Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Васильцев Всеволод Степанович; 23.05.1928, с. Мидск Волынского воеводства, Польша (ныне Ровенская обл., Украина) - 21.11.1998, Кировоград, Украина), архиеп. Кировоградский и Александрийский. Из семьи священника. Начальное образование получил в польск. школе. В 1947 г., по окончании школы в с. Тучин, В. поступил в 3-й класс Волынской ДС, в 1949 г.- в МДА, к-рую окончил в 1953 г. со степенью канд. богословия за соч. «Униатство в Юго-Западной Руси за время святительской деятельности Киевского митр. Петра Могилы». В 1953-1957 гг. преподавал НЗ, библейскую историю и церковное пение в Волынской ДС. В 1957 г. являлся регентом хора кафедрального собора г. Петрозаводска, в к-ром служил его отец, в том же году женился. В нояб. 1958 г. Астраханским еп. Сергием (Лариным) был рукоположен во диакона к ц. свт. Николая в г. Камышине Волгоградской обл. 18 окт. 1964 г. еп. Саратовским и Волгоградским Варфоломеем (Гондаровским) рукоположен во священника к Троицкому кафедральному собору Саратова. В 1965 г. назначен настоятелем Духосошественского собора Саратова. На новом месте служения о. Всеволод в короткий срок смог наладить приходскую жизнь, организовал один из лучших в епархии хоров, в этот период раскрылся проповеднический дар буд. архиерея. С сент. 1965 г. благочинный Саратовского округа, в 1967 г. возведен в сан протоиерея. В 1971 г. овдовел. В том же году после публикаций в саратовской прессе, направленных против прот. Всеволода и его отца, о. Всеволод был снят с регистрации и лишен места служения. Стараниями архиеп. Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского) конфликт с властями был улажен, и В. занял место священника Троицкого кафедрального собора Саратова, в 1973-1988 гг. вновь нес послушание благочинного Саратовского округа. В 1988 г. прот. Всеволод был одним из организаторов празднования 1000-летия Крещения Руси в Саратове, в том же году назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора Саратова, в к-ром организовал архиерейский хор.

http://pravenc.ru/text/150701.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Николай (Саяма), архиеп. Раменский. Фотография. Кон. 90-х гг. XX в. (Саяма Петр Дайроку; 22.11.1914, г. Тайхоку (ныне Тайбэй), о-в Тайвань - 26.08.2008, г. Самму, префектура Тиба, Япония), архиеп. Раменский. Род. в семье японского ученого-социолога, командированного на Тайвань (тогда - владение Японии). Вскоре после рождения сына его мать вместе с детьми вернулась в Японию, в г. Миядзу (близ Киото). Здесь Саяма Дайроку был крещен в правосл. храме с именем Петр. Когда его отец вернулся с Тайваня, семья переехала в Токио, где Петр Саяма окончил среднюю школу. Учился на богословском факультете Токийского ун-та. В 1941 г. окончил Токийскую ДС. С 1947 г. большинство правосл. приходов в Японии, находившихся после второй мировой войны под амер. оккупацией, находились в юрисдикции Митрополичьего округа в Северной Америке , неканонично объявившего себя самоуправляемым. В 1954 г. Петр Саяма поступил в главное учебное заведение Американской митрополии - Свято-Владимирскую духовную семинарию Православной Церкви в Америке в Нью-Йорке. Во время обучения, в окт. 1956 г., был рукоположен во диакона, в нояб. того же года - во иерея, назначен помощником настоятеля семинарского храма. Окончил Владимирскую ДС в 1959 г. В том же году выехал в Грецию для более глубокого изучения основ правосл. веры, посетил мн. храмы и мон-ри, в т. ч. на Афоне. Могила архиеп. Раменского (Саямы). Кладбище Гайдзин-боти г. Иокагамы. Фотография Могила архиеп. Раменского (Саямы). Кладбище Гайдзин-боти г. Иокагамы. Фотография В 1961 г. он вернулся в Японию и в авг. того же года, во время пребывания в Японии делегации, возглавляемой Пермским и Соликамским архиеп. Сергием (Лариным) , перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. 1 сент. 1962 г. принял монашеский постриг с именем Николай в Троице-Сергиевой лавре . 28 авг. 1966 г. в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде возведен в сан архимандрита Ленинградским и Ладожским митр.

