Скачать epub pdf 10.12 Служба Собору новомучеников и исповедников Радонежских Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 января 2011 года (журнал 162) Месяца ноемврия в 27-й день Собор новомучеников и исповедников Радонежских На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 6. Подобен: В се отложше: Все отложивше мирское пристрастие,/новомученицы и исповедницы Радонежстии,/Христа всем сердцем возлюбили есте/и, вземше крест свой,/Тому последовали есте невозвратным помыслом./Сего ради, благодать восприемше,/изгнания и узы темничныя,/бедствия, лишения, глад и хлад,/и мучения телесная претерпели есте/и веру Православную сохранили есте./Ныне же, с преподобным Сергием/во славе Богу предстояще,//молите спастися душам нашим. Все мирское мудрование отринувше,/святии новомученицы Радонежстии,/в вертограде духовнем дома Святыя Троицы учившии и учившиися,/Христа Премудрость Божию возлюбили есте,/мудрость бо Небесная/чиста, мирна, кротка, благопокорлива,/нелицемерна и несумненна,/еюже исполнившеся,/Христа небоязненно проповедали есте/и венец страдания восприяли есте./Ныне же, с преподобным Сергием/во славе Богу предстояще,//молите спастися душам нашим. Все упование на Бога возложивше,/святии новомученицы Радонежстии,/священницы достоблаженнии,/яко истиннии служителие Бога живаго,/во дни разорения Троицкия лавры/во окрестных храмех жертву безкровную приносили есте,/паству без попечения не оставляюще,/о беззаконных же молилися есте:/Господи, прости им,/не ведят бо что творят./Ныне же, с преподобным Сергием/во славе Богу предстояще,//молите спастися душам нашим. Всею душею Бога возлюбивше,/святии новомученицы Радонежстии,/посреде мирскаго мятежа/во всяцем роде и звании/во благочестии пожили есте./Во дни же гонений лютых,/покрова и заступления преподобнаго Сергия взыскующе,/града его не оставили есте/и, добре Церкви Православней послуживше,/яко истиннии мученицы и исповедницы пострадали есте./Ныне же, со святым аввою/во славе Богу предстояще,//молите спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К.А. Аверьянов Глава 7. Куликово поле Споры историков относительно времени прибытия Киприана в Москву. Определение точной даты этого события. Подготовка к нашествию Мамая, его начало. Благословение Сергием Радонежским великого князя на борьбу с татарами. Сомнения исследователей в реальности этого факта биографии преподобного. Выяснение точной даты данного свидания и хронологии похода Дмитрия Донского на Куликово поле. Троицкий Стихирарь – описание событий в обители в это время. Приезд великого князя в Троице-Сергиев монастырь после Куликовской битвы. Основание Успенского Шавыкинского монастыря. Вопрос о датах основания коломенского Бобренева и Николо-Угрешского монастырей Если задаться целью определить, какой год из всех слагающих XIV столетие в русской истории стал определяющим для последующих судеб страны, ответ будет, бесспорно, один – 1380-й, год Куликовской битвы. Уже из школьных учебников мы узнаем о благословении Сергием великого князя Дмитрия, походе русской рати на Дон, поединке русского и татарского богатырей Пересвета и Челубея, о внезапном ударе в тыл татарам засадного полка князя Владимира Андреевича Серпуховского и боярина Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Но за всеми живописными подробностями 1380 г. как-то ускользает другая, гораздо более важная сторона деятельности троицкого игумена – его вклад в дело укрепления единства Русской церкви, чтобы она встретила близившуюся грозу татарского нашествия единой и сплоченной, а не разделенной на две противоборствующие части. Исследователи практически не обращают на эту тему внимания, виной чему являются сложности в хронологии русского летописания. После рассказа о примирении великого князя Дмитрия с Сергием Радонежским и основании Дубенского Успенского монастыря Рогожский летописец сообщает следующее: «Тое же зимы князь великии Дмитреи Ивановичь посла игумена Феодора Симоновскаго, отца своего духовнаго, въ Киевъ по митрополита по Кипреяна, зовучи его на Москву къ собе на митрополию, а отьпустилъ его о велицемъ заговение». Несмотря на то, что великий князь ранее уже дважды изгонял митрополита из Москвы, Киприан, понимая всю важность и ответственность момента, решился ехать, и «въ четвертокъ 6 недели по Велице дни, на праздникъ Вознесениа Господня, прииде изо Царяграда на Русь пресвященныи Киприанъ на митрополию свою ис Киева на Москву. Князь же велики Дмитреи Ивановичь прия его съ великою честию и весь градъ изыде на сретение ему. И бысть въ тьи день оу князя у великаго пиръ великъ на митрополита, и радовахуся светло» 821 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки и всегда сторонился откровенного учительства. Учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь Начало беспримерному в истории размаху православного подвижничества, случившегося в XIV-XV вв. было положено под Москвой, в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским . Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322 — 1392) не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь. Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи. В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи «высокого жития». Проповедуя «высокое житие», Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. «А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим», — говорил Сергий. Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.

