Каждый погост Водской пятины, будучи округом административным, был в тоже время округом и церковным. Связанные в одну единицу – погост для отправления обязанностей государственных, жители погоста чувствовали себя связанными воедино и в церковном отношении. Это вызывало в жителях погоста потребность иметь свою погостскую церковь . И мы, действительно, такие церкви видим во всех погостах. Всех погостов в Водской пятине, выключая ямскую часть Радчинского погоста, 58. В них мы находим следующее: для 38 погостов описание погостских церквей находится в самом тексте Писцовой Книги; что же касается других 20 погостов, то для 5 из них описание церквей находилось в дворцовых книгах, так как и церкви находились в дворцовых волостях (III, 13, 67, 144, 478, 905); церкви 5 погостов, только частью своей территории принадлежавших пятине Водской, находились в других пятинах: Шелонской (III, 105, 155, 157) или Обонежской (III, 445; XI, 107). Церковь погоста Онтоновского (III, 474) могла находиться в пятине Обонежской (в Опис. Докум. и бум. Моск. Арх. Мин. Юст., кн. 1-я, на 172 стр., в описании Подлинной Писцовой книги Обонежской пятины 1752-й, книга 1583 г.) назван и Антоновский погост). Описание церквей в погостах Никольском, Грезневском и Спасском Орлинском утрачено с описанием погостов; утрачено же начало описания Келтушского погоста, в котором могло находиться описание Церкви (XI, 235). Погост Суйдовский имел на погосте монастырек Никольский, от которого получил и часть своего названия (III, 691). Что касается погостов Каргальского и трех Городенских – Ладожского, Ореховского и Корельского уездов, – то все они примыкали к городам, причем Каргальский погост имел г. Копорье даже в центре себя. Есть основание предполагать, что какая-либо церковь города была центром, к которому стягивался в религиозном отношении целый округ – погост. Наше предположение находит для себя некоторое подтверждение в том обстоятельстве, что один из Городенских погостов даже и назывался «Спасским» (Ореховского уезда, XI, 115), как бы именем своим указывая на свой центр – Спасскую церковь г. Орешка. – Правда, проф. Сергеевич, не отрицая такой возможности, однако утверждает, что все-таки оба погоста своей церкви не имели (разумея Городенские, Лад. и Кор.). Но мы не понимаем, почему же церковь города, к которой сводилась религиозная жизнь округа, не будет для погоста своей, погостской, если таковой является церковь в погосте – пункте. Мы и в настоящее время видим церкви города, имеющие своим приходом деревни. Почему же не предполагать этого для начала XVI ст.? (ср. В. Сергеевич. Древности Русского Права, т. III, стр. 86, прим.). – А если так, то без церкви у нас останется только Заверяжье, (III, 24). Но Заверяжье, примыкая к г. Новгороду, погоста – округа и не представляло: «церкви погостьцкие нету, ни погоста».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви I. Константинοпольские епискοпы Номер по порядку Константинοпольские епискοпы Время поступления Андрей Первозванный, апостол Стахий, из учен. Христовых (окт. 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Доген Елевферий Феликс (св. апр. 15) Афиноген Евзовий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константинт) Тит (июня 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий) Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр 1 (авг. 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел 1 (во второй раз) Македоний (арианин) Павел 1 (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел 1 (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I патриарх константинопольский (окт. 11) Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (окт. 24) Флавиан, блажен Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во втор. раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй ра) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфиродный Антоний II Николай IV, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний I, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн III, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II Куркуас Косма II, Антик

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Скворцов В. М. Приложения. Часть 1 I. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви Константинопольские епископы по порядку Время вступления Андрей Первозванный апостол Стахий, из учеников Христовых (октябрь 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4) (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Дмитрий Пров (святой) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфирородный Антоний II Николай I, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний III, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн VIII, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II, Куркуас

