А.В. Маштафаров Содержание Глава I Глава II     А. В. Маштафаров 1 Публикуемые воспоминания принадлежат перу Ирины Михайловны Картавцевой (2 августа 1898 г. – 5 августа 1983 г.). С 1908 по 1918 г. она обучалась в Белевской женской гимназии Тульской губернии, в 1917 г. стала учительницей Белевского женского приходского училища, где преподавала до ноября 1921 г., в 1922 г. переехала в Москву. Картавцева происходила из старинного небогатого дворянского рода, наиболее ранние представители которого упоминаются в документах среди служилых землевладельцев Белевского уезда с конца XVI в. Начало ее гимназической жизни совпало с прибытием в город и назначением настоятелем белевского Спасо-Преображенского монастыря иеромонаха Петра (Зверева) , вскоре возведенного в сан архимандрита. В 1910–1913 гг. о. Петр духовно окормлял сестер Ирину и Веру Картавцевых. Девушки любили богослужение, пели в церковном хоре. И. М. Картавцева в других, еще не опубликованных дневниках пишет: «С 14 лет мы начали уже постоянно петь с одной близкой нам девочкой Олей трио в церкви... Сколько светлых радостных воспоминаний связано с этим пением. Разучивала все с нами, конечно, мать, а на окончательную отделку посылала нас к знакомому преподавателю епарх[иального] училища Вас[илию] Николае­вичу Б(лаговещенскому)». После переезда в Москву И. М. Картавцева не только пела, но и регентовала в хорах московских церквей, прежде всего, в храме Кира и Иоанна на Солянке. Этот храм стал в 1927 г. одним из центров «катакомбного» движения, последователи которого отказывались считать Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) главой Церкви; членом «катакомбной церкви» была и И. М. Картавцева. В Москве она изредка встречалась с владыкой Петром вплоть до его ссылки в Соловецкий лагерь. Архиепископ Петр и семья Картавцовых Глава I (С. 1) Троицын день После приезда владыки 3 в Белев летом в 1909 году 4 , в ту же осень в августе или начале сентября начальница епархиального (духовного) училища 5 водила свой выпускной класс к обедне в монастырь 6 , а потом все пили чай у о. Петра в саду. Наша начальница гимназии Елена Ипполитовна Малыгина захотела поступить так же и договорившись 7 с о. П[етром], повела свой выпускной 8 класс. Это было, кажется, на Воздвижение 14 сентября. Е. И. была наша хорошая знакомая и, кроме того, учила меня с сестрой музыке (игре на ф[орте]п[иано]), она решила прихватить меня и Верочку 9 . Я, как гимназистка, была в форменном платье, а Верочка еще не училась, и на ней было белое платьице с крахмальным воротничком и большим красным бантом посреди.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/vo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2016 19 мин., 28.10.2016 1-я страница обложки – на белом фоне игрушечный мишка с наклейкой из пластыря на лбу (фото Владимира Ештокина). Внизу надпись: МЯГКИЙ ХАРАКТЕР. Нужно ли учить мальчиков защищаться? См. в разделе «Люди» статью Александра Ткаченко «Папа и бойцовский клуб. Нужно ли учить мальчиков драться?» (с.58-63).   Пролог (на заставке фото Владислава Соколовского)   Юрий Левитанский. « Осенняя роща, едва запотевший янтарь… ». Стихотворение. //Фома. - – октябрь 2016. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Числа:   Даты месяца. Октябрь. Фото Татьяны Темирхановой/ТАСС и Александра Кулебякина/ТАСС//Фома. - – октябрь 2016. – С.4-5. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 8 октября. Представление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). – С.4; 12 октября. 25 лет назад умер писатель Аркадий Стругацкий. – С.4; 19 октября . 205 лет назад, в 1811 году, в день памяти апостола Фомы по указу императора Александра Первого был основан Царскосельский лицей . – С.5; 15 октября. 55 лет назад родился музыкант Вячеслав Бутусов, лидер групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер» . – С.5; 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы . – С.5; Колонка главного редактора:   Владимир Легойда . Мозаика XXI века . Ил.: Мозаика свода базилики Сан-Витале, Равенна, Италия, VI в. Фото Sgt. Pepper57/Flickr/CC BY 2.0//Фома. - – октябрь 2016. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Дмитрий Дюжев : «После “Острова” я хотел уйти в монастырь» . [Накануне юбилея журнала состоялась беседа с актером и кинорежиссером Дмитрием Дюжевым, который на протяжении многих лет является большим другом журнала и который в этом году отмечает 20-летие своей любимой работы в фильме «Остров»]. Беседовала Дарья Баринова . Фото Владимира Ештокина; «На съемках фильма «Остров» - фото Дмитрия Зверева//Фома. - – октябрь 2016. – С.8-12. – (рубрика « Интервью номера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-162...