http://pravenc.ru/text/2566014.html

Николай, архиепископ (Саяма Петр) Дата рождения: 22 ноября 1914 г. Дата смерти: 26 августа 2008 г. Дата хиротонии: 10 декабря 1967 г. Дата пострига: 1 сентября 1962 г. Страна: Япония Биография: Архиепископ Раменский Николай (в миру Саяма Петр Дайроку) родился 22 ноября 1914 г. в г. Тайхоку (ныне Тайбэй), на о. Тайвань, куда был послан для работы из Японии его отец, по специальности социолог, со всей семьей. Вскоре после рождения сына мать вместе с детьми вернулась в Японию и поселилась в г. Миядзу, близ Киото, где в православной церкви был крещен будущий иерарх с наречением имени Петр. Затем вся семья переехала в Токио, где Петр учился в средней школе и уже тогда имел твердое решение стать православным священником. По окончании школы он поступил в университет на богословский факультет. В 1941 г. окончил Токийскую духовную семинарию под руководством митрополита Сергия (Тихомирова) и хотел продолжить богословское образование, но этому помешали военные действия. После окончания Второй мировой войны большинство православных приходов в Японии оказались в юрисдикции Американской митрополии, и в 1954 г. Петр Саяма был направлен в Нью-Йоркскую Владимирскую семинарию. В октябре 1956 г. рукоположен во диакона, а в ноябре того же года во пресвитера и назначен помощником настоятеля семинарского храма. В 1959 г. окончил семинарию и, желая глубже изучить основы православной веры, направился в Грецию и прожил в Афинах полтора года, побывав во многих храмах в Греции и на Афоне. В 1961 г. вернулся в Японию и в августе того же года во время пребывания в Японии делегации, возглавляемой архиепископом Сергием (Лариным), перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1962 г. приехал в Россию. 1 сентября в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Николай. 28 августа 1966 г. в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) возведен в сан архимандрита. 8 сентября назначен благочинным церквей Московского Патриархата в Японии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198557...

Храм Чуда в Хонех (Норское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский храм Кирпичная пятиглавая церковь с трапезной и стройной шатровой колокольней, с декором в духе кон. XVII в. Освящена в 1748. Второй престол в алтаре Благовещенский, в трапезной Казанский и Никольский приделы. В советские годы не закрывалась - одна из немногих в Ярославле и его окрестностях. Содержание История [ править править код ] По архивным данным деревянная церковь Архангела Михаила была упомянута в 1637 году. По устным преданиям храм сгорел и на его месте в 1748 году был построен храм каменный. Этот храм сохранился в своём прежнем виде и капитально не перестраивался. По устным преданиям храм был крестьянским и бедным. Вокруг храма находится ограда. В ограде находится погост. Кресты на могилках были уничтожены в 40х – 60х годах XX века жителями посёлка. По рассказам известно, что в XX веке в храме находилась община монахинь. Росписи храма созданы в IXX веке. Обновлялись в XX веке, но разными художниками. В 1998 году были промыты фрески. По устным преданиям икона Казанской Божией Матери находящаяся в иконостасе Казанского алтаря находилась в деревянном храме, была обретена после пожара в пепелище и установлена в нынешнем храме. В 1999 году икона была реставрирована в Толгском монастыре. Согласно рассказам прихожан храм пытались закрыть дважды: в 30х и 60х годах. Храм имеет четыре престола. Сведений о времени освящения и переосвящения престолов нет. Главный престол храма в честь праздника Чуда Архангела Михаила в Хонех. Антиминс освящён 24 апреля 1967 года Архиепископом Ярославским и Ростовским Сергием (Лариным). Празднование 19 сентября. Центральный престол — в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Антиминс освящён святителем Арсением (Мацеевичем), Архиепископом Ярославским и Ростовским 19.08.1786 года в царствовании императрицы Екатерины II. Празднование 7 апреля. Левый предел – в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Антиминс освящён Архиепископом Можайским Леонидом (Поляковым), подписан им, как Архиепископом Ярославским и Ростовским 27.01.1963. Празднование 19 декабря и 22 мая.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Чуда_в_Хо...

