Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕТСКОСЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской (ныне С.-Петербургской) епархии, названо по г. Детское Село (ныне г. Пушкин, адм. подчинен С.-Петербургу). 30 (по др. данным, 31) окт. 1927 г. во епископа Детскосельского был хиротонисан Сергий (Зенкевич) , назначенный викарием Ленинградской епархии. Однако детскосельская паства привыкла считать своим духовным руководителем наместника Александро-Невской лавры викарного Шлиссельбургского еп. сщмч. Григория (Лебедева) , находившегося тогда под арестом. Назначение нового викария было с обеспокоенностью встречено и частью ленинградского клира, недовольной церковной политикой, проводимой Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) после издания «Декларации» 1927 г. Поставление еп. Сергия (Зенкевича) вместе с появившимся незадолго до этого решением Временного Свящ. Синода о перемещении Ленинградского митр. Иосифа (Петровых) на Одесскую кафедру воспринималось оппонентами Заместителя Патриаршего Местоблюстителя как отказ от свободы Церкви и уступка гос. властям, заключавшаяся в увольнении с кафедр репрессированных епископов. 30 дек. 1927 г. еп. Сергий (Зенкевич) был назначен епископом Кингисеппским, викарием той же Ленинградской епархии. Временное управление Д. в. перешло к еп. Григорию (Лебедеву), освобожденному к тому времени из-под ареста. В условиях распространявшегося в Ленинградской епархии иосифлянства и неопределенной позиции еп. Григория прихожане Детского Села, смущаемые сторонниками митр. Иосифа, объявлявшими возглавляемую митр. Сергием Церковь безблагодатной, находились в затруднительном положении. В нач. 1928 г. настоятель детскосельского Екатерининского собора прот. Николай Смирнов (1865-1945) вместе с представителем правосл. приходов г. Гатчины посетил в Москве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя с просьбой дать письменное заверение о сохранении чистоты правосл. исповедания, авторитета и свободы Патриаршей Церкви. Такое обстоятельное заверение митр. Сергием было предоставлено, что оказало благотворное воздействие на паству Детского Села.

http://pravenc.ru/text/171780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Ленинградской епархии, существовало в 1929-1933 гг.; 2. Санкт-Петербургской и Ладожской епархии , существовало в 2012-2013 гг. Названо по г. Лодейное Поле Ленинградской области . 1. Образованная 1 авг. 1927 г. Ленинградская обл. первоначально насчитывала 9 округов, одним из которых был Лодейнопольский, состоявший из 10 районов. Исторически территория этого округа (Посвирье) относилась к Олонецкой губ. и епархии. Определением заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Синода от 27 дек. 1928 г. были образованы церковные области, объединявшие по несколько епархий и вик-ств. Границы епархий были приведены «в соответствие гражданскому делению территории Союза ». Т. о., границы Олонецкой и Петрозаводской епархии стали совпадать с адм. границами Автономной Карельской ССР, а Лодейнопольский окр. вошел в состав Ленинградской епархии одноименной церковной области, к-рую возглавил митр. Ленинградский и Гдовский сщмч. Серафим (Чичагов) . Непосредственное управление приходами и мон-рями западных районов Ленинградской епархии стал осуществлять епископ Петергофский (см. ст. Петергофское викариатство ), юж. районами управлял епископ Лужский (см. ст. Лужское викариатство ), а для заведования вост. районами в 1929 г. было учреждено Л. в. Замещение кафедры состоялось 13 нояб. 1929 г. переводом на нее Шлиссельбургского еп. Сергия (Зенкевича) . Число приходов Московской Патриархии в Лодейнопольском окр. было невелико: значительная их часть с 1922 г. до истребления духовенства в ходе «Большого террора» 1937-1938 гг. и ликвидации организованных форм религиозной жизни пребывала в обновленчестве . Вероятно, в этой связи в ведение Лодейнопольского епископа поступили также многочисленные общины Волховского и Андреевского (с 1931 - Киришский) р-нов (бывш. Новоладожский у. Петроградской губ.), ранее находившиеся под омофором Ладожских епископов (см. ст. Ладожское викариатство ). В 1930 г. еп. Сергий назначил благочинным 3-го Ладожского окр. настоятеля Богородице-Рождественской ц. с. Черенцово Андреевского р-на свящ. Петра Чеснокова (впосл. архим. Никита (1883-1963) - Арх. С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 13а. Д. 201. Л. 2 об.).

