Закрыть itemscope itemtype="" > Во главе Москвы как на поле брани Великий князь Сергей Александрович один из самых трагических персонажей кануна русской катастрофы, человек сложной, драматической судьбы, непонятый и даже оболганный как при жизни, так и посмертно. Историк Петр Мультатули о Великом князе-мученике Сергее Романове 17.02.2016 1118 Время на чтение 22 минут 17 февраля (4 февраля по ст.ст.) 1905 года был убит брошенной в него бомбой великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор (1891-1905), супруг великой княгини Елизаветы Федоровны, сын Александра II и Марии Александровны . «Передовым кругам русского общества» великий князь был особенно ненавистен. Его прозвали «князем Ходынским», на него клеветали, возводя мыслимые и немыслимые обвинения, эсеры сочли его причастным даже к трагедии Кровавого воскресенья и вынесли смертный приговор, который и «привел в исполнение» Иван Каляев. А каким в действительности был Московский генерал-губернатор? И почему его деятельность вызывала такую реакцию? Об этом мы беседуем с историком Петром Мультатули .   Великий князь Сергий Александрович - Петр Валентинович, что можно сказать о великом князе Сергие Александровиче как политическом деятеле? - Великий князь Сергей Александрович никаким политическим деятелем не был, так как в Российской империи занятие политикой, вплоть до создания Государственной Думы в 1906 году, было прерогативой исключительно Государя Императора. Поэтому можно говорить лишь о государственной деятельности великого князя , и она, надо отметить, оставила заметный след в истории России. Основой этой деятельности были монархические убеждения Сергея Александровича и его личная преданность своему Августейшему племяннику Императору Николаю II. Неслучайно великий князь с первых же дней вступления Николая II на престол подвергался нападкам и шельмованию со стороны и фрондирующих представителей династии Романовых (великих князей Александра и Николая Михайловичей), которых великий князь Алексей Александрович называл «русскими последователями Робеспьера», и откровенных врагов престола. Устройством народного гулянья на Ходынском поле занималось Министерство Императорского Двора и уделов

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Картина как отображение истории В Москве представили уникальный портрет великого князя Сергея Александровича 5 февраля, 2014 В Москве представили уникальный портрет великого князя Сергея Александровича Во вторник 4 февраля в выставочном комплексе Государственного Исторического музея Москвы, в рамках проходящей выставки «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет», прошла презентация картины Карла Лемоха «За чтением. Портрет Великого князя Сергия Александровича. 1886 г.» Великий князь Сергей Александрович (1857-1905) был пятым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны. На портрете Лемоха он изображен читающим в своем кабинете в усадьбе Ильинское под Москвой, которую предпочитал шумному Санкт-Петербургу. Открывая презентацию, директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин заметил, что встреча посвящена человеку, «который вложил очень много сил, своих знаний и умений для того, чтобы Исторический музей существовал». Говоря о том, что сегодня общество многое пересматривает, отказывается от различных идеологем, касающихся многих исторических персон, Алексей Левыкин отметил: — Если говорить о князе Сергее Александровиче, то достаточно сказать одно – при нем и при его участии были созданы две организации, два музея, которые вообще олицетворяют культурный облик Москвы – Государственный исторический музей и знаменитый Пушкинский музей. — Мы говорим, действительно, об очень интересном человеке, сложном человеке. И чем сложнее личность, тем она интереснее для нас, — добавил глава ГИМа. В заключение своего выступления Алексей Левыкин поблагодарил Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», который и передал музею презентуемый портрет великого князя. В свою очередь, глава Общества Анна Громова рассказала, что картина работы Лемоха была приобретена на торгах аукционного дома-кабинета благодаря помощи фонда Олега Дерипаски «Вольное дело». — Для нас эта картина особенно важна потому, что наш Фонд начал свою деятельность с возрождения приходской жизни в селе Ильинское-Усово. Это усадьба императора Александра II и императрицы Марии Александровны, которую унаследовал после смерти матери великий князь Сергей Александрович, — сказала она.

