Скачать epub pdf I. Александр Петрович Голубцов 20.11.1860 – 04/17.07.1911 Профессор Московской Духовной Академии 1. Происхождение Среди тридцати профессоров и преподавателей Московской Духовной Академии в начале ХХ–го века особым уважением и авторитетом пользовался профессор Церковной Археологии и Литургики, активный член корпорации и академического Правления в свои последние годы Александр Петрович Голубцов , человек редких душевных качеств – по отзыву его знавших. Автор надеется, что читатель получит верное представление 2 об одном не только маститом профессоре и беззаветном труженике в области церковной науки в старой дореволюционной Академии, но и честном, добросовестном человеке, носителе высоких нравственных и научных принципов, заложенных и развитых в Академии Александром Васильевичем Горским, Петром Делицыным, Сергеем Константиновичем Смирновым, Василием Осиповичем Ключевским и другими выдающимися ее учеными. Он был сыном бедного сельского священника Ильинского погоста на речке Шаче 3 , что в Шарике в Галичском уезде Костромской губернии. – Петра Александровича Голубцова [Б1] 4 и его супруги Анны Елисеевны. О. Петр родился, видимо, в 1832 г. (т.к. когда он поступил в семинарию в 1850 году, ему было 18 лет), в семье священника Александра Петровича Голубцова , служившего в церкви села Успенье Нейское, что, очевидно, адекватно выражению, встречающемуся в архивных документах: «Соликамского духовного правления, Кологривского уезда села Нейского Успенской церкви». В свою очередь, выпускник Костромской семинарии 1826 года, занявший в списке самое последнее 56–е место (Петр в 1856 году занял все же 31–е место), Ал–др Петр. Голубцов [А1] в «списке учеников Высшего отделения семинарии, обучающихся по классу греческого языка», значился как «прилежания малого, успехов недостаточных». До семинарии он 4 года обучался в Солигаличском уездном духовном училище, куда поступил в июле 1816 года на свое содержание, а до этого он, видимо, один год обучался в приходском училище, куда поступил в 1815 году 31 мая. В 1816 году ему было 13 лет, следовательно он 1803 года рождения (а, м.б., 1802). Он значился сыном диакона села Нейского 5 Успенской церкви Петра Георгиева [А2];

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf VI. Протоиерей Серафим Голубцов 1/14.07.1908 – 22.05.1981 и митрополит Елевферий (Воронцов Вениамин, 1892 – 1959, 27.03), бывший священник Марфо–Мариинской обители 239 Серафим Александрович Голубцов – самый младший из детей профессора Александра Петровича Голубцова 240 . Из всех братьев прошел самую, пожалуй, тяжелую дорогу жизни. Отец его скончался, когда ему еще не было и трех лет. А года через полтора–два он сам чуть не утонул в весеннее половодье в протекавшей по соседству Корбухе. Швыряя в нее снежки, он потерял равновесие и опрокинулся в поток, который быстро его понес. Хорошо, что он был в шубке, которая держала его на плаву, и что другие малыши вовремя это заметили и подняли крик, а выбежавшая из дома старшая сестра Наташа смогла догнать его и вытащить из воды. Десятилетним мальчиком с братьями и матерью, спасаясь от голодной смерти, отправился он в Тамбовскую губернию в сентябре 1918 г. Уже там ему пришлось приобщаться к различному труду по дому и рукоделью. В марте 1920 года его мать, Ольга Сергеевна, обронила в одном из писем такую фразу: «Симушка выучился вязать на спицах и вяжет теперь себе варежки из той шерсти, которую мне прислали в посылке... сучит нитки на самопрялке, на которой постоянною прядет Авдотья...» в (ч. 3), с. 93]. В 1920 г. дети остались там круглыми сиротами, похоронив мать, умершую от оспы 10–го мая. Там же, в селе Чашино, он начал ходить в школу. Продолжил обучение в родном Сергиеве с осени 1920 года, когда они вернулись в свой дом на Красюковке, и окончил все 8 классов средней школы II ступени, в которую обратили бывшую гимназию. С младенческих лет приобщился он к церкви под влиянием матери и старшей сестры Наташи, бравших его в числе прочих младших детей к старцу Алексию в Зосимову пустынь. Позднее, когда после ее закрытия в 1923 году о. Алексий переехал в Сергиев, то Сима бывал у него в 1925–28 гг., постоянно по утрам, читая у старца утреннее монашеское правило, и затем бежал в школу, которую закончил, вероятно, в 1925–26 гг. Старший брат, Иван, настаивал на учебе в каком–либо институте, но о. Алексий говорил Симе, что если поступишь в институт, то потеряешь веру. Он же перед своей смертью говорил Симе: «Если тебе будет трудно, приходи ко мне на могилку, я тебе помогу». (И Серафим впоследствии, как он считал, получал помощь от старца.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

