В первые годы восстановления церкви было забыто ее изначальное название " Серафимовская " и приход получил название в честь иконы Божией Матери " Одигитрия " . 9 сентября 1997 г. иеромонахом Павлом (Хохловым) в храме было совершено первое крещение жителей о. Русский. Крестилось 18 человек. В 1999 г. были получены копии архивных документов из Государственного архива Приморского края, на основании которых было подано прошение о переименовании храма в честь преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Первоначально храм Серафима Саровского был приписан к Покровскому приходу, где настоятелем был о. Павел. 24 апреля 2000 г. состоялось посещение острова Русский Владыкой Приморским и Владивостокским Вениамином. Этот визит архиерея на остров был первым в столетней истории епархии. С осени 2000 г. Серафимовский приход был выделен в самостоятельный и его первым настоятелем стал иеромонах Варнава. 22 июня 2001 г. указом Владыки Вениамина, с целью дальнейшего преобразования церкви в монастырь и создания монашеской обители, настоятелем храма преподобного Серафима Саровского назначается иеромонах Никон (Анненков). 6 октября 2001 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение " благословить преобразование прихода в честь преподобного Серафима Саровского на острове Русском города Владивостока, в Свято-Серафимовский мужской монастырь " . В декабре 2001 г. монастырь прошел государственную регистрацию. Здание церкви и чуть больше 0,30 га земли, на которой расположен храм, было передано администрацией острова Владивостокской епархии. 29 марта 2002 года в дни Великого Поста епископ Владивостокский и Приморский Вениамин совершил в монастыре первый постриг. В этом же году в 3-ю неделю по Пасхе (в Неделю Жен-Мироносиц), Владыка Вениамин вновь посетил о. Русский и теперь уже Свято-Серафимовский мужской монастырь вместе с главнокомандующим Тихоокеанского флота адмиралом Федоровым. В этот же приезд архиепископа Вениамина было совершено возведение наместника иеромонаха Никона в сан игумена. Первоначально насельники монастыря обитали в здании храма, где находится и трапезная. К марту 2005 г. силами братии и послушников был возведен келейный корпус. С этого времени братия и послушники монастыря разместились в отдельных комнатах на одного и двух человек. Также была построена баня, устроена трапезная, кухня, библиотека и книжная лавочка.

http://sobory.ru/article/?object=08646

В 1891 году монастырь был возведен в I класс. К началу ХХ в. братии в обители было около 75 человек. Последним настоятелем монастыря до его закрытия в 1921 году был Афанасий Сахаров , причисленный к лику святых. Храмы и постройки обители: Собор Боголюбской иконы Божией Матери (по проекту К.А. Тона). Освящен в мае 1866 года святиелем Феофаном Затворником . В нем приделы: правый – святого Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; левый – святителей апостолов Петра и Павла. В цокольном помещении собора – храм в честь преподобного Серафима Саровского . Храм Рождества Пресвятой Богородицы – XII–XVIII bb. Палаты святого князя Андрея Боголюбского – XII b. Благовещенская трапезная церковь – XVII b. Часовня-киворий (XVII b.) первоначально была построена в XII b. на месте явления Божией Матери святому князю Андрею. Колокольня с надвратной церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы – XIX b. Келейные корпуса, ограда, башни – XVIII–XIX bb. После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах – хранилища и склады. В 1991 году часть монастырских зданий была передана Русской Православной Церкви. В июле 1991 года во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь преподобного Серафима Саровского . В Боголюбской обители разместились два монастыря: мужской и женский. 14 января 1997 года в Боголюбскую обитель были переведены 60 сестер и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Преображенского женского монастыря, которые и приступили к восстановлению святыни. В настоящее время в монастыре подвизается более 120 насельниц, при монастыре также проживают дети, которые получают здесь необходимое духовное воспитание и проходят обучение в общеобразовательной монастырской школе.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

