Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть I В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви После кончины Патриарха Иосифа сомнений в том, кто станет его преемником, практически не было. Государев любимец – митрополит Новгородский Никон был, по сути, единственным кандидатом в Патриархи. Никон был не просто «собинным другом» царя Алексея Михайловича, он был его единомышленником, приверженцем столь милой сердцу государя идеи всеправославного царства и вытекающей из нее церковной реформы по греческому образцу. В дни, когда решался вопрос о новом Предстоятеле Русской Церкви, еще никто не подозревал, какой трагедией для страны и народа обернутся эти реформы. Равным образом, было трудно предвидеть, что новый Патриарх отнюдь не удовольствуется ролью послушного исполнителя угодной царю церковной политики, а вознамерится возвысить священство над царством. Никон был личностью богато одаренной, человеком кипучей энергии. Однако до сих пор продолжаются споры о том, на что были израсходованы эти колоссальные усилия и каковы итоги Патриаршества Никона. Историки, как светские, таки и церковные, зачастую дают ему прямо противоположные характеристики. Одни (причем, не обязательно старообрядцы) считают Никона повинным в возникновении раскола и едва ли не всех последующих бедах России вплоть до ХХ столетия. Другие, наоборот, считают Патриарха-реформатора величайшей фигурой русской истории XVII века. Некоторые вообще почитали его святым, например, архиепископ Серафим (Соболев) митрополит Антоний (Храповицкий). Такое диаметральное расхождение в оценках, безусловно, говорит о незаурядности личности Никона и сложности его реформаторской деятельности как исторического явления. Никон, по утверждению современников, происходил из семьи крестьянина-мордвина. Родился он в 1605 г. в селе Вельдеманове, что в Нижегородской земле. В миру звали его Никитой, по отцу – Миничем или Миновым. Интересно, что совсем неподалеку, в другом селе Нижегородского края, Григорове, почти в то же самое время родился человек, которому впоследствии будет суждено стать антиподом Никона – будущий протопоп Аввакум. Никита рано потерял мать. Мачеха ненавидела его, нередко била. С детства он привык к жесткости, почти жестокости, и это позднее скажется на его характере.

http://sedmitza.ru/lib/text/436323/

Архим. Симеон (тогда ещё Сергей Иванович Покровской) с 1881 г. был инспектором Тверской семинарии, там же принял монашество. Но и после своего назначения 6 сентября 1890 г. ректором Волынской сохранил сыновнее отношение к Тверскому архиепископу Савве. Этим объясняется доверительный тон письма. Епископ Антоний (Флоренсов) был назначен почти одновременно с Симеоном 12 августа 1890 г. епископом Острожским, викарием Волынской епархии, и ему было поручено наблюдение за Волынской семинарией, находившейся в то время в Кременце Волынском. В письме говорится о событиях осени 1890 г.: 22 октября архим. Симеон прибыл в Житомир к епископу Модесту (Стрельбицкому) Волынскому. За несколько дней до этого туда же прибыл и недавно назначенный викарием еп. Антоний. Пробыв какое-то время в Житомире, они на одной карете отправились в Кременец. Упоминающийся в письме преосвященный Серафим — епископ Серафим (Протопопов) находился на Самарской кафедре с 08.12.1877 по 11.01.1891, то есть в течение всего времени самарского служения еп. Антония. Затруднительно точно определить, что имел в виду о. Симеон под отношением епископа Серафима к семинарии и её правлению. Епископ Серафим был известен как очень образованный человек, знаток древних языков, по самоощущению аристократ («чувствовал в себе течение особенной, какой-то фамильной крови» ), очень покровительствовал епархиальному женскому училищу — в этом отношении епископ Антоний действительно был на него похож, как мы это ещё увидим далее. Епархиалки вспоминали о вл. Серафиме: «То дорогих конфет к празднику пришлёт, то апельсинов; зимой распорядился сделать в саду ледяную гору для маленьких и прислал что-то много салазок. Потом даже песенку пели, кто-то из преподавателей составил: Продолжая свои ласки, Подарил ты нам салазки. И с счастливой той поры Мы катаемся с горы» .  Семинаристы же чувствовали себя обойдёнными вниманием. По воспоминаниях Михаила Матюшенского: «Архиерей души не чает в епархиалках. От семинаристов он требует, чтобы они представлялись ему по окончании курса вместе с епархиалками и тут рекомендует “со властью” будущим батюшкам желательных его преосвященству матушек Умница был, а пользы нам не принёс ни на грош. Епархиалкам и конфекты, и рояли, а нам черви в щах, к нам носу не показывал, потому что мы — бурсаки, грубые, неотёсанные, одним своим видом возмущали его аристократические чувства» .