С. Девятова Скачать epub pdf Протоиерей Николай Голубцов (1900–1963) Протоиерей Николай Александрович Голубцов родился 12 октября 1900 года в Сергиевом Посаде Московской губернии (ныне Московской обл.) в семье профессора Московской духовной Академии А. П. Голубцова (1860–1911). У Александра Петровича и Ольги Сергеевны было десять детей, Николай родился седьмым. Из воспоминаний протоиерея Николая Голубцова: «Родился я в 8 часов утра, когда звонили к обедне... Был я беспокойный ребёнок. Тяжёлый и крикливый. – сестра протоиерея Николая Мария скончалась в 1925 году от туберкулёза) нянчила меня и надрывалась со мной: и тяжело и не уйдёшь. До тех пор кричу, пока папа не придёт и не нахлопает. Тогда только смолкал... Хворал сравнительно мало. Серьёзных детских болезней у меня не было... Рано полюбил чтение, а потом на всю жизнь оно сделалось единственным развлечением... Учить меня начали, как и всех, 5–6 лет... Обычно со мной занималась мама. Учился я с охотой... Мне было 10 лет, когда умер папа... В этот день папа принёс большую кипу книг из Академии, что, очевидно, плохо повлияло на сердце. Никто: ни мы, ни родные – не верили в смерть папы... Всегда он следил за нашими успехами, здоровьем, поведением. Только потом я мог оценить эти заботы. Привычка к чистоплотности, опрятности, труду, аккуратности – всё это следствие папиных и маминых забот. Но главное, что заложил папа, – серьёзное отношение к труду, сострадательность к убогим, нищим, нуждающимся... Во всех трудных обстоятельствах жизни я мысленно привык спрашивать, как поступил бы папа или какой совет он бы дал в этом случае...». Следует отметить, что в детстве Николай прислуживал в алтаре храма Архангела Михаила в  Сергиевом Посаде. Ольга Сергеевна часто ездила за духовным советом к старцу Алексию в Зосимову пустынь, брала с собой и Николая с младшими детьми. Вскоре по молитвам старца озорной Николай превратился в заботливого помощника  матери. Он стремился везде помогать нуждающимся в помощи, дома выполнял любую работу, в гимназии помогал  отстающим ученикам. После окончания гимназии Николай служил в армии, в 1920 году поступил в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, которую окончил в 1924 году. Двадцать пять лет Николай Александрович работал по специальности.  (Николай Александрович всю жизнь мечтал стать священником, но духовники старец Алексий Зосимовский , позже отец Сергий Успенский, когда он  в 20-е годы прислуживал алтаре,  удерживали его, говоря: «Сейчас ты в два счёта погибнешь, а придёт время, когда ты будешь нужен».)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf VII. Протоиерей Николай Голубцов 12.10.1901 – 20.09.1963 Недолгий период возрождения церковной жизни, начавшийся в нашем Отечестве с сентября 1943 года, вскоре после окончания войны сменился новой волной репрессий, которые не миновали и храма в честь Рождества Христова в селе Измайлове (на востоке Москвы). В ноябре 1948 года были арестованы и сосланы (вторично) настоятель храма прот. Виктор Жуков и иеродиакон Порфирий (Бараев Прокопий, 1900–1972, 28.01) 284 , а в апреле 1950 года последовал арест с приговором к 7 годам концлагеря и священника Иоанна Крестьянкина , очевидно, за активную пастырскую деятельность. Прихожане тяжело переживали эти удары. Среди них был и живший поблизости Николай Александрович Голубцов, научный сотрудник Тимирязевской сельскохозяйственной библиотеки (при ВАСХНИЛе), готовившийся к принятию священного сана и с этой целью усердно проходивший практику в алтаре и на клиросе Измайловского Христорождественского храма в качестве пономаря и чтеца. Стремление