В последние дни. (Эсхатологическая фантазия) Перед нами - последнее законченное произведение Тихомирова, известное на сегодняшний день его исследователям. Судя по авторским пометкам в начале текста, Лев Александрович работал над ним в 1919- 1920-м гг. Сохранились сведения о том, что Тихомиров в начале 20-х гг. устраивал у себя дома в Сергиевом Посаде чтение некой " Апокалиптической повести " для небольшого кружка бывших друзей (см.: Фудель С. Воспоминания//Новый мир. 1991, 4. С. 183), совершенно очевидно, что речь идет о " Последних днях " . В " эсхатологической фантазии " мыслитель продолжает (точнее - завершает) столь важную для него тему " конца времен " , но на сей раз он облекает свои размышления в форму философско-художественного произведения. Тихомиров в " Последних днях " вполне сознательно ориентируется на знаменитую " Краткую повесть об Антихристе " из " Трех разговоров... " В. С. Соловьева, даже верховный маг в " Последних днях " носит такое же имя, как и в " Повести... " , Аполлоний; в обоих произведениях Антихрист - " великий человек " . Но в то же время " эсхатологическая фантазия " имеет существенные отличия от " Повести... " - и формальные, и идейные. " В последние дни " , во-первых, значительно превосходит " Повесть... " по объему, а по жанру ближе к авантюрному роману, чем к лапидарному соловьевсхому тексту. В отличие от Соловьева, Тихомиров развертывает действие " фантазии " в строгом соответствии с Откровением, которое щедро цитируется автором. Любопытна следующая деталь: у Тихомирова начисто отсутствует протестантизм как противник Антихриста, более того об этом ответвлении христианства вообще нет упоминаний в тексте; у Соловьева же протестантизм в лице доктора Паули - активный противник " сверхчеловека " . Зато в " Последних днях " присутствуют мусульмане, некоторые из которых борются с Антихристом, о чем у Соловьева нет ни слова. Тихомиров более тщательно прописывает еврейскую тему, чем Соловьев, хотя ее трактовка у обоих мыслителей почти одинакова. Наконец, самое важное - у Соловьева отсутствует Страшный Суд, все мертвые в " Повести... " воскресают и воцаряются с Христом на тысячу лет, здесь явственно звучит отголосок так и не преодоленного до конца соловьевского хилиазма. Тихомиров же заканчивает свой труд вполне в духе православной ортодоксии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2190...

V. Неожиданное свидание с Сахаровыми Невыразимою грустью наполнилось сердце Владиславлева при виде того поругания, которому подвергся о. Сергий Когносцендов по милости кулака. Грусть эта еще более увеличивалась при мысли о том, что отчасти и он сам был виновен в раздражении этого кулака, своею проповедью задевши его за живое. Всю ночь Владиславлев не мог заснуть от душевной тревоги и нравственной боли за о. Сергия: так ему было теперь тяжело. – Прости, друг мой, что я тебе некоторым образом вчера доставил горе, – сказал он о. Сергию на следующее утро. – Охота вам беспокоиться о таких пустяках, – сказала ему матушка: – мы с ним еще не то видали... это еще не цветки безобразия, а только бутончики… но мы видали и ягодки. – В самом деле, – сказал о. Сергий: стоит беспокоиться о таких пустяках... здесь подобные вещи дело обычное... Одно только скверно: в самую нужную для меня рабочую пору он может лишить меня помощи крестьян. В этом случае мне грозит опасность при хлебе остаться без хлеба. Если он действительно составит приговор лишить меня подмоги, чем именно он, кажется, и грозил мне, то ни за какие деньги ни один мужик не пойдет ко мне работать. Тогда придется мне самому взяться за серп, косу и соху. Ну, это дело плохое... – Очень грустно... И неужели теперь