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 3. Препод. Сергий Радонежский и его монастырь Св. Сергий при возобновлении общежития делал примерно то же, что и св. Феодосий. Разница только в том, что последний пришел в обитель, уже устроенную другим, св. Антонием, и оставил здесь отпечаток своей духовности. Св. Сергий, напротив, сам был основателем монастыря, поначалу особножительного. Переход к общежитию совершался постепенно: маленькая пустынька вырастала в большой монастырь, и в то же время усиливалось духовное влияние основателя на братию. Житие св. Сергия Радонежского написано его современником Епифанием, который, будучи иноком его монастыря, около 15 лет пребывал в духовном общении со святым . Это житие имеет огромную ценность, особенно в своей сокращенной редакции, которая включена в древнерусскую летопись под 1392 г., ибо оно отличается объективным и трезвым освещением событий, несмотря на несколько вычурный стиль писателя, и не перегружено морализирующей риторикой, которая характерна для позднейшей обработки жития, выполненной агиографом Пахомием. Для Епифания главными были чисто аскетические черты личности св. Сергия; деятельность Сергия, связанная с политическими событиями эпохи, отступает у него на второй план, в то время как Пахомий как раз ее-то и выделяет прежде всего. Епифаний рассказывает нам о жизни человека, который благодаря своему христианскому благочестию возвысился до святости, Пахомий же создает канонический образ святого, который должен служить примером святости вообще, поэтому он дополняет житие описанием посмертных чудес и во всем стремится к тому, чтобы представить жизнь Сергия Радонежского как образец христианского подвижничества. Святой происходил из состоятельной семьи, из служилой знати Ростовского княжества, родился он 3 мая 1314 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436453/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Для себя я ничего не оставляю» Архимандрит Сергий (Стуров) размышляет о проблемах церковной и общественной жизни 14.12.2013 1729 Время на чтение 7 минут «Русская народная линия» продолжает знакомить читателей с известными петербургскими священниками. 26 декабря автор этих строк посетила храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, где встретилась с настоятелем церкви, благочинным храмов Адмиралтейского округа архимандритом Сергием (Стуровым) . В ходе встречи состоялась поучительная беседа. 31 марта 2013 года архимандрит Сергий отметил 45-летие иерейской хиротонии. В этом же году исполнилось 10 лет его настоятельства в храме Воскресения Христова. Труды отца Сергия на ниве духовного просвещения отмечены многими наградами как церковными, так и государственными: орденом святого благоверного князя Даниила Московского III ст., орденами за усердие во благо Отечества II, III, IV ст., медалью за вклад в Фонд Мира, юбилейной золотой медалью преподобного Сергия Радонежского, серебряной медалью святого апостола Петра, международным орденом «Благотворение» III ст. Храм Воскресения Христова, построенный в начале 20 века, является архитектурной доминантой близлежащей части Обводного канала. Начиная с 2003 года под руководством отца настоятеля закипела большая работа по восстановлению церкви. Сейчас храм закрыт лесами, проводятся реставрационные работы, конца которым пока не предвидится. Во всяком случае, сам настоятель, получивший строительное образование до принятия монашества, о возможных сроках их окончания говорит очень осторожно: «Мы выполняем волю Божию, а как она сложится, не знаем. О реставрационном процессе вообще говорить очень сложно, так как все может повернуться по-другому». Но отец Сергий твердо намерен привести вверенный ему Господом храм в то состояние, каким он был первоначально, к моменту его освящения в 1908 году митрополитом Финляндским Антонием (Вадковским). Попечением настоятеля были установлены кресты на центральном и малых куполах, обновлена звонница. Отлит и поднят на колокольню самый большой колокол «Отец Александр», названный так в память основателя храма иерея Александра Рождественского. Установлен новый объемный иконостас - единственный в Северной столице и обновлен главный купол храма, теперь его массивный медный шлем сияет позолотой пробивных кокошников.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/14/dl...

