Архимандрит Сергий (Рыбко) 24 октября 2022 г. 15:00 Архимандрит Сергий (Рыбко) 04. 08. 1960 —  12. 07. 2022 12 июля 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу архимандрит Сергий (Рыбко), настоятель храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище и храма во имя прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москвы. PDF-bepcuя. Архимандрит Сергий (в миру Юрий Иосифович Рыбко) родился 4 августа 1960 года в г. Нелидово Тверской обл. В таинстве Крещения был наречен в честь святителя Георгия Константинопольского. Будущий пастырь пришел к Православию в юные годы путем серьезных духовных поисков. Прочитав Евангелие, Георгий начал менять свою жизнь. Он узнал о прошедшем сталинские лагеря духовнике Курско-Белгородской епархии Серафиме (Тяпочкине, † 1982, с. Ракитное) и стал приезжать к старцу. Необыкновенный духовный облик подвижника, его молитвы, любовь и мудрые наставления, продолжительные уставные богослужения и благодатная обстановка Ракитного изменили жизнь юноши, заложив основу его духовных взглядов. Отец Серафим благословил Георгия со временем принять монашество и священство, что исполнилось уже после кончины подвижника. С 1979 по 1988 г. Георгий работал звонарем и псаломщиком в храмах Москвы и Московской области. В 1988 г. Георгий приехал в открывшуюся Свято-Введенскую Оптину пустынь, и в сентябре наместник, архимандрит Евлогий (Смирнов, в последствии митрополит Владимирский и Суздальский), зачислил его в братию. Помню его двадцативосьмилетним юношей, который прекрасно знал устав, колокольный звон, был начитан в Святых Отцах. Поэтому наместник Оптиной пустыни дал ему послушание пономаря.  13 апреля 1989 г. послушник Георгий был пострижен в иночество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. 3 сентября 1989 г. рукоположен во иеродиакона. 23 марта 1990 г. архимандритом Евлогием пострижен в мантию с сохранением имени Сергий. 8 апреля 1990 г. рукоположен во иеромонаха епископом Калужским и Боровским Илианом (Востряковым).  В конце 1980-х в Оптину потекли верующие, интеллигенция, студенты, творческие люди. Юноши и девушки приходили с духовными вопросами и к иеромонаху Сергию, слыша от него живое, благодатное слово о Боге, получая деятельные, жизненные советы.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Ноября 19 (2 декабря) Священномученик Сергий (Махаев) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Сергий родился 6 сентября 1874 года в семье священника Константина Георгиевича Махаева, служившего в Спасской церкви села Усово Московского уезда, где находилось имение великого князя Сергея Александровича. Духовное образование Сергей Константинович получил в Вифанской Духовной семинарии, которую он окончил по первому разряду в июне 1895 года. По окончании семинарии он был определен в псаломщики к московской церкви святителя Николая Чудотворца в Кошелях. С самого начала своей церковной деятельности Сергей Константинович проявил себя как педагог и ревностный проповедник слова Божия. Будучи псаломщиком, он исполнял обязанности учителя в Николо-Мясницкой двухклассной церковноприходской школе (с января 1896 по сентябрь 1897 года), причем делал это безвозмездно, затем (с сентября 1897 по август 1900 года) занимал должность учителя русского языка в старшем отделении Сергиевской в Рогожской слободе церковноприходской школы. В эти же годы он женился на Людмиле Сергеевне Цветковой, дочери московского священника Сергия Цветкова. Детей супруги Махаевы не имели. В 1900 году при Московской Иверской общине сестер милосердия Красного Креста, почетными попечителями которой являлись великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна, была построена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. На священническую вакансию в этой церкви 29 июля 1900 года был назначен псаломщик Сергий Махаев. Преосвященный Парфений (Левицкий), епископ Можайский, 15 октября 1900 года рукоположил его во диакона и 17 октября того же года во священника. В этой церкви отец Сергий прослужил девятнадцать лет. Став священником, отец Сергий получил возможность продолжить педагогическую деятельность уже в качестве законоучителя. С 10 сентября 1901 года с разрешения епархиального начальства он одновременно состоит законоучителем основных классов Петровско-Серпуховского городского начального училища и Торговых классов Московского общества распространения коммерческого образования. Он также становится