http://pravmir.ru/kartina-kak-otobrazhen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Был ли погром в Оптиной пустыни? О писателе Сергее Нилусе и клевете на священномученика Серафима (Чичагова) 16.08.2021 2788 Время на чтение 15 минут На сайте «Благодатный огонь» опубликовали статью писателя Александра Стрижева « О чем могут поведать архивы. По следам статьи «Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский» ». Статья хорошая, и с основными выводами я согласен. Но, к сожалению, там есть и большая ложка дегтя. А. Стрижев написал там, в числе прочего: «...преосвященный Серафим (Чичагов) и никогда не смирял своего крутого нрава. Пример тому – его расправа с великим Оптинским старцем Варсонофием, угрозы разогнать прославленный монастырь. Также подвергся изгнанию из Оптиной Пустыни и выдающийся церковный писатель Сергей Александрович Нилус. Ныне оба они, митрополит Серафим и старец Варсонофий, причислены к лику святых, и святость их несомненна. Но исторические факты не забыты, они нам достались не для смущения, а для назидания». Всегда неприятно читать какие-то неприятные факты, касающиеся святых. Хотя понимаю, что святость вовсе не означает абсолютную безгрешность. Но тут я решил покопаться в интернете и почитать то, что как-то проливает факт на сие сообщение. Сопоставив то, что я прочитал, я пришел к совершенно иным выводам. Так вот, не было никакой расправы св. Серафима (Чичагова) с преп. Варсонофием Оптинским. А «выдающийся церковный писатель» Нилус был изгнан из Оптиной совершенно справедливо. Но сначала процитирую, так сказать, сторону обвинения. Иеродиакон Платон (Рожков) в своей работе «Преподобный Варсонофий и Оптинская смута», опираясь на работу Концевича И.М. «Оптина Пустынь и ее время», излагает следующее: «Концевич пишет: Он [епископ Серафим] прибыл в Оптину под первое января 1911 года и после всенощного бдения выступил для произнесения проповеди. Он начал с того, что монахи бывают послушными и непослушными. Все ожидали, что речь коснется удаленных за бунтарство монахов, их своеволия и непокорности. Но каково было общее изумление, когда он начал громить и поносить отцов настоятеля и скитоначальника, двух старцев, склонивших перед ним свои убеленные головы и поддерживающих его под руки. " Какой ты старец? " , – крикнул епископ на отца Варсонофия. Смиренный игумен ответил кротко: " Я не самовольно старчествую, Владыко, меня Синод назначил " . Народ, свидетель этого, покидал собор возмущенный и взволнованный».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/16/by...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вышла в свет книга «Старец Аникита: духовный путь святости» 16.04.2018 879 В преддверии Светлого праздника Пасхи Христовой в издательстве международного историко-литературного журнала «Странникъ» увидела свет книга о русском подвижнике афонском старце, иеросхимонахе Аниките, а в миру русском князе Сергее Александровиче Ширинском-Шихматове, уроженце Вяземского уезда Смоленской губернии, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Книга называется «Старец Аникита: духовный путь святости». Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит самый полный на сегодняшний день биографический очерк о жизни, служении и подвигах святогорского старца Аникиты, в миру князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова, автором очерка является директор Международного института афонского наследия Сергей Викторович Шумило. Во второй части книги помещены труды подвижника: описание путешествия иеросхимонаха Аникиты по святым местам Востока, Житие Митрофана Воронежского, автором которого является о. Аникита, а также духовная поэзия будущего инока. Кроме того, в качестве приложения приводятся сведенияо выходцах из Смоленской губернии, подвизавшихся на Святой Горе Афон. Книга иллюстрирована цветной фотовклейкой, в которой впервые публикуются подробные фотографии раки с честными останками старца Аникиты, а также фотографии святой горы Афон. Издание приурочено к юбилею — 1000-летию русского монашества на Афоне и посвящено памяти недавно преставившегося игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина, 1915–2016), который незадолго до кончины преподал благословение на написание и подготовку к печати этой книги. Благословение на издание книги предоставлено также Преосвященным епископом Сергием Вяземским и Гагаринским, поскольку на территории нынешней Вяземской епархии находится село Дерново (Смоленская область), в котором в 1783 году родился о. Аникита. Книга будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся церковной историей, литературой и православием.

http://ruskline.ru/politnews/2018/aprel/...