Содержание В. Курбатов. Сын радости Введение. Преподобный Сергий Радонежский Часть I. Пастырь русского народа I. Преподобный Сергий и его биография II. Россия и татары III. Влияние семьи и домашних IV. Бегство из Ростова и переселение в Радонеж V. Годы отшельничества VI. Первые соратники VII. Правило общежития и недовольство в среде учеников VIII. Добровольный уход и возвращение в Троицкий монастырь IX. Прославленный настоятель и его друзья X. На службе Родине XI. Освободительная война XII. Видение мира иного Часть II. Слуга Святой Животворящей Троицы I. Святой-крестьянин II. Наставник Руси во Христе III.Cboбoдa от страха IV. Сила смирения V. Святая Троица VI. Соборная Церковь VII. Пророк победы христианства Часть III. Житие, деяния и чудеса святого и Преподобного отца нашего игумена Сергия Р.А. Соколов. Русская Церковь в эпоху Сергия Радонежского     В. Курбатов. Сын радости С порога надо объясниться – почему Издательство избрало для воспоминания о Сергии Радонежском именно книгу русского эмигрантского мыслителя, историка русского религиозного возрождения 20 в., доктора философии и доктора богословия Оксфордского университета Н. М. Зернова. Ведь Русская Церковь накопила огромную житийную литературу о Преподобном Сергии. И многие их книг прекрасны, начиная с первого «Жития», написанного современником и учеником Сергия Епифанием, как раз за этот труд названного Премудрым. И жития, писанные Пахомием Логофетом, московскими митрополитами Платоном и Филаретом, историками А. Н. Муравьевым и Е. Е. Голубинским . А вот все-таки – Зернов. Дело в том, что те книги написаны изнутри Церкви и они, прежде всего, нравственно назидательны и призваны возжигать благочестивую ревность. Или, как писало в 1904 г. Автор наиболее полного «Жития», подготовленного к 500-летию преставления Преподобного иеромонах (впоследствии епископ) Никон Рождественский , п – заставить читателя «забыть окружающую суету земную, перенестись мыслью и сердцем в отдаленную по времени, но тем более близкую нашему сердцу древность, подышать благоуханием молитв Сергиевых, насладиться созерцанием его боголюбезного смирения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Аскетическая «школа» Сергия и другие подвижники XIV и XV веков Св. Сергий Радонежский — истинный зиждитель русского иночества. Его влияние не только вызвало возрождение киновии в русских монастырях, оно стало основанием и корнем великого древа монашества XIV и XV вв.: почти все ветви этого древа питаются от духа Сергиевой обители. Еще восемь монастырей с общежительным уставом обязаны ему своим основанием . Восемь основателей монастырей, которые сами явились великими созидателями иночества в XIV и XV вв., были учениками св. Сергия. Трое из них — св. Павел († 1429), Сергий († 1412) и Сильвестр († 1379) — подвизались в Заволжье, в Обнорской волости Вологодской земли; они основали там три обители. Св. Павел Обнорский известен своим особенно строгим житием, еще до основания монастыря он три года прожил в дупле дерева. Скончался он в возрасте 112 лет. Есть свидетельства о том, что в его монастыре процветало старчество . Четвертый ученик, св. Авраамий Галичский († после 1375 г.) основал четыре монастыря в окрестностях Галича (Костромская губерния) . Еще один монастырь в Костромской земле был основан Никитой, тоже учеником Сергия. Основателем обители был и Иаков (Железноборский, † 1442), также ученик Сергия . В Московской земле два монастыря были основаны учениками Сергия: один — Мефодием († 1392), другой — Саввой Сторожевским . Другую группу составляют подвижники, которые не принадлежали к братии Троице-Сергиева монастыря, но находились в тесном духовном общении с преподобным Сергием, его «собеседники», то есть те, кто часто приходил к нему и следовал его советам. Среди них надо упомянуть Стефана Махрищского († 1406), монаха Киево-Печерского монастыря, который около 1355 г. пришел к Сергию. Он основал две обители. Св. Димитрий из города Переяславля († 1392), прозванный Прилуцким, основал два общежительных монастыря к северу от Волги. Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385), основав монастырь в Нижнем Новгороде, установил связь между этим городом и школой Сергия. Св. Стефан, епископ Пермский († 1396), самый знаменитый русский миссионер, подъявший великий христианский труд — просвещение языческих финских племен, воздвиг четыре обители в новообращенной земле .

http://sedmitza.ru/lib/text/436456/

Скачать epub pdf Догматический очерк Содержание I. Догмат иконопочитания в его истории II. Антиномия иконы I. Теологическая антиномия (Бог в Себе) II . Космологическая антиномия (Бог в Себе и в творении) III. Софиологическая антиномия (Премудрость Божия в Боге и мире) III. Искусство и икона IV. Божественный первообраз V. Икона, ее содержание и границы VI. Освящение иконы и его значение VII. Почитание иконы VIII. Разные виды икон     Отечественное издание книги (М., Крутицкое Патриаршее Подворье; «Русский путь». 1996) без каких-либо изменений воспроизводит парижское. В кратком предисловии к этому изданию известный религиозный публицист и литератор Н. А. Струве пишет: очерк о. Сергия об иконе «имеет ту особенность, что он являет собой первую попытку после чуть ли не двенадцати веков (!) со времен VII Вселенского собора, утвердившего иконопочитание, осмыслить догматически, как возможна икона и что она изображает. ...Икона как творчество религиозного искусства была вновь постепенно раскрыта в начале XX столетия. Перед самой революцией ее глубокий умозрительный смысл выявил Евгений Трубецкой . В лекциях начала 20-х годов, напечатанных лишь полстолетия спустя, о. Павел Флоренский дал блестящий анализ особого языка иконы, нарочито деформирующего реальность для передачи высшего смысла. Но о. Сергий Булгаков был первый (да и до сих пор остается почти единственный), кто подошел к иконе с богословской точки зрения, пытаясь установить и уяснить коренную ее антиномию, – как изображение неизобразимого. Иконоборцы утверждали, что, изображая плоть Иисуса Христа, икона не передает Его Божества, а потому поклоняться ей нечестиво. Как показывает о. Сергий, отвечавшие им отцы Вселенского собора справедливо защищали описуемость Христа, но оставались в плену фразеологии и понятий их противников, лишь интуитивно приближаясь к существу вопроса „Икона Христа изображает Его человеческий образ, в котором воображается и Его Божество». Эта неотразимая догматическая формулировка о. Сергия Булгакова и закрепляет иконопочитание как подлинное Богопоклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

