Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОВИЙ Евстафьевич Сутормин (? - 23.01.1920, с. Шемонаиха, ныне город Восточно-Казахстанской обл., Казахстан), сщмч. (пам. 10 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Служил старшим фельдшером 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска. Был рукоположен во диакона братом жены З., Омским и Семипалатинским еп. Сергием (Петровым), к Воскресенскому храму г. Семипалатинска (ныне Семей). 11 июля 1911 г. рукоположен во иерея к церкви с. Верх-Ульбинского (Согра; ныне в черте г. Усть-Каменогорска). После смерти супруги в 1912 г. воспитывал один четверых младших детей. З. завершил строительство сельского каменного храма во имя свт. Николая, освящение к-рого состоялось 30 июня 1913 г. После 1917 г. храм был закрыт. К З. часто обращались люди за медицинской помощью, в к-рой он никому не отказывал. В 1919 г. З. согласился перейти на бедный приход в с. Георгиевка Семипалатинской обл., поскольку обремененный большой семьей священник, служивший там, просил перевести его на более богатый приход. В янв. 1920 г. З. гостил у сына Ивана в с. Шемонаиха, которое 23 янв. занял отряд красноармейцев. З. как священнослужителя схватили и вместе с другими задержанными отправили к месту казни. Ему отрубили голову, когда он снимал сапоги. Вместе с З. был убит его сын с женой и их 5-летний ребенок. З. погребен в общей безвестной могиле в бору под Шемонаихой. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Ист.: Омские ЕВ. 1911. 16; 1913. 19. В. В. Королёва Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/199819.html

Для многих он более известен как Сергий Пражский. Владыка Сергий (Королёв), архиепископ Казанский и Чистопольский, духовно окормлял русских эмигрантов в Чехословакии в трудные для России времена. В Праге он провел 24 года своей жизни, нес архиерейское служение в странах Западной и Средней Европы. Подвиги и труды владыки имеют огромное значение для нас и сегодня. Архиепископ Сергий (Королёв) Духовная миссия в эмиграции 18 января 1881 года в многодетной купеческой семье Королёвых, проживавшей на улице Большая Пресня в Москве, родился сын Аркадий. Именно ему впоследствии суждено будет стать владыкой Сергием Пражским, архиепископом Казанским и Чистопольским. А в те дни, вскоре после рождения мальчика, большая семья осталась без своего кормильца умер отец семейства. Детство будущего архиерея прошло в Москве, потом семейство Королевых перебралось в усадьбу под Москвой, в село Обольяново. Из-за недостатка средств юноша не мог поступить в коммерческое учебное заведение, поэтому свое обучение после школы он продолжил в Дмитровском духовном училище. Это противоречило традициям купеческого сословия, к которому принадлежал Аркадий, но отвечало его духовным стремлениям, так как еще с детства он был весьма религиозен. В 1896 году юноша продолжил обучение уже в Вифанской семинарии, а дальше была Московская духовная академия. В это же самое время, но двумя курсами старше, в академии учился будущий Патриарх Алексий I (Симанский). Молодые люди были знакомы друг с другом и дружили. Тогда еще Аркадий Королев не думал о священстве он собирался стать преподавателем в каком-либо духовном заведении. Однако после выпуска из академии в 1906 году оказался в Яблочинском монастыре на Холмщине, что на границе с Польшей, где наместником был его друг по академии – отец Серафим (Остроумов) . По своему темпераменту будущий владыка Сергий был очень общительным и активным молодым человеком, о монашестве он тогда даже и не помышлял. Однако именно миссионерско-просветительская направленность Яблочинского монастыря, а также знакомство с епископом Холмским Евлогием (Георгиевским), сразу же ставшим его духовным отцом, решили все. И уже в следующем 1907 году сам владыка постригает Аркадия в монашество, нарекая Сергием, а еще спустя год рукополагает во иеромонахи.

