Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех рус. святых. Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа:            , кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:            , канон 8-го гласа, ирмос:      , нач.:            . По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001). Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Ок. 1643 г. иером. Мелетий Сириг, протосинкелл К-польского Патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. укр. аналог службы в честь Всех русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной ркп. XVII в.- РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу ( Панченко. 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Песнопения службы митрополиту Филиппу Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Рамазановой Созидатель и устроитель монастырской жизни во время игуменства своего в Соловецком монастыре, обличитель царского произвола и «обидимым заступник» в период служения в сане митрополита, святитель Филипп, бывший при жизни «укоряем и изгнан», после своей мученической смерти стал особенно почитаемым святым. Для богослужения, совершаемого в память о нем, было создано несколько разных текстов службы. Их составление было приурочено к перенесению мощей святителя, которые, как известно, с 1591 по 1652 г. трижды меняли место своего упокоения. По мнению Филарета (Гумилевского) , первая служба святому была создана соловецким иноком Пафнутием, когда мощи Филиппа были перевезены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий и погребены там. ( Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859. С. 227). Правда, текст этой службы исследователям неизвестен (Филарет ссылается на декабрьскую Минею, опубликованную в 1645 г., однако в ней помещен текст службы, созданной не на Соловках, а в Москве, и не в 1580–1590-х гг., а около 1636 г., о чем пойдет речь ниже). Еще две службы составлялись в связи с перенесением мощей святого, осуществленным в самом Соловецком монастыре 30 или 31 мая 1646 г.: гробница св. Филиппа под папертью Преображенского собора была вскрыта, и мощи перенесены в собор, построенный еще во времена его игуменства. Одна из служб в честь этого события была составлена иноком Соловецкого монастыря Герасимом Фирсовым (См.: Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова/Изд. ОЛДП. СПб., 1916), другая – еще одним соловецким иноком Сергием Шелониным (Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения Сергия Шелонина//Русь и южные славяне. СПб., 1998. С. 340–355). Надо заметить, что Сергий Шелонин, составляя службу, не преследовал иных целей, кроме прославления св. Филиппа в Соловецкой обители. Его служба создавалась специально для местного празднования, устанавливаемого в монастыре, о чем свидетельствует ее содержание. Здесь неоднократно упоминается Соловецкая киновия, вновь обретшая своего бывшего игумена. («Днесь преименитая и великая Соловецкая киновия, якоже новаго Авраама-преселника тя, преславне отче, приемши, радуется»). Герасим Фирсов же надеялся на использование службы в общецерковной практике, в связи с чем он нарочито обошел все ориентиры, привязывающие ее к географически определенному месту. В тексте его службы нет ни соловецких реалий, ни упоминаний о Москве. Однако этот праздник перенесения мощей не стал общецерковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Р. Руди Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале канона письма соловецкого монаха Сергия Шелонина) 629 Игумен Митрофан (Баданин) 1 . Крупнейший соловецкий книжник Сергий Шелонин, до недавнего времени был известен в научной литературе как автор нескольких житий и похвальных слов, посвящённых подвижникам Древней Руси, в основном, северно-русским 630 . Обнаруженный полтора десятилетия назад рукописный сборник среди прочего материала открыл нам целый ряд гимнографических сочинений, созданных архимандритом Сергием 631 , «смиренным иноком и пресвитером обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце» 632 , среди которых есть и два канона Кольским святым – Трифону Печенгскому и Варлааму Керетскому. Предлагаемый нами анализ содержания Канона Варлааму Керетскому, позволяет реконструировать некоторые неизвестные детали биографии святого, не нашедшие отражения в его Житии, которое дошло до нас лишь в краткой редакции, датируемой второй половиной концом XVII в 633 . Кроме