А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ |
Воспоминания о встречах с Патриархами Сергием и Алексием Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 1 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 С 1938 года я учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по классу скрипки. В то же самое время я приходил молиться по воскресным дням и в большие церковные праздники в храм святого Илии Пророка, что в Обыденском переулке, где время от времени исповедовался у отца Александра Толгского — настоятеля этого храма. Положение духовенства в то время было крайне тяжелым. Действующих храмов было очень мало. Большинство храмов было осквернено и разрушено, а духовенство репрессировано. Епархиальные архиереи собирались в Москве для решения своей участи и служили в разных храмах Москвы. Когда началась Великая Отечественная война, отношение властей к Церкви изменилось к лучшему, и из тюрем и ссылок стало возвращаться духовенство. В то время в храме святого Илии Обыденского служил Калужский епископ Питирим (Свиридов), в будущем — митрополит Крутицкий и Коломенский. Однажды я стоял в храме и молился незадолго до начала Литургии. Готовилась встреча епископа. Старший иподьякон заметил меня в толпе молящихся и пригласил впервые в моей жизни быть жезлоносцем, то есть держать архиерейский жезл во время службы. Мне было тогда 13 лет. Через некоторое время друг моего отца, Анатолия Васильевича Ведерникова 1 , бывшего тогда преподавателем русского языка в разных учреждениях Москвы, Алексей Иванович Георгиевский — будущий профессор Литургики в Московской Духовной академии, живший на Преображенской площади и посещавший находившийся там храм, рассказал моему отцу, что в этом храме служит Рязанский епископ Алексий (Сергеев), и есть нужда в помощи во время богослужения. И я некоторое время ему прислуживал: меня облачали в стихарь, и я держал архиерейский чиновник во время Литургии и всегда с радостью и благоговением исполнял все, что мне поручал старший иподьякон. Все это было во время войны в течение 1941 года. В Москве тогда были бомбежки, голод и холод. Мы с отцом, когда объявлялась воздушная тревога, бежали в метро и ночевали на рельсах. В квартире не было отопления, и нам приходилось ночевать у друзей, где было хоть немного теплее. А ввиду голода некоторую помощь в питании нам оказывал епископ Алексий (Сергеев) и моя крестная — Ольга Алексеевна со своей сестрой. |
Алексии (Сергеев Виктор Михайлович), архп. б.Алма-Атинский Родился 15.I.1898 года. Обучался в архитектурном отделении Московского училища иконописи. 22.III.1923 возведен в сан диакона целибата. В 1925 году пострижен в монашество в Высокопетровском монастыре гор.Москвы архиепископом Варфоломеем (Ремовым) . 16.I.1927 возведен в сан иеромонаха. В 1932 возведен в сан архимандрита. 20.V.1935 хиротонисан во епископа Каширского. В 1936 – епископ Серпуховский. 5.VIII.1937 назначен епископом Вологодским, но на епархию не поехал. С 16.VIII. 1937 – епископ Егорьевский, вик.Московской епархии. С I.IX.1937 – епископ Ивановский. В 1938 году отошел от Митрополита Сергия. В 1939 году запрещен в священнослужении и предан суду архиереев. Акт запрещения подписали: митр. Сергий (Страгородский) , митр.Алексий (Симанский), архп.Палладий (Шерстенников). (Сообщено архп.Палладием г.Саратов). В 1939 году епархией не управлял. С декабря 1940 года – епископ Тульский, затем временно управлял Кишиневской епархией. С возведением в сан архиепископа назначен в 1941 году архп.Кишиневским и Бессарабским. В 1942 году – архп.Уфимский. С сентября 1942 года – архп.Рязанский. С II.VII.1943 – управляющий Калужской и Тульской епархией. 8.IX.1943 – участник Собора для избрания митрополита Сергия в патриархи и отлучения от Церкви священнослужителей и лишения их сана за измену и переход к фашистам. С мая 1944 года – архп.