Кын, село. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Храм был построен вместо старой, обветшалой сельской церкви в 1864 году – одно из самых величественных каменных сооружений Урала. Первоначально в храме существовали два престола – во имя Святой живоначальной Троицы и во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы, позже второй престол был упразднен. В храме сохранились росписи, автором которых был усольский живописец А. Мельников. В советский период храм был закрыт, частично разрушен, в нем располагались производственные помещения. В здании сохранились элементы первоначального убранства, деревянный декор, чугунные напольные плиты, отлитые на Кыновском заводе. В музее села Кын находятся богослужебные книги и предметы культа из Свято-Троицкого храма. Жители села Кын несколько лет назад собственными силами начали восстановление храма. Официальный сайт города Лысьвы Пермского края http://adm-lysva.ru/gostyam-goroda/turizm/kyn/ Этот храм невозможно не заметить – на фоне темно-зелёных елей Мёрзлой горы над Кыном завис огромный белоснежный корабль… Храм Святой Троицы необычайно красиво сложен и стремится ввысь, он невесомо завис в кыновском распадке над заводом, будто облако-нимбус... Русские люди осваивали Урал, строили первые горные заводы, отправляли по Чусовой караваны с железом - с именем Бога на устах. Великий подвиг совершался в истории России людьми, сильными духом! В заводах и на пристанях строились церкви, часовни. Перед " отвалом " железного каравана на сплав всегда служили молебен! Не всем было суждено вернуться домой … Первая церковь в селе Кын была деревянной, построена в 1779 г. На Пасху 11 апреля 1848 г., во время утренней пасхальной службы кыновская церковь сгорела. Совпадение или нет, но именно в 1848 г. Патриарх Анфим VI в спорах, когда именно следует праздновать пасху, призывал православных не следовать папской реформе и Григорианскому календарю. Тогда же, в 1848 г., была возведена вторая деревянная церковь. Церкви горели не только от пожаров. Староверы сопротивлялись новому церковному укладу, а когда воевода посылал к ним солдат – сжигали себя заживо в " огненной купели " ! С середины XVIII в. в России было запрещено вновь строить деревянные храмы. Вот почему в 1854 г. ещё при графе Григории Строганове в Кыну закладывают новую – каменную церковь в честь Святой Троицы. В 1857 г. граф Григорий Александрович Строганов умирает и каменный храм в Кыну достраивается к 1864-1865 г. уже при его сыне – графе Сергее Строганове.