к образованию и семена благочестия были заложены в душе Николая Александровича еще в родительской семье – отцом и матерью, которым посвящено начало книги. Большую роль в духовном становлении детей, особенно младших, как мы упоминали, сыграла их мать Ольга Сергеевна, поскольку после внезапной смерти мужа в июле 1911 года вся тяжесть воспитания и заботы о семье легли на ее плечи. Большую поддержку оказал ей в этом и ее по материнской линии троюродный брат, известный старец Зосимовой пустыни о. Алексий (Соловьев , 1846–1928), к которому она ездила преимущественно со своими младшими детьми, включая и Николая. Николай, 7–-й ребенок в семье, рос резвым, шаловливым мальчиком, большим забиякой, хотя «отец был строг, случалось, и наказывал, обычно ставил в угол, – как вспоминала его дочь Наталия Александровна. – Придешь и видишь: один стоит в одном углу, другой – в другом, третий – в третьем. Полагалось стоять в углу, а потом просить прощение друг у друга. А Николай, такой был баловник, как у него кто–нибудь из ребят начинает просить прощение, он его еще языком оближет; опять крик: «Мама, Колька языком облизал!» Она шлепнет его и опять поставит в угол. Но папа больше всех малышей любил Николая. И поэтому тот проказил чаще других, зная, что отец будет за него... Если отец, приходя со службы, видел, что Коля стоит в углу, то брал его к себе в кабинет и часто укладывал его рядом с собой на диван, желая передохнуть. Но для шалуна это было еще большим наказанием, и, как только отец засыпал, он освобождался из этого плена... Но на улице Александр Петрович предпочитал идти без Николая, т.к. тот не оставлял в покое ни одной кошки или собаки, встречавшихся по дороге, к которым он подкрадывался сзади, чтобы дернуть за хвост, после чего они с визгом или лаем уносились прочь».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

протодиак. Сергий Голубцов Сокращения архим. архимандрит протоиерей Богословский Весник Правосл. Св.-Тихон. Богосл. Ин-т. Богословские Труды рукопись Гос. Архив Росс. Федерации священник дело (единица хранения) схии-д. схииеродиакон Епископ схимонах Журнал Моск. Патриархии инициала автора игумен Троице-Сергиева Лавра иеромонах Центр. Гос. Архив. Древних Актов. машинопись Центр. Гос. Архив Моск. Области Центр. Гос. Истор. Архив (Москва) Отдел Рукописей Гос. Б-ки им. Ленина ЧОЛДПр Чтения Об-ва Любителей Дух. Просвещения (ныне Росс. Гос. Библиотека – (РГБ)) Предисловие Становление Великого княжества Московского, начавшееся в условиях татарского ига в самом начале XIV-ro века при князе Данииле и святом митрополите Петре, было ускорено при Московском митрополите Алексии († 1378) и благоверном великом князе Дмитрии Донском, нанесшем сокрушительный удар полчищам татар на Дону в 1380 году. Духовным вдохновителем этой борьбы был игумен небольшой монашеской обители, удаленной почти на 70 верст на северо-восток от Москвы, Преподобный Сергий Радонежский (1314/1315–1392). С той поры значение этой обители в духовной и гражданской истории Русского народа росло и ширилось. Монастырь стал постепенно духовным центром, главной обителью, Лаврой (с 1744 года) – для центральной Руси, в то время как для южной Руси значение духовного центра сохраняла Киево-Печерская Лавра. В начале XVII века Троице-Сергиев монастырь стал неприступной твердыней для польских интервентов, героически выдержавшей 16-месячную их осаду, а в 1682 и 1689 гг. послужил убежищем Петру 1-му, спасавшемуся от восставших стрельцов. К молитвенному предстательству Преподобного Сергия, как Печальника и Заступника Русской земли прибегают все русские люди на протяжении вот уже более шести столетий. Народные вклады и пожертвования бояр, князей и царей позволили создать уникальный комплекс монастырских храмов и зданий, собрать богатейшую ризницу, заключающую в себе разнообразную утварь, облачения, иконы и оклады к ним с драгоценными камнями. Художественным достопримечательностям Лавры посвящено немало изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf V. Архиепископ Сергий (Голубцов) 186 16/29.04.1906–16.06.1982 В центре Лавры между Успенским, Свято–Духовским и