Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) Иона Пантелеймонович (1879 - 1968), поэт, публицист, издатель, лидер движения «голгофских христиан» ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРВАРА (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 1918), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРВАРА (Трофимова Валентина Алексеевна; 1930-2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРФОЛОМЕЙ (Ратных; 1894 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв., 19 нояб.- в Соборе Крымских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_9.html

—42— 15 . О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в св. землю, Рим и Царьград. – «Богосл. Вестн.» 1894, 3, 446–462; 4, 63–88. 16 . Смысл припева: «Ангел вопияше Благодатней»... – «Радость христ.» 1894, кн. V, 40–46. 17 . Молитва к Святой Троице от преп. отца Сергия, Радонежского чудотворца. – «Радость христ.» 1894, кн. VI, 135–139. 18 . Церковно-археологический музей при Московской Духовной Академии. – «Богосл. Вестн.» 1895, 4, 120–140, и 297–317. Отдельно: Сергиев Посад, 1895, стр. 41. Ц. 50 к. 19 . О молитвенных храминах и открытых христианских храмах первых трех веков. – «Богосл. Вестн.» 1896, 3, 351–369. 20 . Древне-христианская символика Воскресения. – «Радость христ.» 1896, кн. V, 25–36. 21 . О древнейших изображениях Божией Матери. – «Богосл. Вестн.» 1897, 1, 25–48. 22 . «Флорищева пустынь. Историко-археологическое описание». В. Георгиевского . – «Богосл. Вестн.» 1897, 362–367. (Библиограф. заметка). 23 . Происхождение, назначение и устройство римских катакомб. – «Богосл. Вестн.» 1897, 4, 68–91. 19 и 23 соединены и изданы отдельной брошюрой под заглавием: «Места молитвенных собраний христиан I–III вв.» Серг. Пос. 1898, стр. 43. 24 . Из истории древне-русской иконописи. – «Душеполезн. Чт». 1897, 5, 4–13; 552–570; 9, 8–24; 175–181: 360–374. Отдельно: Москва, 1897, стр. 56. Ц. 50 к. 25 . Из истории празднования нового года. – «Душепол. Чт.» 1898, 165–174. 26 . Чиновник Новгородского Софийского собора, с предисловием, примечаниями и указателем. – «Чтен. в Общ. Ист. и Др. Росс.» 1899, кн. II. Отдельно: Москва, 1899, ХХ+270. Ц. 1 р. 75 к. 27 . Надписание гробное преп. отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу. – «Душепол. Чт.» 1901, 9, стр. 3. 28 . Чиновники Холмогорского Преображенского собора, с предисловием и указателем. – «Чтен. в Общ. Ист. и Др. Росс.» 190З, кн. IV. Отдельно: Москва. 1903, XLII+286. Ц. 2 р. 25 к. 29 . Об особенностях архиерейского служения литургии с точки зрения древне-церковного обряда. – «Богосл. Вестн.» 1903, 499–515. (Речь, произнес, на акте М. Д. Акад. 1 окт. 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Киев. Ак. 1878 г. 6. 10. 12). Беляева Н. Я. проф. О католицизме. Критич. заметки по поводу загранично-русской апологии папства: «О церкви, Berlin 1888 г.“ Каз. 1889 г. Ст. II. Серединского Т. прот. Папа римский и собор вселенский. Рига. 1897 г. Овербека. Бесспорные преимущества православной кафолической церкви пред другими христ. исповеданиями (Хр. Чт. 1882 г. I–II т.; 1883 г I т.). Беляева А. Д. проф. О соединении церквей. Сергиев пос. 1897 г. 84–118 стр. Лопухина А. П. Противопапские движения в недрах р.-католицизма в XIX в. (Хр. Чт. 1899 г. I т.). Орлова Μ. И. свящ Светская власть папы пред судом латинского духовенства (там же, 1862 г. II; 1863 г. I т.). 796 Венский катехизис д-ра Вапплера, одобренный папою Пием IX. В катехизисе Дегарбе читаем: « церковь есть общество всех христиан на земле, которые исповеданием одной веры и употреблением одних таинств соединены под одною общею главою (папою, как наследником св. Петра) и под епископами, ему подчиненными (как преемниками других апостолов»). Даются в р-католических катехизисах иногда понятия о церкви с упоминанием о Христе, но в таком виде: « церковь есть собрание всех исповедующих веру Христову и Его учение, которые управляются на земле под единою высшею после Христа главою и пастырем» (Катех. иезуита П. Канизия) Есть и такие определения, по которым церковь составляют лишь видимые правители ее: «предстоятели, правители и князья церкви, соединенные со своей верховной главой, составляют то досточтимое и высокое собрание, которое называют учащею церковью, или, в тесном смысле этого слова, только церковью». (Догматика еп. Ирзика). Эти и другие р.