http://pravoslavie.ru/105114.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ Николаевич Юренев (8.12.1887, Витебск - 1937, Карагандинская обл., Казахстан), мч. (пам. 7 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из дворянской семьи. В 1910 г. окончил юридический фак-т С.-Петербургского ун-та. Работал секретарем Витебского окружного суда, был избран городским судьей Витебска. В мае 1920 г. арестован советскими властями и выслан из Витебска. Поселился в Твери (в 1931-1990 - Калинин) и, поскольку юридическая деятельность была для него закрыта, работал статистиком-экономистом в городском отделе здравоохранения. 15 марта 1936 г. арестован, заключен в тюрьму Калинина. 8 мая обвинен «в участии в контрреволюционной церковной организации» и в срыве мероприятий советской власти. Виновным себя не признал. 27 авг. 1936 г. приговорен ОСО НКВД СССР к 3 годам лагерей и направлен в Карагандинский ИТЛ (Карлаг), где работал экономистом. В нач. сент. 1937 г. арестован и обвинен в том, что, «отбывая наказание в Карлаге НКВД, входил в состав контрреволюционной группировки, именуемой «истинно-православная церковь», принимал участие в периодических сборищах этой группы, занимался распространением провокационных слухов среди заключенных и контрреволюционной агитацией», совершал обряды, «в том числе и панихиды по Николаю Романову». 20 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу вместе с Елецким архиеп. сщмч. Сергием (Зверевым) , со свящ. сщмч. Василием Красновым , с прот. сщмч. Николаем Романовским и с его сыном Антонием. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ России по Тверской обл. Д. 18965-С; Архив Управления ДКНБ РК по г. Алматы и Алматинской обл. в г. Талдыкоргане. Д. 0594. Игум. Дамаскин (Орловский), В. В. Королёва Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/164187.html

16 янв. 1920 г. отбыл в К-поль, 15 февр. переехал в Белград, затем в Сремски-Карловци. Проживал в мон-ре Гргетег . В авг. того же года участвовал в составе серб. делегации в конференции «Вера и церковное устройство» в Женеве. С сент. преподавал Закон Божий в Донском Мариинском ин-те благородных девиц, размещенном в г. Бела-Црква. Послал доклад о Женевской конференции председателю ВВЦУ ЮВР митр. Антонию (Храповицкому). В письме Е. предложил митр. Антонию создать организационную структуру Русской Церкви за границей. 15 окт. 1920 г. на прошедшем в Севастополе заседании ВВЦУ ЮВР Е. был назначен управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе с правами епархиального архиерея. Сообщение об этом Е. получил только в дек. того же года, когда ВВЦУ ЮВР было уже эвакуировано в К-поль. 24 янв. 1921 г. митр. Антоний подтвердил в указе об учреждении Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ), что до восстановления отношений со Всероссийским Патриархом Е. вверено управление всеми западноевроп. рус. приходами, включая приходы в Софии и в Бухаресте; проч. же рус. церкви за границей - на Балканском п-ове и в Азии - подлежали юрисдикции ВЦУЗ. Ввиду этого настоятель рус. посольской ц. в Париже прот. Иаков Смирнов подал Петроградскому митр. сщмч. Вениамину (Казанскому) , в ведении к-рого находились западноевроп. приходы, рапорт с просьбой подтвердить назначение Е. 8 апр. Патриарх свт. Тихон в указе на имя Финляндского архиеп. Серафима (Лукьянова) предписал считать русские правосл. церкви в Зап. Европе под управлением Е. вплоть до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом. 26 апр. 1921 г. Е. вступил в должность управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе. В мае переехал в Берлин. В Германии Е. организовал возвращение верующим закрытых во время первой мировой войны рус. правосл. храмов, способствовал созданию новых правосл. общин в лагерях рус. военнопленных и в поселениях беженцев из России. В июне 1921 г. принял участие в рус. монархическом съезде в Бад-Райхенхалле. В июле заочно избран в состав ВЦУЗ, переехавшего в Сремски-Карловци. В нояб.-дек. участвовал в работе Русского Всезаграничного церковного Собора (см. Карловацкий Собор ). Разошелся во мнениях с большинством участников Собора по вопросу о формулировке и порядке голосования воззвания о восстановлении монархии в России. Согласно Е., в воззвании было «две мысли: а) о монархии и б) о династии. На первой мысли мы все согласились, ибо она была представлена в церковном освещении, вторая мысль - чисто политическая - встречает наше разногласие». Вместе с архиеп. Анастасием (Грибановским) , епископами Вениамином (Федченковым) , Аполлинарием (Кошевым) , Сергием (Королёвым) и еще 29 участниками Собора выступил с заявлением об отказе от голосования по этому пункту. Митр. Антоний считал, что вопрос о династии, напротив, можно квалифицировать как «моральный, нравственный, а следовательно и чисто церковный». Сторонники Е. оказались в меньшинстве.

