Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Троицкий, под городом Козловом, в двух верстах, основан около 1635 г.; ныне 3-гокласса. [IV, 557.] Строители Иосиф , основатель, с 1635–42. Софроний , 1643–45. Иосиф , 1649–52. Нифонт , 1652 и 53. Дионисий , игум., 1657–59. Кирилл , игум., 1661–67, 70, 73, 1682. Архимандриты Дорофей , 1682–96. Корнилий , 1697–1705. Мисаил Топильский , 1706–15, † 31 мар. Мисаил Окопинский , 1715–27, уволен. Пахомий произведён в окт. 1727; † в июле 1747. Иоасаф , из Чуковских иеромонахов, произведён в дек., 1747; 19 мая 1754 уволен на покой (в Чудове мнтре жил 1756). Варсонофий 13 июля 1754 перев. из Тамбовского Казанского, а 15 окт. 1759 – в Трегуляев. Варлаам 15 окт. 1759 перев. из Трегуляева; † 1761. Исаакий в сент. 1761 перев. из Краснослободского Спасского, а 21 окт. 1763 – в Нижеломовский Богородичный. Иосиф (игум.) управлял несколько месяцев. Тихон в 1763 перев. из Нижеломовского, а 26 нояб. 1774 – обратно. Игумены Илиодор , 9 апр. 1775, из ризничих Троице-Сергиевой Лавры; в окт. 1785 уволен на покой в Лавру; † 9 февр. 1789. Варлаам 13 окт. 1785 перев. из Трегуляева: с 1797 архим.; † 23 дек. 1811. Архимандриты Анастасий , из Александровских (?) монахов, произведён 5 дек. 1812; † 1822. Иассон Никольский в 1822 перев. из Трегуляева. а 19 апр. 1826 – в Тольгский. Николай Соколов 15 мая 1826 перев. из Вознесенского Иркутского, а 8 мая 1831 хирот. в викария Московского. Иоанн Чистяков 9 мая 1831 перев. из Рязанского Богословского; † 11 июля 1833. Адриан Тяжелов 24 сент. 1833 перев. из Слободского Крестовоздвиженского, а 20 июня 1841 – в Черниговский Елецкий. Иоасаф Покровский 20 июня 1841 определён, а 21 сент. 1841 перев. в Ростовский Богоявленский. Никодим Лебедев 28 сент. 1842 перев. из ректоров Пермской семинарии 286 , а 23 мар. 1847 – в ректоры Тверской семинарии 287 . Платон Фивейский определён 1847, а 3 дек. 1852 перев. в Переяславский Даниилов мнтрь. Феофилакт Праведников , 288 1853–59. Серафим Аретинский 10 янв. 1860 хирот. в викария Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серафим, архиепископ Воронежский и Задонский (Аретинский Александр) Родился в 1812 году в Орловской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Орловской духовной семинарии. В 1833 году поступил в Киевскую духовную академию. 26 мая 1837 года пострижен в монашество; 16 июня рукоположен во иеродиакона; 31 июля – во иеромонаха; 1 сентября того же года окончил духовную академию и оставлен в ней учителем. 15 декабря 1837 года удостоен степени магистра богословия и назначен бакалавром Киевской духовной академии. 1 июля 1842 года назначен инспектором Казанской духовной академии. В том же году 16 июля возведен в сан архимандрита. 21 августа 1846 года переведен на должность ректора вновь открытой в городе Ставрополе Кавказской духовной семинарии. 20 октября 1848 года переведен в Могилев настоятелем Братского Богоявленского монастыря. 17 мая 1852 года перемещен ректором Херсонской духовной семинарии и настоятелем Одесского Успенского монастыря. Со 2 декабря 1858 года – ректор Тамбовской духовной семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. 