прот. Сергий Правдолюбов (1950 г.р.) Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова , написанное им в сташные годы гонений, которое мы предлагаем вниманию наших читателей, являет собой образец богословия, вполне сравнимый со святоотеческими творениями. Публикацию предваряет портрет священноисповедника Сергия работы одного из его соузников по Соловкам. Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Касимовского Духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова (впоследствии протоиерея Успенской церкви города Касимова). Род Правдолюбовых был священническим со старинных времен, по некоторым записям и преданиям священники Правдолюбовы известны с середины XVIII века. Уже в первом выпуске Рязанской Духовной семинарии 1817 года числился Феодор Правдолюбов. Сергей получил образование в Касимовском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, которую окончил в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата богословия. В 1915 году поступил на должность псаломщика в Киеве. В том же году стал священником Спасской церкви в Слободе Кукарке Вятской епархии. Рукоположен был епископом Вятским Никандром 26 октября старого стиля. В 1919 году был назначен настоятелем Троицкого собора в Слободе Кукарке (город Советск Кировской области) и назначен благочинным 1-го округа Яранского уезда Вятской епархии. Чудом остался жив при следующих обстоятельствах. В город пришел карательный отряд латышских стрелков. Ночью пошли с рейдом по городу, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет «главный поп». Сторож показал на дом старого настоятеля, который был в весьма преклонных летах, но для сторожа по многолетней привычке и был «главным попом». Старца-священника разбудили, вывели из дома и расстреляли. К сожалению, имени его никто не записал для памяти и поминовения в наши дни, но отец Сергий, конечно, помнил его и всегда о нем молился как о пострадавшем за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Православие еще не иссякло. Беседа о семейных традициях с протоиереем Сергием Правдолюбовым Источник: Портал Слово Протоиерей Сергий Правдолюбов – настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Магистр богословия Московской Духовной Академии, профессор. Наследник старинного священнического рода Правдолюбовых. По линии отца Его прадед, протоиерей Анатолий Правдолюбов, был расстрелян 23 декабря 1937 года. Трое его сыновей, два священника и мирянин, также отдали свои жизни за Христа. В 2000 году они были прославлены в лике новомучеников. Его отец – протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов – был арестован и претерпел заключение в Соловецком лагере особого назначения и на материке в течение пяти лет. По линии матери дедушка отца Сергия, протоиерей Михаил Дмитрев, был расстрелян 2 декабря 1937 года в г. Рязани. Его племянник, Евгений Дмитрев, пострадал в г. Перми. Они также были прославлены в лике святых в 2000 году. Кроме шести самых близких родных за веру пострадали еще пятеро других родственников отца Сергия – как священников, так и мирян. Всего из рода Правдолюбовых к лику святых Церковью причислено 11 человек. – Отец Сергий, пример Вашего рода свидетельствует о том, что семейные традиции для Вас – не абстракция. Как сохранить преемственность в семье? И вообще, что такое традиция? – Известно, что человек, как основа будущей личности, формируется до пяти лет, потом уже начинается «шлифовка». Как правило, дети повторяют своих родителей. Реже случается и так, что ребенок движется в противоположном направлении, поступает наоборот. Видимо, такой протест возникает тогда, когда родители что-то упустили, не учли каких-то важных особенностей ребенка. Святитель Феофан Затворник говорил, что если дети не повторяют своих родителей в их лучших чертах и не хотят им следовать, то через два-три поколения наше православие иссякнет. Удивительно, но эти слова пока не сбылись. Православие еще не иссякло. Я это объясняю исключительно веком мученичества. Если бы его не случилось, то православия бы уже не существовало. Эпоха страшных гонений, попыток уничтожения Церкви – священников, архиереев, ученых, интеллигенции, крестьянства – не истребила веры. О чем это свидетельствует? С одной стороны – это кровавая страница нашей истории, а с другой – свидетельство особого благоволения Бога к России. Только Божиим покровительством и милостью можно объяснить тот факт, что Церковь еще живет.

