ЦВ 12 (385) июнь 2008 /  27 июня 2008 г. «Пензенский синдром» События последних месяцев, связанные с уходом в подземный затвор в Пензенской области группы верующих под руководством Петра Кузнецова (возможно, бывшего монаха), вызвали широкий общественный резонанс. Очевидно, что группа Петра Кузнецова не единственная, существуют и другие радикально настроенные православные и псевдоправославные группы. Их члены активны, их влияние распространяется на различные регионы России, и даже на сопредельные страны, такие как Белоруссия. Приходится признать, что сегодня именно такие группы, а не так называемые тоталитарные секты или движения протестантского толка, представляют главную угрозу для единства Русской Православной Церкви и для духовной безопасности нашей страны. Причины их появления и широкого распространения вызывают удивление и недоумение. Более того, ни у государственной, ни у церковной власти нет сейчас четкого объяснения этих причин. Поэтому необходимо еще раз задуматься над тем, почему это происходит, и что мы должны сделать, чтобы такие группы не появлялись на православной почве. Прежде всего, нужно отметить, что появление групп, подобных пензенской, характерно не только для нашего времени. Русская церковная жизнь XIX–XX веков знала много примеров такого рода. Они были на слуху у церковных деятелей и миссионеров начала ХХ века и даже 1920–40-х годов, но позднее вышли из поля зрения церковноначалия. Первой документально зафиксированной подобной группой были «серафимовцы», появившиеся на Псковщине в 1870-х годах и получившие свое название от имени иеромонаха одного из местных монастырей Серафима, которого они почитали как одного из библейских пророков. Этот Серафим учил, что Второе пришествие уже совершилось и спаслись только его последователи. В 1900-е и 1910-е годы заявили о себе сразу два подобных движения: «иоанниты» в центральном Черноземье и «иннокентьевцы» в Молдавии. Первые считали, что Сама Святая Троица воплотилась в протоиерее Иоанне Кронштадтском, а вторые — что воплощением Бога является их лидер иеромонах Иннокентий. Советское время дало целый веер подобных движений: в 1920-е и 1930-е годы появились «федоровцы» (центральное Черноземье), «ильинцы» (Белоруссия), «стефановцы» (или «подгорновцы»; восточная Украина), «николаевцы» (Мордовия) и другие.

http://e-vestnik.ru/analytics/penzenskij...

Валдай. Иверский монастырь. Усыпальница Панаевых с часовней (Серафима Саровского?). Часовня. Действует.   Год постройки:1870. Адрес: Новгородская область, Валдайский район, Валдай Координаты: 57.9903, 33.30627 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1870 году с благословения архимандрита Лаврентия в Иверском монастыре была устроена семейная усыпальница Панаевых, расположенная в северо-восточной части монастыря, в саду. Она представляет собой изящную часовню, возвышающуюся на высоком цоколе, внутри которого и находится собственно усыпальница. Там под тремя каменными саркофагами покоится прах членов семьи Панаевых. Вход в усыпальницу — через западную нижнюю небольшую дверь, над которой находится большая филенчатая дверь, ведущая в часовню. С правой и с левой сторон от входа в часовню спускается двухмаршевая легкая металлическая лестница. Все четыре фасада оформлены треугольными фронтонами. Сложная палаточная форма кровли завершается невысоким шатром, увенчанным крестом. Усыпальница возведена Валерьяном Александровичем Панаевым (1824-1899), двоюродным братом знаменитого И.И. Панаева (1812-1862), журналиста, писателя, соредактора некрасовского журнала «Современник». В.А. Панаев, как и его брат Ипполит, тоже принимавший участие в сооружении усыпальницы, был «путейским инженером». Братья закончили Корпус инженеров путей сообщения и определились на службу при строящейся Николаевской железной дороге, принимая участие в изыскании, проектировании, эксплуатации Московско-Петербургской железной дороги. В.А. Панаев поселился недалеко от Валдая, в деревне Кузнецове на реке Шегринке, во владениях Квашниных-Самариных. Он часто бывал в имении Квашниных Новотроицком, принадлежавшем тогда семейству Фроловских: Наталье Александровне (урожд. Квашниной-Самариной) и Ивану Петровичу . Там он познакомился со своей бу дущей женой — Софьей Михайловной Мельгуновой, мать которой, Анна Александровна (урожд. Квашнина-Самарина) была сестрой хозяйки Новотроицкого и владела соседним имением Байнево.