10 января 1860 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, с правом управления Златоверхим Михайловским монастырем. С 4 января 1865 года – епископ Воронежский и Задонский. С 28 марта 1871 года – архиепископ. Скончался 22 апреля 1886 года. Погребен в Благовещенском храме в Воронеже. Архиепископ Серафим отличался благочестивой жизнью, гуманностью и нестяжательностью. «Про него говорили, – рассказывала игумения Евгения (Озерова), – что архиерей не века сего, смирение его дивное. Со слепым старичком поменялся одеждою, взяв старенькую себе. Пришла к нему женщина с просьбой и, конечно, кланялась ему в ноги, а он рассмеялся да и говорит: посмотрим, старица, умеют ли архиереи низко кланяться, – да и сам бух ей в ноги. Вот какой святитель преподобный и пресмиренный, ныне мало уже таковых». Между тем имеются нелестные отзывы о владыке Серафиме в период его преподавательской деятельности. Вот отрывок из дневника писателя В. И. Аскоченского: «Другие части богословия несколько лет уже читает бакалавр Серафим, и несколько лет уже читает прескверно. Вот человек, который так ловко посмеялся над неудачным лафатерством Иннокентия! Мы думали, что из Аретинского, который в студенчестве бросал взгляды выше черемухи, что стоит возле академической столовой, мы, говорю, думали, что он будет одним из светил доморощенного музея – не тут-то было. Без всяких сведений, без ученого такта, с одной пустопорожней идеей, он уже пятый год путает, как говорится, бабушку, чем дальше, тем хуже – византизма гибель, а толку – ни крошки. Зато ж и студенты отделывают его. Из пяти десятков редко бывает один десяток, и тот зевает до ушей и разбегается кийждо по единому».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В дек. 1867 г. по представлению игум. Поликсении архиеп. Воронежский Серафим совершил первый постриг 12 сестер в мантию, а 23 - в рясофор; численность насельниц увеличилась до 100 чел. В 1868 г. в З. м. проживали настоятельница, 20 сестер, 100 послушниц. С июня 1877 г. до окончания русско-тур. войны в 1878 г. 6 инокинь находились на полях сражений в качестве сестер милосердия. Стараниями мон. Поликсении были нормализованы отношения с ктитором Викулиным, к-рый перед кончиной не только способствовал возвращению в распоряжение З. м. корпуса богадельни с Александро-Невским храмом, но и пожертвовал обители каменный дом с пристройками в Задонске. Новая настоятельница мон. (с 1897 игумения) Клавдия (Нарциссова Ксения Ивановна) в 1901 г. была награждена наперсным крестом. К 1891 г. в З. м. проживали 50 монахинь, 62 послушницы, 6 наемных рабочих, 12 призреваемых в богадельне, 10 обучавшихся рукоделию и ремеслам; в 1901 г.- 45 монахинь и 86 послушниц (21 указная, 65 «на испытании»), в 1914 г.- 54 монахини и 77 послушниц, 2 священника и диакон в штате обители. З. м. оказывали духовную поддержку задонские затворник Стратоник (Г. А. Машурин ), подвижница М. Н. Попова (мон. Мария), настоятели Богородицкого монастыря Димитрий (Григорьев), иером. Геронтий (Кургановский) и др. Затворник Стратоник в письме ктиторше Т. Г. Викулиной свидетельствовал, что сестры «содержат себя собственными трудами, поэтому и не требуют иного содержания, разве только помощи и назидательного призрения», и просил ее покровительствовать «бедным поселянкам» ( Никольский. 1911. Вып. 10. С. 180). Активное участие в устроении З. м. принял митр. Исидор (Никольский), обитель посещали архиепископы Серафим (Аретинский), Анастасий (Добрадин) , епископы Вениамин (Смирнов) и Владимир (Шимкович) . Храмы и другие постройки Первая в обители ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Богородице-Тихоновская) освящена 15 авг. 1813 г. еп. Антонием (Соколовым). 26 июня 1863 г. архиеп. Иосиф (Богословский) заложил в трапезной части Богородице-Тихоновского храма правый придел во имя святителей Воронежских Митрофана и Тихона (освящен 21 июля 1864) и левый - во имя св. Иоанна Предтечи и прп. Поликсении (освящен 1 мая 1865).

