К.А. Аверьянов Глава 4. Андроников монастырь Споры историков относительно даты создания Андроникова монастыря. Анализ источников об основании этой обители. Выяснение ошибки В. А. Кучкина. Выяснение точной даты основания Андроникова монастыря. Его связь с событиями московской жизни того времени В истории русской церкви основанный Сергием Радонежским Троицкий монастырь известен тем, что из него вышла целая плеяда учеников преподобного, ставших основателями новых обителей, рассеявшихся по необъятной Руси. По некоторым оценкам, сам Сергий, его ученики и «собеседники», ученики учеников создали или восстановили от четверти до половины всех появившихся в XIV–XV вв. русских монастырей. Что касается конкретных чисел, то в современной литературе порой мелькает цифра в 150 обителей, основанных учениками преподобного за 100 лет 453 . Первой из таких обителей, относительно которой «Житие» Сергия сообщает, что в ее основании принял участие троицкий игумен, следует признать московский Спасо-Андроников монастырь. Он возник близ тогдашнего города, на левом берегу Яузы. Согласно агиографу, однажды к Сергию Радонежскому пришел «некыи юношя» с просьбой постричь его в монахи. Преподобный не отказал ему в этом и постриг с именем Андроник. В течение 10 лет Андроник жил в Троицкой обители «въ всяком послушании», а затем у него возник замысел «еже изити из монастыра (Троицкого – Авт.) и сътворити свои монастырь». Случай помог этому желанию осуществиться: в Троицу «приде же тогда Алексие митрополит посещениа ради». В беседе с ним Сергий рассказал о мыслях Андроника и задал вопрос – как поступить с ним? Митрополит посоветовал игумену не препятствовать своему ученику и, взяв с собой Андроника, отправился с ним в Москву. Здесь, на берегах Яузы, Алексей с помощью ученика Сергия выбрал место для будущей обители, а на вопрос последнего: «владыко святыи, в кое имя велиши основати церковь в котораго святого?», рассказал о когда-то данном им обещании. Его обстоятельства сводились к следующему. Во время возвращения Алексея из Константинополя его путь на Русь пролегал через море. Внезапно налетел сильнейший шторм, корабль готов был уже погрузиться в пучину и тогда митрополит стал молиться Богу, обещая, что если доберется до берега, поставит церковь во имя того святого, память которого будет праздноваться в день, когда корабль достигнет суши. Вскоре буря стихла и судно пристало к берегу 16 августа – день, в который отмечается большой церковный праздник – перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в Константинополь. По преданию, эта икона передавала облик Спасителя, чудесным образом запечатленный на убрусе, который он приложил к лицу. Благодарный за свое чудесное спасение, Алексей обязался поставить на Руси церковь во имя Образа Нерукотворного Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2015-07-03 22:09:28 Владелец: aybolit Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: фотографировал я сам 3.7.2015 Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский Мужской монастырь(1390г.) Николай Чудотворец Какой (примерно) год, али век. Помогите Помоги нам господи! Ответов: 1. Последний ответ: Святитель Николай Чудотворец с предстоящими свт. Василием Великим (слева) и прп. Сергием Радонежским (справа). Оборотная сторона украшена растительным орнаментом с изображением четырехконечного креста в центре. Первая половина XIX века. Медны [...] Добавлено на опознание: 2015-07-03 15:39:35 Владелец: Vik1911 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Досталась от бабушки надпись на святым справа апостол матфей надпись над святым посередине митрополит дальше не читаема Ответов: 2. Последний ответ: А мне кажется, что слева стоит великомученица Екатерина (встречалось очень похожее ее изображение), посередине - святитель (митрополит) Димитрий Ростовский (там в надписи наверху вроде бы проглядывает " рост " ), а справа - святой Иоанн Русский, испове [...] Добавлено на опознание: 2015-07-03 10:41:07 Владелец: tyuvinov Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Прошу помочь распознать!? Ответов: 2. Последний ответ: И именно Смоленская в Смоленске! Добавлено на опознание: 2015-07-02 20:41:33 Владелец: Den4uk Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: По-моему,это икона Пресвятой Богородицы Казанская. Боюсь,ошибаюсь,помогите,кто знает?? Ответов: 2. Последний ответ: Нет,пяточка не видна,по крайней мере я не вижу( Добавлено на опознание: 2015-06-30 22:37:43 Владелец: Yulkacool Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: бабушка говорит что досталась эта икона нам от моей прапрапрабабушки, стекло треснуло, но его можно заменить,на иконе нет ни дат, ни букв, очень интересно откуда она, из чего сделана внутри и какого приблизительно года. буду очень благодарна)