http://pravoslavie.ru/37197.html

Учиться видеть… Беседа с протоиереем Сергием Правдолюбвым об эстетическом воспитании детей Источник: Портал «Слово» Протоиерей Сергий Правдолюбов – настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Магистр богословия Московской Духовной Академии, профессор. Наследник старинного священнического рода Правдолюбовых. По линии отца его прадед, протоиерей Анатолий Правдолюбов, был расстрелян 23 декабря 1937 года. Трое его сыновей, два священника и мирянин, также отдали свои жизни за Христа. В 2000 году они были прославлены в лике новомучеников. Его отец – протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов – был арестован и претерпел заключение в Соловецком лагере особого назначения и на материке в течение пяти лет. По линии матери дедушка отца Сергия, протоиерей Михаил Дмитрев, был расстрелян 2 декабря 1937 года в г. Рязани. Его племянник, Евгений Дмитрев, пострадал в г. Перми. Они также были прославлены в лике святых в 2000 году. Кроме шести самых близких родных за веру пострадали еще пятеро других родственников отца Сергия – как священников, так и мирян. Всего из рода Правдолюбовых к лику святых Церковью причислено 11 человек. – Отец Сергий, тема нашей беседы – эстетическое воспитание. В связи с этим хотелось бы обратиться к Вам с вопросом как к пастырю и как к наследнику знаменитой духовной династии, прославленной не только святыми подвигами мученичества, но и уникальным творческим даром Вашей семьи – даром, передающимся из поколения в поколение. Как воспитывали Вас? И как пробудить в ребенке эстетическое чувство, научить видеть прекрасное? – Мое детство прошло в деревне, которая на исходе 18 века стала называться селом, потому что там появился храм. В 1958 году настоятелем в этот храм был назначен мой отец, и я целых 10 лет имел счастье жить в этом селе около церкви. Возможно поэтому наше воспитание – не только нравственное, но и эстетическое, культурное – всегда было неразрывно связано с церковью. Храм был деревянный, рубленый. Он не был «красив» с точки зрения архитектурных пропорций, его нельзя назвать каким-то уникальным творением деревянного зодчества: построенный в 1780 году, он был обшит тесом – обыкновенными досками, его купол казался несообразным размерам храма, навершие колокольни не соответствовало по своему стилю деревянной архитектуре… И, тем не менее, храм воплощал для нас – детей – понятие прекрасного.