http://sobory.ru/article/?object=11968

Двое студентов Академии приняли священный сан и 12 стали чтецами сентября 2016 " Сегодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась - как говорит Евангелие - не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью " . Митрополит Антоний Сурожский Перед службой владыка ректор посвятил в степень чтеца двенадцать учащихся 3 курса бакалавриата: Максима Ларионова, Илью Друганова, Федора Иванова, Серафима Кадуру, Максима Кудрявцева, Бориса Седова, Артема Ялалова, Константина Бабака, Сергея Борисова, Михаила Волкова, Серафима Дейнеса, Евгения Серебрякова. После этого владыка возвел чтеца Евгения Серебрякова в иподиакона. За Божественной Литургией Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; священник Джон Паркер, клирик храма в честь Вознесения Господа Иисуса Христа в городе Чарлстон (США); иеромонах Геннадий (Поляков); иеромонах Тарасий (Перов), клирик Мурманской епархии; священник Александр Кузнецов; иромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; иеромонахи, Сергий (Иванов), Феодосий (Желновачев), Филипп (Балиниу); протодиаконы Кирилл Журавлев и Павел Бубнов, преподаватель Минской Духовной Семинарии; диаконы Герман Ранее и Антоний Копаев; иеродиакон Алексий (Дурнев). После чтения Евангелия с проповедью к молящимся обратился учащийся II курса библейско-богословского отделения магистратуры чтец Вячеслав Чернов. После сугубой ектении владыка ректор, духовенство и прихожане храма молились о воцарении мира и прекращении кровопролития в Украине и Сирии. " В длинном ряду родословной Пресвятой Богородицы были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие - против самих себя, не против других - для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию… "

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

     Недалеко от Чусовского завода Пермского уезда, в местечке под названием Городище, в начале XX в. был основан Благовещенский мужской монастырь. Основателем этого монастыря считается игумен Серафим (Кузнецов), получивший благословение на это благое дело от преосвященного владыки Палладия. Официально монастырь был закрыт властями в 1921 году, но его существование прекратилось только в 1929 г., после ареста последнего настоятеля — иеромонаха Нифонта (Агафонова) . Благодаря открытым для исследователей материалам Пермского государственного архива социально-политической истории (ПермГАСПИ) сегодня мы имеем возможность получить представление о содержании следственных документов, с ним связанных, и об образе действия «правосудия» в период сталинского «большого террора». Начало пути Биографические сведения о схиигумене Кирилле (Агафонове) довольно скупы. До сих пор основным источником была книга В.И. Костиной «Духовный пламень Белогорья» . Будущий схиигумен Кирилл (Агафонов) до монастыря носил имя Николай Павлович. Родился он в 1880 г. в поселке Пашия Чусовского района и семи лет был помещен в Пермский детский приют св. равноапостольной Марии Магдалины. В августе 1901 г. Николай был назначен учителем в министерскую школу в Юговский завод. Пел и читал на клиросе в Юговской церкви. В 1901 г. Николай уехал в Петербург и поступил в консерваторию. До февральской революции он жил в Москве и служил в одном из Императорских театров. В 1910-1917 гг. он был известен как артист и певец Московских, Петербургских (Петроградских), Казанских театров. В молодости его связывала дружба с Федором Ивановичем Шаляпиным. Его духовное «воскресение» относится к периоду гражданской войны В 1917 г., оставив артистическую карьеру, Николай Павлович Агафонов вернулся на родину. Жил в с. Ляды вместе с матерью — просфорницей Сретенской церкви — и сестрой Надеждой, был псаломщиком в церкви. По-видимому, его духовное «воскресение» относится к периоду гражданской войны; в 1919 г. он стал насельником Городищенского монастыря, где нес послушание на клиросе. Впоследствии послушник Николай Агафонов принял постриг с именем Нифонт. В июле 1920 г. он был возведен в сан иеродиакона епископом Пермским и Кунгурским Сильвестром (Братановским). В 1921 г. он был впервые арестован, однако вскоре освобожден и направлен во Введенскую церковь села Окуловка Оханского уезда. В январе 1923 года из Введенской церкви иеродиакон Нифонт был переведен на прежнее место службы — в Городищенскую Благовещенскую церковь. В 1924 г. о. Нифонт был возведен в сан иеромонаха и назначен настоятелем Благовещенской церкви.

http://pravoslavie.ru/105486.html

Архив Пн В день своего 76-летия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 20 ноября 2022 г. 13:51 20 ноября 2022 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, которому в этот день исполнилось 76 лет, совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.   Его Святейшеству сослужили: постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний , Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин ; члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета , сонм архиереев Русской Православной Церкви. В богослужении участвовали представители Поместных Православных Церквей: архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии ; протоиерей Даниил Андреюк , представитель Православной Церкви в Америке . Также Святейшему Владыке сослужили: протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Николай Балашов , советник Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Максим Козлов , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Общецерковной аспирантуры и докторантуры  имени равноапостольных Кирилла и Мефодия; наместники ставропигиальных монастырей, духовенство г. Москвы и Московской митрополии.  Патриаршее богослужение посетили: заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев; государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Д.Ф. Мезенцев; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по собственности, земельным и имущественным отношениям, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А.

http://patriarchia.ru/db/text/5978654.ht...