Едва ли не главным героем переписки епископа Александра с патриархом Сергием стал бывший обновленческий иерарх — «епископ» Сергий (Ларин). После принесения покаяния в декабре 1943 г. он был принят в общение с Русской Православной Церковью в сане монаха и рукоположен сначала в иеродиакона, а затем в иеромонаха . В январе 1944 г. «ради послушания» иеромонах Сергий был направлен в командировку в Молотовскую епархию для оказания помощи в организации епархиальных пастырско-богословских курсов . Епископ Александр (Толстопятов), много пострадавший от козней обновленцев в 1930-е гг., крайне неприязненно относился к бывшим обновленческим «архиереям» и считал едва ли не духовной диверсией принятие их в Русскую Православную Церковь. Естественно, что отношения епископа Александра с иеромонахом Сергием (Лариным), которого сам епископ в Молотов не приглашал, сразу же не сложились. Преосвященный опасался, что участие столь известного бывшего обновленца иеромонаха Сергия (Ларина) в организации в Перми пастырских курсов может вызвать недоумение духовенства и потенциальных абитуриентов — верующих молодых людей. Чтобы не допустить дискредитации открываемых курсов, епископ Александр дал указание иеромонаху Сергию «не распространяться относительно своего обновленческого прошлого». Однако, вопреки благословению, иеромонах Сергий в общении с духовенством и мирянами г. Молотова не стал скрывать, что он «воссоединен из обновленцев». В частности, он охотно рассказал о своих «обновленческих заслугах» алтарной монахине Свято-Троицкого кафедрального собора, за что получил от епископа нарекание. Поведение иеромонаха Сергия (Ларина) свидетельствовало о его архиерейских амбициях и недовольстве скромным саном иеромонаха. На первой же архиерейской службе иеромонах Сергий демонстративно встал у святого престола справа от епископа, оттеснив схиигумена Кукшу (Величко) . Епископ Александр был возмущен поступком иеромонаха Сергия, так как лично пригласил отбывавшего ссылку в Молотовской епархии о. Кукшу на архиерейскую службу. При всем сослужащем духовенстве преосвященный был вынужден сделать иеромонаху Сергию внушение и велел встать на подобающее сану иеромонаха место .

http://bogoslov.ru/article/6192158

Вскоре между преосвященным Александром и иеромонахом Сергием (Лариным) возник новый инцидент. В Свято-Троицком кафедральном соборе г. Молотова и Молотовском епархиальном управлении бывший обновленческий «иерарх» появлялся в рясе с кандидатским академическим значком. Известно, что многие воссоединенные обновленцы, окончившие обновленческие учебные заведения, носили знаки дореволюционных духовных школ, в том числе академические значки, чем вызывали недоумение и протест духовенства со старым академическим образованием. Управляющим делами Московской Патриархией протопресвитером Николаем Колчицким епископу Александру и другим архиереям было дано разъяснение, что «академические значки, как присвоенные лицам, окончившим курс Духовных Академий: Московской, Петербургской, Киевской и Казанской, — могут употребляться только теми священниками, которые окончили курс духовных академий до 1918 года включительно, после которого академии, как таковые, уже не функционировали, и что лица, окончившие Богословские курсы, Богословский институт и Богословские академии после 1918 г., право на ношение академического значка не имеют» . Иеромонах Сергий скрывал, что в 1930 г. окончил обновленческую академию, возглавляемую Александром Введенским, и выдавал себя за выпускника Петроградского высшего богословского института, функционировавшего под управлением протоиерея Николая Чукова. Однако ложь иеромонаха Сергия быстро обнаружилась, так как епископ Александр (Толстопятов) сам окончил этот богословский институт и хорошо знал большинство его выпускников. Петроградский высший богословский институт был открыт в 1920 г. и сделал только два выпуска, из чего следовало, что иеромонах Сергий его окончить не мог. В итоге епископ Александр запретил о. Сергию носить кандидатский значок, что последний воспринял как личную обиду . В феврале 1944 г. епископ Александр решил избавиться от находящегося в Молотове бывшего обновленческого иерарха. Иеромонах Сергий (Ларин) был временно направлен епископом на приход в г. Лысьву, где из-за его поведения вскоре возникли серьезные нестроения.

