Сергии (Ляпидевский Николай Яковлевич), митр. Московский и Коломенский Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея. День Ангела25 сентября. Обучался в Тульской семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию. За свою диссертацию «О поминовении усопших» получил степень магистра богословия. 24 июня 1844 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха и 30 октября определен баккалавром Московской духовной академии. 25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия. С 23 апреля 1848 г. – инспектор Московской академии. 15 января 1850 года возведен в сан архимандрита. С 20 марта 1851г. – экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию. С 4 окт.1857 г. – ректор Московской духовной академии. С 18 апр.1858 г. – настоятель Высокопетровского монастыря, а с 8 авг.1859 г. – настоятель Заиконоспасского монастыря. I января 1861года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С II января 1880 года – архиепископ Казанский и Свияжский. С 21 авг.1882 г. – архиепископ Кишиневский. С 1883 года – почетный член Казанской духовной академии. С 1884 года – почетный член Московской духовной академии. 9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 12 янв.1891 г. – архиепископ Херсонский и Одесский. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 15 мая 1893 года – член Священного Синода. С 9 авг.1893 года – митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троицкой Лавры – священно-архимандрит. Митрополией управлял пять лет. Скончался II февраля 1898 года в С.-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры. Гроб его положен рядом с гробом митрополита Леонтия. Высокопреосвященный Сергий обладал той единоспасающей православной церковностью, которая предохраняет пасомых от всяких и явных и скрытых опасностей. Он был глубоко проникнут верой в вечную истину вечно Православной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения целой истины. Подобно митрополиту Филарету, он хранил церковность, как святыню. Во имя церковной правды он старался поддержать и возвысить высокий дух в служителях Церкви, памятуя однако и границы человеческих сил, а потому не впадая в обманчивую строгость непримиримого ригоризма (оцепенения, неподвижности), он охранял права Церкви с той же осмотрительностью; его любимым наставлением было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника. Эту осмотрительность, эту обязательную зрелость и взвешенность всякого решения не могли не уважать сами нетерпеливые ревнители, склонные видеть в ней медлительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Классическая точность мысли, а отсюда происходящая как бы некая скупость на слова чувствовалась и при произнесении поучений. «Я всегда предварительно обдумываю не только мысли, но и форму выражения их, когда собираюсь что-либо говорить в храме”, – говорил он близким. Какая осторожность в слове! Достойно внимания его правило – всякое дело, распоряжение, ходатайство, – утверждать на достаточном основании. Архипастырь любил кроткий, молчаливый дух: все свои подвиги скрывал в тайниках своего сердца, которое не терпело никаких внешних выражений славы и похвал, даже в делах, достойных похвалы. Он любил монашество, но разрешал пострижение в монашество с большой осторожностью: тридцати лет, ни одним месяцем меньше. О послушании его нечего говорить: всем известна его преданность закону. Верный хранитель заветов мудрого приснопамятного святителя Филарета. Внешность митрополита Сергия была величественная, импозантная. Взгляд его был ласковый, душу согревающий. Труды: “О поминовении усопших”. Магистерская диссертация. Москва, 1844. «О побуждениях к исполнению нравственного закона». «Приб. к твор. св. отцов» 1851, ч.Х. «О клятве». Там же. 1853, Ч.XIV. «О любви к Богу, испытуемой скорбями». Там же, 1856 год, ч. XV. «О произвольных обетах». Там же, 1856, ч. XVII. «О таинстве Елеосвящения». «О терпении и молитве». «Об исхождении Духа Святого». «Ответ на письма князя-писателя относительно учения латинского о папе». Приб. к Св. св. отцов, 1859, ч. XVIII. «Брак и безбрачие лиц духовных». Приб. к Тв. св. отцов, 1860, Ч. XIX. Речь при наречении его во епископа». 1860. «Слова и речи епископа Курского». Москва, 1870. «Слова и речи архп. Херсонского и Одесского». «Проповеди». (Душепоп. Чтение). «Лекции по Пастырскому богословию». «Богословск. Вестник». «Речь, произнесенная 5 сент.1893 года при вступлении на Московскую паству». Приб. к «ЦВ» 1893, 37, стр.1335. «Послания». (Меры, выработанные собором архипастырей ЮгоЗападного края по борьбе с штундой). Мемуары, ч. 1, стр.11–12. «О приготовлении к пастырскому служению».