Архив Пн Православие на Сахалине. 20 лет миссионерских и пастырских трудов 4 марта 2013 г. 18:46 На Сахалине продолжаются мероприятия, посвященные 20-летию образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии . С точки зрения истории Православной Церкви это очень небольшой срок, однако за прошедшие два десятилетия был пройден большой и сложный путь от атеистического региона, где не было ни одного православного храма, ни одного священника до живой и деятельной епархии с 58 общинами и без малого 50 новыми храмами. И если учесть, что жизнь на островах значительно отличается от жизни на материке, то огромный труд, не без тягот и скорбей, и правящего архиерея, и духовенства, и мирян будет чуть более понятен. Для самой епархии состоявшиеся торжества стали прежде всего подведением итогов и попыткой осмыслить путь, пройденный «островным Православием» за 20 лет. 15 февраля в городской библиотеке имени О.П. Кузнецова в Южно-Сахалинске состоялось первое мероприятие, приуроченное к юбилею епархии. Широкому кругу читателей презентованы уникальные дневниковые записи священника-миссионера Александра Городного, который в годы своего служения на Сахалине (1900-1908) описывал жизнь сахалинского коренного этноса. Дневник отца Александра под названием «Поездка к крещеным инородцам северной части Сахалина в феврале 1908 года» — это уникальный по своим подробностям отчет о путешествии по станам местных народностей. Новое издание проиллюстрировано фотографиями коренных жителей начала ХХ века. Наиболее значимым событиям и людям, потрудившимся на церковной ниве, посвящена видеотрилогия, подготовленная к юбилею информационно-аналитическим отделом епархии. Видеоиздание включает в себя три документальных фильма, рассказывающих о жизни епархии в разные годы. Первые два фильма — «Здесь встает солнце России» и «Мой храм» — уже знакомы сахалинскому зрителю, а съемки третьего фильма «20 лет» закончились буквально накануне празднования. Своеобразным приложением к трилогии стала графическая презентация «Историческая ретроспектива " Становление духовной жизни на островах " », составленная одним из старейших клириков Сахалинской епархии, настоятелем Свято-Покровского мужского монастыря в г. Корсакове игуменом Серафимом (Скипиным).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/1...

В Дивеевском монастыре прошел круглый стол «350 лет Нижегородской епархии: история и современность» 15 ноября 2022 г. 11:29 10 ноября 2022 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялся круглый стол «350 лет Нижегородской епархии: история и современность», организованный Фондом преподобного Серафима Саровского . В мероприятии приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий , настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), советник главы Нижегородской митрополии Ольга Бараева, директор Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета (ННГУ) имени Н.И. Лобачевского доктор политических наук, профессор Михаил Рыхтик, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории Института международных отношений и мировой истории ННГУ доктор исторических наук, профессор Александр Корнилов, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства ННГУ доктор исторических наук, доцент Андрей Кузнецов, старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и локальной истории Института международных отношений и мировой истории ННГУ кандидат исторических наук Александр Сорокин, директор Института русского языка Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ) имени Н.А. Добролюбова, доктор педагогических наук, доцент Наталия Макшанцева, проректор Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (НГСХА) кандидат педагогических наук, доцент Елена Калинкина и другие нижегородские ученые — преподаватели высших учебных заведений, а также учителя истории православных гимназий и студенты вузов. В начале встречи с приветственными словами к участникам мероприятия обратились митрополит Георгий и Михаил Рыхтик. Глава Нижегородской митрополии отметил, что в ХХ веке историю России разделили на две части — историю государства и историю Церкви, однако это также противоестественно, как составлять подробную биографию человека, отделив его личную жизнь от общественной.

