Я всегда удивлялся, как он не зачерствел от такой работы. Если каждый день к тебе приходит огромное количество людей со своими бедами, то волей-неволей ты приобретаешь некую защиту, профессиональную хладнокровность: поговорил — и слава Богу. Но у Патриарха за столько лет это качество совсем не выработалось. Наоборот, всякая беседа со Святейшим давала человеку новые силы. Один высокопоставленный чиновник мне признавался, что при беседах с Патриархом Алексием его охватывало чувство, что он обязательно должен сделать то, о чем, улыбаясь в усы, совершенно ненастойчиво просит Патриарх. Патриарх Алексий II и Сергей Кравец И еще Патриарх Алексий с большим доверием относился к самой жизни, такой, как она есть, к тому, как она течет и как развивается. Ему было совершенно несвойственно стремление перестраивать жизнь согласно каким-то своим представлениям о ней. Он доверял жизни и тем инициативам, тем новым росткам развития, которые появляются внутри этой жизни. Это мировоззрение определяло его благожелательную и активную помощь тем, кто приходил к нему с новыми идеями. — А у Патриарха было много идей? — Удивительно, но мне кажется, что сам Патриарх почти их не генерировал. Зато он очень внимательно выслушивал людей, которые приходили к нему с идеями. Очень многое, что есть сегодня в Церкви, появилось благодаря его помощи. — Святейший строил долгосрочные планы или старался жить одним днем? — У Патриарха Алексия II были далекоидущие планы. Но под будущим он понимал то, что с тобой будет там , на небесах. У меня был случай, когда я ему в запальчивости что-то рассказывал. Видимо, в своих суждениях я был очень энергичен, и он мне сказал: «Сергей, когда вы будете там , думаете, вас спросят, сколько томов вы успели издать? Или сколько языков вы знаете? Вас будут спрашивать о другом: ты мог помочь и не помог, ты мог подать и не подал». А ведь разговор был о вполне сегодняшних земных делах. Но он никогда не забывал той «перспективы», о которой христианин должен думать постоянно. Он всегда думал о жизни, которая ждет его там , а не на земле. И о том, что надо делать здесь и сейчас с учетом этой перспективы.

http://pravoslavie.ru/66445.html

И помогал людям именно тогда, когда они просили его. Когда мы только начинали думать о создании нашей энциклопедии, он сказал: «Трудно найти более неподходящего времени для создания “Православной энциклопедии”, но другого времени у нас не будет». Презентация XIII тома «Православной энциклопедии». Патриарх Алексий II и Сергей Кравец      — Сергей Леонидович, на ваш взгляд, Алексий II был строгим Патриархом в плане служения Церкви и государству? — Покойный архимандрит Матфей (Мормыль), регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, который в составе небольшой группы помогал организовать Собор для выбора Патриарха, назвал Святейшего добрым. Он так и сказал: «Выбрали доброго Патриарха». Патриарх жестко настаивал на том, чтобы священнослужители не участвовали ни в каких народных Советах, ни в Парламенте, ни в партиях. Связано это с тем, что в 1990 годы ему пришлось побывать народным депутатом. Патриарх Алексий говорил, что он попал в мир, переполненный вражды, злобы и лжи. В этом мире сохранить чистоту души и помыслов было практически невозможно. Несмотря на советы и аргументы политической целесообразности, которые ему приводили, он всегда говорил, что он на своем опыте знает, что там происходит с человеком. Патриарх говорил, что священники не смогут сохранить себя в том лживом мире, который предлагает им политика. — А каким Патриарх был с друзьями и коллегами? — Он редко когда подолгу сердился на близких. Святейший мог насупиться и показать свое неудовольствие, но очень быстро отходил. И часто было ощущение, что он чувствует себя почему-то неудобно и даже виновато. И дело было даже не в том, что он справедливо или несправедливо на кого-то рассердился. Просто он всегда переживал, что мог кого-то обидеть. Патриарх просто любил людей. В людях он видел не исполняемую ими должность (например, главного редактора «Православной энциклопедии»), а самих людей. Поэтому те, кому удавалось сблизиться со Святейшим, это общение очень ценили. Для Патриарха служебная составляющая в общении была не главным. Я часто замечал, что на патриарших приемах или в его кабинете присутствовало очень много «бывших» должностных лиц. Иными словами, люди сначала занимали какие-то должности, затем переставали их занимать, но Патриарх все равно не выключал их из своего круга общения.