http://pravenc.ru/text/187191.html

В 1-й пол. 1925 г. сложилась конфликтная ситуация между членами моравских филиалов и пражским руководством Чешской религ. правосл. общины. 6 мая духовенство чеш. и моравских филиалов направило в Президиум Совета министров и в Мин-во образования и народного просвещения ЧСР письмо, в к-ром на основании ряда документально подтвержденных фактов выдвигало требование лишить архиеп. Савватия статуса настоятеля общины, а его секретаря протопр. Милоша Червинку - должности председателя общины. После проведенного расследования мин-во признало это требование обоснованным, поскольку были выявлены нарушения уставной процедуры создания общины и выборов архиеп. Савватия. 22 нояб. 1925 г. в г. Ческа-Тршебова было проведено общее собрание членов Чешской религ. правосл. общины, на к-ром были переизбраны ее руководящие органы. Новым духовным руководителем общины стал Г. Собрание приняло постановление о признании единственно законной на территории ЧСР канонической юрисдикции СПЦ. Через месяц Гос. управление культами при Мин-ве образования и народного просвещения ЧСР утвердило результаты собрания. 23 февр. 1926 г. делопроизводство и архив общины были изъяты у архиеп. Савватия и переданы Г. Не имея в Праге храмов в своем подчинении, Г. по договоренности с еп. Сергием (Королёвым) , настоятелем рус. эмигрантского прихода, стал совершать с 20 июня 1926 г. богослужения на чеш. языке в Успенском храме на пражском Ольшанском кладбище. В 1926-1927 гг. Г. вел борьбу за признание права на гос. заработную плату (лат. congrua) за подведомственным ему правосл. духовенством. 17 июля 1928 г. постановлением Правительства ЧСР «О выплате заработной платы духовенству» правосл. Церковь в Чешских землях, Словакии и Подкарпатской Руси была признана конгруальной (право на гарантированную материальную поддержку гос-ва, пенсионное страхование, дотации на обучение детей, ежегодный отдых, лечение и т. д.). В 1927 г. Г. начал подготовку к учреждению Чешской правосл. епархии. 15 апр. 1928 г. Синодальный совет Чешской религ. правосл. общины одобрил проект Устава епархии. 12 марта 1929 г. Устав был утвержден Свящ. Синодом СПЦ, а 6 июня 1929 г. одобрен Мин-вом образования и народного просвещения ЧСР. 22 сент. того же года в Оломоуце состоялось собрание, заявившее об офиц. учреждении епархии и избравшее Г. ее главой. 5 июля 1930 г. полномочия Г. как главы Чешской правосл. епархии были подтверждены Советом министров ЧСР. По инициативе Г. местные филиалы Чешской религ. правосл. общины были преобразованы в самостоятельные приходы, и к 1931 г. в составе его епархии было уже 11 местных общин, из к-рых 9 находилось в Моравии. Каноническая власть Г. в соответствии с Уставом епархии распространялась на правосл. население исторических Чешских земель (т. е. на Чехию, Моравию и чеш. Силезию).

