Главная Новости Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на научной конференции XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику» 30.01.2014 Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на научной конференции XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику» Митрополит Климент: " Пожалуй, нигде идеи афонских исихастов не были с такой любовью восприняты и с такой глубиной воплощены в практике подвижнической жизни, как в наших обителях " . Ваше Преосвященство, дорогой владыка Владимир, дорогие братия и сестры! Сердечно приветствую всех участников научной конференции «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику» и желаю всем плодотворной работы. Исихазм (покой, безмолвие, отрешенность) – важнейшая духовная практика, являющаяся основой православного аскетизма. Она имела широкое распространение в Византии и на Афоне, а вскоре после принятия нашими предками христианства стала распространяться и в монастырях Руси. Пожалуй, нигде идеи афонских исихастов не были с такой любовью восприняты и с такой глубиной воплощены в практике подвижнической жизни, как в наших обителях. Примерно со второй половины XIV столетия учение о молитве и связанное с ним представление о достижении священнобезмолвия – одного из высших состояний на пути к непосредственному Богообщению – проникает на Русь и становится основой отечественного подвижничества, во многом определяющей духовное направление развития русского монашества. Взгляды отечественных последователей исихастского учения этого периода нашли свое выражение в жизни и подвиге одного из величайших святых Земли Русской преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Развитие и последующее оформление русского исихазма связано, в частности, с «Уставом о жительстве скитском» преподобного Нила Сорского, который был создан во второй половине XV века. Далее, вплоть до конца XVII столетия, линия эта развивалась по восходящей, и значительная часть прославленных на Руси преподобных отцов этого периода были последователями и практиками исихазма.

http://new.izdatsovet.ru/news/slovo-mitr...

В историографии данной проблематики не сложилось установившихся взглядов на количество редакций Жития Сергия Радонежского и на принадлежность их перу Епифания Премудрого или переработавшего его творение южнославянского агиографа Пахомия Логофета, прибывшего на Русь во второй половине 30–х годов XV века. Так, В. О. Ключевский (основываясь на ограниченном рукописном материале) считал, что текст Епифания сохранился в так называемой Пространной редакции Жития (за исключением некоторых более поздних вставок). Пахомий Логофет, по его мнению, сделал всего два сокращения Епифаниевского оригинала: первый «пересмотр» представлен двумя списками (Троиц. 746 и 771), второй — всеми остальными. Первый «пересмотр» В. О. Ключевский датировал 1438—1443 годами (при этом ошибочно полагая, что троицкий игумен Зиновий умер в 1443 г.), второй отнес к 1449—1459 годам (не учитывая, впрочем, что рассказ о чудесах 1449 г., служащий опорой для датировки, присутствует далеко не во всех списках) . Относя список Троиц. 746 к первому Пахомиевскому «пересмотру», В. О. Ключевский однако не заметил, что рукопись состоит из разновременных частей, но этот факт не укрылся от внимания Н. С. Тихонравова, который пришел к выводу, что первоначально список Троиц. 746 кончался похвалой Сергию и не содержал еще описания посмертных чудес. По мысли Н. С. Тихонравова, список Троиц. 746 как раз и представляет Епифаниевскую редакцию Жития Сергия Радонежского. Близкий текст по рукописи Соф. 1358 ученый трактовал как Епифаниевскую редакцию с изменениями, принадлежавшими Пахомию Логофету. Среди собственно Пахомиевских редакций Н. С. Тихонравов выделяет две: первую (которая впоследствии у В. Яблонского будет названа редакцией В) и вторую (В. Яблонский назвал ее редакцией Д) . Н. С. Тихонравов правильно подметил, что рассказ о чуде с пресвитером Симеоном (который В. О. Ключевский отнес к 1441—1443 годам) не принадлежит к составу Пахомиевских редакций и на нем нельзя строить выводов о времени составления Пахомием Логофетом первой редакции Жития (надо сказать, что и запись о чудесах 1449 г. также не принадлежит Пахомию, следовательно, не может служить основанием для датировки). Всего Н. С. Тихонравов