http://pravoslavie.ru/66445.html

Заседание Попечительского совета Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». 31 мая 2005 г.      — Что для Патриарха Алексия II значила Россия? — У него была своя связь с Россией, он был от нее неотделим. Святейший много ездил по епархиям и по стране. Когда приезжал из поездок, никогда не рассказывал о том, как замечательно его принимали, и с кем из важных людей он встретился. Патриарх всегда шутил, что к его приезду будут отремонтированы дороги к храмам. Уже это для него было счастьем. Он очень много рассказывал про то, о чем говорили с ним простые люди. Помню, как в 1990-е годы, после возвращения в Москву из одной епархиальной поездки, Патриарх рассказал, что люди просили его о том, чтобы он помолился о них Богу и попросил Господа дать им силы «потерпеть еще». Это произвело на него огромное впечатление. Он часто об этом вспоминал, все время к этому возвращался. Я никогда не слышал от него слов о том, что он любит Россию или что он сын России. Для Святейшего любовь к родной стране была настолько же естественным состоянием, как и любовь родителей к детям. Когда он выезжал за пределы страны, то по возвращении никогда не сравнивал Россию с другими странами. Он любил ее такой, какой она была и есть. Молодой Алексий Ридигер — Часто ли Патриарх вспоминал о детстве? — Он часто вспоминал одну историю, как в 1940 году в Эстонию вошли советские войска. Тогда в Таллине среди местного населения и русских эмигрантов начались аресты и высылки в Сибирь и северные области России. Такая судьба была уготована и семье Ридигеров, однако Промысл Божий сохранил их. Семья спряталась в сарае вместе с собаками, которые постоянно лаяли. Когда за семьей приехали, то все вокруг обыскали, но никого не нашли. Даже собаки, которые обычно вели себя очень чутко, даже ни разу не гавкнули и тем самым не выдали своих хозяев. Но мне больше всего запомнилась история о том, как маленький Алексий в восьмилетнем возрасте начал вести переписку с монахом Иувианом. Это было для него очень важно. Мне кажется, что когда к Патриарху приходили вот такие, как мы, эта история повторялась. Только уже он был монахом Иувианом, а мы — теми восьмилетними мальчиками, с которыми надо было разговаривать.

http://pravoslavie.ru/66445.html

Валаам. Группа духовенства, паломников и паломниц. В центре, с посохом, настоятель Валаамской обители игумен Харитон (Дунаев). Прямо перед ним, в первом ряду – 10-летний Алеша Ридигер, будущий Патриарх Алексий. 1939 г.      — Что потеряла Русская Церковь с уходом Патриарха Алексия II ? — Люди, которые близко знали Патриарха и любили его, очень многое потеряли. Это ощущение потери ничем не восполняется. Что касается меня, то Святейший определил мою жизнь. Я, как и многие люди в 1990-е, пришел работать в Церковь спонтанно. Тогда эта работа представлялась мне коротким «проектом». Я думал: сейчас сделаем то, что хотели, а потом начнется «нормальная жизнь». А нормальная жизнь — это диссертация, университет, научная работа. Но после встречи с Патриархом Алексием ощущение, что это просто проект, который скоро кончится, прошло. Стало очевидно, что ты будешь трудиться в Церкви столько, сколько необходимо — скорее всего, всю жизнь. Что касается православного народа, то, может быть, я и не совсем прав, но мне кажется, что из жизни ушла какая-то значительная доля сердечности. Рейтинг: 9.7 Голосов: 33 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Оля 8 декабря 2013, 20:39 Святейший, Искорка во Божестве Добра, Где истина и Вера ни слова, Надежда Дар Любви и счастье во семье, И кроткой нотою, благославенной Чистотой где эхо лучезарность всем.. Мелодией и нежным взглядом, И голубем со рук его, Где ветренность как нравственность Ступень Божественного Сада... Слезою мирой по щеке, Как Вече, нравственность в его руке, Надежда тихий голос без прилюбдеяний, И ни растлившее его чело придании, Ни горечь саквояжа в купе лет, А истинность Любви, где Где Божество Есть Свет. Светлое чистое нежное, оставил духотворенное сердечное...Святейший. Наталья 6 декабря 2013, 10:54 Добрый день! Согласна и сожалею - " что из жизни ушла значительная доля сердечности " . Это очень плохо отразится на жизни прихожан и христиан. С уважением, грешная раба Божья Наталья. Юлия 6 декабря 2013, 00:23