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глубокий знаток православного учения, он обладал и тонким умом, воспитанным в школе той же духовной дисциплины. Всегда спокойный, владеющий своим разумом, думая только о торжестве истины, а не об «огорчении противника», митрополит своими меткими замечаниями тем более поражал противников, что они не чувствовали себя лично задетыми, не могли не сознавать, что для него вопрос состоял только в истине. Духовно-нравственный облик митр. Сергия Советников у него не было, приближенных тоже; он всех держал в почтительном отношении. «Строго взвешивайте советы других, – говорил он молодому архипастырю, – а лучше молитесь Богу и поступайте, как Бог положил вам на сердце». Он был муж мудрый, – а муж мудрый безмолвие водит: он не любил никому открывать своих заветных дум: внутренний мир души его редко кому был доступен: во святое святых души его редко кто входил. Сам строгий исполнитель закона, он требовал и от других строгого исполнения закона: сам воздержник, он любил и в других видеть воздержание; сам постник, он требовал, чтобы и другие постились. Его нельзя было подкупить фразами, он не любил фраз: «Вы мне говорите дело и правду». Был строг к другим, особенно к тем, которые в действиях своих проявляли упорную и злую волю. Он никогда не принимал в свою епархию никого из своих родных. О нестяжательности его говорит то, что он никогда ничего не заключал под замок: во всей комнате его не было замков. Еще он носил на себе подвиг частого совершения крестных ходов. Он подобно Филарету, чтил эту святыню русского сердца – молитвенного воспоминания великих исторических дней небесной милости и своим соучастием поддерживал красоту церковную, окрыляя народные исторические воспоминания. Дух его при таких случаях, как бы не знал утомления... Неутомимые, изумительные в его преклонном возрасте шествия в величественных и довольно продолжительных ходах – были истинным подвигом. ...И в то время, когда естественные силы у человека слабеют, какая была у него энергия! Какая сила воли! Какой светлый взгляд на вещи! Какая твердая память! Как глубоко вникал он в каждое дело! Как мудро и просто решал он самые запутанные вопросы одним или двумя словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Указом Синода от 5 окт. 1879 г. свящ. Н. Каменский, избранный ректором на общем педагогическом собрании КазДС, утвержден в этой должности с возведением в сан протоиерея. Он был ректором КазДС с 1879 по 1891 г., при архиепископах Антонии (Амфитеатрове), Сергии (Ляпидевском) , Палладии (Раеве) и Павле (Лебедеве) , с последним общался наиболее тесно и оставил о нем воспоминания (Краткий очерк жизни и деятельности высокопреосв. Павла, архиеп. Казанского и Свияжского//Казанский сб. статей. 1909. С. 493-504). До авг. 1885 г. преподавал нравственное богословие, потом Свящ. Писание в 6-м классе. Стремился к внешнему и внутреннему благоустройству семинарии. В 1880 г. на выделенные им средства (ок. 3,5 тыс. р.) в актовом зале семинарии за 3 месяца была устроена домовая церковь (освящена во имя ап. Иоанна Богослова 19 окт. 1880, накануне дня основания семинарии). В 1883 г. при семинарской церкви открыто попечительство для помощи бедным ученикам, к-рое за 2 года увеличило свой капитал более чем в 6 раз. В 1884 г. прот. Н. Каменский представил в Синод 2 докладные записки о благоустройстве КазДС и предложил перенести здание семинарии с торговой улицы в центре города на место, более соответствующее духовному учебному заведению (Казанский сб. статей. 1909. С. 757-762, 762-768); предложение было отклонено. В янв. 1885 г. при ДС была открыта образцовая церковноприходская школа, которой он уделял много внимания. Прот. Н. Каменский составил «Краткую историю Казанской ДС» (Каз., 1884). Внимательно относился к обучению и воспитанию семинаристов, большое значение придавал домашним письменным заданиям, сам читал и исправлял их, ввел обычай чтения семинаристами лучших сочинений в торжественные дни и награждения авторов книгами, следил за составлением учениками проповедей. Среди преподавателей КазДС были А. Ф. Гусев , А. А. Царевский (впосл. Василий, еп. Старицкий), и Каменский, по его собственным словам, старался не стеснять их преподавательской деятельности и всегда предоставлял им полную свободу. В 1888 г. он предложил ввести в КазДС изучение инородческих языков и преподавание миссионерства, для чего была учреждена специальная комиссия (Проект изучения инородческих языков в Казанской ДС//Казанский сб. статей. 1909. С. 755-757).