членомсотрудником Московской комиссии Императорского Православного Палестинского Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прежде чем в 649 г. Латеранский собор осудил не только бескомпромиссный Экфесис (638) 3 , но и примирительный Типос (647), изданный императором Константом по инициативе Константинопольского патриарха Павла, борьба за утверждение двух энергий (действий) 4 и воль во Христе прошла уже несколько этапов. Мы не будем описывать их в подробностях; отметим лишь моменты, важные для понимания позиции прп. Максима. Полемика, как известно, была начата св. Софронием (впоследствии патриархом Иерусалимским), выступившим против моноэнергистской унии (633), заключенной в Египте и Ливии между Киром, папой Александрии, и монофозитами-феодосианами. Столкнувшись с сопротивлением Софрония, Константинопольский патриарх Сергий предпринял ряд шагов, призванных сохранить то, что было достигнуто его с Киром унионистской политикой, избежав при этом разрастания полемики; он издал патриарший указ – Псифос (633), воспрещающий употребление выражений «одна» или «две энергии». Узнав о том, что Софроний 5 был избран патриархом Иерусалима, Сергий направил в Рим папе Гонорию упреждающее послание, ища у него поддержки своей позиции. Красочно расписав, как монофизиты присоединились в Египте к Церкви и даже признали Халкидонский собор, он сообщил папе о споре, начатом монахом Софронием против соглашения, заключенного Киром: «Софроний стал возражать против главы об одном действии, и утверждал, что нужно признавать два действия во Христе Боге нашем, не иначе» 6 . Как сообщает дальше Сергий, Софроний не соглашался с доводами Кира, что в данном случае нужно применить икономию, которую применяли святые отцы «ради спасения множества душ... [когда] действовали в духе умеренности и снисхождения». То есть Кир считал, что поскольку выражение «одно действие», как писал и Сергий, «употребляли и некоторые из священных отцов» 7 , то Софроний мог бы не возбуждать полемики по этому вопросу ради привлечения монофизитов к православию. Тем не менее, как далее пишет Сергий папе, Софроний не был удовлетворен ответом Кира, и Кир предоставил разрешить этот спор Сергию, к которому с посланием от Кира и прибыл Софроний. Как мы видим, на этом этапе все стороны действовали еще весьма осторожно, и уж конечно спор не перетекал в личную вражду главных действующих лиц – в противном случае, нельзя было бы представить, что Кир пошлет свое послание Сергию с Софронием, и что сам Сергий будет выслушивать последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 38. Преподобный Сергий Радонежский (Игумен Земли Русской) (18 июля, 8 октября) Сергей Радонежский. Сергей Соловьев Весь день из рук не выпускав пилы, Вдали соблазнов суетного мира, Простой чернец, без церкви и без клира, Молюсь в лесу, среди туманной мглы. Заря зажгла сосновые стволы, Запахло земляникой; стало сыро… Звучи, звучи, вечерняя стихира Под тихое жужжание пчелы. Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный. Вдали сияют ризой изумрудной Луга в благоухающих цветах, Мой храм наполнен медом и смолою. Пречистая! склонившись к аналою, К Тебе взывает юноша-монах. Объяснение праздника Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился около 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги Марии. В детстве не мог освоить грамоту, но в тринадцатилетнем возрасте встретил схимника-чудотворца, по молитве которого научился читать и писать. Этой встрече посвящена картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». После смерти родителей Варфоломей удалился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже подвизался его брат Стефан. Будучи склонным к пустынножительству, убедил Стефана удалиться в густой лес (Радонежский бор). Там, на берегу реки Кончуры на холме Маковец, они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан впоследствии отправился в Богоявленскую обитель в Москву, а Варфоломей остался пустынножительствовать. Позже он встретил некоего игумена Митрофана и принял от него постриг с именем Сергий. Вокруг подвижника образовался монастырь, вскорости приобретший славу, которая дошла до самого Константинополя. Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). Насельники обители жили от своих трудов, не принимая подаяния. Игумен Сергий сам трудился наравне с братией. Преподобного Сергия очень уважал святитель Алексий Московский и даже желал видеть своим преемником, но Сергий отказался.