http://pravicon.com/unknown/45

Киржач. Благовещенский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1358. Ссылки:   Адрес: Россия, Владимирская область, город Киржач, улица Гагарина, д. 27. Координаты: 56.1615, 38.8699 Проезд: На маршрутном такси: Щелковский автовокзал, маршрутка Москва-Киржач. Приехав в Киржач на автовокзал, сесть на автобус или на остановке (третья по счету). Дальше пешком 3 минуты. Из Москвы добраться до обители можно на автомобиле (расстояние около 100 км). Выехать из столицы по Щелковском ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На маршрутном такси: Щелковский автовокзал, маршрутка Москва-Киржач. Приехав в Киржач на автовокзал, сесть на автобус или на остановке (третья по счету). Дальше пешком 3 минуты. Из Москвы добраться до обители можно на автомобиле (расстояние около 100 км). Выехать из столицы по Щелковскому шоссе (трасса А-103) и доехать до Черноголовки. На кольце следует свернуть налево и двигаться по указателям на Киржач. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Благовещенский монастырь в Киржаче основан прп. Сергием Радонежским в 1358 г. на левом крутом и весьма живописном берегу р. Киржач. В 1562 г. уже существовали каменные церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Сергия Радонежского с трапезной. В 1656 г. здешний боярин Иван Милославский над могилами своих родителей построил храм Всемилостивого Спаса, расположенный за алтарем Благовещенской церкви. В 1764 г. монастырь упразднен и обращен в Благовещенский приход. В середине 19 в. здешние храмы с любовью расписывал иконописец и основатель местной шелковой промышленности Александр Петрович Соловьев. В 1864-1869 гг. его наследники, Петр и Александр, у могил своих родителей построили храм Всех Святых с высокой шестиярусной колокольней в стиле русского национального романтизма. В советское время монастырь подвергался разорению, в 1930-х гг. были взорваны церковь прп. С. Радонежского с трапезной. С июля 1995 г. возобновлена деятельность Свято-Благовещенского монастыря, но уже как женского, в котором сейчас около 30 насельниц.

http://sobory.ru/article/?object=00208

Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1374. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, Коломенский район, г. Коломна, ул. Голутвинская, д. 11 Координаты: 55.079731, 38.832162 Проезд: Из Москвы можно доехать электропоездом с Казанского вокзала или от станций метро «Выхино» и «Авиамоторная», станция назначения — Голутвин. Нужно выбирать электропоезд, следующий до Голутвина (большинство) или до Рязани. От станции Голутвин можно пройти пешком по ходу электрички около 2 км по шоссе ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы можно доехать электропоездом с Казанского вокзала или от станций метро «Выхино» и «Авиамоторная», станция назначения — Голутвин. Нужно выбирать электропоезд, следующий до Голутвина (большинство) или до Рязани. От станции Голутвин можно пройти пешком по ходу электрички около 2 км по шоссе справа от железной дороги. Либо проехать 2 остановки на автобусах, отправляющихся в сторону Щурова (район Коломны) до остановки «Бочманово». Автобусы отходят от автовокзала. Выйдя на остановке «Бочманово», перед мостом через Оку следует повернуть налево и пройти несколько сот метров до монастыря. Автомобилем добираться из Москвы по Новорязанскому шоссе около 100 км. Коломну не объезжать, а ехать по городу. Перед мостом через Оку повернуть налево. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старо-Голутвин монастырь основан около 1374г. выдающимся церковным и политическим деятелем Сергием Радонежским по заказу Дмитрия Донского. Существующий архитектурный ансамбль создан в XVIII - первой половине XIXb. Он включает: Богоявленский собор первой половины XVIIIb., Церковь Сергия (XVb., перестроена в 1828-1832гг.), Колокольню над Святыми воротами (конец XVIIIb.), Настоятельский корпус (начало XIXb.), Келейный корпус (начало XIXb.) и кирпичную ограду с псевдоготическим башнями (1778г., XIXb.). В 1929г. монастырь был закрыт, вновь стал действовать с 1994г. Ведутся восстановительные работы, но довольно медленными темпами, что видно на фотографиях.