-католические определения приводятся в указ. кн. прот. Лебедева О главенстве папы. 19–21 стр. 797 Напр. Dieringer в его «Karhol. Dogmatic». р. 514–515. Сн. прот. Лебедева. О главенстве папы. 47 стр. 798 Так проповедует римская газета «Цивильта» (Ianus, стр. 43, где приводится и самый текст из «Цивильты»). В средние века обоготворение пап доходило до того, что иные из писателей этого времени прямо называли папу Господом Богом (Dominus Deus), а иные задавались вопросами такого рода: «кого нужно почитать более – папу или св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

(10) Макарий (Парвицкий, 1.10.1835 — 2.3.1926), митрополит Московский и Коломенский — старец-митрополит, выдающийся миссионер, просветитель алтайского народа; его называли “сибирским столпом Православия”, “апостолом Алтая”. Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернии в семье пономаря. После окончания Тобольской духовной семинарии (1854), в которой получил прозвание “Невский”, поступил в состав Алтайской духовной миссии. Приняв монашество и будучи рукоположен во иеромонаха (1861), трудился над устроением Чулышманского монастыря (1861–1864), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868–1869). Начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (1884). Епископ Томский и Семипалатинский (26.5.1891), с 1905 — епископ Томский и Барнаульский (с 1906 — архиепископ), с 1908 — архиепископ Томский и Алтайский. Митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода (1912), почетный член Санкт-Петербургской духовной академии (1913). Уволен на покой (20.3.1917), местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Святителем Тихоном митрополиту Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (август 1920). Скончался в пос. Котельники Московской губернии. В 1956 г. останки святителя (по свидетельству очевидцев — нетленные) были перенесены в Сергиев Посад и упокоены под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры. (11) Мартиниан (Муратовский, 1820 — 5.7.1898), епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский, — родился в семье причетника Казанской епархии. По окончании Казанской духовной семинарии (1842) определен учителем в Свияжское духовное училище. Пострижен в монашество (13.6,1845), рукоположен во иеродиакона (5.8.1945) и иеромонаха (3.3.1846). Смотритель Свияжского духовного училища (1853), настоятель Свияжской Макарьевской пустыни (с. 25.7.1856), настоятель Иркутского Вознесенского монастыря в сане архимандрита (с 19.7.1861). Хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии (9.2.1869). Назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским (17.10.1877). В том же году заложил первый в епархии храм во имя святителя Иннокентия Иркутского при братской трапезе Корсунского монастыря. Епископ Таврический и Симферопольский (11.5.1885; с 14.5.1896 — архиепископ). Уволен на покой (19.1.1897). Скончался в Симферополе.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

В 1923 г. игуменья Сергия приняла схиму с тем же именем. Около 1926 г. перебрались в пос. Пушкино под Москвой. В 1931(2?) г. мать Иоанна была арестована и сослана предположительно в Среднюю Азию. По дороге в ссылку удалось скрыться. Последние годы жила, скрываясь, в г. Геническе Херсонской области. В конце жизни приняла схиму с именем Анна. Прах матери Сергии в 1985 г. перенесен в Преображенскую пустынь, могилу же матери Иоанны в Геническе найтине удалось. Подробнее о них см.: Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь и Спасо-Преображенская Пустынь//Московский церковный вестник. 1988. С. 4–5; Самарины. Мансуровы: Воспоминания родных. М., 2001. С. 211.) 454 (...человек, отрешенный от жизни и дел... настоящий идеалист и теоретически перестраивает весь строй Церкви. – О взглядах А.А. Нейдгардта на устройство и деятельность Православной Российской Церкви см.: Письмо А.