http://pravoslavie.ru/66445.html

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (†5 декабря 2008 года) вспоминает Сергей Леонидович Кравец, главный редактор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Патриаршее служение в день праздника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября 2008 г.      — Сергей Леонидович, расскажите, каким человеком был Святейший Патриарх Алексий? — Мое первое и самое сильное впечатление от встречи с Патриархом Алексием, сохранившееся и во все последующие годы общения — это то, что Святейший являл собой редчайший в наше время пример очень воспитанного человека. И дело не только в манере поведения или в умении сдерживать эмоции, а в самом отношении к людям, с которыми он встречается. Он относился к собеседнику со вниманием и доверием. И не тогда, когда он его уже хорошо знал, а сразу, при первой же встрече. И это свойство его характера, несомненно, родом из его семьи и из тех отношений, которые царили во времена его детства в небольшой общине русских православных эмигрантов в Эстонии. Именно там, в его семье и в кругу его первых друзей, среди которых были и монахи Валаамского монастыря, укрепились два главных, на мой взгляд, свойства его личности — чувство собственного достоинства, уважение к достоинству другой личности и чувство доверия. В его жизни было немало и тех, в ком он разочаровывался (а это происходило, когда он сталкивался с ложью, хамством или еще какими-то недостойными поступками), и тогда он просто прекращал с этими людьми общаться. Алексий Ридигер с родителями на берегу Чудского озера. 1955 год.      — И всё же он верил в людей? — Вера в людей помогла ему пережить годы советской власти. Патриарх Алексий II часто вспоминал время, когда он работал управляющим делами Московской Патриархии в 1960–70-е годы. А в сознании людей того времени, как и сегодня, была уверенность, что высокое начальство Патриархии способно решить все. И к нему ежедневно приходили десятки священников с разных концов СССР со своими проблемами (чаще всего тогда, когда власти лишали их регистрации, а значит, и права совершать службу). Он всех пытался выслушать и каждому помочь, хотя прекрасно понимал, что мало чего может сделать.

http://pravoslavie.ru/66445.html

К неизданным беседам св. Паламы, находящимся в рукописях Библиотек Королевской и Коислинианской принадлежат 80 : 13. Беседа о взаимном согласии; 14. Беседа – на мытаря и Фарисея; 15. Беседа о блудном сыне; 16. Беседа о втором пришествии Христовом; 17. Беседа о посте; 18. Беседа о вере; в ней изложено Православное исповедание веры. Произнесена в неделю Православия; 19. Беседа о посте и молитве; 20. Беседа во вторую неделю Четыредесятницы – о исцелении Господом расслабленного в Капернауме; 21. Беседа о честном и животворящем Кресте Господ.; 22. Беседа на Евангелие в четвертую неделю св. Четыредесятницы о внутренних помышлениях; 23. Беседа о милостыни; 24. Беседа о воплощении Христовом; 25. Беседа о таинстве субботы и недели; 26. Беседа в неделю Мироносиц – о том, что Богоматерь первая увидела воскресшего из мертвых Господа; 27. Беседа в неделю о Самарянине – о презрении временного; 28. Беседа на Вознесение Господне; 29. Беседа на тот же праздник о страданиях и добродетелях; 30. Беседа об искушениях: о брани мысленной и чувственной со врагом нашего спасения; 31. Беседа в праздник Пятидесятницы – о покаянии; 32. Беседа в неделю всех Святых; 33. Беседа во время жатвы – о будущей, мысленной для нас жатве; 34. Беседа на Евангелие о исцелении в Капернауме расслабленного – о печали по Боге; 35. Беседа на Евангелие о двух слепцах, исцеленных Иисусом Христом – о том, что вера познается от дел покаяния; 36. Беседа в первый день Августа, во время крестного хода. 37. Беседа об искушениях; 38. Беседа о добродетелях и пороках, и о том, что мир, в котором живет диавол, не составляют создания Божии (неразумная природа), но те (люди), которые через злоупотребление созданий подчиняются ему. Она произнесена так же во время крестного хода; 39. Беседа на притчу: уподобися царствие небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси... ( Мф.18:23 ): о снисхождении и сострадании; 40. Беседа на честное Успение Пресвятой Девы Марии; 41. Беседа на первое утреннее воскресное Евангелие – о том, что и Божественное крещение не спасает человека, если он не заботится об исполнении заповедей Божиих;

