церковного народа отеческой мысли и богословия святых Отцов, которое всегда опирается на Писание, а не является полетом богословствующего разума, свободного от Откровения. И поскольку очевидно, что церковное православное истолкование Писания прежде всего опирается на творения святых Отцов, то понятно, что Библейская экзегетика, занимающая в святоотеческом наследии совершенно особое место, образует ту неразрывную связь Писания и Предания, которая основополагающим образом характеризует учение Православия. Красота и стройность православного учения предопределяются именно гармонической связью Библии и проповеди, Писания и его церковного истолкования, укорененностью святоотеческих творений в Библейском богословии.

http://pravmir.ru/novoe-izdanie-ekzegeti...

свящ. Иакинф Дестивель Материалы по истории церкви. Книга 41 (серия основана в 1991 г.)   Главный редактор серии: кандидат исторических наук, кандидат богословия священник Илья СОЛОВЬЕВ   Редакционная коллегия тома: профессор Эрих БРИНЕР (Институт «Вера во втором мире», Швейцария) протоиерей Сергий ИЛЬИН (Берлинская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата) кандидат исторических наук Модест Алексеевич КОЛЕРОВ Наталия Александровна КРИВОШЕЕВА (Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, Москва) профессор протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ (Санкт–Петербургская духовная академия и семинария) Валентин Арсеньевич НИКИТИН (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата) кандидат исторических наук Александр Юрьевич ПОЛУНОВ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) профессор Дмитрий Владимирович ПОСПЕЛОВСКИЙ (университет Западного Онтарио, Канада) доктор исторических наук, профессор Сергей Львович ФИРСОВ (Петербургский государственный университет) кандидат искусствоведения, доцент, протоиерей Валентин ЧАПЛИН (Общество любителей церковной истории, Москва) профессор Дмитрий Михайлович ШАХОВСКОЙ (Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, Париж) профессор Гюнтер ШУЛЬЦ (Евангелический богословский факультет Мюнстерского университета, Германия) Все права на текст книги сохранены за автором. © Священник Иакинф Дестивель – текст, 2008. Оригинал–макет, оформление – Общество любителей церковной истории, 2008.   От издательства «Свершилась воля Божия. Россия вступила на новый путь государственной жизни». Этими словами начиналось известное послание Св. Синода «К верным чадам Православной Российской Церкви», датированное 9 марта 1917 года. По сути дела, именно в этих начальных словах послания Российская Православная Церковь через Высший орган ее управления дала нравственную оценку событиям, совершившимся 2 марта 1917 года. После отречения императора Николая II от престола и перемены формы государственного правления в России, Церковь сосредоточила свои силы на созыве так долго ожидавшегося Всероссийского Поместного Собора. Именно этому Собору, провозгласившему неизменное следование принципу соборности на всех уровнях церковного управления, суждено было стать важнейшим событием церковной жизни 20 столетия. Остается лишь сожалеть, что работа Собора, проходившая под сильным давлением политических обстоятельств времени, так и не была завершена, а многие соборные решения не были воплощены в жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Бычков Библиография Монографии 1. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. – М. Искусство, 1977. – 199 с. 2. Эстетика поздней античности. II-III века. – М. Наука, 1981. – 325 с. 3. L’estetica bizantina. Problemi teorici. Prefazione di Andre Guillou. – Bari: Congedo Editore, 1983. – 203 p. 4. Estetica antichitatii tirzii. Secolele II– III. Prefata de Ion Janosi. – Bucuresti: Editura Meridiane, 1984. – 420 p. 5. Византийска естетика. Теоретически проблеми. – София: Наука и изкуство, 1984. – 180 с. 6. Эстетика Аврелия Августина . – М.: Искусство, 1984. – 264 с. 7. A bizanci esztetika – Budapest: Condolat, 1988. – 235 p. 8. Византийка естетика. Теорийки проблеми. Перев. Димитров М.Калезич. – Београд: Просвета, 1991. – 329 с. 9. Малая история византийской эстетики. – Киев: Путь к Истине, 1991. – 407 с. (Библиография 1970–1990). 10. Естетскиот лик на битието. – [Скопье]: Табернакул, 1992. – 104 с. 11. Русская средневековая эстетика. XI – XVII века. – М.: Мысль, 1992. – 638 с. с илл. 12. The Aesthetic Face of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. – Crestwood, NY: St.Vladimir " s Seminary Press, 1993. – 101 p. 13. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. – 2-е изд. – М., Мысль, 1995. – 637 с. с илл. 14. AESTHETICA PATRUM. ЭСТЕТИКА ОТЦОВ ЦЕРКВИ. I. Апологеты. Блаженный Августин . – М., Ладомир, 1995. – 593 с. (Zusammenfassung, Summary, Resume). 15. Духовно-эстетические основы русской иконы. – М., Ладомир, 1995. – 332 с. + 32 ил. Брошюры 16. CORPUS AREOPAGITICUM как один из философско-эстетических источников восточно-христианского искусства. – Тбилиси, 1977. – 12 с. 17. CORPUS AREOPAGITICUM als eine der philosophisch-asthetischen Quellen ostchristlicher Kunst. – Tbilissi, 1977. – 16 S. 18. Об эстетической значимости восточно-христианского искусства. – Тбилиси, 1983. – 11 с. 19. Эстетическое сознание Древней Руси. – М. Знание, Серия «Эстетика». 1, 1988. – 64 с. 20. Эстетика в России XVII века. – М., Знание, Серия «Эстетика». 4, 1989. – 64 с. 21. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского) – М. Знание, Серия «Эстетика». 6, 1990. – 64 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010