Сергий (Спасский



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Православное учение о почитании икон читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Библия Календарь Тесты Справочники Словарь Родителям Знакомства Церковь Аудио Видео Фоторассказы Форум Паломничество Худ. литература Азбука веры Православная библиотека архиепископ Сергий (Спасский) » Православное учение о почитании икон Древо сайта Вход Регистрация Настройки Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf) → Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf? архиепископ Сергий (Спасский) Православное учение о почитании икон Глава 1 ► Содержание Глава I. Краткая история иконопочитания Глава 2. Священные изображения и иконы в Ветхом Завете. Изображения херувимов Глава 3. Ветхозаветное учение об ангелах Глава 4. Образные откровения Божества и образ Иисуса Христа в Ветхом Завете Глава 5. Святые иконы в Новозаветной Церкви. Свидетельства Св. Писания Нового Завета Глава 6. Отношение Нового Завета к Ветхому Глава 7. Как понимать вторую заповедь закона Моисеева в отношении к иконам Божества или Пресвятой Троицы. Об иконах ангелов и святых человеков Глава 8. Изображение Кесаря и отношение к нему Иисуса Христа Глава 9. Изображения в зеркале и чудодейственная тень св. апостола Петра Глава 10. Господь Иисус Христос — образ Бога Отца. Агнец — образ Иисуса Христа Глава ... текст полностью ...
На страже сирийского православия : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... писателя за то, что он, оспаривая Феодора, следовал Иоанну Златоусту» [83]. Такая жесткая церковная политика не могла позволить прп. Исааку Сирину, (который, вопреки определению соборов «во всем следовать», ни в чем не следовал за Феодором Мопсуестийским) , свободно писать трактаты, выражая в них православное учение. Итак, наш тезис, который был обозначен в начале статьи, на данный момент исследования вполне оправдал себя: характер богословия прп. Исаака Сирина поставил его в ту эпоху, которую ему выделяют выдающиеся отечественные агиографы, свт. Филарет (Гумилевский) и Сергий (Спасский) , — не VII, а конец VI века [84]. А аллюзивные отсылки к толкованию св. Ефрема Сирина на Диатессарон в текстах прп. Исаака могут служить основанием и для более ранней датировки. Подобно тому как с древней иконы снимают слой напылившейся грязи и со временем проступает благолепный вид святого, так и наше исследование снимает пыль предрассудков и грязь еретического обвинения с боголепного и богомудрого мар Исаака Сирина и представило его как непоколебимый форпост сирийского Православия. [1] Валентин Асмус, прот. Вселенский V собор П. Э. Т. IX, М. 2005. С. 624–626. [2] ... текст полностью ...
Воскресла или не умирала? / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... , Филарета (Дроздова) – он озаботился идеей создания перевода с греческого языка последования погребения Богородицы для устроенного им Гефсиманского скита и установил после праздника Успения праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери (17 30 августа) , – а также других святых отцов. По естественному закону природы человеческие тела разлагаются на органические вещества; даже мощи прославленных угодников Божиих с течением времени, по грехам живущих на земле, подвергаются тлению, но этот закон человеческой природы не коснулся пречистого тела Богоматери. Как пишет архиепископ Сергий (Спасский) , «оно (святое тело Ее) не оставлено случайным переменам преходящего мира, но и не унижено пред телами святых безвестным сокрытием в земле, оно несравненно более возвышено над ними преславным вознесением на небеса» [34]. Воскресение и вознесение Божией Матери подразумевает абсолютное отсутствие где-либо на земле мощей пречистой плоти Ее; об этом пишет архиепископ Сергий (Спасский) : «Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери, это потому, что вера в восшествие на небеса с пречистою плотию весьма древняя, современна апостолам и мученикам, (и только) ... текст полностью ...