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Иоанне Крестителе (1894 г.), св. Иустине Философе (1893 г.), свв. Кирилле и Мефодии (1885, 1893, 1900 гг.), проф. И. Н. Корсунском (1899 г.), Лактанции (1885 г.), св. Льве В. (1897 г.), св. Макарии, митрополите Киевским (1897 г.), архиеп. Никаноре Бровковиче (1901 г.), св. Петре Александрийском (1901 г.), св. Петре, митрополите Московском (1894 г.), св. Поликарпе Смирнском (1894 г.), Пруденции и его гимнах (1887 – 1889 гг.), митр. Сергии Ляпидевском (1899 г.), Татиане и его апологии (1898 г.), Тертуллиане (1893 г.), митр. Филарете Дроздове (1884 – 1893, 1897, 1902 гг.), архиеп. Флавиане Городецком (1901 г.), патр. Фотии (1888 – 1889 гг.), еп. Феофане Говорове (1894 г.); из истории западной церкви: западная средневековая мистика в ее отношении к римскому католичеству (1886 – 1897 гг.), о папстве (1884 – 1889, 1893, 1894 гг., – разные статьи), ультрамонтанское движение до Ватиканского собора (1892 – 1894 гг.), о Filioque и пресуществлении по учению р.-к. церкви (1900 г.), о рабочем вопросе в отношении к нему р.-к. церкви (1891 – 1892 гг.) и др.; общебогословские статьи: о естественном богопознании (1899 – 1900 гг.), о религии – с обзором философских учений о ее сущности и происхождении (1900–1902 гг.), о безбожии (1891 – 1892 гг.), об источниках догматики (1889 г.), о разностях инославных церквей (1886 – 1887 гг.), о соединении церквей (1896 г.), о старокатоличестве (1893, 1897–1899 гг.), очерк церковного права (1890–1893 гг.), об участии мирян в управлении церковными имуществами (1887 г.), о пастыре церкви по учению Нового Завета (1893 – 1894 гг.), о святоотеческих воззрениях на научное образование (1898 г.), о педагогических воззрениях свв. отцов (1899 – 1900 гг.) и др. Философский отдел даёт очерки: что такое философия (1884 и 1895 гг.), возможна ли она (1884 г.) и нужна ли (1884 г.), её состав (1884 г.) и метод (1884 г.), очерк её истории (1892 г.), история философии и откровение (1885–1886 гг.), отношение философии к науке (1893–1894 гг.) и изящной литературе (1892–1893 гг.), немецкая философия и религия (1887 г.); о формах и законах мышления (1894–1895 гг.), о законах мышления с психологической точки зрения (1898 г.), метафизический анализ рационального (1887–1888 гг.) и идеального (1888–1889 гг.) познания, идеализм и реализм (1884–1888 гг.), онтология (1888–1889 гг.), космология (1891–1892 гг.), физиологический метод в психологии (1888 г.) и обзор главных направлений психологии в XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Андрея Хойнацкого (1872. 3. С. 309-333; 4. С. 353-372), «Важнейшие русские церковные книгохранилища» Н. А. Колосова (впосл. священник) (1893. 9. С. 146-157), «Главнейшие деятели грузинской церковной истории» свящ. Илии Протопопова (1900. Ч. 3. С. 512-527; 1901. Ч. 1. С. 117-127, 371-377) и др.). Из источников по истории Русской Церкви издавались дневник Ярославского архиеп. Евгения (Казанцева) в переводе с лат. языка (1868), воспоминания А. М. Бухарева о Казанском архиеп. Афанасии (Соколове) (1868. Ч. 3), автобиография иером. Парфения (Агеева) (1898-1901), «Из студенческих воспоминаний» прот. Николая Флоринского (1900-1901), «Записки» Ярославского архиеп. Леонида (Краснопевкова) (1905-1907), письма архиеп. Японского св. Николая (Касаткина) (1912-1915). После кончины свт. Филарета почти в каждом номере появлялись публикации его слов, писем, резолюций, мнений, суждений, наставлений, а также воспоминания о нем (напр., прот. Константина Богоявленского (1913. 4. С. 568-569)) и статьи. Печатались и статьи о др. Московских митрополитах XIX в.: А. А. Беляева об Иннокентии (Вениаминове) (1889. Ч. 2) и Платоне (Левшине) (1897. Ч. 1. С. 149-160; Ч. 2. С. 43-50; Ч. 3. С. 408-421; 1898. Ч. 3. С. 449-462; 1899. Ч. 3. С. 140-142), И. Н. Корсунского о Сергии (Ляпидевском) (1898. 4. С. 707-718; 5. С. 153-154; 6. С. 260-280; 7. С. 468-488; 8. С. 666-674; 9. С. 173-183; 10. С. 324-346; 12. С. 646-652; 1899). После кончины свт. Феофана постоянно публиковались его письма, поучения и др. тексты (напр., «Завещание» - 1894. 2. С. 367-370), а также статьи о нем (напр., Колосова «Библиотека преосвященного Феофана» - 1895. 4. С. 553-566, И. А. Крутикова «Святитель Феофан, затворник и подвижник Вышенской пустыни» - 1898. 1. С. 56-68; 2. С. 245-252; 3. С. 335-341; 4. С. 616-624; 1899). Из наследия старцев и насельников Оптиной пуст. публиковались письма преподобных иеросхим. Макария (Иванова) (1874. Ч. 1; 1908), иеросхим. Амвросия (Гренкова) (1894. Ч. 1. С. 590-598; Ч. 2. С. 83-85; 1895. Ч. 2. С.