http://sobory.ru/article/?object=37498

Скачать epub pdf Раздел 10. Николаевское подворье Предисловие В связи с ростом потока паломников постоянной заботой Палестинского общества с самого момента его возникновения являлось расширение старых подворий и строительство новых. Уже в 1885 г. назначение в Иерусалим Д. Д. Смышляева в качестве уполномоченного ППО непосредственно связывалось с задачей строительства «дополнительного помещения для паломников на северо-западе Русских построек», то есть там, где находится ныне Николаевское подворье (записка Смышляева, Иерусалим, 4 марта 1886 т.//АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 18). Но тогда из-за трений с Палестинской комиссией, в ведении которой находились Русские постройки, сочтено было более эффективным строить новое подворье на собственном, приобретённом Смышляевым на имя общества, участке. За десять лет, прошедших после завершения Сергиевского подворья, ставшего первым крупным строительным объектом ИППО в Палестине, тенденция опережающего роста числа паломников не изменилась. Скорее наоборот: к 1901 г. число русских православных богомольцев, собиравшихся на Пасху в Иерусалим, превысило рубеж 6000 человек. Вопрос о новом подворье вновь был поставлен в повестку дня. В апреле 1902 г. в Петербурге советом общества был заключён договор о его строительстве с молодым архитектором А. Е. Элкиным (документ 272). К 1 августа ему предписывалось представить подробный план и смету на паломнический приют, рассчитанный на 1200 коек. Строительство планировалось окончить к 1 сентября 1904 г. Работа над проектом заняла больше времени, чем предполагалось. Элкин отправился в Иерусалим лишь весной 1903 г. 4 марта 1903 г. начал действовать созданный в Иерусалиме «Строительный комитет по новым сооружениям» под председательством управляющего подворьями ИППО в Палестине Н. Г. Михайлова. Двумя днями позже начались подготовительные работы на месте постройки. В июне они были остановлены из-за территориальных протестов Русской духовной миссии. Планы пришлось изменить, границы постройки отодвинуть. Официальная закладка Николаевского подворья состоялась лишь 5 сентября того же года – в день тезоименитства великой княгини Елизаветы Фёдоровны, супруги председателя ИППО. С самого начала подворье получило наименование Николаевского. На закладной доске была выгравирована надпись: «В лето от Рождества Христова 1903 сентября 5 дня, в царствование его императорского величества Николая II Александровича, императора и самодержца всея России, при председателе Императорского православного палестинского общества его императорском высочестве великом князе Сергее Александровиче, приступлено к сооружению сего подворья имени благополучно царствующего императора Николая II».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нечаянная радость русской души О погибшем за Россию национальном гении Сергее Есенине 28.09.2020 1626 Время на чтение 12 минут «– Казалось мне, что земля была трепетна. – Благословен Господь, что дал тебе подобную молитву!» Николай Лесков, «Соборяне» В одном из своих роликов протоиерей Андрей Ткачёв обозвал национального русского поэта Сергея Есенина словом из лексикона бывалого уголовника: «бакланом». Впрочем, ну, чего ещё можно ждать от Ткачёва, если он на полном серьёзе говорит, что поскольку Пушкин , Лермонтов писали для дворян, то, значит он, Ткачёв, в школе получил «рафинированное дворянское литературное образование». Ну, как говорится: дворянину – дворяниново! Куда крестьянскому парню Сергею Есенину до него! Эх, ты, поп, толоконный лоб! Задуматься бы тебе, почему 16-летнего парня взяли на работу корректором в типографии самого Сытина! Ведь работа корректора требует высшего филологического образования или… исключительного дара слова! На его (как ты выражаешься) «стишках» вся Россия держится! Поскольку я почитаю Сергея Есенина как отца, то рассуждения Ткачёва меня не могли не возмутить. Но, не давая воли негодованию, я написал достаточно спокойную статью для журнала «Покров» 2015г.), в которой изложил свой взгляд на понятие «национальный поэт» и почему Сергей Есенин является русским национальным поэтом. Нынче я награждён есенинской медалью. Поскольку протоиерея Ткачёва представляют «рупором» патриархии, и, следовательно, его мнение о Есенине в той или иной степени согласовано с мнением «верхов», то не трудно предположить, что известие о моём награждении не может не вызвать, по крайней мере, раздражение в этих самых «верхах». Что ж, придётся мне объяснить значение Есенина для России. Сергей Александрович Есенин – национальный русский поэт. Подвиг национального поэта сакрален. Национальный поэт наделён от Бога такой любовью к Родине и народу, что нельзя его личность мерить обычными мерками. Пожалуй, кроме Пушкина и Лермонтова, никого из поэтов народ так не любил, как Есенина. И этот дар взаимной любви был многократно усилен после трагедии 17-го года. За эту-то народную любовь Есенина преследовала и до сегодняшнего дня неотступно преследует злоба и зависть. Хотя подумали бы злопыхатели, насколько это страшный дар: народная любовь – это вам не дешёвая популярность. Народ любит тех, кто за «други своя» готов кровь пролить. «Кому много дано, с того много и спросится». Ответственность за этот дар столь высока, что и подумать страшно. Тут, может, кто-то постарается меня обвинить, что я, мол, есенинобожие проповедую. Полноте! Оставьте эту подлую и безответственную затею и займитесь лучше общественно-полезным трудом где-нибудь на стройках народного хозяйства.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/28/ne...

Путин откроет в Москве крест в память о великом князе Сергее Александровиче 3 мая, 2017. Новостная служба Памятник, который был установлен в 1908 году на народные пожертвования, в 1918 году разрушили 3 мая. ПРАВМИР. Президент РФ Владимир Путин в четверг, 4 мая, примет участие в церемонии открытия в Кремле креста в память о великом князе Сергее Александровиче. Как сообщает пресс-служба главы государства, работы по восстановлению креста велись Российским военно-историческим обществом и Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» по поручению президента РФ. Закладка памятного креста на месте гибели великого князя Сергея Александровича состоялась в ноябре 2016 года. В церемонии освящения камня приняли участие глава Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), министр культуры России Владимир Мединский, комендант Кремля Сергей Хлебников, официальный представитель ФСО Сергей Девятов, председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова. Через три года после убийства генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича, в 1908 году, крест в память о нем был поставлен у Никольской башни на народные пожертвования. В 1918 году памятник был уничтожен. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 февраля, 2011 30 мая, 2013 3 ноября, 2015 3 апреля, 2024 1 апреля, 2024 1 апреля, 2024 6 марта, 2024 29 февраля, 2024 29 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/putin-otkroet-v-moskve...