http://pravenc.ru/text/166169.html

Не менее насыщенной была и духовная жизнь семьи Васнецовых в Праге. Михаил Викторович активно включился в работу «Братства для погребения православных русских граждан и содержания в порядке их могил в Чехословакии», был его секретарём. Он считал деятельность Братства настолько важной, что возвращался к этой теме и после его ликвидации в 1951 году. Ольга Васильевна принимала деятельное участие в жизни основанного Владыкой Сергием Православного Подворья, много трудилась на его благо: шила облачения, писала иконы, пела в церковном хоре не только в Праге, но и в других городах. Именно её стараниями были записаны, а впоследствии отредактированы и подготовлены к изданию беседы Владыки Сергия. Вполне логичным продолжением этой деятельности станет призвание Михаила Васнецова к священному служению. В конце 1932 года Владыка Сергий рукоположил его во диакона, а иерейская хиротония была совершена Митрополитом Евлогием 12 (25) июня 1933 года, на Вознесение Господне. Первым местом, куда иерей Михаил регулярно ездил служить, был Пршибрамский православный приход. Большой вклад в его организацию внесли русские студенты, проходившие обучение в Пршибрамской Горной академии. День Вознесения Господня 12/25 июня 1933. День рукоположения Михаила Васнецова во иерея. Сидят слева направо: архимандрит Никон (Граве), Епископ Сергий (Королёв), Митроролит Евлогий (Георгиевский), архимандрит Исаакий (Виноградов). Стоят: иерей Михаил (Васнецов), прот. Алексей Ванек, диакон Вячеслав Башек, иеромонах Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховский, впоследствии архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Прага — Ник. Подворье 1 октября 1933 года Владыка Сергий предложил отцу Михаилу с семьёй поселиться в Подворье, на улице Maiselova 8. Именно тогда эта небольшая квартирка недалеко от храма св.Николая, что на Староместской площади, стала настоящим духовным православным центром. Дверь комнаты, в которой жил о. Михаил с семьёй, в буквальном смысле была всегда открыта для всех желающих. Здесь проводились беседы, лекции, приходские собрания, читались акафисты, совершались молебны и панихиды. Люди приходили к батюшке за советом и духовным наставлением, а то и просто для душевного общения, которого многим так не хватало на чужбине. Нередко в Подворье обедали десятки человек, чай пили по 120 человек и более. И всем хватало не только места, но и душевного тепла, в чём, несомненно, была огромная заслуга Ольги Васильевны.

http://radonezh.ru/analytics/svyaschenni...

Весной 1926 г. по благословению Пражского еп. Сергия (Королёва ; впосл. архиепископ) поступил в открывшийся в Париже Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского , был принят сразу на 2-й курс. 20 февр. 1927 г. пострижен митр. Евлогием (Георгиевским) в монахи с именем Исаакий в честь прп. Исаакия Далматского. 24 февр. рукоположен митр. Евлогием во диакона. 1 июля 1928 г., по окончании Богословского ин-та, рукоположен митр. Евлогием во иерея и определен к храму во имя свт. Николая Чудотворца в Праге. Стал ближайшим помощником еп. Сергия (Королёва). Пользовался большой любовью и уважением прихожан. Посещал с пастырскими поездками рус. общины в др. городах Чехословакии. Преподавал Закон Божий в пражской рус. гимназии, занимался организацией детского летнего лагеря. Читал лекции по богословию и нравственному воспитанию. Участвовал в объединении рус. офицеров в эмиграции - Русский общевоинский союз (РОВС), читал лекции на организованных РОВС курсах. 15 февр. 1933 г. возведен митр. Евлогием в сан игумена, 14 янв. 1936 г.- в сан архимандрита. В том же году стал настоятелем новопостроенного храма в честь Успения Пресв. Богородицы на Ольшанском кладбище Праги. Во время второй мировой войны призывал паству к сбору пожертвований для рус. населения, скрывал от оккупационных властей евр. семьи, помогал бежавшим военнопленным. В янв. 1944 г. избран главным священником РОВС. После вступления в мае 1945 г. в Прагу советских войск отслужил вместе с еп. Сергием благодарственный молебен. Отказался выехать в англо-амер. оккупационную зону. Был арестован в Праге органами контрразведки СМЕРШ и 24 мая вывезен в СССР и заключен в тюрьму НКВД 4 во Львове. И. был обвинен в том, что, «проходя службу в армии Деникина и Врангеля, принимал непосредственное участие в боях с Красной Армией. Состоял членом «Галлиполийского землячества», а затем РОВС. За заслуги перед русской эмиграцией был назначен главным священником РОВС, читал лекции на Высших военных курсах. На протяжении 24 лет систематически проводил среди эмигрантов и народов Европы активную контрреволюционную деятельность, направленную на свержение Советской власти».