http://pravenc.ru/text/ Душеполезное ...

и. в. канцелярии, в 1840 г. назначен членом комитета для ревизии проекта уложения о наказаниях. В 1841–1845 гг. в Санкт-Петербургском императорском университете читал для уроженцев Царства Польского административные и уголовные законы этого края и курс истории славянских законодательств. В 1860 г. назначенсенатором варшавских департаментов с оставлением при II отделении. С 1856 по 1861 г. председательствовал в кодификационной комиссии Царства Польского, по упразднении которой перемещен на службу в Варшаву членом Совета Царства Польского, а по его ликвидации (1867 г.) оставлен в звании сенатора. В 1877 г. назначен членом Государственного совета, где присутствовал до 1882 г. в департаментах духовных и гражданских дел. Автор трудов по истории славянского права. АУФСБ по СПб и ЛО, д. П–29558, л. 37–54. Так в тексте, правильно: Соловье. Так в тексте. Так в тексте. Речь идет о Сергии (Страгородском), митрополите Владимирском и Шуйском, либо о Сергии (Ляпидевском),митрополите Московском и Коломенском . Алексей ПетровичЛебедев (1845–1908 гг.), русский историк Церкви, византинист. В феврале 1875 г. утвержден в звании экстраординарного профессора Московской духовной академии. В сентябре 1905 г. перешел в Московский университет. Так в тексте. Вероятно, чекисты не смогли разобрать почерк Патриарха Тихона. Здесь и далее так в тексте, правильно: Олонца. Так в тексте. Исправлено, в тексте: использовывали. Статья 58.10. Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. в редакции 1926 г. (и с учетомПоложения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления), утвержденное постановлением ЦИК СССР от 25 февраля 1927 г.) гласила: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. 58-2 — 58-9), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/6639848/

– после февраля 1931 г.). В 1902–1907 гг. служил священником в церкви во имя свт. Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге при втором убежище девочек Московско-Нарвского отделения Общества попечения о бедных и больных детях (Синий крест). Состоял преподавателем школ, гимназий, учительских семинарий и профессором учительского института в Лесном (под Петроградом). Одновременно занимался общественной благотворительной деятельностью, интересовался социальными проблемами. Один из инициаторов создания «Союза демократического православного духовенства и мирян» (7 марта 1917 г.). Активный участник обновленческого движения, уполномоченный в Петрограде обновленческого Высшего церковного управления, членом Петроградского епархиального управления, в конце лета – начале осени 1922 г. хиротонисан во «епископа» Детскосельского, викария Ленинградской епархии, позднее еп[ископ] Смоленский, с 12 сентября 1923 г. «епископ» Рязанский и Зарайский, позже архиепископ. В конце 1923 г. «архиепископ» Тихвинский, с 1 декабря 1925 г. «архиепископ» Лужский. Член обновленческого Священного синода. Так в тексте, правильно: Аннинского. Читается неуверенно, возможно: июня. Читается неуверенно, возможно: июня. Далее в тексте пропуск. Речь идет о Сергии (Страгородском), митрополите Владимирском и Шуйском, либо о Сергии (Ляпидевском),митрополите Московском и Коломенском . Георгий ИвановичБобриков (1840—1924 гг.), русский военный деятель, генерал от инфантерии, бессменный председатель «Общества попечения о бедных армейского и флотского духовенства» (1880–1917 (?) гг.). К. Я. Здравомыслов состоял помощником председателя Общества (по сведениям на 1913 г.). Так в тексте, правильно: Стакальдер . Речь идет о митрополите Петроградском и Гдовском Вениамине (Казанском; 24 мая 1917 г. – 13 августа 1922 г.). П. А. (Пантелеймон Александрович (?)) Романовский, по сведениям на сентябрь–октябрь 1920 г., протоиерей Слободской Михайловской церкви города Олонца. Так в тексте. Далее одно слово пропущено. Читается неуверенно, возможно: июня.