http://bogoslov.ru/article/6192158

10 апреля 1945 года состоялась встреча Патриарха Алексия, которого сопровождали митрополит Николай и протопресвитер Н.Ф.Колчицкий, с главой Правительства И.В.Сталиным. На встрече обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью Церкви на завершающем этапе Великой Отечественной войны, расширением сети духовно-учебных заведений и церковно-издательской деятельностью. 9 мая, получив первое известие о капитуляции Германии, Патриарх Алексий обратился к пастве со словами радости о победе русского оружия: «Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, и православная Русь после беспримерных бранных подвигов... ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к самому источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру». Победа в Великой Отечественной войне, освобождение порабощенных народов Балкан от немецкой оккупации открывала возможность для упрочения братских сношений с Сербской, Румынской, Болгарской и Греческой Церквами. Благодаря посредничеству Патриарха Алексия пало средостение, разделявшее Болгарскую Церковь и Константинопольскую Патриархию. 21 февраля 1945 года Вселенский Патриарх Вениамин вместе с Синодом рассмотрел просьбу новоизбранного главы Болгарской Церкви - митрополита Софийского Стефана о снятии отлучения с болгарского клира и народа и признании болгарской автокефалии и уважил эту просьбу. С этих пор возобновилось каноническое общение Болгарской Церкви со Вселенским Православием. В апреле 1945 года в Болгарию отправилась делегация Русской Церкви во главе с архиепископом Псковским Григорием; визит содействовал укреплению братских уз между единоверными и единокровными славянскими народами. Одновременно в Югославию отправлена была другая церковная делегация во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным). Во время пребывания в Югославии епископа Сергия с Патриаршей Церковью воссоединилась большая группа русских священников-эмигрантов, находившихся ранее в юрисдикции Карловацкого Синода.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

На полях одной из рукописей Великого славословия из библиотеки собора читаем: «…Добрый день, Александр Платонович (Демидович, регент Курского кафедрального Сергиево-Казанского собора с 1957 по 1959 годы. С 1955 года и примерно до начала 1957 года работал суб-регентом (старшим певцом) у Владыки Сергия Ларина на астраханской кафедре – пометка М. С.)! Посылаю Вам партитуру Великого славословия Н. Г. Кравцова. Думаю, что Вам, певчим и молящимся понравится. От всей души желаю Вам, в день праздника Преображения Господня, угостить духовенство и молящихся Вашего храма новой мелодией песнопения Великого славословия, и не счесть за труд прислать мне Ваш отзыв о славословии Ишина и Кравцова. Будьте живы, здоровы, не болейте, не старейте и живите до ста лет. Протоиререй Петр Слюсарев. Привет певцам Вашего хора. Красногвардейск, Белгородской обл., Почтовая, 6. 25 июля 1964 года….» Даже при поверхностном взгляде на перечень исполняемых во время богослужения авторских песнопений хором Сергиево-Казанского собора за весь период советского и постсоветского периодов, (о том, что эти песнопения исполнялись, красноречиво подтверждают многочисленные регентские ремарки на нотных полях), можно утверждать, что профессиональный уровень соборного хора был высоким. Исполняемые музыкальные полотна Гречанинова, Чайковского, Кастальского, Шведова, Сидельникова, Рютова, Никольского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Архангельского (как и многих других авторов) требовали от коллектива наличия достаточных технических средств. В Курском епархиальном архиве хранится уникальный документ. Это дружеская переписка между архиепископом Сергием (Лариным) , занимавшим тогда Астраханскую кафедру, с епископом Курским и Белгородским Романом (Тангом) . Письмо датировано 12 марта 1959 года. Приведем часть письма (текст и орфография не изменены):  «…А Ваш хор (хор Сергиево-Казанского собора – пометка М. С.) я знаю отлично. Имел удовольствие в конце 1953 года служить в г. Курске, возглавляя литургию в день Ангела Вашего предшественника, Преосвященного Иннокентия. Руководил тогда хором настоящий музыкант и композитор, протодиакон Александр Гурьевич Житников. Они ис­полняли вокальную симфонию композиции А. Т. Гречанинова, как: " Внуши Боже " , имеющую пять пропорций и ряд музыкальных форм, как полифонию в основном, гомофонию, частично в характере фу­ги, легато и др. оттенков. Эта пьеса считается вершиной русской православной музыки и мировым шедевром. Правда, было маловато голосов. В хоре было всего 38 человек. А для такой вещи надо минимум 70-80 человек. Ее у меня в Ростове на Дону исполняли под управлением Коваленко в составе 103 человек. Но это так, к слову!»