http://pravenc.ru/text/2110655.html

Arhiva Problemele pstoririi oamenilor bolnavi mintal au fost discutate în cadrul Adunrii Intersoborniceti 12 octombrie 2018 13:44 10 октября 2018 года состоялось очередное заседание комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Встреча прошла в московском Историко-культурном просветительском центре «Открытие» при храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке. Заседание комиссии возглавил ее председатель митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси. В работе комиссии приняли участие: митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви; митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель  Синодального отдела религиозного образования и катехизации ;  митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука ; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; протоиерей Димитрий Смирнов , председатель  Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства ; протоиерей Александр Мякинин; протоиерей Димитрий Карпенко; протоиерей Игорь Кропочев; протоиерей Александр Короткий; протоиерей Павел Сердюк; игумен Серапион (Митько), заместитель председателя  Синодального миссионерского отдела ;  игумен Митрофан (Шкурин) , заместитель председателя Синодального отдела регионального образования и катехизации; иеромонах Димитрий (Першин), член комиссии по миссионерству и катехизации при  Епархиальном совете г. Москвы ; иерей Вячеслав Пугачев; А.И. Осипов; А.В. Бугаевский; Р.М. Конь; Е.К. Никифоров; Е.Е. Зенкевич; Е.П. Орлова; М.Б. Нелюбова, секретарь комиссии. Члены комиссии рассмотрели проекты документов «Принципы и методы миссии среди коренных, в том числе малочисленных народов России, а также их пастырское окормление», «Пастырское попечение Русской Православной Церкви о психически больных», «Православная Церковь и нетрадиционная религиозность». Митрополит Воронежский Сергий рассказал о работе подкомиссии по вопросу пастырского попечения о душевнобольных людях, в частности, о подготовке международной конференции «Попечение Церкви о душевнобольных» (13-14 ноября 2018 г., Москва) и секции на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях на тему «Попечение Церкви о депрессивных больных» (26 января 2019 г.). Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5281448...

Arhiva A avut loc edina ordinar a comisiei Adunrii Intersoborniceti pentru luminarea bisericeasc i diaconie 8 iunie 2018 11:17 7 июня 2018 года в Москве под председательством митрополита Минского и Заславского Павла , Патриаршего экзарха всея Беларуси, состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии. Встреча прошла в историко-культурном просветительском центре «Открытие» при храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке. На заседании Комиссии присутствовали: митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации ; митрополит Воронежский и Лискинский Сергий , митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, духовник Олимпийской сборной России; протоиерей Димитрий Смирнов , председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства ; протоиерей Александр Мякинин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии; протоиерей Димитрий Карпенко, протоиерей Александр Короткий, протоиерей Павел Сердюк; игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела ; игумен Митрофан (Шкурин) , заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации; иеромонах Димитрий (Першин), член Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы ; А.В. Бугаевский, Р.М. Конь, Е.К. Никифоров, Е.Е. Зенкевич, В.В. Лебедев, Е.П. Орлова, М.Б. Нелюбова (секретарь Комиссии). Члены Комиссии рассмотрели проекты документов на тему «Принципы и методы миссии среди коренных и малочисленных народов России», «Концепция добровольческого служения в Русской Православной Церкви» и др., а также ряд вопросов, касающихся организации дальнейшей работы Комиссии. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5217337...