духовенство в самом деле повсюду поставлено в подобное же положение?.. – Конечно, есть и отрадные в этом случае исключения; но, вообще говоря, оно теперь не мало видит невзгод и терпит притеснений от кулаков, мирских воротил, или так называемых горлопятов, баричей-нигилистов и церковных старост-богачей. И сколько нашей братии теперь гибнет от столкновений с такими ненавистниками духовенства и самодурами!... Вот, хоть бы наш бывший товарищ Тихомиров, – от чего он едва-едва совсем не погиб? От столкновения с баричем-нигилистом самым отчаянным... – Тихомиров?!.. Что же такое с ним случилось?.. Вот кстати ты мне о нем напомнил. На обратном пути на родину нужно его навестить... – Не на обратном, а теперь... Ведь он давно уже переведен в самое бедное село Ильинское нашего уезда...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

1862 г. Новый год встретил я мирно и благополучно в своей Высокопетровской обители, среди вверенной мне братии, не думая и не гадая, что этот новорожденный год принесет мне чрезвычайно важное событие в моей жизни; разумею епископство. – Но об этом будет речь в своем месте, а теперь буду продолжать изложение в последовательном порядке обычных, ежедневных явлений в моей жизни. 1-го января писал мне из Сергиева Посада секретарь академического правления, проф. Е. В. Амфитеатров : «Отъезжая в Москву, вы поручили нам составить примерную смету расходов по академии на наступающий 1862-й год. Смета сия теперь составлена вчерне, и надлежало бы в скором времени представить ее его высокопреосвященству 795 для утверждения. Но по смете оказывается необходимым передержать сумму весьма значительную, и необходимо наперед решить вопросы из какого источника заимствовать недостающую сумму. В начале прошлого года академическое правление по случаю предусмотренной передержки испросило у высшего начальства 2.600 р. из духовно-учебных капиталов; но эта сумма отпущена для академии заимообразно, и академическому правлению предписано возвратить оную из сбережений будущих лет. Если теперь академическое правление вновь станет ходатайствовать у высшего начальства об отпуске дополнительной суммы для покрытия предполагаемой передержки в 1862 году; то можно ли ожидать успеха подобному ходатайству? По составленной вчерне смете предполагается издержать в будущем году: 1) На содержание студентов пищей и одеждою 12.989 р. 45 к. А по штату ассигнуется на сей предмет 10.284 р. – » И сверх того процентов с 7.696 р. 287 р. 24 » Всего 10.571 р. 24 к. Следовательно, расход перевысит приход на 2.413 р. 21 » 2) На содержание академ. дома до 7.400 р. – » А по штату ассигнуется на сей предмет 6.400 р. – к. Почетный блюститель имеет пожертвовать 500 р. – » На сей же предмет может быть обращен предполагаемый остаток от суммы, ассигнуемой на проезды ревизоров (700 р.). 400 р. – » И наконец процентов с 4-х тыс. 100 р. – »

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1902 год   1/14 января 1902. Вторник. Первым приветствовал сегодня с Новым годом Преосвященный Сергий (Страгородский) , ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, письмо которого я нашел на столе, по прочтении Правила перед Литургией. После Литургии еще получил письмо С. А. Рачинского, вместе с его брошюрой: Absit Omen. Но печальны известия из России. Сколько там теперь бунтов в учебных заведениях, сколько сектантских беспорядков – Бог весть, скоро ль все это кончится. Поздравители, японские и русские; училищный совет и распределение уроков для начала занятий завтра. Арсению Ивасава я сказал взять на себя преподавание Гражданской Всеобщей Истории в Женской школе вместо уехавшей в Кёото для заведения школы Такахаси Надежды и хотел прибавить ему за это жалованья. Но он уклонился от последнего, сказав, что не хочет получать больше, чем другие наставники. Преподавание в Женской школе он на себя взял, но так, что число уроков у него будет в Семинарии и Женской школе столько же, сколько у других наставников только в Семинарии. Вечером написал ответ Преосвященному Сергию и приложил фотографии Кёотского Миссийского места и храма – два листа. 