выделил четыре редакции Жития Сергия Радонежского и опубликовал их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. Источник Содержание Предисловие Часть 1 Глава 1. Научно-музейная деятельность Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918–1920 гг.) Список опубликованных трудов Комиссии по охране Лавры и ее членов за весь период ее существования (1918–1925) Глава 2. Расформирование Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (январь-февраль 1920 г.) Глава 3. Подготовка и осуществление декрета СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» 20 апреля 1920 г. Часть 2 Глава 4. Изъятие хозяйства Троице-Сергиевой лавры в ведение Сергиевского исполкома в 1918–1919 гг. Глава 5. Взаимоотношения Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры с братией обители Глава 6. Вскрытие мощей преподобного Сергия 11 апреля 1919г. Глава 7. Выселение братии из Троице-Сергиевой лавры Глава 8. Попытки Наркомата юстиции вывезти из Троице-Сергиевой лавры мощи преподобного Сергия Глава 9. Сокрытие главы преподобного Сергия священником Павлом Флоренским и графом Ю. А. Олсуфьевым. (около 30 марта 1920 г.) Глава 11. Судьба мощей преподобного Сергия в 1921–1948 гг. Приложение П. А. Флоренский. Троице-Сергиева лавра и Россия П. К. Каптерев. Из истории Троицкой лавры И. Е. Бондаренко. Художественный облик Лавры Ю. А. Олсуфьев. Лицевые книги и их орнамент Т. Н. Александрова-Дольник. Шитье Ф. Я. Мишуков. Утварь Троицкой лавры М. В. Шик. Митрополичьи покои С. П. Мансуров. О библиотеке М. В. Шик. Колокольня и колокола Список сокращений     Эта книга – уникальное собрание документов и других архивных материалов, которые воссоздают современному читателю картину закрытия Троице-Сергиевой лавры в начале XX века. В первой части рассказывается о научно-музейной деятельности Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Вторая часть содержит материалы о закрытии Лавры и судьбе главы и мощей преподобного Сергия Радонежского. В приложении полностью воспроизводится подготовленный Комиссией по охране памятников искусства и старины в 1919 г. сборник «Троице-Сергиева лавра», тираж которого был уничтожен большевиками до выхода из типографии. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

27.03.2024 Резолюция военной секции XXII Международных Рождественских образовательных чтений Материалы конференций 28.01.2014 Заседание военной секции XXII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось 28 января 2014 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. В работе Военной секции приняли участие представители Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (далее – УПЦ МП), Управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации (далее – ГУ РЛС ВС РФ), епархиальных отделов по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, православной общественности Москвы и других регионов России, штатные помощники командиров по работе с верующими военнослужащими, проходящие профессиональную доподготовку в Военном университете МО РФ. Участники военной секции заслушали доклады протоиерея Сергия Привалова, и.о. председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского и задачи военного духовенства по пастырскому окормлению российского воинства», митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина, председателя отдела УПЦ МП по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями Украины, «Опыт пастырского окормления представителей силовых структур Украины и формы международного сотрудничества в сфере духовного просвещения», А.И. Суровцева, начальника Управления по работе с верующими военнослужащими ГУ РЛС ВС РФ «Перспективы дальнейшего сотрудничества между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью». Состоялась дискуссия по актуальным проблемам служения военного духовенства в Вооруженных силах. По итогам работы секции принята следующая резолюция. 1. Военная секция XXII Международных Рождественских образовательных чтений отмечает, что духовное наследие Преподобного Сергия, игумена Радонежского, как и прежде играет важную роль в формировании содержания и направленности деятельности священнослужителей Русской Православной Церкви по окормлению военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации.

http://old.pobeda.ru/prosveshhenie/mater...