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

БЕСЕДА 101. О самарянке и на слова «Итак приходит Он в город самарийский, называемый Сихарь» ( Иоан. 4:5 ). БЕСЕДА 102. О ревности и благочестии и о слепорожденном. БЕСЕДА 103. Слово о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего. Было сказано в ожидании близкой смерти. БЕСЕДА 104. Слово о цирке. БЕСЕДА 106. На начало нового года и о мучениках, а также о кровоточивой жене. БЕСЕДА 107. Огласительное слово на слова Евангелия: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» ( Мф. 20:1–16 ). БЕСЕДА 108. Беседа на притчу о смоковнице. БЕСЕДА 109. Беседа о фарисее. БЕСЕДА 110. О Лазаре и богаче, беседа шестая. БЕСЕДА 111. СЛОВО о мытаре и фарисее. БЕСЕДА 112. Беседа о слепом, исцеленном Христом, и о Закхее, и о суде, и о милостыне. БЕСЕДА 113. Слово о святом Иоанне Богослове. БЕСЕДА 114. Беседа об отречении Петра, и о кресте, и о том, как Иосиф послужил прообразом Христа. БЕСЕДА 115. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа и на слова «Все мы предстанем на суд Христов. И каждый из нас за себя даст отчет Богу» ( Рим.14:10, 12 ). БЕСЕДА 117. О блудном сыне, о покаянии, о древе познания добра и зла и о разбойнике. БЕСЕДА 118. О женах-мироносицах и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. БЕСЕДА 121. На слова апостола «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» ( Рим.7:15 ) и о том, как Иаков был прообразом Христа; а в начале слово против любителей театральных зрелищ. БЕСЕДА 122. На начало индикта. БЕСЕДА 123. О Честном Кресте. БЕСЕДА 124. На Воздвижение Честного Креста. БЕСЕДА 125. О святом апостоле Фоме. БЕСЕДА 126. На вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа и что у каждой страны есть ангелы. БЕСЕДА 127. На святого первомученика Стефана. БЕСЕДА 128. На среднюю седмицу поста. БЕСЕДА 129. На Ваии. БЕСЕДА 130. О святой Деве и Богородице Марии. БЕСЕДА 131. Против еретиков и о святой Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 10. Об обязанностях детей исполнять заповеди. (Как одна из переходных мыслей к этой беседе: нам теперь легче исполнять заповеди, сам Бог помогает нам при их исполнении, а святые люди подали пример их исполнения. Что тут трудного, например, нам с вами, дети, в праздник сходить в церковь, а было время, когда исполнить эту заповедь Божию было чрезвычайно затруднительно. Рассказываем о единстве храма для всех сынов израилевых и о трудностях путешествия в Иерусалим). В эту же беседу может войти ознакомление детей с молениями о помощи, с молитвами пред началом и по окончании дела. Беседа 11. Беседа о Божией Матери, как образце для нашей жизни, Рождестве Богородицы и Введении ее во храм. Беседа 12. Благовещение. • Беседа 13 . Молитва: Богородице Дево, радуйся. • Беседа 14. Рождество Христово. • Беседа 15. Беседа об Ангелах и знакомство с молитвою Ангелу Хранителю. • Беседа 16. Сретение Господне. • Беседа 17. Крещении Господнем. О св. Троице и молитве в честь ея. О св. богоявленской воде. • Беседа 18. Весьма кратко и по картинке: о жизни Христа Спасителя после Крещения, о Его чудесах и учении. • Беседа 19. Молитва Господня. • Беседа 20. Преображение Господне. • Беседа 21. Воскрешение Лазаря. • Беседа 22. Вход Господень в Иерусалим. • Беседа 23. Страдания и смерть Христовы. • Беседа 24. Воскресение Христово. • Беседа 25. Явление воскресшего Господа ученикам. • Беседа 26. Вознесение Господне. • Беседа 27. Сошествие св. Духа на Апостолов. • Беседа 28 и 29. Ознакомление с молитвою Духу Святому. • Беседа 30. Успение Божией Матери. • Беседа 31. Беседа о святых их мощах, и молитвенном заступлении за нас. Молитва святому, имя которого носим, и краткое жизнеописание его. • Беседа 32. Воздвижение креста Господня. • Беседа 33. О крестном знамении, сложении перстов и поклонах. Почитание Креста Господня и св. икон. Изложенную программу можно сокращенно выразить так: предметом религиозных бесед должны быть три христианские добродетели: вера, любовь и надежда. Есть Бог, — это корень веры, с которым человек родится на свет; есть Спаситель Иисус Христос, — это семя всей любви Божией к нам и нашей к Богу, положение также благодатью в душу возрожденного, но требующее пробуждения к жизни со вне; есть жизнь вечная, — это пища надежды, без которой невозможно возрастание семени христианства в душе верующего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