2/15 января 1902. Среда. Начались обычные занятия в школах, и у нас с Накаем. Мы стали перечитывать переведенную службу Первой недели Великого поста, чтобы окончательно поправить, если есть что, и поспешить отдать в печать. 13/26 января 1902. Воскресенье. Службу Первой недели Великого Поста мы с Накаем перечитали в четыре дня, потом два дня Накаи проверял китайские знаки, а я этим временем воспользовался, чтобы написать в Москву письма благотворителям Л. А. Тихомирову , В. Г. Дудышкину, Я. Е. Епанешникову, с приложением полученных из Кёото фотографий оконченной постройки храма, которому ныне недостает только иконостаса и колоколов, ожидаемых из Москвы. Написал еще московскому сотруднику Миссии, о. Благоразумову, чтобы похлопотал о пожертвовании кем-нибудь облачений для Кёото, и архиерейского облачения из серебряной позолоченной парчи для здешнего Собора, так как нынешнее мое воскресное уже износилось. – Приготовленную к печати службу посылали для сметы в две типографии; нашли более выгодным заказать печатать в той же, где доселе печатались. Будет стоить 452 ены 50 сен, и исполнят заказ в пятьдесят дней – скорее этого никак не берутся (в другой полагали сто дней). Значит, разослать напечатанную службу по Церквам до Первой недели никак нельзя, к глубокому нашему сожалению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

X. Диссертация и вообще монографии по предметам, входящим в объём нравственного богословия Особенно много содействовали росту рассматриваемой нами науки у нас – в России ученые диссертации, время от времени появлявшиеся и посвященные специальному выяснению тех или иных нравственных вопросов или близко с ними соприкосновенных. Эти произведения важны потому, что их авторы, большею частью знакомые всесторонне не только с русскою, но и с иностранною литературами по исследуемым ими вопросам, обыкновенно сообщают в своих трудах, так сказать, последнее слово науки... Отсюда добытые ими результаты большею частью могут быть смело положены в основу выяснения тех отделов данной науки, каких они касаются. Об исключениях в настоящем месте не говорим, хотя они и есть. К некоторой, хотя бы и краткой, характеристике таких диссертаций рассматриваемого нами периода времени и перейдем. Располагаемые в хронологическом порядке диссертации принадлежат: А. Ф. Гусеву , Ф. Ф. Гусеву, А. П. Мальцеву, В. С. Соловьеву , А. А. Бронзову , Н. Г. Дебольскому , Д. И. Тихомирову , о. Антонию (Храповицкому) , г. Н. Ланге, С. П. Никитскому, г. И. Невзорову, А. Ф. Гусеву , Я. С. Элпидинскому, г. Н. Страхову, Н. П. Архангельскому, г. М. Селезневу, о. Сергию (Старогородскому), И. В. Попову , о. И. К. Лабутину, П. П. Пономареву, г. Ф. Зелепугину, Д. П. Миртову и г. Н. Егорову, с одной стороны (I), и – А. Н. Надеждину, о. П. Д. Городцову, о. Г. П. Вышеславцеву, Л. И. Писареву , о. Т. И. Буткевичу , г. А. Кремлевскому , о. Палладию, о. Иннокентию, А. А. Бронзову , г. А. Соколову и иным, с другой (II). I. a) Проф. А. Ф. Гусеву принадлежит магистерская диссертация: «Нравственный идеал буддизма в его отношение к христианству» (Спб. 1874 г.). Кроме «предисловия», в книге пять глав: религиозно-нравственные воззрения индийцев, предшествующая буддизму (1); личность основателя буддизма и его биография (2); религиозно-теоретическое учение буддизма (3); религиозно-нравственное учение буддизма (4); сопоставление буддийского нравоучения с христианским (5)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Вергежа Коломенск. Веретеа Будковск. 