http://bogoslov.ru/article/6174623

архиеп. Илларион (Троицкий). Грех против Церкви//Без Церкви нет спасения. М., 1998, М., 1998, с. 566. Там же, с. 578. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб., 1994, с. 263. Успенский Ф. И. История Византийской Империи. Период Македонской династии (867-1057). М., 1997, с. 140. Кедров К. Все под одним Богом ходим//Известия, 10.6.1997. Карташев А. В. Святой Великий князь Владимир – отец русской культуры//Карташев А. В. Церковь, история, Россия. М., 1997, с. 122. Зелинский В. Приходящие в Церковь//Журнал Московской Патриархии. 1992, 5, с. 16. Протопоп Аввакум. Из книги бесед//Пустозерская проза. М., 1989, с. 106. прот. Сергий Булгаков. У кладезя Иаковля//Христианское воссоединение. Экуменическая проблема в православном сознании. Париж, 1933, с. 12. св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви.//Филарета митрополита Московского и Коломенского Творения. М., 1994, с. 450. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. т. 5, ч. 2, М., 1887, с. 742. Древний Патерик. – М., 1899, с. 174. Карсавин Л. П. Католичество. Пг., 1918, с. 52. Ситников М. Между “прочими”//Русская мысль, 5.6.1997. Фаликов Б. Возможен ли диалог традиционных и новых религий?//Церковно-общественный вестник 8 (Приложение к Русской мысли от 30.1.97). Цит. по: Ислаев Ф. Г. Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия: от конфронтации к терпимости. Казань, 2001, с. 48. Кожинов В. Загадочные страницы истории ХХ века. «Черносотенцы» и Революция. М., 1995, Киевский и Одесский погромы в отчетах сенаторов Турау и Кузминского. Спб., 1907, с. 32. Киевский и Одесский погромы в отчетах сенаторов Турау и Кузминского. Спб., 1907, с. 99. Розанов В. В. О “nuai?iii” начале в Церкви и о примирении Церквей//Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995, с. 369. св. Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе//Богословские труды. Вып. 32, М., 1996, с.288-289. митр. Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. М. – СПб., 1993, т. 1, сс. 212-213.

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

В том же году уволен на покой – возможно, в связи с практической потерей слуха. Срок ссылки, возможно, был сокращен, по крайней мере, с 1929 года архиепископ Досифей проживает в Покровске (Энгельсе), затем в Саратове – на какое-то время его приютил тогдашний правящий архиерей митрополит Серафим (Александров) 18 . Рассказы о том, что владыка Досифей просил милостыню вместе с нищими на паперти Духосошественского собора, вряд ли соответствуют действительности, но что рассчитывать он мог только на помощь уничтожаемой и практически уничтоженной епархии 19 – это точно. Далее – документ, не требующий комментариев: «Определение 14 Патриаршего Местоблюстителя, Главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского г. Ульяновск, от 8 апреля 1942 г. Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя о том, что, согласно письму протоиерея Н. К. Чукова 20 26 из Саратова, там от паралича сердца, происшедшего 25 марта в 11 часов вечера, скончался состоявший давно на покое Преосвященный архиепископ Досифей (Протопопов), при своей обычной болезненной слабости в последнее время чувствовавший себя сравнительно бодро и даже отпевавший (у себя дома) скончавшуюся сестру свою Марию, 85 л. В день кончины после некоторого желудочного расстройства с тяжестью в ногах почивший слег в постель и в 11 час. веч. скончался. Гражданские власти, констатировавшие смерть, нашли ненужным вскрытие и выдали пасхальную ризницу для облачения тела, которое на машине было перевезено на кладбище, где и предано земле протоиереем Чуковым при очень большом стечении верующих. Определили. Принять к сведению и поручить Преосвященному Саратовскому архиепископу Андрею организовать годичное поминовение почившего святителя. О чем и послать Преосвященному архиепископу Саратовскому указ» 21 . В его могиле нашли деревянную панагию. Только такую панагию и мог носить нищий архиерей без кафедры и куска хлеба Когда останки владыки Досифея поднимали из могилы, молодой священник Сергий Феофанов нашел в могиле деревянную панагию.