http://pravenc.ru/text/182473.html

Вероятно, после 1834 г. на средства монастырской братии построена небольшая ц. во имя свт. Николая Чудотворца, к к-рой в XX в. с вост. стороны пристроили братский корпус. 14 апр. 1837 г. освящена монастырская часовня на Старом базаре Одессы. В 1837 г. обители принадлежало 158 дес. 1610 саж. земли. К сер. XIX в. помимо храмов на территории О. У. м. находились каменные 2-этажный настоятельский дом под железной крышей, 2 корпуса для старшей братии, 2 дома под черепичной крышей, в одном из которых помещалась трапеза с кухней, а в другом - настоятельская кухня с 2 кладовыми, малый флигель с 2 кельями и просфорней (при нем 2 деревянных сарая, ледник и цистерна для воды). За каменной оградой, на сев. стороне, стояла 2-этажная гостиница (ныне в этом здании располагается Одесская ДС) с каменным флигелем, а напротив имелся дом с кухней, кладовой и конюшней. Площадь юго-вост. берега моря, на к-рой располагался мон-рь, постепенно расширяясь к северо-западу, образовывала треугольник (вершину занимал высокий монастырский маяк). После образования в 1837 г. новой Херсонской и Таврической епархии архиеп. Гавриил (Розанов) по приезде в Одессу поселился в О. У. м. С 1841 г. мон-рем управляли ректоры Херсонской ДС: в 1841-1845 гг.- архим. Никодим (Казанцев), в 1845-1848 гг.- Израиль (Лукин), в 1848-1852 гг.- архим. Парфений (Попов), в 1852-1858 гг.- архим. Серафим (Аретинский), в 1858-1868 гг.- архим. Феофилакт (Праведников; † 1869). На 10 июля 1857 г. в О. У. м. проживали архим. Серафим, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 диакона, монах и 5 послушников, в 1880 г.- архим. Герасим и 36 насельников. После Крымской войны (1853-1856) некоторые иеромонахи обители были награждены наперсными крестами «В память Отечественной войны 1853-1856 годов». В связи с открытием Одесского (1853) и Елисаветградского (1880) викариатств Херсонской епархии О. У. м. стал местом пребывания викарных епископов. Обителью управляли: в 1880-1883 гг.- Неофит (Неводчиков), в 1884-1891 гг.- Мемнон (Вишневский; † 1903), в 1891-1894 гг.- Акакий (Заклинский; † 1902), в янв.-авг.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