За отчетный период значительно увеличилось количество новых приходов, умножился штат священнослужителей. И хотя темпы развития в северных регионах заметно уступают положению дел в центральных областях, заметны результаты и у нас. В настоящее время Архангельская епархия имеет 139 зарегистрированных приходов. Территория поделена на 6 благочиний: Архангельское (город) - 11 приходов, Северное - 49 приходов, Плесецкое -33, Красноборское -9, Котласское - 14, Вельское -19. Общее количество храмов насчитывает 77. Для сравнения: в 1997 г. у нас было всего 78 приходов и 43 храма. За это время почти вдвое умножилось количество приходов, но остается острая нужда в строительстве новых храмов. На сегодняшний день в епархии 125 священнослужителей. Для сравнения. В 1912 в епархии действовали 698 храмов (из них соборов - 15). Духовенство составляло: протоиереев - 21, иереев - 355, диаконов 53, иноков 142, псаломщиков - 340, инокинь - 147, послушниц - 161. В течение этого года было совершено 14 хиротоний. Сегодня в епархии действуют 4 монастыря: Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь, Артемиево-Веркольский мужской монастырь, Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь, Иоанно-Богословский женский монастырь. В с. Сура Пинежского района, на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского, женская община. Этот год был ознаменован многими важными событиями, как для епархии, так и для области в целом: выборы нового губернатора, освящение новых храмов, часовен, поклонных крестов. Мы пережили трагедию взрыва жилого дома в г. Архангельске, участвовали в различных юбилейных торжествах, провели 6 Образовательные Иоанновские чтения, и, наконец, подписали соглашение о сотрудничестве между администрацией области и епархией. В истекшем году мы совершали пастырские поездки по районам области, занимались социальным, миссионерским, образовательным деланием, проводили различные семинары, концерты. Участвовали в праздниках. В начале года, в праздник преп. Серафима Саровского, в храме при ПГУ была совершена Божественная литургия. В этот же день год назад состоялось освящение университетского храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, который в конце 19 в. Обучался в Архангельской семинарии, в здании которой сейчас размещается университет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Монастырь имеет два скита: мужской, во имя преп. Серафима Саровского (в Рязанской области) и женский, во имя пророка Илии (в Московской области). Сретенский монастырь, заштатный, в Москве, на Сретенке. Основан в 1395 году в память избавления от нашествия татар заступлением Богоматери (см. 23 июня и 26 августа). Соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери построен в 1679 году. В монастыре хранится часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенные из Константинополя в 1706 году, и замечателен крест резной работы вышиной 10 аршин 14 вершков, шириной 6 аршин. Ежегодно 23 июня и 26 августа в монастыре совершается крестный ход из Успенского собора, в память избавления Москвы от нашествия татар. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Существовавшая ранее церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре построена была в 1385 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII ст. фабрикантом А. Милютиным; в 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужение в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени царя Александра I. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. Московский Сретенский мужской монастырь расположен на улице Большая Лубянка, вблизи бывших Сретенских ворот Белого города. По названию монастыря получила со временем свое наименование соседняя улица Сретенка. Сретенский монастырь был основан в конце XIV в. на месте встречи («сретения» святыни русского православия - Владимирской иконы Божией Матери - при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 г. Основание монастыря связывается с 1397 г. В 1476 г. по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.

http://sobory.ru/article/?object=04528

Мученический подвиг – высочайшее проявление любви ко Христу и верности. В годы гонений сонм новомучеников и исповедников Российских своей жизнью и смертью засвидетельствовал истину веры православной перед лицом гонителей. В настоящее время прославлено уже свыше 1700 мучеников. Кроме этого, Священным Синодом было дано благословение на открытие пяти новых монастырей нашей Церкви, трех мужских и двух женских. В городе Суздале Владимирской области открывается Александровский мужской монастырь . Это одна из древнейших русских обителей, основанная святым благоверным князем Александром Невским в 1240 году. Более 500 лет здесь подвизались иноки, пока в 1764 году, обитель не разделила печальную судьбу многих русских монастырей того времени – была упразднена, а церковь превращена в приходскую. На праздник Рождества Христова администрация Владимирской области в качестве подарка Владимирской епархии вернула Церкви Георгиевский комплекс зданий Александровского монастыря, и вот теперь в нём возобновляется монашеская жизнь. В городе Сарове Нижегородской области открывается знаменитая Успенская Саровская пустынь . Монастырь, основанный в 1796 году, одним из насельников которого был преподобный Серафим Саровский, закрыли большевики в 1917 году. Возрожденная пустынь будет находиться в самом центре закрытого города ядерщиков Сарова, храм обители построен на месте кельи преподобного. Решено также открыть в селе Илево, на юге Нижегородской области, скит, в котором будут проходить монашеские испытания те, кто хотел бы стать насельником Саровской пустыни. В городе Черепанове Новосибирской области открылся мужской монастырь в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших . Это новосозданная обитель, возникшая трудами наших современников – прихожан одноименной церкви, построенной в 1986 году. Первый монастырь в городе уже издает православную периодику. В городе Острове Псковской области открывается Симанский Спасо-Казанский женский монастырь . Обитель была основана в 1896 году представителями древнего знатного рода Симанских, к которому принадлежал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Двоюродный дед будущего патриарха пожертвовал почти все свое имущество на устроение обители, которую посещал и его духовный отец – праведный Иоанн Кронштадтский. По милости Божией, главная святыни обители – список Казанской иконы Божией Матери – уцелел после большевистского разорения и теперь снова находится у сестер.