Трапезным храмами находится огороженный участок, где внимание посетителей привлекают несколько гранитных памятников. Среди них, рядом с архиепископом Никоном Рождественским , покоится прах насельника Лавры, которого еще, вероятно, помнят ее прихожане и богомольцы, как монаха, с трудом, с палочкой ковылявшего по дорожке из Троицкого собора к себе в келию, что находилась между Успенскими и Святыми воротами Лавры... Это был Высокопреосвященный Сергий (в миру – Павел Александрович), бывший архиепископ Новгородский и Старорусский, пребывавший на покое в Троице–Сергиевой Лавре. Один из младших сыновей профессора А. Голубцова , он родился 16/29 апреля 1906 года в Сергиевом Посаде на Красюковке. 187 Детские и отроческие годы мальчика, в пять лет оставшегося без отца, протекали под благотворным влиянием матери, Ольги Сергеевны, – глубоко верующей христианки, преданной воле Божией. Она хорошо играла на фортепиано и рисовала карандашом 188 , а главное, прекрасно знала Священное Писание и многое из него помнила наизусть. Поставив себе еще в девическое годы задачу самоотверженного служения Богу и ближним, она старалась исполнять ее в своей личной жизни и привить свои познания и эти христианские качества своим детям. Но и Ольга Сергеевна, как уже было упомянуто, рано ушла из жизни. После кончины матери от черной оспы в мае 1920 года на Тамбовщине, куда она уехала с малыми детьми от голода, воспитание детей легло на их старшую сестру Наталью 189 , которая вверила их духовному руководству иеросхимонаха Алексия. Она, как и мать, часто ездила в Зосимову пустынь и брала с собой младших братьев и сестер, приучая их к откровению на исповеди и продолжительным монастырским службам. Благодатная среда, царившая и в окружавших Сергиев Посад монастырях и скитах – Черниговском, Гефсиманском, Вифанском и Параклите – способствовала укреплению церковного самосознания оставшихся сиротами детей. 190

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

еп. Сергий (Голубцов) Аннотация Настоящая публикация представляет собой текст из архива епикопа Сергия (Голубцова). Автор прослеживает историю храмостроительства, начиная с первохристианских времен римских катакомб, затем рассматривает особенности храмового строительства в Малой Азии, Сирии, Палестине и Месопотамии, Армении, особенности древнейшего грузинского храмового зодчества, архитектуру Святой Софии, русские церкви вплоть до появления новых храмов на Руси такого, как Покровский храм в Москве ( церковь Василия Блаженного). Согласно заключению автора, храмовая архитектура является выразителем церковного Предания, что позволяет определить, являет ли тот или иной храм верность церковному Преданию или же искажает его привнесением чуждых православию элементов, ведь мистическая сущность храмовой архитектуры призывает иметь единство внутреннего и внешнего выражения в каждом православном храме. Храмы, в которых совершается богослужение Православной Церкви, имеют историческим началом, с одной стороны, ветхозаветную скинию, а с другой – горницу, в которой была совершена Евхаристия Господом нашим Иисусом Христом. Первая служила прообразом Церкви Христовой, вторая – ее осуществлением, зерном, из которого впоследствии выросло могучее древо, символизировавшее грядущее Небесное Царство. В первые века христиане не могли осуществлять храмостроительство из-за репрессий, но тем не менее с самого возникновения христианских общин мы наблюдаем вполне сложившееся внутреннее размещение главных богослужебных помещений. Мы имеем в виду подземные храмы в катакомбах: крипты и капеллы. Так, например, на краю Рима, около ворот, носивших название Порта Маджиоре, в 1917 г. был обнаружен подземный храм-базилика 2 , возникший в толще грунтового туфа в 50-х годах I века, в правление Клавдия 3 . Еще не будучи законченной, она была засыпана, на стенах ее сохранились росписи. Эта удивительно сохранившаяся базилика является древнейшим типом храмового зодчества, без сомнения, христианского происхождения. Она проливает свет на храмовую христианскую архитектуру древнейшего периода 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyrazhen...