http://pravmir.ru/vse-uchenie-zhizn/

Беседовала Ольга Орлова «Третий Рим» – нет-нет да и услышишь эти слова в адрес Руси из уст даже людей, далеких от Церкви. Между тем в попытке воплощения этого концепта в XVII веке сплоченная тремя века мира нее преподобным Сергием Радонежским Святая Русь раскололась. А без раскола XVII века, по часто цитируемому сегодня замечанию Александра Солженицына, не было бы и революции 1917 года. О святости как преодолении расколов и разломов Руси, уврачевании разобщенности и исправлении ошибки в понимании христианской власти, допускаемой даже апостолами ( Мк.10:37 ) и сыгравшей роковую роль в русской истории, – наша беседа с богословом игуменом Дионисием (Шлёновым). Монастыри всегда были крепостями, цитаделями безопасности государства. С богоустановленного порядка, воссоздаваемого в монастырях, на Руси брали пример и для обустройства жизни в миру. С основания преподобным Сергием Радонежским в XIV веке Троице-Сергиевой Лавры началось возрождение Руси. Поэтому и данное интервью о чаемом сегодня подъеме государства наш журнал приурочил к первой после 1917 года монашеской конференции Русской Православной Церкви «Монастыри и монашество: традиции и современность». Разговор с заведующим Греко-латинским кабинетом Московской духовной академии и Академической библиотекой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, доцентом Московской духовной академии игуменом Дионисием (Шлёновым) состоялся после его доклада на конференции. В нем речь шла о трех монашеских обетах – девстве, послушании и нестяжании. Отец Дионисий рассказал поучительную историю из жития преподобного Пахомия Великого , который однажды повелел послушникам, усладившимся красотой новопостроенной часовни, разрушить ее. Доклад взволновал умы слушателей: интервью, о котором мы условились заранее, никак не могло начаться – к отцу Дионисию подходили заинтересованные. Я стояла и думала – можно ли провести аналогию между Святой Русью со всем разрушением ее благолепия в годы революции и последующих гонений и той разрушенной часовенькой святаго Пахомия. Но тут вдруг к нам подошел переводчик греческого и оспорил рассказанную историю – по его словам, в греческом подлиннике речь идет не о полном разрушении часовни, а о частичном демонтаже колоннады, выстроенной на манер Парфенона. «И вообще, – сокрушался переводчик, – вы так быстро прочитали доклад, что я не успел ничего перевести грекам! Чувствую себя китайским летчиком!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь) Сам старец скорее всего начинал свой монашеский путь в Троице-Сергиевом мон-ре и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. По позднему преданию, существовавшему в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре , Н., почитавшийся основателем этой обители, приходился сродником прп. Сергию Радонежскому. «На родственное отношение старца Никиты к преподобному Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преподобного Сергия Радонежского» ( Баженов. 1895. С. 4). И. В. Баженов описал 2 синодика Богоявленского мон-ря. В древнейшем списке кон. XVI - нач. XVII в. род прп. Сергия не упоминается, отсутствует и имя основателя обители Никиты. Данные о них содержались в более позднем списке - XVII-XVIII вв. Упоминание рода прп. Сергия в монастырском синодике не может служить доказательством родства преподобного с основателем обители. Так, напр., род Сергия Радонежского записан в синодике новгородского Вяжицкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, к созданию к-рого, как хорошо известно, не имел отношения ни прп. Сергий, ни его ученики. Упоминание прп. Сергия в синодике говорит скорее о распространении почитания Сергия Радонежского в Новгородской земле после ее присоединения к Московскому княжеству. После Смутного времени на костромских землях, сильно пострадавших от польско-литов. интервенции, так же значительно возросло почитание прп. Сергия, чей мон-рь стал символом сопротивления в годы интервенции. В древнейшей сохранившейся писцовой книге города за 1627/28 - 1629/30 гг. перечисляются церкви, расположенные на территории старого городища Костромы и ее посада, приделы к-рых были посвящены прп. Сергию Радонежскому: ц. вмч. Димитрия Солунского «у Нового города против Благовещенских ворот», ц. во имя свт. Николая Чудотворца в посаде на Дебре, ц. Рождества Пресв. Богородицы «у Волги», соборная Троицкая ц. В самом Богоявленском мон-ре в 20-х гг. XVII в. была построена столпообразная звонница с храмом во имя прп. Сергия Радонежского в нижнем ярусе (Писцовая книга г. Костромы. 