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский. 1926 г. Публикуемые воспоминания принадлежат перу Ирины Михайловны Картавцевой (2 августа 1898 г.— 5 августа 1983 г.). С 1908 по 1918 г. она обучалась в Белевской женской гимназии Тульской губернии, в 1917 г. стала учительницей Белевского женского приходского училища, где преподавала до ноября 1921 г., в 1922 г. переехала в Москву. Картавцева происходила из старинного небогатого дворянского рода, наиболее ранние представители которого упоминаются в документах среди служилых землевладельцев Белевского уезда с конца XVI в. Начало ее гимназической жизни совпало с прибытием в город и назначением настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря иеромонаха Петра (Зверева), вскоре возведенного в сан архимандрита. В 1910–1913 гг. о. Петр духовно окормлял сестер Ирину и Веру Картавцевых. Девушки любили богослужение, пели в церковном хоре. И. Картавцева в других, еще не опубликованных дневниках пишет: «С 14 лет мы начали уже постоянно петь с одной близкой нам девочкой Олей трио в церкви... Сколько светлых радостных воспоминаний связано с этим пением. Разучивала все с нами конечно мать, а на окончательную отделку посылала нас к знакомому преподавателю епарх[иального] училища Вас[илию] Николаевичу Б(лаговещенскому)». После переезда в Москву И. М. Картавцева не только пела, но и регентовала в хорах московских церквей, прежде всего, в храме Кира и Иоанна на Солянке, ставшем в 1927 г. одним из центров «катакомбного» движения, последователи которого отказывались считать Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) главой Церкви; членом «катакомбной церкви» была и И. М. Картавцева. В Москве она изредка встречалась с владыкой Петром вплоть до его ссылки в Соловецкий лагерь. Публикуемые материалы автором разбиты на 2 части. Беззаботные и счастливые детские годы в дореволюционном Белеве контрастируют в них с разрухой, надвигавшейся с 1916 г., трагической гибелью младшей сестры в 1920 г., гонениями со стороны советской власти, ссылкой на Соловки любимого владыки Петра и его мученической кончиной. Обе части воспоминаний имеют отдельную пагинацию и были, очевидно, написаны не сразу, а в течение 1972–1973 гг. Текст не был окончательно отредактирован и представляет собой черновой вариант с многочисленными стилистическими поправками, которые воспроизводятся в примечаниях. В тексте исправлены очевидные описки автора. Воспоминания написаны на страницах обычных для 1970-х гг. ученических тетрадей и находятся среди других документов семейного архива Картавцевых, хранящегося у составителя данной публикации.