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Архиепископ Евкарпийский Сергий. Фото из личного архива архимандрита Саввы (Тутунова) 23 января 2013 г. 01:00 Ходатай о русском единстве – к десятилетию кончины архиепископа Евкарпийского Сергия Архимандрит Савва (Тутунов) и епископ Корсунский Нестор делятся воспоминаниями об архипастыре русских приходов в Западной Европе. Архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов), у которого я имел счастье духовно окормляться с 1994 года, был человеком удивительной цельности. Неотъемлемой частью его личности была абсолютная целостность в восприятии жизни, людей, благодаря которой он мог быть для каждого встречного внимательным и простым собеседником, добрым пастырем. А в сочетании с глубокой, сердцем пережитой и укоренившейся в ежедневной жизни церковностью эта целостность порождала постоянную боль владыки о раздробленности Православной Церкви в «диаспоре» и, особенно, о раздробленности бесконечно дорогого ему Русского Православия. Как заботливый архипастырь, владыка Сергий принимал всю палитру мнений в вверенном ему уделе – архиепископии русских приходов под омофором Константинопольского Патриархата – о возможности канонического единства с Матерью-Церковью в России. Он старался быть всем для всех. Как цельный и церковный человек, внутренне болел от того, что верующие многих приходов были чужды его стремлению к такому единству. Помню, как радовался владыка в 1995 году, когда впервые состоялось его сослужение ныне почившему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в Успенском соборе Кремля. Помню и его горечь во время нашей последней с ним беседы, когда он констатировал свое бессилие преодолеть пустые предубеждения тех, кто не захотел поддержать его и пойти вместе с ним по начатому пути. Владыка Сергий сгорел на архиерейской кафедре, не дожив четырех с половиной месяцев до десятилетия епископской хиротонии и скончавшись от скоротечной, но тяжелой болезни 22 января 2003 года, в возрасте 62-х лет. Вечная ему память. Архимандрит Савва (Тутунов) 12 декабря 2012 года в Париже по инициативе Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе (OLTR) прошел круглый стол, посвященный памяти видного иерарха Русского Зарубежья – архиепископа Евкарпийского Сергия (Коновалова, 1941-2003). В течение десяти лет – с 1993 по 2003 год – владыка Сергий возглавлял экзархат русских православных приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). Круглый стол был приурочен к десятилетию со дня кончины иерарха, который преставился ко Господу 22 января 2003 года. Своими воспоминаниями с собравшимися поделился епископ Корсунский Нестор. Текст его выступления ниже публикуется полностью.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhiepisko...

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Материал из Азбука паломники Монастырь при Сергии Радонежском [ править править код ] В 1337 году Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холмеМаковец, в десяти верстах от Хотьково. Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). Первые монастырские сооружения — храм святой Троицы и несколько келий — занимали лишь малую часть современной территории лавры, располагаясь в её юго-западном углу. После ухода Стефана в Богоявленский монастырь будущий преподобныйнекоторое время подвизался в одиночестве, но со временем вокруг его келии поселились и другие иноки. В 1355 году по благословению Константинопольского патриарха Филофея в монастыре Сергием вводился общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый деревянный храм святой Троицы и трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями; позади келий находились огороды и хозяйственные службы. Весь монастырь был обнесён деревянной оградой (тыном). Над воротами была устроена ещё одна деревянная церковь, во имя Дмитрия Солунского. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней. Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский. Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром русских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя в нарушение устава православного монашества по благословению преподобного Сергия вышли иноки-богатыри Троицкого монастыря — Пересвет иОслябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику Никону. Монастырь в XV—XVI веках. Первые каменные сооружения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/История_Свято-...