http://sobory.ru/article/?object=01135

Короткое время Иустин провел в Англии, а затем митрополит и король Сербский направили его в Санкт-Петербург, чтобы он продолжил изучение богословия. Впечатленный благочестием русского народа, святой Иустин испытывал глубокое благоговение перед святыми Сергием Радонежским, Серафимом Саровским и Иоанном Кронштадтским. Значительно позднее, когда он упоминал святых русских новомучеников, особенно патриарха Тихона, слезы лились из его глаз. Вскоре сербский монах был вынужден покинуть Россию из-за бедствий военного времени и продолжил образование в Оксфорде (1916–1919), где подготовил докторскую диссертацию по Ф.М. Достоевскому. В ней он изложил критическое отношение русского писателя к западному гуманизму и антропоцентризму. Но, поскольку его научные руководители настаивали на внесении в текст изменений, которые были для него неприемлемы как противоречащие истине, он отказался от защиты диссертации и покинул Англию, не получив степени. По возвращении в Сербию Иустин стал преподавателем в семинарии города Сремски Карловцы, а оттуда отправился в Афины, где защитил диссертацию, озаглавленную «Проблема личности и познания у святого Макария Египетского». Во время учебы он убедился, что вся западная цивилизация, которая стремится превозносить человека независимо от Бога, зашла в устрашающий тупик. С этого времени он стал бескомпромиссным защитником православного «божественного гуманизма», основанного на личности Христа – истинного Бога и истинного Человека, Первого и Последнего, к Которому все стремится, дабы достигнуть своей полноты, и Который остается «высшей ценностью и последним доводом Православия». По возвращении на родину узы дружбы сблизили его с русскими епископами, нашедшими убежище в Сербии: он часто навещал митрополита Киевского Антония (Храповицкого), которому исповедовался, и архиепископа Кишиневского Анастасия, чьей ангельской молитвой восхищался. Еще во время учебы святой Иустин вел напряженную духовную жизнь. После смерти преподобного был обнаружен его личный дневник, который он вел в эти годы. В нем святой Иустин отметил, что совершал каждый день от 500 до 1000 поклонов и произносил от 1000 до 2000 раз Иисусову молитву. Во время Великого поста он увеличивал это молитвенное правило так, чтобы к Великой пятнице довести число поклонов до 3200, а Иисусову молитву – до 1800. «Горе любой мысли, которая не превращается в молитву», – говорил он.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Лик славы святителя Новгородского Никиты Святитель Никита, епископ Новгородский. Икона из новгородского храма во имя святителя Никиты. Кон. XX – нач. XXI в. В 2008 году исполняется 900 лет со дня преставления ко Господу одного из самых известных русских святителей – епископа Никиты, подвизавшегося в Великом Новгороде с 1096 по 1108 год. Память о нем новгородцы верно хранили четыре с половиной столетия – до самого его прославления как общерусского святого в 1547 году. Обретение нетленных мощей святителя произошло 30 апреля 1558 года. Подчеркнем интересный факт: от того апрельского события минуло еще 450 лет. Поэтому в один год мы празднуем сразу два юбилея. Когда смотришь на изображения епископа Никиты, невольно обращаешь внимание на отсутствие у него бороды. Трудно даже припомнить кого-нибудь из святителей безбородым. Иногда возникает такое впечатление, что некоторые иконники писали Никиту действительно в молодом возрасте. Однако если даже для «подвигов» в пещере преподобные отцы не благословляли его из-за молодости, то кто бы благословил и избрал молодого человека на епископскую кафедру? Вне всяких сомнений, живя в Новгороде, святитель пребывал в зрелых летах. Это подтверждается и житием . Тогда, быть может, владыка, по заведенному в Европе обычаю, брился?! И бритье исключено. Семью годами раньше обретения мощей новгородского епископа Стоглавый Собор, проходивший по инициативе царя Ивана Грозного, строго напоминал: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша» . И, наверное, оттого на одной московской иконе (и не только на ней одной) новгородский подвижник, молящийся рядом с преподобным Сергием Радонежским, написан в 1560 годы все-таки с бородой. Дабы простой народ еретиком не считал. Но на других иконах бороды нет. Почему? Михаэль Дорфман выдвинул свою диковинную версию: «Одной из возможных причин могло быть то, что Никита был скопцом, что и указано в житии: “наложил на себя особенное воздержание”« . Странная логика. Если всякое «особенное воздержание» считать скопчеством, то большинство православных аскетов оказались бы скопцами. Хотя сам Дорфман и сознает: «Скопчество… не поощрялось официальной Церковью», но приводит в качестве неотразимого аргумента пару имен скопцов-византийцев, в XII веке правивших русскими епархиями. В таком случае, процитируем 21-е Апостольское правило: «Скопец, если от человеческого насилия соделан таковым, или во время гонений лишен мужских членов, или таким родился, то, если он достоин, да будет епископом» . Поэтому ничего сверхъестественного в том нет, что некоторые священники и иерархи оказались в свое время не по своей воле оскопленными. Однако зачем авторской волей превращать святителя Никиту в скопца? Умысел пишущих подобное совершенно очевиден: это замутнение славы русских святынь.