А. Нейдгардта по церковным вопросам//История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1: годы 1917–1970/Сост. М.Б. Данилушкин, Т. К. Никольская , М.В. Шкаровский и др.; Под общ. ред. М.Б. Данилушкина. СПб., 1997. С. 744–758.) 455 (...слухов об оставлении епископом Тихоном своей кафедры и возвращении его в Россию. – Тихон (Беллавин Василий Иванович, 19.01.1865–07.04.1925) – Патриарх Московский и всея России, исповедник. Родилсяв семье священника погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии. Окончил Псковскую ДС (1878), затем СПбДА со степенью кандидата (магистранта) богословия (1888). С 11.06.1888 г. преподаватель основного, догматического и нравственного богословия, а также французского языка в Псковской ДС. 14.12.1891 г. пострижен в монашество, 22.12.1891 г. рукоположен во иеромонаха. С 17.03.1892 г. инспектор Холмской ДС. С 16.06.1892 г.ректор Холмской ДС, с возведением в сан архимандрита. 19.10.1897 г. хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии.С 14.09.1898 г. епископ Алеутский и Аляскинский, 07.02.1900 г. переименован в епископа Алеутского и Северо-Американского; 06.05.1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Об авторе его нельзя сказать даже того, что он выражается о себе в 3-м лице. Он пишет совершенно объективно, т. е. безлично, и его личность остается неизвестной на всем протяжении его труда. 48 Греческие пришельцы, как мы видели из свидетельства Аммона, все помещались в доме Феодора александрийского. Для чужестранных же монахов вообще еще Пахомий устроил особый дом, находившийся вблизи монастырских ворот, в котором они всегда и жили, принимая участие лишь в общих молитвословиях (A. d. M. G., 17, 3). 57 См. лучшее исстедование по этому вопросу Seeck. Geschichte der Untergangs d. antiken Weit. 1–13, Berlin, 1897, ss. 114–155. 63 Тем более, что почти вся половина 3-го века занята была беспрерывными походами римских императоров на Персию, в которыхпринимали участие и войска египетские. 66 См. W eingarten. Der Ursprung d. Monchtum. Grutmacher, Pachomius и указанную здесь научную литературу. Ср. Preuschen. Monchtum und Serapiscult Darmstadt. 1899 (важное для поправок некоторых неточностей, вкравшихся в исследование Вейнгартена). 68 Греческй автор никак не может вынести простого коптского стиля и слова Феодора переделывает по-своему: «Что пользы тебе, несчастный Федор, если ты приобретешь весь мир и, наслаждаясь временными благами, лишишь себя вечных и бессмертных благ? Так как никто не может одновременно и наслаждаться настоящими благами, и снискать награду вечной жнзни (назиданиее)» Vita Pach. et Theod ed. Boll § 23. 69 A. d. М. G XVII, р. 41–47. Греческое житие путает хронологию Феодора: 14 ле Феодор уходит из родительского дома (§23), 14-ти же лет он встречается и с Пахомием (§19): оно опускает из внимания 6-летнее пребывание его в монастыре при Эсне, о чем, однако, оно знает. 72 Ср. наше. «История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1 – история учения о св. Троице. Сергиев пос. 1906, стр. 296; прим. 2; 331: прим. 2. 73 Черта чисто историческая, показывающая точную осведомленность того источника, каким пользовался автор мемфисского жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Об авторе его нельзя сказать даже того, что он выражается о себе в 3-м лице. Он пишет совершенно объективно, т. е. безлично, и его личность остается неизвестной на всём протяжении его труда. 57 Греческие пришельцы, как мы видели из свидетельства Аммона все помещались в доме Феодора александрийского. Для чужестранных же монахов вообще еще Пахомий устроил особый дом, находившийся вблизи монастырских ворот, в котором они всегда и жили, принимая участие лишь в общих молитвословиях (А. d. М. G., XVII, III). 67 См. лучшее исследование по этому вопросу Seeck. Geschichte der Untergangs d. antiken Welt. I, 13, Berlin, 1897, ss. 114–155. 73 Тем более, что почти вся половина 3-го века занята была беспрерывными походами римских императоров на Персию, в которых принимали участие и войска египетские. 