http://pravoslavie.ru/4980.html

Святыни . Мощи прп. Тихона, которые почивают под спудом; икона с мощами Оптинских старцев; икона свт. Николая, привезенная из г. Бари; икона блгв. кн. Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ прп. Тихона Калужского XIX в.; привезенные со Святой горы Афон икона вмч. и цел. Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре; святой источник прп. Тихона. Крестный ход 29 июня, в день памяти основателя монастыря. Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селении Клыково. В этом селе после разорения Оптиной пустыни собралась монастырская братия во главе с игуменом Пафнутием. В конце 30-х годов они были расстреляны и похоронены в братской могиле. С 1994 года в с. Клыково начала формироваться монашеская община. 17 июля 2001 года принято постановление Священного Синода об открытии монастыря. Святыни . Ковчег с частицами мощей: мчч. Хозевитских, прпп. Оптинских старцев, свт. Луки Одесского, прп. Феофила Киево-Печерского, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Нестора Летописца, ап. Андрея Первозванного; икона, написанная в благодарность о спасении Царской семьи в крушении поезда под селением Борки. Чтимые иконы: свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Тихвинская икона Божией Матери; могилка схимонахини Сепфоры. Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Основан в конце XV в. в 26 км от Мещовска. Во время Смуты монастырь был полностью разрушен и возрожден на новом месте — рядом с городом Мещовском частью на средства царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, супруги царя Михаила Феодоровича Романова. До середины XVIII в. был процветающим и благоустроенным, имел приписные монастыри. В 1764 г. лишен всех земель и переведен в заштатные. В 1812 г. в одной из его башен был похоронен местночтимый святой — блаженный Андрей, Христа ради юродивый. С XIX в. начал возрождаться и в начале XX в. в нем было два каменных храма. Последним настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря в 1915-1918 гг. был преподобный Георгий (Лавров, † 1932 г.), исповедник. В 1918 г. он был арестован, а монастырь закрыт. С весны 2001 г. монастырь восстанавливается. Построен и освящен деревянный храм в честь Новомучеников Российских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь в г. Малоярославце. Основан в XIV в., в Смутное время находился в запустении, возобновлен в 1659 г. как мужской, в конце XVIII в. был обращен в приходскую церковь, но уже в 1800 г. началось его возрождение. В 1812 г. сильно пострадал во время решающего сражения с Наполеоном. Полностью восстановлен в 1822 г. В 1839 г. построен Свято-Никольский собор, как памятник победы при Малоярославце. В XIX — начале XX вв. в монастыре была поставлена строгая монашеская жизнь. В 1918 г. закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Восстановлены все храмы и монастырские постройки. Святыни . Частица мощей свт. Николая в ковчеге, привезена из г. Бари, стопа прп. Антония, старца Оптинского в ковчеге, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; иконы с мощами святых: прпп. Киево-Печерских, прпп. старцев Оптинских, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, прмц. Елисаветы. Крестный ход 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, установленный в честь заступничества Богородицы в войне 1812 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге. Основан в начале XVII в., имел странноприимный дом, монахини занимались шитьем белья, вязанием, деланием цветов и вышиванием золотом. После революции монастырь был закрыт, но просуществовал под видом трудовой артели до 1922 г., когда проживавшие в нем 118 монахинь и послушниц были репрессированы. Возобновлен в 1992 г. В настоящее время располагается в здании бывшего духовного училища с храмом в честь свт. Гурия Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и епархиальное женское училище с пансионом на 40 человек. С 2000 года монастырь ведет восстановление Спасо-Воротынского монастыря, построенного на месте Великого стояния на Угре (1480 г.). Святыни . Ковчег с мощами свт. Гурия Казанского, крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мчч. Савваитов в ковчеге, крест-мощевик с мощами прп. Сергия Радонежского, прп. Иосифа Оптинского, прп. Максима Грека, свт. Филарета Московского, свт. Луки Одесского, прп. Нила Столобенского, прп. Зосимы Владимирского, прп. Макария Калязинского, прп. Иова Почаевского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского (мл.), блгв. кн. Петра Муромского, мчч. горы Елеон, мчч. пустыни Хузив; иконы с частицами мощей свв. угодников Божиих прп. Серафима Саровского, прпп. старцев Оптинских, свт. Иоанна Суздальского, свт. Иоанна Тобольского, свт. Игнатия Ростовского, свт. Филарета Московского, свт. Иннокентия Московского. Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери (XVI в.) 21 июля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