Слова за Акафистом Преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу О первых трех заповедях блаженства Радуйся, смирением возвышаемый, в вечныя кровы возлетевший! (Акафист Преподобному Сергию, Икос 8) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, Господь говорит во Святом Евангелии: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю ( Лк. 6:46 )? И еще: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф. 7:21 ). Этими изречениями Господь показывает нам, что все внимание наше должно быть обращено на исполнение воли Божией, на исполнение нравственного закона Божия. Без исполнения нравственного закона и молитва наша окажется неугодной Богу, она будет бездушной, неприемлемой Богом. Это положение подтверждается и другим изречением из Евангелия, в котором Господь обличал фарисеев и еврейский народ за их бездушную молитву, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Мф. 15:8–9 ). Но на исполнение каких христианских правил должно быть обращено все наше усердие, чтобы подъятый подвиг действительно был угоден Богу, послужил к нашему духовному усовершенствованию и мы могли бы надеяться на спасение? Правила эти Спаситель преподал всем христианам в Нагорной Своей проповеди, в так называемых заповедях Блаженства, еще в самом начале Своего общественного служения человеческому роду. Необходимо сказать, что, преподавая заповеди Блаженства, Господь призывает Своих последователей к исполнению их не под страхом угроз и наказаний, но по доброй воле, по любви к Нему. Здесь же Господь сообщает верующим и утешительные обетования, причем за каждый подвиг обещана Им награда. Низлагая душепагубную страсть – гордость, Господь начинает Свое учение ублажением нищих духом: Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5:3 ). Как через гордость прародители пали в раю и лишились общения с Богом, так посредством смирения Господь возводит нас в первобытное состояние. Ублажая нищих духом, Господь говорит, что для достижения Царства Небесного необходимо иметь нищету духовную. Но что такое нищета духовная и кто может быть назван нищим духом? Нищие духом – это смиренные духом люди, смиренно думающие о себе в глубоком убеждении, что у человека ничего нет собственного, а все, чем пользуется он, есть дар Божий; что силы душевные и телесные мы имеем от Бога и поэтому без Бога, без Его благодатной помощи не можем исполнять и заповедей Божиих, не можем делать добро, не можем быть угодными Ему. Так сознающие свою зависимость от Бога ничего себе не присваивают, но все свои преимущества, внутренние и внешние, приписывают Богу и, благоговея пред Ним, Подателем всех даров, самих себя почитают за ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования от 16 августа 2019 г.     ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 16 августа 2019 27 ______________   Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме:   1 .         Заявитель: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист Пресвятой Богородице» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист Пресвятой Богородице». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р19-927-3388.     2 .         Заявитель: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р19-927-3389.     3 .         Заявитель: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист преподобному Сергию, игумену Радонежскому, чудотворцу» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист преподобному Сергию, игумену Радонежскому, чудотворцу».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования от 13 августа 2021 г. ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 13 августа 2021 30 ______________ Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме: 1 .         Заявитель: издательство «Техинвест-3». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги « " Верь, надейся и люби… " Наставления преподобного Амвросия, старца Оптинского» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги « " Верь, надейся и люби… " Наставления преподобного Амвросия, старца Оптинского». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р21-130-3420. 2 .         Заявитель: издательство «Омега-Л». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Архиепископ Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Архиепископ Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р21-130-3421. 3 .         Заявитель: издательство «Омега-Л». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Протоиерей В. И. Никольский. Двунадесятые праздники Православной Церкви» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Протоиерей В. И. Никольский. Двунадесятые праздники Православной Церкви» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования от 18 сентября 2015 г. ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 18 сентября 2015 42 ______________ Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме: 1 .         Заявитель: Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Акафист преподобному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу, 70х90/32, 64 с.» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Акафист преподобному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу, 70х90/32, 64 с.». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-542-3636.   2 .         Заявитель: Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Старчество» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Старчество». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-542-3637.   3 .         Заявитель: ООО «Риза». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «От Меня это было/ред. Т. Коршунова» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «От Меня это было/ред. Т. Коршунова» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского 17.07.2014 1920 Время на чтение 21 минут Портал Православие.Ru продолжает публикацию новейших чудес, явленных по молитвам к преподобному Сергию . В этот раз мы печатаем несколько пространных историй из жизни мирян. Конечно, данное от Бога чудо само по себе не делает человека святым и не избавляет от дальнейших ошибок, жизненных трудностей и преткновений. Но всякое такое чудо подтверждает уникальную истину: Господь Бог и Его святые любят нас, таких подчас немощных и грешных, святые не гнушаются быть рядом с нами и помогать в земных ситуациях. История Лидии Сергеевны В 1997 году в Лавру приехала немолодая женщина по имени Лидия. Она была совершенно невоцерковленным человеком и ехала не для того, чтобы молиться или искать разрешения каких-то духовных проблем. Была проблема совсем другого рода. Лидия Сергеевна хотела забрать свою дочь Татьяну, которая, закончив университет, вдруг сказала, что не будет жить в миру, стала ездить по святым местам, древним обителям и наконец поселилась у Троице-Сергиевой Лавры . Здесь Татьяна встретила прекрасного духовника отца Онуфрия, который однажды, прозревая будущее, сказал: «Скоро приедет твоя мама. Приведи ее ко мне». И вот действительно, мама приехала, чтобы вернуть свое чадо к мирской жизни. Дочь, как и было условлено, повела ее к батюшке. Во время беседы с отцом Онуфрием с Лидией что-то произошло, из глаз ее потекли слезы, а в сердце неожиданно родилось желание покинуть бессмысленную суету жизни мирской и посвятить себя чистой, духовной жизни возле святой обители. Вместо того, чтобы забрать дочь, Лидия Сергеевна осталась сама, стала снимать жилье в Сергиевом Посаде и трудилась при храме. Через некоторое время, - это был 1998 год, - у нее обнаружили опухоль в горле, врачи сказали, что делать что-то бессмысленно - это стало серьезным искушением для только что обратившегося к Богу человека. Святые отцы говорят, что скорби никогда не посылаются людям случайно - они помогают как можно раньше увидеть непрочность земных благ. Только в скорбях, лишениях и болезнях мы понимаем, что чего бы ни стремились достичь на земле: богатство, славу, удовольствия, все равно придет момент, когда все это будет отнято. Более важно то, с чем душа встретит вечность. Именно скорби помогают обратить сердце к благам подлинным, вечным, духовным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

К.А. Аверьянов Предисловие Споры историков о датах жизни Сергия Радонежского. «Житие» Сергия Радонежского – главный источник его биографии. Епифаний Премудрый – первый биограф преподобного. Переработка текста Епифания Пахомием Логофетом в связи с канонизацией Сергия Радонежского. Дальнейшие переработки «Жития» и появление противоречий в биографии Сергия. Поиски подлинного текста Епифания Премудрого . Его находка Б. М. Клоссом В истории России XIV столетие занимает особое место. Этот период стал временем возвышения Москвы, когда вокруг нее началось объединение русских земель. Если в начале века Московское княжество едва заметно среди своих более сильных соседей, то уже через несколько десятилетий ситуация коренным образом изменилась и московский князь Дмитрий Иванович Донской смог выставить на Куликово поле против иноземных поработителей объединенные силы почти всех русских княжеств. Тем самым были заложены основы будущего единого Русского государства. Но фундамент могущества Москвы был построен не только ратным трудом и мирной политикой московских князей: он явился результатом деятельности множества людей. Немалая заслуга в том, что именно Москва стала столицей Российского государства, принадлежала Сергию Радонежскому – одной из самых заметных фигур отечественной средневековой истории. Пожалуй, ни об одном из русских святых не написано так много, как об основателе Троице-Сергиевой лавры. Тем не менее, уже при первом знакомстве с этой литературой обнаруживается странная и удивительная картина: на первый взгляд, о жизни Сергия Радонежского мы знаем практически все, и в то же время оказывается, что почти ничего. Это утверждение, кажущееся парадоксальным, объясняется весьма просто – нам известны практически все основные вехи жизненного пути преподобного, но при этом мы до сих пор не можем точно сказать, когда в его жизни происходили те или иные события. Достаточно упомянуть о том, что до сих пор даже среди специалистов, профессионально занимающихся историей XIV в., нет единства мнений по такому, казалось бы, простому вопросу – когда Сергий появился на свет? Укажем, что в имеющейся в нашем распоряжении литературе это событие датируется временем от 1313 до 1322 г. Говоря о дате основания преподобным Троице-Сергиевой лавры, исследователи оперируют промежутком между 1334 и 1345 г. Неясно и то, сколько лет прожил Сергий (70 или 78), а отсюда по-разному определялось время его кончины (1391, 1392 или даже 1397 г.). Что же касается других эпизодов его биографии, то разница в их датировке порой достигает нескольких десятилетий. Относительно же некоторых из них у нас нет полной уверенности в том, что они происходили в действительности, а не были приписаны преподобному «задним числом». В частности, это касается знаменитого свидания Сергия Радонежского с Дмитрием Донским накануне Куликовской битвы: некоторые исследователи полагали, что его вообще не было, другие, с неохотой все же признавая реальность этой встречи, связывали ее с совершенно другими событиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010