http://pravenc.ru/text/674780.html

28 июня 1921 г. Патриархом Тихоном и Свящ. Синодом РПЦ Е. был возведен в сан архиепископа и утвержден правящим архиереем Виленской и Литовской епархии. С этого времени он возглавлял правосл. архиереев в Польше, выступавших за сохранение единства с РПЦ. Это вызывало противодействие со стороны поддерживаемого польск. властями Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского ; с окт. 1921 Патриарший экзарх и управляющий Варшавской епархией, с янв. 1922 митрополит Варшавский). В сент. 1921 г. на состоявшейся в Гродно встрече с архиеп. Георгием Е. и еп. Владимир заявили о несогласии с его взглядами на неканоничное отделение правосл. епархий от РПЦ. 30 сент. в Вильно состоялось совещание Е. с епископами Владимиром и Сергием (Королёвым), на к-ром архиереи высказались за реорганизацию церковного управления с участием представителей православных приходов. 24 янв. 1922 г. под предлогом того, что официально г. Вильно не являлся польск. территорией, Е. не был допущен на 1-й Совет правосл. епископов в Польше, созванный архиеп. Георгием в Варшаве. На Совете предполагалось подписание «Временных правил» о взаимоотношениях правосл. Церкви и Польского гос-ва. Однако большинство правосл. епископов, несмотря на оказанное на них давление, отказались подписать этот документ. 12 марта Е., епископы Владимир и Сергий послали Патриарху Тихону доклад о январском Совете, охарактеризовав «Временные правила» как ставящие правосл. Церковь в Польше под контроль польск. властей и фактически вводящие ее автокефалию. В марте 1922 г. Польша приняла офиц. меры по включению в свой состав Виленского края. 29 марта Правительство Литовской республики, также претендовавшей на Вильно, признало Е. главой православных Литвы. После офиц. присоединения Вильно к Польскому гос-ву Е. получил право принять участие в работе состоявшегося в кон. мая 1922 г. в Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы мужской лавре 2-го Совета правосл. епископов в Польше, где обсуждалась ситуация, сложившаяся после ареста в Москве Патриарха Тихона. Это обстоятельство могло служить основанием для организации в церковной области самостоятельного высшего церковного управления. Е. вместе с еп. Владимиром подали офиц. заявление, в к-ром указали, что высшее церковное управление в Польше может быть организовано только Всепольским правосл. Собором, и призвали к его проведению, после чего покинули Совет.