http://pravoslavie.ru/37770.html

Протоиерей Сергий Правдолюбов о конфликте на юбилее «Серебряного Дождя»: Нападки на Церковь сейчас в моде 16 июля, 2015. Протоиерей Сергий Правдолюбов Я от всей души негодую против такого поведения «Серебряного дождя». 16 июля. ПРАВМИР. После противоречивых мнений о конфликте с протоиереем Дмитрием Смирновым на концерте по поводу 20-летия радиостанции «Серебряный дождь», мы попросили прокомментировать ситуацию настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, доктора богословия, протоиерея Сергия Правдолюбова Сторона «Серебряного дождя» замалчивает уровень звучания своих колонок. Они обходят то обстоятельство, что невозможно было молиться и служить, верующие могли даже не знать, что там за праздник. Такие частоты, особенно низкие, пробивают очень большое расстояние. На радио утверждают, что до 22:00 они имели полное право так себя вести, но, если эти люди называют себя интеллигентами, они должны были интеллигентно выйти из этой проблемы, а не устраивать дешевый скандал. Выставить в таком свете достойного человека, заслуги которого все знают, у которого множество родных — священномученики, — это абсолютно недостойно. Надо откровенно, спокойно и смело говорить: не устраивайте скандал самого низкого уровня. Верующие пришли и ушли. Да, они пришли возмущенные. Среди них было много музыкантов, которым невозможно было слышать такую громкую музыку. Я там не был, но я знаю, что, когда машина, в которой играет музыка на полную громкость, подъезжает к твоему дому, от нее страдают все, и никто не считает, что это — нормально. Тут аналогичная ситуация. Это очень низкий уровень, дешевый вкус. Рядом с нашим храмом внизу есть площадка Гольфклуба, с которым мы поддерживаем добрососедские отношения. Когда идет служба, они приглушают музыку, а мы слышим их приглушенную музыку до 8 часов вечера. Когда служба заканчиваются, звонят наши колокола. Мы терпим их музыку, они идут навстречу нам. Однажды к ним приезжали на презентацию иностранные гости. Нам позвонили и попросили во внеурочное время позвонить в колокола. Мы и тогда пошли на компромисс, службы не было, и наш звонарь по их просьбе дал послушать иностранцам колокольный звон. Это было взаимопонимание и взаимодействие.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии Светлой памяти автора (†23.05.2021) 22.08.2021 1861 Время на чтение 27 минут От редакции сайта «Благодатный Огонь»: В мае этого года отошел ко Господу протоиерей Владимир Сергеевич Правдолюбов (†23.05.2021). Отец Владимир родился 9 июня 1931 года в Касимове Рязанской области в семье священноисповедника протоиерея Сергия Анатольевича (память 5/18 декабря) и Лидии Дмитриевны Правдолюбовых. В 1954 г. окончил МГУ им. Ломоносова по специальности «математика» и два года учительствовал в средней школе. Осенью 1956 г. стал псаломщиком Никольской церкви г. Касимова, весной 1957 г. женился на Нине Ивановне Филюшкиной и был рукоположен во священника к той же церкви. Со своей матушкой Ниной Ивановной воспитал двух дочерей и четырех сыновей, из которых трое стали священниками. Учился заочно в духовных школах в Ленинг раде (Санкт-Петербурге) и Загорске (Сергиев-Посаде). В 1978 г. стал кандидатом богословия. C 15 февраля 1967 по март 2004 года настоятель Никольского храма г.Касимова. Был так же в должности благочинного г.Касимова. Ныне отец Владимир – Почетный настоятель Никольского храма г. Касимова, в котором прослужил непрерывно более 60-ти лет. Отец Владимир являлся духовным наставником многих поколений касимовцев и воспитателем духовенства Рязанской епархии. При содействии отца Владимира в Касимове возродились многие храмы. Отец Владимир оставил после себя много трудов и воспоминаний. На протяжении нескольких лет отец Владимир Правдолюбов был постоянным автором православного журнала и сайта «Благодатный Огонь», где были опубликованы множество его замечательный статей о проблемах современной церковной жизни. Отец Владимир был блестящим полемистом с представителями либерального православия в лице американского протопресвитера Александра Шмемана и неообновленческого движения в лице американского протопресвитера Александра Шмемана и священника Георгия Кочеткова. Батюшка был хранителем традиций православного богослужения. Всё это нашло свое выражение во множестве статей и публикаций отца Владимира в журнале «Благодатный Огонь». Предлагаем читателям одну из статей приснопамятного отца Владимира.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Анатольевич Правдолюбов (22.07.1888, г. Касимов Рязанской губ.- 4.10.1937, Карагандинский ИТЛ), мч. (пам. 21 сент., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Старший сын сщмч. прот. Анатолия Правдолюбова , брат сщмч. иерея Николая Правдолюбова и священноисп. прот. Сергия Правдолюбова . В 1898-1903 гг. учился в Касимовском ДУ, затем в Рязанской ДС. В 1909 г. стал студентом КДА, к-рую окончил в 1913 г. со степенью канд. богословия за соч. «Вероучение, воззрения на обрядовую сторону религии и нравственное учение книги пророка Иеремии» (частично опубл.: Учено-богосл. опыты студентов КДА. К., 1913. Вып. 11. С. 262-306). С 1913 г. преподаватель рус. языка в Житомирской учительской семинарии, одновременно лектор в народном ун-те, в 1916 г. избран директором семинарии. В 1917-1922 гг. возглавлял трудовую школу в Житомире. В 1922-1929 гг. заведовал детским домом в Москве, преподавал в Объединенной школе краскомов им. ВЦИК в Кремле, являлся научным работником Наркомпроса, написал неск. работ по детской психологии. В 1929 г. состоял приват-доцентом Высших педагогических курсов при 2-м МГУ, старшим ассистентом психотехнической лаборатории, научным сотрудником Ин-та методов школьной работы. В. не скрывал свою веру, почитание Патриарха св. Тихона (Белавина) . В 1924 г. по ходатайству В. свт. Тихон принял прот. Анатолия и прот. Сергия Правдолюбовых и подарил свою фотографию с дарственной надписью. После издания в 1927 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) и Временным Патриаршим Синодом «Декларации» В. не присоединился к непоминающим , но одно время не подходил под благословение отца, поминавшего за богослужением митр. Сергия. Позднее влияние отца и брата и твердость в исповедании веры мн. др. сторонников митр. Сергия привели В. к убеждению в том, что надо иметь общение и со сторонниками и с противниками последнего. В. был женат, но семейная жизнь не сложилась. После развода он не стал принимать монашество: есть данные, что священноначалие обращалось к нему с таким предложением, но он не решился на этот шаг.