http://sedmitza.ru/lib/text/6639848/

В 1893 году, когда 1 августа скончался митрополит Московский Леонтий, выбор преемника последнему остановился на архиепископе Херсонском Сергии и в Высочайшем рескрипте от 9 августа сего года на его имя было сказано от лица в Бозе почившего Государя Императора Александра III: «в заботе об избрании преемника почившему святителю, приняв во внимание пройденное вами архипастырское служение, Я признал за благо вверить вам управление Московскою епархией, с возведением вас в сан митрополита. Многолетнее, благоплодное для церкви, святительское служение ваше подаст Мне несомненную надежду, что вы, как ближайший свидетель трудов и подвигов приснопамятного митрополита Филарета, шествуя по стопам великого ревнителя православия и благочиния церковного, окажете себя на сем высшем поприще священного служения достойным преемником доблестных иерархов первопрестольной столицы, мудрым руководителем духовенства в деле пастырского служения его в церкви и школе и ревностным охранителем церковных уставов, кои так дороги и любезны православному русскому народу» 31 . И почивший архипастырь первопрестольного града вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды, в течение всего своего служения на кафедре Московской митрополии являясь ревностным поборником тех начал, которыми руководился некогда и учитель его, митрополит Филарет, в управлении Московскою епархией, и неуклонно преследуя во всем строгую законность, благочиние и порядок, но в то же время не переставая, несмотря на преклонный возраст, и назидать паству словом проповеди . В помянутом Высочайшем рескрипте на его имя от 14 мая 1896 года сказано: «вы и ныне, назидая с ревностною попечительностью вверенную вам паству словом и делом и охраняя дорогие нашему сердцу предания церковной старины, являетесь достойным преемником приснопамятных предшественников ваших на святительской кафедре первопрестольного града Москвы» 32 . За свои заслуги митрополит Сергий, кроме помянутых выше наград, в разное время пожалован был орденами св. Анны 1 ст., Владимира 2 ст. большого креста, св. Александра Невского с алмазными украшениями и алмазным крестом для ношения на клобуке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Могло ли оставаться время для ученых занятий? . П. И-ч скончался 21-го окт. 1904 года, пережив всех Платоновых. Он любил свою ученую добавочную фамилию и всегда высоко ее ставил. В «Голосе старого профессора» (стр. 32 и сл.) с глубокой скорбью он повествует, как в 1860 году при академическом ректоре Сергии (Ляпидевском) , впоследствии митрополите Московском, был уничтожен обычай давать такую добавку к фамилии лучшего в курсе студента в честь митрополита Платона. С горьким юмором говорит он и о неудавшейся попытке восстановить этот обычай в 1894 году в правление опять того же Сергия Ляпидевского , но уже митрополита, и свою горестную повесть заканчивает словами: «Из Платоновых остался теперь (в 1900 г.) в живых один я; мне хотелось бы дожить до того времени, когда возвратилась бы, после сорокалетнего удаления, прибавка, получившая начало своего бытия еще в прошлом, восемнадцатом столетии. Неужели некому постоять за память митрополита Платона и вместе с тем и Филарета, столь горячо восставшего в 1837 г. на защиту закона и правды 1103 ? Неужели в двадцатое столетие перейдет в нашей Академии только недавно учрежденная прибавочная фамилия Сергиев 1104 ? Мне, последнему из оставшихся в живых Платонову, неужели не суждена радость встретить людей, которые пришли бы на убылые места? Исключаю самого себя, еще живущего Платонова, я спрашиваю об одних умерших: неужели кто имеет право сказать, что они не достойно носили имя славного в истории русской церкви иерарха или сколько-нибудь убавили чести или доброго имени у воспитавшей их Академии?» Желанию П. И-ча при его жизни не суждено было исполниться; но дай Бог, чтобы оно исполнилось после его смерти, при праздновании столетнего юбилея Академии. Прот. Н. Добронравов. 1092 Когда я перешел на четвертый курс, П. И-ч назначил меня старшим в тот номер, в который поселил только что поступивших в Академию сту­дентов; среди них был H. Н. Глубоковский . П. И-ч с восторгом говорил мне о его экзаменических экспромтах, заметив, что такого студента уже давно не бывало в Академии. 1093

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010