http://pravenc.ru/text/189717.html

6 окт. 1943 г. Е. прибыл в Ростов-на-Дону и вступил в управление епархией. 31 дек. постановлением Свящ. Синода ему было указано именоваться «Ростовским и Таганрогским». Е. также было поручено «разрешать дела по Сталинской области» (ныне Донецкая обл. Украины). В Ростовской епархии за время нем. оккупации было открыто 243 церкви (в начале войны действовал только 1 храм). С весны 1944 г. началась постепенная гос. регистрация фактически действовавших приходов. Всего к концу войны было зарегистрировано более 50 приходских общин. В июне 1944 г. ростовский кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы официально был передан верующим. Здания храмов, как правило, находились в разрушенном состоянии. Так, в Рождественском соборе были повреждены кровля, живопись стен, утрачены иконостасы, разрушена колокольня, на хорах не было пола и перил. Восстановление церковных зданий осуществлялось силами верующих. Е. был участником Поместного Собора РПЦ 1945 г. , избравшего Патриархом Алексия I (Симанского). С 16 окт. по 29 нояб. 1945 г. возглавлял делегацию Московской Патриархии, направленную в занятую советскими войсками Маньчжурию для переговоров с правосл. архипастырями, находившимися в Китае. 26 окт. Харбинский митр. Мелетий (Заборовский) , Камчатский архиеп. Нестор (Анисимов) , Хайларский архиеп. Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский еп. Ювеналий (Килин) подписали в Харбине акт о воссоединении с Московской Патриархией. 8 нояб. 1945 г. в г. Оломоуце (Чехия) состоялось епархиальное собрание Чешской епархии, принявшее решение просить Сербскую Православную Церковь отпустить вдовствующую после мученической кончины в 1942 г. еп. сщмч. Горазда (Павлика) Чешскую епархию из своей канонической власти и благословить ее переход в подчинение РПЦ. С 10 по 14 янв. 1946 г. делегация Чешской епархии находилась в Москве, где проходили переговоры c Патриархом Алексием I. 14 янв. Патриарх подписал «Определение об условиях приема Чешской Православной Церкви в состав Московской Патриархии». В нем говорилось о создании на территории Чехословакии Экзархата Московской Патриархии с правами автономии в том объеме, к-рый был предусмотрен Уставом Чешской правосл. епархии 1929 г. Однако назначение в Чехословакию экзарха Московской Патриархии признавалось возможным лишь после получения согласия на это Сербской Православной Церкви. 20 марта 1946 г. Синод Сербской Церкви постановил, что «Патриарх Московский и всея Руси Господин Алексий может сейчас направить своего епископа в Чехословакию, дабы он временно принял церковные дела местной православной епархии, поскольку наша Сербская Православная Церковь ныне не может этого сделать». 5 апр. Свящ. Синод постановил назначить Е. экзархом Московской Патриархии с титулом «архиепископ Пражский и Чешский» с местопребыванием в Праге. В состав Экзархата были включены все правосл. приходы на территории Чехословакии, в т. ч. рус. приходы, ранее руководимые еп. Сергием (Королёвым) .

http://pravenc.ru/text/189719.html

Такое действие архп. Елевферия повлекло за собой трёхмесячное заключение его в католическом монастыре, откуда, по настоянию литовского правительства, был освобождён в апреле 1923 года и переселён на местожительство в Ковно. В октябре 1928 года он делал доклад в Москве митр.Сергию и Св. Синоду о состоянии церковной жизни в Польше. В ноябре этого же года он был возведён в сан митрополита за верность канонической правде. 24 декабря 1930 года назначен временно управляющим Западно-Европейскими приходами Русской Церкви, а 30 апреля 1931 года утверждён управляющим. На долю деятельности митрополита Елевферия выпала новая борьба за каноническую истину против евлогианского и карловацкого расколов, в которой он проявил особую энергию, мужество и непоколебимую верность Матери-Церкви. В этой напряжённой борьбе он провёл дни своей жизни до самой своей кончины, которая последовала после болезни менингита, 31 декабря 1940 года в г. Вильно. Отпет и погребён архиепископом Сергием (Королёвым) в Виленском Свято-Духовом монастыре. Митрополит Виленский и Литовский Елевферий в наше время, в последние десятилетия, по крайней мере, в истории Русской Православной Церкви является редким и цельным монолитом в той разрухе Российского заграничного и эмигрантского епископата, которая разрешила в своей среде создание расколов, уклонов, ориентаций, группировок. Он остался верен своей совести и архиерейской клятве и единственным устоем и маяком православия в Западной Европе и с честью оправдал доверие Русской Православной Церкви в лице её управителя митрополита Сергия и временного при нём Священного Синода. Сколько лет верующие и настоятели церквей в Западной Европе были спокойны за своё церковное будущее. Их взоры были постоянно устремлены в тот город, древние стены которого охраняли его покой. Город Вильно стал ему родным. Как кормчий был он на той высоте хранения правды Божией, которая постоянно укрепляла его и особенно в моменты потрясения церковных устоев, церковного покоя и единства его с Православной Церковью Великой России.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010