Ярославский и Ростовский. В феврале 1945 года награжден правом ношения креста на клобуке. В этом же году он был послан Свят.Патр.Алексием в Америку для переговоров с митр.Феофилом о возобновлении канонической связи с Московской Патриархией. 13.I.1947 – архп.Курский и Белгородский. 3.VI.1948 назначен архиепископом Челябинским и Златоустовским, но указу не подчинился. 2.VII. того же года уволен на покой, а 24.VIII. вновь назначен. С 17.III.1950 – архп.Калининский и Кашинский. 20.VII.1951 поручено временное управление Великолуцкой епархией. 29.VII.1954, согласно прошению, уволен на покой. Во всех областных и краевых газетах были напечатаны выдержки из его скандального процесса, во время управления им Калининской епархией. |
Большое Сорокино. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Первое свидетельство об основании храма в селе Большое Сорокино относится к 1763 г. Это был деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Располагался он в центре села. На прилегающих территориях храма были расположены Воскресная школа, библиотека и часовня. Исторических данных о дореволюционном храме практически не сохранилось. По словам местных жителей известно, что в 1930 году храм был закрыт новой властью. Имеющиеся помещения были использованы под складские нужды. В этом же году священник был отправлен в ссылку. В 1934 г. были разобраны купол и колокольня. В храме был организован клуб. Часовня была оборудована под библиотеку. В 1938 г. все храмовые постройки были разобраны. На оставшемся фундаменте храма была построена столовая. Впоследствии на этом месте были построены дом культуры, танцплощадка и тир. По инициативе благочинного Ишимского округа иерея Михаила Денисова приход был заново воссоздан в 1999 г. В связи с тем, что прежнее здание храма не сохранилось, решено было взять пустующее на тот момент бывшее здание администрации районной больницы. Это деревянное здание 1910 г. постройки. Первое время Богослужения свершал раз в месяц благочинный Ишимского округа иерей Михаил, в остальное время верующие самостоятельно собирались в храме и читали молитвы. В 2002 г. исполняющим обязанности настоятеля прихода храма назначен выпускник Тобольской духовной Семинарии иерей Владимир Сергеев. В 2003 г. приход получил государственную регистрацию. С 2004 г. настоятелем прихода окормляется с. Кротово Аромашевского района, где частный дом был оборудован для совершения совместной молитвы. В 2007-2008 гг. окормлялась приходская община с. Сладково, с. Усово Сладковского района. В марте 2009 г. иерей Владимир Сергеев назначен настоятелем храма во имя Святой Троицы с. Викулово с окормлением с. Большое Сорокино. По благословению Управляющего Епархией Архиепископа Димитрия ведутся работы над проектом нового храма в с. Большое Сорокино. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Сергеев Виктор Михайлович; 15.01.1899, Московская губ.- 6.04.1968, Москва), архиеп. Алма-Атинский и Казахстанский. В 1919 г. окончил архитектурное отд-ние Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества, в 1923 г. поступил послушником в Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Зосимову пустынь Владимирской епархии. В 1924 г. еп. Серпуховским Варфоломеем (Ремовым) рукоположен во диакона (целибатом) и в том же году переведен в Высокопетровский московский монастырь . В 1925 г. еп. Варфоломеем пострижен в монашество с именем А., 16 янв. 1927 г. тем же архиереем рукоположен во иеромонаха, в 1932 г. возведен в сан архимандрита. 18 мая 1935 г. указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) назначен епископом Каширским, викарием Московской епархии. 