649. Похвальное слово святому мученику Роману. 1864. II. 293. 650. Беседа о том же святом мученике. 1864. II. 305. 651. Похвальное слово св. мученику Варлааму. 1864. II. 314. 652. Похвальное слово св. священномученику Игнатию Богоносцу . 1864. II. 327. 653. Похвальное слово египетским мученикам. 1864. II. 346. 654. Беседа первая против Аномеев о непостижимом. 1864. II. 355. 655. Беседа вторая против Аномеев о непостижимом. 1864. II. 372. III. 385. 656. Беседа третья против Аномеев о непостижимом. 1864. III. 393. 657. Беседа четвертая против Аномеев о непостижимом. 1864. III. 411. 658. Беседа пятая против Аномеев, о непостижимом. 1864. III. 433. 659. Беседа шестая против Аномеев, в память блаженного Филагония. 1864. III. 454. 660. Беседа седьмая против Аномеев, о единосущном. 1864. III. 470. 661. Беседа восьмая против Аномеев, о просьбе сынов Заведеевых. 1864. III. 496. 662. Беседа девятая против Аномеев, о четырехдневном Лазаре. 1864. III. 516. 663. Беседа десятая против Аномеев, о молитвах Христовых. 1864. III. 525. 664. Беседа одиннадцатая против Аномеев, о согласии Нового Завета с ветхим в учении об Иисусе Христе. 1864. III. 548. 665. Беседа двенадцатая против Аномеев, о тридцативосьмилетнем расслабленном. 1864. III. 562. 666. Слово на новый год. 1865. I. 3. 667. Беседа на день Рождества Христова. 1865. I. 22. 668. Слово на рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. 1865. I. 44. 669. Беседа в день крещения Христова. 1865. I. 59. 670. Беседа первая, о предательстве Uyды. 1865. I. 76 . 671. Беседа вторая, о предательстве Uyды. 1865. I. 95 672. Беседа о кресте и разбойнике. 1865. I. 101. 673. Беседа о кладбище и кресте. 1865. I. 124. 674. Слово на святую Пасху. 1865. I. 135. 675. Беседа первая на неделю св. Пасхи. 1865. I. 137. 676. Беседа вторая на неделю св. Пасхи. 1865. I. 149. 677. Беседа в день вознесения Господа нашего Иисуса Христа. 1865. I. 167. 678. Беседа первая в неделю св. Пятидесятницы. 1865. I. 186. 679. Беседа вторая в неделю св. Пятидесятницы. 1865. I. 209.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседа 10. Об обязанностях детей исполнять заповеди. (Как одна из переходных мыслей к этой беседе: нам теперь легче исполнять заповеди, сам Бог помогает нам при их исполнении, а святые люди подали пример их исполнения. Что тут трудного, например, нам с вами, дети, в праздник сходить в церковь , а было время, когда исполнить эту заповедь Божию было чрезвычайно затруднительно. Рассказываем о единстве храма для всех сынов израилевых и о трудностях путешествия в Иерусалим). В эту же беседу может войти ознакомление детей с молениями о помощи, с молитвами пред началом и по окончании дела. Беседа 11. Беседа о Божией Матери, как образце для нашей жизни, Рождестве Богородицы и Введении ее во храм. Беседа 12. Благовещение. Беседа 13. Молитва: Богородице Дево, радуйся. Беседа 14. Рождество Христово. Беседа 15. Беседа об Ангелах и знакомство с молитвою Ангелу Хранителю. Беседа 16. Сретение Господне. Беседа 17. 0 Крещении Господнем. О св. Троице и молитве в честь нее. О св. Богоявленской воде. Беседа 18. Весьма кратко и по картинке: о жизни Христа Спасителя после Крещения, о Его чудесах и учении. Беседа 19. Молитва Господня. Беседа 20. Преображение Господне. Беседа 21. Воскрешение Лазаря. Беседа 22. Вход Господень в Иерусалим. Беседа 23. Страдания и смерть Христовы. Беседа 24. Воскресение Христово. Беседа 25. Явление воскресшего Господа ученикам. Беседа 26. Вознесение Господне. Беседа 27. Сошествие св. Духа на Апостолов. Беседа 28 и 29. Ознакомление с молитвою Духу Святому. Беседа 30. Успение Божией Матери. Беседа 31. Беседа о святых их мощах, и молитвенном заступлении за нас. Молитва святому, имя которого носим, и краткое жизнеописание его. Беседа 32. Воздвижение креста Господня. Беседа 33. О крестном знамении, сложении перстов и поклонах. Почитание Креста Господня и св. икон. Изложенную программу можно сокращенно выразить так: предметом религиозных бесед должны быть три христианские добродетели: вера, любовь и надежда. Есть Бог, – это корень веры, с которым человек родится на свет; есть Спаситель Иисус Христос , – это семя всей любви Божией к нам и нашей к Богу, положение также благодатью в душу возрожденного, но требующее пробуждения к жизни со вне; есть жизнь вечная, – это пища надежды, без которой невозможно возрастание семени христианства в душе верующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Maly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010