того, упоминаемые в этом Каноне тесные контакты Варлаама Керетского с Трифоном Печенгским, позволяют нам существенно дополнить новыми фактами известное ныне Житие преп. Трифона, написанное также значительно позднее (конец XVII –начало XVIII в.) 634 . Православный люд Кольского края, призывая в помощь небесных покровителей Крайнего Севера – преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского, не разделял в прошениях их святых имён, обращаясь к ним не иначе как: «О двоица присноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варламе» 635 . Потому и мы, обращаясь к анализу Жития преподобного Варлаама Керетского, не можем разделить этих современников, игнорируя очевидную схожесть их непростых жизненных судеб, равно как и последующих проблем в сфере церковного прославления. Надо признать, что в вопросе прославления преподобный отец наш Трифон всё же имел относительно благополучную судьбу 636 , в то время как преподобный Варлаам Керетский так и не был официально канонизирован. И то очевидное местное почитание, и прославление его памяти, одновременно и равночестно с Трифоном, которое имело место на Севере ко времени написания упомянутых Канонов, к первой половине XVII в., в дальнейшем постепенно «свелось на нет» (во всяком случае, в официальной Русской церкви). Православный люд всего Северного Поморья России в течение трёх столетий обращался к нему в бедах и напастях как к великому заступнику на море, почитая наравне с Николаем Чудотворцем. Все берега северных морей были уставлены обетными крестами, многие из которых сооружались в память о чудесных заступничествах преподобного Варлаама за попавших в беду поморов. Но прославлять чудотворца не спешили, соблазняясь тяжким грехом его юности. И только лишь в 1903 г., явно по промыслу Божьему, он оказался вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в церковных календарях свой день памяти 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главная Печенгский монастырь: как «апостол лопарей» укрощал медведей в самой северной обители на Руси Печенгский монастырь: как «апостол лопарей» укрощал медведей в самой северной обители на Руси В XVI веке в дикой стране «у холодного моря, у Мурманской границы» новоиспеченный монах Трифон устраивал при Троицкой церкви первые кельи будущего Печенгского монастыря. Однажды в одну из лачуг забрел большой медведь и, опрокинув оставленную там квашню, принялся с аппетитом есть приготовленное тесто. Трифон, приблизившись к дикому зверю, сперва запретил ему двигаться, а потом отпустил вовсвояси. С тех пор ни один лесной хищник больше не тревожил иноков и не нападал на монастырское стадо оленей. 1 Кроткий постник или коварный разбойник Трудно переоценить заслуги Трифона Печенгского в просветительской деятельности северных народов. Неслучайно преподобного называют «апостолом лопарей». Но если монашеский период его жития, полный благочестивых подвигов, не вызывает сомнений, то сведения о мирской жизни Трифона разнятся. Классическое «Житие преподобного Трифона Печенгского», написанное соловецким монахом Сергием Шелониным, гласит, что поповский сын из Торжка по имени Митрофан, будущий «апостол лопарей», с ранних лет был «изряден постник, кроток, милостив». Но современник святого, голландский купец Симон ван Салинген в своем «Сообщении о земле Лопии» утверждает со слов самого Трифона, что до принятия монашества тот слыл «грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел». Несмотря на критику версии о «разбойничьем» прошлом, она все же имеет право на существование, о чем подробно свидетельствует исследовательский труд «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления», написанный в 2003 году монахом Митрофаном (Баданиным) (ныне митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан). 2 Миссия и рейдерский захват В то же время никто не отрицает, что Митрофан, посвятив себя Богу, отправился с евангельской проповедью к язычникам-лопарям на Кольский полуостров. В 1519 году он повстречал там благочестивого просветителя северных язычников преподобного Феодорита Кольского и стал его духовным сыном и учеником. Еще через пять лет совместных трудов наставник благословил Митрофана на миссионерство, отправив его «на Приморие великого моря-окияна, в часть Норванския земли, в Кольский присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарский».

http://sever.foma.ru/pechengskij-monasty...