334. 345 Веретея Тигодск. Солетцк. Веретейка Гдитцк. Верехлици Городенск. 257. 261 Верейцино Лусск. Верховье на Тосной Тигодск. Верхутно над оз. Верхутн. сельцо Будковск. 287. 325. 355 Веряжкино Тесовск. Кречневск. Лусск. Городенск. Вешки на Волхове Солетцк. Веселица Тигодск. Витино Будковск. Витково Тесовск. Вогостино Городенск. Водосы, на р. Водосе, село Грузинск. Вожков, поч. Будковск. Волкино Тесовск. Волкино на Веенке Будковск. Волмосы, поч. Солетцк. Волыни Сабельск. Воргуша, пустошь Городенск. Воронец Заверяжье Водосы на Волхове Грузинск. Воронино Сабельск. Воронино над оз. Ворониным Городенск. Вороново (Воронкино) Лусск. Ворота на р. Аредежи, меж Онтова и Будковск. оз. Будковск. 287. 303. 348 Ворошкино Солетцк. Вотолкино Городенск. Вошково Кречневск. Вошково-Стрелка Переездовск. Лусск. Вревка Городенск. Тесовск. Кречневск. Городенск. 202. 245. 248. 250. 259 Выляги Тигодск. Выползово Переездовск. Выскидни Спасск. 93. 96. 105 Выскидне на Горке Высокое Лусск. Высокое на Луге Передольск. 160. 162 Вычелопок Городенск. Ветка над рч. Веткою Пидебский Вейно над р. Вейною Будковск. Вязова Городенск. Вязовой, поч. Солетцк. Вязсковичи Городенск. Гарища Заверяжье Сабельск. Гарели Гдитцк. Солетцк. Сабельск. Гверезна (Сверезна – 296) Будковск. 281. 301. 296 Гверестно Тигодск. Гдитцкое, сельцо на пог. Гдитцк. Глазово Городенск. Глиница Петровск. Глубокое у Тосны, в верх. Тигодск. Глутища Лусск. Глутница Городенск. Глухово Хрепельск. Передольск. Глушица Грузинск. Глушица, на р. Глушице Коломенск. Глушковичи на р. Луге Передольск. Глебово Спасск. Гобжыца на Аредежи Будковск. Гоголино 288. 297. 322 Годенково Передольск. Голешино 169. 173 Головское Сабельск. Голодово Кречневск. Голчанов Остров Грузинск. Гонново над оз. Онтовым Будковск. Сабельск. Гора над оз. Оредежом Будковск. 285. 307. 354 Гораздица Кречневск. Горбуново Петровск. Горбыня на рч. Кусыне Солетцк. Гористици Лусский Гористицы (Горстицы) Городенск. 245. 218 Горици Будковск. 287. 308

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Всяка премудрость от Господа, и с ним есть во век ( Сир.1:1 ). Книжное учение солнца светлейшее есть. (Из старинных прописей). I Еще летом 1893 года в Московской духовной академии распространился слух, что архиепископ Тверской, высокопреосвященный Савва, намерен принести в дар академии большую часть своей обширной и богатой библиотеки. Слух этот не замедлил подтвердиться, и вскоре, по предложению высокопреосвященного Саввы, советом академии был командирован в Тверь профессор Иван Николаевич Корсунский «для личного обозрения библиотеки на месте и для выбора книг и рукописей, полезных и потребных академии». 1 Приехав в Тверь, И. Н. отметил в библиотеке высокопреосвященного наиболее важные, нужные и полезные для академической библиотеки издания, а для более внимательного и обстоятельного рассмотрения всего, подлежащего выбору, с соизволения высокопреосвященного Саввы, взял с собою в Сергиев посад каталог библиотеки. Здесь, просмотрев каталог, он пополнил и увеличил выбор, сделанный им в Твери, а приглашенный для содействия ему автор настоящей статьи увеличил список отмеченных книг еще многими такими изданиями, которые хотя и имелись уже в академической библиотеке, но которых имеющегося экземпляра было для академии крайне недостаточно. Таким образом, к концу 1893 г., было предназначено из библиотеки высокопреосвященного Саввы для академической библиотеки 6147 названий из