История подготовки магистерской диссертации епископа Сергия (Голубцова) «Живописное и иконописное направления в церковной живописи и их онтологическая оценка» Источник Аннотация Публикуются и анализируются документы, посвященные полемике епископа Сергия (Голубцова) и Л. А. Успенского по проблеме существования в православной Церкви двух иконописных направлений – «традиционно византийского» и «живописно-реалистического». отправной точкой полемики послужили тезисы еп. Сергия для Родосского совещания 1961 года, в которых оправдывается наличие в православии обоих путей иконописи и допустимость внесения в живопись церковного национального элемента и особенностей русского стиля. Позиция Л. Успенского , который считал «живописно-реалистическое» направление «итальянским стилем» и бледным подражанием римо-католическому религиозному искусству, подвигла еп. Сергия приступить к написанию диссертации по этой проблематике. Архиепископ Сергий (Голубцов) родился в 1906 году в семье профессора церковной археологии московской духовной академии А.П. Голубцова . владыка был иконописцем и реставратором. Тема его кандидатского сочинения также посвящена церковному искусству: «способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева». Во время подготовки магистерской диссертации владыка Сергий (Голубцов) был епископом новгородским и старорусским, с 1959 по 1967 год. В 1961 г. на острове Родос состоялось Первое Всеправославное Совещание 1 . Заранее была выдвинута для разработки и обсуждения тема: «Изучение путей к упрочению и развитию богослужебной жизни Православной Церкви и традиционного византийского и вообще православного искусства в различных его выражениях (церковная музыка, иконография, архитектура, священная утварь и облачение и т. д.)». Не удивительно, что председатель отдела внешних церковных сношений московской патриархии епископ Никодим (Ротов) обратился именно к владыке Сергию с просьбой представить проект документа от делегации русской православной церкви, однако личная скромность и унаследованная от отца научная тщательность заставили Владыку Сергия первоначально отказаться от предлагаемого поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Сергий (Голубцов Павел Александрович), fr. ЕВ von Kazan’ und Mari SSR Родился 29 апреля 1906 года в г. Сергиевской Посаде (ныне Загорск) в семье профессора Московской духовной академии. Получив среднее образование с 1924 года стал специализироваться в области древне-русской живописи и работал в различных музейных учреждениях в качестве художника-реставратора до начала Великой Отечественной войны, в течение которой он состоял на военной службе. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию, окончил полный курс ее и в 1947 году перешел в Московскую духовную академию. По окончании в 1951 году академического курса он получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при академии в качестве преподавателя церковной археологии. Кроме того, он преподавал Ветхий Завет в семинарии и древне-еврейский язык в академии. Поступив в 1950 году в число братии Троице-Сергиевой Лавры, он был рукоположен во иеромонаха и до последнего времени нес послушание духовника и заведующего приемом иностранных посетителей Лавры. 5 июля 1954 года Святейший Патриарх наградил его саном архимандрита. 30 окт.1955 года хиротонисан во епископа Старорусского, вик. Ленинградской епархии. Хиротония состоялась в храме Московской духовной академии. Чин хиротонии совершали: Свят. Патр. Московский и всея Руси Алексий, митр. Пражский и всея Чехословакии Елевферий, митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, епископ Волынский и Ровенский Палладий и епископ б. Пряшевский Алексий. 22 ноября 1956 года назначен управляющим епископом Новгородской епархии. С 1959 года правящий епископ Новгородской и Старорусской епархией. 25 февраля 1963 года возведен в сан архиепископа. II мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. «О реставрации стенописи в Троицком соборе Троице-Сергиевской Лавры 11 . " ЖМИ» 1950 э 9, стр.60–63. «Отзыв о творчестве Андрея Рублева». (Курсовое сочинение). Речь при наречении его во епископа 29 окт.1955 г. «ЖМП» 1955, 12, стр.23–25. Литература: «ЖМП” 1950, 7, стр.26.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отзыв об учено-литературной деятельности высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского Источник В 14 Тверских Епархиальных Ведомостей за настоящий год было напечатано краткое известие о возведении нашего досточтимого архипастыря, Высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского, на высшую ученую степень доктора церковной истории. В настоящее время мы имеем возможность напечатать полный отзыв Комиссии, составленной по поручению Совета Московской Духовной Академии от 15 марта текущего года, для суждения о достоинствах учено-литературных трудов Высокопреосвященнейшего Саввы. В состав этой Комиссии входили: ординарный профессор Е. Е. Голубинский (доктор богословия), экстра-ординарные профессора Г. А. Воскресенский и И. Н. Корсунский и доцент А. П. Голубцов . В исполнение поручения Совета Академии, Комиссия в непродолжительном времени представила ему отзыв, который мы и печатаем на страницах нашего издания. На основании этого отзыва и представления Совета, Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский, 3-го июня ходатайствовал пред Св. Синодом об утверждении Высокопреосвященного Саввы в степени доктора церковной истории и Св. Синод указом от 21-го июня дал знать о своем согласии на таковое утверждение. В совет Московской духовной академии. Представление В исполнение поручения Совета от 15-го марта сего года, честь имеем представить отзыв об учено-литературной деятельности Высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. В ряду современных иерархов русской церкви немного является архипастырей, которые среди многосложных, разнообразных и многотрудных дел епархиального управления, находят часы досуга и для учено-литературных занятий, притом совершая с достоинством и честью как те дела, так и эти занятия. К числу таких архипастырей по всей справедливости должен быть отнесен Савва, архиепископ Тверской и Кашинский. Вот уже 40 лет продолжается его учено-литературная деятельность, приносящая и уже принесшая великую пользу церкви, отечеству и науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010