После архимандрита Серафима (Аретинского) духовную школу в Тамбове возглавил архимандрит Феоктист (Федор Аполлонович Попов), родившийся 6 февраля 1826 года в Харьковской губернии в семье священника. После семинарии он закончил Киевскую академию, преподавал в Воронеже и Киеве, был инспектором Киевской семинарии. В январе 1860 года стал ректором семинарии в Тамбове, но пробыл здесь всего девять месяцев. С 6 октября 1860 года он – ректор Киевской семинарии, с 25 мая 1869 года – епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии, с 1874 года – епископ Симбирский, с 1882 года – епископ, с 1885 – архиепископ Рязанский, где 2 декабря 1894 года скончался с. 1800]. Архимандрит Геннадий, в миру Иван Львович Левицкий, был третьим ректором при святителе Феофане. Он дольше вышеуказанных двух ректоров исполнял эту должность и, соответственно, больше них общался со святителем. Родился Иван Левицкий 25 мая 1818 года в Херсонской губернии в семье священника. Окончив семинарию в Харькове в 1839 году, Иван был рукоположен во диакона и священника, а после смерти супруги в 1841 году он стал студентом Киевской академии, где в 1844 году принял постриг. В 1845 году он был направлен преподавателем в родную Херсонскую семинарию, а через год его утвердили в должности ее инспектора. С 1852 года он архимандрит, с 1858 года – ректор семинарии в Самаре. В 1860 году Священный Синод поставил отца Геннадия во главе Тамбовской духовной семинарии. Через год, в 1861 году, епископ Феофан начал издавать «Тамбовские епархиальные ведомости». Их редактором Преосвященный назначил архимандрита Геннадия. 22 сентября 1868 года его хиротонисали в сан епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. В 1872 году он стал епископом Кинешемским, а в 1883 году – Сумским. В 1886 году архипастырь ушел на покой в Желтиков Тверской монастырь, а в 1891 году был переведен в Козловский Свято-Троицкий монастырь Тамбовской епархии, где скончался 10 февраля 1893 года и был погребен с. 409–411]. При архимандритах Серафиме, Феоктисте и Геннадии в семинарии преподавал Виктор Певницкий, будущий протоиерей, и учился И.И. Дубасов, тамбовский краевед. Оба они оставили мемуары, позволяющие увидеть ректоров глазами семинариста и преподавателя. Архимандрита Серафима протоиерей Виктор характеризовал так: «Можно сказать, что он, будучи ректором, чрезвычайно добр был для воспитанников, особенно живших на казенном содержании. Заботился об улучшении их пищи и одежды и побуждал эконома не скаредничать по экономии» с. 546–547]. А вот как отзывался о ректорах И. Дубасов: «И Феоктист, и Серафим были в Тамбове недолго. Оба они являлись в наших классах и комнатах весьма редко и производили на нас впечатление неодинаковое. Серафим казался нам человеком добрым и ласковым. Феоктист – суровым» с. 391]. Протоиерей Виктор писал: «О Феоктисте нельзя сказать ничего – ни доброго, ни худого. Жил он совершенно отчужденно от всех в семинарии» с. 546–547].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 2004 году рядом возведена новая трепезная. Храм был деревянный, на каменном фундаменте, покрыт бляхой, стены обложены кирпичом. С юга пристроены коридор, ризница и четыре кельи. Под алтарем был погреб. При участии епископа также построен загородный архиерейский дом (1803; не сохранился), устроена пасека на 800 ульев, выкопаны два пруда, найден источник с целебной водой. В 1803 году митрополит Киевский Гавриил (Банулескободони) благословил называть Лазаревщину Феофанией в честь епископа Феофана (Шиянова). После перевода в 1807 году епископа на Полтавскую кафедру развитие Феофании практически прекратилось. В 1835 году епископ Владимир (Алявдин) предпринял попытку устроить на хуторе Феофания пустынный скит, но она не увенчалась успехом. Много сделал для благоустройства Феофании Иннокентий (Борисов) – епископ Чигиринский, настоятель Свято-Михайловского Златоверхого монастыря, викарий Киевской епархии в 1836–1841 г.г. В 1836, считая местность подобной Иерусалимскому ландшафту, всем холмам, ручьям, прудам и дорогам он дал названия святых евангельских мест. С тех пор в Феофании есть горы Фавор и Элеон, холмы Синай и Хорив, потоки Кедр и Силоам и Йосафатова долина. Ко всем этим живописным местам были прорублены просеки в лесу и установлены беседки на них. До нашего времени большинство сакральных названий утрачено, сохранилось лишь несколько: гора Фавор, где расположен собор великомученика и целителя Пантелеймона, холм Синай, на котором стоял храм Всех Святых (сохранились остатки церкви), Силоамский поток и Живоносный Источник – ручей с целебной водой. В 1838 году епископ Иннокентий добился выделения еще 43,3 га земли, после чего общая площадь Феофании достигла 186 га. В 1836 и 1849 годах территорию окопали канавой (дл. – 5 км, шир. – 1,5 м, глубина-1 м), которая сохранилась до нашего времени и обозначена на геодезических картах. Изначально количество монахов при архиерейском доме-даче не превышало шести человек. В 1861 епископ Чигиринский Серафим (Аретинский) решил устроить в Феофании мужской скит и поручил сделать это опытному старцу Вонифатию (Венгровскому), который 25 лет своей жизни служил в армии, участвовал в войне России с наполеоновской Францией, был вахмистром 4-го уланского малороссийского полка. Взяв с собой двух иеромонахов, двух иеродиаконов и трех послушников, он поселился в Феофании и начал строительство обители.