2004. С. 314). Вероятно, в это же время род прп. Сергия был вписан в синодик Богоявленского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Троицкий цветник Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников – преподобного Варнаву Гефсиманского, иеросхимонаха Александра Гефсиманского и других. Во все времена благочестивые миряне и монашествующие искали духовных советов и наставлений иноков Троицкой обители, с неизменным тщанием и прилежностью слушали поучения, проповеди и рассказы святых подвижников. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Троицкий цветник Предисловие Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В его стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Переславль-Залесский. Никольский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1300 - 1400. Ссылки:   Адрес: Ярославская область, Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43 Координаты: 56.732102, 38.839098 Проезд:из Москвы автобусом от метро " ВДНХ " , далее от автостанции Переславль по городу пять остановок до монастыря на местном рейсовом автобусе или такси. Ориентировочное время в пути составляет 2 часов 15 минут. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Николаевский монастырь, заштатный, в городе Переславле. Основан в XIV веке святым Дмитрием Прилуцким. Разоренный поляками в начале XVII века, он вскоре восстановлен был схимонахом Дионисием (1645 г.). Сначала он был мужским; в 1898 году обращен в женский. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Переславльский Николаевский заштатный необщежительный женский монастырь в самом городе. Основан в конце XIV столетия преп. Димитрием Прилуцким. Разорен в смутное время, но возобновлен схимонахом Дионисием. Первоначально был мужским, в 1898 г. обращен в женский. Игуменья, монахинь 7, послушниц 44. Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…» Москва, издание А.Д. Ступина, 1908 На том месте, где теперь располагается Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было " болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева " . Начало основания Никольского монастыря положил в 1348 году святой Димитрий, позже названный Прилуцким. Сам преподобный родился под Переславлем в небольшом селе Веслево в купеческой семье Подкопаевых. В находящемся недалеко мужском Успенском Горицком монастыре он постригся в монахи. Спустя некоторое время преподобный в том самом лесу на берегу Плещеева озера построил деревянный небольшой храм. Спустя некоторое время возле этой церквушки и возникла обитель, названная в честь Святителя Николая Чудотворца и чьим настоятелем святой Димитрий оставался значительное время. В 1354 году в Переславле состоялась знаменательная встреча игумена Димитрия с Сергием Радонежским. Благодаря беседам с преподобным Сергием Радонежским, Димитрий вводит в своей обители общежительный устав. Со временем Никольский монастырь начал приобретать все большую популярность, к нему стали стекаться богомольцы и верующие. В 1368 году по рекомендации преподобного Сергия Димитрий, желая уединенной молитвы, оставляет Переславль и уходит в Вологодские земли, где основывает другой монастырь - Спасо-Прилуцкий. В 1382 году Переславский Никольский монастырь был разорен и сожжен ханом Тохтамышем, а в 1408 году подвергся разорению эмиром Эдигеем. Обитель начала восстанавливаться после разрушительных нашествий только со второй половины 15 века. В то время царь Василий Третий начал собирать земли вокруг Московского княжества в единое государство.