У преподобного Феодора Студита (п. 4, тр. 5) У инока Сергия (Шелонина) (п. 4, тр. 5) Честь добродьтелем Макарие Великий,Градскии же — хвала благочестия… Честь добродьтелем Макарие Колязиньскии,Унежъскии же — хвала благочестия… В другом тропаре 4-й песни соловецкий пустынножитель Савватий уподоблен отшельнику Петру Афонскому (тр. 3), а сподвижник Савватия Герман Соловецкий — основателю святогорской Великой лавры Афанасию Афонскому (тр. 6). Основанием для этих уподоблений послужил признак духовно-топографический, в соответствии с которым уподобляются прежде всего святые места (Соловецкий остров и Святая Гора Афон), а затем — подвизавшиеся в этих местах святые. Уподобление в данном случае осуществлено благодаря устойчивому представлению русского религиозного сознания о том, что Соловки — это и есть “русский Афон” 16 . Ср.: У преподобного Феодора Студита (п. 4, тр. 3; п. 1, тр. 7) У инока Сергия (Шелонина) (п. 4, тр. 3, 6) В пьснех да восхвалится Петр,постивыйся в горе Афоньстъи изрядно .Пьсньми восхвалим священными великаго Афанасия, иже в горъ Афоньстъи свьтло постившагося, свьтилника великого всеи вселенньи…. В пьснех да восхвалится прехвалный Саватие, постивыйся в Соловецком отоцъ изрядно .Пьсньми восхвалим священными великаго Германа, иже во отоцъ Соловецком свьтло постившагося, свьтилника великого всеи вселенньи… Принцип “уподобления” был использован иноком Сергием и при создании им других песен “Канона”. Например, в 3-м тропаре 5-й песни “Канона” он подыскал агиотип для “троицы” святых ярославских князей-иноков — Федора Черного и его сыновей Константина и Давида, которых уподобил “троице” византийских святых — Ксенофонту и его сыновьям Иоанну и Аркадию. Основанием для такого “замещения” послужило сходство одной семейной “троицы” — отца и двух его сыновей — с другой такой же преподобной “троицей”. В 4-м тропаре той же песни инок Сергий нашел агиотип для еще одного русского преподобного — Павла Обнорского, уподобив его (с помощью приема “замещения”) преподобному Герасиму Иорданскому. Общим признаком, послужившим основой для их уподобления, стал образ жизни обоих подвижников, обитавших вместе с дикими зверьми и деливших с ними хлеб и молитву. Ср.:

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

1030 ...песнь херувимскую... – Церковное песнопение «Иже херувимы тайно образующе...», которое поется на литургии во время Великого входа духовенства, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. 1032 Патерик Синайский, знамение «П», лист 345. – Синайский патерик – переведенный с греческого языка сборник рассказов, посвященных подвигам синайских и палестинских монахов, основу которого составляет «Луг духовный» Иоанна Мосха (VII в.) (см.: Николаев Н. И. Патерик Синайский//Там же. С. 316–321). Приведенное далее уточнение – «знамение «П«» – является указанием на какой-то сборник, в котором рассказы сгруппированы по именам подвижников, расположенным по алфавиту (в повести старец носит имя «Пимин»). Наиболее известным сборником такого типа был Азбучный патерик, составленный соловецким книжником Сергием Шелониным в 1630–1640-е гт. и изданный старообрядцами в 1791 г. в Супрасле. Весьма вероятно, что ссылка на «знамение «П«» в заглавии повести появилась под влиянием именно Азбучного патерика, который «находился в сфере внимания старообрядцев» (Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII–haчaлa XIX в. Введение в изучение. СПб., 1996. С. 111). Указание конкретного листа («лист 345») заманчиво прочитать как отсылку к какому-то конкретному сборнику, созданному по образцу Азбучного патерика, хотя и возможно, что оно, как и в целом вся первая часть названия повести, является обычной для поздней старообрядческой традиции мистификацией. 1033 авва Пимин... – Персонажами древних патериковых сказаний являются два святых с этим именем: Пимен Великий (египетский) (27 августа) и Пимен Палестинский (27 августа) Рассказы о них входят, в частности, в состав популярного у старообрядцев Азбучного патерика (Супрасль, 1791. Л. 416 об.–436 об., л. 487–487 об.), но ничего общего с содержанием публикуемой повести не имеют. 