http://pravenc.ru/text/159030.html

«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма» Семейные воспоминания о священноисповеднике Сергии Касимовском (Правдолюбове). Часть 4 Протоиерей Сергий Правдолюбов В основу очередной публикации легли беседы протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, которые прозвучали в этом году на радио «Радонеж» в рамках передачи «Родное село». Эти воспоминания бережно хранятся в семейных преданиях и архивах рода Правдолюбовых и передаются из поколения в поколение. Чтобы не скрыть эти крупицы света новомучеников под спудом, предлагаем вниманию читателей расшифровку этих бесед, посвященных священноисповеднику Сергию Касимовскому, в сокращении и с авторской редактурой. Сидят (слева направо) прот. Димитрий Федотьев, архим. Георгий Садковский, сщмч. Анатолий Авдеевич Правдолюбов; стоят сщмч. Николай Анатольевич, Анатолий Сергеевич и сщисп. Сергий      Когда в Касимове у отца Анатолия Авдеевича (Правдолюбова; священномученика) собирались батюшки из окрестных сел Касимова, они часто просили отца Сергия произнести примерную проповедь на следующую неделю, или седмицу, и он всегда говорил импровизацию. Все внимательно слушали, включая его отца – протоиерея Анатолия Авдеевича. Часто матушка отца Анатолия Клавдия Андреевна говорила: «Анатолий, почему ты слушаешь все, как сын скажет, ты же сам можешь сказать проповедь?» – А отец Анатолий отвечал: «Нет, нет! Пусть он сам говорит, он все хорошо говорит. Это для нас важно и интересно. А мы потом будем думать о том, что нам самим еще стоит прибавить». Это было замечательно: сын – и вызывал такое уважение умением хорошо говорить. Отца Сергия часто просили произнести проповедь, и он всегда говорил импровизацию. Все внимательно слушали, включая его отца Каким был Касимов в то время? Я не сумею подробно рассказать, только очень кратко. В Касимов через Рязань приезжал Леонид Пастернак (у него были там какие-то родственники). Касимов ему очень понравился, так что он где-то написал: «Касимов мне напоминает Марбург».

http://pravoslavie.ru/148716.html

Скачать epub pdf Содержание Проскомидия Литургия оглашенных Литургия верных Литургия верных – Евхаристия Молитвы пред Святыми Дарами Явление Святых Даров     Предлагаем вниманию наших читателей цикл проповедей священноисповедника Сергия Правдолюбова , жизнеописание и духовное завещание которого были напечатаны в нашем Журнале в феврале 2003 года. Этот номер сразу же стал библиографической редкостью, что засвидетельствовало живой интерес, который вызывает у православной аудитории слово священнослужителя-подвижника, в трудные годы гонений на Церковь положившего всю свою жизнь на служение Господу и народу Божию. По свидетельству родных, священноисповедник Сергий стремился повторять толкование Литургии для своих прихожан почти каждый год, и через несколько лет практически все они начинали понимать смысл совершаемой службы. Такова была старинная церковная традиция, которую в наше время очень важно было бы возродить. Если все пастыри будут терпеливо разъяснять народу содержание Божественной службы, то рассуждения о непонятности богослужения и необходимости его перевода на русский язык утратят свою актуальность. Десять проповедей отца Сергия объединены нами в последовательный рассказ, который с небольшими сокращениями будет опубликован во 2-м и 3-м номерах нашего Журнала. Мы сохранили авторское изложение текста Божественной литургии, в котором имеет место некоторое смешение русского и церковнославянского языков в цитатах. Надеемся, что эта публикация также вызовет интерес и принесет большую духовную пользу нашим читателям. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат. Вместо Херувимской песни на Литургии Преждеосвященных Даров Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Представьте себе, братия христиане, что вы сделались свидетелями земной жизни Христа Спасителя: присутствуете при Его рождении в Вифлеемской пещере, видите Его крещающимся, являющимся народу, слушаете Его дивную проповедь , в особенности проповедь Нагорную; сопутствуете Ему в Его благовестнических подвигах, следуя за Ним по градам и весям палестинским; присутствуете при Его торжественном входе в Иерусалим, потом на Тайной Вечери; затем идете за ним в гущу Гефсиманского сада, где Он скорбел и молился; далее вы с Ним на суде Анны и Каиафы, Пилата и Ирода. Наконец, вы на Голгофе, видите, как распинают Его, слышите глумления и издевательства над Ним, зрите Его смерть и ужас бездушной природы, положение во гроб; видите, как отвалился камень от дверей гроба и явился Прославленный Воскресший Христос; затем вы являетесь свидетелями Его явлений ученикам и народу и сподобляетесь получить благословение от Него, возносящегося на Небо. Какие бы вы переживали настроения, если бы видели все это своими глазами? Как бы замирало и билось ваше сердце, как бы было полно оно высшего религиозного восторга от такой действительной встречи и общения с Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