В смоленском храме повенчали членов клуба для глухих и слабослышащих «Глас» 23 мая, 2016. Новостная служба Таинство Венчания совершил руководитель клуба — иеромонах Николай (Золотов), сурдоперевод осуществляла профессиональная переводчица Татьяна Масленникова 23 мая. ПРАВМИР. В клубе глухих и слабослышащих «Глас» при храме Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской состоялось венчание супружеской пары. Это событие стало большой радостью не только для самих супругов, Ксении и Александра, но и для всех членов общины. Таинство Венчания совершил руководитель клуба — иеромонах Николай (Золотов), сурдоперевод осуществляла профессиональная переводчица Татьяна Масленникова, сообщается на сайте Смоленской митрополии. По окончании Таинства Венчания состоялась праздничное чаепитие, во время которого супружескую пару поздравил настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской иерей Валерий Рябоконь. Он отметил, что решение, принятое Ксенией и Александром, — результат их духовного роста в общине при храме. То, что у супругов возникла потребность освятить свой союз перед Богом, говорит об их стремлении быть ближе к Нему. Отец настоятель благословил супругов иконой Пресвятой Богородицы «Жировичская». Молодых поздравил руководитель клуба «Глас» иеромонах Николай (Золотов), члены общины, сотрудники храма. По окончании чаепития состоялась беседа о супругах, прославленных в лике святых: царственных страстотерпцах, а также о великой княгине Елизавете Федоровне и великом князе Сергее Александровиче. Их трагические судьбы, стремление к Богу, любовь, которую не смогла победить смерть, вызвали живой отклик у слушателей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 октября, 2015 24 февраля, 2016 10 мая, 2016 24 сентября, 2023 28 марта, 2022

http://pravmir.ru/v-smolenskom-hrame-pov...

Во главе Москвы как на поле брани Историк Петр Мультатули о Великом князе Сергее Александровиче Никита Попов 17 февраля (4 февраля по ст.ст.) 1905 года был убит брошенной в него бомбой великий князь Сергей Александрович, Московский генерал–губернатор (1891–1905), супруг великой княгини Елизаветы Федоровны. «Передовым кругам русского общества» великий князь был особенно ненавистен. Его прозвали «князем Ходынским», на него клеветали, возводя мыслимые и немыслимые обвинения, эсеры сочли его причастным даже к трагедии Кровавого воскресенья и вынесли смертный приговор, который и «привел в исполнение» Иван Каляев. А каким в действительности был Московский генерал-губернатор? И почему его деятельность вызывала такую реакцию? Об этом мы беседуем с кандидатом исторических наук, начальником сектора исторического анализа и оценок РИСИ Петром Мультатули . Великий князь Сергей Александрович – Петр Валентинович, что можно сказать о великом князе Сергее Александровиче как политическом деятеле? – Великий князь Сергей Александрович никаким политическим деятелем не был, так как в Российской империи занятие политикой, вплоть до создания Государственной Думы в 1906 году, было прерогативой исключительно Государя Императора. Поэтому можно говорить лишь о государственной деятельности великого князя , и она, надо отметить, оставила заметный след в истории России. Основой этой деятельности были монархические убеждения Сергея Александровича и его личная преданность своему Августейшему племяннику Императору Николаю II. Неслучайно великий князь с первых же дней вступления Николая II на престол подвергался нападкам и шельмованию со стороны и фрондирующих представителей династии Романовых (великих князей Александра и Николая Михайловичей), которых великий князь Алексей Александрович называл «русскими последователями Робеспьера», и откровенных врагов престола. Устройством народного гулянья на Ходынском поле занималось Министерство Императорского Двора и уделов В мае 1896 года на Ходынском поле в Москве произошел трагический несчастный случай, когда было задавлено и умерло от асфиксии свыше тысячи человек, ожидавших коронационных подарков. «Ответственность» за давку на Ходынском поле, которая привела к многочисленным жертвам, стала первым обвинением, предъявленным Императору Николаю II «передовым» обществом. Одновременно с нападками на Государя по случаю ходынских событий была организована кампания по обвинению в них Московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Однако эти обвинения были совершенно беспочвенны: устройство народного гулянья было изъято из ведения генерал-губернатора и передано всецело Министерству Императорского Двора и уделов. Так что в 1896 году ответственным за устройство «коронационных народных зрелищ и увеселений» был не великий князь Сергей Александрович, а министр Императорского Двора граф И.И. Воронцов-Дашков. Великий князь Сергей Александрович был фактически отстранен от организации торжеств.

http://pravoslavie.ru/90708.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010