http://sobory.ru/article/?object=05911

странноприимного дома в Задонске, под названием Тихоновского дома сестер милосердия». Начальницей была избрана девица Мария Белокопытова, помощницей - девица Наталья Поваляева. Избрание получило поддержку душеприказчика Наумовой прот. П. Алексеевского, с оговоркой, что избранной руководительнице «нужно оставить на монастырском подворье столько сестер, сколько требуется для оного, с прочими переселиться во вновь устроенное подгороднее заведение, требующее неослабного надзора» ( Правдин. 1901. С. 16). Прот. Петр стремился пресечь разногласия между «городским» и «загородным» отделениями общины, т. к. сестры, жившие за городом, отказывались признавать Белокопытову своей начальницей. Поэтому 21 авг. 1861 г. архиеп. Иосиф назначил старшими сестрами Тихоновского странноприимного дома девиц Н. Поваляеву и М. Журавлёву, «чтобы они заведовали домом совместно с заштатным протоиереем Петром Алексеевским», ему же поручалось совершение богослужений в Скорбященской ц. Духовником сестер странноприимного дома назначался иером. Задонского мон-ря Митрофан (Там же). После неск. лет продолжавшихся разногласий между сестрами Поваляева и Журавлёва отказались от руководства. 20 апр. 1868 г. указом архиеп. Воронежского и Задонского Серафима (Аретинского) начальницей была утверждена рясофорная послушница воронежского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря Порфирия (Алисова), помощницей - насельница той же обители Екатерина Наумова. К 1871 г. в странноприимном доме проживало 115 сестер, а также 12 призреваемых больных стариц и 6 девочек. В 1876 г. архиеп. Серафим направил представление в Синод о признании странноприимного дома «учреждением официально существующим, с наименованием его «Задонскою Тихоновскою женскою общиною с странноприимным при ней домом» и об укреплении за нею пожертвованных разными лицами недвижимых имений». Однако в прошении было отказано по следующей причине: «Существование странноприимного дома при женской общине с дозволением принимать в оный странников мужчин и с допущением ухода за ними со стороны сестер представляется не вполне согласным с характером одобренных Св.

http://pravenc.ru/text/182469.html

24 января 1889 года состоялось освящение места постройки будущей обители, возникновение которой было предсказано прп. Феофилом Киевским ещё в 30-х годах XIX века; и уже в июле Великая Княгиня перешла сюда на жительство с первыми сестрами из Липок. Она принимала деятельное участие в созидании и налаживании жизни в обители, вложив в это все свои средства. Революционное лихолетье не минуло обитель. С 1923 года по 1941 год здесь проживали рабочие-металлисты; в обезглавленных храмах расположились детские ясли, типография, книгохранилище. В октябре 1941 года вновь возродилась монашеская жизнь в обители. Здесь была организована амбулатория, которая в период оккупации Киева оказывала помощь оставшимся в городе жителям. Монастырю была возвращена лишь третья часть его бывшей территории. На протяжении десяти лет по чертежам, находившимся в городском архиве, Покровский храм был перестроен из деревянного на каменный, восстановлены его купола, расписаны внутренние стены и своды. В мае 1999 года состоялось освящение этой церкви. Адрес: 04053, г. Киев, переулок Бехтеревский, 15. Телефон: 486-71-68. Проезд: Пантелеимоновский женский монастырь в Феофании [ править править код ] Пантелеимоновский монастырь В 1802—1803 годах был построен и освящён первый храм в честь Чуда Архангела Михаила. Феофанией эту местность благословил называть митрополит Киевский Гавриил. Святитель Иннокентий (Борисов), настоятель Михайловского Златоверхого монастыря в 1836—1841 годах, много потрудился здесь и ввёл в Феофании библейские названия. Епископ Серафим (Аретинский), настоятель Михайловского монастыря в 1859—1865 годах, в 1861 году благословил открыть в Феофании скит. 6 июля 1905 по проекту Евгения Ермакова был заложен большой собор. 1 июля 1914 состоялось торжественное освящение нового киевского Пантелеимоновского храма. До революции в Феофании было построено 4 храма: Чуда Архангела Михаила (деревянный), Всех Святых, Владимирской иконы Божией Матери и собор великомученика Пантелеимона. Закрыли скит до войны. Все было либо разрушено, либо изуродовано до неузнаваемости. Свято-Пантелеимновский собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. После войны Институт механики АН УССР проводил в соборе эксперименты со взрывами направленного действия.

http://azbyka.ru/palomnik/Киевская_облас...