20 мая в московском храме Рождества Пресв. Богородицы в Путинках состоялась хиротония, к-рую возглавил митр. Сергий. В 1936 г. А. был назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, 5 авг. 1937 г. епископом Вологодским, но от назначения отказался. С 16 авг. 1937 г. епископ Егорьевский, викарий Московской епархии, с 1 сент. 1937 г. епископ Ивановский. В 1938 г. уклонился в раскол, в 1939 г. был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду. Акт запрещения подписали митр. Московский Сергий (Страгородский), митр. Ленинградский Алексий (Симанский) , архиеп. Семипалатинский Палладий (Шерстенников). В дек. 1940 г. А. принес покаяние и был назначен епископом Тульским и Одоевским, с 1941 г. архиепископом Кишиневским и Бессарабским. Когда в 1941 г. Бессарабия и Румыния были оккупированы фашистскими войсками, А. был эвакуирован с назначением архиепископом Уфимским и Мензелинским, затем последовательно Орловским и Севским, Тамбовским и Мичуринским; с сент. 1942 г. архиепископ Рязанский и Шацкий. 11 июля 1943 г. А. был назначен временно управляющим Калужской и Тульской епархией. С 1 мая 1944 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. Принимал участие в Архиерейском Соборе 1943 г. |
Храм Казанской иконы Божией Матери (Владивосток) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке был торжественно освящен в 1908 году. В 1938 году храм был разрушен. В 1958 году на месте разрушенного храма был построен кинотеатр «Вымпел». В годы перестройки кинотеатр был заброшен и начал ветшать. С 1998 года началось обсуждение возможности переустройства бывшего кинотеатра в православный храм. Вопрос был решен положительно и с 4 ноября 1999 года в храме стали регулярно совершаться богослужения. Содержание История [ править править код ] Храм Казанской иконы Божией Матери был торжественно освящен 16 марта 1908 года в присутствии высших военных и гражданских властей Приморья на территории военного кладбища на полуострове Шкота, в четырех километрах за городом. На кладбище были похоронены первые жители г. Владивостока, воины крепости, моряки, военачальники. Среди них: полковник Сперанский, начальник строительства крепости, инженер-полковник Сергеев, прокурор Бушуев, архитектор Гольденштедт, известный писатель и краевед В. Арсеньев. Храм строился четыре года на средства, пожертвованные солдатами крепостного и стрелкового полков. Первым настоятелем стал священник церкви штаба Владивостокской крепости отец Феодор Васильевич Кутузов. В 1938 году храм был разрушен, а в 1954 году было закрыто и кладбище. На новое место перенесли всего три могилы: Арсеньева, Уткина и останки, покоившиеся в братском захоронении героев Хасана. Остальные могилы сравняли с землей и на их месте построили жилые дома. В 1958 году на месте разрушенного храма был построен кинотеатр «Вымпел». В годы перестройки кинотеатр был заброшен и начал ветшать. Впервые мысль о передаче здания кинотеатра под храм пришла его бывшему директору Т.М. Цапенко. Жители Эгершельда эту инициативу поддержали. В ноябре 1998 года Татьяна Михайловна встретилась с епископом Владивостокским и Приморским Вениамином и предложила устроить в бывшем кинотеатре православный храм. Владыка обратился в администрацию г. Владивостока с письмом, в котором просил передать Владивостокской епархии здание кинотеатра, и после некоторых проволочек, совсем незначительных относительно масштаба затеваемого дела, вопрос был решен положительно. |
(1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в. Вид на Крестовоздвиженскую ц. (1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в. В 1936-1938 гг. в Ивановской обл. прошла новая волна террора, в т. ч. направленного против Церкви. 8 марта 1936 г. был арестован митр. Павел (Гальковский), обвиненный в том, что он «возглавлял контрреволюционную группу реакционного духовенства и церковников», 21 июня архиерей был приговорен к ссылке в Казахстан. Сменивший митр. Павла на Ивановской кафедре еп. сщмч. Борис (Воскобойников) был арестован 23 апр. 1937 г., помещен во внутреннюю тюрьму НКВД в Ивановской обл., 9 авг. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. В 1937-1938 гг. жертвами террора в Ивановской обл. стали десятки священников, в т. ч. священномученики протоиереи Иоанн Доброхотов, Феодор Лебедев , Николай Бухарин , Петр Лебедев, иереи Евфимий Тихонравов , Иоанн Коржавин , Петр Зяблицкий , Иоанн Успенский , Константин Разумов и др. В 1939 г. в одной из тюрем Иванова скончалась бывш. настоятельница Воскресенско-Феодоровского монастыря (см. Сергеевский в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастырь ) прмц. Арсения (Добронравова) . В 1938 г. в обстановке жестоких антицерковных гонений Ивановский еп. Алексий (Сергеев) отделился от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и провозгласил себя «автокефальным епископом Ивановской области». В 1939 г. еп. Алексий был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду, в декабре следующего года принес покаяние и был назначен на Тульскую и Одоевскую кафедру. Террор обрушился и на обновленцев. 17 марта 1936 г. в Иванове был арестован обновленческий «Ивановский митрополит» Александр Боярский, расстрелян 9 сент. 1937 г. В 1937 г. власти сфабриковали дело о «контрреволюционной группе» обновленческих архиереев и священников во главе с «архиепископом» Ивановской митрополии Александром Авдентовым, было арестовано 17 чел., в следующем году были расстреляны «епископ» Серафим Андриевский, прот. |
и болг. языках. Меры по румынизации Церкви ужесточились в февр. 1938 г., после установления в стране диктатуры кор. Кароля II. Четатя-Албский еп. Дионисий (Эрхан) 6 апр. 1938 г. издал циркуляр, в котором потребовал от духовенства епархии перевести богослужение с церковнослав. языка на румынский, заменить в храмах все кириллические надписи румынскими, проповедовать и разговаривать в храмах и др. публичных местах только по-румынски. Результатом этих мер стали протесты духовенства и прихожан, а также случаи перехода православных к баптистам и в др. протестант. деноминации, не подчинившиеся политике румынизации. Румын. священноначалие смягчило требования, и 3 июня 1938 г. еп. Дионисий издал циркуляр, в к-ром разрешалось вводить в богослужение отдельные части на церковнослав. языке в том случае, если в приходе преобладало слав. население (список таких приходов прилагался), но большая часть богослужения должна была совершаться на румын. языке. В 1939 г. Четатя-Албская епархия насчитывала 220 приходов: 86 - в жудеце Четатя-Албэ, 70 - в жудеце Измаил, 64 - в жудеце Кахул. В Кахуле статус благочиннического имел храм св. Михаила. В епархии действовало 5 мон-рей: мужские - измаильский Николаевский с приписным Успенским мон-рем и измаильский Константино-Еленинский при архиерейском доме, женские - скит св. Ферапонта в с. Сату-Ноу (ныне Новосёловка Одесской обл.), Преображенский скит в с. Борисаука (ныне Борисовка Одесской обл.) и Рождество-Богородицкий скит между селами Александрени и Думитрешти (ныне Александровка и Дмитровка Одесской обл.). В результате присоединения в июне 1940 г. Бессарабии к СССР большая часть Четатя-Албской епархии к нач. 1941 г. перешла в юрисдикцию РПЦ, епархия получила название Измаильская. Указом Московской Патриархии от 3 дек. 1940 г. Тульский еп. Алексий (Сергеев) был командирован в Кишинёв в качестве управляющего правосл. общинами Кишинёвской, Бельцкой, Измаильской и Черновицкой епархий сроком на 6 месяцев. Указом Московской Патриархии от 12 мая 1941 г. |