Михаил Булгаков и Патриарх Сергий: двойной портрет В один день, 15 мая, родился в 1891 году Михаил Булгаков и отошел в 1944 году в вечность Патриарх Сергий (Страгородский) 15 мая, 2016 В один день, 15 мая, родился в 1891 году Михаил Булгаков и отошел в 1944 году в вечность Патриарх Сергий (Страгородский) О том, что объединяет двух столь разных, казалось бы, людей – Патриарха Сергия (Страгородского) и Михаила Булгакова – размышляет иеромонах Димитрий (Першин). Современники, апологеты, страдальцы, сталинские адресанты, заложники своего выбора, критикуемые со всех сторон и при жизни, и в наши дни, они вошли в историю как ее символы. Как авторы книг, не понятых до сих пор. И как люди, о которых молилась гонимая Церковь и, соответственно, можем молитвенно вспомнить и мы. Сергий опережал время на эпоху. Булгаков – на жанр. Будущему Патриарху довелось проходить свои университеты в языческой Японии и в только что стряхнувшей турецкое иго Греции. В первом «вузе» его ректором был святитель Николай Японский. Во втором – священномученик Григорий V, патриарх Константинополя, повешенный на Пасху в 1821 году. Оба учили отца архимандрита тому, что Церковь может жить и во враждебном окружении без имперских скреп и костылей. Что уход в катакомбы – это крайняя мера, чреватая маргинализацией церковной жизни. Что ради легитимного выживания церковных институтов можно публично благодарить императора-язычника или султана-мусульманина за саму возможность дышать с удавкой на шее. И ради того, чтобы не пролилась кровь христиан, можно благословлять их на молитву о победе языческой Японии над православной Россией, либо анафематствовать их же, коль скоро они учинили бунт против иноверной Порты. А Михаил Афанасьевич, сын профессора Киевской Духовной Академии и внук священников, почерпнул от отца весьма глубокие познания в области западных исповеданий. Не прошел он мимо и либерального протестантизма, редуцировавшего Евангелие до набора моральных прописей, но при этом превратившего жизнь Иисуса в увлекательный роман. Книгами Ренана и Штрауса зачитывались.

http://pravmir.ru/mihail-bulgakov-i-patr...

" Пражский период " жизни протоиерея Сергия Булгакова (1923-1925) Прот. С. Булгаков. Прага, 1923-25 гг. Прот. С. Булгаков. Прага, 1923-25 гг. Известный русский религиозный философ Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) принял священный сан летом 1918 года. По благословению Святейшего Патриарха Тихона епископ Феодор (Поздеевский) в Троицын день (23 июня по новому стилю) в Московском Даниловом монастыре рукоположил Сергея Николаевича во диакона, а в Духов день - во иерея. После этого отец Сергий был приписан к храму Ильи Обыденного в Обыденском переулке в Москве. Однако уже в июле 1918 года тревожные слухи, доходившие из Крыма, где тогда находилась его семья, заставили отца Сергия покинуть Москву. Он надеялся вернуться в Москву через месяц, но этим планам не суждено было сбыться. Приехав в Крым, отец Сергий обосновался в Симферополе. Он преподавал здесь богословие и политэкономию в Таврическом университете, а также служил в Ялтинском соборе. Прот. С. Булгаков. Крым, 1920 г. Прот. С. Булгаков. Крым, 1920 г. После ухода из Крыма Белой армии отец Сергий остался в России. Однако распоряжением новой власти он был уволен из университета, а в декабре 1922 года " бессрочно " выслан за пределы Советской России. Ему не суждено было вернуться на Родину. Более 20 лет отец Сергий провел в эмиграции, из которых два года он прожил в Праге. " Пражскому " периоду его жизни и посвящена наша небольшая статья. После высылки из Крыма протоиерей Сергий Булгаков сначала перебрался в Константинополь, а потом стал искать возможности переехать в какую-нибудь европейскую страну. К 1923 году одним из крупнейших центров русской эмиграции стала Чехословакия. На рубеже 1920-21 годов после эвакуации из Новороссийска и Крыма армии Врангеля российские общественные деятели из числа беженцев обратились к чехословацкому правительству с просьбой предоставить нескольким тысячам русских эмигрантов возможность переселиться в молодую славянскую республику . В ответ на эту просьбу в Чехословакии был разработан план " русской акции " (чеш.