1034 Колико уязвен бых от Богослова железными веригами Андрея ради – Данный эпизод отсылает к «Житию Андрея Цареградского» – византийскому памятнику X в., известному в Древней Руси уже в домонгольский период, повествующему о подвигах Андрея Юродивого, с именем которого связан праздник Покрова. Однажды ночью к св. Андрею «приде... очивесть дьявол с многы бесы, держаи секиру, а они друзеи – ножи, друзи – дрво, и колье, и меца, и копья...» Явившийся по молитве Андрея Иоанн Богослов (один из 12 апостолов, автор четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения) снял с шеи святого железные вериги и наказал ими по очереди всех бесов: одному из них он нанес «ран 100, и вопияше же яко человек: помилуй мя! Посем пакы протягоша другаго дмона, и бьен бы и т такоже. ( ...) Протягоша же и третьяго, да и ть толико же претерпе. (...) Поряду же бивше всих….» (Молдован А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности М., 2000. С. 170–171; этот же рассказ читается в «Прологе» под 3 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отношении самого текста Канона следует отметить, что, несмотря на внешние огрехи оформления, внутреннее содержание труда отца Сергия, как всегда, безупречно. Тропари Канона составляют акростих: «Похвалу пою Варламу, новому чюдотворцу Керетцкому». В начальных буквах тропарей девятой песни сокрыто имя автора («а в девятой песни имя списавшего») – Сергий. Как известно, применение акростихов характерно для канонов Греческой церкви, в русской традиции это скорее признак особого изыска. Сборник, в состав которого входит Канон, согласно вкладной записи, был пожертвован в 1684 г. соловецким архимандритом Макарием «в поминовение родителей своих и во отпущение грехов своих» в «Дом Живоначальныя Троицы и преподобного отца Никандра». Настоятель Тихвинского монастыря архимандрит Макарий был прислан на Соловки в 1676 г. для наведения порядка в монастыре после известного Соловецкого восстания («Соловецкого сидения»). Надо сказать, что отец архимандрит и ранее, ещё в 1673 г., возглавлял духовное посольство в «затворившийся» Соловецкий монастырь, имея при себе «молительное и утешительное послание к тамошним старцем и бельцем» 643 . Тогда соловецкие старцы отправили посольство обратно. Теперь же, став настоятелем монастыря, Макарий внимательно просмотрел монастырскую библиотеку и, будучи тонким ценителем рукописной книги, не мог не обратить внимания на сочинения, созданные знаменитым книжником – архимандритом Сергием Шелониным 644 . В 1680 г. архимандрит вновь вернулся в Тихвинский монастырь, увезя с собой и этот рукописный сборник. Немного погодя, в 1684 г., отец Макарий пожертвовал его в «Никандрову, что под Порховом, пустынь» 645 . Надо сказать, что в эту пустынь, а иначе – в Никандров Благовещенский монастырь, что под Порховом, архимандрит Макарий сделал немало и иных ценных книжных вкладов 646 . Дело в том, что ещё в 1650−1660 гг. юный инок Макарий подвизался в этом монастыре и, дойдя до игуменского сана, сберёг привязанность к месту своего пострижения, хотя в дальнейшем последовательно и успешно возглавлял Клопский, Тихвинский, Соловецкий и Хутынский монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вторая редакция была написана после 1638 г. предположительно Сергием (Шелониным) , к-рый, использовав новый источник - «расспросные речи» о святых, составленные в 1625 г., переработал композиционно и стилистически 1-ю редакцию «Сказания...», добавил новые эпизоды. Вторая редакция имеет заголовок «Сергия, смиреннаго инока и презвитера обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце, Сказание о чюдесах святых праведных Иоанна и Логгина, новоявленных Яренгских чюдотворцев». Известны 2 авторизованных списка данной редакции: ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292, сер. XVII в. (Псковский сб.); РНБ. Солов. 969/1079. Л. 127-157 об., XVII в. Др. списки 2-й редакции: РНБ. Солов. 183/183. Л. 71-103 об., XVII в.; Q.I.994. Л. 1-38, 2-я пол. XVII в.; ИРЛИ. Собр. Амосова-Богдановой. 21, XVII в.; РНБ. Погод. 728. Л. 1-67, кон. XVII - нач. XVIII в.; ГМИР. K.III. Оп. 1. 48. Л. 177-193 об., XVIII в. Третья редакция «Сказания...» была составлена путем сокращения и упрощения текста, предположительно созданного Сергием (Шелониным), она имеет заголовок «Сказание о проявлении, и о обретении, и о чюдесах, и о пренесении мощей святых, и чюдеса неисчетна и недоумеваема» (РНБ. Солов. 189/189. Л. 69-118 об., XVIII в.). Четвертая, самая поздняя редакция - «Сказание вкратце о проявлении, и обретении, и о чюдесех, и о пренесении честных мощей святых и праведных Иоана и Логгина, иже в Яренги новоявленных чюдотворцов» (РНБ. Солов. 182/182. Л. 142-154 об., 2-я пол. XVIII в.) представляет самый короткий вариант текста. В «Сказании...» не сообщается о земной жизни Яренгских чудотворцев, погибших в разное время на море около с. Яреньга. В агиографической лит-ре, вероятно вслед за преданием, возникшим в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре , утвердилось мнение, что И. и Л. были связаны с этой обителью. В 4-й редакции «Сказания...» И. и Л. названы трудниками и пустынножителями Соловецкой обители (РНБ. Соф. 452. Л. 313 об., кон. XVII в.). В одном из поздних чудес в Житии преподобных Зосимы и Савватия Соловецких рассказывается о паломничестве немого муромского отрока Иакова в Соловецкий мон-рь и о явлении ему в Яреньге, неподалеку от Никольского мон-ря, И.