http://pravoslavie.ru/36921.html

Ялта. Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Часовня в честь Собора новомучеников и исповедников Российских Часовня. Действует.   Освящена в честь: Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Год постройки:Между 2006 и 2009. Адрес: Россия, Республика Крым, г. Ялта, набережная им. Ленина, напротив дома 23/2 Координаты: 44.493481, 34.165427 Проезд:Набережная им. Ленина, возле перекрестка с ул. Морской, напротив отеля " Mapiuho " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 26 сентября 2009 года Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь освятил часовню в честь Собора новомучеников и исповедников Российских в Ялте. По совершении чина освящения часовни-мемориала памяти новомучеников и исповедников Российских на Набережной Ялты Высокопреосвященнейший владыка Лазарь обратился к собравшимся на богослужение с приветственным словом, в котором сказал: Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры! Милостью Божией, освятили мы ныне святую часовню, которая посвящена светлой памяти новомучеников. Поистине, это мужественные воины Христовы, в тяжкие времена богоборчества жизнь свою положившие ради нашей святой Православной веры! Хочу особо подчеркнуть, что наша святая Крымская земля, как это не раз бывало в истории, оказалась в самом эпицентре трагических событий.В ослеплении духовном новые строители утопического «рая земного» разрушали храмы, закрывали монастыри. Целый сонм новомучеников и исповедников явлен был в нашей благословенной Тавриде в эту поистине страшную годину лихолетья. В этом дивном сонме имена священномучеников Порфирия (Гулевича), Сергия (Зверева), Никодима (Кроткова), Лаврентия (Князева) и многих-многих других. Пример их верности Церкви Православной, великой любви о Господе, мужества и самоотвержения имеет в жизни современного христианина поистине непреходящее значение. Глубоко отрадно и промыслительно, что освящение этой прекрасной часовни приходится на канун великого и спасительного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Именно этот Крест был центром и высшим смыслом жизни новомучеников и исповедников Христовых, горячо почитаемых нами.

http://sobory.ru/article/?object=13394

К сведению издателей. Аспекты деятельности секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета Русской Православной Церкви 28 февраля 2011 г. 15:14 Статья и.о. руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета   Русской Православной Церкви диакона Сергия Зверева посвящена обзору деятельности секретариата в рамках рецензирования изданий, предназначенных для распространения через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли. Настоящая статья посвящена обзору общего порядка и процесса рецензирования, осуществляемого Издательским Советом Русской Православной Церкви, а также некоторым современным аспектам означенной деятельности. Собственно процесс рецензирования в рамках означенного Секретариата сегодня выглядит следующим образом: Святейший Патриарх Кирилл определил 2010 год переходным для обязательного рецензирования ( журнал Священного Синода 114 от 25 декабря 2009). В связи с этим издателям необходимо учесть это в своих рабочих планах. Срок рассмотрения и присвоения грифа Совета составляет 30 рабочих дней. Заметим: возможно увеличение сроков рецензирования специальной литературы, связанное с необходимостью привлечения внешних рецензентов (следует учитывать, что ряд материалов направляется на отзыв в Синодальную богослужебную комиссию , Богословскую комиссию и пр.) В случае подготовки какой-либо публикации на епархиальном уровне, издание необходимо представить в Издательский Совет для получения грифа Совета и соответствующего номера; только затем ему присваивается благословение правящего архиерея данной епархии. Благословение правящего архиерея не освобождает издание и издателей от необходимости прохождения рецензирования в Издательском Совете и присвоения грифа и номера Совета. Православная литература, изданная до 31 декабря 2010 года, может распространяться через церковную книжную сеть, однако последующие переиздания должны пройти рецензирование в Совете с получением грифа.

http://patriarchia.ru/db/text/1418873.ht...

Основные приоритеты экспертной деятельности Издательского Совета Русской Православной Церкви 4 июля 2011 г. 14:33 Статья и.о. руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета Русской Православной Церкви диакона Сергия Зверева посвящена экспертной деятельности Совета, в частности, вопросам присвоения грифа. В своей деятельности Издательский Совет Русской Православной Церкви исходит из следующих приоритетов, определенных Священным Синодом в декабре 2009 года: «Отметить необходимость обязательного рецензирования Издательским Советом, с последующим присвоением грифа " Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви " , всех изданий, предназначенных для распространения через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли. Священное Писание, богослужебная литература, сборники канонических правил и нормативных актов Церкви, официальные церковные документы, принятые Архиерейскими и Поместными Соборами, а также Священным Синодом, издавать с грифом " По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси " . Гриф " По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси " может быть в порядке исключения предоставлен и другим изданиям, имеющим общецерковное значение, по рекомендации и заключению Издательского Совета, утвержденному Патриархом Московским и всея Руси» ( журнал 114 ). Данное определение формирует основную специфику процесса рецензирования православной литературы, существенную часть которой составляет принцип комплексного всестороннего научно-богословского анализа. Гарантом жизненности такой позиции является наличие самого широкого подбора специалистов-богословов коллегии по экспертной оценке, с составом которой можно ознакомиться на сайте Совета www.izdatsovet.ru. Важным направлением научно-богословской и просветительской деятельности Издательского Совета Русской Православной Церкви кроме выше означенного являются книжные выставки «Радость Слова».

http://patriarchia.ru/db/text/1554190.ht...