1872-1918 гг. Определением Святейшего Синода от 17 янв. 1872 г. был учрежден Тихоновский муж. общежительный нештатный мон-рь, 31 мая 1873 г. имп. Александр II Николаевич утвердил основание обители. 7 окт. 1873 г. архим. Димитрий совершил литургию в ставшем соборным (ранее кладбищенском) храме во имя святителей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского и Кирилла Александрийского. В З. м. была переведена часть братии задонского Богородицкого мон-ря, 13 сент. 1873 г. архиеп. Серафим утвердил в должности строителя иером. Алексия († 28 сент. 1885). Однако вскоре обнаружилось, что о. Алексий, «помимо прекрасных душевных своих качеств, оказался далеко малоспособным при устройстве обители и введении порядка в ней». По прошению Воейкова, поданному архиеп. Серафиму, строителем З. м. был оставлен архим. Димитрий (Григорьев). После кончины архим. Димитрия с сент. 1882 г. З. м. возглавлял благочинный задонского Богородицкого мон-ря игум. (впосл. архим.) Кассиан. По свидетельству современников, о. Кассиан «пользовался в народе большим уважением как исповедник. У него, говорят, проездом в Задонск любили исповедоваться воронежские архипастыри» ( Д. Т. Отец Кассиан: Некр.//Воронежские ЕВ. 1908. 18. Ч. неофиц. С. 889-890). После архим. Кассиана обязанности настоятеля исполнял казначей З. м. иером. Алексий, утвержденный в этой должности указом Святейшего Синода от 17 сент. 1910 г. (с 1912 в сане игумена). В 1891 г. в З. м. проживали 22 монашествующих, 36 послушников и 12 наемных рабочих, в 1917 г.- более 20 монашествующих и ок. 40 послушников. З. м. посещали митр. Московский Макарий (Булгаков) , архиепископы и епископы Алексий (Ржаницын) , Палладий (Раев) , свт. Антоний (Смирницкий), Серафим (Аретинский), Вениамин (Смирнов) , Анастасий (Добрадин), Леонтий (Лебединский) , Макарий (Миролюбов) , Феогност (Лебедев) , Макарий (Троицкий) , Нестор (Метаниев) и др. В З. м. почитались первые насельники «Скита» иеросхим. Тихон (Кривской) и схим. Спиридон (Куликов). Последний перешел в З.

http://pravenc.ru/text/182471.html

«А я богата лишь усердием» Деревушка Сомовка, спрятавшаяся от центральных проезжих дорог, не привлекала внимания путешественников. Поэтому в дореволюционных путеводителях Сомовский Варваринский женский монастырь чаще называют Нижнедевицким. По ближайшему заметному населенному пункту – уездному городку Нижнедевицку. Первый храм в Сомовке, посвященный великомученице Варваре, строился по проекту воронежского архитектора Александра Кюи. Одновременно рядом шло строительство большого десятикомнатного дома с мезонином. Через два года и пять месяцев церковь была готова к освящению. Освящать её приехал епископ Воронежский Серафим (Аретинский) 16 октября 1866 года. Ещё одна важная дата в истории обители. В этот день уже сам архиерей выразил желание устроить в Сомовке не просто новый приход, а новый монастырь. И уже на следующий день после освящения храма (о как действенно архиерейское благословение!) при нём начала собираться община женщин, желающих жить по иноческому уставу. В первое время наставницей их была игумения Воронежского Покровского женского монастыря Анастасия. Из всех желающих она оставила лишь двадцать женщин «примерной нравственности». Тех, кто действительно готов был «намаливать» место будущей обители. Варвара Петровна подкрепила благочестивый порыв материальными средствами, пожертвовав зарождающейся обители земли и другие угодья в окрестностях Сомовки. Вскоре она прибыла в Воронеж, чтобы вновь встретиться с епископом Серафимом и обсудить детали. Однако даровать молитвенному дому при новопостроенном в Сомовке храме статус монастыря мог только Святейший Синод. Тут благословения епархиального архиерея было недостаточно. Бывать длительное время в Петербурге Варвару Петровну вынуждали и семейные обстоятельства. Сыновья подрастали, и им нужно было искать свое место в обществе. Забегая вперед, можно сказать, что все они выросли, достойными людьми. Видя перед собой пример матери, братья Сомовы остались в истории воронежского дворянства как щедрые благотворители. Но в ту пору они были ещё слишком юны, чтобы оказать родительнице ощутимую помощь в нелегком деле. Святейший Синод требовал от В.П. Сомовой гарантий, что новая обитель не окажется сразу в нужде, а будет обеспечена всем необходимым. Вдовая помещица честно признавалась, что «богата лишь усердием». И тут на помощь пришел брат мужа – Афанасий Николаевич Сомов, в 1868 году ставший Тверским губернатором. Он обратился в Синод с ходатайством, был горячо поддержан митрополитом Петербургским Исидором, и вопрос решился положительно. 26 сентября 1870 года Святейший Синод учредил в Сомовке Варваринскую общину. Без права пострижения в иночество. Варвара Петровна и этому была рада.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/18/dve_va...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010