М.И. Одинцов Глава III. Поместный собор Российской Православной Церкви 1917–1918 годов Москва. Кремль. Собор открыт! 15 августа, в день праздника Успения Божьей Матери, начались церковно-общественные мероприятия, приуроченные к открытию Поместного собора. С раннего утра из московских церквей потянулись крестные ходы в центр города. На Красной площади собралась многотысячная толпа – лес хоругвей, икон, крестов, многоголосное пение, напряженное ожидание. Утром этого же дня архиепископ Сергий совершал раннюю литургию в Чудовом монастыре. А затем, как и сослужившие ему, и богомольцы, вместе со всеми устремился на Соборную площадь, в Успенский собор Кремля. К Успенскому собору было не пробиться, но Сергия вместе с другими прибывшими архиереями протоиерей Николай Любимов проводил в собор через алтарь. В храме они занимали места на особо устроенном возвышении. Среди восьмидесяти епископов, впервые после двухсотлетнего «пленения Церкви» собравшихся вместе, выделялись белые клобуки четырех митрополитов: Владимира Киевского, Платона, экзарха Кавказского, и двух новоизбранных – Московского Тихона и Петроградского Вениамина. Последние надели свои белые клобуки (знаки митрополичьего отличия) лишь накануне, после того как Временное правительство особым законодательным актом отказалось в пользу Синода от доставшейся ему по наследству царской привилегии жаловать белые клобуки и митры. Свое место среди архиереев занял и Сергий, новоизбранный архиепископ Владимирский и Шуйский. Из членов Временного правительства присутствовали премьер-министр А. Ф. Керенский, министр внутренних дел Н. Д. Авксентьев, министр исповеданий А. В. Карташев . От Государственной думы – ее председатель М. В. Родзянко. Много было представителей дипломатического корпуса, российской и зарубежной прессы. После окончания литургии митрополит Киевский Владимир огласил с амвона грамоту Синода об открытии Всероссийского церковного собора. Присутствующие хором пропели Символ веры . Мощный хор нескольких сотен мужских голосов создавал особое настроение и молитвенный подъем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви: межрелигиозные и межконфессиональные аспекты 30 октября 2015 г. 10:08 29 октября 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на проходящей в Москве III Международной конференции «Религия и мир». Уважаемые друзья! Тема моего сегодняшнего доклада — «Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви: межрелигиозные и межконфессиональные аспекты». Русская Православная Церковь насчитывает более тысячи лет своего исторического бытия. С тех пор, как в 988 году святой князь Владимир крестил Русь, началось историческое бытие Русской Православной Церкви, продолжающееся по сей день. На протяжении веков Церковь играла важную миротворческую роль на всем пространстве нашего Отечества, границы которого постоянно расширялись, менялись. Отечество, которое вбирало в себя все новые и новые народы, этносы, обогащалось представителями различных религиозных конфессий. На протяжении всего этого времени Церковь играла миротворческую роль. Уже святой князь Владимир после своего крещения стал подлинным миротворцем и заботился о том, чтобы его страна, его Отечество, все его граждане пребывали в мире и согласии. В этом году мы отмечает 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, и мы в течение всего года воздаем честь основателю русской государственности, человеку, благодаря которому Русь встала на тот путь, по которому идет по сей день. Одним из примеров миротворческого служения был преподобный Сергий Радонежский, 700-летие со дня рождения которого мы отмечали в прошлом году. Преподобный Сергий был подлинным миротворцем и учеником Спасителя. Он, будучи великим подвижником, будучи основателем крупнейшего монастыря на территории Святой Руси, участвовал и в решении государственных проблем. И когда настал критический для Руси час и святой благоверный князь Димитрий Донской собирал войско для того, чтобы выступить на решительный бой с татаро-монгольскими завоевателями, именно преподобный Сергий был тем человеком, который благословил его на эту благородную и решительную битву, переломившую ход нашей истории.

http://patriarchia.ru/db/text/4258596.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010