В Минской епархии централизованно обсуждается организация приходского социального служения 19 ноября 2012 г. 18:01 16 ноября 2012 года по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета  в приходском доме Свято-Духова кафедрального собора г. Минска состоялось собрание на тему «Организация социального служения в приходах и благочиниях Минской епархии Белорусской Православной Церкви». Участниками встречи стали священники, ответственные за социальное служение в благочиниях и приходах столичного региона, приходские социальные работники, духовники и старшие сестры сестричеств милосердия Минской епархии . К собравшимся обратился викарий Минской епархии  епископ Борисовский Вениамин , который обозначил основные проблемы приходского социального служения. Так, нередко социальная работа осуществляется по остаточному принципу, у духовенства и сестер милосердия иногда отсутствуют базовые знания о социальной работе. Архиерей подчеркнул необходимость освещения церковной благотворительности в СМИ, а также привлечения к социальному служению невоцерковленных людей, что даст им шанс на воцерковление в будущем. С обзором документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» выступил руководитель епархиального социального отдела протоиерей Олег Шульгин. Об основных принципах социального служения рассказала исполнительный секретарь Союза сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви Елена Зенкевич. Заместитель руководителя социального отдела иерей Сергий Тимошенков поделился личным опытом работы с волонтерами и вовлечения православной молодежи в социальные проекты. Слово было также предоставлено председателю правления международной благотворительной общественной организации «Дети. Аутизм. Родители» Татьяне Яковлевой. Выразив признательность Белорусской Церкви за сотрудничество, Т. Яковлева обратилась к духовенству с просьбой об организации богослужений для детей-аутистов и их родителей, а также воскресной школы для детей-аутистов. Отдельные сообщения касались вопросов реабилитации алкоголе- и наркозависимых, защиты материнства и детства, профессиональной подготовки сестер милосердия. Одним из ключевых моментов собрания стало обсуждение плана и содержания образовательных мероприятий по теме социального служения. Во внимание к трудам на благо Православной Церкви медалью святой преподобной Евфросинии Полоцкой была награждена исполнительный секретарь Союза сестричеств милосердия БПЦ Е. Зенкевич. Официальный сайт Белорусского экзархата /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Представители Белорусского экзархата ознакомились с польским опытом профилактики домашнего насилия и реабилитации пострадавших от него 15 августа 2013 г. 18:04 С 6 по 10 августа 2013 года группа представителей Белорусской Православной Церкви совершила образовательный визит в Польшу по маршруту Белосток — Варшава — Августов — Сувалки. В поездке приняли участие сотрудники Союза сестричеств милосердия Белорусского экзархата (исполнительный секретарь Елена Зенкевич и пресс-секретарь Антонина Банько), руководитель отдела образования и катехизации Минской епархии протоиерей Александр Шимбалев, духовник сестричества в честь преподобной Евфросинии Полоцкой (г. Лида). протоиерей Алексий Глинский, помощник ректора Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета Елена Шимбалева, а также руководители епархиальных отделов социального служения: протоиерей Олег Шульгин (Минская епархия), протоиерей Григорий Беляцкий ( Гродненская епархия ), протоиерей Сергий Чирун ( Брестская епархия ) и др. В каждом городе участники поездки знакомились с организацией работы ведомств и приютов для пострадавших от домашнего насилия, узнавали об особенностях работы с жертвами и агрессорами. В программу визита вошло посещение государственных, общественных и религиозных организаций, занимающихся проблемой насилия в семье. В частности, белорусские делегаты посетили кризисный центр при Центре поддержке семьи в Белостоке, где узнали о польском опыте работы с агрессорами, особенно в тюрьмах, а также осмотрели приют для пострадавших от насилия в семье и православный благотворительный центр поддержки семьи Eleos, где обратили особое внимание на работу с волонтерами, в том числе со студентами. Конструктивный диалог, позволивший объективно оценить польское законодательство в сфере противодействия домашнему насилию и его профилактики, а также взаимодействие государственных и негосударственных структур, состоялся в Министерстве труда и социальной политики Польши. Гости ознакомились также с деятельностью общественной организации «За женские права» (Center for Women’s Rights). В Белорусском экзархате планируют отправить своих специалистов на краткую стажировку в Специализированный центр поддержки жертв домашнего насилия при районном Центре поддержки семьи в Сувалках. В свою очередь, представители Белорусского экзархата делились с польскими коллегами своим опытом организации социальной работы и противодействия домашнему насилию. Особый интерес у польской стороны вызвал опыт сотрудников Кризисного центра помощи женщинам и детям, пострадавшим от домашнего насилия. Центр опекается сестричеством в честь преподобной Евфросинии Полоцкой (г. Лида). Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