http://pravoslavie.ru/4214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (26.11.1374, Переяславль (ныне Переславль-Залесский - 5.06.1434, Москва), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (после 25 апр.- авг. (?) 1433, с 31 марта 1434), 2-й по старшинству из не умерших в детстве сыновей блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии). Г. Д. род. в дни княжеского съезда в Переяславле, куда с боярами и семьями прибыли вел. кн. Димитрий Иоаннович, кн. Владимир Андреевич Храбрый и дед новорожденного по матери кн. Димитрий (Фома) Константинович . Княжич появился на свет в день памяти вмч. Георгия , был крещен в день рождения прп. Сергием Радонежским. По-видимому, в нач. 1389 г. Г. Д. получил удел с центром в Звенигороде. (О значении этих земель говорит тот факт, что после 1382/83 здесь существовала епископская кафедра - в янв. 1389 московские летописи упоминают Звенигородского еп. Даниила , сослужившего митр. Пимену при поставлении Новгородского еп. Иоанна (в новгородских летописях Даниил именуется Смоленским владыкой).) В договоре вел. кн. Димитрия Донского с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (март 1389) Г. Д. назван участником соглашения в стороне вел. князя. По статусу Г. Д. приравнен к кн. Владимиру Андреевичу, что предполагает наличие княжения у Г. Д. По завещанию вел. кн. Димитрия Донского, составленному незадолго до его кончины (19 мая 1389) и определившему уделы его сыновей, княжение Г. Д. состояло из «московского» удела - Звенигорода с 15 волостями и 4 сел в 3 уездах - и одной из «купель» Иоанна I Данииловича Калиты - Галича со всеми волостями и пошлинами. Кроме того, Г. Д. вместе с младшими братьями получил право на 1/3 доходов и большинство сборов в Москве. Из своего удела звенигородский князь должен был отдать матери вел. кнг. Евдокии Димитриевне Соль Галицкую, 2 волости и 2 села в Звенигороде, к-рые после ее смерти (7 июня 1407) вернулись в удел Г. Д. с приращением (за счет сел в Звенигороде, приобретенных в свое время Димитрием Донским и отданных жене). Наделение землей кн. Константина Димитриевича, родившегося после смерти отца, сначала почти не коснулось Г. Д., но позднее (видимо, ок. 1414) из его владений были взяты 2 волости, сопредельные Галичу, и неск. территорий в Звенигороде.

http://pravenc.ru/text/164461.html

Монастырщино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Монастырщино. Церковь Рождества Богородицы построена в 1894 г., архитектор А. Бочарников. Основана как мемориал Куликовской битвы на легендарном месте братской могилы русских воинов. Рядом современный памятник Дмитрию Донскому и отдел музея Куликовской битвы. Каменная церковь построена на средства прихожан в 1869-1894 гг. Три престола: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезной правый придел - во имя Архистратига Михаила, левый - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского. ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., лл. 456, 464 С момента создания храм в селе Монастырщина обладал не только культовым значением, не менее важным была его мемориальная ценность как памятника Куликовской битвы. По преданию, на месте села Монастырщина, русские воины хоронили погибших в битве товарищей. На месте захоронения тогда же была возведена деревянная церковь из дубов Зеленой дубравы, а царские врата иконостаса для храма были подарены Сергием Радонежским. Не одна деревянная церковь была возведена в селе Монастырщина в честь престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, прежде чем здесь появился каменный храм. Его строительство было начато по проекту архитектора Александра Бочарникова в 1850 году и растянулось на годы, поскольку велось на средства местных прихожан. В период с 1867 по 1875 годы здесь был выстроен придел во имя архистратига Михаила и колокольня. Но строительство главной части храма из-за отсутствия средств было продолжено лишь в 1879 году Накануне празднования 500-летнего юбилея Куликовской битвы (1880) газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы». В числе жертвователей числились император Александр II, Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, помещики Куликова поля. После завершения строительства церкви здесь стали проводить регулярные панихиды по погибшим воинам. С 1901 года от Храма Рождества Пресвятой Богородицы и «могил воинов» в день Куликовской битвы стали проводить крестный ход до памятника колонны Дмитрию Донскому на Красном холме. В 30-е года XX века храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены или растащены местным населением, помещение стало использоваться как зерновой склад.