1/14 октября 1924 года Румынская православная церковь официально перешла на новоюлианский календарь. Решением Священного Синода от 4 февраля 1925 года Румынская Церковь была провозглашена Патриархатом, каковое определение было признано каноническим (томос Константинопольского Патриарха от 30 июля 1925 года). 1 ноября 1925 года состоялось торжественное возведение Митрополита-Примаса Мирона Кристя в сан Блаженнейшего Патриарха всей Румынии, Наместника Кесарии Каппадокийской, Митрополита Унгро-Влахийского, Архиепископа Бухарестского. С 1 февраля 1938 года до 6 марта 1939 года Патриарх Мирон был также премьер-министром Румынии, будучи назначен королём Румынии Каролем II. В июне 1940 года Бессарабия была аннексирована Союзом ССР; церковные структуры были переподчинены Московскому Патриархату. На Кишинёвскую епархию был направлен епископ Алексий (Сергеев) с возведением в сан архиепископа. 22 июня 1941 года Королевство Румыния вместе с Германией выступило против СССР. Согласно заключённому в Бендерах 30 августа 1941 года двустроннему соглашению, область между реками Днестром и Южным Бугом передавалась Румынии под наименованием Транснистрия; в неё вошли левобережные районы Молдовы, Одесская область и часть территории Николаевской и Винницкой областей. Румынская Церковь распространила на Транснистрию свою юрисдикцию; в сентябре 1941 года в Транснистрии была открыта православная миссия во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном). Открывались храмы и монастыри, прекратившие свою деятельность при советском господстве. Особое внимание уделялось восстановлению церковной жизни на территории Молдовы. В Транснистрии была запрещена деятельность иных православных организаций, включая Украинскую Автокефальную Церковь, которые свободно существовали в Рейхскомиссариате Украина. 30 ноября 1942 года была открыта Духовная семинария в Дубоссарах. С 1 марта 1942 года при Одесском университете начали работу богословские курсы для студентов всех факультетов. С января 1943 года в Одессе действовала православная Духовная семинария. Внедрялись в богослужение румынский язык, румынские литургические традиции, григорианский календарь. |
С. 40. 4. Лакёр У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. С. 41. 5. С. 471. А вот Г. В. Бутми, обозначенный в указателе имен к вашингтонскому изданию, как " Де Кацман Бутми " из указателя имен в московском издании просто пропал. 6. Лакёр У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. С. 60, 74, 425. 7. Там же. С. 271, 418. Подобное искажение фамилий присутствует и в вашингтонском издании. 8. Там же. С. 69, 424. 9. Там же. С. 46. 10. Лакёр У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. С. 73. 11. Там же. С. 89. 12. Лакёр У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. С. 90. 13. Савицкий И. П. Прага и зарубежная Россия (Очерки по истории русской эмиграции 1918-1938 гг.). Прага, 2002. С. 54, сноска 1. 14. Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм/Гл. ред., сост О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003. 15. Там же. С. 379. Автор статьи не указан; объем статьи составляет 6 строчек, фотографии нет. 16. Там же. С. 380. Автор статьи не указан; объем статьи составляет 4 строчки, фотографии нет. 17. Там же. С. 193. Автор статьи - О. П. [Олег Платонов]; объем статьи составляет 4 строчки, фотографии нет. 18. Там же. С. 442. Автор статьи не указан; объем статьи составляет 9 строчек, фотографии нет. 19. Платонов О. Вонсяцкий А.А.//Там же. С. 148. Замечу, что объем статей, посвященных " русским фашистам " значительно превышает объем вышеуказанных статей, посвященных Космодемьянской, Кошевому и Матросову. Статьи о Вонсяцком и Родзаевском также снабжены фотографиями. 20. Гусев К. Родзаевский К. В.//Там же. С. 628-629. 21. Широпаев А. Русский фашизм//Там же. С. 677. 22. Степанов А. Бутми-де-Кацман Г.В.//Там же. С. 113. 23. Шульгин В. В.//Там же. С. 885; Власов Ю. П.//Там же. С. 143. В обеих статьях авторы не указаны. 24. Платонов О. Сталин И. В.//Там же. С. 765. 25. Сергеев С. Две книги о патриотизме и патриотах//Москва. 2003. N 11. С. 202. 26. Фомин С. Дитерихс М.К.//Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. С. 221-224; Он же. |
| |