76 См. Weingarten. Der Ursprung d. Mönchtum. Grutzmacher, Pachomius и указанную здесь научную литературу. Ср. Preuschen. Mönchtum und Serapiskult Darmstadt. 1899 (важное для поправок некоторых неточностей, вкравшихся в исследование Вейнгартена). 78 Греческий автор никак не может вынести простого коптского стиля и слова Феодора переделывает по своему: «что пользы тебе, несчастный Федор, если ты приобретешь весь мир и, наслаждаясь временными благами, лишишь себя вечных и бессмертных благ? так как никто не может одновременно и наслаждаться настоящими благами и снискать награду вечной жизни» (назидание) Vita Pach. et Theod. ed. Boll. § 23. 79 А. d. Μ. G., XVII, 41–47. Греческое житие путает хронологию Феодора. 14 лет Феодор уходит из родительского дома (§ 23), 14-ти же лет он встречается и с Пахомием (§ 19); оно опускает из внимания 6-летнее пребывание его в монастыре при Эсне, о чём, однако оно знает. 82 Ср. наше. «История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени)» Т. I: история учения о св. Троице. Сергиев пос. 1906, стр. 296, прим 2; 331, прим. 2. 83 Черта чисто историческая, показывающая точную осведомленность того источника, каким пользовался автор мамфисского жития.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Ходатайствовать пред Его Высоко- —379— преосвященством о разрешении принять иностранных уроженцев Ивана Германиди и Ксенофонта Кушевича обратно в число студентов академии на тот же, III-й, курс. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «Ноябр. 20. Согласно с постановлением в статье пятой, действительный студент Николай Преображенский утверждается в степени кандидата богословия. – Ивана Германиди и Ксенофонта Кушевича (ст. XIII) принять обратно в состав III-ro курса академии. Статьи VIII и XII смотрены; прочее всё – к исполнению». Того же числа Присутствовали, под председательством ректора академии архимандрита Лаврентия, инспектор академии и. д. ординарного профессора архимандрит Арсений и члены Совета академии, кроме профессоров: В. Ключевского , М. Муретова , П. Казанского и В. Соколова , не присутствовавших по болезни, и А. Введенского , находящегося в заграничной командировке. Слушали: Отзывы о сочинении экстраординарного профессора академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий Василия Соколова, под заглавием: «Иерархия англиканской епископальной церкви», Сергиев Посад, 1897 года, представленном на соискание ученой степени доктора богословия: а) Ординарного профессора академии по кафедре церковного права Николая Заозерского: «Предлежащая книга есть плод многолетних ученых трудов почтенного автора: еще в 1881 году им было издано обширное ученое исследование, имеющее близкое к ней отношение, под заглавием: Реформация в Англии. С тех пор автор не прерывал своих ученых занятий прошлыми судьбами и настоящим состоянием англиканской церкви, как об этом судить можно по исследованиям его, за это время явившимся в печати. (Имеем ввиду: а) Томас Крамер. Архиепископ Кантербурийскиии. Правосл. Обозр. 1882, Апр., Окт. и Ноябрь. —380— б) Елизавета Тюдор, Королева Английская. С. Пос. 1892 г. и в) ряд статей об иерархии англиканской церкви, печатавшихся в Богословском Вестнике и вошедших в состав предлежащей книги). Но если первоначальными из этих трудов почтенный автор заявил себя специалистом, глубоким знатоком истории англиканской церкви: то в своих последующих трудах и особенно в предлежащей книге он является уже не столько историком, сколько богословом и в особенности канонистом, решающим церковно-практический вопрос весьма важного современного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Weisse Chr. Rezension über Lotzes Mikrokosmus (Ztschr. f. Philosophie u. phil. Kritik, Bd. 47:1865). Wentscher E. Das Kausalproblem in Lotzes Philosophie. Halle a. S. 1903. Wentscher M: a) Das problem der Willensfreiheit bei Lotze, Halle a. S. 1902, b) Hermann Lotze. I Band: Lotzes Leben und Werke. Heidelberg. 