http://pravoslavie.ru/157890.html

В придворном обиходе московских царей обряд прощения приобрел сложный церемониальный характер. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, испрашивая прощения и благословения от братии, иногда ездил в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и придворными. В само воскресенье после Литургии Патриарх посещал государя и испрашивал прощения 23 . Вечером в Прощеное воскресенье по окончании службы чин прощения совершался в Успенском соборе Московского Кремля. Согласно Чиновнику, «Патриарх повелит вечерню благовестити за два часа до вечера, и благовестят в лебедь и звонят звон среднии». И как власти (т. е. архимандриты и игумены московских монастырей) все соидутся в церковь, ключарь идет с вестью к Патриарху. После входа Предстоятеля в собор вечерню совершали чередной («неделныи») священник и диакон, облаченные в постные ризы. «И начнут вечерню по обычаю и поют по уставу постному, а возвахи с припелы не поют». Последнее замечание означает, что головщик запевал первый стих 140-го псалма «Господи, воззвах к Тебе» с припевом «услыши ны, Господи», а остальные стихи 140, 141, 129 и 116-го псалмов (воззвахи) прочитывались без пения припево 24 . По отпусте вечерни «начнет учить Патриарх народы от Феодора Студиискаго о посте». После поучения певчие поют на правом клиросе стихиру «Царю Небесныи», а потом на левом клиросе «О, дивное чудо» «и паки на правом клиросе Владычицу, меншую». В это время Святейший Владыка «со властьми» обходил и прикладывался к иконам, к гробницам митрополитов и Патриархов, затем шел на свое место. «И протопоп Богородицкии в алтаре с протодиаконом облачается в постные ризы». Протодиакон с кадилом возглашал «большую ектению» (имеется в виду сугубая) и кадил иконы, Патриарха и весь народ. По ектении следовал возглас протопопа «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» или «Услышы ны, Боже, Спасителю наш». И по возгласе протопоп говорил «отпуст большои», стоя «в алтаре» (в царских вратах): «Владыко многомилостиве…» (т.е. молитву заключительную из чина великого повечерия). Затем, обратившись лицом к алтарю, на восток, протопоп читал «помянник, яко же и на павечернице». После этого Патриарх выходил на середину церкви и, встав на орлец лицом к народу, произносил «прощение всем вслух». После чего протопоп подавал ему крест на блюде для благословения. Взяв в руки крест, Предстоятель благословлял «властеи и весь народ» со словами: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас» 25 .

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

Этот сборник составил игумен киевского Михайловского монастыря Нафанаил, который в предисловии отмечал, что когда-то сам учился в латинских иезуитских школах, а теперь, искупая грех, желает обличить латинян. Труд этот был также далеко не оригинален. Основу " Книги о вере " составили главы из " Палинодии " все того же Захарии Копыстенского, еще в ту пору ненапечатанной. Направленность этой книги была, в отличие от предыдущей, более антикатолической и антиуниатской. Примечательно, что " Книга о вере " , составленная в Киеве и присланная в Москву по просьбе Стефана Вонифатьева, содержала в своем составе такие документы, как, например, исповедание веры, произнесенное в Риме перед папой Кириллом Терлецким и Ипатием Поцеем. В 1649 г. был напечатан в Москве Малый Катехизис митрополита Киевского Петра Могилы, ранее изданный в Киеве и Львове, а теперь переведенный на церковно-славянский язык. Эта книга также пользовалась позднее огромным авторитетом у старообрядцев, которые в целом были настроены враждебно по отношению к малороссийской печатной продукции. Была также подготовлена " Кормчая " (1650 г.), хотя в свет она так и не была выпущена при Иосифе. Два года еще шла работа над поправками к ней, и свет она увидела лишь при Никоне, в 1652 г. Среди справщиков, которые трудились во время Патриаршества Иосифа над исправлением книг, следует назвать в первую очередь имена иеромонаха Иосифа Наседки (бывшего протопопа Ивана), Черниговского протопопа Михаила Рогова. Над справой трудились Андронниковский архимандрит Сильвестр, Александро-Невский протопоп Иоаким и некоторые другие, в числе которых встречались и образованные миряне. За справщиками в это время наблюдали протопоп Стефан Вонифатьев и его ближайшие сподвижники - Казанский протопоп Иван Неронов и протопоп Аввакум Петров. Именно они выступили неумеренными ревнителями двуперстия, которое стало особо подчеркиваться во всех книжных изданиях той поры как единственно правильная форма крестного знамения. Повсеместно, начиная с " Книги о вере " перепечатывался апокриф " Феодоритово слово " о двуперстии, заимствованный из " Большого Катехизиса " Лаврентия Зизания, где, впрочем, на самом деле речь шла о трехперстии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436317/