http://sobory.ru/article/?object=00872

Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Карта и ближайшие объекты Построена в 1509 г. на месте деревянного храма, который был первоначально возведён в 1370 г. преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, как храм небольшого мужского монастыря. В 1380 г. монахом этого монастыря был преподобный Кирилл Белозерский. На предполагаемом месте его келий до 1917 г. существовал памятный камень. В 1998 г. на этом месте восстановлен памятный крест. Около деревянного храма находились захоронения героев Куликовской битвы 1380 г. - монахов Свято-Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета и Андрея Осляби, погибших в единоборстве с татарами. Гробницы их были затем устроены в новом храме (описание гробниц известно с 1660 г.). В XVII в. монастырь упразднен, храм стал приходским. В 1703 г. на северо - востоке от храма построена отдельно стоявшая деревянная теплая трапезная с храмом святителя Николая Чудотворца (в 1734 г. перестроена). В 1785-87 гг. сооружена новая, каменная, трапезная и колокольня (перестроена в 1849-55 гг.). В 1870 г. в приделе преподобного Сергия Радонежского установлено чугунное надгробие Пересвета и Осляби. В 1894 г. расписан главный храм. Главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы, приделы — преподобного Кирилла Белозерского (в правой алтарной части, известен с 1792 г.), благоверного князя Димитрия Донского, в трапезной — преподобного Сергия Радонежского (северный), святителя Николая Чудотворца (южный). Храм выстроен в русско-византийском стиле. Четырехугольный, бесстолпный, однокупольный с луковичной главой. В 1927 г. церковь закрыта. В 1930-х гг. обезглавлена. Надгробие героев Пересвета и Осляби отправлено на лом. В стенах пробиты окна и двери. В здании разместилась компрессорная станция завода «Динамо». В 1932 г. снесена колокольня. В 1980-х гг. церковь передана Историческому музею. С 1980 г. реставрировалась добровольцами, к 1988 г. отгорожена от завода. В 1989 г. возвращена РПЦ. В 1991г.  рядом с храмом построена каменная звонница.

http://sobory.ru/article/?object=03312

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Монах Потапий Кавсокаливит. Прп. Паисий Святогорец как Кавсокаливит. Монах Потапий Кавсокаливит. Прп. Паисий Святогорец как Кавсокаливит. Как мы уже писали, на Святой Горе возникло соперничество между теми, кто гнал Паисия Святогорца и не признавал его. Борьба за то, чтобы называться именем Паисия, или чтобы Святого назвать именем своего монастыря и скита. Не удивляйтесь, так устроен мир. Этому подобает быть. Подобная история была и с прп. Серафимом Саровским и с Сергием Радонежским (его выгнал из монастыря родной брат).     Когда ты читаешь Жития и догадываешься о таком историческом законе, то это мучительно и вызывает сомнения. А когда ты сам попадаешь в подобную историю и видишь как это бывает своими глазам, то это впечатляет.  Так, монахи всегда бежали от мира, и мир щедро гнал их, а после смерти - чествовал, водвигал им памятники, устраивал богословские конференции и прославления.   Тем не менее, написанное о. Потапием не вызывает никаких сомнений и подтверждается Житием:   " Арсений искал старца, чтобы отдать себя в послушание. Он посетил много калив, скитов и келий, так как склонялся к безмолвной жизни. Слыша, что где-то есть добродетельные старцы, он спешил с ними встретиться, подобно пчеле, спешащей на благоухание цветка. В числе прочих он посетил одну келью в Кавсокаливии и остался там на какое-то время. Старец кельи, хотя уже имел послушника, стал просить: «Арсений, останься здесь, чтобы позаботиться обо мне в старости и закрыть мне глаза на смертном одре». От волнений и неудач в поисках такого старца, который извещал бы его внутренним извещением и которому он мог бы отдать себя в послушание, Арсений провел ночь без сна — в молитве и поклонах.   Утром послушник старца сказал ему: «Ты стучал всю ночь ногой в пол, чтобы мы подумали, что ты делаешь поклоны?» Арсений ничего не ответил. Однако он удивился, что у брата были такие помыслы. Идя из Кавсокаливии в скит Святой Анны, Арсений дошел до «Креста», и, сбившись с пути, стал подниматься к вершине Афона. Там он встретил отшельника со светлым лицом, в старой латаной рясе и беседовал с ним. "

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2030

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010