1913; c) Lotze’s Gottesbegriff und dessen metaphysische Begründung. Halle a. S. 1893; d) Zur Weltanschauung Lotzes Erwiderung auf Nenerdorfs Rezension (Ztschr. f. Philosophie u. philos. Kritik, Bd. 117:1900). Владиславлев М. а) Современные направления в науке о душе, Спб. 1866; b) Психология. Исследование основных явлений душевной жизни т. I–II. СПБ. 1881 (под одной только фамилией автора цитуется первый труд). Wolff I. Ueber Lotze’s Metaphysik. Fulda. 1892. Wright W. Lotzes Monisme (The phil. Rev., 1897:1) Введенский Алексей И. проф. a) Вера в Бога, ее происхождение и основания. М. 1891. b) Современное состояние философии в Германии и Франции. Сергиев Пос. 1894. Zöller Egon. Der Gottesbegriff in der neueren schwedischen Philosophie mit besonderer Berücksichtigung der Weltanschauungen Böströms und Lotzes. Halle a. S. 1888. Zshau. Lotzes Ethik. 1885. 1 На русский язык, кроме «Микрокосма» в 3 т. (пер. Е. Корша, Москва, 1866 г.), переведено: «Основания практической философии» (пер. Я. Огус, Спб. 1882); «Основания психологии» (Спб. 1884). «Из Лоце. Наслаждение в жизни и труд» (Эпоха, 1864. 10). 11 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909. I, VIII; Kleine Schriften. II, 17; Medizinische Psychologie, 1852 г., 473; Krebs O. D. Wissenschaftsbegriff bei H. Lotze. Leipzig. 1897, 35, пр. 2. 15 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909. I, IX; ср. Medizinische Psychologie, 1852 г., 36–7; Kleine Schriften, Il, 16–7. 24 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I, 442, ср. Metaphysik, 1841 г., 329; Metaphysik, 1879 г., 604. 39 Таковы статьи: Falckenberg " a в Zeitschrift f. Philosophie u. philos. Kritik», Bd. 150 (1913 г.) и Т. Райнова в «Новых идеях в философии», 7 (1913 г.) и монографии итальянского исследователя L. Ambrosi (1912 г.) и немецких Kronheim " a (1910), M. Wentscher’a и Lang " a (1913).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

21 мая 1886 г. М. был назначен епископом Оренбургским и Уральским. При М. было открыто более 200 приходов, в т. ч. оренбургский храм арх. Михаила (1886), церкви святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (1889) при жен. училище и прп. Сергия Радонежского (1894) при женской гимназии. В Оренбургском у. были освящены храмы Казанской иконы Божией Матери (1887) в пос. Филипповском, арх. Михаила (1888) в с. Подстепенском, вмч. Димитрия Солунского (1890) в с. Марьевка, Казанской иконы Божией Матери (1890) в дер. Сенцовка, арх. Михаила (1891) в дер. Новобогдановка, святых Космы и Дамиана (1891) на Саратовском хуторе, вмч. Димитрия Солунского (1893) в с. Александровка, свт. Николая Чудотворца (1894) в дер. Новоникольская (Каринка), свт. Николая Чудотворца (1894) при жен. общине г. Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк) и мн. др. При М. в Орском у. были освящены церкви Покрова Пресв. Богородицы (1889) в пос. Подгорный, арх. Михаила (1891) в пос. Жёлтый, вмч. Георгия Победоносца (1892) в дер. Бердяш, арх. Михаила в пос. Калпацкий (1894), апостолов Петра и Павла (1895) в дер. Петровка и др.; в Верхнеуральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1890) в пос. Владимирский, прп. Сергия Радонежского (1891) в с. Инзерское, свт. Николая Чудотворца (1894) в пос. Чесменский и др.; в Троицком у.- храмы Вознесения Господня (1887) в дер. Николаевка, св. кн. Александра Невского (1890) в сельце Демарино, Трех святителей (1893) в пос. Медведский и др.; в Челябинском у.- церкви святых Космы и Дамиана (1889) в дер. Никольская (Раззориха), апостолов Петра и Павла (1890) в пос. Коркинский, Казанской иконы Божией Матери (1891) в пос. Луговой, Святой Троицы (1892) в с. М. Дерягино и др.; в Уральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1891) в станице Трекинской, Крестовоздвиженская (1891) в пос. Шилинский и др. Устроены тюремная ц. вмч. Пантелеимона (1889) и Введенская ц. (1893) при жен. гимназии в г. Уральске. В г. Кустанае построен храм арх. Михаила (1889), освящены церкви святых Кирилла и Мефодия (1891) при министерской школе и Иверской иконы Божией Матери (1894) при жен. общине ( Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1900. Вып. 1).

http://pravenc.ru/text/2561404.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010