После пожара Москвы вокруг Иоанна появляются новые люди, надолго ставшие его соратниками. В его ближайший кружок, помимо митрополита Макария, вошли Благовещенский протопоп Сильвестр, окольничий Адашев, князь Курбский и ряд других деятелей, которые составили вокруг молодого царя т. н. «Избранную Раду». Именно в этом кружке принимались важнейшие для жизни страны решения, задумывалась программа реформ. Центральной фигурой в Раде был протопоп Сильвестр, переведенный Макарием в Москву из Новгорода и ставший царским духовником. Протопоп имел на молодого царя колоссальное влияние. Именно он убедил Иоанна в том, что пожар Москвы – это грозное знамение, которое послано, дабы убедить государя в необходимости больше радеть о благе державы и народа. Сильвестр постоянно напоминал Иоанну о той громадной ответственности, которую он несет перед Богом за вверенное ему царство, об ответе, который придется держать царю на Страшном Суде. Тогда это, вероятно, очень сильно действовало на сознание молодого Иоанна. Придет время, и погрузившийся в пучину своих кровавых страстей Грозный назовет все это «детскими страшилками». В один год с царским венчанием состоялся и церковный Собор, первый в ряду так называемых Макарьевских Соборов. Он был посвящен канонизации новых русских святых. Следующий подобный Собор имел место в 1549 г. Оба эти канонизационных Собора, безусловно, находились в тесной связи с венчанием Иоанна IV на царство. Новое положение Русского государства как православного царства заставляло по-новому осмыслить и статус Русской Церкви как автокефальной, а теперь – и в связи с имперским достоинством Москвы. Москва – Третий Рим становилась столицей православного мира и, как первенствующая кафедра Русской Церкви, – духовным центром Православной Ойкумены. Это новое положение необходимо было подтвердить и оформить особыми актами канонизации русских святых, подвиг которых лежал в основании Русской Церкви и Московского православного царства. До святителя Макария в святцах значилось только 22 русских святых.

http://sedmitza.ru/lib/text/436290/

На фоне такой страшной метаморфозы царя Иоанна происходят перемены и в церковной жизни Руси. После смерти св. Макария, в феврале 1564 г., в Москве состоялся церковный Собор. Прежде, чем приступить к избранию нового митрополита, Собор постановил, что митрополит должен отныне носить белый клобук. Ранее Московские святители из русских – свв. Петр и Алексий – носили именно клобук белого цвета. Позднее под влиянием митрополитов-греков, Предстоятели Русской Церкви вновь стали носить черный клобук. Белый клобук оставался лишь у Новгородских владык. Макарий, прежде бывший архиепископом Новгородским, сохранил белый клобук и после поставления на митрополию. Теперь эта прерогатива (как и право печатать грамоты красным воском) была закреплена за митрополитами всея Руси специальным соборным актом. Преемником св. Макария на митрополии был избран иеромонах Чудова монастыря Афанасий – бывший протопоп Благовещенского собора Андрей. Афанасий происходил из Переславля-Залесского, был учеником преп. Даниила Переяславского. Он какое-то время являлся духовником Иоанна Грозного. В 1552 г. протопоп Андрей благословил царя на Казанский поход, в котором и сам принимал участие. Андрей причащал Иоанна в день штурма Казани, закладывал во взятом городе первый православный храм. Он был, вероятно, очень близок к семье Иоанна, о чем свидетельствует факт крещения Андреем царевича Иоанна Иоанновича в 1554 г. и царевны Евдокии Иоанновны – в 1556 г. В 1561 г. протопоп оглашал перед крещением Марию Темрюковну. Так что отцы Собора надеялись, по-видимому, что Афанасий будет иметь влияние на царя, и это позволит хоть как-то умерять все возрастающую жестокость Грозного государя. Однако этого не произошло: правление митрополита Афанасия совпало с развитием самых мрачных свойств характера Иоанна Грозного, в то время, как Предстоятель Русской Церкви был бессилен изменить поведение царя в лучшую сторону. В конце 1564 г. Иоанн покинул Москву и вместе с семьей, узким кругом приближенных, казной и архивом отъехал в неизвестном направлении.