общего числа 8607 названий, значившихся по каталогу. Высокопреосвященный Савва не только милостиво согласился на столь значительный выбор, но еще предоставил академии и имеющиеся у него, но не значившиеся в каталоге издания Православного Палестинского Общества и Общества любителей древней письменности и искусства и, кроме того, книги, поступившие в его библиотеку после составления каталога. Когда выбор книг был кончен и список их доставлен высокопреосвященному, он тотчас же составил и засвидетельствовал нотариальным порядком духовное завещание, которым предоставил в собственность Московской духовной академии все отмеченные ею из его библиотеки книги, и подлинное завещание препроводил в совет Московской духовной академии при следующем официальном заявлении от 4-го февраля 1894 г.:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Из академической жизни. Почетный член Московской Духовной Академии заслуженный профессор Павел Иванович Горский-Платонов († 21 октября 1904 г.) Источник 21 октября сего 1904 года в 10 часов в своем доме в Сергиевом Посаде скончался, после продолжительной и тяжелой болезни, на 70-м году своей жизни заслуженный профессор Московской духовной Академии и ее почетный член Павел Иванович Горский-Платонов 1 . Покойный принадлежал к числу даровитейших питомцев старой Академии, т.н. «платоновцев» и, как таковой, немедленно же по окончании курса (1858 г.) был оставлен при академии бакалавром. С самого начала своей профессорской деятельности и до конца службы он принадлежал к числу блестящих преподавателей и энергичнейших деятелей Академии. Помнящий традиции Филаретовской эпохи и лично большой почитатель учебных и педагогических идей знаменитого Московского святителя, он не оставался чужд и всему новому, что нарождалось с изменявшимися временами и открывавшимися новыми горизонтами, потребностями и запросами. Он оставил академическую службу пробыв на ней 37 лет, и однако он уходил совершенно свежим человеком, сохранившим все научные, общественные, литературные и политические интересы столь же живо, как немногие из его сравнительно гораздо младших сослуживцев. Глубокий специалист своего предмета (Еврейский язык и Библейская археология), он имел громадный успех в аудитории и производил большое впечатление в широких кругах читающей России своими, правда, довольно немногочисленными, но составленными с замечательным знанием дела, большим одушевлением и всегда с элементом острой и даже ядовитой критики, литературными трудами. Перу покойного принадлежат следующие сочинения. 1 .     «Иерусалим в настоящую минуту». (Статья 2 СПБ. Ведом. 1863 г. 9). Прибавления к изданию святых отцов, в русском переводе за1863 год, ч. 22. 60–78. 2 .     Разбор учения Дарвина о происхождении видов в царствах животном и растительном. Статья Фрошаммера 3 в Athenäum 1862 г. 1 В. З. Hegt. Ibid. за 1864 год. ч. 23, 245–354.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Из Тоокёо в Мацуяму 28–29 июля. В 3 ч. 30 м. 28 июля мы выехали из Тоокёо в Мацуяму, на освящение вновь устроенной нашей церкви. На вокзале «Симбаси» собрались к этому времени владыка-архиепископ, я, посольский протоиерей о. Петр Ив. Булгаков, американский епископальный священник Г. С. Джефрис, воспитанник Кагара, иподиакон Исида, наш слуга Иван... Компания не малая! – Смотря по вкусам, а еще более по карманам, наша компания распределилась по всем трем классам. Мы с владыкой уселись в вагон I класса, имея в душе намерение ночью хоть сколько-нибудь и поспать. А сидеть в вагоне предстояло ровно 24 часа! Желание «поспать» поэтому вполне понятное. Ливень, а не дождь, послал нам последний привет с Тоокёо. Но как всякий ливень, он