http://pravoslavie.ru/5240.html

Протоиерей Сергий Правдолюбов: Космос Великого канона Протоиерей Сергий Правдолюбов — о тайне гимнотворчества, о богословии истории и библейских опорах мироздания, а еще — о великой любви и милости Божией. 14 марта, 2016 Протоиерей Сергий Правдолюбов — о тайне гимнотворчества, о богословии истории и библейских опорах мироздания, а еще — о великой любви и милости Божией. Член Синодальной богослужебной комиссии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов десять лет посвятил изучению Великого канона, защитил магистерскую диссертацию на эту тему, но, по его признанию, так и не раскрыл секрет творчества святителя Андрея Критского. Но снова и снова открывая Великий канон, мы погружаемся в море покаяния и учимся плавать, летать, дышать, жить с Богом. Личная покаянная исповедь святого Андрея –  Великий канон святителя Андрея Критского, который читается на первой седмице Великого поста, словно вводит человека и психологически, и литургически в особое пространство великопостных дней, настраивает на особую тональность мыслей и переживаний. Потом, на 5-й неделе Поста, ближе к концу, Церковь снова возвращается к чтению Великого канона. Как сложилось, что Великий канон занял такое место в богослужебной жизни? Как родился этот канон, расскажите о его создании? – Великий канон был создан преподобным Андреем Критским не для церковного употребления. Это была его личная покаянная исповедь, написанная для самого себя. Мы не можем определить, исполнялся ли он при его жизни соборно или он только дома, в келье своей, читал его. Есть лишь отдаленные отголоски свидетельств. Почти пятьдесят лет после кончины Андрея Критского, которая последовала в 740 году, этот канон нигде не употреблялся, а потом, в 790 году Константинополь пережил бедствие – случилось страшное землетрясение. О тех днях говорили, что земля тряслась, гул шел из земли, все было объято светом огня и пламени. Даже сохранилась такая память «Великого труса», то есть землетрясения. Маленький тропарь такой есть в Постной Триоди: «Господи, до вечера дожить не надеемся, помоги нам и спаси нас». До сих пор он исполняется на нашем богослужении в память об этом землетрясении. Как некоторые ученые думают, именно в те дни, во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем, не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 14 (27) Священномученик Сергий Константинов Священномученик Сергий родился 15 августа 1877 года в селе Рогачево Дмитровского уезда Московской губернии в семье протоиерея Вячеслава Константинова и его супруги Елены. Первоначальное образование получил в духовном училище, где преподавателем был его отец, а затем учился в Вифанской Духовной семинарии. Окончив ее в 1900 году, он стал учителем фабричной школы в городе Яхроме Московской губернии. В 1906 году Сергей Вячеславович женился на девице Антонине, дочери диакона Василия Смирнова, который впоследствии был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма Иоанна Предтечи в селе Дьяково Московской губернии. Он стал последним настоятелем этого храма во время гонений на Русскую Православную Церковь. Храм был закрыт в 1923 году, отец Василий остался жить в селе. Скончался он в конце двадцатых годов и был погребен за алтарем храма. Антонина Васильевна в 1904 году блестяще окончила Московское епархиальное Филаретовское женское училище и в 1906 году получила свидетельство на звание домашней учительницы с правом преподавать рус­ский и церковнославянский язык, словесность, арифметику, геометрию, всеобщую и русскую географию, гражданскую историю – общую и отечест­вен­ную, фи­зику, дидактику и французский язык. Впоследствии у отца Сергия и Антонины Васильевны родилось десять детей, из которых трое умерли в младенчестве. В 1906 году Сергей Вячеславович был рукоположен во священника ко храму Воскресения Христова в селе Воскресенском Московской губернии. Храм был выстроен в 1898 году. В 1908 году была возведена колоколь­ня. Один из колоколов был доставлен на станцию Воскресенск по железной до­роге, а затем километр от станции до храма прихожане несли его на руках. В 1911 году отец Сергий был переведен в Троицкий храм в городе Яхроме. Впоследствии он был назначен настоятелем этого храма и возведен в сан протоиерея. Храм был выстроен при бумагопрядильной и ткацкой фабрике Товарищества Покровской мануфактуры на средства ее владельца, бывшего московского городского головы И.А. Лямина. В то время, когда в нем служил отец Сергий, была выстроена колокольня; сохранились фотографии, на которых запечатлен момент поднятия колокола на нововозведен­ную колокольню. В Яхроме, пока не начались гонения от безбож­ни­ков, отец Сергий был директором школы и преподавал Закон Божий. По воспоминаниям всех знавших его, он был строг, но справедлив.

http://fond.ru/kalendar/1244/sergiy/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010