http://sedmitza.ru/lib/text/436296/

Житие протопопа А., им самим написанное, и др. его сочинения, Иркутск, 1979 (здесь же см. библиогр.); Послания, челобитные, письма, в кн.: Памятники лит–ры Древней Руси: 18 в., кн.2, М., 1989, с.523–79. Б о р о з д и н А.К., Протопоп А., СПб., 19002; ИВЛ, т.4, с.351; М а л ы ш е в В.И., Библиогр. соч. протопопа А. и лит–ры о нем: 1917–1953 гг., ТОДРЛ, т.10, 1954, с.435–46; М я к о т и н В.А., Протопоп А. Его жизнь и деятельность, СПб., 1894; Протопоп А., История рус. лит–ры, т.2, ч.2, М. — Л., 1948. АВВАКУМА ПРОРОКА КНИГА (евр. Хавакýк), входит в раздел пророков второй части книг ВЗ и состоит из 3–х глав. Содержание и композиция. А.п.К. делится на три части: 1) диалог между Богом и пророком, вопрошающим Его; первый ответ Божий (1:1 — 2:1); 2) второй ответ Божий; пять бедствий (2: 2–20); 3) псалом Богоявления; торжество веры (3:1 — 19). Это первый пример в ВЗ, когда вся книга построена как беседа души человека со своим Творцом. Антифонная композиция и указание для хора (3:19) свидетельствуют о богослужебном использовании книги. Духовный смысл. Прор. Аввакум поднимает один из самых мучительных для религ. сознания вопросов: почему Бог допускает зло в мире? Пророк не пытается решать его умозрительно, а прямо обращается к Господу с молитвой, полной скорбного недоумения: Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор. От этого Закон потерял силу, и суда правильного нет: Так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. (1:3–4) Как в Кн.Иеремии и Кн.Иова, прямого ответа пророку не дается. Более того, Бог открывает ему, что новые бедствия посетят землю, что по высшему попущению поднимается народ «жестокий и необузданный», к–рому будет дано попирать царей и разрушать крепости. «Сила его — бог его» (1:6–11). Но пророк верит, что Господь посылает невзгоды лишь для исправления и поэтому снова спрашивает: почему вообще в жизни торжествуют нечестивец и притеснитель? И опять Бог не дает прямого ответа, а открывает лишь одну тайну:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

О том Патриарху приказати. А будет посоха Патриарх Иеремей отдати не похочет, и митрополиту Иеву своего посоха не отдав итти к Патриарху благословитися и поцеловатися во уста» . Через три дня, 26 января, в еще более торжественной обстановке было совершено посвящение святителя Иова в Патриарха Московского и всея России. В соборе заранее приготовили возвышение, на котором поставили три кресла — для царя, Константинопольского Патриарха Иеремии и новонареченного Патриарха Московского Иова. Кресла были обиты дорогими тканями. По обе стороны от возвышения поставлены были скамьи для высшего духовенства. В первом часу дня начался благовест и к собору стала стекаться духовная и светская знать. Первым прибыл святитель Иов и, поклонившись святым иконам и мощам, направился в придел Похвалы Пресвятой Богородицы для облачения. Затем, повторив тот же церемониал шествия в собор, что и при наречении, прибыл Патриарх Иеремия, который торжественно облачался в центре собора. При облачении Патриарха певчие пели по-гречески славник Кресту «Глас пророка Твоего Моисея исполнися, глаголюще». Затем открылось торжественное шествие государя Феодора Иоанновича. Певчие встретили его входным многолетием, и после поклонения иконам он принял благословение от Патриарха и сел на своем традиционном месте. По патриаршему благословению соборный протопоп Евфимий и греческий архидиакон Леонтий были посланы в алтарь для приглашения архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов и протопопов. Все они подходили по двое и усаживались на приготовленные места «по чину соборному и обычаю». Затем названные протопоп и архидиакон ввели святителя Иова и поставили перед орлецом, расположенным у амвона. Поклонившись в пояс царю и Патриарху, новонареченный Патриарх прочел вслух свое исповедание православной веры и присягу . По окончании чтения текста Патриарх Иеремия произнес молитву, благословляя святителя Иова: «Благодать Пресвятаго Духа нашим смирением имеет тя Патриархом в Богоспасаемом граде царствующем Москве и всея Великия России». После этого царь, Патриарх и все сослужившие сели на свои места. Соборный протопоп и архидиакон подвели Патриарха Иова к Святейшему Иеремии. Константинопольский Патриарх благословил его, принял от него благословение, оба совершили братское целование. Затем Патриарх Иов приветствовал прочих архиереев, стал у орлеца и поклонился. Патриарх Иеремия вновь благословил его со словами: «Благодать Пресвятаго Духа да будет с тобою». После этого новонареченный взошел на уготованное для него место на возвышении и встал близ царя и Патриарха. Оба патриарха приветствовали царя, а царь приветствовал патриархов. Святитель Иов поклонился всему священному собору до земли и был отведен в придел Похвалы Пресвятой Богородицы, где оставался до времени посвящения.

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010