- “Говорить с ним не приведи Бог”, - пишет владыка в том же письме от 28 июня 1928 г. - “Ничего слушать не хочет и себя одного за правого почитает”. Несмотря на эту характеристику, архиепископ Иларион добился того, что епископ Виктор не только сознал свою неправоту, но и написал своей пастве, увещевая ее прекратить разделение. Архиепископ Иларион скончался 15/28 декабря 1929 г. Он должен был переехать на новое местожительство в Среднюю Азию. В самом начале пути, еще не доехав до Ленинграда, Владыка заразился сыпным тифом и был положен в Ленинградскую больницу на Обводном канале. По слухам, дорогой его обокрали, и в больницу он явился в лохмотьях. За несколько минут до кончины к нему подошел врач и сказал, что кризис миновал и что он может поправиться. Владыка едва слышно сказал: “Как хорошо! Теперь мы далеки от ...”, - и с этими словами скончался. Митрополит Серафим (Чичагов), занимавший тогда Ленинградскую кафедру, добился разрешения взять тело для погребения. В больницу доставили белое архиерейское облачение и белую митру. Покойного облачили и перевезли в церковь Ленинградского Новодевичьего монастыря. Он страшно изменился. В гробу лежал жалкий, весь обритый, седой старичок. Одна из родственниц покойного, увидевшая его в гробу, упала в обморок. Так он был непохож на прежнего Илариона. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, впоследствии Патриарха, Алексия. Кроме митрополита Серафима и архиепископа Алексия, в погребении участвовали епископ Амвросий (Либин) Лужский и епископ Сергий (Зенкевич) Лодейнопольский. Архиепископ Иларион был выдающийся ученый и церковный писатель, один из крупнейших церковных деятелей того времени, богатырь духом и телом, чудесной души человек, наделенный Господом выдающимися богословскими дарованиями, непревзойденный оратор, жизнь свою положивший за Церковь Христову. Его смерть явилась величайшей утратой для Русской Православной Церкви. Прибавление. Дивным благоуханием, созвучным запаху свежей хвои, сопровождалось перенесение с кладбища Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга мощей священномученика архиепископа Илариона (Троицкого). Это знаменательное событие в жизни Русской Православной Церкви, признавшей одного из сотен

http://pravicon.com/info-2420

– Говорить с ним не приведи Бог , – пишет владыка в том же письме от 28 июня 1928 года. – Ничего слушать не хочет и себя одного за правого почитает. Несмотря на эту характеристику, архп. Иларион добился того, что еп. Виктор не только сознал свою неправоту, но и написал своей пастве, увещевая её прекратить разделение. Архиепископ Иларион скончался 15/28 декабря 1929 года. Он должен был переехать на новое местожительство в Среднюю Азию. В самом начале пути, ещё не доехав до Ленинграда, Владыка заразился сыпным тифом и был положен в Ленинградскую больницу на Обводном канале. По слухам, дорогой его обокрали, и в больницу он явился в лохмотьях. За несколько минут до кончины к нему подошёл врач и сказал, что кризис миновал и что он может поправиться. Владыка едва слышно сказал: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...» – И с этими словами скончался. Митрополит Серафим (Чичагов) , занимавший тогда Ленинградскую кафедру, добился разрешения взять тело для погребения. В больницу доставили белое архиерейское облачение и белую митру. Покойного облачили и перевезли в церковь Ленинградского Новодевичьего монастыря. Он страшно изменился. В гробу лежал жалкий, весь обритый, седой старичок. Одна из родственниц покойного, увидевшая его в гробу, упала в обморок. Так он был непохож на прежнего Илариона. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, впоследствии Патриарха Алексия. Кроме митр. Серафима и архп. Алексия, в погребении участвовали епископ Амвросий (Либин) Лужский и епископ Сергий (Зенкевич) Лодейнопольский. Архиепископ Иларион был выдающийся учёный и церковный писатель, один из крупнейших церковных деятелей того времени, богатырь духом и телом, чудесной души человек, наделённый Господом выдающимися богословскими дарованиями, непревзойдённый оратор, жизнь свою положивший за Церковь Христову. Его смерть явилась величайшей утратой для Русской Православной Церкви. Труды «О церковности духовной школы и богословской науки» Сергиев Посад, 1912. «Богосл. Вестн.», 1912, ноябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Антоний находится в Белграде, откуда не так давно Патриарх от него получил письмо. Был у меня Зенкевич, вернувшийся из Москвы. Привез письмо от Нумерова. Его я Вам присылаю. Передавал он некоторые подробности заседания четвергового, длившегося с восьми часов вечера до четырех часов утра. Оказался неожиданным для всех, самым ревностным, энергичным отстаивателем надлежащей точки зрения на Владимирский вопрос митрополит Евсевий , выступивший с часовой речью и резко выговаривающий митрополиту Сергию за его прямо незакономерные действия по отношению к вопросу о принятии Владимира. Причем он заявил даже, что теперь еще не время, а впоследствии собор епископов его самого (Сергия) будет судить за многие его деяния, и, в частности, отношение его к данному вопросу есть одна из темных страниц его деятельности. В результате вопрос был сорван главным образом благодаря энергии Евсевия и поддержке его со стороны а[рхиепископа] Серафима [Чичагова]. А митрополит Сергий, дабы не попадаться на глаза Владимиру, которого он заверил, что дело его будет решено в положительном смысле, должен был уйти черным ходом. Как все это трагикомично. И Сергию, как видно, не повезло, и его высылают, но я не понимаю, как это Нижний избран местом ссылки. Что касается Архангельска, то туда ссылка вообще отложена: дело в том, что Архангельск и часть Вологодской губернии переходят к англичанам и из Архангельска предложено выехать всем, кто там живет менее шести лет. В связи с этим недавно в Таганской тюрьме получено предписание, что высылка в Соловки митрополита Кирилла отменяется и он имеет числиться за Таганской тюрьмой. Относительно моего заместителя по Пензенской кафедре думаю, что он будет доволен, отделается от а[рхиепископа] Евдокима , с которым он воюет, получит самостоятельную кафедру, что ему любо как человеку, для которого " карьера " имеет значение; что касается стороны моральной, то он в лучших условиях, чем я, т. к. в деле его назначения Путята не ждал, по-видимому, такой роли, как в моем.