http://patriarchia.ru/db/text/5976812.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского Сегодня мы также вспоминаем ученого Н.И.Пирогова, славянофила Д.А.Валуева и адмирала Н.Г.Кузнецова 06.12.2022 467 Время на чтение 8 минут Сегодня Святая Церковь чтит память свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI-VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Сщмч. Сисиния, еп. Кизического (III), Мч. Феодора Антиохийского (после 363). Прп. Колумбана, игумена Люксейского (615). Прмч. Серафима (1931). Св. Иоанна исп (1932). Сщмч. Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937). Сегодня Церковь почитает Святого благоверного Великого Князя Александра Невского, преставившегося ко Господу 14 ноября 1263 г. Он родился 30 мая 1220 г., был сыном Великого Князя Ярослава Всеволодовича, Великим Князем Владимирским стал в 1252 г. Почитание св. Александра во Владимире началось уже в 1280-х гг., официально же он был канонизирован в 1549 г. В 1710 г. в его честь была основана Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, куда в 1724 г. Император Петр I повелел перевезти мощи св. князя. Тогда же был установлен праздник в память перенесения мощей св. блгв. Великого Князя Александра 30 августа - в день заключения победоносного Ништадтского мира со Швецией. В 1725 г. супруга Петра Великого Императрица Екатерина I учредила орден Св. Александра Невского, а дочь Петра Императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку его мощам. + + + Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств, по слову Писания: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). «Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, - свидетельствует о князе писатель его жития. - Вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господни и творити я во всем... Смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и от тщеславия отвращашеся... Во устех же беспрестанно бяху божественная словеса, услаждающа его паче меда и сота».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/et...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отец Сергий принадлежит к дореволюционному типу русского священника» Сегодня исполняется 60 лет современному подвижнику благочестия архимандриту Сергию (Булатникову) 16.04.2010 746 Время на чтение 3 минуты Сегодня 60 лет со дня рождения выдающегося современного церковного деятеля, истинного подвижника благочестия архимандрита Сергия (Булатникова) . Судьба отца Сергия неразрывно связана с Санкт-Петербургом, где он служил священником в знаменитом Иоанновском монастыре и был настоятелем Зеленецкого монастыря. Родился отец Сергий (в миру Владимир Леонидович Булатников) в Омске 16 апреля 1950 года. Подвизался в числе братии Псково-Печерского монастыря при архимандрите Алипии (Воронове), но во время гонений был исключен из братии как не достигший 30-летнего возраста. Служил псаломщиком в Псковской епархии. В 1973 г. окончил Московскую духовную семинарию и 21 апреля 1974 г. был рукоположен в сан пресвитера архиепископом Смоленским и Вяземским Феодосием (Процюком). В монашество был пострижен в Курской епархии 23 ноября 1976 г. схиархимандритом Григорием (Давыдовым), последним Площанским старцем. Отец Сергий окормлялся у известного духовника-старца архимандрита Серафима (Тяпочкина). В 1990 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. С 1992 по 1994 гг. батюшка был настоятелем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. После чего перешел во вновь открываемую Брянскую епархию, где был назначен настоятелем Богородицкой Площанской пустыни, в каковой должности и состоит до настоящего времени. Имя отца Сергия дорого сотрудникам нашего агентства, некоторые из нас имеют счастье лично знать батюшку. Мы не раз наслаждались его беседами, получали благословение и утешение. В день 60-летия дорогого батюшки можно сообщить, что именно он благословил разместить на первой странице нашего издания бессмертные слова «Православие. Самодержавие. Народность». Бывший насельник Богородицкой Площанской пустыни инок Савва (Кузнецов), который до сих пор поддерживает теплые отношения с отцом Сергием, в интервью нашему агентству рассказал о батюшке.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/16/ot...

Канны. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Выдающимся храмом РПЦЗ во имя Святого Архистратига Божия Михаила в Каннах, начальном городе Ривьеры, и знаменуется «русско-французский» Лазурный берег. Возведение его связано с энтузиазмом постоянной жительницы Канн, русской супруги местного землевладельца Александры Федоровны Трипе, урожденной Скрипицыной. Еще в 1886 году при своей вилле «Александра» она устроила домовую церковь десятка на три человек, служить в которую время от времени приезжали священники из действовавшего в Ницце православного храма.  Богослужения в домовом храме А.Ф.Трипе-Скрипицыной стали регулярны в 1889 году с приездом в Канны Великой княгини Анастасии Михайловны за счет их проведения ее придворным Шверинским причтом. Но церковь при вилле вскоре перестала вмещать всех прихожан из быстро растущей здешней русской колонии. Тогда в 1893 году духовник Великой княгини Анастасии Михайловны протоиерей Григорий Остроумов обратился к проживавшему уже несколько сезонов в Каннах Великому князю Михаилу Михайловичу с просьбой о содействии построить тут храм. Так под председательством Великого князя Михаила Михайловича начал работать строительный комитет, куда вошли князь С.М.Голицын, князь Ю.Д.Урусов, К.С.Сильванский, Ф.П.Чихачев, С.М.Волков, А.Г.Кузнецов... Строил его под неусыпным наблюдением отца Григория французский архитектор Нуво так успешно, что уже в начале ноября 1894 года церковь на 400 человек была завершена, а 22 ноября освящена протоиереем Григорием Остроумовым при сослужении Ниццкого, Ментонского, греческого Марсельского причтов. Городской муниципалитет, присутствовавший на торжестве в полном составе, преподнес свое постановление о переименовании бульвара, на котором вырос русский Михаило-Архангельский храм, в бульвар российского Императора Александра III. В истории каннского храма св.Михаила Архангела Русской Православной Церкви Заграницей, кроме его пламенного основателя отца Григория Остроумова, нужно отметить и отца Игоря Дулгова, будущего Архиепископа Брюссельского и Западно-Европейского Серафима, служившего здесь настоятелем в 1960х годах...

http://sobory.ru/article/?object=20511

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010