Первые русские святые Инна, Пинна и Римма / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... своей веры и любви к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, открыв своим первомученическим подвигом начало собрания драгоценной духовной сокровищницы – великого сонма всех святых, в земле Российской просиявших. Николай Солнцев 31 января 2014 г. [1] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1998 (Репр. изд. 1905 г.) . Ноябрь. С. 810. [2] Там же. С. 199. [3] Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 2. С. 370–377. [4] См. : Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока: В 3-х т. М., 1997 (Репр. изд. 1901 г.) . Т. 2. С. 19. Архиепископ Филарет (Гумилевский) , ссылаясь на труды блаженного Иеронима, высказал мнение, что святые мученики Тирс, Кириак, Геллиник – это крестильные имена святых Инны, Пинны и Риммы. Однако, по современным исследованиям мартирологических списков и комментариям И. Делеэ к Мартирологу, мученик Кириак пострадал в Никомидии, а мученики Фирс и Геллиник – в Вифинии в середине III в. (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. P. 50–52) – см. : Православная энциклопедия. Т. 22. С. 680. [5] ... текст полностью ...
О времени сложения служб и датировке житий святых ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... церковь, причем оба раза в мае месяце — слились в одну (впрочем, они могли отличаться только тремя стихирами «на хвалитех») . То есть, два праздника стали со временем осознаваться как один. Об этом косвенно говорит встречающаяся в рукописях житий передатировка событий 1072 года 2-м мая вместо 20-го, т. е. сказалось влияние более торжественного праздника 1115 года, который позднее и стал общерусским, а 20-е число мая со временем вытеснилось 2-м мая. Во всяком случае, служебные минеи и месяцесловы XII-XIII вв. и Пролог XIII в. день памяти 20 мая (перенесение мощей) не упоминают. (Архиепископ Сергий) Спасский (. Полный месяцеслов Востока. Т. II, ч. 1. — М., 1997. — С. 128. В этом сводном месяцеслове 2 мая указано как общий день памяти о перенесении мощей кн. Бориса и Глеба в 1072 и 1115 гг. 20 мая упоминается в XV и XVII вв.) С. 151 (.) Что же касается главной службы — на 24 июля, то, думается, наиболее близок к истине был Д. И. Абрамович, отметивший её постепенное сложение в XI веке: «Церковная служба свв. Борису и Глебу составлена в первой половине XI века, Иоанном I, митрополитом Киевским, принимавшим участие в установлении празднования памяти святых мучеников. (Важно то, что ... текст полностью ...
Великопостные мытарства / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... вывод о том, что это житие считалось «апокрифом». Выше уже отмечалось, что житие блаженной Феодоры (Память преподобной матери нашея Феодоры) , в котором говорится о мытарствах, было включено (30 декабря) в «Пролог» – церковно-учительный сборник, широко распространенный в Древней Руси. Описание этих мытарств является не апокрифом, а частью жития преподобного Василия Нового († 944 или 952) , память которого празднуется 26 марта по юлианскому календарю. Житие это было составлено учеником святого Василия Григорием, который описал, что «сам видел и от других достоверных лиц слышал» (Сергий) Спасский (, архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Том 3. М., 1997. С. 117) . Повествование о мытарствах Феодоры († 940) на Руси не было «запрещенной» книгой. Оно было выделено из жития преподобного Василия Нового в отдельный текст и помещено в «Прологе» за 30 декабря под названием «Память преподобной матери нашея Феодоры» для назидательного чтения. Житие святого Василия Нового с описанием мытарств Феодоры содержится в томе 3 «Житий святых» (Киев, 1700) святителя Димитрия Ростовского. Оно неоднократно переиздавалось в течение XIX и начала XX веков. Его подробно пересказывает ... текст полностью ...