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma9.htm

21 февр. 1921 г. по просьбе Петроградского митр. Вениамина (Казанского) патриарх свт. Тихон назначил Тихвинского еп. Алексия (см. Алексий I (Симанский) , патриарх Московский и всея Руси) епископом Ямбургским. Переехав 11 апр. 1921 г. в Петроград, еп. Алексий жил в доме при Казанском соборе, с авг. 1921 г.- в Александро-Невской лавре; местом служения ему был определен Казанский собор, община которого взяла на себя обязанность содержания викарного епископа. 18 апр. 1921 г. архиерей был назначен на Пензенскую кафедру; по прошению освобожден от назначения, о чем патриарх Тихон сообщил ему в письме от 15 мая того же года. Еп. Алексий стал заведующим богословскими курсами, открывшимися в Петрограде в 1920 - нач. 1921 г. 7-15 июля 1921 г. совершил архипастырскую поездку по р. Луга «в самую глубь уездов Ямбургского и Гдовского». 29 мая 1922 г., после ареста митр. Вениамина (Казанского), вступил в управление Петроградской епархией. 24 июня 1922 г. еп. Алексий отверг ультиматум обновленческого Высшего церковного управления «действовать строго по указаниям ВЦУ», признал «для себя невозможным дальнейшее управление Петроградской епархией». Еп. Алексий возглавил широкое антиобновленческое движение верующих Петроградской епархии, желавших сочетать политическую лояльность с верностью церковным канонам; в сент. 1922 г. совместно с Петергофским еп. Николаем (Ярушевичем) подал заявление о регистрации ввиду отсутствия в Русской Церкви канонического центра автокефальной Петроградской церкви («Петроградская автокефалия»). С окт. 1922 г. еп. Алексий находился в ссылке, вернулся в Ленинград весной 1926 г., направлен на служение в Новгородскую епархию с титулом «архиепископ Тихвинский». Назначение архиеп. Гавриила (Воеводина) викарием Ленинградской епархии с титулом «Кингисеппский» произошло, по одним данным, указом патриарха Тихона, т. е. в 1924 г. или в нач. 1925 г., по другим - в сент. 1926 г. по представлению назначенного на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа (Петровых) . С 14 сент. 1926 г. до ареста 19 апр. 1927 г. Кингисеппский архиеп. Гавриил временно управлял Ленинградской епархией, в дек. 1927 г., после освобождения, назначен на Полоцкую кафедру. Последним епископом Кингисеппским с 30 дек. 1927 по 3 авг. 1928 г. был Сергий (Зенкевич) , затем переведенный на Шлиссельбургское и Лодейнопольское викариатство . В дальнейшем К. в. не замещалось, приходы Кингисеппского р-на в 30-х гг. XX в. находились в ведении Петергофского еп. Николая (Ярушевича).

http://pravenc.ru/text/1684634.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010