http://bogoslov.ru/article/4506650

В дек. 1951 г. в Туле был арестован архиеп. Антоний, а Н. Кутепов привлечен к следствию в качестве свидетеля и в течение месяца находился под подпиской о невыезде, его ежедневно допрашивали. Хотя обвинение ему предъявлено не было, но с этого времени он рассматривался властями как политически неблагонадежный. В апр. 1952 г., еще до окончания семинарии, был уволен Тульским еп. Сергием (Лариным ; впосл. архиепископ) с должности секретаря архиерея и 2-го иподиакона Всесвятского собора Тулы «ввиду нецелесообразности его дальнейшего пребывания в составе работников Тульской епархии». Окончив семинарию в том же году, не был направлен ни на продолжение учебы в ДА, ни на служение в приходе. В кон. 1952 г. принят Вологодским и Череповецким еп. Гавриилом (Огородниковым ; впосл. архиепископ) на службу в Вологодскую епархию и назначен на должность сверхштатного псаломщика в Воскресенскую церковь г. Череповца. 12 июля 1953 г. рукоположен во диакона в безбрачном состоянии, зачислен в штат Казанской ц. в г. Устюжна Вологодской обл. В сент. того же года поступил на заочный сектор Ленинградской ДА. В сент. 1954 г. перешел на очное обучение в академии. В июне 1958 г. окончил Ленинградскую ДА с ученой степенью кандидата богословия за соч. «Высокопреосвященный Исидор, Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский» (издано в 2009). 13 авг. 1958 г. назначен Учебным комитетом при Синоде на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской ДС. 18 сент. того же года указом митр. Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) также был назначен сверхштатным диаконом Андреевской ц. Киева. 14 окт. 1959 г. рукоположен митр. Иоанном во иерея. 11 дек. того же года назначен инспектором Саратовской ДС с условием принятия монашества, и 20 дек. принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь св. воина Николая, мч. Севастийского (это был последний постриг в лавре перед ее закрытием советскими властями). 9 июня 1961 г. в связи с предстоящим закрытием Саратовской ДС и отсутствием преподавательских вакансий в др. оставшихся семинариях Н. решением Учебного комитета поступил в распоряжение Саратовского архиеп. Палладия (Шерстенникова ; впосл. митрополит).

http://pravenc.ru/text/Николай ...

Вечерами он импровизировал на лютне и исполнял в домашнем кругу на память мн. арии из опер. В доме Ж. собирались солисты музыкально-драматического театра, художники. Как боевой офицер он на равных общался с представителями светской власти. В 1960 г. Рочев добился лишения Ж. регистрации в Сыктывкаре. Около года Ж. ездил с женой и детьми по всей стране в поисках места службы, но везде получал отказ. На Новодевичьем кладбище в Москве Ж. встретил Председателя Президиума Верховного Совета К. Е. Ворошилова, к-рый сказал, что в его стране нет «бродячих» священников,- и дал ему бумагу: «Священника Жохова принять в любой приход страны». В 1961 г. с этой бумагой он был принят архиеп. Сергием (Лариным) в Пермскую епархию в клир Троицкого кафедрального собора г. Перми. С 1975 г. исполнял обязанности ключаря собора. В 1978 г. по болезни вышел за штат, но в воскресные и праздничные дни помогал соборному причту за богослужениями. По свидетельству современников, Ж. был хорошим проповедником. В 1987 г. к конкурсу на лучший проект храма-памятника Победы на Поклонной горе в Москве представил свой чертеж, высоко оцененный комиссией. В 1993 г. по просьбе сыктывкарцев этот проект участвовал в конкурсе на лучшее архитектурное решение сыктывкарского храма во имя св. Стефана Пермского. Отпевание Ж. состоялось в Троицком кафедральном соборе Перми. Погребен на кладбище с. Усть-Качка Пермской обл. Надгробие на могиле выполнено в виде фигуры ангела. Ж. составил родословную потомственных дворян Жоховых по Костромской линии до XIV в. (хранится в фондах Костромского музея-заповедника), ее научный уровень высоко оценил председатель археографической комиссии РАН С. О. Шмидт. С 1966 по 1970 г. Ж. работал над циклом «Библейские открытки», помещая под каждым числом месяца собственный комментарий с краткими дневниковыми записями на очередную главу Библии - от кн. Бытие до Евангелия от Иоанна. Также Ж. работал над толкованием Апокалипсиса. Правосл. священник, Ж. был главным комментатором Библии в баптист.

http://pravenc.ru/text/182339.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010