Преподобный Авраамий Палеостровский, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Авраамий. После кончины прп. Корнилия (ок. 1420) Авраамий похоронил его в пещере на месте подвигов, а впоследствии обрел его святые мощи и положил под спудом в соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный Авраамий скончался в середине XV века. Его мощи покоились под спудом в соборном храме, рядом с прп. Корнилием. Время местной канонизации неизвестно. В 1613 г. Палеостровский монастырь подвергся разорению от польско-литовских интервентов, впоследствии, в 1687–1689 гг., монастырь был разорен разбойниками из раскольников, и бо́льшая часть архива пропала. Местное почитание обоих начальников монастыря засвидетельствовано на протяжении всего XIX в. Архиепископ Сергий (Спасский) указывал общую память преподобных Корнилия и Авраамия Палеостровских на 21 августа и ставил их обоих в раздел местночтимых святых. Архимандрит Никодим (Кононов) в 1910 г. отмечал, что память прп. Авраамия «доныне благоговейно чтится служением панихид», но не привел никаких свидетельств об официальной отмене прежнего почитания. Местная канонизация прп. Авраамия была подтверждена включением его имени в 1974 г. в Собор Карельских святых, в 1981 г. – в Собор Новгородских святых. ... текст полностью ...
Икона Божией Матери ВутиванскаяИскать в Источникеazbyka.ru
... есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели. Вутиванская икона восходит к иконографическому типу сидящей Одигитрии с Младенцем на левом колене, выделившемуся из сцены «Поклонение волхвов» и первоначально распространенному в Египте и Сирии (напр., изображения Богоматери на копт. тканях V–VI вв.) . Близкими к Вутиванской иконе являются чудотворные иконы Божией Матери «Испанская», «Кипяжская», «Свенская-Печерская», «Псково-Печерская» и др. До наст. времени изображения Вутиванской иконы сохранились на иконах «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы ( кон. XVIII - нач. XIX в. ; 164? 134 ) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве и «Божия Матерь «Неопалимая Купина», двунадесятые праздники и чудотворные иконы Богородицы» ( XIX в., ЦАК МДА ) ; на гравюре В. Т. Георгиевского «Изображение двунадесятых праздников и 132 явлений чудотворных икон Богородицы с Неопалимой Купиной в центре», пожертвованной в древлехранилище братства блгв. кн. Александра Невского во Владимире ( воспроизведение в кн. : Сергий ) Спасский (, архиеп. Рус. лит. об иконах Пресв. Богородицы в XIX в. СПб., 1900. С. 51, 53) , и др. ... текст полностью ...
Мученик Феодот и мученицы Александра, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... называется священномучеником и епископом; тропарь ему положен тоже священномученический. Поводом к этому могло послужить то, что корчемница св. Феодота была молитвенным храмом и алтарем для иереев, сам он был учителем веры и благочестия и убеждал других к страданию за Христа, так что в некотором отношении исполнял пастырские дела. Но он – не священномученик, а мученик… Память его совершается вторично в день кончины свв. седми дев, 18 мая, и в Уставе в тот день он называется мучеником» (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 216; ср. : Сергий) Спасский (, архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. М., 1997р. Т. 3. С. 212, 185–186) . Следует также отметить, что наименование в богослужебных книгах св. Феодота 7 июня священномучеником характерно как для славянской литургической традиции (ср. : Устав. М., 1610. Л. 727 об. ; Устав. М., 1634. Л. 109; Устав. М., 1641. Л. 684 об.) , так и для греческой (ср. : Минея-Июнь. Венеция, 1843. С. 25, 27; Венеция, 1852. С. 22, 23; Венеция, 1868. С. 25, 27) . Молитвы Тропарь мученика Феодота Анкирского и иже с ним глас 4 И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, ... текст полностью ...
Собор всех святых, в земле Русской просиявшихИскать в Источникеazbyka.ru
... соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь " новых российских чудотворцев " была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях (Сергий) Спасский (. Месяцеслов. Т. 1. С. 385) , но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI–XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г. ; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911) . После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля) . Последование включает тропарь 3-го гласа: " Пречестная верста Богом возлюбленная, отцы преблаженнии " , кондак 8-го гласа, на подобен " Яко начатки " : " Яко благочестия проповедники и нечестия обуздатели " , канон 8-го гласа, ирмос: " Песнь возслем, людие " , нач. : " Вси песньми духовными, иже постом просиявшая " . По певч. рукописям с XVII в. известны ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Сергий (Спасский
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"