«Бог первый полюбил нас, и наша любовь к Нему – ответная» (+ВИДЕО) Беседа с протоиереем Сергием Правдолюбовым о любви к Богу Никита Филатов Бог есть любовь, и нам Господь заповедал любовь. Но что такое любовь? В чем и как должна проявляться любовь к Богу? Если человек соблюдает все заповеди, он любит Бога? Как вообще любовь к Богу связана с духовной жизнью? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Сергию Правдолюбову . – Добрый день, это программа «Сретение». Сегодня мы в гостях у протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Здравствуйте, отец Сергий. – Христос воскресе! – Воистину воскресе! Большое спасибо, что вы согласились ответить на вопросы портала « Православие.ру ». Тема нашей встречи – «О любви к Богу и пути к Богу». Мы знаем, что, по слову Христа Спасителя, мы должны отвергнуть себя ради Бога. А как при попытке исполнить эти слова Спасителя не впасть в уныние, увидев, насколько это сложно? Какие вы можете дать советы? – Вопрос о любви к Богу очень существенный, и надо помнить, что и Сам Господь Иисус Христос сказал: Бог – это Любовь, – как напоминает нам апостол Иоанн Богослов (см.: 1 Ин. 4: 16). Поэтому и любовь – это Божественное свойство. Бог Сам есть любовь. А вот как ее познать? А почему нужно отвергаться себя? Потому что мы находимся в некоей сфере своих представлений, тех вот, что мы в школе проходили. Потом еще есть и сфера домашняя, такая уютная, и бывает, что места Богу в ней нет. А ангелы, херувимы и серафимы беспрерывно взывают, кричат: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф!» Почему они это делают? Потому что знают то, о чем мы никогда не задумывались. Они созерцают это и потому так взывают. А у нас – своя жизнь, свой мирок. Господь не нарушает нашего благополучия, но Он хочет, чтобы мы имели полноту общения с Ним. А для этого надо выйти из своего замкнутого круга, отвергнуться своего домашнего мирка, внимательно посмотреть на звезды в хорошую ясную ночь, на всю природу… И еще – хорошо учиться в школе, а чтобы учителя при этом говорили бы: «Ты учишься не для того, чтобы что-то знать, а для того, чтобы познать, как мир устроен: мир – Божие творение». Если бы в школе показывали, как сотворен Богом мир, учиться было бы гораздо интереснее. И школьные предметы стали бы предметами Богопознания, потому что знание непременно возводит к Богу – любое знание, даже противоположное по сути Божественному учению. Мы даже в семинарии пользовались карманными «Словарями атеиста». Мы отбрасывали атеизм, а информацию – даты, события и имена – использовали при подготовке к экзаменам. Так что те, кто старались против Бога, могли и могут, наоборот, заставить больше о Боге думать. Но так было в прошедшую эпоху; сейчас, правда, эпоха без всякого безбожия. Но есть и верующие, и неверующие.

http://pravoslavie.ru/94695.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 1: Семья 27.03.2007 706 Время на чтение 7 минут Протоиерей Владимир Правдолюбов Эта беседа с протоиереем Владимиром Правдолюбовым, сыном священноисповедника Сергия и внуком священномученика Анатолия Правдолюбовых, почетным настоятелем храма святителя Николая в г. Касимове Рязанской области, записывалась на сороковой день по кончине митрополита Симона (Новикова), в доме отца Владимира и в самом Никольском храме, где в 1950-е годы служил приходским священником почивший около года назад архимандрит Иоанн Уходят предстатели пред престолом Божиим, чье служение пришлось на ХХ век - самое скорбное и противоречивое время в истории Русской Церкви, по духовным плодам и последствиям своим сравнимое с целой эпохой. О подвижниках минувшего века, которые своей жизнью учат нас мужеству, терпению и любви, о современной жизни древнего города Рязанской Мещеры, давшего нашей многострадальной земле многих святых молитвенников пред Господом, повествуют воспоминания отца Владимира Правдолюбова. Священнический род наш, Правдолюбовых, - древний: мы по линии отцовской не знаем мужчин-предков не-священников, за исключением одного псаломщика - это наш родоначальник чтец Симеон. Его сын Авдий - священник, закончил жизнь иеромонахом Антонием. Его сын, внук чтеца Симеона, Анатолий Авдеевич, - Его старшие дети: Владимир Анатольевич - Сергей Анатольевич - Николай Анатольевич - Брат жены отца Анатолия - протоиерей Михаил - тоже расстрелян в 37-м, прославлен как священномученик. Эпоха репрессий и последующая канонизация дала нашему семейству много прославленных святых. А как много священников из других родов - тоже священномученики, тоже исповедники, - но не прославлены! Ведь канонизацией Церковь не возводит во святые, а свидетельствует о святости. И свидетельствует именно о тех, о ком есть воля Божия, чтобы они помогали живущим здесь, на земле. А остальные - они в той же радости, даже большей, может быть, но мы о них ничего не знаем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010