После Октябрьской революции, в 1918 году, власть в городе была захвачена большевиками. Военный священник дисциплинарных батальонов протоиерей Сергий Феноменов , настоятель Преображеникой церкви Усть-Каменогорской дисциплинарной роты, в это время был расстрелян на глазах у своей семьи. По закону Казахстана от 14 апреля 1993 года священнослужитель был реабилитирован. Постановлением Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2000 года Сергий Феноменов был причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Преображенская церковь занимала второй этаж казармы в упраздненной крепости Усть-Каменогорска — в настоящее время это здание представляет собой братский корпус Свято-Троицкого монастыря. В нем расположена также домовая церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В 1923 году Троицкий храм был передан обновленцам-живоцерковникам, а через пять лет, в 1928 году, закрыт. В разные годы в его здании располагались овощехранилище, картофелехранилище, гарнизонный клуб и склад военторга. При этом были полностью утрачены колокольня, купола, алтарная апсида и внутреннее убранство храма, разрушены были дореволюционный некрополь и церковная ограда. Современное состояние [ править править код ] В связи с решением Священного Синода РПЦ от 11 июня 1993 года Свято-Троицкий приход г. Усть-Каменогорска был преобразован в Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь – первый мужской монастырь в Казахстане. Обитель была освящена в день Рождества Пресвятой Богородицы - 21 сентября 1993 года, и её первым наместником был игумен Аристарх (Хмыров). С 1996 и по 2009 год наместником был игумен Платон (Дивенко). За это время благодаря его трудам и попечительской заботе, посильному труду братии и прихожан, монастырь полностью преобразился: был отремонтирован 2-этажный братский корпус на 30 насельников, где действует монастырская домовая церковь (здание бывшей солдатской казармы, когда-то полностью разорённое), сооружены хозяйственные постройки, отремонтировано одноэтажное здание бывшей крепостной гауптвахты, в котором одно время располагалась Воскресная школа, а в настоящее время – епархиальный склад. Вся территория монастыря была приведена в порядок.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В завершение Первосвятительского визита в Ивановскую митрополию Святейший Владыка совершил чин малого освящения Покровского храма, возведенного в новом 30-м («Московском») микрорайоне города Иванова, после чего посетил деревянный храм преподобного Серафима Саровского, вблизи которого построен новоосвященный Покровский храм. В тот же день Его Святейшество отправился в Первопрестольный град. 31 июля 2015 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Нижегородскую митрополию. Были осмотрены Духовно-просветительский центр «Сергиевская слобода» в городе Бор Нижегородской области, открытый на базе Знаменского и Сергиевского храмов, а также храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижнего Новгорода. 1 августа 2015 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, Святейший Патриарх Кирилл возглавил на соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Божественную литургию в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина, митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия, митрополита Самарского и Сызранского Сергия, митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, митрополита Саранского и Мордовского Зиновия, митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина, архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Нарвского и Причудского Лазаря, епископа Балахнинского Илии, епископа Ардатовского и Атяшевского Вениамина, епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия, епископа Городецкого и Ветлужского Августина, епископа Муромского и Вязниковского Нила, епископа Кинешемского и Палехского Илариона, епископа Мариинского и Юргинского Иннокентия, епископа Котласского и Вельского Василия, епископа Лысковского и Лукояновского Силуана, духовенства епархий Нижегородской митрополии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4250908...

В 1812 году строения обители от пожара не пострадали, но французами был уничтожен ценнейший архив монастыря, похищены оклады с икон и церковная утварь. С XVII века монастырь стал местом погребения московской аристократии. До настоящего времени монастырский некрополь сохранился неплохо. На территории монастыря располагаются церкви-усыпальницы: архангела Михаила (князей Голицыных) (1806), Александра Свирского (графов Зубовых) (1796), Иоанна Лествичника (Терещенко) (конец XIX века), церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины (Первушиных) (1891 год). В 1914 году на территории нового кладбища Донского монастыря освящен храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской. В 1927 году храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был переделан под крематорий. Начиная с 1934 года и по крайней мере до 1950х годов в нем кремировали расстрелянных жертв репрессий. Можно с большой уверенностью утверждать, что прах кремированных захоронен на кладбище рядом с крематорием, однако документальных доказательств этому пока не обнаружено. В то же время есть документы, удостоверяющие, что на этом же кладбище в конце 1930х годов эпизодически производились и захоронения расстрелянных. Значительную территорию монастыря занимает некрополь, который возник здесь в конце XVII века. Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. Самые ранние захоронения находятся в Большом соборе. Это надгробия грузинских царевичей – Давида (ск. 1688) и его братьев Матвея и Александра (ск. 1711). В подклете Большого собора захоранивалась московская знать. Во второй половине XVIII века, особенно после указа Екатерины II от 1771 года о запрещении хоронить на церковных кладбищах в черте города, кладбище Донского монастыря стало одним из самых аристократических в Москве с очень высокими ценами на участки. Современное Старое Донское кладбище занимает два с небольшим гектара площади и простирается от Михайловской церкви к Большому и Малому соборам и далее в юго-восточную часть монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010