Президент России В.В. Путин посетил храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе 8 декабря 2014 г. 20:56 8 декабря 2014 года Президент Российской Федерации  В.В. Путин  посетил отреставрированный храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе, великое освящение которого  совершил  в этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.  Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении министра иностранных дел РФ  С.В. Лаврова , возглавляющего попечительский совет по восстановлению храма, губернатора Санкт-Петербурга  Г.С. Полтавченко , управляющего делами Московской Патриархии  митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия  и настоятеля храма протоиерея Геннадия Зверева осмотрели экспозицию церковного музея.  Высокие гости осмотрели выставку «Гвардейские стрелки на службе Отечеству», на которой представлены оружие, документы, военная униформа XIX века и времен Первой мировой войны, а также посетили храм, где Президент России поставил свечи. В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл подошли к месту погребения в церкви строившего ее генерал-майора С.И. Кутепова (+1905) и почтили память воинов, захороненных в храме и рядом с ним. Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе был построен в 1904 году для воинов лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (с 1910 года полка). Шефом воинского подразделения был сын императора Александра II великий князь Сергей Александрович (1857-1905). Освящение церкви 110 лет назад происходило в присутствии императора Николая II и великих князей Владимира и Сергея Александровичей. Стены храма были покрыты фресками в древнерусском стиле с элементами модерна. В одном здании с храмом ранее помещались учебный зал полка и цейхгауз. С момента своего основания храм стал памятником героям-стрелкам: под спудом были погребены строитель церкви командир батальона генерал-майор С.И. Кутепов (1853-1905), а позднее — некоторые офицеры полка, погибшие в Первую мировую войну (сегодня установлено 8 имен, в том числе двух георгиевских кавалеров).

http://patriarchia.ru/db/text/3871578.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он укутал всю Россию в оренбургский свой платок» Фоторепортаж с подмосковного литературно-музыкального праздника «Боковская осень» 18.09.2023 373 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором В субботу, 16 сентября, в Доме-музее поэта В.Ф. Бокова в деревне Язвицы близ Посада преподобного Сергия Радонежского состоялся Литературно-музыкальный праздник «Боковская осень». Сотрудники музея бережно хранят память о любимом русском поэте. Благоукрашен дом, где жил поэт, в экспозиции стол, за которым писал он стихи, на стене коньки с креплением, знакомым мне с детства, Боков тоже катался на таких! Скорее всего, зимой, при свете керосиновой лампы, Виктор Федорович написал стихотворение «Оренбургский пуховый платок». «Он укутал всю Россию в оренбургский свой платок», – сказал один из выступавших на празднике. Мы все, кто уже состарился, росли вместе с песнями на стихи Виктора Федоровича. «Оренбургский пуховый платок» с великой русской певицей Людмилой Зыкиной пела вся страна. В Советском Союзе стихи русского поэта Бокова звучали и по радио, и по ТВ, и со сцены. В России стихи большого русского поэта не в тренде и не в формате каналов... Не удивительно, на праздник приехали люди пенсионного возраста, молодежь о таком родном каждой русской душе поэте вряд ли что знает. «Люблю Россию, служу России и в этом счастье нахожу», – написал в свое время Виктор Федорович. Надеюсь, память о большом русском поэте не умрет с нами, страна разворачивается, Спецоперация продолжается. В концерте, посвященном памяти Виктора Бокова и 20-летию его Дома-музея участвовали народные артисты России Анна Литвиненко и Василий Овсянников, заслуженные артисты России Елена Калашникова и Галина Власёнок и артисты из народа, чтецы поэтических студий Сергиево-Посадского городского округа, вот отроковица Катя Зверева у меня на снимке. Приято было видеть на празднике сразу двух директоров музея, первого директора и биографа поэта Владимира Ильича Самсонова и нынешнего, совсем еще молодую Анастасию Остапенко. Артисты пели, зрители аплодировали, все напитались духом любви к Родине.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/18/on...