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Первая рукопись сборника из Архива Синода (л. 1–45) является “беловым” 12 списком Похвального слова Сергия (Шелони­на), дошедшим до нас с небольшими утратами. От первоначального объема этого списка (составлявшего 49 листов) в нем сохранилось 45 листов 13 . Среди 4-х утраченных листов находился и первый лист этой рукописи, вместе с которым были утеряны заглавие Похвального слова и имя его автора 14 . Время создания “белового” списка Похвального слова русским преподобным относится к 40 м гг. XVII в. 15 . В его написании принимали участие два писца, одним из которых был сам Сергий (Шелонин), а вторым — его неизвестный помощник 16 . Одновременно с созданием этого списка Сергий (Шелонин) про­ставил на его полях множество разнообразных помет (ука­заний дней памяти святых, ссылок на литературные источники его Слова и т. д.), которые были сделаны им теми же чернилами, что и основной текст 17 . Итак, как показывает палеографический анализ обоих дошедших до нас списков Похвального слова русским преподобным (“черновика” и его “беловой” рукописи), оба они были написаны в 40 е гг. XVII в. 18 . По-видимому, и время работы Сергия (Шелонина) над этим произведением следует датировать 40-ми гг. XVII в. Однако замысел написать Похвалу преподобным отцам, просиявшим в его родной земле, по-видимому, возник у Сергия (Шелонина) еще раньше — в конце 1630-х гг., когда он занимался редактированием древних патериков (Египетского, Скитского, Синайского и др.) 19 и собственноручно переписал слова волоколамского писателя XVI в. Досифея Топоркова о том, что и в русской земле есть немало преподобных отцов, “иже не хуждьше зд å писанных” 20 . Впоследствии эта мысль (о равном достоинстве русских святых с великими подвижниками древности) нашла воплощение в созданном Сергием (Шелониным) Похвальном слове русским преподобным. Согласно замыслу его создателя, это сочинение должно было стать одним из уставных чтений в субботу “сыр­ную” (когда Церковь празднует память всех преподобных отцов), и тем самым дополнить ряд похвальных слов, посвященных древним преподобным отцам 21 , новым торжественным словом, написанным в честь русских преподобных.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

Далее в «Повести» описываются несколько случаев чудесного заступничества преподобного за попавших в беду северных «мореходцев». Такова сюжетная канва дошедшей до нас весьма краткой «Повести о преподобном Варлааме с Керети» 640 . 3 . Рассматриваемый нами «Канон преподобному Варламу Керетьцкому, новому чудотворцу», равно как и «Канон преподобному Трифану чудотворцу», был написан соловецким книжником Сергием Шелониным (с 1647 г. уже архимандритом) до 1657 г. Так, в описи соловецких книг, принадлежащих перу Сергия Шелонина («архимандрита Сергиевых книг»), датируемой 1657 г., указано «2 канона новым святым Трифану Печенскому да Варламу Керетцкому» 641 . Относительно более точного времени написания «Канона Варлааму Керетскому» можно попытаться сделать некоторые предположения. В отличие от иных произведений, входящих в состав псковского сборника, и в полной мере отвечающих высоким требованиям рукописных «архимандрита Сергиевых книг», текст данного Канона производит впечатление черновика. Это не окончательный вариант, переписанный помощником Сергия и затем правленый самим автором. Тем не менее, несмотря на многочисленные помарки, зачёркивания и вставки, Канон этот всё же был вшит в сборник и сейчас находится в конце рукописи (л. 413−420 об.). Вероятно, в то время появилась потребность в подобного рода тексте, которая может возникнуть лишь в случае, когда священноначалием благословлено начать церковное служение «новому чудотворцу», а соответствующей службы ещё нет. В этой связи следует упомянуть, что в 1635 г. вся волость Кереть грамотой царя Михаила Феодоровича перешла в вотчинное владение Соловецкого монастыря. И, соответственно, с этого времени забота о должном почитании «нового чудотворца», покоящегося у алтаря Георгиевской церкви села Кереть, из обязанностей приходского священника перешла на монастырское начальство. Так что, скорее всего, в эти годы и был написан рассматриваемый нами Канон. Вероятно, это произошло до 1643 г., когда старец Сергий покинул Соловки, дабы в Москве включиться в чрезвычайно ответственную работу по «книжной справе» под руководством патриарха Иосифа 642 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010