продолжался недолго. Опять засияло солнышко. И лишь не стало той невыносимой жары, по какой мы добирались до «Симбаси». Полетели пред нашими глазами рисовые поля, хвойные деревья... Пересохшие реки, покрытые зеленью горы, постоянные селенья, богатая растительность... Налево то появляется, то опять скрывается море... Летят одна за другой станции, и лишь на больших получаем возможность постоять у вагона и хотя несколько размять ноги... Непривыкшее ухо с трудом переносит выкрикивание торговцев: «бенто-бенто», «о-ча» и т. п. Но -раздается свисток, и мы мчимся далее! В вагонах, и даже у нас, теснота страшная. Сидим плечо к плечу. А приближается и ночь. Как же спать-то будем?.. – На наших глазах «счастливцам» уготовляют постели; но стоимость спального места не по миссионерскому карману. Приходится выжидать, что нам останется... И вот наступила томительная ночь!.. Спать хочется, а спать нельзя... Сидим и дремлем сидя... Владыка, при малейшей попытке устроить его хоть сколько-нибудь удобнее, сердится... Приходится сидеть, как старец старается заснуть, облокотившись на футляр от митры... На мое счастье ушла с 2 ч. ночи толстая-претолстая «тетенька» и с ее уходом я получил себе еще два места (по крайней мере!), и сокративши свою длину наполовину, я заснул часа на два.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Тщательное обследование Писцовой книги Водской пятины 1500 г. дало уже нам возможность предложить на ученый суд свое мнение о погостах новгородских в нашей диссертации: «Черты Церковно-Приходского и монастырского быта в П. кн. Водской пятины 1500 г.», Спб. 1995. В настоящее время, проверив свой прежний материал вновь обследовав материал писцовых книг пятин Деревской (1495 г.) и Шелонской (отрывки, ок. 1498 г.), мы находили бы возможным поделиться со специалистами вопроса своими выводами, прежними в своих главных чертах, но новыми в своих частностях, по вопросу о новгородских погостах. В Деревской пятине мы нашли описание 61 погоста и 5 волостей (Новгор. Писцовыя книги, тт. 1 и 2). В Водской пятине – указание на 59 погостов, из коих описание двух утеряно (Новгор. Писц. книги, т. 3; Врем. Имп. Общества Ист. и Древн. кн. 11 и 12). В Шелонской пятине из 63 названий погостов и 4 – городов для нас сохранились с описанием 15 погостов и 1 город, и 3 погоста известны по отрывкам описаний. Материал, имеющийся в нашем распоряжении без сомнения настолько обилен, что мы полагали бы возможным, опираясь на него, дать возможно точный ответ на вопрос: что называлось в новгородской области погостом 1 ( и волостью). Итак, что же разумелось в конце 15 столетия под словом «погост»? Мы берем из Писцовой книги описание первого, попавшегося под руку, погоста Коломенского. Читаем: «В Коломенском погосте великого волость «новосведеная» 2 (1, 71); «в Коломенском же погосте за поместьщикы» (1, 78); «в Коломенском же погосте деревни монастырские» (1, 93); «в Коломенском же погосте деревни своеземцовы» (1, 99). Ясно, что все эти земли – оброчные, поместные, монастырские, своеземцевы описываются как составные части одной административной единицы – округа, в данном случае – округа – Коломенского погоста; и, следовательно, погост, прежде всего – административная правительственная единица, округ. В пяти случаях в Деревской пятине (Стерж, Морева, Велина, Лопастицы, Буец) в границах такого округа находились лишь вел. князя деревни, – принадлежавшие прежде одному владельцу, бывшие его волостью; за этими округами сохранилось название «волостей» и в Писцовой Книге [волости: Аркажа монастыря: 2, 689, 784, Юрьева монастыря: 2. 806, кн. Феодора Бельского: 2, 703, 736].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010