http://sobory.ru/article/?object=00232

Часть II. Слуга Святой Животворящей Троицы I. Святой-крестьянин С 1340 г., когда первые ученики навестили юного Варфоломея в его уединении. До 1918 г., когда Троице-Сергиева лавра была разогнана коммунистами, русские нескончаемым потоком текли к месту, где некогда жил и трудился Радонежский игумен. Шестьсот лет – долгое время, за которое русский народ пережил не одну перемену. Страна переросла феодальную раздробленность, прошла свои рубежи под властью петербургских императоров. Она претерпела несколько революций, вторжений и войн; у нее были свои периоды подъема и упадка; несколько раз радикально менялась политическая и культурная жизнь нации; изменился менталитет и даже язык, но ни одно из этих важных преобразований не отразилось на любви и преклонении русского народа перед Преподобным Сергием. Жизнь любого святого имеет два различных аспекта. С одной стороны, он представляет собой наиболее совершенную форму развития личности, таким образом возвышаясь над массой обычных людей, которые не смогли достичь подобной зрелости. А с другой стороны, он отражает наиболее типичные черты своей нации, своего класса и своей религиозной традиции. Поэтому жизнь святого – это как наглядный пример того, чего может достичь индивидуум, так и воплощение идеала, исповедуемого, хотя и редко реализуемого, другими членами той же Церкви и нации. Таким образом, преподобный Сергий – это не только человек, заслуживающий славы великого христианина, но и надежны ключ к пониманию менталитета русских и их отношения к религии. Канонизированные святые – это обычно руководители церкви, ученые или мистики, проведшие жизнь в уединении, размышлении и учении. Их именуют мучениками, апостолами, миссионерами и пророками. Они принадлежат к типу мужчин и женщин, редко встречающихся в повседневной жизни; их социальный статус кажется странным большинству христиан. Исключения из этого общего правила немногочисленны, и одно из них представлено Преподобным Сергием – человеком, который до конца своей жизни, несмотря на все свои духовные достижения, продолжал заниматься привычным трудом русского крестьянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

А.П.Соловьев А.П.Соловьев Архиепископ Никанор (Бровкович) о преподобном Сергии Радонежском и ценностях современного общества Скачать epub pdf Доклад на Пленарном заседании III церковно-общественного форума «Табынские чтения» (г.Уфа, 29.10.2013) Ваше Высокопреосвящество, благословите! Дорогие владыки и Глубокочтимое Собрание! Представляя вашему вниманию мой доклад на тему: «Архиепископ Никанор (Бровкович) о преподобном Сергии Радонежском и ценностях современного общества», – я хотел бы отметить, что в его названии указаны два имени, каждое из которых по разному отзывается в сердце и разуме современного человека. Имя преп. Сергия Радонежского, чье 700-летие мы отмечаем в наступающем году, знакомо любому, кто знает историю России. Это имя дорого для православных, да и вообще для тех, кто действительно любит Россию. Троице-Сергиева Лавра, монастырь, основанный преп. Сергием, называемый еще «Домом Пресвятой Троицы», является подлинным духовным центром России. И еще в 1689 году цари Иван и Петр Алексеевичи называли преп. Сергия – «особым нашего Российского царствия хранителем и помощником». Замечательный богослов и философ начала XX века священник Павел Флоренский писал о преп. Сергии: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность». Это положение остается неизменным и поныне. Имя, которое значится вторым в моем докладе, – архиепископа Никанора (Бровковича) , – удивительным образом оказывается незнакомым не только для православных, но и для многих специалистов историков. А ведь именно он является одним из важнейших связующих звеньев между преп. Сергием Радонежским с нашей родной Уфой. Именно этого замечательного архипастыря можно назвать «особым уфимским чтителем преп. Сергия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Три Сергия или три союзника у России История одного крещения. Фоторепортаж 09.03.2016 1090 Академия управления МВД России - высшее учебное заведение, в котором обучаются офицеры полиции со всех регионов страны. Здесь шестнадцать лет назад был освящен домовой храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 2011 году для этого храма было выделено более просторное помещение, храм был снова освящен, и церковная жизнь закипела в стенах учебного заведения еще более интенсивно. В академической церкви регулярно совершаются Божественные литургии. Таинства венчания, крещения - здесь тоже не редкость. Академия управления - вуз, который готовит управленческие кадры для всей России. Сюда приезжают учиться старшие лейтенанты, капитаны, подполковники - офицеры, как правило, люди молодые, еще не достигшие сорокалетнего возраста, перспективные, зарекомендовавшие себя на службе. Приезжают со своими семьями, живут в общежитии при академии. В домовом храме Александра Невского они и венчаются и крестят своих детей. Состоявшееся на днях таинство крещение было особенным. Отца новорожденного - слушателя Академии - зовут Сергием. Подполковник полиции - Сергей Карлин. Он приехал учиться в Москву из Липецка, где служил в уголовном розыске и имеет награды за безупречную службу. Сергей приехал в Москву со всем своим семейством - женой Екатериной и тремя детьми. Здесь два месяца назад у него родился четвертый ребенок - сын. Крестного отца новорожденного тоже зовут Сергием. Майор полиции из Лебедяни, кавалер Ордена Мужества - Сергей Куратник. Он тоже слушатель Академии и тоже проживает здесь с женой и сыном. Наконец, новорожденному тоже дали имя - Сергий! Три Сергия! Не правда ли, знаковое имя для России. У всех троих один небесный покровитель - особо почитаемый на Руси святой - преподобный Сергий Радонежский. Спрашиваю после крестин у подполковника Сергея Карлина: - «Хотите, чтобы сын тоже пошел по вашим стопам. И тоже стал бы полицейским?» - «Хочу, чтобы он стал человеком добрым, мужественным. И мы не будем возражать с женой, если он выберет профессию полицейского», - отвечает отец новопросвещенного воина Христова Сергея.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/10/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010