Архив Пн Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж 10 августа 2009 г. 16:55 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, перенесены из Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в Алексиево-Акатов женский монастырь города Воронежа. Перенесение святыни совпало с 80-летием со дня преставления священномученика и 10-летием обретения его честных мощей. Этому событию предшествовало обращение митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с ходатайством о передаче святыни, поддержанное подписями около 27 000 верующих епархии, собранными после одного из воскресных богослужений. Мощи (за исключением честной главы, которая, по резолюции Его Святейшества остается на Соловках) были доставлены вечером 9 августа в Воронеж официальной делегацией Воронежской и Борисоглебской епархии во главе с митрополитом Сергием. Духовенство, а также многочисленные паломники с Воронежской земли пробыли на Соловецких островах пять дней и посетили не только Спасо-Преображенский монастырь, но и скиты, расположенные на Соловецком архипелаге. Прежде всего, остров Анзер, где в Голгофо-Распятском скиту завершился земной путь прославленного в 2000 году на Архиерейском Соборе воронежского архипастыря Петра (Зверева). 9 августа митрополит Сергий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря, за которой состоялась передача мощей. После богослужения крестным ходом святыня была доставлена в аэропорт. Вечером этого же дня несколько тысяч людей встречали мощи владыки Петра в Алексиево-Акатовом монастыре. Торжества по случаю перенесения мощей начались молебном с акафистом перед часовней, освященной в честь новомучеников Воронежских, куда был поставлен ковчег со святыней. Затем было совершено всенощное бдение по афонскому уставу в память о том, что архиепископ Петр, возглавляя Воронежскую кафедру, совершал богослужения именно по уставу обителей Святой Горы.

http://patriarchia.ru/db/text/716886.htm...

Александр Щипков: " Долг христиан – защищать свои святыни " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_80381.html 06 ноября 2010 Андрей Зайцев Александр Щипков: " Долг христиан – защищать свои святыни " Помощник Сергея Миронова рассказал о ситуации вокруг закрытого в 1921 году храма преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе. Начало XX века – Александр Владимирович, в Царском Селе под Петербургом в начале прошлого столетия действовал храм в честь преподобного Сергия Радонежского лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского Его Величества полка. В эти дни в Москве, в Манеже, на выставке " Православная Русь " православные собирают подписи под Обращением к Сергею Миронову, в котором просят помощи. Не могли бы вы прокомментировать происходящее? – В настоящее время в городе Пушкине, как и во всей Ленинградской области, Церкви уже переданы многие храмы. В самом Царском Селе по благословению митрополита Владимира трудами верующих и благочинного Царскосельского округа протоиерея Геннадия Зверева восстановлен замечательный Екатерининский собор. Храм же преподобного Сергия на Фуражном переулке до сих пор не возвращен. Сама по себе эта ситуация обычна. Нельзя передать все одновременно и сразу: в храмах могут располагаться учреждения, перевод которых в другое место требует времени. Церковь относится к этому с пониманием. Особое внимание храм преподобного Сергия привлек потому, что в его здании располагается учебный комбинат Росавтодора, который сдает помещения в субаренду. Здесь теперь находятся автосервис, кафе, продуктовый магазин и, в алтаре, общественная уборная. Это не просто наплевательское отношение к чувствам верующих, а кощунство по отношению к храму и людям, которые в нем похоронены. Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе. 2010 год В церкви преподобного Сергия похоронены восемь героев Первой мировой войны, а над их могилами, в алтаре, сейчас расположен сортир. Посетители кафе поют под караоке, продавцы торгуют водкой. Безобразная ситуация! В нашей стране Первая мировая война давно заплевана, затоптана и забыта. Напомню, что до прихода большевиков её тоже называли Великая Отечественная, а вовсе не " империалистическая " . На самом же деле русские солдаты и офицеры с честью выполняли свой долг, сражаясь с врагом. Многие из участников были награждены и составляют славу нашей страны.

http://religare.ru/2_80381_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010